Научная статья на тему 'Роль человеческого фактора в становлении и развитии «Новой экономики»'

Роль человеческого фактора в становлении и развитии «Новой экономики» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3159
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурин Алексей Викторович

Статья публикуется в рамках междисциплинарного научного проекта Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (2008 год) «Стратегии инновационного развития Российского государства». Междисциплинарный научный проект «Стратегии инновационного развития Российского государства» направлен на разработку модели стратегического управления развитием государственной системы Российской Федерации, основанной на междисциплинарном теоретико-методологическом анализе российского и зарубежного опыта реформирования системы государственного управления, выявлении и разработке эффективных инновационных механизмов государственного управления. Исследовательская работа, проведенная в рамках данного междисциплинарного научного проекта в 2007-2008 году, позволила развить и систематизировать методологические подходы, стратегические приоритеты и принципы инновационного развития Российского государства, разработать ряд социально-экономических, информационных, правовых и организационно-управленческих методов и механизмов в инновационной сфере. Совместные научно-исследовательские работы специалистов трех факультетов МГУ (факультета государственного управления, экономического и юридического факультетов) по МНП в 2007-2008 году способствовали становлению междисциплинарного научного сообщества, в центре внимания которого находятся как проблемы разработки содержания стратегии инновационного развития государственной системы, так и проблемы совершенствования стратегического процесса, т.е. процесса выработки стратегических решений в государственном управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль человеческого фактора в становлении и развитии «Новой экономики»»

Сурин А.В.

Роль человеческого фактора в становлении и развитии «новой экономики»

Основной тенденцией развития современного общества является переход от сырьевой и индустриальной экономики к так называемой «новой экономике», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании всех факторов производства.

В настоящее время под «новой экономикой» («неоэкономикой») подразумевают те отрасли, сферы, сегменты экономики, где производство и реализация товаров и услуг осуществляется с применением информационно-коммуникационных технологий, либо эти технологии оказывают заметное влияние на развитие каких-либо отраслей и видов деятельности1. При этом рассматривают определенный тип экономики, в котором основным источником роста выступает производство знаний, прогресс информационных технологий, развитие сферы НИОКР, накопление человеческого капитала.

Переход к «новой экономике» обусловлен начавшейся в середине ХХ века научно-технической революцией, которая качественно преобразовала материальнотехническую базу производства. Научно-технический прогресс привел к созданию высокопроизводительных компьютеров, обладающих огромной памятью и производительностью, высокопроизводительных, в том числе оптоволоконных каналов связи, многофункционального программного обеспечения, снабженного графическим интерфейсом и достаточно простым в освоении, локальных компьютерных сетей и, наконец, к появлению глобальной компьютерной сети - Интернета.

Все это позволило до предела сократить время обработки и передачи информации практически в любую точку планеты, значительно интенсифицировать процессы развития постиндустриальной экономики и еще более усилить роль человеческого фактора. Поскольку все эти процессы сегодня носят интенсивный характер, целый ряд ученых посчитали необходимым охарактеризовать современный этап развития постиндустриальной экономики как «новую экономику».

Теоретическому осмыслению процессов, происходящих на современном этапе, предшествовала разработка концепции постиндустриального общества, которая впервые была представлена в книге американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество», вышедшей в 1973 году2.

В качестве основных признаков постиндустриального общества Д. Белл выделяет: создание экономики услуг; доминирование слоя научно-технических специалистов; выделение научного знания как источника нововведений и политических решений в обществе; возможность самоподдерживающегося технологического роста; создание новой интеллектуальной техники3.

Все эти изменения, по мнению Д. Белла, были обусловлены техническими причинами и трактовались им как расширение возможностей решать крупномасштабные задачи с помощью новой технологии. Поскольку перед обществом все чаще вставали проблемы стратегического плана, то особая роль в их решении принадлежала «интел-

1 См.: Авдокушин Е.Ф. К вопросу о сущности и особенностях «новой экономики» // Межрегиональная группа ученых - институт проблем новой экономики. Ежеквартальный научно-методический журнал. Киров: Изд-во Вятский социально-экономический институт, 2004. №1. С. 5.

