ОБРАЗОВАНИЕ
Коровкина Н.Г.
РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ, АККРЕДИТАЦИИ И АТТЕСТАЦИИ ВУЗА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: библиотека, аккредитация, аттестация, вуз, вузовская библиотека.
Аннотация: в статье рассмотрена роль вузовской библиотеки в процессе прохождения образовательной организацией аккредитации и аттестации, выявлены основные показатели оснащенности библиотечных фондов.
Keywords: library, accreditation, certification, college, university library.
Abstract: The article considers the role of university libraries in the process of passing educational organization of accreditation and certification, equipment identified key indicators of library funds.
Вузовская библиотека - важное звено информационного обеспечения учебного и научного процесса в вузе. Без современной вузовской библиотеки нет и не может быть современного образовательного, научного, педагогического процесса. Важность создания единой информационной образовательной среды подчёркивается в Федеральных Законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.
Вузовская библиотека должна быть технически оснащённой, обладать гибкой и легко адаптируемой организационной структурой. Следовательно, необходимо планомерно совершенствовать инновационные технологии, развивать материально-техническую базу библиотеки, расширять ассортимент предоставляемых ею информационных услуг. Для этого требуется совместная работа руководства вуза и руководства вузовской библиотеки. Однако, как показывает практика, далеко не во всех вузах такое сотрудничество имеет место.
В письме Рособрнадзора Российской Федерации от 16 апреля 2007 г. №02-52-152/ак «О типичных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере образования и принятии мер по их устранению» в перечне типичных нарушений одним из первых названа «недостаточная оснащённость учебного процесса библиотечно-информационными ресурсами». Это сигнал не только для библиотек, но и для руководителей вузов. В жизни каждой вузовской библиотеки есть своя «минута славы», период, когда она становится объектом пристального внимания и заботы, даже если до того о ней почти не вспоминали.
Этот период наступает, когда вуз оказывается на пороге лицензирования, аттестации и аккредитации. При проведении процедур лицензирования, аккредитации, аттестации каждый вуз отвечает на ряд вопросов, связанных с развитием учебного заведения. Многие из них связаны с показателями, отражающими деятельность библиотеки.
Важнейшим из них является такой показатель, как обеспеченность учащихся основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой из фондов вуза. В ходе экспертизы по данному направлению оценивается библиотечное обслуживание, наличие учебной, методической, дополнительной литературы по заявленным на лицензирование образовательным программам, наличие информационно-поисковых систем и доступа в Интернет.
Вуз обязан обеспечить каждого обучающего основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса по всем дисциплинам заявляемых образовательных программ. Высшее учебное заведение должно иметь собственную библиотеку, удовлетворяющую требованиям «Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения», утверждённого приказом Минобразования России от 27.04.2000 №1246.
Экспертом, в первую очередь, анализируются данные о библиотечном фонде:
• общее количество единиц хранения;
• общее количество учебно-методической литературы, в том числе обязательной учебно-методической литературы;
• количество учебно-методической литературы с грифами;
• количество единиц учебно-методической литературы на одного обучающегося общего контингента;
• информация по научно-методическим разработкам;
• количество названий ежегодных подписных изданий по профилю вуза (отечественных и зарубежных);
• новые поступления (количество экземпляров и названий);
• процент обновления фондов;
• объём средств, затраченных на новые поступления (в рублях);
• количество программно-информационных источников;
• наличие систем сбора учебной информации на электронных носителях.
Одним из важнейших показателей работы библиотеки является коэффициент обеспеченности учебной литературой. Однако, несмотря на его постоянное использование в библиотечной отчётности, остаётся неясным, какое реальное содержание этот показатель отражает и какие цели достигаются в результате его применения. Множество вопросов возникает при определении основной и дополнительной литературы, при применении методики расчёта коэффициента книгообеспеченности.
В «Методических рекомендациях по лицензированию основных образовательных программ высшего профессионального образования (руководство эксперта)», подготовленных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки дано определение основной и дополнительной учебной литературы. Основной называется литература, указанная в качестве таковой в соответствующей учебной программе дисциплины.
