УДК 378
Гун Вэй
доцент. Педагогический университет Цзянсу. Институт музыки (Китай) Milena.555@mail. ru Gong Wei
JiangSu University Academy of music (China). Milena.555 @mail .ru
РОЛЬ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ ФОРТЕПИАННОМ ОБУЧЕНИИ (на материале анализа современных российских сборников)
THE ROLE OF ENSEMBLE PLAYING MUSIC IN CHILDREN'S PIANO TEACHING (based on an analysis of contemporary Russian collections)
Аннотация. В статье раскрывается роль четырехручного музицирования на ранней стадии фортепианного обучения. Анализируются инновационные программы детских музыкальных школ. Формулируются основные задачи, стоящие перед преподавателем класса ансамбля. Рассматриваются пути, которым следуют авторы сборников, школ и учебных пособий для начинающих в обучении детей ансамблевой игре. Критически оценивается «Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги» Ж. Пересветовой. Отмечается роль ансамблевой игры в обучении игре на электронных инструментах.
Ключевые слова: фортепиано, обучение, четырехручная игра, задачи, методы, репертуар.
Abstract. This article explores the role of four-hand playing music at an early stage of learning the piano. The innovative programs of music schools are being analyzed. The main challenges facing the teacher of the class of ensemble are being formulated. The article considers the ways in which the authors of collections, schools and tutorials for beginners in teaching children ensemble playing follow. One of them "School piano ensemble. First Steps" by J. Peresvetova is evaluated critically. The article notes the role of ensemble playing in learning to play the electronic instruments.
Keywords: piano, learning, four-hand playing music, problems, methods, repertoire.
Фортепианное обучение — сложный, длительный и многогранный процесс. Рояль по природе своей универсален и превосходно сочетается с любым другим инструментом, с оркестром, а также с человеческим голосом. Ансамблевое исполнительство, и особенно четырехручная игра, о которой преимущественно и пойдет речь в настоящей статье, является мощным
стимулирующим фактором в развитии творческого воображения и исполнительского мастерства пианиста с самых начальных его шагов. Игра в фортепианном ансамбле активизирует слуховое внимание, повышает ответственность, расширяет музыкальные представления участников. Не случайно четырехручная игра так ценилась в домашнем, семейном музицировании Германии со времен Шуберта, Мендельсона и Шумана, в России - со времен Глинки, Чайковского, Рахманинова. Культура ансамблевого исполнительства во многом определяет и лицо современного пианизма.
«Взаимодействие между творческими функциями разных исполнителей, влияние друг на друга этих функций, а нередко и согласование их друг с другом, в совокупности является совершенно новым элементом, который может быть назван элементом социальным, и которым именно и обуславливается своеобразное воздействие ансамблевого и коллективного исполнительства на индивидуальную творческую функцию отдельных исполнителей» [2, с. 83], - писал известный русский композитор и педагог С. Майкапар.
В китайской системе преподавания фортепианной игры четырехручное музицирование используется в недостаточной степени. В этом плане опыт российских педагогов и всесторонне разработанная за долгий исторический период российская система фортепианного обучения может послужить образцом для китайских преподавателей фортепиано.
В современной России интерес к детскому ансамблевому музицированию растет с каждым годом. Постоянно организуются фестивали и конкурсы. Среди них в Санкт-Петербурге большой популярностью пользуется конкурс «Брат и сестра». Современная российская фортепианная педагогика предусматривает активное использование ансамблевой игры на различных этапах обучения, включая первоначальный.
Программа к базисному учебному плану для детских школ искусств Санкт-Петербурга по специальности «Инструментальное исполнительство. Фортепиано» содержит специальный раздел, посвященный ансамблевому музицированию. В инновационном варианте этого плана отмечается, что практику ансамблевого музицирования рекомендуется начинать с 1-2-ого года обучения [4, с. 26-28]. Участие в фортепианном дуэте расширяет возможности активной концертной практики, ибо само ощущение контакта с партнером дарует чувство радости от совместной профессиональной работы.
В программе систематизируются основные проблемы, возникающие на начальном этапе игры в ансамбле. Основополагающая роль придается задачам ритмодвигательным, что вполне правомерно. Среди этих задач выделяются следующие:
« - умение дать ауфтакт или подчиниться ауфтакту партнера;
- представление темпа и пульсации в нем;
- одновременность и схожесть пианистических движений» [4, с. 27].
«Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма; в ансамбле ритм должен обладать особым качеством: быть коллективным» [1,
с. 40] - подчеркивает А. Готлиб. В овладении техникой четырехручной игры доминируют также такие параметры, как особенности посадки и педализации, способы достижения синхронности при «взятии» и «снятии» звука, гармоничное звучание аккордов, разделенных между партиями, согласование приемов туше и интонирования, передача голосов от партнера к партнеру и другое.