2 См.: Белл. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

3 Следует заметить, что термин «постиндустриальное общество» (postindustrial society) был введен Д. Беллом еще летом 1959 г., на лекциях в Зальцбурге, хотя Д. Белл признает, что до него - в 1958 г. этот термин употребил другой американский социолог - Д. Рисмен в названии своей статьи «Досуг и работа в постиндустриальном обществе».

лектуальным технологиям», позволяющим выявить определенные закономерности на основе анализа множества данных, получить оптимальное решение из множества различных альтернатив.

В постиндустриальном обществе, по мнению Д. Белла, теоретическое знание в качестве детерминанты экономического прогресса сменяет экспериментальное и обыденное знание, присущее предшествовавшим эпохам. Д. Белл определяет теоретическое знание как набор упорядоченных утверждений относительно фактов или идей, представляющих осмысленное суждение или результат эксперимента, которые передаются другим при помощи средств коммуникации в строго систематизированной форме, и отводит ему центральную роль той оси, вокруг которой будут располагаться новая технология, экономический рост и стратификация общества.

Теория постиндустриального общества была развита в работах З.Бжезинского, Дж. Гэлбрейта, О. Тоффлера и других4. В конце ХХ века понятия постиндустриального общества и информационного общества практически стали рассматриваться как синонимы. Более того, появилось иное понятие - «новая экономика»5.

Характерными чертами «новой экономики» являются следующие:

1. Снижение ценности материальных ресурсов и возрастание ценности информации и других «неосязаемых» факторов - идеи, квалификация персонала и т.п. В новых условиях информация становится системообразующим фактором, дополняющим классические факторы производства (капитал, труд, земля). Существенным фактором конкуренции становится также время, поскольку от скорости получения информации напрямую зависит получение конкурентного преимущества.

2. Сжатие пространства при одновременном росте числа конкурентов. С появлением информационных технологий пространственная удаленность уже не является препятствием для осуществления экономических сделок, участники которых могут находиться на других континентах за тысячи километров. А это, в свою очередь, означает, что одновременно свой товар или услуги могут предлагать множество продавцов, количество которых резко возрастает.

3. Возрастание роли человеческого фактора, когда яркие идеи, постановка новых задач и блестящие алгоритмы их решения приносят колоссальные доходы. Именно человеческий гений стал составлять основу новых технологий и бизнес-моделей, а люди, способные генерировать такие идеи, стали исключительно ценным капиталом. Автоматизация производства, в свою очередь, резко сократила объем физического труда и обеспечила вывод человека непосредственно из процесса производства, сосредоточив в его руках функции контроля и управления им.

4. Трансформация общественной организации производства. В условиях, когда интеллектуальный труд превращается в один из главных факторов производства, при-

4 См.: Toffler A. The third wave. London: Pan Books. 1980; Naisbitt J. Megatrends: ten new directions transforming our lives. N.Y.: Warner Communication, 1982; Miles I. Information Technology and Information Society: Options for the future. London: ESRC, 1988; Connors M. The Race to the Intelligent State: Towards the Global Information Economy of 2005. Oxford, UK; Cambridge Mass.: Blackwell Business, 1993; Martin W.J. The Global Informational Society. Aldershot: Aslib Gower, Brookfield, Vt, USA: Gower, 1995.

5 В целом, если классифицировать концепции постиндустриального общества по хронологической последовательности их возникновения и концептуальному сходству, то можно говорить о следующих этапах развития или понимания сущности постиндустриального общества: 1) «теницистские» концепции конца 60-х - начала 70-х годов (Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский), в которых признаются новые, ранее не учитываемые возможности прогресса знаний и технологии, расширение диапазона его позитивного воздействия на природную и культурную среду, на человеческую личность; 2) «антитехницистские» концепции 70-х гг., направление катастрофизма (Ж. Фурастье, Р. Хелбронер, ранний О. Тоффлер), ставящие под сомнение однозначно позитивный взгляд на научно-технический прогресс; 3) концепции «информационного общества» 80-х гг. (Ж. Серван-Шрейер, Е. Масуда, Дж.Нэсбит, подний О. Тоффлер, Ф. Мах-луп, М.Порат), возродившие веру в научно-технический прогресс, основанный на развитии информационных технологий.

