Научная статья на тему 'Роль деконструктивистов в формировании дизайна будущего'

Роль деконструктивистов в формировании дизайна будущего Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
389
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новая эстетика / деконструкция / упрощение технологии / изменение структуры / инновационные проекты / new aesthetics / deconstruction / simplified technology / changes in the structure / innovative projects

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Е В. Свинцова

Рассмотрена концепция возникновения метода деконструкции, применение деконструкции к процессам технологической обработки одежды, разрушение структуры материалов, создание новых текстур материалов, инновационные проекты и перспективы использования метода деконструкции в дизайне одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of deconstructivist in shaping the design of the future

The article discusses the concept of deconstruction method, application to the processes of deconstruction of the structure of materials, creating new textures of materials, innovative designs and a perspective of deconstruction in fashion design.

Текст научной работы на тему «Роль деконструктивистов в формировании дизайна будущего»

УДК 745/749(075.8) Доц. Е.В. Свинцова, канд. искусствовед.,

член Союза Дизайнеров РФ -Российский ГУ туризма и сервиса, г. Москва

РОЛЬ ДЕКОНСТРУКТИВИСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДИЗАЙНА БУДУЩЕГО

Рассмотрена концепция возникновения метода деконструкции, применение деконструкции к процессам технологической обработки одежды, разрушение структуры материалов, создание новых текстур материалов, инновационные проекты и перспективы использования метода деконструкции в дизайне одежды.

Ключевые слова: новая эстетика, деконструкция, упрощение технологии, изменение структуры, инновационные проекты.

Говоря о тенденциях развития и формирования дизайна одежды в условиях современных технологических процессов, хочется более подробно рассмотреть применение метода деконструкции к процессам технологической обработки одежды и ткани.

Понятие "деконструкция" заключает в себе новый образ мысли, постоянное переосмысление предмета, речи, контекста; смешение, сталкивание языков и стилей, расширение границ и выход за рамки возможного. Деконструкция стала приёмом не только философского мышления, но и способом проектирования в литературе, архитектуре, дизайне и изобразительном искусстве. Путем разрушения классических пропорций, конструкций, взаимосвязей между элементами, рождаются новые, удивительные в своей силе и выразительности образы.

В дизайне одежды деконструкция явилась воплощением нового взгляда на эстетику костюма, а в проектировании - воплощением новых принципов и приемов в части конструирования, технологической обработки изделия и разработке новых структур материалов.

Технологическая часть в проектировании одежды - гибкий, постоянно меняющийся процесс. В этой связи актуальным и современным в производстве одежды явился деконструктивистский подход к упрощению технологической обработки изделий, которая заключается в:

• "облегчении" низа изделия за счет применения потайных машинных и ручных швов, фиксации припуска клеевыми материалами;

• обработке внешних срезов изделия на краеобмёточной машине;

• использовании необработанных краёв в неосыпающихся и нераспускающихся материалах или их фиксации на плоскошовной машине, швом однониточного челночного или цепного стежка и прочими декоративными швами;

• использовании накладных швов для соединения деталей изделия;

• отказе от закрепительных и отделочных строчек и их замене закрепками и применением клеевых материалов;

• уменьшении применения клеевых материалов для сохранения естественной пластики ткани (дублирование только необходимых участков, усиление срезов клеевыми кромками) и др.

Деконструкция подразумевает не только создание новых, но и нарушение и отказ от принятых методов технологической обработки:

• вывод швов и вытачек наружу;

• намеренную деформацию изделия;

Науковий шспик НДТУ Украши. - 2013. - Вип. 23.18

• нарушение последовательности влажно-тепловой обработки.

Вместе с новой эстетикой деконструктивизм привнес в дизайн одежды новый декоративный язык: дыры, разрывы, потёртости, прорехи, умышленный брак и искусственную деформацию материала в изделии. Он наилучшим образом отражает эстетику неправильности и несовершенства. Созданное человеком несовершенно, но, тем не менее, может быть прекрасно. В абсолютной симметрии и правильности нет движения, нет жизни, она искусственна, а потому - мертва. Разрушение структуры материала дает тканям новое прочтение, вызывает новые ощущения и эмоции.

Достижение эффектов старения и деформации изделия возможно за счёт специальной отделки, изначальной деструкции ткани, материала или трикотажного полотна, а также её имитации. Различные способы варки придают ткани и изделиям потертый, умеренно поношенный вид. Среди них выделяют:

• стирку с камнями, применяемую для получения цвета и эффекта старения;

• стирку с добавлением ферментов, позволяющую получить аналогичный эффект при меньшей деструкции материала.

