Научная статья на тему 'Роль Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в энергетической политике России'

Роль Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в энергетической политике России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
846
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / АТЭС / ФОРУМ ВЛАДИВОСТОК 2012 / КОНВЕНЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / МИРОВОЙ СТРУКТУРНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / ВТОРАЯ ЭКСПОРТНАЯ БАЗА / ВТОРОЕ ЭКСПОРТНОЕ ОКНО / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ / ASIA-PACIFI C ECONOMIC COOPERATION / APEC / VLADIVOSTOK 2012 FORUM / CONVENTION ON ENSURING INTERNATIONAL ENERGY SECURITY / ASIA-PACIFI C REGION / GLOBAL STRUCTURAL ENERGY CRISIS / FAR EAST AND EASTERN SIBERIA / SECOND EXPORT BASE / SECOND EXPORT WINDOW / FREE TRADE ZONE / REGIONAL INTEGRATION / TRADE LIBERALIZATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ершов Юрий Алексеевич

Статья посвящена Форуму Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который состоится под председательством Российской Федерации в начале сентября 2012 г. во Владивостоке. В статье описывается история создания АТЭС, его цели, решения, определяется его место в мировой экономике как крупнейшего объединения государств, на долю которого приходится более половины мирового ВВП, поставившего амбициозные задачи по созданию зоны свободной торговли, либерализации инвестиционного климата и развитию региональной интеграции. Статья анализирует важнейшие события в мировой энергетике, вызвавшие развитие в начале XXI века структурного энергетического кризиса, обуславливающего необходимость обеспечения в глобальном масштабе международной энергетической безопасности. Автор предлагает включить в повестку дня Форума вопрос об обеспечении энергетической безопасности как фактора выполнения стратегических задач, поставленных АТЭС в экономическом и социальном развитии. В этой связи в статье анализируется проект Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности, предложенный для обсуждения и возможного принятия Российской Федерацией. В статье выдвигается также ряд предложений по углублению региональной интеграции в целях содействия развитию Дальнего Востока и Сибири и созданию новой экспортной базы и развитию восточного вектора внешнеэкономической политики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the Asia-Pacifi c Economic Cooperation (APEC) Forum to be held and presided by the Russian Federation in early September 2012 in Vladivostok. The article gives the background for establishing the APEC, describes its goals and decisions adopted. It defi nes the APEC's place in the global economy as the largest association of States, which accounts for more than half of global GDP and which has set ambitious targets for establishing a free trade zone, liberalizing the investment climate and promoting regional integration. The article examines the major events in the global energy sector that triggered off the structural energy crisis in the early XXI century, causing the need for ensuring a global international energy security. The author suggests that the issue of energy security as a factor in implementing the strategic objectives of the APEC's economic and social development should be put on the agenda of the Forum. In this connection, the article analyzes the Draft Convention on Ensuring International Energy Security proposed by the Russian Federation for discussion and possible adoption. The article also puts forward several proposals for deepening regional integration to promote the development of the Far East and Siberia, and the creation of a new export base and promoting the Eastern vector of the Russian foreign economic cooperation policy.

Текст научной работы на тему «Роль Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в энергетической политике России»

Роль Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в экономической политике России

В 2012 году Россия принимает председательство в АТЭС -форуме, объединяющем 21 экономику Азиатско-Тихоокеанского региона. Этот Форум созывается АТЭС - международной организацией, объединяющей 21 экономику Азиатско-Тихоокеанского региона и включающую Австралию, Бруней, Канаду, Индонезию, Японию, Республику Корея, Малайзию, Новую Зеландию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг, Китай, Мексику, Папуа-Новую Гвинею, Чили, Перу, Россию и Вьетнам.

