СЦДП в рублях в Новом Афоне - от ( 379.86 + 367.2 ) до ( 1999 + 367.2);
от 747.06 до 2366.2;
По подсчётам специалистов,в среднем ,россияне готовы тратить на отдых на побережье в расчёте на одного члена семьи около 33,0 тыс. руб. [3]. Полученные в результате проведенных исследований данные вполне удовлетворяет этому бюджету.Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: отдых на Черноморском побережье в 2017 году будет доступным для любой среднестатистический российской семьи, если особое внимание уделить отдыху в таких городах-курортах, как Форос -Крым, Геленджик - Краснодарский край, Новый Афон - Абхазия.
Список использованных источников:
1. Отдых на черном море [Электронный ресурс] URL: https://seacool.ru/
2. Концепция повышения эффективности туристского комплекса Краснодарского края. Берлин С.И., Петров Д.В. «50-летию профессора Берлина С.И. посвящается»: монография / Кубанский социально -экономический институт; Научный центр пропаганды и внедрения инноваций. 2015.
3. Берлин С.И., Берлина С.Х. Государственное регулирование рекреационного обслуживания населения в условиях турбулентности внешней среды // Современная научная мысль. 2015. № 1. С. 82 - 95.
РОЛЬ БАНКА РОССИИ В ПОВЫШЕНИИ НАДЕЖНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
А.А. Лим
Финансовый университет При Правительстве РФ (Краснодарский филиал) Научный руководитель: Н.В. Тимошенко, кан. экон. наук, доцент.
Аннотация: автор рассматривает роль банка России в повышении надежности банковской системы России.
Ключевые слова: Банк России, банковская система, надежность банковской системы.
Summary: the author considers a role of bank of Russia in increase in reliability of a banking system of Russia.
Keywords: Bank of Russia, banking system, reliability of a banking system.
На данный момент в сети Интернет опубликовано немало так называемых «чёрных списков ЦБ», согласно которым определенные банки подлежат закрытию. Официального заявления от Центрального Банка РФ не поступало, но у банков по-прежнему отзывают лицензии. С чем связана
«тотальная расчистка», каким банкам можно доверять и к чему приведёт такая политика ЦБ? Именно на эти вопросы мы постараемся ответить в своей статье.
Всего в России на данном этапе порядка 500 банков, согласно исследованию, проведенному Альфа-Банк российской банковской системе достаточно 250-300 финансовых институтов. Сейчас лицензии лишают каждый четвертый банк. Такое резко сокращение необходимо в связи с низким уровнем эффективности банковской системы РФ. Существует несколько способов устранения мелких банков, не соответствующих требованиям ЦБ:
- отзыв лицензии;
- М&А;
- санация.
Определяющим факторами при закрытии того или иного финансового учреждения являются:
- неисполнение федеральных законов и актов;
- сомнительные операции;
- низкокачественные активы;
- отсутствие резервов;
- потеря ликвидности;
- нарушение 115 ФЗ (легализация денег);
- отсутствие внутреннего контроля;
- недостаточная отчетность;
- потеря капитала;
- капитал ниже 17 млн. руб.;
- недостача в кассе. [4]
Список банков, у которых была отозвана лицензия в 2016 году, представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Банки, закрытые в декабре 2016 года [5]_
№ Название банка дата отзыва город
1 Вега - Банк 09.12.2016 Москва
2 М2М Прайвет Банк 09.12.2016 Москва
3 Международный Банк Развития 09.12.2016 Москва
4 Русский Финансовый Альянс 09.12.2016 Москва
С января 2016г. в нашей стране было закрыто 89 банков, 4 из них в декабре. Такая нестабильная ситуация в банковской системе настораживает клиентов банковских услуг, а отсутствие конкретных списков лишает возможности выбрать надежный банк.
Способы выбора надежного банка:
- существует так называемое «Агентство по страхованию вклада», на официальном сайте которого вы можете уточнить застрахованы ли вклады вашего банка;
- также ниже представлен рейтинг надежности банков, который основан на размере капитала.
Таблица 2 - Рейтинг надежности банков по активам за 2016 г.
Место в рейтинге Банк Размер капитала, млн. руб.
