Роль Белорусского государственного университета в развитии отечественной науки
Как известно, во второй половине XIX - начале XX в. на территории нашей республики не существовало ни высшей школы, ни науки как таковой. Их становление было обусловлено политикой молодого Советского государства, которая привела к созданию Белорусского государственного университета. 30 октября 1921 г. состоялось торжественное собрание и открытие учреждения, в составе которого на тот момент было три факультета (рабочий, медицинский и общественных наук), где обучалось 1124 студента и работало 49 преподавателей.
Олег Ивашкевич,
проректор БГУ, академик НАН Беларуси
татьяна Дик,
заместитель проректора по научной работе, начальник Научно-исследовательской части - Главного управления науки БГУ, доктор физико-математических наук
Уже в первые годы существования учебного заведения из России, Украины, Польши приехало более 50 профессоров разных научных направлений с мировыми именами - физиков, историков, химиков, экономистов, биологов, правоведов, географов, филологов. Именно они заложили основы будущих научных школ и привлек-
ли к сотрудничеству талантливую студенческую молодежь.
Развитие науки на этом историческом этапе характеризовалось переходом от индивидуальных форм научного труда к коллективным. Это требовало кооперации научной деятельности, которой соответствовал классический тип научной школы. Именно в высших учебных заведениях, где молодые исследователи имели возможность группироваться вокруг работавших там крупных ученых, создавались условия для такого объединения. Характерная особенность научных школ начала XX в. - достаточно жесткая связь со своими лидерами, которые формировали коллектив и определяли тематику и рабочую концепцию деятельности исходя из своих научных интересов.
Первую классическую школу в БГУ основал блестящий историк-славист, академик, первый ректор университета Владимир Иванович Пичета. Научное направление его деятельности связано с социально-экономической историей Беларуси. В.И. Пичета с единомышленниками и учениками руководствовались целостным
восприятием истории Беларуси, главное в котором - ее неразрывность с общеевропейской историей и, в первую очередь, с историей всего славянского мира. Поэтому на протяжении всех 90 лет велись и продолжают вестись исследования отечественной истории в направлении выявления ее особенностей и общеевропейских характеристик. Начиная с 1993 г. премия имени В.И. Пичеты в области общественных наук регулярно присуждается лучшим ученым БГУ.
Научные школы появлялись и на других факультетах. Так, в начале 30-х гг. на географическом факультете под руководством академика АН БССР Я.Н. Афанасьева была создана школа по проблемам почвоведения и географии почв. Сильный толчок в развитии науки в Белоруссии был дан в послевоенные годы. Именно тогда начала практически заново формироваться материально-техническая база, интенсивно готовились научные кадры, определялись новые перспективные научные направления. Авторитет науки в те годы был очень высок, а сама научная деятельность характеризовалась свободой творческого поиска, желанием ученых получить признание коллег как на всесоюзном, так и на международном уровнях.
В этот период на биологическом факультете БГУ начали интенсивно развиваться научные исследования в области продукционной гидробиологии. В 1947 г. под руководством члена-корреспондента АН СССР Г.Г. Винберга была основана научная школа, фактом международного
признания которой стало награждение ее создателя медалью Тинемана - Наума-на - высшей наградой Международного Лимнологического общества.
В области вычислительной математики начало систематических научных исследований (не только в БГУ, но и в республике в целом) связано с открытием в университете в 1957 г. кафедры вычислительной математики. Ее основателем и руководителем всех научных работ того времени являлся академик АН БССР В.И. Крылов.
На физическом факультете в это же время закладываются основы научной школы по теоретической физике под руководством доктора физико-математических наук, профессора, академика АН БССР Ф.И. Федорова, исследования которого заложили фундамент для последующих широких изысканий по теории элементарных частиц, теории оптических и акустических свойств кристаллов.
На юридическом факультете в 1959 г. под руководством доктора юридических наук, заслуженного юриста Республики Беларусь, профессора А.А. Головко была создана научная школа по теоретическим основам демократии. Ученый пользовался огромным авторитетом среди преподавателей и студентов. Им опубликованы сотни научных работ на многих языках мира
по проблемам конституционного права, государственного строительства, суверенитета, демократии. Он участвовал в рабочих группах по подготовке проектов трех конституций, занимался дипломатической работой, был членом Постоянной палаты Международного третейского суда в Гааге от Белорусской ССР, читал лекции в Болгарии, Югославии, ГДР, ФРГ, Польше, США, Дании и других странах.
