Научная статья на тему 'Роль частно-государственного предпринимательства в развитии сферы высоких технологий'

Роль частно-государственного предпринимательства в развитии сферы высоких технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЧАСТНЫЕ КОМПАНИИ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНСТРУМЕНТЫ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / HIGH TECHNOLOGIES / INNOVATIVE POLICY / PRIVATE COMPANIES / PRIVATE AND STATE BUSINESS / INSTRUMENTS OF PRIVATE AND STATE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсонов Дмитрий Юрьевич

В статье рассматривается ситуация на мировом рынке высоких технологий, выявляются тенденции в распространении новых технологий в России, формулируются ключевые проблемы государственной инновационной политики страны. Особое место в статье отводится взаимодействию частного бизнеса и государства в освоении рынка высоких технологий, выявляются формы и инструменты частно-государственного предпринимательства в России и зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE PRIVATE AND STATE BUSINESS IN DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF HIGH TECHNOLOGIES

In article the situation at the world market of high technologies is considered, tendencies in distribution of new technologies in Russia come to light, key problems of the state innovative policy of the country are formulated. The special place in article is allocated for interaction of private business and the state in development of the market of high technologies, forms and instruments of the private and state business in Russia and foreign countries come to light.

Текст научной работы на тему «Роль частно-государственного предпринимательства в развитии сферы высоких технологий»

РОЛЬ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ СФЕРЫ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Д. Ю. САМСОНОВ

В статье рассматривается ситуация на мировом рынке высоких технологий, выявляются тенденции в распространении новых технологий в России, формулируются ключевые проблемы государственной инновационной политики страны. Особое место в статье отводится взаимодействию частного бизнеса и государства в освоении рынка высоких технологий, выявляются формы и инструменты частно-государственного предпринимательства в России и зарубежных странах.

Ключевые слова: высокие технологии, инновационная политика, частные компании, частно-государственное предпринимательство, инструменты частно-государственного предпринимательства.

Как показывают тенденции последних лет, реальное место современных стран в мировой экономике в первую очередь определяет развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, связанных с использованием наукоемких технологий. Основу наукоемких рынков составляет продукция пятого технологического уклада, содержание которого включает в себя электронную промышленность, вычислительную и оптиковолоконную технику, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработку газа, информационные услуги. В настоящее время происходит промышленное освоение и шестого технологического уклада, ядро которого содержит наноэлектронику, генную инженерию, мультимедийные интерактивные информационные системы, высокотемпературную сверхпроводимость, космическую технику, тонкую химию.

Развертывание инновационной деятельности определяется в значительной степени отраслевой направленностью предприятий. Наиболее высокая активность в разработке и освоении новой продукции присуща ограниченному кругу наиболее динамичных и перспективных отраслей экономики: аэрокосмическая промышленность, производство электронного, энергетического оборудования, отрасли химии, фармацевтика, автомобильная промышленность, где инвестиции в крупномасштабные и долгосрочные НИОКР, а также первоначальные затраты, связанные с производством и коммерциализацией кар-

динальных инноваций, составят сотни миллионов и миллиарды долларов [1].

В настоящее время в стране ведется значительная работа по привлечению бизнеса в сферу высоких технологий. Создан фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно -технической сфере, обеспечивающий на конкурсной основе предоставление ученым и специалистам денежных средств на проведение НИОКР, принято постановление Правительства РФ о создании ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», направленного на поддержку венчурных проектов в данной сфере, форсируется государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», формируются региональные венчурные фонды и пр. Тем не менее, перспективы партнерства реализуются очень трудно. К примеру, некоторые устоявшиеся формы партнерства, например концессия, нередко расцениваются как косвенная приватизация или же ее полноценная альтернатива, т. е. рассматриваются как вторжение в систему отношений собственности. Однако, в отличие от стандартной полномасштабной приватизации, в партнерствах государство сохраняет существенную степень хозяйственной активности и контроля за экономическими процессами, а также некоторые правомочия собственника. В случае концессионных соглашений всех типов речь уже идет о частичной передаче некоторых правомочий собственности от государственного к частному партнеру (обычно