На члены АТЭС приходится около 40% мирового населения, приблизительно 54% мирового ВВП и 44% мировой торговли1. В 2009 г. в экономики АТЭС было инвестировано более 27% мировых прямых иностранных капиталовложений и в то же время экономики АТЭС инвестировали в другие страны свыше 63% общего объема мировых прямых иностранных инвестиций2. После ожидаемого принятия в члены АТЭС Индии и Монголии, подавших заявление о вступлении в АТЭС, удельный вес АТЭС в мировом населении, ВВП и торговле существенно увеличится. Речь пойдет о потенциале более чем половины планеты, причем включающем наиболее стремительно развивающиеся страны, в первую очередь Китай и Индию. Кроме Индии и Монголии, на членство в АТЭС претендуют Камбоджа, Лаос, Аомень, Пакистан, Шри-Ланка, Ма-ньяма, Колумбия и Эквадор.

АТЭС была создана в 1989 г. в Канберре (Австралия) по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. На первой учредительной конференции было отмечено, что АТЭС должна иметь консультативный статус, называться форумом и являться региональным органом экономического сотрудничества. На третьей конференции, проведенной в Сеуле в 1991 г., была принята первая Декларация АТЭС, установившая следующие главные задачи Форума:

Ю.А. Ершов

УДК 339.9 ББК 65.5 Е - 804

1 http://ru.wikpedia.org. 24.04.2011

2 World Investment Report, United Nations, 2010, p. 67.

- поддержание экономического роста стран региона;

- укрепление многосторонней системы торговли с учетом роста экономической взаимозависимости стран-участниц;

- снятие ограничений на пути движения товаров, услуг, капитала в соответствии с нормами ГАТТ/ВТО3.

С 1993 г. на основании решения пятой конференции (Сиэтл, США) главной формой организационной деятельности АТЭС стали ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых начали приниматься декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Кроме этого, был установлен порядок проведения регулярных сессий министров иностранных дел и экономики. В 1994 г. Форум АТЭС в Богоре (Индонезия) принял «Декларацию об общей экономической решимости экономических лидеров АТЭС», которая установила главной долгосрочной стратегической целью АТЭС создание к 2020 г. в АТЭС системы свободной и открытой торговли и либерализации инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010 г., новые индустриальные страны - к 2015 г., а развивающиеся - к 2020 г. Каждая страна самостоятельно должна определять свой статус и сроки введения новых режимов на основе Индивидуальных планов действий. Декларация отмечала, что взаимодействие между странами-членами АТЭС должны осуществляться на основе равноправного партнерства, ответственности за принимаемые решения, взаимоуважения и взаимной выгоды.

Либерализация торговли и инвестиционных режимов, как предусматривалось, должны распространяться и на тарифы, нетарифные барьеры, услуги, инвестиции, стандартизацию, таможенные процедуры, интеллектуальную собственность, конкурентную политику4. Кроме Декларации, АТЭС приняло Кодекс прямых иностранных инвестиций, предусматривающий применение национального режима в отношении иностранных инвесторов, устранение препятствий для вывоза капитала, применение принципов недискриминации и открытости, отказ от экспроприации и др. Эти базовые положения предлагалось использовать в национальном законодательстве стран - участниц АТЭС.

На саммите в Осаке (Япония) в 1995 г. были приняты документы, уточняющие политику либерализации торговли, и программа действий АТЭС. Для расширения участия деловых кругов в активизации делового сотрудничества был создан Деловой консультативный совет (ДКС), в который входят по три представителя от каждой страны-участницы. На ежегодных саммитах АТЭС ДКС представляет доклад с рекомендациями от частного сектора о реализации программных доку-

3 Троекурова И.С. Проблемы расширения внешнеэкономических связей России в АТЭС. - М.: ИДВ РАН, 2010 - С. 58.

4 Там же, 2010, с. 60.