Дополнительная литература также должна быть заявлена в качестве таковой в учебной программе дисциплины. Объём фонда основной учебной литературы (с грифом Минобразования России, других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих в ведении высшие учебные заведения, и учебно-методических объединений вузов России) должен составлять по количеству названий не менее 60% от всего библиотечного фонда. Степень устареваемости основных учебных изданий для разных циклов дисциплин определена от 5 до 10 лет.
Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные издания, справочно-библиографические и периодические издания. Фонд периодических изданий должен быть представлен отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров. Фонд периодических изданий в обязательном порядке должен комплектоваться массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями.
Справочно-библиографическая литература должна быть представлена: энциклопедиями универсальными и отраслевыми, отраслевыми справочниками (по каждому профилю подготовки кадров), отраслевыми словарями (по каждому профилю подготовки кадров), библиографическими пособиями — текущие отраслевые и ретроспективные отраслевые (по каждому профилю подготовки кадров при наличии соответствующих изданий в отрасли).
Все эти нормативные требования должны стать основой стратегического плана библиотеки по формированию фондов и весомым аргументом для руководителей вуза, которые часто критикуют библиотеку за комплектование не только учебной литературой, а за «плохое» комплектование в целом.
Одним из важнейших критериев, лежащих в основе методики определения рейтинга вуза, является информатизация вуза в целом и библиотеки в частности. Приближение процедуры лицензирования, аттестации предвещает закупку программного обеспечения и техники для библиотеки. И это замечательно. Однако делается это столь стремительно, что зачастую руководители информационных структур вуза не согласовывают с библиотекой свои решения, и библиотека вынуждена ломать свои планы, что сильно сказывается на качестве работы. В попытке в рекордно короткие сроки привести уровень информатизации в соответствие с лицензионными требованиями библиотека часто принимает непродуманные решения.
Такие действия усиливают оторванность библиотеки от технологических процессов других структурных подразделений, таких как учебный отдел, отдел кадров, деканаты, кафедры и т. д. Происходит дублирование информации, время тратится на неоднократный ввод идентичной информации, отсутствует возможность получения объективной и полной информации. В итоге уделом многих библиотек становится эпизодическая, «лоскутная информатизация». Прошло лицензирование — и процесс информатизации библиотеки замирает до следующего «судного дня».
В наши дни оценка качества — ключевая проблема всех систем высшего образования. Более того, умение объективно оценивать себя — важнейшее условие выживания любого учебного заведения. Сегодня международная ассоциация университетов занята разработкой общей методики оценки качества. Оценка — это не самоцель, а условие повышения качества в любом, даже самом хорошем учебном заведении. Процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации позволяют подтвердить статус вуза,
заявленный в его наименовании, объективно оценить достижения и недостатки в его работе.
Именно поэтому всё большее значение приобретает такой показатель как наличие стратегии развития всего образовательного учреждения в целом, а в рамках этого документа — наличие стратегии и планов развития библиотечно-информационного комплекса. Если в этом документе будут прописаны объёмы финансирования и необходимые материально-технические ресурсы, библиотека сможет спокойно и поступательно развиваться и не ждать со страхом и надеждой очередного лицензирования, а вуз получит современную вузовскую библиотеку.
Такая библиотека должна быть открытой системой, активно расширять сферы своего влияния и наращивать темпы освоения новых информационных технологий. Тогда её можно с полным правом назвать «кафедрой номер один».
Список литературы
1. Забелина О. Б. Книгообеспеченность учебного процесса в условиях информатизации вуза // Научные и технические библиотеки. - 2005. - № 9. - С. 48 - 52.
2. Карамурзов Б. С. Библиотека вуза - инструмент системы непрерывного профессионального образования. - Нальчик: КБГУ, 2004. - 197 с.
3. Щербакова Н.А. Мотивы чтения современной молодежи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 5. С. 189-195.
Туктарова Н.И.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА CASE-STUDY В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОРРЕКТНОСТИ БУДУЩИХ
ТАМОЖЕННИКОВ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: case-study, кейсы, инновационные методы обучения.
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы внедрения метода case-study как инновационного метода обучения будущих специалистов, автором акцентированы аспекты необходимости применения данного метода для повышения качества обучения.