БОТ 10.31168/2618-8570.2020.25
Зоя Валентиновна КЛИМЕНКО
Роль албанской общины в восстановлении и развитии государственности Черногории в начале XXI в.
лбанское население Черногории весьма немногочисленно, по сравнению с соседними Сербией и в одностороннем порядке заявившим в 2008 г. о своей полной государственной независимости автономным краем Косово. Черногорские и албанские племена веками жили бок о бок, часто имели сходные бытовые особенности. Это давало иногда ошибочный повод, как отмечали югославские исследователи, считать некоторые племена родственными1. Ряд территорий, населенных албанцами, отошли к Черногории по результатам русско-турецкой 1877-1878 гг. и Балканских войн. Это уже в современную нам эпоху служило основой проектов собирания их в единое государство.
Численность албанского населения Черногории росла на протяжении всего ХХ века. Так, в 1909 г. их насчитывалось примерно 11 000 чел. По результатам первой после образования в 1918 г. Королевства сербов, хорватов и словенцев переписи населения 1921 г., в Черногории насчитали 223 091 жителя. Из них албанцев было 17 133 чел., и они составляли самое многочисленное национальное меньшинство. Наибольшее их число проживало в округах Бар и Подгорица. По другим источникам, население Черногории к 1921 г. выросло уже до 311 341 чел. На сербском языке говорили 91% жителей, на албанском — 8,5%.
Перепись 1931 г. пришлась на период нового административно-территориального деления Королевства Югославии. Территория Черногории тогда входила в состав Зетской бановины. Население той части бановины, которая соответствует современным границам нынешней Республики, насчитывало 360 044 чел., их них албанцев — 18 098 чел., или 5,03%2.
47^ ^^^^^^-ОООС^ООООООООСООООСО З.В. ККЛИМвНКО ОС<ХХ>000<Х>С>0<^^
В 1948 г. была проведена первая перепись уже социалистического периода. Она показала небольшой прирост албанского населения: 19 425 чел., или 5,2%. Наибольшее число албанцев жили в Барском срезе (более 10 000 чел.) и в окрестностях столицы — Титоградском округе (более 6500 чел.)3. Югославские демографы предполагают, что число албанцев в Республике после войны на самом деле было несколько ниже, так как некоторые турки, проживавшие в Черногории, самоидентифицировались как албанцы4.
Последующие переписи 1953, 19615, 19716, 1981 и 1991 гг. показывали поступательный рост абсолютной численности албанцев, а также их доли в населении, наряду с ростом населения социалистической Черногории в целом. Так, по данным переписи 1981 г., в Черногории проживал 37 981 албанец, что составляло 6,5% населения (по другим данным — 37 735 албанцев)7. К 1991 г., году последней общеюгославской переписи населения, албанцев было 40 880 чел., или 6,64% населения8. По другим данным, албанцев здесь насчитывалось 40 415 чел., или 6,57% населения. Самоидентификация по признаку родного языка показала, что албанский язык является таковым для 43 907 чел., или для 7,14% населения9.
Перепись, состоявшаяся в Черногории уже в период Союзной Республики Югославии в 2003 г., выявила серьезные изменения в национальной структуре населения, а именно резкое падение абсолютной численности албанцев (примерно на 25%). Их оказалось всего 31 163 чел., или 5,03% населения10. И опять родным албанский язык является для чуть большего числа людей — на нем говорят 32 603 чел.11. Отметим, что до проведения этой переписи сами албанцы утверждали, что их в Черногории проживает около 50 000 чел.12.
Перепись 2011 г., то есть после достижения Черногорией полной государственной независимости, только подтвердила эту тенденцию: в стране оказалось только 30 439 албанцев, или 4,91% населения, родным албанский язык был для 28 741 чел.13. Как с беспокойством отмечал в апреле 2015 г. тогдашний самый молодой депутат черногорской Скупщины Дритан Абазович, каждый четвертый албанец к 2015 г. уехал, в основном в страны
Западной Европы и в США. Он даже высказал опасение, что при такой интенсивной экономической миграции можно ожидать исчезновения албанского меньшинства в Черногории14.
Албанцы расселены компактно на юге страны, в общинах Ульцинь (более 70% жителей) и Бар (до 30% жителей). Эти районы прилегают к Шкодерскому озеру и к албанской границе. Город Ульцинь является также центром албанской политической жизни и местом расположения штаб-квартир албанских политических партий в Черногории.
Определенное число албанцев (около 10% населения города) проживает в столице Республики — Подгорице, также компактно. Они живут в районе Тузи, их доля составляет почти 60% (от 4748 чел.), а также в прилегающих районах. Нынешняя городская община (в границах Подгорицы) Тузи до 1957 г. имела статус и полномочия самостоятельной административно-территориальной единицы, наравне с другими районами Черногории. Албанцы Подгорицы уже много лет выступают за восстановление этого статуса.
Старейшими и самыми крупными албанскими политическими партиями являются Демократическая уния албанцев (ДУА) и Демократический союз Черногории (ДСЧ, Мехмет Барзи). ДУА долгое время возглавлял Ферхат Диноша, в 2009-2012 гг. занимавший в черногорском правительстве пост министра по вопросам прав человека и делам меньшинств, а ныне посол Черногории в Косове15. С 2009 г. партию возглавил Мехмет Зенка, после выборов 16 октября 2016 г. занявший этот же министерский пост. В 2000-2010 гг. появилось еще несколько национальных политических организаций16.
Влияние албанского фактора в Черногории росло в результате имевшихся для албанцев преференций в избирательном законодательстве. Оно предусматривало подачу меньшего количества подписей избирателей для выдвижения кандидатов. Однако изменения 2011 г. уравняли албанцев с другими национальными меньшинствами. Закон больше не предусматривал предоставления албанскому меньшинству пяти гарантированных депутатских мандатов17. Это вызвало острую дискуссию в албанской среде и стало почвой для новых обвинений властей Черногории
в дискриминации албанского населения страны, в попытке его полной ассимиляции18.