В послевоенный период коллективные формы организации труда, связанные с появлением академических и прикладных научно-исследовательских институтов и лабораторий, продолжали развиваться. Возникали так называемые дисциплинарные научные школы -коллективы, занимающиеся разработкой новых научных направлений. Таковой стала школа, ориентированная на исследования в области спектроскопии, люминесценции и лазерной физики под руководством академика А.Н. Севченко (ректор университета с 1957 по 1972 г.). Впоследствии, в 1972 г., он стал директором Научно-исследовательского института прикладных физических проблем (НИИ ПФП), созданного при университете. В настоящее время институт носит имя своего основоположника, а премия имени А.Н. Севченко в области естественных наук регулярно присуждается лучшим ученым БГУ.
Наиболее бурный этап с точки зрения создания новых научных школ дисциплинарного типа БГУ пережил в 60-90-е гг. прошлого века. Именно тогда появился целый ряд научных школ, многие из которых до настоящего времени возглавляют их основоположники. Среди них: научная школа по ядерной оптике под руководством доктора физико-математических наук, профессора, лауреата Государственной премии Республики Беларуси, автора двух научных открытий В.Г. Барышевского; научная школа в области физической электроники и радиационной физики твердого тела, основанная в 1982 г. членом-корреспондентом НАН Беларуси Ф.Ф. Комаровым; научная школа по математическому моделированию сложных систем, защите информации и компьютерному анализу данных под руководством члена-корреспондента НАН Беларуси, лауреата Госпремии Республики Беларусь Ю.С. Харина; научная школа по биофизике, возглавляет которую академик НАН Беларуси С.Н. Черенкевич; научная школа по радиофизике и информатике под началом академика НАН Беларуси А.Ф. Чернявского и члена-корреспондента НАН Беларуси П.Д. Кухарчика; школа по функциональному анализу и его приложениям во главе с членом-корреспондентом НАН Беларуси Я.В. Радыно; научная школа по лимнологии под руководством профессора О.Ф. Якушко и др.
Классическая школа академика В.И. Пичеты, первого ректора БГУ
ПВД1ВД Ч шслвдрикияи. "OHjptJM руч»ькт»нлси влмимкр ,цв-.;шч Пцч»ч: иНапьлп поанать вехи Оелоруеской истории в«] чх лнвпк]а а контексте í нропчискои истории, И1Т0рИН Руси к России.
истории LriJIIUIICILIJ Н
■ Научное напраалат»дейталамжтч шли« j-is с социалано-экокомичяской историей Беларуси,, нвчиивяс 1! вд«я
■ Паране исследов атепч
ЯД Дрр-ужтад. К Я Щ*ЯМ»-ДИ ДЩ(ОР, Ппчмлп к
■ 3 HtCTOUlt* »pí'.m пуч-аили WWIMHTtmiMM ЭТОЧ HÍY4HÍ4
Ч>1Д. "СТ. «Ají К^аийКвий А.Г и >анд ист ..ijn Ьичоа JO П
■ За последние пять пат научный «иллвктивам
ТО ннушш tfíian 3 монография. 9 ]и*6ч»я ясклвий. пвдттпалано 7 [ЛнД^йФТО* Hfyt.
_)
В 60-80-е гг. прошлого столетия на химическом факультете сформировались, а затем получили дальнейшее развитие научные школы академиков В.В. Свиридова - по фотохимии, химии твердого тела и синтетической нанохимии, Ф.Н. Капуцкого - по физико-химии полисахаридов, членов-корреспондентов И.Г. Ти-щенко - по органическому синтезу и Г.Л. Старобинца - по физико-химии экстракционных и сорбционных процессов. Признанием успешности исследований, проводившихся на химическом факультете, явилось создание в 1978 г. НИИ физико-химических проблем БГУ. В настоящее время на химическом факультете и в НИИ ФХП БГУ плодотворно работают и развивают свои научные направления академики А.И. Лесникович и О.А Ивашкевич, профессора Г.Я. Кабо, О.И. Шадыро, Е.М. Рахманько.