правомочий пользования, владения и управления). Вопрос перераспределения правомочий собственности между экономическими агентами (обоих секторов экономики) в рамках партнерства принципиально важен потому, что непосредственно связан с той или иной формой и мерой вознаграждения за достижение целей, предусмотренных соглашением. При этом существуют определенные ограничения на передачу некоторых правомочий со стороны государства частному сектору, если такая передача приводит к перевесу экономических (коммерческих) целей фирм над социально значимыми целями партнерства [2]. Наконец, акционерное или долевое участие частного капитала в государственном предприятии (совместное предприятие) предполагает более высокий уровень интеграции государственного и частного капитала в реализации партнерских отношений для достижения поставленных целей.

Партнерские отношения государства и бизнеса требуют согласования интересов этих двух основных институтов современного общества и экономики. Частно-государственное предпринимательство не простое сложение ресурсов для осуществления инновационной деятельности: каждая из сторон партнерства имеет собственные цели, решает свои конкретные задачи, стороны имеют различные мотивации. Государство заинтересовано в повышении эффективности государственной научной и инновационной политики. Частный сектор стремится стабильно получать и увеличивать прибыль. Причем стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты в первую очередь не просто под размер прибылей, а в интересах устойчивости получения доходов от проектов. При этом обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов с целью активизации инновационной составляющей.

Реально частно-государственное предпринимательство реализуется через ряд инструментов, с помощью которых обеспечивается гармонизация интересов государства и бизнеса. К ним следует отнести: программные инвестиции, федеральные таможенные и налоговые льготы и пр. Сравнительный анализ оснащенности инструментами частно-государственного предпринимательства в России и за рубежом, приведенный в таблице 1, показывает, что в России практически не используются такие инструменты, как поддержка экспорта, создание единого органа управ -

ления, а также открытие и функционирование национальных агентств по привлечению инвестиций и развитию территорий.

Таблица 1

Оснащенность инструментами частно-государственного предпринимательства в России и за рубежом

Инструменты Мир Россия

Программные госинвестиции + +

Федеральные таможенные и налоговые льготы + +

Концессии + +

Особые экономические зоны + +

Инвестиционный фонд + +

Венчурные инвестиции + +

Инструменты поддержки экспорта + -

Единый орган по ЧТИ + -

Национальное агентство по привлечению инвестиций + -

Национальные агентства по развитию территорий + -

Контрольные и регулирующие функции в сфере частно-государственного предпринимательства от имени государства могут осуществляться либо профильными министерствами и ведомствами, либо специально уполномоченными органами. При этом специальные агентства могут создаваться государством для каждой отрасли экономики, в которой развиваются партнерства. Государство может также создать свой единый агентский орган для всех или для большинства секторов экономики. В развитых странах государственное регулирование партнерских отношений с бизнесом организовано по крупным межотраслевым комплексам, включающим группы взаимосвязанных отраслей. В качестве таких комплексов могут выступать: топливно-энергетический (электроэнергетика, газо- и нефтепроводы), транспортный (железные и автомобильные дороги, морские порты и аэропорты), коммунальное хозяйство (водо- и теплоснабжение, жилищно-коммунальное хозяйство). При этом не создаются специальные агентские структуры по регулированию партнерских отношений [3]. Специфические функции регулирования и контроля выполняются соответствующими профильными министерствами и ведомствами или создаваемыми ими структурами.

