РОЛЬ АНКЕТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА Умарова О.Н.
Умарова Одинахон Нумановна - ассистент, кафедра терапевтической, ортопедической и детской стоматологии, Андижанский государственный медицинский институт, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье обсуждается уровень гигиенических знаний и навыков у детей 14 лет. Мы провели анкетирование всем подросткам школы № 30 города Андижана. Анкетирование 14 летних подростков позволило выявить низкий уровень гигиенических знаний и навыков. В нашем случае при изучении результатов анкетирования, несмотря на осведомленность подростков в некоторых вопросах, установлена недостаточность знаний и навыков по гигиеническому уходу за полостью рта, что необходимо учитывать при разработке программы профилактики основных стоматологических заболеваний.
Ключевые слова: хронический рецидивирующий афтозный стоматит, герпетического стоматит, антисептические средства.
Актуальность. Хронический рецидивирующий афтозный стоматит (ХРАС) — хроническое воспалительное заболевание слизистой оболочки полости рта (СОПР), встречается у 5-60% больных [1,2]. Заболевание характеризуется тяжелым и длительным течением, частыми рецидивами, резистентностью к различным методам лечения [3,5]. В настоящее время этиология и патогенез ХРАС остаются до конца не выясненными, а лечение больных представляет определенные трудности. ХРАС принято рассматривать как многофакторное заболевание, в развитии которого участвуют аутоиммунные, аллергические процессы, эндокринные нарушения, наследственные факторы [4,8]. Имеется тесная связь развития ХРАС с соматической патологией (заболеваниями ЖКТ, функциональными расстройствами центральной и вегетативной нервной системы, гипо- и авитаминозами, очагами фокальной инфекции). В последние годы особое внимание уделяется особенностям состава и взаимодействия микрофлоры полости рта при ХРАС[7,9]. Установлена прямая зависимость между длительностью течения рецидивирующего афтозного стоматита и количеством вирулентных микроорганизмов, что указывает на снижение резистентности слизистой оболочки рта[8]. Численность микробных ассоциаций на ее поверхности коррелирует также и с тяжестью течения заболевания [6,9].
Цель настоящего исследования: изучить уровень гигиенических знаний и навыков у детей 14 лет.
Материалы методы исследования. Было проведено анкетирование 71 учащегося 14 лет на базе школы №176 Нижнего Новгорода.
Результаты и обсуждения. Выявлено: чистят зубы после каждой еды 7% подростков, 2 раза в день - 54,5%, 1 раз 32,5%, нерегулярно - 6%. Научили гигиене полости рта родные - 50,5% детей, стоматолог - 10%, сами - 20%, не помнят кто научил - 19,5%. Используют мануальную щетку - 90%, электрическую - 10%, мягкую щетку - 13%, средней жесткости - 56%, жесткую - 6%, не знают какая жесткость -25%. Нить используют ежедневно - 4,5%, редко - 29,5%, не используют - 66%. Ершик используют - 4,5%, редко - 1,5%, не пользуются - 94%. Ополаскиватель применяют часто - 15,5%, редко - 36,5%, не используют - 48%. Пенку применяют часто - 3%, редко - 10%, не используют - 87%. Жесткую пищу едят постоянно -60,5%, редко- 38%, не употребляют - 1,5%. Про нарушения прикуса у себя знают -21%, нет нарушений - 48%, не знают - 31%. Вредных привычек нет - у 59%, есть - у 41%, из них грызут ногти - 21%, ручки - 20%. Не наблюдались у ортодонта 81,5%,
сейчас на лечении - 10%, прошли его - 8,5%. Регулярно посещают стоматолога -29,5%, редко - 28%, при острой боли - 42%.
О профессиональной гигиене знают - 48%, не знают - 52%. Проводят ее 1 раз в год - 25%, 2 раза - 3%, давно проводили - 20%, не проводили - 52%. Про необходимость ухода за полостью рта знают 52%, не думают об этом - 42%, не знают
- 6%. Анкета заставила задуматься об уходе за полостью рта - 78,5%, ответили «нет»
- 8,5%, «мне все равно» - 13%.
Выводы: Анкетирование 14 летних подростков позволило выявить низкий уровень гигиенических знаний и навыков, что говорит о важности регулярного стоматологического просвещения школьников.
Следует отметить, что ответы на вопросы анкеты не всегда объективны из-за естественного стремления респондента предстать в более благоприятном свете, но в целом можно получить общую картину явления и впоследствии проследить тенденцию его развития - составить представление о гигиенических привычках и их динамике [2].В нашем случае при изучении результатов анкетирования, несмотря на осведомленность подростков в некоторых вопросах, установлена недостаточность знаний и навыков по гигиеническому уходу за полостью рта, что необходимо учитывать при разработке программы профилактики основных стоматологических заболеваний.
Список литературы
1. Анисимова И.В., Недосеко В.Б., Ломиашвили Л.М. Клиника, диагностика и лечение заболеваний слизистой оболочки рта и губ: Учебное пособие. М.: Медицинская книга; 2008.
2. Банченко Г.В., Рыбаков А.И. Заболевания слизистой оболочки полости рта: Монография. М.: Медицина; 1978: 175-9.
3. Барер Г.М. Терапевтическая стоматология: Учебник. М.: ГэотарМедиа; 2005: 149-56.
4. Борк К., Бургдорф В., Хеде H. Болезни слизистой оболочки полости рта и губ. Клиника, диагностика и лечение: Атлас и руководство: Пер. с нем. М.: Медицинская литература; 2011.
5. Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология: Учебник. М.:МИА; 2007.
6. Боровский Е.В., Машкиллейсон А.Л. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ: Руководство. М.: Медицина; 1984: 137-48.
7. Данилевский Н.Ф., Леонтьев В.К., Несин А.Ф., Рахний Ж.И. Заболевания слизистой оболочки полости рта: Учебное пособие. М.: ОАО «Стоматология»; 2001: 153-6.
8. Дмитриева Л.А., Максимовский Ю.М.Терапевтическая стоматология: Национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2009.
9. Елькова Н.Л., Максимовская Л.Н. Синдромные заболевания с поражением слизистой оболочки рта и кожи: диагностика, лечение, предупреждение осложнений. Воронеж; 2006.