Научная статья на тему 'Роль частно-государственного партнерства в модернизации экономики страны'

Роль частно-государственного партнерства в модернизации экономики страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЧАСТНЫЕ КОМПАНИИ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНСТРУМЕНТЫ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квасов И. Н.

Рассмотрена общая ситуация на мировом рынке высоких технологий, выявлены тенденции в распространении новых технологий в России, сформулированы ключевые проблемы государственной инновационной политики страны. Особое место отведено взаимодействию частного бизнеса и государства в освоении рынка высоких технологий, выявлены формы и инструменты частно-государственного партнерства в Российской Федерации и зарубежных странах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль частно-государственного партнерства в модернизации экономики страны»

19 (154) - 2010

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

РОЛЬ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

И. Н. КВАСОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Омский государственный технический университет E-mail: [email protected]

Рассмотрена общая ситуация на мировом рынке высоких технологий, выявлены тенденции в распространении новых технологий в России, сформулированы ключевые проблемы государственной инновационной политики страны. Особое место отведено взаимодействию частного бизнеса и государства в освоении рынка высоких технологий, выявлены формы и инструменты частно-государственного партнерства в Российской Федерации и зарубежных странах.

Ключевые слова: высокие технологии, инновационная политика, частные компании, частно-государственное партнерство, инструменты частно-государственного партнерства.

В своем послании Федеральному Собранию от 12.11.2009 Президент Российской федерации Дмитрий Медведев отметил необходимость скорейшей модернизации государственного сектора. И подчеркнул, что в срок до 2012 г. необходимо выйти на оптимальные параметры государственного сектора. То же самое касается и государственных корпораций, которые в дальнейшем должны быть преобразованы в акционерные общества. Кроме того, необходимо внедрять в данных компаниях современные модели управления [3], одной из которых может стать модель частно-государственного партнерства.

Как показывают тенденции последних лет, реальное место современных стран в мировой экономике в первую очередь определяет развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, связанных с использованием наукоемких технологий. Основу наукоемких рынков составляет

продукция пятого технологического уклада, содержание которого включает в себя электронную промышленность, вычислительную и оптиковолоконную технику, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработку газа, информационные услуги. В настоящее время происходит промышленное освоение и шестого технологического уклада, ядро которого содержит наноэлектронику, генную инженерию, мультимедийные интерактивные информационные системы, высокотемпературную сверхпроводимость, космическую технику, тонкую химию и т. п. Расчеты экспертов свидетельствуют, что объем мирового рынка наукоемкой продукции оценивается сегодня в 2,5 трлн долл., а это существенно выше показателей сырьевых и энергетических рынков. Технологические новации становятся основой масштабных прорывов в экономическом развитии. В то же время прорывы инициируются стремительным развитием мирового рынка, вызванным неудовлетворенным спросом на продукцию нового поколения. Расширяющаяся в структуре национального ВВП доля высокотехнологичной продукции начинает все более активно определять динамику развития ведущих отраслей мировой экономики. Таблица 1 иллюстрирует соотношение степени использования высоких технологий с объемом продаж, приходящихся на базовые отрасли мировой экономики.

В прогнозах экспертов выделяются несколько групп стран, дифференцированных по степени зрелости сложившихся в них высокотехнологичных рынков [2, с. 90]. Первую группу составляют тех-

нологические лидеры, среди которых выделяются США, Япония, Германия, Франция. Для этих стран характерны:

• высокая доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП (не меньше 2,5 %);

• высокий уровень рентных доходов от технологий, используемых за рубежом, что отражает их специализацию на экспорт технологий;

• умеренный (непропорциональный расходам на НИОКР) уровень доходов от экспорта высокотехнологичной продукции.

Для стран — лидеров «второго» эшелона (большинство «старых» стран ЕС) свойственны:

• более низкий, чем у абсолютных лидеров, уровень затрат на НИОКР (1,5-2 % ВВП);

• пропорциональность уровня доходов от экспорта высокотехнологичной продукции и ренты от экспортоориентированных технологий затратам на НИОКР (несколько ниже, чем у абсолютных лидеров).