В начале 90-х гг. и в период последующего становления независимой Беларуси наука в нашей республике переживала сложное время - интерес к ней падал, наблюдался сильный отток кадров. Конечно, эти процессы коснулись и БГУ. Тем не менее и в это непростое время научная деятельность в университете продолжала развиваться. Характерная черта этого периода - создание научных школ в области гуманитарных наук. На юридическом факультете плодотворно работают по своим научным направлениям лауреат премии
им. В.И. Пичеты профессор Т.И. Довнар (по истории государства и права Беларуси), профессора В.М. Хомич и А.В. Барков (в рамках направления «Уголовный закон и альтернативные формы реализации уголовной ответственности»), профессор В.Ф. Чигир (по проблемам теории и практики юридических лиц и граждан как субъектов гражданско-правовых отношений) и др. Развиваются научные школы по проблемам русского и белорусского языков в Беларуси (профессор И.С. Ров-до), политической истории Беларуси XX в. и становлению государственности Республики Беларусь (профессора В.К. Коршук и В.Ф. Ладысев), истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в контексте глобализации мировых процессов (профессор В.С. Кошелев) и др.
В последние годы взгляды на роль науки меняются. Сейчас от нее ожидают не только результатов, способствующих расширению знаний, но, в первую очередь, усиления ее влияния на научно-технический прогресс страны. На этом этапе появляется новая форма организации науки, которая строится по проблемному принципу. Начинают создаваться большие и малые творческие коллективы для решения тех или иных научных проблем на междисциплинарной, а зачастую и на межотраслевой основе. По характеру своих функций и возможностям такие коллективы представляют собой новый
зарождающийся тип научных школ. Среди них - научный коллектив лаборатории радиофизических исследований НИИ ядерных проблем, где ведутся исследования по резонансному воздействию микроволновой энергии на биологические объекты. Республиканский центр проблем человека - междисциплинарное, научно-методическое учреждение, в котором работают психологи, врачи, программисты, электроники, конструкторы, химики и технологи. Их знания и умения направлены на создание комплекса средств, повышающих результативность физического и умственного труда. Совместная работа специалистов столь разносторонней направленности привела к созданию уникальной системы психофизиологической диагностики профессиональной перспективности работника. Сотрудниками НИИ ПФП и Витебской государственной академии ветеринарной медицины разработан ряд уникальных препаратов для лечения микроэлементозов животных. В НИИ ФХП в 1998 г. открыта лаборатория лекарственных средств на основе модифицированных полисахаридов и создано новое научное направление по разработке лекарственных препаратов. Получены эффективные лекарственные препараты, отмеченные медалями и дипломами международных выставок, для хирургии, кардиологии, онкологии, стоматологии, офтальмологии и других областей медицины. Их апробация проводится сотруд-
г
Школа почвоведении и географии почв
мри« «чем шчаг» ji.it-1-й пшщеиплии
У I- Айн-»;,»!! ;н( фцгт). А г мишш. НО Оужетм ■ килгады XXг
в ■п1тгпх,®п «рш> щклгу цнпиплякт лектпрл
гкзгрлфшк ич| ту* В С Лиии.-:;]■ н Н 1С
* Клртигрлфирсввннр ИГ.-и шдвяьнш ринин« Ввллруси к луич ПШЬЛНКИЯ
щ пгчизрадн»
■ д$ЭСн31»нЩ н»№Дйии&Ги К щпкоосрич«™ иали;р11^|'
кФопфцмкус ИЧИЬ И&ГЧТ
к ■фйхиищвсщл енкп поч»
■ Мпп;'аслгкп1.аглсгртЬ,11псч;|в
чвч^ии»! «слфдоынщ НН*ИлЦйШ*фТ4*
■ №П»№И№|« ГИС-ТЧилЫЮТ НЙ ДГ« ГЧЧЦНШ-
мм*пь№1 с*: I
_У
Г
Научная школа по теоретической физика
Анадеинк АН БССР
■■ЛСцерн
Эй ПКЛМ-и» 141* гит падгютвшч чв
1 Дмпирсрин ¿иЕСарТПЦП
- б М14ТЩДЩ» ар*мн научна« направленна лопу^нлв раавнткаа работай "кфасгг?! пфалр* »аор*тцч»ско ^ физ.*, к ИТ Бя РНФЯСКО« Л.М..