нудительный труд становится экономически невыгодным. Возникает необходимость внедрения новых методов управления человеческими ресурсами, ориентированных на сознательную мотивацию работников в достижении высоких результатов экономической деятельности компании.

5. Интенсификация темпов роста и качественно иная природа роста. В условиях новой экономики продукт или услуга продвигаются на рынок практически моментально. Поэтому, получив первую позитивную реакцию рынка, тот, кто первым произведет инвестиции в продвигаемый товар или услугу может получить возможность для роста в геометрической прогрессии.

6. Изменение роли посредников. В традиционном обществе и экономике существовало множество способов для продавцов и покупателей найти друг друга. Поэтому по мере совершенствования рыночного механизма посредники постепенно отмирали. В новой экономике их роль опять возросла, но уже не в товарной, а в информационной нише. Создавая из информационного хаоса специализированные базы данных, они успешно торгуют информацией, создают целые комплексы интегрированных услуг, интеллектуальной поддержки участников рынка. То есть они создают некую новую экономическую среду, в которой комфортно всем.

7. Качественная трансформация рынков. В новой экономике качественно меняется само понятие рынка, поскольку покупатель может самостоятельно или через инфо-посредников получать самую подробную информацию по всему спектру интересующих его товаров или услуг. В свою очередь, информация, характеризующая индивидуальные качества потенциального клиента, становится самостоятельным товаром, причем не самым дешевым. Поэтому в современных компаниях клиентские базы данных являются одним из самых конфиденциальных видов информации, а умение найти индивидуальный подход к потенциальному клиенту становится залогом успешной деятельности и важным конкурентным преимуществом компании.

8. Совмещение рыночных стадий. Традиционная экономика предполагала некоторую последовательность стадий, предшествовавших собственно купле-продаже. В условиях новой экономики стадии рекламы, маркетинга, поиска клиента, оформления заказа, его оплаты и собственно купли-продажи часто совмещаются. Увеличение количества доступной информации позволяет компаниям сокращать объемы продукции на складах и производить товары в соответствии с конкретным заказом потребителя. Наиболее продвинутые предприятия вообще отказываются от складов. Формируется новое понятие хранения товаров - на транспортных средствах. Это, в свою очередь, позволяет существенно снизить накладные расходы. Увеличивается скорость оборота капитала.

9. Происходит трансформация в объектах собственности, которые оказывают существенное воздействие на размер доходов. Если раньше наиболее значимые и существенные по объему доходы формировались от владения материальной собственностью, то в современном обществе ведущую роль начинает играть интеллектуальная собственность. При этом индивидуальная собственность как основа современного производства постепенно уходит в прошлое. Ей на смену приходят ассоциированные формы собственности (акционерные, партнерские, смешанные).

10. Трансформация структуры экономики за счет уменьшения доли собственно производства и увеличения доли услуг, информации, интеллектуального труда. В условиях новой экономики особую роль начинают играть услуги профессиональные (здравоохранение, образование), а также личного (туризм, спорт, аренда жилья, работа учреждений культуры и т.п.) и делового характера6.

6 К началу 90-х гг., например, в США, доля услуг в ВВП составляла более 73%. См.: Handbook of International Trade and Development Statistics, United Nations Conference on Trade and Development, 1993. P. 446.

Новая экономика, с одной стороны, порождает новые отрасли, а с другой, коренным образом трансформирует, модифицирует традиционные. Стираются грани между товарами и услугами, между традиционными и «виртуальными» продуктами. Изделия новой экономики - это «расширенные продукты», включающие и товар, и услугу, и интеллектуальную составляющую.

