ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Научный журнал
№ 2 (5) 2020
И.В. Кузьмина
Роль благотворительной помощи православным миссиям конца XIX — начала XX в. на примере Российской духовной миссии в Японии
DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10037
Аннотация: Статья посвящена теме благотворительной помощи Русской Православной Церкви и России в целом Российской духовной миссии в Японии. На основании официальной и частной переписки равноапостольного Николая Японского, его дневников, делается попытка выделить основные периоды, в которые благотворительная поддержка деятельности миссии была наиболее существенной. Показывается, что такая помощь была необходима на начальном этапе деятельности Миссии, во время строительства Воскресенского собора в Токио, во время и после Русско-японской войны 1904-1905 гг. В каждом из этих периодов на основании приходо-расходных отчетов миссии, отчетов о пожертвованиях, официальных рапортов, прошений, частных писем и дневников ее начальника рассматривается размер пожертвований и их состав, анализируются расходные статьи.
Ключевые слова: Российская духовная миссия в Японии, равноапостольный Николай Японский, благотворительность, Православное миссионерское общество, Русско-японская война, Воскресенский собор в Токио, храм в Осака, благотворительная помощь.
Об авторе: Ирина Владимировна Кузьмина
научный сотрудник Николо-Угрешской духовной семинарии.
E-mail: nihao71@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9864-1743
Ссылка на статью: Кузьмина И. В. Роль благотворительной помощи православным миссиям конца XIX — начала XX в. на примере Российской духовной миссии в Японии // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 2 (5). С. 170-185.
* Фотографии предоставлены автором.
HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY
Scientific Journal
No. 2 (5) 2020
I. V. Kuzmina
The Role of Humanitarian Assistance ot the Orthodox Missions in the 19th-early 20th Centuries Based on the Example of the Russian Ecclesiastical Mission
in Japan
DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10037
Abstract: The article is devoted to the topic of charitable assistance by the Russian Orthodox Church and Russia as a whole to the Russian Ecclesiastical Mission in Japan. Based on the official and private correspondence of Equal-to-the-Apostles Nicholas of Japan and his diaries, an attempt is made to identify the main periods in which charitable support for the Mission's activities was most significant. It is shown that such assistance was necessary at the initial stage of the Mission's activities, during the construction of the Resurrection Cathedral in Tokyo, during and after the Russo-Japanese War of 1904-1905. In each of these periods, on the basis of the Mission's receipts and expenditures, reports on donations, official reports, petitions, private letters and diaries of its chief, the amount of donations and their composition are considered, and expense items are analyzed.
Keywords: Russian Ecclesiastical Mission in Japan, St. Nicholas of Japan, humanitarian assistance, Orthodox Missionary Society, Russo-Japanese War, Resurrection Cathedral in Tokyo, church in Osaka, charitable assistance.
About the author: Irina Vladimirovna Kuzmina
Research Fellow at St. Nicholas Ugresha Theological Seminary.
E-mail: nihao71@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9864-1743
Article link: Kuz mina I. V. The Role of Humanitarian Assistance ot the Orthodox Missions in the 19th-early 20th Centuries Based on the Example of the Russian Ecclesiastical Mission in Japan. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 2 (5), pp. 170-185.
Благовествование есть исполнение заповеди Христа Спасителя — «научите все народы», «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мф 28:19; Мк 16:15). Важную роль в проповеди, которую ап. Павел называл «великим подвигом» (1 Фес 2:2) и «необходимою обязанностью» (1 Кор 9:16), играла и играет церковная и общественная поддержка миссионерского служения. Значение такой поддержки было определено с первых дней существования Апостольской Церкви: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах, — говорили апостолы пред избранием диаконов, — мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян 6:2, 4).
Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, в одном из своих писем отмечал, что «миссионерское дело в нашем Отечестве тогда только может получить более удовлетворительное развитие, когда сделается предметом внимания не избранного только круга ревнителей, а всего православного народа»1.
Стремление русского народа беречь и распространять православную веру, делиться ею с другими народами, ярко проявилось во второй половине XIX в., когда наряду с щедрыми пожертвованиями на медицину, образование, искусство, на помощь неимущим, болящим и сиротам, была оказана широкомасштабная поддержка миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Учрежденное в 1865 г. Православное миссионерское общество, которое ставило своей целью содействовать православным миссиям в деле христианской проповеди, отвечало чаяниям и устремлениям значительного числа граждан Российской империи — нести свет Христовой веры «до края земли» (Деян 1:8).
Наиболее ярко благотворительная помощь и поддержка миссионерских проектов проявились в содействии деятельности Российской духовной миссии в Японии. До сих пор вызывает удивление и восхищение тот факт, что, почти не зная ничего об Японии, жертвователи помогали апостолу Страны восходящего солнца — равноапостольному Николаю Японскому — благовествовать в этой стране. Сам святитель усматривал здесь особый Божий промысел — просветить светом Евангелия языческую страну. В 1878 г. он писал в рапорте в Святейший Синод: «[...на вопрос] "Кто обеспечивает Миссию со всеми ее учреждениями?" не иначе и отвечать можно, как: "Бог, неведомыми ей самой путями!" В самом деле, при речи о благотворителях Миссии, во-первых, большую часть имен их Миссия и назвать не может — они известны одному Богу; во-вторых, каким образом такая, по-видимому, неопределенная помощь, как случайные пожертвования, дает возможность Миссии точно и определенно вести свое дело, с постепенным правильным расширением его, без всяких перерывов и задержек, — действительно необъяснимо.»2.