Достижение Черногорией независимости в 2006 г. в немалой степени состоялось благодаря поддержке албанских избирателей. Одной из причин стала политика М. Джукановича дистанцироваться от Белграда с его позицией по поводу Косова. Однако выход из последнего югославского объединения не означал, что отныне развитие черногорской государственности будет происходить в мирном и спокойном общественном климате, не омраченном обострениями национальных противоречий. Албанская тема постоянно присутствовала в политической повестке дня и со временем превратилась для черногорских властей в проблему. Вопрос о компенсации своей поддержки периодически поднимался албанскими политиками. Основным лейтмотивом стало требование выполнить обещания, данные накануне референдума. Речь шла об образовании отдельной административной единицы Тузи, о чем говорилось выше, изменении Закона о выборах для увеличения числа депутатов от албанских партий в черногорском парламенте и повышении албанского представительства в органах власти и управления всех уровней, а также в целом о прекращении дискриминации албанцев. И чем больше времени проходит после референдума 2006 г., тем интенсивней идет дискуссия о положении албанцев. В ней участвуют не только албанские политики и общественные деятели из Черногории, но также из Албании, соседнего Косова, балканских, европейских и американских исследовательских центров.
Примером последнего может стать совместное исследование одного из основателей Албанско-американского фонда экономиста Кафо Бога и профессора политических наук из Бирмингемского университета Стефана Вольфа, результаты которого были опубликованы в 2011 г. в издаваемой в США албанской газете «Иллирия». По их мнению, права албанцев ущемляются во многих сферах, а применительно к процессу приватизации действие соответствующего закона приостанавливается, если речь идет об участии представителей албанской общины. Как утверждают авторы исследования, албанцы в Черногории являются гражданами второго сорта19.
В 2013 г. ведущие албанские политики Черногории высказывали резкое недовольство как правящей ДПС, так и албанскими партиями, вошедшими в правящую коалицию. Власти Республики обвинялись в дискриминации албанского меньшинства, запугивании его представителей, ущемлении их имущественных и других коллективных прав20. Лидер ДСЧ М. Барзи незадолго до президентских выборов 7 апреля 2013 г. заявлял, что окончательная поддержка кандидата ДПС Ф. Вуяновича со стороны албанцев будет обусловлена не только обещанием ДПС провести референдум о судьбе района Тузи и повысить его статус до уровня общины, но и пересмотреть избирательное законодательство для увеличения числа депутатов от албанских партий в парламенте. М. Барзи утверждал, что у него имеется письменное обязательство М. Джукановича, данное еще в 1997 г., что Тузи получит статус полноправной общины21. В 2014 г. албанские политики в очередной раз предъявили требования осуществить децентрализацию власти, а также заявляли о своей поддержке вступления страны в НАТО как в организацию, которая требует от своих настоящих и будущих членов соблюдения прав мень-шинств22.
В 2014 г. профессором Тиранского университета Сабиной Османович среди албанцев Черногории было проведено социологическое исследование. Было опрошено 352 человека из всех районов проживания албанского меньшинства. Исследование показало, что спустя 8 лет после достижения Черногорией независимости 75% албанцев высказывали недовольство своим положением. 73% респондентов считали, что власть не исполнила своих обещаний, данных им в 2006 г. 82% были не согласны со способами решения экономических, национальных и управленческих вопросов в районах компактного проживания албанского меньшинства. Как заявляли участники опроса, албанцы не смогли до сих пор занять подобающее им место в государстве, которое они помогли создать. В органах государственного управления, по их словам, они занимали маргинальное положение, упал уровень инвестиций в албанских районах страны, не была завершена реституция имущества. Создание отдельного муниципалитета Тузи так и оставалось пока на уровне обещаний.
Албанцы отмечали дальнейшую централизацию власти, примером чего считали правительственное заявление о разработке генерального плана г. Ульцинь и предлагаемое решение о судьбе общественного предприятия «Морско добро»23. Последнее было преобразовано в государственное агентство по управлению прибрежной территорией в Ульцине и его окрестностях. Помимо этого, оно должно было заниматься распределением участков для их дальнейшего обустройства и ведения тех или иных видов экономической деятельности. Из всей территории, подведомственной этому агентству, 57% находилось на территории города, причем это были самые привлекательные с точки зрения экономики места вдоль моря. Как считали албанцы, агентство не учитывало нужды местного населения, а его деятельность привела к ущемлению прав жителей и колонизации24.
В том же году силами Центра американских исследований в Тиране под руководством Рамиза Лушая в столице Албании были организованы студенческие выступления против существующего положения албанцев в Черногории25. Протесты были приурочены к визиту делегации Евросоюза в Албанию.
В октябре 2015 г. во время выступления на заседании Генеральной Ассамблеи ООН президента Черногории Ф. Вуянови-ча албанские общественные организации в США (в частности, общество «Великая Малесия» со штаб-квартирой в Детройте) провели демонстрации протеста. Их лидеры заявили, что албанцы в Черногории проживают на оккупированных территориях, их права попираются, а жизни находятся под угрозой. Единственный путь для улучшения их положения — это объединиться под крылом общей «матери-Албании»26. Та же участь постигла и черногорского премьер-министра Мило Джукановича во время аналогичного выступления в Генеральной Ассамблее ООН. На сей раз его назвали военным преступником27.
Всё это давало повод предположить, что в стране готовится реализация македонского сценария путем подготовки некоего подобия Охридского соглашения. Тем самым Черногория была бы преобразована в конституционно-этническую конфедерацию, в которой албанцы имели бы в определенной степени территориально-политическую и полную культурную автономию.
Кампания по вступлению Черногории в НАТО, развернувшаяся к 2015 г., преследовала сходную цель28. Исследование, проведенное в 2014 г. Центром за демократию и права человека, показало, что 75,9% албанцев и 53,8% бошняков-мусульман (так в тексте. — З. К.) поддерживают полноправное членство Черногории в НАТО. У черногорцев и сербов, выступавших за данную перспективу для Республики, данные были 39,8% и 9,3% соответственно29. Тем самым албанский вопрос становился эффективным средством воздействия на черногорское руководство со стороны внешних факторов балканской политики.