11. Возрастание роли государства как гаранта экономических, политических и социальных прав личности, как органа, формирующего инфраструктуру новой экономики.

Если обобщить сказанное, то можно выделить следующие системообразующие признаки новой экономики. Это: снижение роли материального производства; развитие сферы услуг и информации; изменение характера человеческой деятельности; модификация использования в производстве ресурсов и трансформация социальной структуры общества.

Все эти факторы обусловливают необходимость перехода от управления «осязаемыми» ресурсами, активами к управлению нематериальными активами и интеллектуальным капиталом. Чтобы раскрыть это положение, еще раз обратимся к особенностям новой экономики.

Как уже отмечалось, отличительной особенностью новой экономики является особая роль информации, и ее превращение в значимый фактор экономического развития наряду с такими факторами как труд, земля и капитал. Сегодня производство информации - это уже такой же самостоятельный вид деятельности, как и другие. Информация является неотъемлемым фактором любого производства, фундаментальным ресурсом любой экономической системы. Она становится не только важным фактором конкурентной борьбы, но и объектом купли-продажи. Кроме того, сегодня информация - это элемент рыночного механизма, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновесного состояний экономической системы.

В то же время рассмотрение информации в качестве одного из факторов современного развития позволяет несколько иным образом подойти к оценке целого ряда явлений.

Прежде всего, необходимо отметить, что информационные продукты - это специфические продукты, которые отличаются от других факторов производства. Информационные продукты не подчиняются закону убывающей отдачи (доходности), которому подчиняются все другие факторы производства (труд, земля, капитал). Информация, как и человеческий интеллект, могут рассматриваться как избыточный и неограниченный ресурс7. Информационные продукты отличаются достаточно высокими постоянными затратами (разработка, производство и т.п.) и сравнительно низкими переменными затратами (воспроизводство). Информация дорога в производстве, но относительно дешева в репродуцировании.

Информация как товар идеальна. В ходе купли-продажи из рук в руки передается только носитель информации. Сама же она может быть продана множество раз. При этом потребление информации распределяется в пространстве и во времени, то есть одну и ту же информацию могут одновременно использовать в совершенно различных местах и в абсолютно отличных друг от друга областях деятельности. Кроме того, потребление информации может происходить не одномоментно, а быть весьма распределенным во времени.

Более того, даже не нашедшая применения в данный момент времени информация не может считаться совершенно бесполезной, поскольку, не используемая в теку-

7 Об этом впервые заговорили в 70-е гг. Д. Белл и в 80-е гг. Дж. Нэсбитт и Т. Стоуньер. Позднее об этом подробно говорилось и в отечественной экономической литературе. См.: Иноземцев В. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: «Academia», 1999. С. 28-29.

щей практической деятельности информация может превратиться в знание. Она может послужить основой для будущих научных открытий. Превратившись в знание, информация, в свою очередь, может превратиться в новую информацию, и так до бесконечности. Поэтому информация обладает колоссальным воспроизводственным эффектом.

В отличие от других факторов, информация воздействует на эффективность производства без физического увеличения традиционных ресурсов. Она воздействует, главным образом, на субъективный фактор производства - человека, его характер и способности. В то же время информация ускоряет процесс воспроизводства за счет уменьшения периодов производства и обращения8.

Для информационных продуктов эффект масштаба может проявляться не только в традиционном аспекте, т.е. со стороны предложения, но и нетрадиционно - со стороны спроса. Возникают так называемые «внешние сетевые эффекты», т.е. полезность нарастает с ростом числа потребителей. Например, потребительская полезность операционной системы «Microsoft Windows» возрастает именно с увеличением числа пользователей. Возникает новый вид конкуренции - конкуренция сетей.