Выдающийся русский миссионер неотступно уповал на Божию помощь и милость. «Упование не посрамит, подтверждено еще в Писании (Рим 5:5), — и оно действительно не посрамляет»3, — эти слова, написанные равноапостольным Николаем в 1878 г., находили свое подтверждение во многих моментах истории Российской духовной миссии. Однако все же можно выделить несколько периодов, когда благотворительная помощь была наиболее существенной для обеспечения Российской духовной миссии необходимыми средствами.
Начальный этап деятельности миссии (1870-1880)
На начальном этапе деятельности миссии в Японии, когда необходимо было организовывать миссийские учреждения, обучать и посылать на проповедь
1 Отношение председателя Православного Миссионерского Общества Высокопреосвященного Иннокентия, Митрополита Московского, от 29 сентября 1872 г. №500 // Екатеринославские епархиальные ведомости. 1873. № 1. С. 1.
2 Рапорт Святейшему Синоду о положении дел в Российской духовной миссии и ее расходах // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского в 10 т. Т.1. Официальная переписка (1860-1883). М.: Издательство ПЕНАТЫ И КНИГА, 2018. С. 328.
3 Там же.
катехизаторов, строить храмы на всей территории Японской империи, помощь благотворителей была особенно важной.
С учреждением миссии в Японии в 1870 г. и вплоть до 1880 г. на ее расходы из казны или из средств Святейшего Синода отпускались средства на содержание трех миссионеров (каждому из них было назначено жалованье в размере 2.000 рублей в год), на содержание самого начальника миссии (размер его жалованья был определен суммой 2.500 рублей в год) и причетника (800 рублей в год). Из этих средств, по добровольному соглашению миссионеров, половина расходовалась на нужды миссии. Кроме того, была выделена сумма на постройку домов для проживания миссионеров в размере 10.000 рублей4. В момент учреждения миссии в 1870 г. предполагалось, в том числе и ее начальником, что выделенных из казны сумм должно хватать. Но начатые архимандритом Николаем проекты, такие как организация училищ и семинарии, содержание проповедников, публикация христианской литературы, потребовали гораздо больше средств. Уже через два года он писал в Святейший Синод: «Решительно не знаю, как она (миссия. — И. К.) просуществует настоящий год, чем избудет предстоящие ей нужды»5.
В связи с этим большой поддержкой для миссии стали частные пожертвования, поступавшие из России. В 1871-1873 гг. ежегодно поступало около 6-7 тысяч рублей6. Основными благотворителями в этот период были: представители императорской семьи — великий князь Алексей Александрович в 1872 г. во время посещения Японии сделал пожертвование, с помощью которого было начато строительство каменных зданий миссии, моряки Тихоокеанской эскадры, служащие Российского императорского консульства. Некоторые средства присылались из России, где пожертвования от «доброхотов» собирали добровольные сотрудники миссии в Санкт-Петербурге и Москве7. В 1873 г. в Токио началась постройка каменного дома миссии с домовым храмом, средства на постройку которого в размере 32.000 рублей были собраны почти исключительно графом Е. В. Путятиным. Но, как замечал сам равноапостольный Николай Японский, такая помощь носила случайный и непостоянный характер.
Святитель Николай Японский
4 См.: Проект инструкции Российской духовной миссии в Японии // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского... Т. 1. С. 135.
5 Рапорт Святейшему Синоду с отчетом о деятельности Российской духовной миссии за 1871 г. // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 1. С. 180.
6 Отчет о пожертвованиях и расходах за 1871 г. // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т.1. С. 192; Отчет главного стана Миссии в Токио о пожертвованиях и расходах за 1872 г. // Там же. С. 227; Отчет стана Миссии в Хакодатэ о пожертвованиях и расходах за 1872 г. // Там же. С. 236; Отчет главного стана Миссии в Токио о пожертвованиях и расходах за 1873 г. // Там же. С. 252.
7 Рапорт Святейшему Синоду с отчетом о деятельности Российской духовной миссии за 1871 г. // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 1. С. 181.
Ситуация изменилась после февраля 1875 г., когда Российская духовная миссия в Японии была взята под покровительство Православного миссионерского общества (ПМО), «чтобы Совет Общества печатал сведения о сей Миссии наравне со сведениями о миссиях в Отечестве и присоединял их к своим годовым отчетам; приглашал для совещаний в свои собрания людей, заинтересованных делами упомянутой Миссии и принимающих на себя в пользу ее сборы или другие какие-либо труды, хранил в своей кассе суммы, поступающие в пользу Миссии, и вел им особый счет под именем "капитала Японской миссии", и чтобы вообще Миссионерское общество не оставляло Японскую миссию без воспособления и из своих денежных средств»8. Только за 1876 г. Православное миссионерское общество переслало в Японию 21.366 рублей, собранных «при благочестивом усердии православного народа и просвещенных ревнителей на пользу и славу Церкви отечественной»9. Несомненно, что кроме деятельного участия в работе Православного миссионерского общества, «просвещенные ревнители» и просто заинтересованные в распространении Православия русские люди помогали духовной миссии самостоятельно.
В Воззвании к Русской Церкви, написанном в 1876 г., равноапостольный Николай Японский так обращался к благотворителям: «Помоги Миссии весь русский народ, которому Господь Бог доверил сокровище истинной христианской веры и вместе с тем возложил обязанность просветить ею мир!»10. Эта помощь не замедлила прийти: «. не бросает Свое дитя — Японскую Церковь — Отец ее Небесный, и не оставляет без попечений родная мать ее — Церковь Русская. Здесь перед нами опять светлое утешительное явление постоянно продолжающегося чуда милосердия Божия, воочию видимого и исповедуемого нами здесь»11, — писал равноапостольный Николай через два года в рапорте в Святейший Синод.