ментов АТЭС, а также в отношении устранения барьеров на пути инвестиций и товаров, упрощения визового режима и др. В рамках ДКС работают группы по малому и среднему бизнесу, по финансам и по технологиям. Международный секретариат ДКС расположен в Маниле. В АТЭС, помимо ДКС, действуют еще три комитета экспертов - (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет и административно-бюджетный комитет), а также 11 рабочих групп по различным отраслям экономики, включая группу по энергетике, сельскохозяйственному и технологическому сотрудничеству, группу по чрезвычайной готовности, рыболовству, транспорту, здравоохранению, науке и технологиям в промышленности и др. АТЭС широко публикует многочисленные материалы (http://publication.apec. о^). Секретариат АТЭС расположен в Сингапуре. Важные решения АТЭС принял в Маниле в 1996 г., они сформулированы в так называемой Манильской программе действий для АТЭС, предусматривающей меры по формированию АТЭС на базе сочетания трех направлений деятельности АТЭС: Индивидуальных планов действий, коллективного плана действий и технико-экономического сотрудничества. Одновременно были установлены приоритетные сферы экономического и технического сотрудничества, включающие развитие рынков, укрепление инфраструктуры, улучшение качества жизни, интеграцию в мировую экономику и др.

Несколько саммитов АТЭС были посвящены проблемам ухудшения валютнофинансового положения и путям преодоления финансового кризиса. На других саммитах первого десятилетия обсуждались проблемы глобализации, проблемы обеспечения продовольствием региона, проблемы доступа к преимуществам экономического развития, проблемы борьбы с терроризмом, птичьим гриппом, проблемы обеспечения энергетической безопасности, изменения климата, укрепления институционной структуры АТЭС, проблемы создания зоны свободной торговли, проблемы перспектив региональной экономической интеграции и другие актуальные проблемы.

Саммит 2010 г. проходил в японском городе Иокагама. Он призвал страны АТЭС развивать более глубокую региональную экономическую интеграцию, а также принять конкретные меры по созданию зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Решения Форума подчеркивали необходимость обеспечения высококачественного роста экономического развития на основе сбалансированного, всеобъемлющего, устойчивого, инновационного подхода и обеспечения безопасности.

В текущем году Форум АТЭС должен пройти в Гонолулу (штат Гавайи, США) в ноябре. Государственный секретарь США Хиллари Клинтон, комментируя тематику предстоящего Форума, подчеркивала, что АТЭС может принять меры по сокращению времени, затрат и неопределенности при перемещении товаров через региональные цепи поставок, а также может добиться экологически устойчивого

роста за счет снижения барьеров в торговле экологическими товарами и услугами, прекращения незаконных лесозаготовок, ликвидации неэффективных топливных субсидий и стимулирования торговли восстановленной продукцией для сокращения отходов и экономии энергии5. Российская Федерация - активная участница АТЭС с момента своего присоединения в 1998 г. Оценивая роль и место России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, В.В. Путин в статье «Россия: новые восточные перспективы» отмечал: «Россия всегда ощущала себя евроазиатской страной. Полновесное участие России в процессах экономического взаимодействия на пространствах Азии и Тихого океана - естественно и неизбежно. Ведь Россия - своеобразный интеграционный узел, связывающий Азию, Европу и Америку. Сегодня перед страной открылся спектр возможностей: от сотрудничества в энергетике. по вопросам экологии, эксплуатации морского шельфа до развития транспортных связей и реализации конкретных экономических и инвестиционных проектов»6.

К этим словам можно также добавить, что Россия от активного участия в рамках АТЭС может получить дополнительные возможности обеспечить за счет региональной интеграции в регионе привлечение капиталов, передовых технологий и управленческого опыта, направив их в программы социально-экономического развития районов Сибири и Дальнего Востока, в создание в этих регионах второй экспортной базы России, ориентированной на гарантированные поставки на долгосрочной основе в страны Азиатско-Тихоокеанского региона высокотехнологичной продукции, изготовленной на базе местного сырья, а также полупродуктов, сырьевых и энергетических товаров широкого ассортимента.

Вместе с тем, оценивая АТЭС как международную организацию, следует учитывать, что АТЭС руководствуется в своей деятельности принципами, не связывающими своих членов жесткими обязательствами, закладывает в основу своей деятельности открытый диалог и принимает решения на базе консенсуса и добровольности выполнения этих решений. Готовясь к саммиту во Владивостоке, Правительство России приняло Концепцию российского представительства в АТЭС и Перечень мероприятий в Российской Федерации в рамках АТЭС - 20127. Намеченные мероприятия, помимо основной дискуссии, предусматривают широкий круг встреч на министерском, экспертном и других уровнях. Среди тем саммита выделяются - либерализация торговли и инвестиционной деятельности, развитие региональной интеграции, а также проблемы обеспечения продовольственной безопасности, совершенствования транспортно-логических систем и др.