Очевидно, что участие частного сектора с его финансовой мощью и мобильностью в инновационных проектах вполне назрело и будет сохранять свою актуальность в будущем. Государство, по всей вероятности, оставит за собой наиболее важные вопросы регулирования, контроля,

надзора за деятельностью частных компаний в сфере высоких технологий. Также в его ведении сохранятся вопросы выдачи лицензий и разрешений. Оно будет определять законодательные и нормативные рамки привлечения предпринимательского сектора в наукоемкую сферу, а также формировать систему финансово-экономических рычагов инициирования участия и поддержки частных компаний при реализации инновационных проектов: субсидии, гарантии, льготы и т. п. В реализации проектов в сфере высоких технологий, вероятно, будут задействованы три разных уровня: партнерство на федеральном государственном уровне, межрегиональное партнерство и партнерство на муниципальном уровне. В частно-государственном предпринимательстве должна проявить себя конкурентная основа рыночной экономики - за каждый контракт или концессию предусматривается серьезная борьба в глобальном экономическом пространстве. Можно отметить две институциональные схемы формирования партнерства. Первая - формирование частно-государственного предпринимательства с нуля: эта схема присуща современной России. Вторая схема представляет собой эволюционное врастание новых видов партнерства в сложившуюся структуру рыночной экономики. В перспективе возможно увеличение роли частно-государственного предпринимательства за счет расширения сферы государственных и муниципальных контрактов, аренды государственного и муниципального имущества, совместных предприятий, концессионных соглашений и доверительного управления.

В России можно отметить следующие преимущества, которые получают государство и бизнес в сфере высоких технологий.

Партнерство бизнеса и государства способно обеспечить снижение нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств и переложения части затрат в области исследовательской деятельности на пользователей, расширить возможности привлечения научных высококвалифицированных кадров, рассмотреть возможность совместного финансирования создания инновационной инфраструктуры. Это партнерство выгодно и бизнесу (в первую очередь, государство выступает гарантом по кредитам данным предприятиям, привлечение финансовых средств) и государству (экономия бюджетных средств, привлечение частных инвестиций) [5].

Государство, вступая в союз с бизнесом, получает снижение нагрузки на бюджет и более гибкую и действенную систему управления про-

ектом, а бизнес - определенный набор гарантий и преференций.

Основным преимуществом ЧГП выступает возможность привлечения финансовых средств, доступ к ранее закрытым секторам экономики (особенно в сфере высоких технологий), наличие необходимой инновационной инфраструктура для реализации проекта, справедливое распределение выгод и рисков между сторонами. К преимуществам, которые выделяются государственными органами, относятся: дополнительные частные инвестиции для развития науки, ускорение процесса коммерциализации инноваций, привлечение управленческих кадров и справедливое распределение выгод и рисков.

Анализируя преимущества, можно выделить условия успешного развития проектов ЧГП в сфере высоких технологий:

- обеспечение реализации проекта достаточными финансовыми средствами;

- наличие необходимой инновационной инфраструктуры для реализации проекта, в том числе создание специализированной компании, осуществляющей проект ЧГП;

- участие в проекте подготовленных и квалифицированных сторон - инвестора и государственного органа;

- наличие технико-экономического обоснования и бизнес-плана проекта с учетом признанных международных методик и условий финансирования;

- наличие долгосрочных государственных финансовых гарантий, в том числе налоговых и иных льгот;

- окончательная готовность проекта согласно проектной и финансовой концепции;

- наличие всех правовых условий для осуществления проекта, в том числе контрактов, лицензии и др.;

- поддержка проекта со стороны региональных органов власти;

- справедливое распределение проектных рисков между всеми участниками проекта.

Однако следует выделить и основные проблемы, связанные с внедрением ЧГП в инновационную деятельность. Российский бизнес подчас неохотно сотрудничает с государством в рамках проектов ЧГП, особенно в сфере высоких технологий. Это связано с опасениями по поводу высокого уровня коррупции и бюрократизма. Отмечается низкая ответственность государственных структур за результат и сроки согласований, т. е. сомнительные возможности исполнения обязательств государства [6]. Проведенный

авторами опрос показал, что российских бизнесменов волнует длительность согласования и бизнес-риски, связанные непосредственно с реализацией проекта в рамках ЧГП. Негативные факторы имеют место и со стороны государства. К ним можно отнести: частое изменение законодательства, неразвитость механизмов трансферта технологий, сложности в области патентной деятельности, значительная длительность согласования и финансовый кризис (бизнесмены могут стать неплатежеспособными, что не приведет к доведению проекта до конечного результата), риски (политические, валютные).

Таким образом, несмотря на очевидные преимущества, которые обретает проект на основе консолидации интересов между корпоративным и государственным секторами, реализовать такую форму непросто в силу серьезных различий в ожиданиях между сторонами партнерства. Примечательно, что, несмотря на огромные средства, вкачиваемые государством в приоритетные инновационные проекты, отдача от этих вложений остается недостаточной. На совещании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики 25 ноября 2009 г. президент страны Д. А. Медведев отмечал отсутствие адекватного структуре инновационного цикла режима софинансирования НИОКР, который бы, с одной стороны, соответствовал государственным приоритетам, а с другой - создавал бы стимулы для частного бизнеса. Главной проблемой в реализации такого режима является отсутствие координации между институтами развития в работе с проектами, когда сроки подготовки приоритетного проекта со стороны частных компаний не согласованы с графиком финансирования этого проекта со стороны государства. Поэтому формирование так называемого инновационного лифта, способствующего повышению координации и распределению рисков между сторонами частно-государственного предпринимательства, может стать важной вехой в формировании национальной инновационной системы.

Разрабатывается государственная система поощрения предпринимателей за использование в производстве новейших достижений в науке и технике. Это налоговые льготы, специальные кредиты, лизинг новейших видов машин и оборудования под государственные гарантии и целевое финансирование особо важных и перспек-

тивных проектов, особенно в сфере высоких технологий, безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли.

Формируются инновационные кластеры -комплексы связанных между собой промышленных фирм, лабораторий, органов государственного управления, коммерческих организаций типа территориальных технопарков.

Создание специализированных государственных учреждений, регулирующих использование ЧГП на федеральном и региональном уровнях. Подобные организации могут выполнять как координирующую, так и регулирующую функции, обеспечивать необходимую политическую поддержку проектов, что является чрезвычайно важным фактором в условиях России [4].

Реализуется широкий спектр мер демонополизации российской экономики, способствующих повышению мотивации конкурирующих предприятий к инновационному производству. Например, ужесточение контроля за соблюдением нормативов по расходам на капитальный ремонт и на эксплуатацию используемого оборудования. Искусственно завышая издержки на производство, монополия снижает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и уходит от налогообложения. Если же разрешить гасить задолженность по налогу вложениями в инновационные проекты, направленные на повышение надежности эксплуатации оборудования, ресур-со- и энергосбережение, это позволит стимулировать расширение предложений на инновационных рынках.

Формируется единый и методологически обоснованный механизм рассмотрения и отбора инновационных проектов с учетом их соответствия государственным приоритетам и утвержденному графику финансирования. Создание такого механизма будет способствовать более четкому разграничению сферы ответственности между производителями инноваций и их проводниками в сфере общественного производства, повышению качества и зрелости инновационного проекта.

Литература

1. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М., 2005.

2. Вилисов М. В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. 2006. № 7. С. 56-63.

3. Дерябина М. А. Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства. иКЬ: www.inecon.ru

4. Мировая экономика: прогноз до 2020 г. / под ред. А. А. Дынкина. М., 2008.

5. Михеев В. А. Государственно-частное партнерство в реализации приоритетных национальных проектов. Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации // Сборник научных работ / редкол.: Ю. С. Пивоваров (отв. ред.) [и др.] М., 2007.

6. Национальный доклад «Риски бизнеса в ЧГП». М., 2007.

* * *

ROLE OF THE PRIVATE AND STATE BUSINESS IN DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF HIGH TECHNOLOGIES

D. Yu. Samsonov

In article the situation at the world market of high technologies is considered, tendencies in distribution of new technologies in Russia come to light, key problems of the state innovative policy of the country are formulated. The special place in article is allocated for interaction of private business and the state in development of the market of high technologies, forms and instruments of the private and state business in Russia and foreign countries come to light.

Key words: high technologies, innovative policy, private companies, private and state business, instruments of private and state business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.