О масштабе пожертвований на нужды Российской духовной миссии в этот период свидетельствуют цифры: расход миссии в 1878 г. составил около 30.000 рублей, при том, что сумма, выделяемая миссии из казны и Синода, по-прежнему составляла около 10.000 рублей в год. Как видно, более 70% требуемой суммы составляли пожертвования, поступающие через Совет Православного миссионерского общества и частным образом. Пожертвования поступали из разных уголков Российской империи и часто были очень скромными: «Чрез священника Соборной церкви города Суджи Курской губернии <...> доставлены следующие пожертвования в пользу Японской миссии: от свящ[енника] Измаила Платонова 1 р., крестьян — Николая Берегового 1 р., Михаила Миняйленкова 20 к., Ивана Софронова 20 к., <...> Федосьи Савенковой 10 к., <...> Александра Воскобойникова 1 р., <...> Василисы Раюшкиной 5 к., <...> Агриппины Скибиной 6 к., <...> от священнического сына Николая Платонова 39 к., итого всех денег двадцать руб. сер.»12.
Кроме денег, на нужды Российской духовной миссии жертвовались различные предметы, в том числе богослужебные: «В ноябре месяце сего 1877 г. священником Московской Вознесенской, что на Большой Никитской, церкви отправлены по назначению нижеследующие вещи, пожертвованные в Японскую православную миссию: <...> 1) воздухи из малинового полубархата с шитыми из глазета цветами, 2) зеленая завеса к царским вратам из шелковой материи <...> 5) от монахини Флавианы икона Тихвинския Божия Матери в серебряном вызолоченном окладе и с серебряными вызолоченными венцами <...> 6) от раба Б[ожия] Иоанна три иконы Спасителя в ризах аплике с вызолоченными венцами, длиной 5 верш[ков], шириной 4 верш[ка] <...>;
8 РГИА. Ф. 799. Оп. 13. Д. 114. Л. 103.
9 Отечественная Церковь в 1876 г. Извлечения из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедования за 1876 г. // Церковный вестник. 1877. №2. С. 12.
10 Воззвание Японской духовной Миссии к Русской церкви // Миссионер. 1876. С. 168-169.
11 Рапорт Святейшему Синоду о положении дел в Российской духовной миссии и ее расходах // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 1. С. 327.
12 Отчеты о пожертвованиях // Миссионер. 1877. № 12. С. 100.
отправлены в Японскую миссию нижеследующие вещи, пожертвованные из Московского Алексеевского девичьего монастыря: 1) Плащаница на полотне в вызолоченной рамке, 2) икона Спасителя в терновом венце, 3) икона Черниговской Б[ожией] Матери, <...> 5) медный складень с 20-ю священными изображениями, <...> 7) деревянный крест. <...> от послушников Киево-Печерския Успенския лавры 1085 шейных крестиков разных цен.»13.
Широкомасштабная благотворительная помощь на начальном этапе существования Российской духовной миссии в Японии позволила осуществить важные миссионерские и образовательные проекты. В 1878 г. во всей Японской Церкви состояло 4.115 христиан, почти 80 катехизаторов проповедовали в 150 японских городах и селениях. В 6-ти миссийских училищах обучалось почти 160 учащихся. Осуществлялась переводческая и издательская деятельность. В целом деятельность миссии приобрела такой размах, что, несмотря на щедрую помощь благотворителей, ощущалась острая нехватка средств, что грозило сворачиванием ее проектов. Поэтому, летом 1879 г. равноапостольный Николай был вынужден выехать в Россию, чтобы добиться регулярного финансирования Российской духовной миссии в Японии. Его усилия увенчались успехом: в 1880 г. было принято решение о дополнительном финансировании миссии из сумм Государственного казначейства и Святейшего Синода.
Таким образом, пожертвования на деятельность Российской духовной миссии, высылаемые в Японию через Православной миссионерское общество и частным образом, заложили прочную основу ее дальнейшей успешной деятельности.
Подготовка и строительство Воскресенского собора в Токио (1880-1891)
К концу 1870-х гг. число японских православных верующих значительно увеличилось; действующие храмы в Токио давно не вмещали всех желающих попасть на богослужение. Необходимо было озаботиться о строительстве нового, большого кафедрального собора. «Храм нужен с поместительностью тысячи на две человек, возможно простой, но в то же время правильной храмовой архитектуры, для образца и подражания всей Церкви»,14 — писал равноапостольный Николай Японский в своем рапорте в Святейший Синод.
Начальник Миссии хорошо понимал значение величественного и прекрасного храма для укрепления позиций Православия в Японской империи, поэтому предпринял все возможные усилия, чтобы строительство собора было осуществлено. Приехав в 1879 г. в Россию, равноапостольный Николай просил благословения митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Исидора (Никольского) начать сбор средств на возведение храма в Токио. Миссионер заручился поддержкой маститого иерарха и начал сбор пожертвований. Дневник равноапостольного Николая, который он регулярно вел в период своего пребывания в России, содержит огромное число упоминаний о сделанных владыкой Николаем (30 марта / 11 апреля 1880 г. архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Ревельского) визитах архиереям и священнослужителям Русской Церкви, представителям российской высшей аристократии, творческой и научной общественности. Миссионер много и неоднократно рассказывал церковным ревнителям Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других городов о нуждах миссии и Японской Церкви, о необходимости строительства нового храма, приводя в пример католические и протестантские миссии, действующие в Японии.
Простые и запоминающие слова, с которыми он обращался к своим собеседникам, возбуждали усердие и сочувствие русских людей. Таким образом на строительство Воскресенского кафедрального собора была собрана значительная
13 Там же. № 52. С. 250.