5 Й1р://%'%г«г/агепса^оу/81/2011/тагЛ

6 Путин В.В. Россия: новые восточные перспективы // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. № 12. С. 5.

7 Барский К. Россия - АТР: достижения, задачи и перспективы // Дальний Восток. - 2011. - февраль. - С. 3-16.

России как участнику и председателю Форума во Владивостоке, по нашему мнению, имело бы смысл выступить с предложением о включении в повестку дня, помимо постоянно обсуждаемых вопросов о развитии торговли, либерализации инвестиционного режима и осуществлении широкой региональной интеграции, вопроса об обеспечении международной энергетической безопасности как ключевого фактора решения перечисленных выше стратегических задач АТЭС. Это обуславливается также и тем, что именно максимально доступная и дешевая энергия и энергоресурсы служат основой жизнедеятельности любой нации на ее пути к процветанию и содействуют взаимовыгодной региональной интеграции, строящейся не на устаревающем принципе взаимозависимости, а на принципе взаимодополняемости, обеспечивающей баланс интересов стран-производителей и стран-потребителей энергоресурсов и дефицитных видов сырьевых товаров. Выдвигая предложение о включении в повестку дня проблемы обеспечения энергетической безопасности, следует ориентироваться на данные о положении со снабжением энергоресурсами экономик АТЭС.

Прежде всего, следует отметить, что АТЭС является крупнейшим в мире потребителем энергетических ресурсов (см. таблицу 1).

Таблица 1

Потребление энергоресурсов странами АТЭС в 2010 г.

Страны Потребление улгля (млн т) Потребление первичной энергии (млн т нефтяного эквивалента) Потребление нефти (млн т) Потребление газа (млрд куб. м)

Мир всего 12002,4 4028,1 3169,0 3555,8

АТЭС 7422,9 2284.0 1711,1 2737,6

Австралия 118.2 42,6 30,4 43,4

Бруней

Канада 316,7 102,3 93.8 23,4

Индонезия 140.0 59,6 40,3 39,4

Япония 500,9 201,6 94,5 123,7

Республика Корея 255,0 105,6 42.9 76,0

Малайзия 62,9 25,3 35,7 3,4

Новая Зеландия 18,9 6,9 4,1 1,0

Филиппины 27,6 13,1 3,1 7,7

Страны Потребление улгля (млн т) Потребление первичной энергии (млн т нефтяного эквивалента) Потребление нефти (млн т) Потребление газа (млрд куб. м)

Сингапур 69,8 62,2 8,4

Таиланд 107,9 50,2 45,1 14,8

США 2285,7 850,0 683,4 524,6

Китайский Тайбей (Тайвань) 110,5 46,2 14,1 40,3

Гонконг (Китай) 25,9 16,1 3,8 6,3

Китайская Народная Республика 2432,2 428,6 109,0 1713,5

Мексика 169,1 87,4 68,9 8,4

Папуа-Новая Гвинея

Чили 28,4 14,7 4,7 3,7

Перу 18,3 8,4 5,4 0,5

Россия 690,9 147,6 414,1 93,8

Вьетнам 44,0 15,6 9,4 13,7

Источник: BP Statistical Review of World Energy, June 2011. 2011.