Для третьей группы стран, стран — «сборщиков» высокотехнологичной продукции (Ирландия, Малайзия, Мексика и др.) — типичен высокий уровень доходов от экспорта высокотехнологичной продукции (по доле в ВВП, существенно более высокий, чем у остальных групп стран). Собственные расходы на НИОКР находятся на весьма умеренном уровне. Доходы от технологий, не используемых за рубежом, незначительны (исключение — Ирландия).

И для четвертой группы развивающихся стран, а также «малых» стран ЕС (Китая, Бразилии, Португалии и др.) характерны низкие расходы на НИОКР (от 0,5 до 1 %, редко 1,5 % ВВП) и низкие доходы от высокотехнологичного экспорта и технологий, используемых за рубежом.

В России доля инновационной продукции в структуре ВВП составляет менее 1 %. И поэтому уровень, тенденции и структура финансирования науки и новых технологий не соответствуют ни текущим потребностям, ни стратегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики. Российская наука сохраняет свои позиции по некоторым результатам научной деятельности, по вкладу в мировую научную продукцию, но отставание в реализации результатов, в уровнях технологического развития, в эффективности государственной научной и инновационной политики не только от развитых стран, но и от развивающихся, постепенно увеличивается. Достаточно отметить, что в 2008 г. всех видов инновационной

продукции было выпущено примерно на 15 млрд руб., что гораздо ниже уровня бюджетов ведущих западных университетов. Даже если в 2009 г., как утверждает глава РОСНАНО А. Чубайс, несмотря на вызванное финансовым кризисом секвестрование бюджета на производство высокотехнологичной продукции, будет выделено 31,5 млрд руб., доля инновационного производства в стране сохранится на достаточно низком уровне. Упование на средства Инвестиционного фонда, направляемые в наукоемкий сектор, остаются благим пожеланием, поскольку анализ перечня объектов, сооружаемых за счет этих средств, лишь в ограниченной степени может быть квалифицирован как «вложение в инновации».

Главными проблемами государственной научной и инновационной политики Российской Федерации выступают непоследовательность и неспособность сформулировать и реализовать научные и инновационные приоритеты. Снижение объемов государственного финансирования науки до уровня малых стран Западной Европы не привело к повышению эффективности государственных расходов, к прогрессивным сдвигам в структуре приоритетов. Резерв оптимизации использования бюджетных средств для решения наиболее важных текущих проблем экономики и общества, создания заделов на перспективу не использован. В результате многократное отставание от стран-лидеров в масштабах научных исследований и разработок по наиболее важным направлениям в реальном обеспечении объявленных государственных приоритетов России за прошедшие 10—15 лет усугубилось и может сохраниться в перспективе.

Стремление освоить высокотехнологичную сферу производства не стало приоритетом и для компаний частного сектора России. Анализ инвестиционных проектов, подготовленных частным бизнесом для реализации в регионах России, показывает: в период до 2020 г. почти половину средств предприниматели намерены вложить в наращивание мощностей по добыче и переработке нефти и газа (34%), в металлургию (13%), более 1/3 — в электроэнергетику (14 %), и инфраструктуру (21 %). Только 2/5 затрат на инновационное развитие будут финансироваться из негосударственных источников, в том числе за счет средств отечественного бизнеса, иностранных ресурсов и собственных средств научных организаций.

Частный бизнес в России не рассматривается сегодня как активный покупатель высокотехнологичной продукции и сосредоточился главным

образом в тех секторах экономики, которые дают гарантированную и краткосрочную прибыль. Как правило, этот сектор экономики представляют топливная промышленность и сфера оптовой и розничной торговли, не склонные к погружению в рискованные проекты. Наукоемкая продукция для этих отраслей экономики является маловос-требованной. Наибольшую прибыль от вложений в наукоемкий сектор страна получает от продажи вооружения или, по крайней мере, от реализации продукции двойного назначения, на модернизацию и техническое оснащение которых уходит значительная часть инвестиций в инновационную сферу.

