УДК 20 53 Н.А. Мамедова
ВАК 05.13.06 м
РИНЦ 50.49.33
Роль автоматизированных информационных систем (АИС) в реализации принципов федеральной контрактной системы в регионе
Объектом исследования данной статьи является система управления закупками региона. Рассмотрены возможности автоматизации деятельности по размещению и публикации информации о закупках для государственных и муниципальных нужд региона с учетом принципов федеральной контрактной системы.
Ключевые слова: автоматизированная информационная система, размещение заказа для государственных и муниципальных нужд, федеральная контрактная система, региональная контрактная система.
THE ROLE OF THE AUTOMATED INFORMATIONAL SYSTEM IN REALIZATION OF FEDERAL CONTRACT SYSTEM PRINCIPALS IN A REGION
The object of the research is a system of region purchasing governance. The resources of automation of placement of an order and information purchasing placing were considered. That was true ofgovernment and municipal local requirements subject to federal contract system principals.
Keywords: automated informational system, placement of an order for government and municipal local requirements, federal contract system, region contract system.
Изменения законодательства в сфере размещения заказа для государственных, муниципальных нужд, а также для нужд бюджетных учреждений значительно повлияли на организацию закупочной деятельности в субъектах и муниципальных образованиях РФ. К таким основополагающим изменениям относится необходимость размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ООС) на едином общероссийском официальном сайте в сети Интернет. Существенно повлияло на организацию закупочной деятельности также определение такого способа размещения заказа, как открытый аукцион в электронной форме, для значительного перечня товаров, работ, услуг, размещение заказа по которым необходимо осуществлять на пяти электронных площадках, отобранных Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службой России.
Наиболее перспективным направлением развития в системе закупок до сих пор является построение в субъектах и муниципальных образованиях РФ контрактных систем по принципу Федеральной контрактной системы (ФКС). Федеральная контрактная система -полноценная и прозрачная система, обеспечивающая единый цикл организации закупок и способная регулировать весь процесс государственного заказа с момента определения потребности государственного заказчика до окончательного анализа результата закупок. ФКС включает несколько обязательных этапов формирования и размещения госзаказа, исполнения и мониторинга государственных контрактов. 1 сентября 2011 года на официальном сайте Минэкономразвития России был опубликован проект Федерального закона «О федеральной контрактной системе». Законопроект направлен
на регулирование закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд и должен будет заменить действующее законодательство.
Мотивацией для активизации такого процесса является стремление реализовать единый цикл планирования, формирования, размещения заказа, а также исполнения государственных, муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Произошедшие изменения привели к отказу от информационных систем, которые ограничивались автоматизацией деятельности уполномоченного органа по размещению информации о размещении заказа в сети Интернет. Сегодня объем потребности в средствах организации закупочной деятельности вырос в десятки раз за счет вовлечения напрямую в систему заказа всех субъектов, действую-
Наталья Александровна Мамедова,
к.э.н., доц., доцент кафедры ГиМУ МЭСИ Тел.: 8 (926) 564-17-75 Эл. почта: [email protected] Московский государственный университет экономики, статистики информатики (МЭСИ) www.mesi.ru
Natalia A. Mamedova,
PhD in Economics, Associate Professor at State and Municipal Management Department, MESI Tel.: 8 (926) 564-1775 E-mail: [email protected] www.mesi.ru
щих в этой сфере, и растущего в арифметической пропорции объема закупок. Теперь стали актуальны средства интеграции систем управления процессами, связанные с размещением заказа, в единые системы управления бюджетным процессом в субъектах и муниципальных образованиях РФ. Автоматизированные информационные системы (АИС) предназначены для организации эффективного управления закупками продукции для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений в органах исполнительной власти субъектов и муниципальных образований РФ.
АИС способствуют развитию единой системы управления бюджетным процессом в субъектах и муниципальных образованиях РФ по принципу Федеральной контрактной системы. С их помощью происходит повышение уровня планирования расходования бюджетных и внебюджетных средств на очередной финансовый год путем задания целевых финансовых и предметных границ закупок продукции для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений. Таким образом, АИС выполняют функцию информационного обеспечения государственных, муниципальных и иных заказчиков, органов, уполномоченных на координацию деятельности в сфере планирования заказа, органов, уполномоченных на размещение заказа, финансовых органов, органов, уполномоченных на контроль и мониторинг исполнения контрактов.