На долю АТЭС в 2010 г. приходилось 61,8% потребляемой в мире первичной энергии, а с учетом Индии - 66,2%, или две трети всего мирового потребления. Так же высок удельный вес АТЭС в мировом потреблении нефти и природного газа - 56,7% по нефти (с учетом Индии - 60,6%) и 54,0% по природному газу (с учетом Индии - 55,9%). Главными потребителями энергоресурсов в пересчете на первичную энергию выступают на сегодня Китай, лидирующий в этом качестве с 2009 г., и США. На долю Китая в 2010 г. приходилось 20,3% мирового потребления, а США - 19,0%. В то же время США продолжают сохранять роль лидера по душевому потреблению первичной энергии. В 2005 г. один гражданин США потреблял столько энергии, сколько два немца, более чем 16 индийцев или 27 жителей Гаити. Третье и четвертое места в АТЭС занимают Россия (5,8%) и Япония

(4,2%). При этом следует также иметь в виду, что в 2009 г. Индия обогнала Японию по потреблению первичной энергии (4,4% в 2010 г.). Крупными потребителями энергоресурсов в АТЭС являются также Канада и Республика Корея.

В потреблении в АТЭС нефти бесспорным лидером остаются США (37,2% потребления в АТЭС), затем следуют Китай с Гонконгом (19,9%), Япония (8,8%) и Россия (6,5%). Наибольший удельный вес в потреблении региона АТЭС природного газа приходится на США (39,9%), Россию (24,2%), Китай (6,4%) и Канаду (5,5%). В потреблении угля лидирующие позиции в мире и в регионе АТЭС занимает Китай. На его долю в 2010 г. приходилось 48,2% мирового потребления этого энергоносителя и 62,6% потребления в странах АТЭС. Далеко позади находится второй мировой лидер в потреблении - США (14,7% мирового потребления, 19,2% потребления в АТЭС). Среди других крупных потребителей выделяются Япония, Россия, Республика Корея.

Уголь, как известно, в основном потребляется на электростанциях. При этом возникает проблема выбросов парниковых газов, вредно влияющих на климат планеты, а снижение вредоносного воздействия потребления угля удорожает себестоимость вырабатываемой электроэнергии. Эта проблема особенно остро стоит перед Китаем, который сегодня потребляет каждую вторую тонну угля в мире.

Позиции АТЭС в мировой добыче нефти намного ниже, чем в потреблении, поскольку основные центры мировой добычи нефти сосредоточены в районах стран Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. По природному газу значительная часть мировой добычи приходится на США и Россию (см. таблицу 2).

Таблица 2

Запасы и добыча нефти, газа и угля в странах А ТЭС (по состоянию на конец 2010 г.)

Страны Достоверные запасы Добыча

Нефти (млрд т) Газа (трлн куб.м) 1 ^ фн Не (мл Газа (млрд куб.м) Угля (млн т)

Мир всего в том числе 188,8 187,1 3913,7 3193,3 3731,4

АТЭС 25,6 67,6 1507,1 1775,8 2998,7

Австралия 0,4 2,9 23,8 30,4 235,4

Бруней 0.3 8,4 12,2

Канада 5,0 1,7 162,8 159,8 34,9

Индонезия 0,6 3,1 47,8 82,0 188,1

Страны Достоверные запасы Добыча

Нефти (млрд т) Газа (трлн куб.м) Нефти (млн т) Газа (млрд куб.м) Угля (млн т)

Япония - - - - 0,5

Республика Корея - - - - 0,9

Малайзия 0,8 2,4 32,1 66,5

Новая Зеландия - - - 3,3

Филиппины - - - -

Сингапур - - - -

Таиланд 0,1 0.3 13,8 36,3 5,0

США 3,7 7,7 339,1 611,0 552,2

Китайский Тайбей (Тайвань)

Гонконг (Китай) - - - -

Китайская Народная Республика 2,0 2,8 203,0 96,8 1800,4

Мексика 1,6 0,5 146,3 55,3 4,5

Папуа-Но-вая Гвинея - - - -

Чили - - -

Перу 0,2 0,4 6,9 7,2

Россия 10,5 44,8 505,1 588,9 148,8

Вьетнам 0,6 0,7 18,0 9,4 24,7

Источник: BP Statistical Review of World Energy, June 2011. 2011

Итак, в 2010 г. удельный вес стран АТЭС в добыче нефти составлял 38,5%, а вместе с Индией - 39,5%. Первенство по добыче нефти в АТЭС принадлежит России (33,5% добычи в регионе, второе место прочно удерживают США (22,5%), третье - Китай (13,5%), четвертое и пятое - Канада и Мексика (10,8% и 9,7%). Единственной страной - членом ОПЕК в Азиатско-Тихоокеанском регионе ранее была Индонезия. Однако в связи с истощением запасов она превратилась в нетто-