14 Рапорт Святейшему Синоду о положении дел в Российской духовной миссии и ее расходах от 18 декабря 1878 г. // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 1. С. 340.
1
Кафедральный собор Русской духовной миссии в Токио
сумма — 131.834 рублей15; по словам современников, на его постройку многие отдавали «последние гроши»16. Дневник святителя сохранил теплые слова владыки Николая о жертвователях миссии: «Вот трогательная-то лепта! Еще угодней вдовицы, потому что последняя может сама заработать, а эти, бедные, данное им, отдают. Да воздаст им Господь! Прекрасный урок для юных японских христиан»17.
Кроме того, жертвовались также суммы на постройку и украшение других храмов Японской Церкви, развитие духовного образования, обеспечение различных проектов миссии. «Беднейший из петербургских приходов: мастеровые, артиллеристы и лавочники — прихожане; но вследствие проповеди о. Василия 11 ноября собрано было на 3 серебряных позолоченных прибора свящ[енных] сосудов и 3 прибора возду-хов»18, — отмечал святитель Николай в своем дневнике в 1879 г.
Первоначально предполагалось, что на все строительство храма уйдет не более 60.000 рублей19, оставшиеся суммы должны были пойти на другие нужды миссии.
15 Отчет о средствах, собранных на строительство Воскресенского собора за 1884 г. // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского в 10 т. Т. 2. Официальная переписка. М.: Издательство ПЕНАТЫ И КНИГА, 2018. С. 43.
16 См.: Сергий (Страгородский), архим. На Дальнем Востоке. (Письма японского миссионера) М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. С. 120.
17 14 / [26] мая 1880 г. Среда. Преполовение. В Москве // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского в 10 т. Т. 4. Дневники. М.: Николо-Угрешская духовная семинария, 2020.
18 25 ноября / [7 декабря] 1879 г. Воскресенье // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 4..
19 Рапорт Святейшему Синоду о положении дел в Российской духовной миссии и ее расходах от 18 декабря 1878 г. // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т.1. С. 340.
Но за время отсутствия владыки Николая в Японии изменилась стоимость всех необходимых для возведения храма материалов, а главное, серьезно увеличилась стоимость земельного участка, который миссионер предполагал приобрести. Необходимо было предпринимать новый сбор и изыскивать возможность начать строительство. Равноапостольный Николай решил не покупать землю для храма, а возводить храм на месте, где уже располагались здания миссии, предварительно расширив его за счет насыпи. Это позволило сэкономить часть пожертвований, собранных им в России, но не решило всей проблемы с обеспечением строительства средствами. Уже менее чем через год после начала постройки начальник миссии сообщал митрополиту Исидору об истощении средств20, прилагая первый отчет о средствах, собранных на строительство храма21.
Официальные документы и письма того периода свидетельствуют о том, что равноапостольный Николай выражал неотступную надежду и упование на Божию милость и помощь: «Мы уповаем, что Он [Господь] и вперед не отнимет Свою помогающую руку от Миссии и допустит доведенному уже до такой высоты храму Его остаться неоконченным»22. Владыка Николай писал письма с просьбами о пожертвованиях на строительство почти каждый день. Письма отправлялись им не только в Россию. «Итак, ради Бога, окажите помощь, чтобы не случилось этого несчастья! Я уверен, что Господь не даст Свою Церковь на посмеяние язычникам и инославным, не сделает ее притчею во языцех, с недоведенными стенами или непокрытой крышей ее храма, — так или иначе храм будет построен»23, — писал владыка Николай настоятелю Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон архимандриту Мака-рию (Сушкину), прося его направить благотворительную помощь в Японию.
В 1886 г. было опубликовано письмо-воззвание благотворителям Российской духовной миссии о помощи в строительстве храма в Токио, в котором епископ Николай открыто сообщал о всех сделанных и планируемых им расходах, о тех проблемах и нуждах, которыми была полна жизнь миссии в тот период (в частности, он сообщал о том, что часть средств была вложена в банк, который из-за своей несостоятельности заморозил миссийский вклад).
Письма, воззвания и прошения к благотворителям миссии возымели действие. Начиная с 1886 г., в Японию стали поступать пожертвования на продолжение строительства токийского собора. Отчеты о средствах, собранных на строительство храма, составлялись равноапостольным Николаем ежегодно. С четкостью и аккуратностью владыка вносил в расходную часть отчета все траты, даже, казалось, самые незначительные, которые были сделаны для возведения храма. С такой же пунктуальностью начальник миссии составлял и приходную часть отчета. Благодаря этому обстоятельству известны некоторые имена жертвователей — аристократов, архиереев и священнослужителей, купцов и предпринимателей, общественных деятелей и простых русских людей. Вот только некоторые из них: «... от московского купца Феодора Никитича Самойлова — 10.000 руб., <...> от иеромонаха Русского, на Афоне, монастыря св. великомученика Пантелеимона, о. Михаила, — 327 руб., <...> от протоиерея города Кронштадта о. Иоанна Сергиева — 1.000 руб., <...> от Димитрия Ивановича Стахеева, в Елабуге, — 3.000 руб., <...> от коммерции советника Владимира
20 Письмо митрополиту Санкт-петербургскому и Новгородскому Исидору с отчетом о строительстве Воскресенского собора в Токио // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 2. С. 42.
21 См.: Отчет о средствах, собранных на строительство Воскресенского собора за 1884 г. // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 2. С. 43-57.
22 Письмо обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву с отчетом о строительстве Воскресенского собора // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского в 10 т. Т. 3. Письма (1860-1911). М.: Издательство ПЕНАТЫ И КНИГА, 2019. С. 159.
