УДК 338.984
РОЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
А. Ю. Чабанова,
директор Орского филиала Московского финансово-юридического университета МФЮА [email protected] Д.А. Кондрашкина,
Орский филиал Московского финансово-юридического
университета МФЮА
Аннотация. В статье идет речь об особом месте и значении разработки бизнес-планов в системе управления предприятием и внутрифирменного планирования. Показано, что бизнес-планирование представляет собой модель бизнес-процессов, которые предстоит реализовать организации в перспективе.
Ключевые слова: бизнес-план, бизнес-планирование, бизнес-проект.
Abstract. The special place and value in an enterprise management system and intra firm planning is occupied by development of so-called business plans. Business planning represents the model of business processes which is necessary to realize by the organization in the long term.
Keywords: business plan, business planning, business project.
Процесс управления предприятием всегда ориентирован на будущее, т. к. коммерческая деятельность любого предприятия является целесообразной. В связи с этим одной из ключевых функций менеджмента является планирование как система подготовки и принятия управленческих решений, определяющих развитие предприятия в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Современному предприятию в рыночных условиях невозможно добиться успеха в бизнесе в том в случае, если не заниматься планированием развития бизнеса, не анализировать информацию о его финансово-экономическом состоянии и перспективах развития, о положении на рынке данного предприятия и его конкурентов.
В целях повышения эффективности бизнеса необходимо не только точно определять потребности в ресурсах, но и предусматривать все возможные источники их получения.
В настоящее время большинство коммерческих предприятий не использует официально принятые планы, кроме того, на предприятиях отсутствует необходимый механизм планирования.
При этом процесс и механизм планирования заменяется различного рода решениями владельца бизнеса о тех или иных направлениях финансово-хозяйственной деятельности, которые чаще всего рассчитаны на ближайшую перспективу и не ориентированы на долгосрочную перспективу.
Следует отметить тот факт, что принятие различного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменит систему планирования на предприятии, которая по сравнению с принятием решений представляет собой систематизированную управленческую деятельность более высокого уровня.
Таким образом, бизнес-планирование является одновременно объективной оценкой бизнеса и необходимым инструментом проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и возможностями коммерческого предприятия.
Иными словами, бизнес-планирование - это самостоятельный вид планирования, который непосредственно связан с предпринимательской деятельностью (бизнесом).
В современных рыночных условиях бизнес-план активно применяется в различных сферах и формах предпринимательской деятельности. Бизнес-план разрабатывают не только в целях планирования, а также для экономического и финансового обоснования инвестиций (вложений) различного рода решений, позволяя при этом выявить множество проблем, связанных с изменчивостью, нестабильностью, непредсказуемостью рыночных ситуаций, с которыми в будущем столкнется предприятие.
Бизнес-план - это краткое, точное и понятное описание предполагаемого бизнеса или направлений развития уже имеющегося бизнеса, являющееся важнейшим инструментом при рассмотрении различных ситуаций, позволяющим выбрать наиболее перспективные решения и определить методы и способы их реализации.
Процесс бизнес-планирования имеет два направления - внутреннее и внешнее. Суть внутреннего направления бизнес-планирования состоит
в подготовке информационной программы реализации проектного предложения с оценкой результатов на каждом этапе реализации. Внешнее направление планирования состоит в информировании о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических преимуществах бизнеса, а также о возможных рисках и проблемах внешнего инвестора и других заинтересованных лиц, принимающих решения.
Бизнес-план является документом, позволяющим эффективно управлять бизнесом, в связи с чем его можно представить как неотъемлемый элемент процесса стратегического и перспективного планирования, а также как руководство для контроля за реализацией поставленных целей и решением задач.
В настоящее время бизнес-план не просто модный и часто употребляемый термин, это официальный документ, являющийся одним из основных инструментов по повышению доходности бизнеса.
Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства и бизнеса. В бизнес-плане описывают процесс функционирования бизнеса, показывают, каким образом и с помощью чего возможно достичь поставленных целей и решить намеченные задачи. Хорошо проработанный бизнес-план помогает предприятию активно развиваться, завоевывать позиции на рынке, выходить на новые рынки, составлять перспективные планы и концепции производства, реализации новых товаров и услуг, выбирать более рациональные способы реализации и продвижения товаров, т.е. содержит в себе основные аспекты будущего состояния бизнеса, достаточно полно анализируются проблемы, с которыми может столкнуться предприятие и самые современные методы и способы решения этих проблем.
В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат многогранных исследований и организационной работы, имеющих целью изучение конкретного направления бизнеса на определенном рынке в определенное время и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:
1) конкретный проект производства, реализации определенного вида товара или услуги, создания нового типа изделий, реализацию нового товара или оказание новых услуг;
2) всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, целью которого является выявление слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных предприятий;
3) изучение конкретных финансовых, технико-экономических показателей и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации определенных задач.
Думаем, не будет большим преувеличением назвать бизнес-план основой управления, как коммерческим проектом, так и предприятием в целом, реализующим этот проект. Благодаря разработке бизнес-плана у руководителя предприятия (бизнеса) появляется возможность взглянуть на собственное предприятие со стороны. Да и сам процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный и многогранный анализ экономических, финансовых и организационных аспектов, заставляет «собраться», мобилизоваться и сосредоточиться на определенных проблемах и вопросах.
Бизнес-план позволяет оценить перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и за ее пределами. С помощью бизнес-плана руководство коммерческого предприятия принимает различные решения. Бизнес-план используется для обоснования мероприятий и проектов по совершенствованию, модернизации и развитию предприятия.
Чаще всего и наиболее активно бизнес-план используется при поиске инвесторов и кредиторов. Разработка бизнес-плана помогает крупным предпринимателям, финансовым предприятиям и учреждениям принять верное решение по вложению инвестиций в тот или иной проект.
Таким образом, процесс бизнес-планирования представляет собой упорядоченную совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом внешней и внутренней среды бизнеса, постановкой целей планирования, продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, его реализацией, контролем за процессом реализации.
В заключение следует отметить, что процесс бизнес-планирования является неотъемлемым элементом деятельности любого коммерческого предприятия, функционирующего в современных рыночных условиях.