импортера и прекратила свое членство в организации. Тем не менее добыча нефти в стране в 2009 г. составила около 48 млн т. По природному газу на АТЭС в 2010 г. приходилось 55,6% мировой добычи, В рамках АТЭС лидерами поставок были США (34,4%) и Россия (33,2%), затем следовали Канада, Индонезия, Малайзия, Мексика и Австралия.

США опередили Россию по месту в мировой добыче природного газа только в 2009 г., успешно завершив освоение сланцевых месторождений газа с помощью применения новых технологий. Пока еще не ясно, сохранит свое значение новая технология по увеличению добычи за счет источника в виде сланцевых месторождений как в США, так и в других странах, в частности в ФРГ, Польше, Китае. Мнения экспертов разделились: одни высказывают предположение, что США могут стать даже крупными экспортерами природного газа и ликвидировать импортную зависимость по этому энергоносителю; другие высказывают сомнения в революционизирующем достижении научно-технического прогресса, подчеркивая опасность новых разработок для экологии, поскольку применяемые методы требуют закачки в пласт огромной массы воды с химическими и биологическими добавками, что угрожает загрязнением грунтовых вод и запасам питьевой воды. МЭА прогнозирует снижение импортной зависимости США по природному газу с 13% в 2008 г. до 9% в 2035 г.8 Позиции АТЭС в достоверных запасах нефти и газа также в большой степени формируются за счет США, России и Канады. При этом они относительно невелики, учитывая, что 77,2% мировых запасов нефти сосредоточено в странах ОПЕК, а по газу, как уже отмечалось, в России и в тех же нефтегазоэкспортирующих странах, входящих в ОПЕК. В целом удельный вес АТЭС в мировых достоверных запасах нефти в 2010 г. составлял 13,6% (с Индией - 14,2%), а в запасах газа 36,1% (с Индией - 36,7%). В отличие от сырьевой и добывающей базы по нефти и природному газу страны АТЭС располагают значительными возможностями в отношении добычи угля. Доля этих стран в мировых доказанных запасах угля составляла по состоянию на конец 2010 г. 68,2%, а с учетом Индии - 75,1%. Лидерами по наличию доказанных запасов в регионе были США, Россия, Китай и Австралия.

Страны АТЭС в 2010 г. обеспечивали 80,4% мировой добычи угля (Китай -48,2%, США - 14,8%, Австралия - 6,3%, Индонезия - 5,0%). Недостаточность сырьевой и добывающей базы в АТЭС компенсируется значительным развитием импорта энергоресурсов в регион. В 2007 г. на долю АТЭС приходилось 52,7% мирового импорта нефти, 41,2% нефтепродуктов и 37,3% природного газа9.

Крупнейшими импортерами нефти в регионе выступают США (43,9% от импорта в АТЭС), Япония (15,0%), Китай (12,3%), Республика Корея (9,0), а нефтепродуктов - США (26,7%), Китай (вместе с Гонконгом - 15,5%), Сингапур (14,4%),

8 International Energy Agency. World Energy Outlook. 2010. Paris, 2010, p. 193.

9 International Energy Agency Statistics. Oil Information. 2009; Gas Information. 2009. Paris. 2009.

Япония (10,9%). Импортная зависимость самого крупного импортера нефти в регионе - США, по оценке МЭА, составляла в 2009 г. 59% и, по прогнозам, к 2035 г. должна снизиться лишь до 52%10. В импорте природного газа лидерство, также как и в импорте жидкого топлива, принадлежит США (38,4% от всего импорта в страны АТЭС), за США следуют Япония (28,1%) и Республика Корея (9,8%).