При этом происходит самопроизвольная стандартизация продукта на рынке. Стандартизация и унификация продуктов в значительной степени облегчает их использование, особенно в части коммуникаций, поэтому рынок информационных ресурсов тяготеет к монополии. Когда такая монополия отсутствует, возникает целый спектр несовместимых программных продуктов, различных протоколов обмена данными, несовместимость форматов представления текстовой, графической, звуковой и другой информации. Соответственно, появляется необходимость согласования этих объектов, их взаимной адаптации, что создает неудобства и влечет за собой огромные затраты, замедляющие темпы экономического развития9.

Но такое согласование неизбежно ведет к монополии. Например, стандарты, разработанные компанией Intel, которая не является таким монополистом как Microsoft, становятся очень важными для компаний Cyrix, AMD. Эти компании, выпуская свою продукцию, чтобы обеспечить ее сбыт, просто вынуждены придерживаться стандартов Intel. Усилению монополизации способствует и тот факт, что компании вряд ли будут вкладывать огромные средства в разработку интеллектуального продукта, если не будут уверены в том, что им будет обеспечено монопольное право на него.

Хотя рынок информационных ресурсов тяготеет к монополии, однако сущность монополии при этом меняется. Как известно, наличие монополии на рынке означает, что монополист, с одной стороны, завышает цену, а с другой - занижает объем производства. На рынке информационных продуктов монополист действует с точностью наоборот. Он, по мере увеличения объемов производства, снижает цены. На это толкает монополию жесткая конкуренция. Все дело в том, что монополия на рынке информационных ресурсов не является непреодолимой, поскольку монополистом может стать любой, который обладает уникальным и им созданным продуктом. Поэтому всегда су-

8 В свое время на особую роль информации в развитии общества обратил внимание Й. Шумпетер, который подчеркивал, что рынок нужно представлять как эволюционный процесс непрерывно сменяющих друг друга волн инноваций, который он называл процессом созидательного разрушения (creative destruction). По его мнению, успех рыночной системы заключается не в эффективном достижении статического оптимального равновесия, а в способности осуществлять динамические изменения в технологии и достигать динамического роста посредством таких изменений. См.: Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательства, прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры развития). М.: Прогресс. 1982. С. 212.

9 Примером такой ситуации может служить деятельность компаний IBM и Apple. Их компьютерные системы создавались каждая сама по себе, что привело к их серьезной несовместимости. Конечно, в настоящее время проблема технической совместимости этих систем практически решена, но это потребовало больших затрат.

ществует опасность конкуренции, которая заставляет монополиста действовать особым образом.

На рынке информационных ресурсов, таким образом, складывается парадоксальная, с точки зрения традиционной экономической теории, ситуация. С одной стороны, необходимость стандартизации продукции неизбежно ведет к монополии. С другой стороны, монополии начинают вести себя как идеальные конкуренты, поэтому происходит снижение традиционных рыночных барьеров.

Поскольку в условиях новой экономики материальные активы все более вытесняются интеллектуальными, а текущие активы - собственно информацией, рыночная капитализация компаний существенно меняется. Сегодня, приобретая акции компании, инвестор не приобретает фонды в их традиционном понимании. Интеллектуальная компания не нуждается в больших активах. Наоборот, для нее характерна тенденция снижения стоимости основных фондов. В то же время, связанные с новой экономикой оценки фондового рынка могут быть нереальны, поскольку отражают, скорее всего, спекулятивный бум, нежели основную оценочную стоимость. Это, в свою очередь, может выступить дестабилизирующим фактором для экономического развития в целом.

В условиях новой экономики изменяются мотивы поведения инвесторов. Если раньше они оценивали прибыльность компании, то сегодня отдают предпочтение обладанию уникальными технологиями или трудновоспроизводимыми бизнес-моделями. В большей степени оценке подвергается и интеллектуальный капитал. Сегодня инвесторов все больше интересуют проекты, которые охватывают максимальную аудиторию или те, которые сосредоточены на удовлетворении разнообразных потребностей узкоспециализированной аудитории за счет разнообразия предлагаемых продуктов и сервисов.