АИС развивается по следующим основным направлениям в системе размещения государственного и муниципального заказа:
• прогнозирование и планирование государственных, муниципальных нужд;
• размещение государственного, муниципального заказа;
• исполнение государственного, муниципального контракта;
• мониторинг, приемка и использование результатов, управление созданными активами. Эти направления составляют
основное содержание комплекса
работ по разработке и апробации в субъектах Российской Федерации технологий формирования и обеспечения функционирования Федеральной контрактной системы.
Для того чтобы эффективно конкурировать на рынке АИС, отдельная система должна обладать рядом универсальных характеристик.
1. Система должна предоставлять возможность двухстороннего информационного взаимодействия с ООС для размещения информации о совокупности заказов. Это позволяет сохранить и развить единую систему управления бюджетным процессом в субъектах и муниципальных образованиях РФ по принципу Федеральной контрактной системы.
2. АИС должна обеспечивать возможность ввода данных посредством веб-интерфейса. Таким образом, заказчик получает возможность формировать план закупок, заявки на закупку и сведения о контрактах посредством широко распространенных веб-браузеров без установки дополнительного программного обеспечения. В результате существенно упрощается процесс внедрения и сопровождения АИС.
3. АИС должна поддерживать ведение электронной торговой площадки (ЭТП) для автоматического проведения аукционов в электронной форме, с учетом последних требований законодательства.
4. АИС должна предоставлять возможность информационного взаимодействия с ранее внедренными платформами, например, АС «Бюджет». В этом случае финансовый орган имеет возможность согласовывать планы и заявки закупок, бюджетные обязательства и документы исполнения по контрактам посредством уже существующего интерфейса. Это повышает эффективность контроля расходования бюджетных средств как по объемным, так и по целевым показателям.
5. АИС должна обладать модульной структурой, что предполагает работу взаимосвязанных программных модулей, автоматизирующих процессы планирования,
формирования, размещения заказа, анализа эффективности размещения заказа, заключения и исполнения обязательств по государственным, муниципальным контрактам и гражданско-правовым договорам бюджетных учреждений.
6. Использование АИС должно соответствовать требованиям и стандартам в области электронного документооборота и противодействия коррупции. Это предполагает возможность применения средств криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи, а также поддержанию барьера для согласованных действий участников закупочных процедур и сговора.
7. Компания, занимающаяся продвижением АИС на рынке, должна учитывать возникновение необходимости в проведении семинаров-практикумов по вопросам размещения заказа на продукцию для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений для специалистов заказчиков. Это позволяет обеспечивать обучение и поддержку необходимой квалификации специалистов.
8. АИС должна поддерживать возможность планировать закупки, как и участие в государственных и муниципальных заказах, в краткосрочной перспективе. Уполномоченными органами субъектов и муниципальных образований РФ формируется прогноз объемов продукции, закупаемых для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений на трехлетний период. АИС в этом случае обеспечивает системное выстраивание работы по участию в торгах, делает ее прогнозируемой и в конечном случае эффективной.
9. АИС должна обеспечивать доступ к информации с различных устройств - с персонального компьютера, смартфона, коммуникатора, планшетного компьютера. Таким образом, реализуется методика оперативного управления данными.
10. АИС должна позволять осуществлять мониторинг исполнения и эффективности реализации закупочной деятельности с различным временным интервалом, т.е. фор-
Рис. 1. Функции современных АИС
мировать еженедельные, ежемесячные, годовые отчеты по динамике показателей в соответствии с запросом пользователя. Это позволяет осуществлять ситуационный анализ, отслеживать активность закупочной деятельности, способствует принятию обоснованных управленческих решений.
11. Компания, занимающаяся продвижением АИС на рынке, должна обеспечивать техническое сопровождение своего продукта. Это предполагает гарантийное и послегарантийное техническое сопровождение, действие сервисных программ. В этом реализуется принцип индивидуального подхода к каждому заказчику.