23 Письмо настоятелю Русского монастыря св. вмч. Пантелеимона на Святой Горе Афон архимандриту Макарию с просьбой о помощи в строительстве Воскресенского собора в Токио // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 2. С. 151.
Христофоровича Спиридонова — 3.000 руб., <.> братья Федор и Григорий Кузьмичи Каменские — 2.000 руб., <.> от высокопреосвященного Никанора, архиепископа Херсонского, пожертвованные Свято-Григориевским Бизюковым монастырем на достройку православного собора в Токио — 1.000 руб., <.> от Ефрема Никифоровича Сивохина, в С.-Петербурге, — 1.000 руб., <.> от крестьянина Евфимия Ивановича За-нозина из деревни Белое озеро, Аткарского уезда Саратовской губернии — 1 руб., <.> от матросов российского императорского фрегата «Владимир Мономах»: шестьдесят девять мексиканских долларов <.> от г. Нечаева-Мальцова — 1.000 руб., <.> от статского советника Немчинова Якова Андреевича — 1.000 руб.»24
Однако большинство имен остаются неизвестными: многие следовали благочестивой традиции, чтобы левая рука не знала, что делает правая (ср. Мф 6:3). В отчетах Российской духовной миссии о собранных средствах нередки указания на то, что средства присланы от неизвестного, либо указаны только его инициалы или имя жертвователя. Иногда анонимные вклады поражали своими размерами. Например, от некоего анонимного благотворителя было получено на строительство собора около 50.000 рублей25.
Кроме денежных пожертвований велико было значение информационной поддержки сбора на окончание возведения Воскресенского собора. Редактор и издатель газеты «Московские ведомости» М. Н. Катков неоднократно публиковал на страницах издания статьи с призывами к читателям оказывать поддержку строительству храма в японской столице. Владыка Николай высоко ценил помощь русского флотоводца, будущего адмирала С. О. Макарова, который приложил значительные усилия, чтобы постройка была окончена: «Статьи писал, брошюру издал о постройке Собора, чтоб вызвать пожертвования; и сам собирал в Петербурге и Москве, куда нарочно для того ездил; наконец, побудил великого князя Александра Михайловича выхлопотать в Миссионерском Обществе разом 14 тысяч, чем и закончена была постройка Собора»26.
Щедрая благотворительная помощь позволила продолжить и окончить строительство: за период с 1886 по 1890 г. на постройку Воскресенского собора в миссии было получено более 150.000 рублей пожертвований: в 1886 г. 40.555 рублей27, в 1888 г. 34.038 рублей28, в 1889 г. 30.442 рубля29, в 1890 г. 45.927 рублей30.
К началу 1891 г. собор был достроен и в марте того же года освящен. Владыка Николай писал: «Он . будет памятен, будет изучаем, подражаем — многие — не десятки, а, смело говорю, — сотни лет, ибо храм положительно замечательнейшее здание в столице Японии, — здание, о котором слава разнеслась по Европе и Америке еще прежде его окончания, и которое . по справедливости вызывает внимание, любопытство и удивление всех, кто есть или кто бывает в Токио»31. Повышенное внимание японцев к новому зданию почти в центре Токио дало дополнительный толчок к активной
24 Отчет о средствах, собранных на строительство Воскресенского собора за 1884 г. // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 2. С. 43-57.
25 См.: Макаров С.О. Православие в Японии. СПб., 1889. С. 19.
26 Дневники святого Николая Японского: в 5 т. / Сост. К. Накамура. Т. 5. СПб.: Гиперион, 2004. С. 64.
27 Отчет о средствах, собранных на строительство Воскресенского собора за 1888 г. // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 2. С. 129. Указываемая в приходной статье отчета сумма больше (50.900 металлических рублей), так как в ней учитывались ранее пожертвованные и положенные в банк в России средства.
28 Отчет о средствах, собранных на строительство Воскресенского собора за 1888 г. // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 2. С. 158.
29 Отчет о средствах, собранных на строительство Воскресенского собора за 1889 г. // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 2. С. 196.
30 Отчет о средствах, собранных на строительство Воскресенского собора за 1890 г. // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 2. С. 233.
31 Письмо Сергию Сёодзи (?) о Воскресенском соборе в Токио // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 3. С. 242.
проповеди Христовой веры: появился повод проводить ознакомительные беседы с посетителями, рассказывать об устройстве храма, иконах, и на этой основе — рассказывать об основах веры. Многие из таких посетителей брали христианскую литературу и адреса катехизаторов.
На строительство Воскресенского собора в Токио была собрана грандиозная сумма. Горячо и искренне благодаря каждого из благотворителей, владыка Николай усматривал в успешном окончании постройки прежде всего «новое доказательство промыслительного благословения Божия к Миссии», Его помощи «чрез угодные Ему орудия»32, и расценивал благотворительную помощь как проявление материнской любви Русской Церкви к своей дщери, которая «выразилась таким блистательным знаком, таким великолепным храмом!»33.
Русско-японская война (1904-1906). Строительство храмов в поминовение павших воинов (1907-1910)
В начале 1904 г. молодая Японская Церковь и Российская духовная миссия в Японии встретили новое испытание — началась Русско-японская война. Оставшись со своей японской паствой, владыка Николай отошел от общественного богослужения и сосредоточился на текущих церковных делах и переводческой работе. Начавшаяся война привела к тому, что средства, выделяемые казной и Синодом на деятельность миссии, стала запаздывать.