При посадке за инструментом партнеры должны уметь «поделить» клавиатуру и организовать пианистические движения так, чтобы не быть помехой друг для друга. Отсюда — повышенная роль четко организованного пианистического жеста. Вырастает также значимость пауз, совместное прослушивание которых определяет выразительность исполнения. Педализация всегда доверяется тому, кто исполняет вторую партию, так как басовый голос в гармоническом плане, как правило, является определяющим.
Овладение названными параметрами прокладывает путь к убедительному решению в ансамбле более сложных художественных задач -распределению звучности между двумя партиями, выстраиванию единой динамической линии, распределению акцентировки, осуществлению подхода к кульминационным моментам, решению тембровых и регистровых задач и прочее.
Обращение к российским сборникам, хрестоматиям, учебным пособиям и школам для начинающих дает возможность ознакомиться с различными подходами в приобщении детей к ансамблевому музицированию. Так, в «Сборнике фортепианных пьес, этюдов и ансамблей» С. Ляховицкой предпочтение отдается простейшим переложениям оперной и балетной музыки для четырехручного исполнения, которые сделаны с учетом равных возможностей обоих партнеров.
По-иному подходят к вопросу о начальном ансамблевом музицировании Копческий и Натансон - составители учебного пособия «Современный пианист». Партия учителя играет здесь доминирующую роль -она развернута и богата. Ученику поначалу доверяется лишь исполнение коротких попевок, которые, тем не менее, весьма значимы для музыкального результата. Совместное звучание обеих партий позволяет ученику почувствовать себя «настоящим артистом».
Так, ребенок, исполняя кластеры, может свободно импровизировать в поисках желаемого колористического эффекта. Таковы, к примеру, пьесы «Простуженный оркестр», или же «Часы на башне». В пьесе «Кукушка», исполняя элементарную мелодическую попевку, ученик имеет возможность прислушаться к смелым и неожиданным гармоническим созвучиям аккомпанирующей партии и так далее.
А. Артоболевская, автор учебного пособия «Первая встреча с музыкой», также рекомендует начинать приобщение ребенка к инструменту с ансамблевой игры. С первых шагов использует Артоболевская пунктирный ритм, что в предложенном контексте легко усваивается ребенком.
В последние годы вышло в свет немало детских сборников,
предназначенных для четырехручного исполнения. В рамках настоящей статьи мне хотелось бы остановиться на «Школе фортепианного ансамбля» Ж. Пересветовой, обращенном к учащимся младших, средних и старших классов. Всего уже издано и готовится к изданию десять выпусков: "Первые шаги"; "Этюды"; "Полифонические произведения"; "Сонатины, рондо и вариации"; "Крупная форма"; "Танцевальная музыка композиторов ХК века"; "Русская музыка"; "Композиторы зарубежных стран"; "Пьесы петербургских композиторов"; "Джазовые пьесы".
В предисловии Пересветова дает краткий экскурс из истории бытования четырехручной игры в России. Она отмечает, что цель создаваемой ею школы — систематизировать музыкальный материал и обобщить накопленный практический опыт. Произведения, представленные в цикле, выстроены по степени возрастания трудностей. Педагог волен выбирать в зависимости от способностей ребенка, идти ли ему ступенька за ступенькой или совершать скачки в выборе материала. В сборниках предусматривается равенство возможностей обоих партнеров.
Обратимся к выпуску «Первые шаги» [3], обращенному к начинающим пианистам. Выпуск этот состоит из четырех разделов: «Ритмические упражнения», «Пьесы», «Полифонические произведения», «Джазовые пьесы». Назначение каждого из названных разделов методически обосновывается составителем.
Ритмические упражнения, предложенные Пересветовой, проходят в веселой игровой форме. Они восходят к методике музыкального воспитания К. Орфа. Эти элементарные упражнения воспитывают у ребенка умение ощущать взаимодействие двух ритмических линий, сосуществующих в определенном движении. Задания постепенно усложняются. Пересветова подчеркивает, что дети должны чувствовать себя свободно, раскованно: "Можно хлопать в ладошки, топать ножками, применять все, что есть под руками — от карандаша или погремушки до инструментов орфовского оркестра». Предлагается менять детей местами.
В разделе «Пьесы» преимущественно используется материал песен разных народов. Каждый номер сопровождается кратким гармоническим анализом и вопросом, побуждающим ребенка задуматься над тем или иным моментом строения музыкальной фразы и особенностями ее интонирования. В разделе «Полифонические пьесы» наибольший интерес, на наш взгляд, представляют хоралы. Так, «Хорал» Д. Тюрка приучает детей к слуховой сосредоточенности, аккордовые созвучия, исполняемые в темпе Largo e tenero, свободно переливаются одно в другое:
Четкий дирижерский жест и умение «держать паузу» вырабатывается при исполнении ансамбля «Аллилуйя» Г. Генделя. Здесь в темпе Allegro необходима большая слаженность пианистических движений партнеров:
Чрезвычайно занимателен раздел «Джазовые пьесы». Составитель приложил немало сил для того, чтобы отобрать наиболее яркие, остроумные и вместе с тем доступные для детского восприятия образцы джазовой музыки. Каждая из пьес содержит свою «изюминку» и приносит немалую инструктивную пользу. В данном разделе составитель дает краткие пояснения по поводу специфики жанров, определяющих манеру исполнения. Так, скажем, в пьесе «Мини - Рэг» (от англ. ragged - неровный, рваный) рекомендуется обратить внимание на сочетание равномерных долей в партии аккомпанемента и свободной синкопированной мелодии в первой партии:
Al I
ГГ-,-—
ГСГ^и + 1з=== f Ан-1 л* л ! 1 i a^i - -1--
А 1 J egrо та i * ё rM —-- % *
mf szacc r i - > 1 > -i—i—f—i— \r i J i^ i 1 > 1
У 1)* f r ' 1 * " * f * *
В пьесе «Пробуем играть буги» дается следующий комментарий: «Буги (от англ. boogie-woogie - танец под быстрый блюз) - стиль исполнения блюза, где в левой руке идет быстрый повтор определенных ритмических формул, а в правой - свободный ритм» [3, с. 84]:
Попутно предлагается творческое задание изменить ритм аккомпанемента.
Пьеса П. Сигера «Блюз пустого кармана» может быть исполнена учеником первого класса (первая партия) и дошкольником (вторая партия). Самое главное - сохранить задиристый, острый характер музыки, который достигается благодаря энергии ритма и непрерывности изложения:
В пьесе «Банановый вальс» У. Шаума ведущую роль играет вторая партия. Трудность исполнения первой партии в том, что она синкопирована, что и придает звучанию грациозность:
Graz¡oso
m—í- Лу - тр - -ы- -я— —i- ^— i— <—
(ьщ- *-> Graziosís^_ -ffe] -í-J- г ■Су ¡fH^fj Г г ? г г'
■J \>& -—У чГ VA-г- г i i Г ■■Г Д- -4 - --Í-
Разумеется, в репертуаре детей необходимо сочетать разные стили, но обращение к современным ритмам неизменно вызывает живой интерес и способствует развитию чувства ансамбля в живой занимательной форме.
В заключение отметим, что ансамблевая игра имеет большое значение и в обучении игре на электронных инструментах, которые занимают все большее место в современном музыкальном быту. Так, автор пособия по обучению игре на электронных инструментах М. Черная пишет: «Активизации творческого процесса поможет и ансамблевая игра. Интерпретация произведения является плодом раздумий и творческой фантазии участников ансамбля: создание аранжировок, гармонизации. Выбор тембров и паттерна, настройка баланса голосов и подбор звуковых эффектов. Такая творческая практика развивает слуховое восприятие ребенка, учит его слушать не только себя, но и партнера, а также общее звучание музыкального полотна» [5, с. 11].
Литература
1. Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля //От урока к концерту. Вып. 1. - М., 2009. - С. 34-43.
2. Майкапар С. Музыкальное исполнительство и педагогика. -Челябинск., 2006. - 219 с.
3. Пересветова Ж. Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги. -СПб, 2008. -126 с.
4. Примерная программа к базисному учебному плану по специальности «Инструментальное исполнительство. Фортепиано». Для детских школ искусств Санкт-Петербурга. - Спб., 2009. - 98 с.
5. Черная М. Электронные музыкальные инструменты. Программа обучения для детских музыкальных школ и детских школ искусств. - СПб., 2011. -119 с.
References
1. Gotlib A. Pervye uroki fortepiannogo ansamblja //Ot uroka k koncertu. Vyp. 1. - M, 2009. - Р. 34-43.
2. Majkapar S. Muzykal'noe ispolnitel'stvo i pedagogika. - Cheljabinsk., 2006. - 219 р.
3. Peresvetova Zh. Shkola fortepiannogo ansamblja. Pervye shagi. - SPb, 2008. -126р.
4. Primernaja programma k bazisnomu uchebnomu planu po special'nosti «Instrumental'noe ispolnitel'stvo. Fortepiano». Dlja detskih shkol iskusstv Sankt-
Peterburga. - Spb, 2009. - 98 р.
5. Chernaja M. Jelektronnye muzykal'nye instrumenty. Programma obuchenija dlja detskih muzykal'nyh shkol i detskih shkol iskusstv. - SPb., 2011. - 119 р.