1 СБЕРБАНК РОССИИ 1945905833
2 ВТБ 948588518
3 ВНЕШЭКОНОМБАНК 368584340
4 ГАЗПРОМБАНК 333854635
5 РОССЕЛЬХОЗБАНК 217650802
6 ВТБ 24 178226766
7 АЛЬФА-БАНК 175492362
8 БАНК МОСКВЫ 161241774
9 ЮНИКРЕДИТ БАНК 129894505
10 ФК ОТКРЫТИЕ 120347672
11 РОСБАНК 115723340
12 РАЙФФАЙЗЕНБАНК 103022027
13 ПРОМСВЯЗЬБАНК 59255680
14 СИТИБАНК 56344583
15 МДМ БАНК 55073976
Многие связывают такую политику ЦБР с назначение на должность председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной. С момента вступления на пост число банков сократилось почти 500. Оценивая такую жесткую политику спустя два года, необходимо задаваться вопросом: «А принесла ли она желаемого результата?». Банковская устойчивость страны не увеличилась. В кризисных условиях, подобно 2008 - 2009 годам, банки нуждаются в государственной поддержки в виде докапитализиции в размере 1 триллиона рублей за счёт бюджета. Так ли безобидно проходит ликвидация банков, как представляет это ЦБ? Не для кого ни секрет, что только физические лица и ИП застрахованые в Агентстве Страхования Вкладов получают до 1,4 млн. руб. Денежные средства юридических лиц не застрахованы. Малому и среднему бизнесу, который держал свои средства в банках, которые были закрыты, остаётся только ждать завершения ликвидационных процедур и получать остатки от распродажи имущества закрытых банков. Средний срок ликвидации — 51 месяц, а уровень удовлетворения требований кредиторов третьей очереди (т.е. деньги юр. лиц) — 6,1% (на 1 июля 2015, данные АСВ). Это стало мощнейшим ударом по малому и среднему бизнесу. Российская банковская система становится все более концентрированной и государственной. Что выгодно крупнейшим государственным и частным корпорациям, но совершенно не годится для развития малого и среднего бизнеса.
Нельзя не упомянуть о депозитных аукционах, проводимых ЦБ, обусловленных притоком ликвидности в банковский сектор по
бюджетному каналу и потребностью поддержать краткосрочные ставки денежного рынка вблизи ключевой ставки.
В ближайшем будущем ожидается переход к структурному профициту ликвидности. Объем профицита, по предварительным оценкам, на конец года может составить около 1 триллион рублей. Таким образом, этот триллион не попадет в реальный сектор экономики, а будет тем или иным способом абсорбирован Банком России. Вопрос заключается в том «возможен ли профицит в таком размере при адекватной денежно кредитной политике?», а именно «возможна ли не трансформация его в кредиты населению и бизнесу?».
Обратим свое внимание к ставкам рентабельности, уделив особое внимание отрасли промышленности. Уровень рентабельности проданных товаров, работ, услуг по итогам 2015 года составил 9,3%, в производстве машин и оборудования — 8,2%, строительстве — 5,4%. В свою очередь средневзвешенный уровень процентных ставок по кредитам нефинансовым организациям на срок свыше одного года составляет порядка 14% годовых.
Недавнее заявление Банка России на переход к стандартам «Базель III», что приводит к повышению требований банков к обеспечению кредитов со стороны заемщиков.
Действительно ли 250-300 банков смогут обеспечить благоприятное экономическое состояние для малого и среднего бизнеса? К примеру, в каждом штате США действует более 120 банков, в Германии - 113, а в России - меньше 10 . Учитывая темпы «расчистки» на 1 субъект Российской Федерации будет приходиться - 2-3 банка. Для малого и среднего бизнеса необходимо наличие малых и средних банков, которые соответствуют задачам бизнеса. Местные банки могут учитывать особенности экономического состояния региона, в отличие от супергигантов банковской сферы. Следует отметить, что сейчас ЦБ рассматривает формирование региональных банков, как отдельного кластера.
Последние заявления ЦБ под эгидой «инфляция в угоду экономического роста» выглядят неубедительно, заставляя задуматься о методах достижения заявленного уровня инфляции, а именно 4%. «Для достижения заявленной ЦБ РФ цели по инфляции необходимо замедление темпов роста широкого круга внутриэкономических показателей» -официальное заявление представителей Банка России. Таким образом, фактически ЦБ показывает свою заинтересованность в низких показателях развития.
Нельзя не согласиться с ведущими экспертами нашей страны в том, что центральному Банку необходимо смягчить денежно-кредитную политику, а именно стимулировать кредитную политику, снизить ключевую ставку.
Но, конечно, есть и положительные стороны в политике ЦБ. Сократилось количество так называемых «сомнительных операций» в 2013 году - 9,3 млрд.$, а в первом квартале 2015 г. - 0,3 млрд.$. Принят антикризисный план действий, предусматривающий расширение деятельности институтов развития, оказывающих финансовую и иную поддержку перспективным проектам с экспортным потенциалом, инновационной составляющей, потенциалом создания
высокопроизводительных рабочих мест. Также предусмотрена реализация ряда «отраслевых» программ, направленных на смягчение последствий масштабного падения внутреннего спроса и дефицита доступных заемных средств. В числе этих программ — программа поддержки автомобильной промышленности, сельхозмашиностроения, легкой промышленности, программа поддержки ипотечного кредитования. Государство субсидирует затраты на уплату процентов по кредитам в рамках госпрограмм поддержки важнейших отраслей экономики.
Список использованных источников:
1. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
2. Захарова О.В. Развитие системы рефинансирования российских банков как фактор обеспечения ликвидности банковского сектора. // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 43-52 .
3. Деньги, кредит, банки: учебник / коллектив авторов под ред. О.И. Лаврушина. - 14-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2015. - 448с. -(Бакалавриат).
4. Правовой статус и функции Банка России [Электронный ресурс]. Режим доступа - www.cbr.ru - официальный сайт Центрального банка Российской Федерации.
5. Прекратившие существование кредитные организации [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.banki.ru.