Уже в марте 1904 г. появились первые военнопленные. Как только равноапостольный Николай узнал о содержащихся в Мацуяма и Сасэбо русских моряках, им было отосланы туда посылки и письма со словами утешения и поддержки: «Сегодня приготовлены четыре ящика посылок отсюда <.> Во всех ящиках — красные яйца, куличи, по Евангелию всем и по иконке, а офицерам по Новому Завету и иконке, по крестику всем; кроме того, в Мацуяма книги для чтения, сигары, офицерам, кроме того, ящик чая. Сверх всего этого, группе больных в Мацуяма послана отличная новая икона в серебряном окладе, 6*5 вершков, в киоте: Казанской Божией Матери»34. Неудачные военные действия российской армии и флота привели к тому, что число военнопленных с каждым днем стало увеличиваться. Уже в конце мая 1904 г. равноапостольный Николай сообщал в Святейший Синод о 556 человек, из которых более 400 были ранены35, а всего по разным оценкам за годы Русско-японской войны японский плен прошли около 70 тысяч человек.
Российская духовная миссия в Японии в лице своего начальника и Японская Церковь, при которой было создано «Общество духовного утешения военнопленных», с самого начала оказывали многообразную помощь русским воинам. Книги и журналы на русском и других языках, письменные принадлежности, наборы слесарных и других инструментов, иконы, свечи, нотная бумага и сборники церковных песнопений, фисгармония и многое другое было переслано в лагеря военнопленных, количество которых к концу войны достигло почти тридцати. Равноапостольный Николай озаботился, чтобы неграмотные могли обучиться письму и чтению: для этого была составлена и напечатана азбука, закуплены письменные принадлежности. Все это делалось для того, чтобы помочь пережить находившимся в лагерях людям плен. «Итак, пусть скучающие и тоскующие возымеют намерение не скучать и не тосковать, — вот уже половина дела и сделана; затем пусть зададут себе работу: читать,
32 Письмо контр-адмиралу С. О. Макарову с благодарностью за помощь в постройке Воскресенского собора // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 3. С. 235.
33 Рапорт Святейшему Синоду с отчетом о положении дел в Российской духовной миссии за 1891 г. // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 2. С. 235.
34 Дневники святого Николая Японского. Т.5. С.61.
35 См.: Донесение в Святейший Синод о положении военнопленных и об отсутствии средств на содержание Российской духовной миссии // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 2. С. 352.
Храм-памятник в Мацуяма
писать, сочинять, изучать что-нибудь. И пусть действительно займутся, — печаль как рукой снимет»36, — писал владыка Николай в письме к одному из пленных, подполковнику К. В. Урядову. По окончании войны Российская духовная миссия в Японии взяла на себя обязательство снабдить отправляющихся в Россию воинов теплой одеждой и обувью (на это было потрачено около 45 тысяч йен37).
Особое внимание нужно было оказывать духовным запросам русских людей. Так как самому начальнику миссии не было разрешено покидать Токио, уже в мае 1904 г. в лагерь военнопленных был отправлен священник Японской Церкви — отец Сергий Судзуки. Всего за время войны у русских пленных служили 23 священника и диакона. Каждого из них необходимо было снабдить богослужебными книгами, предоставить деньги на транспортные и другие расходы; в церкви и часовни, которые были открыты в лагерях, требовались иконы, свечи и необходимая для богослужения утварь. В Пасху 1905 г. во всех лагерях были проведены пасхальные богослужения; более 60.000 солдат, моряков и офицеров получили пасхальный подарок — 2 яйца и поздравительное издание «Пасхальное приветствие». Для духовного утешения было решено каждому из военнопленных подарить серебряный крестик с благословением от Японской Церкви, краткий молитвослов и Евангелие: «на одни крестики для военнопленных издержано уже 370 рублей; а на церковное вино и елей, разное богослужебное обзаведение, экстренные расходы на содержание и разъезды священников, служащих у военнопленных, на учебники и письменный материал для обучения безграмотных
36 Письмо подполковнику К. В. Урядову с просьбой поддерживать военнопленных // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 3. С. 356.
37 Список пожертвований, поступивших в Российскую духовную миссии в Японии на нужды русских военнопленных // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 3. С. 510-512.
между ними, — на все это расходуется Миссией (личных средств епископа, конечно, давно уже и в помине нет); да и как же иначе? Как не сделать все, что только возможно, для наших дорогих соотечественников, на пожертвования которых и Миссия существует?»38.
Российская духовная миссия в Японии делала все возможное в обеспечении различных нужд военнопленных, но она не располагала значительными средствами, и вскоре «в этих расходах достигла предела, за который переступить было бы уже посягнуть на свое существование»39. Безусловно, японские верующие жертвовали на поддержку русских военнопленных: созданное «Общество духовного утешения военнопленных», действовавшее на пожертвования священников и верующих Японской Церкви, частично покрывало эти расходы. Часть помощи шла через зарубежные благотворительные общества.
Но и помощь из России была необходима. В конце 1904 г. владыка Николай обратился с письмами к известным благотворителям и меценатам, священникам, архиереям, церковным и общественным деятелям, призывая оказывать благотворительную помощь: «<.> помогите, добрые соотчичи <.> верьте, что редко на что другое, более богоугодное, можно употребить от имеющегося у вас избытка, чем на это. Военнопленные, когда шли на поле битвы, заранее обрекли себя на все страдания от ран и на смерть за Отечество и за нас с вами; великий крест они взяли тогда на себя и смело, решительно понесли»40, «<.> в надежде на помощь Божию я дерзаю тратить, но помощь руками людей должна прийти»41.