Малые предприятия, действующие в высокотехнологичном секторе, остаются разрозненными, не имея поддержки ни от государства, ни от крупных компаний, вынужденных решать собственные проблемы. Даже разработав технологически ту или иную идею, малое высокотехнологичное предприятие не может довести ее до серийного производства, поскольку обеспечить реальный выпуск может только крупное предприятие, опасающееся низкой востребованности данной продукции на еще не сформировавшихся под нее рынках. Спрос на такую продукцию внутри страны невысок, а продвижение продукции на внешние рынки предполагает значительное количество ограничений. Исключительную роль крупных предприятий можно объяснить возможностями централизации капитала, концентрации на этих предприятиях основной части научно-технического потенциала, финансовых ресурсов, высококвалифицированной рабочей силы, перспективами перестройки малоэффективных звеньев своей структуры, а также государственной поддержкой.

Господствующее положение крупного бизнеса в инновационных процессах не приводит к исчезновению средних и мелких предприятий и даже не влечет за собой снижения их значимости. Это обусловлено основными направлениями в развитии научно-технического прогресса. К числу основных из них можно отнести: во-первых, развитие специализации при сближении технического уровня крупного, среднего и мелкого производства; во-вторых, развитие и внедрение сравнительно малокапиталоемких технологических методов, производственных линий и систем машин, эффективных при сравнительно небольших масштабах производства. С точки зрения рыночной ситуации, у мелких и средних предприятий возникают возможности временного доминирования на рынке

в случае существования так называемых «ниш», которые возникают в тех отраслях, где «пороговые» инвестиции в НИОКР относительно невелики, а крупные предприятия считают пока нецелесообразным (из экономических соображений) замыкаться на этот рынок.

Развертывание инновационной деятельности определяется в значительной степени отраслевой направленностью предприятий. Наиболее высокая активность в разработке и освоении новой продукции присуща ограниченному кругу наиболее динамичных и перспективных отраслей экономики. Это — аэрокосмическая промышленность, производство электронного, энергетического оборудования, отрасли химии, фармацевтика, автомобильная промышленность, где инвестиции в крупномасштабные и долгосрочные НИОКР, а также первоначальные затраты, связанные с производством и коммерциализацией кардинальных инноваций, составят сотни миллионов и миллиарды долларов.

Основная деятельность мелких и средних предприятий может быть сосредоточена на усовершенствовании уже существующих товаров, создании новых комбинаций известной техники, а также на распространении инноваций, созданных в прошлом. Это общее правило не исключает, разумеется, случаев, когда важнейшие научные и технические идеи возникают в мелких и средних предприятиях, а крупные предприятия уже исполь-зуютрезультаты этих исследований.

Не побуждает частный бизнес к инновационной деятельности и состояние отечественной конкурентной среды. Крупные компании — лидеры российского сырьевого сектора — сравнительно недавно приступили к формированию инновационных стратегий, и лишь единицы при этом позиционируются как стратегические новаторы. Большинство частных компаний, в отличие от государственных, к сожалению, не имеют средств для реализации долгосрочных, наукоемких проектов. А созданные в последние годы госкорпорации лишены серьезных стимулов форсировать высокорисковую инновационную деятельность. Очевидно, что на сегодняшний день на рынке инновационных технологий в России отсутствует сложившаяся система финансирования и продвижения инноваций. И поэтому без государства, без его прямой поддержки (как материальной, так и организационной) такая система существовать просто не может. В связи с этим возникает необходимость исследования широкого круга вопросов, связанных

с формированием механизма, форм и методов такого взаимодействия в России, выступающего под аббревиатурой ЧГП (частно-государственное партнерство).

Для того чтобы партнерство успешно работало, необходимо сочетание многих факторов, имеющих отношение как к представителям обеих сторон партнерства, так и к среде, в которой они взаимодействуют в процессе реализации проекта [4, с. 44-54].

Что касается партнера со стороны государства, то международный и российский опыт свидетельствует о том, что органы государственной и местной власти должны проявить политическую волю и взять на себя инициативу по привлечению бизнеса к совместной реализации проектов по оказанию услуг населению, если это является экономически оправданным. Создание ЧГП — дело новое и требует от государственных и муниципальных служащих, вовлеченных в их создание и осуществление контроля за их деятельностью, новых знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе учебы и участия в реализации конкретных проектов. При этом органы государственной власти и местного самоуправления должны предлагать жизнеспособные проекты и иметь необходимые права.

Частный сектор должен также проявлять инициативу и обладать соответствующим потенциалом. Необходимо наличие профессионально подготовленных, сильных в финансовом отношении, кредитоспособныхпартнеров.