При обработке денима используют трение различными абразивами (металлической щёткой, наждачной бумагой) и обработку химическими реагентами, придающими изделию эффект поношенности и искусственного старения в желаемых местах.

Скручивание, сжатие и растяжение, формование под воздействием влаги, тепла и специальных составов позволяют получить совершенно новые фактуры и формы в изделиях из натуральной кожи. В работе с регулярным трикотажем возможно получение различных декоративных эффектов на полотне:

• эффектов спуска петель и роспуска полотна (за счет использования ажурных, неполных переплетений);

• создание полотна с неравномерной плотностью и петлями разной величины на основе неравномерных переплетений и при использовании фасонных нитей;

• деформации вязаного полотна за счёт использования термопластичной пряжи и др. Материалы с имитацией временной деструкции, термопластические свойства полотна позволяют создавать выразительные образы.

Достижения в области химии и материаловедении, с одной стороны, а также растущая популярность деконструктивизма в дизайне - с другой стороны, породили потребность в материалах с измененной структурой. Это ткани с характерными следами искусственной деформации: трещинами, морщинами, заломами, складками, полосами, вздутиями. Данные эффекты получаются за счёт "растрескивания" жесткой полимерной пленки, разбивке готового тканого полотна с металлической нитью в специальном барабане с применением резиновых или деревянных шаров. Так, например, для получения "креш-эффекта" и эффекта гофрирования на ткани используют химическую и термоотделки. За счет воздействия препаратов и различной термостабильности волокон ткань получает местную усадку и образует вздутия, складки и заломы.

Предприятия текстильной промышленности продолжают изобретать новые способы отделки и создания материалов с измененной структурой. Португальская фирма Шоре1е производит ткани по внешнему виду идентичные материалам с металлической нитью. Но вместо металла в состав ткани входит жесткая полиэтиле-

новая нить, что значительно повышает эксплуатационные свойства и долговечность изделия.

Современная одежда становится все более продвинутой технологически. Компания Philips изобрела светящуюся ткань Lumalive, способную светиться за счет встроенных Led-лампочек (светодиодов). Эта ткань может не только переливаться разными цветами, но и отображать разные рисунки, фотографии, а также движущиеся изображения. Одежда из ткани с Led-диодами на ощупь практически не отличается от одежды из традиционных тканей: такая же мягкая и пластичная. В проекте компании разработка светящихся тканей, цвета которой будут меняться в зависимости от настроения и эмоций владельца. И таких примеров не мало.

Мияке И., яркий представитель деконструктивизма, в специальной лаборатории проводил эксперименты по термической и химической обработке тканей, соединению натуральных и синтетических волокон. Это позволило ему добиться нужной формы изделия неконструктивным путем. Появились проекты "звучащей" одежды, одежды со световыми эффектами, с запахами, материалы с жидкими кристаллами, реагирующие на изменения температуры или освещенности. На смену обычным принтам пришел рисунок, который создают с помощью компьютера (рассчитывается место вплетения нитей различных цветов, которые потом формируют изображение). Это выглядит как нанесенное изображение, а на самом деле -это ткань. Так, сочетая новейшие технологии и традиционный японский подход к моделированию одежды, делающий акцент на красоте ткани, Мияке поражал специалистов и зрителей своими уникальными моделями.

Надо сказать, японские дизайнеры - новаторы в области создания новых материалов и трансформирующихся моделей. И, конечно же, большое внимание они уделяют инновациям. Яркий пример - создание объемных тканей, существующих в трех измерениях. В коллекции А-РОС И. Мияке путем соединения современных компьютерных технологий с традиционными методами вязания создал варианты безразмерной одежды будущего. " Я приложил все усилия для того, чтобы внести фундаментальные изменения в систему производства одежды. Подумайте только: нитка входит в машину и та в свою очередь производит завершенную одежду, используя компьютерные технологии, и ликвидирует обычную потребность в разрезании, кройке и шитье", - говорит дизайнер.

Его коллекция '132 5'. 2010 построена на применении техники оригами. Увидев эти необычные вещи, понимаешь: дизайнер сформировал принципы эстетики будущего, обозначил тенденции развития и формирования дизайна одежды. Без сомнения ISSEY MIYAKE- Интеллектуальный fashion и будущее дизайна заключается в гармоничном единстве эстетических идей художника и инновационных способах их реализации в костюме.