В настоящий момент на российском рынке доминируют несколько компаний, которые специализируются на создании автоматизированных систем для организации эффективного управления закупками продукции для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений в органах исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Созданные компаниями АИС выполняют ряд стандартных функций (рис. 1).
Компании предлагают решения для автоматизации процедур (про-
цессов) размещения заказов всеми способами - как путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме на базе ЭТП, так и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя и подрядчика) и на товарных биржах).
Каждая из конкурирующих на рынке АИС предоставляет решения для автоматизации полного цикла закупок (рис. 2).
Ключевой характеристикой всех АИС, предлагаемых сегодня на рынке, является то, что система обеспечивает соответствие размещаемой и публикуемой информации (сообщений) о закупках для государственных и муниципальных нужд порядку, определенному в Федеральном законе № 94-ФЗ с учетом всех внесенных в него изменений, как по составу данных, так и по срокам. Еще одной сходной характеристикой является обеспечение полной поддержки деятельности заказчиков по ведению реестра государственных и муниципальных контрактов в соответствии с порядком, определенным в постановлении Правительства РФ от 27.12.2006 года № 807. Для того чтобы обеспечивать проведение от-
Сбор информации о потребностях заказчика
Анализ эффективности размещения заказа
Формирование заказа
Размещение заказа
Рис. 2. Стандартная структура программных модулей АИС
крытых аукционов в электронной форме, АИС должна включать в свой состав электронную торговую площадку, это также можно считать традиционной характеристикой современных АИС, функционирующих на рынке.
Для удовлетворения потребностей заказчика разработчики сформировали АИС в виде совокупности взаимосвязанных программных модулей, автоматизирующих процессы планирования, формирования, размещения, анализа эффективности размещения заказа для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, заключения и исполнения обязательств по государственным и муниципальным контрактам. В настоящий момент подобная комплектация АИС является стандартом, при этом разработчики стараются выделить собственный продукт за счет дополнительных функций, которые должны обеспечивать максимальную простоту внедрения и сопровождения системы, а также работы пользователя с системой.
Конкурентные преимущества отдельной АИС заключаются в объеме предлагаемых услуг (функционала системы), архитектуре и технических возможностях системы, уровне обеспечения информационной безопасности и совместимости с ОС.
К примеру, некоторые компании предлагают возможность приобретения отдельных компонентов системы при сохранении общего функционала. Это дает возможность пользователю выбрать комплектацию системы и тем самым снизить стоимость приобретения, притом что добавление компонента в уже работающую систему не влечет нарушение синхронизации в работе компонентов. Или в качестве решения предлагают разработку системы на основе бесплатных компонентов с открытым исходным кодом. Это снижает совокупную стоимость владения системой, устраняет лицензионные ограничения и упрощает контроль информационной безопасности.
Преимущества работы с системой могут заключаться в свойствах
архитектуры системы, когда функции АИС для всех видов пользователей доступны через «единое окно» системы - сайт в сети Интернет. Это позволяет избежать необходимости установки специального программного обеспечения на местах и в результате существенно упрощает эксплуатацию системы, установку обновлений.
Автоматизация процессов размещения заказа должна не только давать возможность использования всех способов размещения заказа, но и уменьшать продолжительность каждого действия пользователя в рамках процесса. В этой связи конкурентные преимущества могут заключаться в автоматизации:
• согласования размещения заказа со всеми инстанциями;
• формирования шаблонов конкурсной документации;
• контроля информации о размещении заказов на соответствие законодательству;
• деятельности конкурсных (аукционных, котировочных, отборочных) комиссий;
• оценки и сопоставления заявок по заданной методике.
Еще одним бонусом для пользователя является проверка системой корректности заполнения полей документов, что уменьшает вероятность возникновения ошибки в работе пользователя. Система также может давать возможность отслеживания сроков этапов закупок, и в условиях большого объема и разнообразия закупок эта функция очень удобна.