Первые пожертвования из России начали поступать в миссию еще в апреле-мае 1904 г., но после обращения владыки Николая благотворители щедро откликнулись на его призыв. За 1905 г. в адрес Российской духовной миссии поступило более 97.000 рублей, из которых за этот же период было израсходовано более 96.000 рублей42. С присущей ему аккуратностью начальник миссии заносил все, даже сравнительно небольшие, пожертвования на нужды русских военнопленных: «... от духовного собора Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге "ввиду тяжкого положения русских пленных в Японии на нужды их пожертвовано" 2.000 руб., .... получено от Владимирской губернской земской управы . 5.000 руб., . от преосвященного Тихона, епископа Николаевского, викария Самарской епархии, на нужды религиозные 1.000 руб., . от редакции "Харбинского вестника" собранные по подписке 2.375 ен, . от Святейшего Синода в дар военнопленным 10.000 руб., .получен от преосвященного Тихона, епископа Северо-Американского, вексель в 200 американских долларов . от священника Евгения Архангельского из Арзамаса на крестики 3 руб., . от Матрены Гавриловны Кононикиной, собранные от разных лиц слободы Марковки, Старобельского уезда, Харьковской губернии, на крестики 3 руб., . от Миши, податель И. В. Ж., Сормово, Нижний Новгород, на крестики 1 руб.»43. Перечисление только малой части всех имен благотворителей показывает, что сбор на нужды пленным
38 Письмо епископу Алеутскому и Северо-Американскому Тихону с просьбой о свечах и положении русских военнопленных // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 3. С. 366.
39 Там же.
40 Письмо в редакцию газеты «Новое время» с просьбой о пожертвовании книг и крестиков для военнопленных // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 3. С. 386.
41 Письмо петербургскому добровольному сотруднику Российской духовной миссии в Японии протоиерею И. И. Демкину с просьбой о пожертвованиях для русских военнопленных // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 3. С. 368.
42 Список пожертвований, поступивших в Российскую духовную миссии в Японии на нужды русских военнопленных // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 3. С. 506, 513. Суммы в отчете указываются в иенах. Равноапостольный Николай Японский делает следующее пояснение: «Русский кредитный рубль вообще принимается равным японскому ену, и копейка — сену, хотя при переводах . они бывают то несколько больше, то несколько меньше один другого». Там же.
43 Там же. С. 495-506.
Богослужение у военнопленных в Хамадера
был общероссийским, если не всемирным: в отчете о собранных пожертвованиях указываются суммы, перечисленные из Америки, Италии, Германии, Англии и Китая. Японские верующие делали все возможное, чтобы облегчить участь русских воинов, тем самым желая хотя бы несколько заплатить долг благодарности Русской Церкви за вечное спасение.
Поступившая щедрая благотворительная помощь позволила Российской духовной миссии содержать японских священников в лагерях военнопленных, обеспечить всех воинов серебряными крестиками (их было изготовлено более 71.000), Евангелиями и другими молитвенными принадлежностями, оказывать помощь больным и раненым. Пленные получали книги и журналы (только за 1904 г. было отослано более 8.000 единиц), была организована их переписка с родными, установлен надзор за оказанием медицинской помощи. Описывая это в своем рапорте в Синод, владыка Николай замечал, что «Миссия вменила себе в обязанность делать для них все, что позволяют ее средства и силы, и неуклонно исполняла это»44.
Надо отметить, что военнопленные и сами делали пожертвования на нужды более нуждающихся собратьев. Некоторые генералы на свои собственные средства обеспечивали лагерную или госпитальную церкви всем необходимым; часть пленных делала пожертвования на свечи и иконы. Среди военнопленных лагеря в Мацуяма была собрана сумма на установку памятника на кладбище, где были захоронены 98 воинов (на это ими было пожертвовано 950 йен), но, как отмечал владыка Николай, «не ограничиваясь этим, они выразили желание, чтобы в Мацуяма построен был молитвенный дом или небольшая церковь <.> и для этой цели собрал и пожертвовали 855 ен 17 сен»45. Прибавив к этой сумме недостающее, Российская духовная миссия
44 Донесение в Святейший Синод с отчетом о положении дел в Российской духовной миссии за 1904 г. // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 2. С. 362.
45 Список пожертвований, поступивших в Российскую духовную миссии в Японии на нужды русских военнопленных // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 3. С. 512-513.
приобрела участок земли в Мацуяма, на котором в 1908 г. на средства благотворительницы К. Ф. Колесниковой был выстроен храм для поминовения воинов, умерших в плену и погибших на полях сражений. Эта же благотворительница сделала пожертвование на внутреннее убранство храма, колокола и постройку дома для священника и катехизатора.
Русские же военнопленные начали сбор на храм в Осака, на строительство которого ими было собрано более 200 рублей. Этот храм также предполагалось выстроить как храм-памятник для поминовения воинов, павших в Русско-японскую войну. Офицеры и солдаты, вернувшиеся из японского плена, продолжили осуществлять сбор на строительство храма в Осака. На середину июля 1907 г. ими было собрано около 4.500 рублей46. Владыка Николай сообщал обер-прокурору Святейшего Синода, что «храм в Осака следует располагать не менее, чем на 500 человек», что его «желалось бы. построить получше и представительнее архитектурно»47. Первоначально собранной суммы и собственных средств миссии не хватало на возведение храма-памятника. Но святитель твердо уповал на то, что «дело это — дело Божие <.> как устроится, это зависит от воли Божией и от тех, кому Господь вложит в сердце благую мысль быть исполнителем ее»48.
Было решено открыть всероссийский сбор пожертвований на строительства храма в Осака. Одним из первых крупных пожертвование на эту цель в июле 1907 г. был дар российской императрицы, св. страстотерпицы Александры Феодоровны49. Активно помогал сбору средств будущий священномученик владыка Андроник (Никольский), который в 1907 г. был назначен епископом Киотским, викарием архиепископа Николая. Его попечением была собрана значительная сумма — 7.500 рублей.