По мере того, как усиливается значение информации в качестве одного из факторов производства, происходит изменение характера труда и соотношение различных групп работников. Доля работников, занятых изобретательством, дизайном, т. е. интеллектуальным трудом, основанном на имеющихся знаниях и получении новых неуклонно увеличивается. В то же время уменьшается доля работников, осуществляющих свои функции по инструкциям10.

Выполнение рутинных операций человеком в информационном обществе можно рассматривать в качестве бездумной растраты основного капитала. Поэтому не зря большинство простых операций в этих условиях передается компьютерам и автоматам: рассылка рекламных проспектов, корректура, прием заказов по электронной почте, автоматизированная проверка наличия товаров на складе, прием подписки, выдача справок, техническое консультирование, диагностика состояния техники и т.п. В этих условиях не может не меняться система управления человеческими ресурсами. Происходит переход от вертикальных методов управления к принципу командной игры. При этом изменяется идеология управления: от жесткого разделения на управляющую элиту и управляемых «винтиков» - к равноправному общению творцов идей. Создание идей, передача и их внедрение становится главной задачей всех работников любой организации.

Наблюдается определенные тенденции гуманизации экономики. Они прослеживаются в росте нематериальных потребностей человека, реализации стремления людей к достижению высокого «качества жизни», воздействии технологических сдвигов на содержание труда и возникновении гибких форм его организации, появлении новых

10 Например, компания Microsoft тратит десятки миллионов долларов на разработку новых программных кодов, дизайна, интерфейса, сетевых решений. В то же время собственно материальное производство выглядит почти примитивно и заключается в выполнении простых инструкций: запись на лазерные диски, тестирование, изготовление упаковки, комплектация, сбыт. Этими вопросами занимаются лишь 710% работников корпорации.

видов занятости в общественном секторе и новых принципов территориальной организации населения.

В то же время, информационно-коммуникационные технологии меняют традиционные представления о рынке труда. Сегодня многие люди могут не тратить время на поездку на работу: удаленное рабочее место, домашний офис становятся все более распространенными. Живя в одной стране, можно работать в другой. Где бы ни находился человек, он может, при необходимости, в полном объеме пользоваться всеми ресурсами компании, связываться с любыми сотрудниками в любой точке Земли, участвовать в любом процессе, где это необходимо. Технологии информационного общества предполагают наличие множества компьютерно-сетевых посредников между людьми.

В Информационном обществе постепенно формируется новый тип предприятия. Принцип вертикальной интеграции компаний заменяется новыми формами и моделями организации экономической деятельности. Ведущей становится сетевая распределенная структура. При такой структуре выделяются компании, специализирующиеся на высоко профессиональном выполнении одного делового процесса. То есть формируется «организация-ядро», вокруг которой кристаллизуется сообщество в виде сети специализированных организаций, объединяющихся вокруг процесса создания и доставки до конкретного потребителя услуги или продукта. Таким образом, каждый товар фактически объединяет в одну интегрированную цепочку поставок все предприятия, задействованные в его разработке, производстве, доставке потребителю и сервисе.

В этих условиях большое распространение приобретает аутсорсинг, когда не основные виды деятельности компании передаются другим компаниям. Экономической основой этого процесса становится стремление к снижению издержек и необходимость концентрации в организации только профильных данных, информации и знаний. Исключение непрофильных работников позволяет снизить издержки на заработную плату, налоги, затраты на содержание рабочих мест, административные издержки.

Аутсорсинг позволяет усилить специализацию всех участников рынка. Любая фирма, организация имеет возможность сосредоточиться на своем основном деловом процессе: производстве высокотехнологичных расширенных продуктов по индивидуальным запросам потребителей, производстве знаний, производстве новых идей, создающих основу для новых отраслей.

Таким образом, аутсорсинг дает возможность поручить выполнение отдельных деловых процессов профессионалам, чьи корпоративные знания сфокусированы в конкретном секторе, а самой компании позволяет целенаправленно увеличивать свой интеллектуальный капитал в ключевой сфере деятельности. Уже сейчас на этот путь встают не только компании, производящие интеллектуальный продукт, но и компании, которые производят автомобили (General Motors, Ford и другие) и другую готовую продукцию.