Литература

1. Future Beauty: 30 Years of Japanese Fashion / под ред. Akiko Fukai, Barbara Vinken, Susannah Frankel, Hirofumi Kurino, Rie Nie. - London : Merrell Publishers, 2010. - 256 с.

2. Франсуа Бодо "Шик и Шарм" : пер. с фр. Е.Д. Богатыренко, О.Р, Будкиной, В.Д. Румянцевой. - М. : Изд-во Слово/Slovo, 2006. - 400 с : пер. изд: Mode du siècle, Editions Assouline.

3. Современная энциклопедия Аванта плюс. Мода и стиль / гл. ред. В. А. Володин. - М. : Изд-во "Аванта+", 2002. - 480 с.

Науковий шспик НЛТ У Украши. - 2013. - Вип. 23.18

4. Герменевтика и деконструкция / под ред. В. Штегмайера, Х. Франка, Б.В. Маркова. - СПб. : Изд-во "Нева", 1999. - 256 с.

5. Гусейнов Г.М. Композиция костюма : учебн. пособ. [для студ. ВУЗов] / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. - М. : Изд-во "Академия", 2003. - 432 с.

6. А. Артамонов. Обработка текстильных изделий содержащих металлические нити с применением препаратов фирмы ООО "НПФ Траверс" / А. Артамонов // Современные химчистки и прачечные : журнал. - Харьков : Изд-во "СХиП". - 2008. - № 1. - С. 12-19.

7. [Электронный ресурс]. - Доступный с http://www.e-maika.com, сайт компании "Фабрика варки". Широкий спектр услуг по пошиву, варке и крашению текстиля.

8. Смирнов Л.С. Технология тканевязаных материалов / Л.С. Смирнов, Ю.И. Масленников, Ю.В. Яворский. - М. : Изд-во "Вытязь", 1981. - 450 с.

9. Эффект прозрачности (ажурные, неполные и неравномерные трикотажные переплетения) // Ателье : журнал. - С. 26-27.

10. Maison Martin Margiela : Изд-во Rizzolli, 2009. - 352 с.

11. Tomoko Nakamichi. "Pattern Magic 3" : Изд-во : Bunka Publishing Bureau, 2010. - 97 с.

12. [Электронный ресурс]. - Доступный с http://www.style.com.

Свтцова О.В. Роль деконструктивiстiв у формуванш дизайну май-бутнього

Розглянуто концепцвд виникнення методу деконструкцн, застосування деконструк-ци до процеив технолопчного оброблення одягу, руйнування структури матерiалiв, ство-рення нових текстур матерiалiв, шновацшш проекти й перспективи використання методу деконструкцн в дизайш одягу.

Ключовi слова: нов^ня естетика, деконструкщя, спрощення технологи, змша структури, шновацшш проекти.

Svintsova E. V. The role of deconstructivist in shaping the design of the future

The article discusses the concept of deconstruction method, application to the processes of deconstruction of the structure of materials, creating new textures of materials, innovative designs and a perspective of deconstruction in fashion design.

Keywords: new aesthetics, deconstruction, simplified technology, changes in the structure, innovative projects.

УДК 745.52(438+477) "195/198" Астр. Н.О. Соболевська1 -

Львiвська национальна академш мистецтв

ДЕКОРАТИВН1 ТКАНИНИ ТА ОБРАЗОТВОРЧЕ МИСТЕЦТВО: ДОСВ1Д 50-80-Х РОК1В ХХ СТОЛ1ТТЯ

Дослщжено художнш розпис на тканинах у крашах Схщно! i Центрально! Свропи у 50-80-х роках ХХ ст. Щоб уникнути звинувачення у формалiзмi, багато художнигав-жи-вописцв та графтв соцiалiстичних краш зверталися до нових техшк та засобiв, прита-манним тшьки прикладному i декоративному мистецтву. Декорування тканин за допомо-гою техники батiку, ручного друку та шших технiк стало важливим явищем у европейсь-кому декоративному, а з часом, i в образотворчому мистецтв^

Ключовi слова: дизайн, декоративне, образотворче мистецтво, штер'ерний, розпис, живопис, графша, тканина, батiк, станковий, монументальний, живопис, шовк, льон, ба-вовна, техшка, друк, вiльний розпис.

Розпис i декорування тканин за допомогою таких технiк, як батiк та ручний друк, стало важливим явищем у европейському прикладному i декоративному, а з часом, i в образотворчому мистецтвi. Особливо в другiй половит 50-х роюв ав-

1 Наук. кергвник: доц. Л.1. Цимбала, канд. мистецтвознавства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.