Фервнчум пл., ГорСвимича А-Ц. Мннкевша А.В., * ЧО*
•ыпуспхнаык кафедры • иаучщч« циир»" «■■ ■ Баларци тпг и ал рубишпм
■ йснппныо нн^чнъш дпстттчия птрджлны л в монографии I
''а тоичшл» 3 и^ан! ы ррбжком}. 3 патента« и 1И публикация* а фн^лчКшх луркалаи
_)
никами лаборатории совместно со специалистами минских клинических больниц. Широкий ряд лекарственных средств уже производится на Борисовском заводе медпрепаратов, их можно приобрести в аптеках.
Примером научной школы нового типа может служить сформировавшийся за последнее десятилетие коллектив, объединяющий специалистов в области синтетической органической химии и химической технологии (химический факультет и НИИ ФХП БГУ), практической медицины (РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Александрова) и фармакологии (РУП «Белмедпрепараты»). Этот коллектив создает высокоэффективные противоопухолевые лекарственные средства и выполняет весь комплекс работ по получению лекарственных препаратов - от разработки метода синтеза и технологии получения субстанции и готовой лекарственной формы, проведения доклинических и клинических испытаний и регистрации до промышленного производства. За последние годы созданы уникальные противоопухолевые препараты: «Циспла-цел» для локальной химиотерапии опухолей головы и шеи, «Темозоломид» для лечения злокачественной глиомы и мела-номы, «Проспидин хлорид» для лечения рака гортани, миндалин, легкого и других органов. В 2010 г. производство препарата «Цисплацел» освоено на предприятии
«Унитехпром БГУ», а препарата «Темозоломид» - на «Белмедпрепаратах».
На сегодняшний день в университете существуют научные школы всех типов - классические, дисциплинарные и созданные по проблемному принципу. Все они ведут эффективную научную деятельность. Конечно, развитие, да, собственно, и их существование, возможно только в случае притока молодых кадров высшей квалификации. Их подготовка, которая начинается со студенческой скамьи, - одна из важнейших задач школ. Учащиеся работают с научными руководителями как индивидуально, так и в рамках научных объединений: в кружках, научно-исследовательских лабораториях. Как правило, студенческая наука эффективно развивается в подразделениях, в которых сформированы научные школы. Приобщиться к их деятельности для того, чтобы стать не просто молодыми специалистами, но и творческими личностями, - уникальная возможность. И она у студентов есть. Именно наука учит творческому подходу к решению задач. Знания, приобретенные в университете, и богатый опыт научных школ позволяют студентам стать по-настоящему востребованными на мировом рынке труда.
Научная школа - это не просто мастерская по подготовке кадров высшей квалификации. Способных учеников, творчески мыслящих людей привлекает прежде всего личность учителя, его интеллект и
человеческие качества. Нельзя не согласиться с мыслью известного белорусского физика-теоретика В.И. Кувшинова, высказанной в воспоминаниях о своем учителе академике Ф.И. Федорове, о том, что в рамках крупных научных школ формируется специфическое генно-информационное поле, в котором от учителя к ученикам и их последователям на протяжении нескольких поколений передаются стереотипы поведения, порядочности, нравственности, уважительного отношения к личности. Именно эти качества становятся основой исключительно ответственного отношения к научно-исследовательской работе, высокой требовательности к результатам и качеству своего труда и создают особую творческую атмосферу, характерную только для коллективов, сотрудники которых объединены осознанием важности и необходимости выполняемых изысканий. Существование таких виртуальных генно-информационных цепочек обеспечивает высокий уровень научных работ и преемственность в их развитии. Именно в научных школах распознается потенциал начинающих исследователей, ведется подготовка высококвалифицированных кадров для различных отраслей экономики и социальной сферы страны, способных творчески мыслить и принимать нестандартные решения при возникновении проблемных вопросов, формируется высокая гражданская ответственность.