Информационные технологии носят всепроникающий характер. Они могут способствовать росту эффективности практически во всех сферах деятельности фирмы (от дизайна и маркетинга до бухгалтерского учета) и почти во всех секторах экономики (здравоохранение, образование, финансовая сфера, сфера государственного управления и др.).

Расширяя доступ к информации, ИТ способствуют более эффективной работе рынков. Экономисты UBS Warburg считают, что новую экономику следует называть «обнаженной экономикой», поскольку Интернет обеспечивает все большую ее прозрачность. ИТ позволяют потребителям выискивать самую низкую цену на товар, а фирмам - получать сведения о ценах от большего числа поставщиков. Они позволяют также снижать операционные издержки и барьеры на пути новых участников рынка. Тем самым они позволяют рынкам работать более эффективно.

ИТ ускоряют сам инновационный процесс, позволяя проще и дешевле обрабатывать огромные количества информации и сокращая время, необходимое для разработки новой продукции. Поэтому информационные технологии - это не только новые отрасли, но и существенное воздействие и на традиционные отрасли.

Вместе с тем, распространение информационных технологий сопряжено с целым рядом новых проблем и рисков, наличие которых доказывает, что в современных условиях не только модернизируются задачи, стоящие перед государством, но и формируется объективная необходимость постановки и решения новых задач.

Как уже отмечалось, с одной стороны, информационные технологии коренным образом изменяют характер современного производства. Однако, с другой стороны скорость распространения информационных технологий такова, что если сегодня компания не начинает работать в Интернете, то завтра она уже не догонит своих конкурентов. Чтобы осуществлять продажи через Интернет (а не только иметь чисто информационный сайт) необходимо вложить большие средства в оборудование, программное обеспечение, средства доставки и т.п. Для крупных компаний эти средства составляют более 100 млн. долл. Но не у всех компаний есть такие средства. Поэтому, несмотря на предоставленные ИТ возможности, не все могут ими воспользоваться.

Это касается не только компаний, но и целых стран. Сегодня, те страны, которые по количеству компьютеров на душу населения существенно отстают, рискуют уже никогда не догнать развитые страны11.

Распространение Интернет-технологий видоизменяет рынки труда, когда можно работать, не выходя из дома. В то же время формирование такого рынка труда, в конечном счете, может привести к дегуманизации социальной среды, нарастанию разобщенности людей. Оставаясь один на один с работодателем, работник утрачивает возможность отстаивать свои права. У него сокращаются возможности для социальной защиты, как это было во времена его трудовой деятельности в коллективе, где права работника защищали специальные общественные организации - профсоюзы.

Поскольку в условиях новой экономики обостряется конкуренция, возникают структуры, которые стремятся к универсализации функций. Например, компания Microsoft стала заниматься недвижимостью, нефтяные компании инвестируют в Интернет-порталы, а консультационные фирмы покупают акции разработчиков программного обеспечения. В результате монополизм на рынке не только видоизменяется, как отмечалось выше, но и усиливается.

Поскольку все более значимым капиталом становится интеллектуальная собственность, усиливается виртуализация экономического и общественного развития. Фондовый рынок все более отделяется от реального сектора экономики. Положение дел на финансовом рынке не всегда является отражением дел в реальном секторе экономики. Чаще всего наоборот. Как показал опыт громких крушений последних лет (например, банкротство компании Enron), стоимость акций компаний может быть чрезвычайно высока, хотя на самом деле, положение дел в компании является уже критическим12.

11 Сегодня главными детерминантами, обусловливающими существенные различия между странами, являются: уровень экспорта высокотехнологичной продукции, открытость экономики, распространенность Интернета, образовательный уровень населения, уровень дохода на душу населения, знание английского языка и т.п.