Сбор средств на храм-памятник продолжался около двух лет. В продолжение этого времени владыка Николай писал к знакомым ему благотворителям в Санкт-Петербурге, Казани и Москве, обращался с призывом жертвовать на храм в Осака к японским верующим: «русские пожертвования ... все даны постройку церкви, чтоб молиться за умерших русских воинов; но церковь должна быть и для молитвы живых христиан — японских; они сколько же дадут на постройку церкви для своей молитвы и на дома для жития служащим их церкви? Они должны очень поусердствовать»50. Весной 1909 г. вследствие писем архиепископа Японского к великой княгине Елизавете Феодоровне и епископу Трифону (Туркестанову), миссия получила крупное пожертвование (6.000 рублей)51 и приступила к строительству храма в Осака. Благотворительную помощь оказывали российские промышленники из Китая, представители императорской семьи (свой вклад сделала императрица Мария Феодоровна) и российской аристократии (княгиня А. Н. Голицына собрала и передала в миссию около 1.200 рублей). Благодаря обращениям и призывам через газеты и журналы епископа Андроника (Никольского), была собрано еще около 3.000 рублей.
Кроме денежной помощи, из России были присланы пожертвованные для строящегося храма иконостас и иконы к нему (дар петербургского купца А. Г. Елисеева), колокола и богослужебная утварь (дар П. В. Щетинкина, И. А. Колесникова, И. И. Ру-бахина и др.). 12 июля 1910 г., в праздник св. апп. Петра и Павла храм, воздвигнутый в Осака для поминовения воинов, погибших на войне, был освящен.
Таким образом, можно констатировать, что деятельность Российской духовной миссии в Японии в указанные периоды не смогла бы быть успешной без помощи
46 Отношение к обер-прокурору Святейшего Синода П. П. Извольскому по поводу строительства храма в поминовении усопших воинов // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 2. С. 442.
47 Там же.
48 Там же.
49 Там же. Примеч. на С. 439.
50 Письмо священнику Сергию Судзуки о постройке храма в Осака // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 3. С. 566.
51 См.: Дневники святого Николая Японского. Т. 5. С. 502.
Воскресенский собор в Токио
благотворителей. Поддержка проектов миссии была всесословной и всероссийской — жертвовали все сословия Российской империи: от членов императорской семьи до крестьян. Размах помощи, которая оказывалась благотворителями Миссии, свидетельствует, что русский народ живо и горячо откликнулся на призыв Спасителя нести Евангельский свет другим народам. Это был истинный подвиг веры и христианской любви российских граждан по отношению к народу Японии — страны, большей частью на тот момент незнакомой.
Значение русской благотворительности для Японской Церкви и Российской духовной миссии охарактеризовал сам равноапостольный Николай в письме к графу Е. Путятину: «... можно ли словами взвесить то благо, которое приходит сюда вместе с пожертвованиями и под видимою оболочкой их! Важны средства сами по себе, но еще важнее то, что они выражают собой; а выражают они, что жив Бог в Русской Церкви, жива и действенна любовь Его, обитающая в ней; выражают, дальше, что и мы здесь не случайно и без смысла заброшенные люди, а осмысленные, в которых выражается воля Божия. Какой неистощимый источник живого одушевления для нас! И чем мы можем благодарить Бога и всех, чрез кого сказывается нам воля Его, как не тем, что собрать и сосредоточить все наши силы на исполнение воли Божией, как не тщиться не угашать того духа, который веет нам из России, а возгре-вать его и сообразоваться с ним!»52.
52 Письмо графу Е. В. Путятину о текущих нуждах Российской духовной миссии в Японии // Собрание трудов равноапостольного Николая Японского. Т. 3. С. 112.
Источники и литература
1. Воззвание Японской духовной Миссии к Русской церкви // Миссионер. 1876. № 21. С. 166-170.
2. Дневники святого Николая Японского: в 5 т. / Сост. К. Накамура. Т. 5. СПб.: Гиперион, 2004.
3. Макаров С. О. Православие в Японии. СПб., 1889.
4. Отечественная Церковь в 1876 г. Извлечения из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедования за 1876 г. // Церковный вестник. 1877. № 2. Часть официальная.
5. Отношение председателя Православного Миссионерского Общества Высокопреосвященного Иннокентия, Митрополита Московского, от 29 сентября 1872 г. № 500 // Екатери-нославские епархиальные ведомости. 1873. № 1. С. 1-5.
6. Отчеты о пожертвованиях // Миссионер. 1877. № 12; № 52.
7. РГИА. Ф. 799. Оп. 13. Д. 114. Об учреждении Православной Русской миссии в Японии.
8. Сергий (Страгородский), архим. На Дальнем Востоке. (Письма японского миссионера). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013.
9. Собрание трудов равноапостольного Николая Японского в 10 т. Т.1. Официальная переписка (1860-1883). М.: Издательство ПЕНАТЫ И КНИГА, 2018.
10. Собрание трудов равноапостольного Николая Японского в 10 т. Т. 2. Официальная переписка. М.: Издательство ПЕНАТЫ И КНИГА, 2018. С. 43.
11. Собрание трудов равноапостольного Николая Японского в 10 т. Т. 3. Письма (18601911). М.: Издательство ПЕНАТЫ И КНИГА, 2019.
12. Собрание трудов равноапостольного Николая Японского в 10 т. Т. 4. Дневники. М.: Николо-Угрешская духовная семинария, 2020.