В начале 2015 г. были обнародованы результаты правительственного исследования, показавшего, что доля албанцев в государственных структурах высшего уровня составляет всего 1,3%. Это оказалось почти в четыре раза меньше их доли собственно в структуре населения и почти в два раза меньше, чем их было четырьмя годами ранее30. В 2016 г. некоммерческая организация «Гражданский альянс» объявила результаты опроса, который показал негативную тенденцию в области занятости представителей национальных меньшинств Черногории в органах власти на республиканском и региональном уровнях, причем со ссылкой на министерство по вопросам прав человека и делам национальных меньшинств. Албанцев оказалось только 1,32% (90 чел.) от общего числа опрошенных управленцев. На высшем правительственном уровне этнических албанцев было только два человека из более чем 100 управленцев. В итоге был сделан вывод о высокой степени дискриминации представителей этнических меньшинств в Черногории, что вызывало их растущее недоверие к государственным институциям и увеличивало этническую дистанцию31.
Растущая внутриполитическая напряженность в Черногории приводила к оттоку иностранных туристов (а 80% черногорской экономики зависит от иностранного туризма), к массовой продаже купленной гражданами России в более спокойные годы недвижимости, которая при этом, естественно дешевеет, и к массовой же покупке этой недвижимости албанцами, причем не всегда черногорскими. А это, в свою очередь, способствует дальнейшему росту значения албанского фактора32.
На ситуацию в Черногории большое влияние оказывают соседнее Косово и собственно Албания. Лидер косовского оппозиционного движения «Самоопределение» Альбин Курти еще в 2009 г. говорил о дискриминации албанцев в Республике. Набор обвинений был стандартным: недостаточное представительство албанского меньшинства в органах государственного управления вплоть до того, что главный прокурор г. Ульцинь не является этническим албанцем, ущемление албанского языка и культуры, требования для албанских первоклассников обучения родному языку по учебникам из Тираны и предоставления району Тузи полномочий самостоятельной общины, расширения местного самоуправления для Ульциня. Сюда же добавились и обвинения в территориальных претензиях к Косову, часть территории которого в муниципалитете Печ, как считают косовские оппозиционеры, отошла Черногории33. В 2013 г. речь шла даже о возможности участия этого движения в политической жизни Черногории с тем, чтобы все албанские партии выработали общую политическую позицию для совместных выступлений на выборах34.
В январе 2015 г. тогда заместитель премьер-министра Косова и одновременно министр иностранных дел Косова Хашим Тачи обещал представителям администрации общины Ульцинь и главам албанских политических партий содействие в их желании ввести на территории общины обучение по букварю, принятому в Албании и в Косове. Он подчеркнул, что это уже сделано в Пре-шевской долине (Сербия). Также была обещана помощь в организации обучения албанских студентов из Черногории на факультетах университета в Косове35. Заметим попутно, что еще в марте 2015 г. состоялось совместное заседание правительств Албании и Косова, в результате чего было подписано 11 соглашений в разных областях. Одно из них касалось совместной организации преподавания албанского языка для албанцев, живущих вне границ Албании и Косова36.
Албанский президент Буяр Нишани в феврале 2016 г. в г. Драч встречался с лидерами черногорских албанских партий и Национального совета албанцев. На этой встрече обсуждались вопросы, волнующие албанскую общину в Черногории, говорилось о необходимости выработки общей позиции о положении албан-
цев в стране. Особенно это было актуально в свете предстоявших в октябре 2016 г. парламентских выборов37.
Одним из трудноразрешимых вопросов в черногорско-косовских отношениях стала демаркация совместной границы. Проблема возникла сразу после агрессии НАТО в 1999 г., когда размещенные в данном районе подразделения СДК («Силы для Косово») разрушили дорогу через перевал Чакор, а пограничный столб перенесли на 850 м на черногорскую территорию38. Это стало причиной того, что черногорские власти не вводили в эксплуатацию дорогу в направлении г. Печ, в обустройство которой были вложены большие средства. Напряженность в этом районе росла с 2009 г., когда участились протесты албанцев из прилегающих к границе районов Косова, утверждавших, что Черногория узурпировала их имущество.
9 октября 2008 г. Черногория признала одностороннее провозглашение независимости края. Многие считали, что это было началом «благодарности» М. Джукановича албанским избирателям за поддержку его сепаратистской, по отношению к союзу Сербии и Черногории, позиции на референдуме 2006 г.
0 государственной независимости. Признание Косова было расценено в соседней Сербии как самый большой удар со стороны братской Черногории. В 2015 г. в Вене представители Черногории и Косова подписали соглашение о демаркации совместной границы. Работа в этом направлении шла с 2011 г., но в итоге представители сторон пришли к единому мнению. Черногорская Скупщина летом 2016 г. ратифицировала договор о границе,
1 сентября 2016 г. подобная процедура должна была состояться и в косовском парламенте. Однако под давлением демонстрантов, собравшихся перед зданием законодательного органа края, и при отсутствии в зале заседаний депутатов-сербов, которые отказались участвовать в обсуждении этого соглашения из соображений безопасности, вопрос о демаркации границы с Черногорией был снят с повестки дня39. Ещё полтора года косовский парламент не ратифицировал соглашение о границе из-за протестов крупнейшей оппозиционной партии Косова «Самоопределение». Европейский союз обусловил либерализацию визового режима для граждан Косова необходимостью, наконец, ратифицировать
соглашение о границе40. В итоге соглашение было ратифицировано только 21 марта 2018 г., несмотря на очередную попытку сорвать процесс депутатами от «Самоопределения».