12 Усиление виртуализации напрямую связано с новой экономикой. Известно, что многие десятилетия расчет текущих котировок акций компаний производился путем умножения текущей прибыли на мультипликатор, составляющий от 5-8 до 12-15 для различных отраслей. Этот мультипликатор означал срок, исчисляемый в годах, за который компания могла бы окупить себя, а инвестор мог вернуть назад вложенные деньги. В условиях новой экономики значительная часть компаний не получала прибыли, в то время как их валовые доходы росли. Поэтому для того, чтобы компенсировать рост инвестиций и кредитов, многие компании, при определении котировок акций, стали использовать валовой доход. В результате капитализация компаний новой экономики стала резко расти. Например, в США мультипликаторы

В этих условиях роль государства не сокращается, как считают некоторые экономисты, а, напротив, возрастает, поскольку применение информационных технологий является необходимым, но далеко не достаточным условием для обеспечения эффективности экономики. Чтобы информационные технологии способствовали экономическому росту, необходимо, чтобы были созданы соответствующие институты. Это обусловлено тем, что процессы гуманизации экономики и общества предъявляют особые требования к экономическим, социальным и политическим институтам, играющим большую роль в обществе и выступающим фундаментальными факторами функционирования экономических систем в долгосрочной перспективе13.

В условиях новой экономики государство должно способствовать перестраива-нию системы общественных институтов с целью создания новых стимулов, способных заставить организации вступить на путь роста продуктивности и хозяйства в целом, и конкретных секторов и отраслей. Государство, с одной стороны, не может не устанавливать общие правила. Однако с другой, оно должно предоставить индивидууму свободу во всем, что зависит от локальных обстоятельств.

Поскольку разработка ИТ технологий требует больших затрат, внедрение и распространение информационных технологий зависит не только от сил рынка, но и от правительства. Сегодня процесс внедрения информационных технологий, особенно в развивающихся государствах, требует государственной поддержки.

Вот почему многие страны (не только развитые, но и развивающиеся) начали разработку и реализацию национальных программ по поддержке информационнокоммуникационных технологий, развития электронной коммерции, распространения Интернета и увеличения числа его пользователей, а также внедрения информационных технологий в сферу государственного управления.

Велика также роль государства в развитии институтов, регулирующих инновационную среду. К ним, прежде всего, относятся права интеллектуальной собственности, зрелость развития и тип конкуренции. Без поддержки государством этих институтов невозможно развитие новой экономики.

Государство может содействовать развитию информационных технологий за счет: создания высокооплачиваемых рабочих мест в сфере информационных технологий, в том числе ориентированных на экспорт; обеспечения поддержки компаний при их выходе на мировой рынок; формирования механизмов привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в компании, работающие в сфере информационнокоммуникационных технологий.

В условиях новой экономики сложной, но очень важной задачей является создание устойчивого механизма, позволяющего трансформировать знания в капитал, т.е. актуальным является формирование механизма превращения изобретений и открытий в интеллектуальную собственность. А решить этот вопрос также невозможно без вмешательства государства.

Для эффективной реализации человеческого капитала также должны существовать соответствующие институты. Государство должно регулировать не только процесс структурной перестройки экономики, стимулируя развитие тех производств, которые могли бы вывести экономку на новую траекторию развития. Оно должно также способствовать расширению занятости, повышению реальной заработной платы и квалифика-

для некоторых компаний новой экономики в период Интернет-бума в конце 90-х гг. достигали 1000. В последствии оказалось, что все эти расчеты были неверны. В результате огромное количество компаний прекратили все существование, так и оставшись убыточными, а инвесторы не смогли вернуть свои деньги - См. подробнее: Кобяков А.Б., Хазин М.Л. Закат империи доллара и конец «Pax Americana». М.: Вече, 2003. С. 72-123.

13 См.: Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. М.: Фонд экономической книги «НАЧАЛА», 1997. С. 137.

ции работающего населения. Государство не может также самоустраниться от решения вопросов социальной защиты работников и социального страхования, поскольку и в условиях новой экономики сохраняется такое явление как социальные риски для работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.