Каждая АИС предоставляет широкие возможности анализа эффективности размещения заказов и построения аналитических и статистических отчетов, конкурентные преимущества отдельной АИС могут проявляться в расширении возможностей и упрощении процедуры формирования аналитических отчетов и их последующего анализа. Что касается деятельности уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов органа власти, то его функции контроля над соблюдением действующего законодательства и целевым использованием бюд-
жетных средств также могут быть автоматизированы. В рамках отдельной АИС это достигается за счет унификации ведомственных и сводных информационных массивов на основе единых справочников и классификаторов. Автоматизированы процессы электронного документооборота (формирование статистической отчетности, приказов, протоколов, направление писем в инстанции и сведений в официальное печатное издание).
Все существующие на рынке АИС делают доступным использование технологии электронного юридически значимого документооборота с использованием средств криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи (ЭЦП). Преимуществом в этом плане является возможность применения формата «единой ЭЦП» (к примеру, общероссийская сеть удостоверяющих центров Ассоциации электронных торговых площадок или общероссийская торговая система «Росгосзаказ»). Это повышает эффективность участия в электронных торгах участников размещения заказов из удаленных регионов РФ.
К техническим возможностям систем можно отнести характеристику совместимости с операционными системами. В этом случае АИС работает на базе операционных систем Microsoft Windows, FreeBSD, Linux и других, что снижает затраты пользователя на инфраструктуру. АИС также может обеспечивать поддержку основных баз данных (СУБД Oracle, Microsoft SQL и других). В результате внедрение системы с использованием свободно распространяемых операционных систем и СУБД позволяет избежать закупки необходимых дорогостоящих коммерческих лицензий.
Возможность интеграции АИС со смежными системами, в том числе с региональной системой планирования и исполнения бюджета, позволяет автоматизировать муниципальный заказ всех муниципальных образований в регионе без увеличения стоимости системы. Совершенно новым уровнем конкурентоспособности АИС яв-
ляется возможность настройки и адаптации системы по требованию заказчиков различных категорий: государственных, муниципальных, корпоративных.
Основным критерием эффективности АИС для государственных и муниципальных заказчиков является величина бюджетной экономии в результате ее внедрения. Принимая во внимание постоянный рост объемов государственных закупок, система, которая обеспечивает снижение расходов бюджетных средств, является востребованным продуктом.
Внедрение АИС, по оценке разработчиков, обеспечит снижение закупочной стоимости товаров, работ, услуг (на 5-9%). Этот эффект возникает в результате консоли-
дации заявок на однотипную продукцию. Еще больший эффект дает повышение конкуренции за получение государственного и муниципального контракта, это приводит к экономии бюджетных средств на организацию, подготовку и проведение закупок (на 12-25%).
Совершенствование форм взаимодействия государства и бизнеса является важнейшим условием перехода к инновационному развитию экономики России. Действенным инструментом для решения такой задачи является открытый и конкурентный процесс размещения государственного заказа. Формирование открытой и экономически эффективной системы государственных закупок в период посткризисного развития эконо-
мики России определяется ростом удельного веса государственного и муниципального заказа в структуре основных видов экономической деятельности. Именно в отраслях обрабатывающих производств, строительстве система государственного и муниципального заказа может способствовать активизации товарных рынков. Автоматизированные информационные системы создают условия для информирования и участия всех заинтересованных представителей бизнеса и общественности в процессе размещения заказа. Это необходимый этап реформы государственных закупок продукции, нацеленный на стимулирование конкурентоспособности отечественных производителей.
Литература
1. Федеральная контрактная система [Электронный ресурс]. - Центр региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ: http://gosreforma.ru/napravlenia/fks.html
2. Федеральная контрактная система [Электронный ресурс]. - Министерство экономического развития Российской Федерации: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/reggovpurchase/system
3. АИС «Государственный заказ» [Электронный ресурс]. - Научно-производственное объединение «Криста»: http://www.krista.ru/products/130
4. Система управления закупками региона [Электронный ресурс]. - Компания Naumen GPMS: http://www. naumen.ru/solutions/gpms
5. Программный комплекс «Алтимета Госзаказ 2012» [Электронный ресурс]. - НТК Алтимета: http://www. ultimeta.ru/solutions/goszakaz.html
6. Система ГосЗаказ: размещение государственного и муниципального заказа [Электронный ресурс]. - Компания НОРБИТ (в группе компаний ЛАНИТ): http://www.norЫtru/government/detisions_Lhtml