Экспорт нефти из АТЭС (2007 г.) составлял всего лишь 23,9% от мирового экспорта и был представлен в основном Россией (49,7% от экспорта из стран АТЭС), Канадой и Мексикой (35,7%). Из других экспортеров следует отметить Вьетнам, Индонезию, Малайзию и Бруней. Удельный вес стран АТЭС в мировом экспорте нефтепродуктов составлял в 2007 г. 37,6%. Основными экспортерами региона являлись Россия (25,6%), США (19,0%), Сингапур (16,7%) и Республика Корея (10,1%). Экспортерами являются также Канада, Япония, Тайвань и Китай. При этом следует отметить, что Япония, Сингапур, Республика Корея и Тайвань, не имеющие собственной добывающей промышленности, импортируют значительные количества нефти и перерабатывают ее, в том числе и для экспорта, используя высокотехнологическое оборудование.

Страны АТЭС в мировом экспорте природного газа обеспечивали в 2007 г. 46,9%. Наивысшая доля в экспорте приходилась на Россию (21,2% экспорта стран АТЭС). Велик также удельный вес поставок газа из Канады (12,2%), Индонезии (3,9%) и Малайзии (3,3%), а также в относительно небольших размерах из Брунея и Австралии. Внешняя торговля России со странами, участвующими в АТЭС, после вступления России в организацию, неуклонно увеличивается. За 1998-2010 гг. товарооборот России с АТЭС возрос с 21,2 млрд долл. до 145,4 млрд долл., т.е. почти в семь раз. При этом российский экспорт вырос с 13,0 млрд долл. до 67,3 млрд долл. (в 5 раз), импорт с 8,15 млрд долл. до 78,1 млрд долл. (в 9,6 раза)11. Доля стран, участвующих в АТЭС, в товарообороте России со всеми странами составила в 2010 г. 23,2% против 15,2% в 2000 г. Для сравнения следует отметить, что удельный вес Евросоюза в товарообороте России в 2010 г. составил 49,0%, а СНГ - 14,6%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главным торговым партнером России из стран, входящих в АТЭС, выступает неизбежно Китай (см. таблицу 3). На его долю в 2010 г. приходилось 30,2% российского экспорта в страны АТЭС и 49,9% импорта России из этих стран. Затем следовали Япония, США и Республика Корея.

10 International Energy Outlook 2010. Paris, 2010, p. 135.

11 Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации за соответствующие годы.

Таблица 3

Внешняя торговля России со странами АТЭС (млрд долл. США)

Годы 2004 2009 2010

Страны экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт

Всего 181,5 75,6 301,7 167,3 396,6 229,0

в том числе:

Страны АТЭС 26,9 16,0 45,3 51,8 67,3 78,1

Австралия 0,02 0,1 0,05 0,6 0,05 0,8

Канада 0,5 0,3 0,5 1,2 1,1 1,5

Индонезия 0,1 0,2 0,3 0,6 0,9 1,0

Япония 3,4 3,9 7,3 7,2 12,8 10,3

Республика Корея 2,0 2,0 5,7 4,9 10,4 7,3

Малайзия 0,1 0,4 0,5 1,1 0,4 1,3

Новая Зеландия 0,02 0,06 0,1 0,1 0,1 0,1

Филиппины 0,2 0,05 0,4 0,2 0,8 0,3

Сингапур 0,2 0,2 1,3 0,7 2,0 0,6

Таиланд 0,4 0,3 0,4 0,9 1,5 1,4

США 6,6 3,2 9,2 9,2 12,4 11,1

Китайский Тайвань 2,0 0,3 0,8 0,9 1,8 1,5

Гонконг (Китай) 0,3 0,01 0,7 0,04 0,8 0,1

Китай 10,1 4,7 16,7 22,8 20,3 39,0

Мексика 0,2 0,1 0,4 0,3 0,3 0,5

Чили - 0,1 0,01 0,3 - 0,3

Перу 0,1 0,01 0,2 0,03 0,3 0,1

Вьетнам 0,7 0,1 0,9 0,7 1,3 1,1

Источник: Таможенная статистика внешней торговли России за соответствующие годы.

Продолжение статьи см. в одном из следующих номеров журнала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.