Для албанских оппозиционных партий и групп этот договор оказался неприемлемым, поскольку по нему около 8000 га территории у подножия горы Чакор закрепляются за Черногорией. Радикально настроенные косовские албанцы считают эту землю своей, поскольку, как они утверждают, там находятся их леса, угодья и жилая недвижимость. Черногорская сторона, напротив, указывает на то, что данные об этой собственности зафиксированы в черногорских кадастровых книгах41.
Принадлежность данного района той или иной стороне имеет еще и стратегическое значение. Это один из двух удобных пунктов пересечения границы между Черногорией и Косово и самый короткий путь между материковой Сербией и черногорским побережьем Адриатики. И то, кому он будет принадлежать, очень важно для грядущей расстановки сил в регионе, а также для черногорско-албанских, сербо-албанских и сербо-черногорских отношений.
Одним из истоков разногласий вокруг пограничного вопроса стало то, что Черногория апеллирует к границам между субъектами югославской федерации, закрепленным в конституции СФРЮ 1974 г., а албанцы требуют вернуться к границам, которые существовали между Черногорией и Османской империей до 1912 г., то есть до Первой Балканской войны, после которой территория Черногорского королевства значительно расширилась42. В современных условиях возобладала позиция Черногории, что и вызвало всплеск протестов в Косове. Высказывалось также мнение, что этот участок земли принадлежит Республике Сербии43.
Приведем здесь мнение председателя комитета по вопросам контроля за службами безопасности сербского парламента Мо-мира Стояновича, директора Службы военной разведки и контрразведки Сербии (Воjно-безбедносна агенцща) в 1993-1999 гг. Он рассматривал проблему с ратификацией черногорско-косовского договора в контексте требований по созданию велико-албанского государства. По его мнению, проблема заключается в необходимости интернационализации албанского вопроса
в Черногории. В некоторых общинах Черногории, и до того преимущественно с албанским населением, растет рождаемость среди албанцев, увеличивается приток их единоплеменников из Косова и Албании, а строительство и покупка албанцами жилья происходят в Черногории в течение многих лет.
Он предполагал, что Черногория в скором времени столкнется с применением к ней методологии так называемой «специальной войны». Она заключается в вызывании кризиса в той или иной стране с последующим управлением им и разрешении таким образом, чтобы в любой момент можно было бы оживить тлеющий конфликт для достижения ожидаемых результатов заинтересованной третьей стороной. И вопрос о демаркации черногорско-косовской границы является только предлогом для эскалации албанской проблемы. Целью данной стратегии является создание условий для предъявления властям страны требования предоставить территориям с албанским населением какой-то широкой автономии. Как подчеркивал М. Стоянович, власть Мило Джукановича последние 15 лет сохранялась благодаря поддержке боснийских и албанских партий, поэтому страна может столкнуться с большими проблемами, когда речь будет идти о положении албанского меньшинства в Черногории и когда придет время реально выполнять данные когда-то ему обещания44.
Первые признаки реализации этого сценария проявились в заявлении так называемой Албанской Национальной Армии (АНА). Ее представители пригрозили начать албанско-черногорскую войну, если намеченная в косовском парламенте на 1 сентября 2016 г. ратификация черногорско-косовского Соглашения о разграничении состоится45. Это вооруженное формирование является частью реформированной Освободительной Армии Косова, которая воевала в конце 1990-х годов против подразделений югославской армии и сербских и югославских сил правопорядка.
27 октября 2014 г. в черногорской газете «День» появилось интервью Кочо Даная, албанского историка, директора Центра политического и социального прогнозирования в Тиране и основателя движения «За истинную (Великую) Албанию»46 (создано в 2012 г.). Этот материал вызвал большой резонанс в сербских и черногорских СМИ. В нем К. Данай с помощью карты изложил
свое видение границ природной (этнической) Албании, охватывающей половину Черногории, юг Сербии, всё Косово, половину Македонии и некоторые области на северо-западе Греции (так называемую Чамерию). Он утверждал, что представляет не какую-то маргинальную партию, как считают черногорские власти, а национальное движение албанцев, желающих жить вместе в своем собственном доме, и подчеркивал, что конституция Албании признает законное право албанцев на Балканах объединиться в единое государство47.
Прощупыванием почвы в плане гипотетического создания некоего подобия территориальной автономии в Черногории можно считать выдвинутое в июне 2016 г. албанскими депутатами местного парламента предложение по изменению Закона о территориальном устройстве страны. Оно предусматривало образование новой общины под названием Малесия-Тузи. Кстати, один из видных албанских политиков Черногории Ник Джело-шай в декабре 2016 г. прогнозировал, что это будет реализовано уже к сентябрю 2017 г.48.
Ульцинь с его албанским большинством населения требует расширения своей самостоятельности в рамках местного самоуправления. Предлагаемые изменения своим следствием будут иметь пересмотр черногорской конституции, по образцу македонских событий 2001 г. По мнению аналитиков, это откроет прямой и законный путь для объединения на региональном уровне общин, где большинство населения составляют албанцы, и может превратиться в подготовку к созданию национально-территориальной автономии49.
Одним из показателей существующего стремления разыграть в Черногории албанскую карту и заручиться поддержкой албанских избирателей можно считать данное властями в августе 2016 г. разрешение на приезд в Черногорию лидеру экстремистского Движения за объединение албанцев Тахиру Велию для презентации среди соотечественников своей книги о Великой Албании. Это вызвало резкую отрицательную реакцию черногорской оппо-зиции50. На Джукановича возложили ответственность за возможные будущие претензии черногорских албанцев на территориальную автономию. Его также стали обвинять в попытке заручиться
голосами албанских избирателей перед грядущими парламентскими выборами. Одним из обвинений стали прогнозируемые махинации со списком избирателей. Так, председатель черногорского Движения за перемены и член президиума крупнейшей оппозиционной коалиции на выборах 2016 г. «Демократический фронт», а ныне депутат черногорской скупщины Небойша Ме-доевич считал приезд Т. Велия накануне выборов и разрешение властей на его выступление перед соотечественниками в Тузи отнюдь не случайными. По его словам, США контролируют всех более или менее видных албанских политиков в регионе. Они имеют ресурсы для вызова кризиса в Черногории через выведение на первый план политической повестки дня албанского вопроса. Начнется ли еще один пожар на Балканах, зависело от исхода намеченных на 16 октября 2016 г. выборов51.
Парламентские выборы в Черногории 16 октября 2016 г. оказались в прямом смысле слова судьбоносными для страны. Они в итоге кардинально изменили ее внешнеполитический статус: менее чем через год Черногория стала полноправным членом НАТО. Роль албанской общины и ее политических представителей в этом процессе оказалась рещающей. Оценка этого события в очередной раз расколола черногорское общество. Одни видели в этом большой успех внешней политики, великий шаг на пути поступательной евро-атлантической интеграции, другие считали вступление страны в организацию, которая в 1999 г. сбрасывала бомбы на Черногорию, находившуюся тогда в составе Союзной Республики Югославии, предательством собственного народа.
Мы не будем анализировать весь ход предвыборного марафона и результаты выборов в целом и даже подробно останавливаться на участии в них албанских партий и коалиций. Эти темы заслуживают отдельных исследований. Остановимся лишь на их результатах (и особенно на достижениях собственно албанских политических сил) и только в той мере, в какой это требуется для определения роли албанского фактора.
Правящая Демократическая партия социалистов (ДПС) выступала на выборах самостоятельно. В случае успеха М. Джу-канович пообещал в течение нескольких ближайших месяцев ратифицировать пригласительные документы НАТО для Черно-
гории и принять положительное решение о членстве страны в этой военной организации. Также ставилась задача интенсифицировать переговоры с ЕС и до конца срока нынешних мандатов завершить их52.
После выборов стало ясно, что будущее правительство страны будет коалиционным. Вопрос был только в составе этих возможных коалиций. Хотя социалисты М. Джукановича и завоевали в парламенте 36 мандатов, этого всё равно не хватило для единоличного формирования правительства. Для сохранения власти им нужно было блокироваться с социал-демократами Черногории (2 мандата) и партиями национальных меньшинств (боснийская, албанская и хорватская партии завоевали вместе 4 мандата). Вместе это давало 42 мандата, то есть необходимое большинство для формирования правительства (всего в черногорский парламент избирается 81 депутат).
От албанской общины в выборах участвовали три коалиции: «Только с одной целью», «Албанцы решительно», куда вошли крупнейшие политические партии, и «Демократический союз албанцев». Наибольшего успеха добилась коалиция «Албанцы решительно» — она получила 0,9% голосов и 1 мандат (депутатом стал Генци Ниманбегу от «Форцы»).
Еще в период предвыборной борьбы лидеры данной коалиции обратились с призывом к официальным лицам Албании и Косова помочь сформировать единый список кандидатов для участия в избирательной кампании.
К слову заметим, что разобщенность албанских политических сил в Черногории является для них давней проблемой. Еще в период избирательной кампании 2012 г. вставал вопрос о выступлении единой коалицией, однако в итоге было решено идти на выборы тремя колоннами. Причиной послужило несогласие лидеров албанских партий по поводу того, чья фамилия будет возглавлять коалиционный список кандидатов. Причем предложение о едином албанском выступлении на выборах 2012 г. исходило опять от А. Курти, т.е. от лидера зарубежной партии (!).
Та же ситуация повторилась и в ходе подготовки к парламентским выборам 2016 г., за много месяцев до их непосредственного проведения53. Г. Ниманбегу называл албанцев Черногории «кон-
структивным меньшинством», внесшим ключевой вклад в процесс достижения Республикой государственной независимости, но не обладающим достаточным политическим искусством для совместного отстаивания общих интересов54. Албанская общественность за рубежами Черногории потребовала от местных политиков объединиться и перед принятием важных политических решений советоваться со своими коллегами из Албании и Косова55. Попытки интернационализировать албанский вопрос продолжились еще одним заявлением Г. Ниманбегу. В интервью газете «Вести» он предупредил, что его коалиция войдет в новое правительство Черногории только в том случае, если международное сообщество будет посредником в этом процессе56.
В итоге новое коалиционное правительство, утвержденное Скупщиной (парламентом) Черногории 28 ноября 2016 г., составила по-прежнему правящая ДПС и партии меньшинств. Пост министра по вопросам прав человека и делам национальных меньшинств получил лидер ДУА М. Зенка. Его предшественник Ф. Диноша стал первым послом Черногории в Косове после признания его суверенным государством. Г. Ниманбегу занял пост заместителя председателя парламента Черногории. Все эти назначения однозначно свидетельствуют об увеличении роли албанского фактора в политической жизни Черногории, несопоставимого с численностью самого албанского меньшинства, когда, несмотря на ее снижение, албанцы Черногории последовательно добиваются расширения своих территориальных и политических прав. В результате политического торга коалиция нескольких партий албанского национального меньшинства, получившая в парламенте одно(!) место, добилась ряда высших постов в стране.
Курс на вступление в НАТО, несмотря на протесты населения страны и требование решать подобные вопросы на референдуме, продолжился более интенсивно, пока 28 апреля 2017 г. единогласно 46-ю голосами депутатов от правящей коалиции и единственной присутствовавшей на заседании оппозиционной Социал-демократической партии не был принят закон о присоединении к Северо-Атлантическому пакту57. Выступая перед депутатами, премьер-министр Д.Маркович сравнил важность голосования «за» с решениями Берлинского конгресса 1878 г., закрепившими
полную государственную независимость Черногории, и с 1941 годом, когда началось восстание против фашистских захватчиков. Маркович подчеркнул, что членство в НАТО является «долговременной гарантией суверенитета и территориальной целостности страны, а НАТО и ЕС были и остаются гарантами мира и стабильности, главной основой экономического и общественного процветания», и добавил, что нахождение Черногории в НАТО является гарантией будущего вступления страны в ЕС58. 5 июня 2017 г. Черногория официально стала 29-м членом НАТО59.
То, что албанское меньшинство в Черногории будет использоваться в нужные моменты для сохранения внешнеполитического курса страны на всё более тесное вхождение в евро-атлантические структуры на предлагаемых внешними силами условиях, несомненно. Также с его помощью легко будет воздействовать на власти Республики для продолжения проводимой политики реформ по рецептам всемирных экономических организаций. Скоординированное взаимодействие албанских общин Косова, Македонии, Черногории и Албании будет использоваться как инструмент давления на власти государств бывшей Югославии. В качестве примера приведем очередное заявление президента самопровозглашенного Косова Х. Тачи по поводу принадлежности территорий с албанским населением на юге Сербии60. Имеющиеся противоречия в самой албанской среде будут под контролем внешних факторов в лице постоянно находящихся на Балканах миссий евро-атлантических структур или же посольств ведущих западных государств с тем, чтобы они не мешали необходимому для достижения общих целей межалбанскому сотрудничеству.
Примечания
1 Подробнее см.: Janetovic Z. Deca kareva, pastoread kraljeva. Nacionalne manjine u Jugoslaviji 1918-1941. god. Beograd, 2005. S. 27; Иванова Ю.В. Албанцы и их соседи. М., 2006. С. 296-297.
2 Подробнее см.: РадусиновиЬ П. Становништво Црне Горе до 1945. године. Општа истори|'ско-геофафска и демографска разматража. Београд, 1978. С. 198-201. Данные за 1909 г. рассчитаны по: РадусиновиЬ П. Указ. соч. С. 132-134. О нюансах расчетов численности населения в межвоенный период, вследствие чего их считают весьма сомнительными, см.: Konaeni rezultati popisa stanovnistva od 15. marta 1948. godine. Knj. IX. Stanovnistvo po narodnosti. Beograd, 1954. S. X, XI.
3 Ibid. S. XV, 451.
4 Ibid. S. XIII.
5 Popis stanovnistva 1953. Knjiga I. Vitalna i etnicka obelezja. Konacni rezultati za FNRJ i narodne republike. Beograd, 1959. S. LXIX, 275; Popis stanovnistva 1961. Knjiga VI. Vitalna, etnicka i migraciona obelezja. Rezultati za opstine. Beograd, 1967. S. XXIX.
6 Popis stanovnistva, domacinstava i stanova u 1971. godini. Nacionalni sastav stanovnistva SFR Jugoslavije. Podaci po naseljima i opstinama. Knjiga II. Beograd, 1994. Tab. 1.1, 1.2. S. 11, 12. Режим доступа: pod2.stat.gov.rs/ObjavljenePublikacije/G1971/ Pdf/G19714001.pdf.
7 Popis stanovnistva, domacinstava i stanova u 1981. godini. Nacionalni sastav stanovnistva po opstinama. Konacni resultati. Beograd, maj 1982. Statisticki bilten № 1295. S. 10; Nacionalni sastav stanovnistva SFR Jugoslavije. Knjiga I. Podaci po naseljima i opstinama. Beograd, bez god. Tab. 1.1, 1.2. S. 11, 12. Режим доступа: pod2.stat.gov.rs/ ObjavljenePublikacije/G1981/Pdf/G19814001.pdf.
8 Рассчитано по: Югославия в огне. Документы, факты, комментарии (1990-1992). М., 1992. С. 14.
9 Данные, хотя и приближенные к реальным, но всё-таки не вполне точные, поскольку обработка результатов переписи, проведенной в марте 1991 г., пришлась на первую половину 1990-х годов — период гражданских войн на территории бывшей СФРЮ, которые резко изменили численность и распределение населения по республикам. Режим доступа: https//sr.wikipedia.org/sr-el/Демографиjа_ Црне_Горе#/.
10 Popis stanovnistva, domacinstava i stanova u 2003. Knjiga I. Stanovnistvo: nacionalna ili etnicka pripadnost. Podaci po naseljima i opstinama. Podgorica, septembar 2004. S. 12, 16. Режим доступа: www.www.monstat.org/userfiles/popis03/popis01a.zip.
11 Попис становништва, дома^инстава и станова у 2003. Кжига 3. Становништво: вjероисповjест, материи jезик и национална или етничка припадност према старости и полу. Подаци по општинама. Подгорица, новембар 2004. С. 10. Режим доступа: www.monstat.org/userfiles/popis03/popis03.zip.
12 www.albanian.com/information/countries/montenegro/index.html.
13 Popis stanovnistva, domacinstava i stanova u 2011. Tabela CG1. Stanovnistvo prema starosti i nacionalnoj odnosno etnickoj pripadnosti. Режим доступа: www. monstat. org/userfiles/popis2011/Tabela CG1.xls; Tabela CG4. Stanovnistvo prema nacionalnoj odnosno etnickoj pripadnosti i maternjem jeziku. Режим доступа: www. monstat.org/userfiles/popis2011/Tabela CG4.xls.
14 Abazovic D. [Intervju]: Bojim se nestanka Albanaca u Crnoj Gori. Режим доступа: http://balkans.aljazeera.net/vijesti/abazovic-bojim-se-nestanka-albanaca-u-crnoj-gori.
15 Сообщение агентства Tanjug: Ferhat Dinosa prvi ambasador Crne Gore u Pristini // Blic. 24.10.2016. Режим доступа: http://www.blic.rs/ vesti/politika/ferhat-dinosa-prvi-ambasador-crne-gore-u-pristini/h27vepm.
16 Назовем некоторые из них: Коалиция «Албанская перспектива» (Васель Сини-штай), «Новая демократическая сила — ФОРЦА» (Назив Цунгу); Национальный совет албанцев (Тахир Тахири).
17 Подробнее см.: Zakon o izboru odbornika i poslanika. Clan 43. // Sluzbeni list Republike Crne Gore, broj 4/1998 od 18.2.1998 god. Режим доступа: www.sluzbenilist. me/PravniAktDetalji.asph?tag={2D9D2679-D466-4398-99CA-9B06F125EAEB}; Vije-sti. 21.02.2001. Режим доступа: www.vijesti.co.yu (Дата обращения 21.02.2001); Закон о измjенама и допунама Закона о избору одборника и посланика. Чл. 30, 33, 62 // Службени лист Црне Горе, бр. 046/11 од 16.09.2011 год. Режим доступа: http://dik.co.me/wp-content/uploads/2017/01/Zakon-o-izboru-odbornika-i-poslanika.pdf.
18 Pejovic I. Dinosa: Izborni zakon nije toliko los po Albance. Режим доступа: http:// www.vijesti.me/vijesti/dinosa-izborni-zakon-nije-toliko-los-po-albance-37659; Pejovic I., Adrovic S. Albanski politicari ne vjeruju da je Bardhi pozvao na nemire. Bardhi porucio da su "Albanci sazreli" i da ce vlast u Crnoj Gori "ako se pogleda geografija regiona, kad-tad imati adekvatan odgovor". http://www.vijesti.me/vijesti/ albanski-politicari-ne-vjeruju-da-je-bardhi-pozvao-na-nemire-37274.
19 Radulovic T. Albanci su gradani drugog reda u Crnoj Gori // Vijesti. 20.09.2011. Режим доступа: http://www.vijesti.me/vijesti/albanci-su-gradjani-drugog-reda-u-crnoj-gori-38694.
20 Camaj V. Albanci imaju strah od rezima // Dnevne novine Ulcinja na internetu. 01.10.2013. Режим доступа: http://mne.ul-info.com/camaj-albanci-imaju-strah-od-rezima/; Nimanbegu G. Albanci osjecaju elemente diskriminacij // Ibid. 06.06.2013. Режим доступа: http://mne.ul-info.com/nimanbegu-albanci-osjecaju-elemente-diskriminacije/; Celnici van parlamentarnih albanskih stranaka: diskriminacija postoji // Ibid. 06.06.2013. Режим доступа: http://mne.ul-info.com/celnici-vanparlamentarnih-albanskih-stranaka-diskriminacija-postoji/.
21 Сообщение агентства МИНА: Albanske stranke pored referenduma da traze i iz-mjene Izbornog zakona // Vijesti. 11.02.2013. Режим доступа: http://www.vijesti. me/vijesti/albanske-stranke-pored-referenduma-da-traze-i-izmjene-izbornog-zakona-113364.
22 Сообщение агентства МИНА: Albanske partije: Razmislicemo o odnosu sa DPS i na drzavnom nivou // Vijesti. 19.02.2014. Режим доступа: http://www.vijesti. me/vijesti/albanske-partije-razmislicemo-o-odnosu-sa-dps-i-na-drzavnom-nivou-180277.
23 KajosevicS. Albancima se vlast nije oduzila. Istrazivanje pokazalo da 75 odsto Alba-naca nije zadovoljno svojim polozajem u Crnoj Gori devet godina nakon referenduma // Vijesti. Б.г. Режим доступа: http://www.vijesti.me/vijesti/albancima-se-vlast-nije-oduzila-835070.
24 Abazovic D. [Intervju]. Bojim se nestanka Albanaca u Crnoj Gori // Al-Jazeera. 20.04.2015. Режим доступа: http://balkans.aljazeera.net/vijesti/abazovic-bojim-se-nestanka-albanaca-u-crnoj-gori.
25 Zugic V. Studenti iz Tirane traze bolji tretman sunarodnika u Crnoj Gori. Direktor Centra za americke studije u Tirani Ramiz Lusaj kazao je da ce datum protesta biti naknadno objavljen, navodeci da ce demonstranti protestovati ispred Delegacije EU i da ocekuje podrsku organizacija i pojedinaca iz regiona. // Vijesti. 05.09.2014. Режим доступа: http://www.vijesti.me/vijesti/studenti-iz-tirane-traze-bolji-tretman-sunarodnika-u-crnoj-gori-794643.
26 http://mondo.rs/a835440/Info/Ex-Yu/Njujork-Protest-Albanaca-za-bolji-polozaj-u-Crnoj-Gori.html.
27 Albanci okrenuli leda Milu: Ti si ratni zlocinac. Режим доступа: http://www.vesti-online.com/Vesti/Ex-YU/348357/Albanci-okrenuli-ledja-Milu-Ti-si-ratni-zlocinac.
28 Bozovic V. Amerikanci pripremaju svealbanski bunt u Crnoj Gori // Dnevne novine Ulcinja na internetu. 09.06.2015. Режим доступа: http://mne.ul-info.com/bozovic-amerikanci-pripremaju-svealbanski-bunt-u-crnoj-gori/.
29 KajosevicS. Albanske partije odgovorile premijeru: Otkad vlada Dukanovic, sve nas je manje // Vijesti. 19.02.2014. Режим доступа: http://www.vijesti.me/vijesti/albanske-partije-odgovorile-premijeru-otkad-vlada-djukanovic-sve-nas-je-manje-180293; Istrazivanje CEDEM-a: Albanci najvise za NATO // Dnevne novine Ulcinja na internetu 07.10.2014. Режим доступа: http://mne.ul-info.com/istrazivanje-cedem-a-albanci-najvise-za-nato/.
30 Vlada: Albanaca tek 1,3 odsto u drzavnoj upravi // Dnevne novine Ulcinja na internetu. 30.01.2015. Режим доступа: http://mne.ul-info.com/vlada-albanaca-tek-13-odsto-u-drzavnoj-upravi/.
31 Gradanska alijansa: Albanci i druge manjine diskriminisani // Dnevne novine Ulcinja na internetu. 04.02.2016. Режим доступа: http://mne.ul-info.com/ga-albanci-i-druge-manjine-diskriminisani/.
32 Самодуров В. ^HTepBjy] // Sputnjik. Срби'а. 26.05.2016. Режим доступа: https:// rs.sputniknews.com/intervju/20160526/1105973490/10-godina-nezavisnosti-crna-gora-izdala-partnere-i-Slovene.html.
33 Сообщение агентства Танюг: Kurti: Albanci u Crnoj Gori su diskriminisani // Blic. 20.09.2009. Режим доступа: http://www.blic.rs/vesti/politika/kurti-albanci-u-crnoj-gori-su-diskriminisani/34h0g4z.
34 Iako ima ovdasnje korijene: Kurti (ni)je dobrodosao // Dnevne novine Ulcinja na internetu. 08.06.2013. Режим доступа: http://mne.ul-info.com/iako-ima-ovdasnje-korijene-kurti-nije-dobrodosao.
http://www.blic.rs/vesti/politika/kurti-albanci-u-crnoj-gori-su-diskriminisani/34h0g4z.
35 Taci ce ih podrzati. Celnici ulcinjske opstine zele uvodenje bukvara na albanskom jeziku? // Viesti. 17.01.2015. Режим доступа: http://www.vijesti.me/vijesti/celnici-ulcinjske-opstine-zele-uvodenje-bukvara-na-albanskom-jeziku-814817.
36 Rama: Albanci ujedinjeni preko Evropske unije // Sputnjik. Србиа 23.03.2015. Режим доступа: https://rs.sputniknews.com/vesti/ 20150323/832128.html.
37 U Dracu: Sastanak predsjednika Albanije i predstavnika albanaca // Dnevne novine Ulcinja na internetu. 02.02.2016. Режим доступа: http://mne.ul-info.com/u-dracu-sastanak-predsjednika-albanije-i-predstavnika-albanaca.
38 JoKCUMoeuh Н. 31.08.2016: Поглед са Чакора на Велику Албаниу // Sputnjik. Srbija. 31.08.2016. Режим доступа: https://rs.sputniknews.com/analize/20160831/ 1107951027/crna-gora-kosovo-razgranicenje.html.
39 Ъурчин М. Црна Гора и Косово се боре за парче Срби'е // Sputnjik. Srbija. 01.09.2016. Режим доступа: https://rs.sputniknews.com/politika/20160901/ 1107978175/Crna-Gora-i-Kosovo-se-bore-za-parce-Srbije1.html.
40 Susret crnogorskog i kosovskog premijera u Albaniji, ne zna se zasto // Vijesti. Б.г. Режим доступа: https://www.vijesti-online.com/Vesti/Ex-YU/619419/ Susret-crnogorskog-i-kosovskog-premijera-u-Albaniji-ne-zna-se-zasto; Сообщение агентства Бета. EU: Demarkacija granice Kosova s Crnom Gorom uslov za viznu liberalizaciju // Vijesti. 22.10.2016. Режим доступа: http://www.vijesti. me/vijesti/eu-demarkacija-granice-kosova-s-crnom-gorom-uslov-za-viznu-liberalizaciju-908531.
41 ]оксимовиЬ Н. Указ. соч.
42 Там же.
43 Ъурчин М. Указ. соч.
44 Там же.
45 Там же; Сообщение агентства СРНА 26.08.2016: «Albanska narodna armija» preti ratom Crnoj Gori. Режим доступа: www.blic.rs/vesti/politika/albanska-narodna-armija-preti-ratom-crnoj-gori/fw20jrn.
46 Движение в оригинале называется «Shqipëria natyrale», в переводе на сербский язык — «Za prirodnu Albaniju». Подробнее см.: www.shqiperianatyrale.com.
47 Danaj K. [Intervju] // Dan.27.10.2014. (Перепечатано газетой «Вести»). Режим доступа: http://www.vesti-online.com/Vesti/Ex-YU/444150/Albanci-u-Crnoj-Gori-zele-Prirodnu-Albaniju. О развитии великоалбанской идеологии см. также: Бо-розан Ъ. Велика Албанка: пори'екло — идеjе — пракса. Београд, 1995.
48 Raicevic D. «Imamo jake potencijale». Deljosaj: Tuzi ce biti medu bogatijim opstinama, valorizacija Solane bez hotela i apartmana // Vijesti. 26.11.2016. Режим доступа: http://www.vijesti.me/tv/deljosaj-tuzi-ce-biti-medu-bogatijim-opstinama-valorizacija-solane-bez-hotela-i-apartmana-913604.
49 РистиЬ Б. Увод у албанску аутономиу у Црноj Гори // Спутник. Србиjа. 05.08.2016. Режим доступа: https://rs.sputniknews.com/komentari/20160805/ 1107654203/crna-gora-autonomija-albanci-kosovo-kurti-ulcinj-umk.html.
50 РистиЬ Б. "Ъуканови^ подржава идеjу „Велике Албани'е" // Спутник. Срби'а. 21.08.2016. Режим доступа: https://rs.sputniknews.com/regioni/20160821/ 1107833290/crna-gora-albanci-velika-albanija-milo-djukanovic.html.
51 Medojevic N. Dolazak Veliua u Tuzi pred izbore nije slucajno // Café del Montenegro. 21. 08. 2016. Режим доступа: https://www.cdm.me/politika/medojevic-dolazak-veliua-u-tuzi-pred-izbore-nije-slucajno.
52 Сообщения агентства МИНА и газеты «Вести онлайн»: Dukanovic: Sa SD i manji-nama mozemo formirati vlast. Режим доступа: http://www.vijesti.me/izbori2016/ dukanovic-sa-sd-i-manjinama-mozemo-formirati-vlast-907768.
53 KajosevicS. Albanske partije se takmice ko ce biti blize DPS-u // Vijesti. 06.12.2015. Режим доступа: http://www.vijesti.me/vijesti/albanske-partije-se-takmice-ko-ce-biti-blize-dps-u-864132.
54 Nimanbegu G. [Intervju] // Dan. 19.09.2016. Режим доступа: www.dan.co.me/ index.phtml?nivo=3&rubrika= