Научная статья на тему 'РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ'

РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
антимонопольное законодательство / государство / конкуренция / риск / МСП / antimonopoly legislation / government / competition / risk / SMEs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крупнова А. В., Агафонов С. В., Мамаева Л. Н.

В данной статье рассматривается роль антимонопольного законодательства в поддержке и развитии предпринимательства в России. Отмечается, что для того, чтобы малый и средний бизнес успешно развивался необходимо сформировать на рынке конкурентную среду, что и является главной задачей в области антимонопольного законодательства. Обозначаются проблемы, с которыми приходится сталкиваться малому и среднему бизнесу, а также предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF ANTIMONOPOLY LEGISLATION IN DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA

Article examines the role of antimonopoly legislation in supporting and developing entrepreneurship in Russia. It is noted that in order for small and medium-sized businesses to develop successfully, it is necessary to create a competitive environment in the market, which is the main task in the field of antimonopoly legislation. The problems that small and medium-sized businesses have to face are outlined, as well as ways to solve them.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ»

УДК 33 Крупнова А.В., Агафонов С.В., Мамаева Л.Н.

Крупнова А.В.

студент кафедры «Отраслевое управление и экономическая безопасность», Саратовский государственный технический университет

им. Гагарина Ю.А. (г. Саратов, Россия)

Агафонов С.В.

студент кафедры «Отраслевое управление и экономическая безопасность», Саратовский государственный технический университет

им. Гагарина Ю.А. (г. Саратов, Россия)

Мамаева Л.Н.

к.э.н., доцент кафедры «Отраслевое управление и экономическая безопасность» Саратовский государственный технический университет

им. Гагарина Ю.А. (г. Саратов, Россия)

РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Аннотация: в данной статье рассматривается роль антимонопольного законодательства в поддержке и развитии предпринимательства в России. Отмечается, что для того, чтобы малый и средний бизнес успешно развивался необходимо сформировать на рынке конкурентную среду, что и является главной задачей в области антимонопольного законодательства. Обозначаются проблемы, с которыми приходится сталкиваться малому и среднему бизнесу, а также предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, государство, конкуренция, риск, МСП.

На сегодняшний день роль антимонопольного законодательства достаточно велика, и она играет важную роль в развитии бизнеса. Оно нацелено на поддержание должного уровня поведения участников рынка, чтобы предотвратить ограничение или устранение конкуренции.

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации непрерывно работает над оптимизацией методов противодействия картельным сговорам. В частности, с августа 2024 года ужесточены меры ответственности за препятствование проведению проверок, направленных на выявление признаков картельных соглашений. Величина взыскания определяется исходя из масштабов незаконного обогащения и может достигать двух миллионов рублей.

Законодательство устанавливает комплекс мер, направленных на обеспечение защиты прав и интересов потребителей от недобросовестных действий со стороны компаний.

В отношении компаний, преступивших антимонопольные законы, применяются суровые меры воздействия, такие как наложение штрафных санкций, аннулирование значимых сделок и принудительное внесение изменений в коммерческую деятельность.

Сектор малого и среднего бизнеса на сегодняшний день является неотъемлемым и необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не смогут объективно нормально существовать и развиваться. Для того, чтобы малый и средний бизнес должным образом функционировал нужно сформировать на рынке конкурентную среду, что и является главной задачей антимонопольного регулирования [1, с.28].

Если сравнивать крупный и малый бизнес, то очевидно, что более крупные субъекты более конкурентоспособны и устойчивы на рынке. Поэтому

очень важно со стороны государства осуществлять поддержку малого и среднего бизнеса. «...В целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства государство разработало и внедрило ряд мер поддержки. С 2014 года в России функционирует Корпорация МСП - федеральный институт, осуществляющий поддержку малого и среднего предпринимательства (МСП), контролирующим акционером является министерство экономического развития Российской Федерации. Корпорация МСП предоставляет предпринимателям возможность получения дополнительного финансирования, помогает им в поиске новых рынков сбыта и налаживании эффективного взаимодействия с государственными органами. В экосистему корпорации входят «МСП банк», фонд «Мир», «МСП лизинг», а также региональные гарантийные организации» [2].

В таблице 1 представлено сопоставление характеристик малого и среднего бизнеса.

Таблица 1. Сопоставление характеристик малого, среднего и крупного бизнеса.

Наименование Сильные стороны Слабые стороны

Малый и средний - гибкость, - в процессе деятельности

бизнес - относительно высокая существует риск возникновения

рентабельность по угроз,

сравнению с крупным - управление на свой страх и

бизнесом, риск, и надежда на интуицию,

- использование - доступ к качественным

незанятых ресурсов с ресурсам ограничен,

неформальных рынков, - нет финансовой силы,

-зависимость от - относительно ограниченный

поддержки крупных доступ к информации и

фирм и государства. новейшим достижениям науки.

Наименование Сильные стороны Слабые стороны

Крупный бизнес - способность активно - снижение стимулов к росту

изменять внешнюю эффективности производства,

среду - возможность для ограничения

предпринимательства и доступа других фирм к

рынок, достижениям НТП и

- возможность создавать рационального бизнеса,

и накапливать - падение эффективности

достижения НТП, управление с ростом объема

процедуры и правила фирмы,

рационального бизнеса, - возможность потери контакта

- большая экономия на с потребителем.

издержках производства,

-устойчивость к

внешним и внутренним

угрозам.

На основе перечисленных нами сильных сторон крупного бизнеса, можно сделать вывод о том, что такие компании способны сами создавать для себя стабильную рыночную среду и противостоять существующим угрозам и наличию давления со стороны других крупных компаний. Поддержка малого и среднего бизнеса требует обязательной помощи со стороны государства и государство в свою очередь делает все от него возможное.

В ходе своей деятельности субъекты малого и среднего бизнеса сталкиваются с широким спектром разнообразных вызовов, и они в конечном итоге, отрицательно сказываются на их деятельности. Поэтому данная группа субъектов нуждается в постоянном внимании и государственной поддержке. В свою очередь меры государственных органов должны быть максимально эффективны, а для этого нужна точная информация о наиболее важных

проблемах, с которыми встречаются субъекты малого и среднего предпринимательства.

Необходимо обозначить ключевые вызовы, с которыми столкнулись представители малого и среднего бизнеса в 2023 году: (рисунок 1).

Исходя из данных, следует, что к основным проблемам, которые стопорят развитие малого и среднего предпринимательства относятся доступность к финансированию и конкуренция с крупными игроками на рынке.

отсутствие надежных поставщиков и партнеров большую роль личных связей II знакомств устаревший стиль управления / '

бюрократия

дефицит кадров дефицит

санкции против России малая госпомощь

Рисунок 1. Ключевые вызовы, с которыми столкнулись представители малого и среднего бизнеса в 2023 году[3].

Действительно, малые предприятия часто сталкиваются с трудностями при получении кредитов и инвестиций из-за высоких процентных ставок, и недостатка залога. Также, малым предприятиям достаточно сложно конкурировать с крупными компаниями, которые располагают большим количеством ресурсов и большими возможностями для масштабирования своей деятельности. Именно на это стоит делать акцент государственным органам при разработке мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. [4, с.245]

Необходимо подчеркнуть, что среди ключевых аспектов, обеспечивающих успешное функционирование бизнеса, предприниматели наиболее часто выделяют следующие:

- профессиональный менеджмент - 50 %,

- команда профессионалов, отличающаяся высокой степенью ответственности -45 %,

- финансовые ресурсы и инвестиции -40 %,

- стабильных и порядочных поставщиков и партнёров -32 %.

- государственную поддержку (31%).

В 2024 году предприятия малого и среднего бизнеса продолжили преодолевать вызовы, связанные с рыночной конъюнктурой, и адаптироваться к новым реалиям, в частности вносить коррективы в свою логистическую стратегию, развивать конкурентные преимущества, искать точки роста своего бизнеса.

В соответствии с Федеральным законом №135 «О защите конкуренции» главной целью антимонопольной политики государства является поддержка конкуренции на рынке[5]. Как известно, поддержание и защита конкуренции является одной из наиболее важных форм поддержки бизнеса. Наиболее уязвимым и нуждающимся в поддержке со стороны государства на сегодняшний день является именно малый и средний бизнес.

Со стороны государства был принят определенный комплекс мер, направленных на то, чтобы обеспечивалась стабильная работа внутренних рынков, не был допущен товарный дефицит и меры, направленные на поддержку бизнеса. Так, на 2025 год определены следующие точки роста для развития малого и среднего бизнеса: создание бизнес-парков, технопарков, расширение каналов сбыта, поддержка стартапов, особенно в области ГГ-бизнеса, субсидии на покупку российского ПО.

В настоящее время основополагающим и ключевым документом, регулирующим сферу конкурентной политики, выступает Национальный план развития конкуренции на период с 2021 по 2025 гг. В этом документе описаны

меры, которые должны способствовать росту малого и среднего бизнеса, обеспечивать эффективное и прозрачное управление государственным и муниципальным имуществом, а также устранять административные препятствия и нарушения в конкурентной среде.

Для оказания помощи развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе в контексте реализации Национального плана, в текущем году было осуществлено свыше семисот мероприятий по поддержке.

Также, стоит сказать о том, что в 2023 году Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации разработала определенные нормативные акты, которые направлены на поддержку предпринимателей:

-Федеральная антимонопольная служба расширила сферу действия антимонопольных иммунитетов малому и среднему бизнесу. В соответствии с этим документом, организация не может быть признана доминирующим игроком на рынке пока ее выручка за год не превысит 800 млн. рублей. Данная мера направлена на защиту конкуренции на рынке и поддержание субъектов малого и среднего бизнеса.

-Изменение порядка предоставления преференций предпринимателям. Данное изменение позволяет предпринимателям не согласовывать с Федеральной антимонопольной службой органом власти, а просто уведомить службу о предоставлении преференций.

Но, все же, существуют также и проблемы, с которыми приходится сталкиваться малому и среднему бизнесу, например, плохая информированность, различные сложности и проблемы в доступе к ресурсам, высокий уровень коррупции в России, административные барьеры, сложность процедур и т.д. Поэтому нужно продолжать совершенствовать антимонопольное законодательство и расширять комплекс мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса, так как его роль в экономике России достаточно существенна [6, с. 289]. Должна осуществляться активная

поддержка малого и среднего бизнеса и защита конкуренции, которая в свою очередь ведет к экономическому росту и развитию всей страны. Закончим словами Конфуция: «Не стоит бояться перемен. Чаще всего они случаются именно в тот момент, когда они необходимы» [7].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Писенко К.А. Антимонопольно-конкурентное право: Учебник / Москва: Проспект, 2022. - 607 с.;

2. Что ждет малый и средний бизнес в России после 2024 года. // https://opora.ru/news/media-about-us/chto-zhdet-malyy-i-sredniy-biznes-v-rossii-posle-2024-goda;

3. Топ-менеджеры назвали главные препятствия для бизнеса в России. // https://w.rbc.ru/economics/07/12/2023/6570223a9a7947cb95b143b5;

4. Волков В.И. Роль антимонопольной политики в России // Молодой ученый. - 2021. - № 16 (358) С. 245-247;

5. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ;

6. Конкурентное право: теория и практика применения: учебник для магистров / Д.А. Петров, под общ. ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Издательство Юрайт, 2015. - 318 с.;

7. 20 цитат Конфуция. [Электронный ресурс] - URL: https://lifedeeper.com/post/1228-20-citat-konfucija/

Krupnova A. V., Agafonov S. V., Mamaeva L.N.

Krupnova A.V.

Saratov State Technical University named after Gagarina Yu.A.

(Saratov, Russia)

Agafonov S.V.

Saratov State Technical University named after Gagarina Yu.A.

(Saratov, Russia)

Mamaeva L.N.

Saratov State Technical University named after Gagarina Yu.A.

(Saratov, Russia)

ROLE OF ANTIMONOPOLY LEGISLATION IN DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA

Abstract: article examines the role of antimonopoly legislation in supporting and developing entrepreneurship in Russia. It is noted that in order for small and medium-sized businesses to develop successfully, it is necessary to create a competitive environment in the market, which is the main task in the field of antimonopoly legislation. The problems that small and medium-sized businesses have to face are outlined, as well as ways to solve them.

Keywords: antimonopoly legislation, government, competition, risk, SMEs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.