Что касается общей среды, то важным фактором для успешной реализации ЧГП является наличие предсказуемой и устойчивой конъюнктуры рынка. Это необходимо для того, чтобы риск, принимаемый партнером из частного сектора, был для него приемлемым (например, эффективность правовой защиты частной собственности, надежность финансовых рынков, устойчивое финансовое положение подрядчика, прозрачность закупок). Помимо этого, важно обеспечить представление о партнерстве как о справедливом, открытом предприятии, создающемся в интересах общества. Таким образом, проведенный анализ западного и российского опыта позволяет выявить следующие условия успешного развития проектов ЧГП в России:

• обеспечение реализации проекта достаточными финансовыми средствами;

• наличие необходимой инфраструктуры для реализации проекта, в том числе создание специализированной компании, осуществляющей проектЧГП;

• обеспечение гарантий сбыта, в том числе гарантий тарифного регулирования с учетом интересов инвестора;

• участие в проекте подготовленных и квалифицированных сторон — инвестора и государственного органа;

• обеспечение капитализации проекта с учетом требований инвесторов и финансирующей стороны;

• наличие технико-экономического обоснования и бизнес-плана проекта с учетом признанных международных методик и условий финансирования;

• наличие долгосрочных государственных финансовых гарантий, в том числе налоговых и иных льгот;

• окончательная готовность проекта согласно проектной и финансовой концепции;

• наличие всех правовых условий для осуществления проекта, в том числе контрактов, лицензий и др.;

• наличие контрактов на снабжение сырьем, материалами и энергоносителями;

• наличие профессионального руководства проектом, обладающего опытом и знаниями как в проектном финансировании, так и в области строительства и эксплуатации объекта;

• поддержка проекта региональными органами власти;

• справедливое распределение проектных рисков между всеми участниками проекта. Обеспечение реализации проекта достаточными

финансовыми средствами означает такую подготовку проекта к реализации, в ходе которой должно быть предусмотрено обеспечение финансирования общей стоимости проекта из одного или нескольких источников. При этом необходимо обратить внимание на то, что отсутствие или сокращение фактического поступления средств из одного или нескольких источников финансирования является риском и может существенно повлиять не только на сроки реализации проекта, но, что является самым главным, — привести к погашению долговых обязательств со штрафными санкциями в случае, если будут возникать ситуации с нарушением сроков их погашения.

В состав необходимой инфраструктуры для реализации проекта могут входить:

а) само проектное общество, создаваемое для учета интересов всех участников проекта, учета всех инвестиционных затрат и оформления создаваемых активов, несения кредиторской задолженности;

б) консорциум всех участников — договорная форма распределения ответственности и обязанностей между участниками проекта, сроков и условий выполнения ими своих обязанностей перед инициаторами проекта;

в) сервисная компания — компания, создаваемая в стране происхождения инвестиций, для минимизации страновых рисков (если это необходимо).

Могут создаваться и другие компании, если это является требованием инвестора или государства.

Гарантия сбыта готовой продукции является одним из самых важных вопросов осуществления проектов ЧГП. Данный вопрос необходимо решать в комплексе. С одной стороны, необходимо заключить один или несколько долгосрочных контрактов на реализацию продукции или контракт типа take or pay, согласно которым государство обязуется периодически выплачивать установленную сумму за поставку продукции даже в тех случаях, когда поставки по каким-либо причинам не произошло. Классическое проектное финансирование предусматривает закрытие такого важного риска, как рыночный (маркетинговый) риск. Обычно это обеспечивается заключением контрактов take or pay. В этом случае сразу формируется выручка, доходная часть проекта. Как правило, с такими предложениями выступают западные участники проекта при покупке товара — российское законодательство, как уже указывалось ранее, пока не выработало эффективных инструментов по принуждению сторон к исполнению таких контрактов. Но есть и другой путь закрыть такой риск — тщательный индивидуальный маркетинговый анализ. Он включает идентификацию товара, его позиционирование, определение динамики платежеспособного спроса с его сегментированием и как итог — прогноз объема реализации и цены на выпускаемый товар. Особенно актуален вопрос гарантий сбыта при осуществлении проектов строительства платных автомобильных дорог, когда одним из главнейших рисков инвестора является прогноз автомобильного трафика.

Участие в проекте подготовленных и квалифицированных сторон — инвестора и государственного органа означает, что некоторые (но не все) инициаторы проекта могут стать участниками или спонсорами проекта. Принято считать, что «участники» и «спонсоры» проекта являются синонимами и имеют одно и то же значение. Инициатор проекта становится его спонсором только при условии, что он способен нести определенные проектные

риски, а также участвовать в определенных формах в реализации проекта. Это может быть и строительство объекта «под ключ», и эксплуатация объекта, и техническое и технологическое сопровождение проекта и т. п. Кроме того, как правило, спонсоры участвуют собственным долгосрочным капиталом, который потребуется для финансирования предварительных расходов, связанных с организацией финансирования, для создания различного рода предприятий (если это потребуется), для оплаты труда сотрудников проектного общества и финансирования его текущей деятельности и т.д. Необходимо отметить, что в России часто встречаются инициаторы проекта, у которых есть только идея, ноу-хау и определенный административный ресурс, в некоторых случаях — бизнес-план (который всегда приходится переделывать). В целом, возможность превратиться из инициатора проекта в участника (спонсора) зависит от многих факторов. Поскольку каждый проект имеет свою специфику, невозможно дать готовых рецептов, как стать спонсором. Это будет решаться в каждом конкретном случае, если так можно выразиться, эксклюзивно. С точки зрения государства обеспечение данного требования обеспечивает в том числе и качество выполняемых работ, строительства и эксплуатации объекта. Отметим, что в западных странах при осуществлении проектов ЧГП, помимо инвестора и государства, зачастую присутствует еще один участник — профессиональная консалтинговая организация, как правило, имеющая опыт реализации подобных проектов в прошлом.

Обеспечение капитализации проекта с учетом требований инвесторов и финансирующей стороны — достаточная капитализация проекта означает получение доходов на сумму, которая покроет, помимо текущих производственных расходов, по крайней мере, платежи в счет погашения долговых обязательств и капиталовложений, необходимых для поддержания готовности к эксплуатации, а также на протяжении всего срока возврата заемного финансирования с учетом процентов и расходов по нему. При этом ряд инвесторов и финансирующих организаций требует открытия попечительских счетов (ecrow account, трассовый или блок-счет) за рубежом для получения и распределения выручки от проекта в твердой валюте, а также накопления и содержания определенного резерва для обслуживания долгов. Участники проектного общества получают дивиденды только в том случае, если после покрытия затрат и долговых обязательств (включая создание резерва на покрытие долговых

обязательств) от полученной прибыли остаются какие-либо деньги.

Наличие технико-экономического обоснования и бизнес-плана проекта с учетом признанных международных методик и условий финансирования является основным принципом и требованием финансирования проектов ЧГП. При этом хочется отметить, что их необходимо перерабатывать и готовить с учетом требований, предъявляемым к конкретным проектам, а также актуализировать на определенный момент времени и по требованию инвесторов. Как показывает практика, разработку бизнес-плана и технико-экономического обоснования необходимо поручать специализированной организации и консультантам, что позволит получить высококачественный готовый продукт, пройти в кратчайшие сроки экспертизу и получить положительное заключение, а также актуализировать его в относительно короткие сроки. В данном случае, шансы получения финансирования от инвесторов и кредиторов повышаются в значительно большей степени, чем возрастают расходы на оплату труда консультантов. Бизнес-план должен дать возможность идентифицировать все риски по проекту, а также наметить и реализовать мероприятия по их снижению до приемлемого уровня, для чего требуется его максимальная детализация. Причем, детализация требуется настолько подробная, чтобы инвесторы и кредиторы смогли оценить внедряемую технологию и потребности в ресурсах, дать анализ рыночной позиции проекта, потенциальных покупателей продуктов проекта, финансовой схемы, а также ее оптимальности с точки зрения структуры закупки оборудования, осуществления строительно-монтажных работ и т.д. [3,с. 22-24].

Наличие долгосрочных государственных финансовых гарантий, в том числе налоговых и иных льгот является не только принципом, но и условием реализации проекта. Уже на начальной стадии должна быть согласована гарантийная структура, которая дает возможность достаточного доступа к доходам проекта, а также к его активам. При классическом проектном финансировании возможность по залогам ограничена активами проекта, при этом обеспечение, так или иначе, не может не присутствовать, а при осуществлении проектов ЧГП оно должно быть комплексным. В обязательном порядке обеспечение включает собственно активы проекта — оборудование, строящуюся в рамках проекта недвижимость, а также залог акций компании — оператора проекта. Как

правило, это залог контрольного пакета. Такой залог позволяет в определенной степени управлять проектом — ведь заемщику всегда жаль и тяжело расставаться с таким активом. В проектах, в странах со значительными рисками по трансфертам, решающее значение имеет поступление выручки в твердой валюте и направление ее на счета вне страны, в которой осуществляется проект. Но и тогда существует так называемый риск рефинансирования задолженности. Так как для реализации проекта на условиях проектного финансирования, как правило, нет кредитоспособного заказчика или гаранта, то особое значение придается гарантиям, предусмотренным для данного проекта. По этой причине центральным аспектом является концепция возмещения (гарантий). Под этим следует понимать не только защиту кредитора от риска в классическом смысле, как например, гарантии или залоговое право, но также и другие договоренности участников в общей концепции проекта, которые затрагивают строительство, обеспечение и использование проекта, сбыт продукта и поток выручки, а также финансирование в целом. Отметим также, что наличие государственных гарантий, как правило, существенно снижает оценку политических рисков проекта.

Окончательная готовность проекта согласно проектной и финансовой концепции означает полную, доскональную подготовку проекта с технической, экономической, организационной и управленческой сторон, а также разработку, окончательное согласование и утверждение финансовой концепции (модели) проекта до начала его реализации и финансирования. Например, при проектном финансировании контракты на поставку оборудования предусматривают серьезные штрафные санкции за несвоевременное выполнение обязательств, недостижение плановых показателей, проектных мощностей и пр.

Наличие всех правовых условий для осуществления проекта, в том числе контрактов, лицензии и других документов является одним из важнейших условий, отсутствие которого может ограничить использование ЧГП не только в теории, но и в реальной практике. Именно поэтому важнейшим условием эффективного осуществления проекта является наличие в стране действенной системы контрактного права, развитых институтов гражданско-правовых отношений, эффективно защищающих интересы всех сторон возникших в ходе проектного финансирования правоотношений. В настоящее время в России отсутствует совершенное контрактное

законодательство. Например, контракты типа take or pay не получили широкого распространения в России. Принудить к их исполнению в России достаточно сложно. Не решена проблема, связанная с нотариальным удостоверением договоров залога, государственная пошлина в абсолютном размере составляет довольно значительные суммы и создает дополнительную весомую нагрузку на проект.

Наличие контрактов на снабжение сырьем, материалами и энергоносителями является определяющим звеном успешного осуществления проекта. Проектное общество с целью обеспечения проекта заключает один или несколько закупочных контрактов с поставщиками сырья на поставку материалов, необходимых для производственных процессов. Реализация практически любого крупного инвестиционного проекта во многом зависит и от возможности получать сырье, материалы, комплектующие изделия и электроэнергию по определенным ценам. Здесь необходимы четкие гарантии, определяющие цену поставляемых товаров. Это обстоятельство побуждает к заключению с поставщиками контрактов типа take or pay. По этим контрактам поставщик обязуется поставлять сырье, материалы и услуги по фиксированным ценам, а в случае если это невозможно — оплатить поставку альтернативных видов сырья, материалов или услуг. Однако на практике, в России, такие контракты с поставщиками сырья и материалов исполнить практически невозможно. Здесь также велика роль местных органов власти при реализации проектов: они часто выступают гарантами обеспечения снабжения создаваемого предприятия различными видами энергоносителей или местных ресурсов в пределах своей компетенции.

Наличие профессионального руководства проектом, обладающего опытом и знаниями как в проектном финансировании, так и в области строительства и эксплуатации объекта также является определяющим фактором проектного финансирования. Некоторые зарубежные инвесторы даже ставят его на первое место, если речь идет об инвестировании в проекты в России. При этом речь идет не только о компетентном менеджменте высшего и среднего звена, но также и о квалифицированном техническом и рабочем персонале.

Поддержка проекта региональными органами власти — одно из важнейших условий успешной реализации проекта. Эта поддержка может выражаться в подготовке «комфортных писем», бюджетных гарантий возврата инвестиций, утверждении и согласовании уровня тарифов и расценок на пред-

ставляемые услуги, выделении лимитов на поставку сырья на весь период реализации проекта.

Справедливое распределение проектных рисков между всеми участниками проекта связано с необходимостью определить основные группы рисков: технические риски (риски, возникающие в фазе строительства и первоначального оснащения предприятия; операционно-технологические риски и др.); экономические риски (производственный риск, ценовой и маркетинговый риски, риск нарушения сроков поставок сырья и материалов, риск изменения валютных курсов, риск изменения процентных ставок); политические и форс-мажорные риски. Кроме того, риски по проекту можно разделить на риски инвестиционного и эксплуатационного этапов. К рискам инвестиционной фазы относится cost over-run — превышение стоимости затрат над плановой величиной. К этой же группе относится и риск удлинения инвестиционной фазы, когда, скажем, монтаж оборудования занимает времени больше, чем планировалось. Для решения возникающих при этом технологических проблем приходится нанимать дополнительную команду инженеров. Проект «утяжеляется» с точки зрения его стоимости и удлинения периода до поступления выручки. Согласно западной статистике, в 30 % случаях стоимость проекта по разным причинам оказывается выше запланированной. Такой риск инвестиционной фазы может быть снят или, по крайней мере, уменьшен следующим образом. К моменту анализа и принятия решения должна быть подготовлена вся проектная документация или технико-экономическое обоснование проекта, которое содержит технологические схемы его реализации. При этом вся документация должна быть согласована с государственными органами — от архитектурного надзора до санэпидемстанции и пожарной охраны. Кроме того, на уровне технико-экономического обоснования должны быть отражены все затраты и мероприятия, связанные с проектом. Это объемы инвестиционных затрат, стоимость необходимой инфраструктуры для реализации проекта, потребность производства в газе, электроэнергии, воде, канализации и т.д. Наличие такого комплекта документации является одним из способов снижения риска от просчетов участников и инициаторов проекта. Риск удлинения инвестиционной фазы частично закрывается санкциями по штрафам договора на поставку оборудования. При этом в ходе экспертизы проекта по заданию инвесторов и кредиторов проводится анализ технологических решений — общий обзор ситуации, анализ с

точки зрения распространенности и применимости в стране и т. д. Как правило, если технология является пилотной, речь идет о существенных рисках и проблемах. На эксплуатационной фазе основным риском является рыночный, который, закрывается анализом рынка и консервативными прогнозами по сбыту. Нельзя недооценивать роль страхователей в процессе реализации проекта. В первую очередь страхователь покрывает риски, связанные с реализацией проекта на фазе строительства и ввода в эксплуатацию.

Представленные ранее условия успешного осуществления ЧГП представляют собой необходимые требования для успеха проекта, при этом следует отметить, что ЧГП является одним из инструментов, который органы власти могут использовать для повышения эффективности выполнения своих функций по предоставлению услуг населению. При этом органы власти как отвечали, так и продолжают отвечать за предоставление услуг населению, определяют цели в этой сфере и обеспечивают их достижение. Партнерство с бизнесом необходимо как возможность использовать те преимущества, которыми обладает частный сектор, и в тех областях, где государство не в состоянии обеспечить достаточное финансирования или качество предоставления необходимых услуг.

Таким образом, может быть успешно решена еще одна задача, озвученная Президентом Российской федерации Федеральному Собранию, о разработке и реализации комплекса мер по созданию долгосрочных стимулов к повышению качества оказанных государственных услуг по обеспечению ответственности за результаты использования бюджетных средств и деятельности исполнительной власти.

Список литературы

1. Квасов И. Н. К вопросу о факторах устойчивого развития экономики региона (на примере подготовки к празднованию 300-летия г. Омска). // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 18 (111). С. 22-24.

2. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. акад. А. А. Дынкина / ИМЭМО РАН. М.: Магистр, 2008. С. 90.

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009.

4. Частно-государственное партнерство как фактор развития предпринимательства в системе государственного и муниципального управления: монография / И. Н. Квасов, О. П. Кузнецова, Омск: Изд-во ОмГТУ. 2009. С. 44-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.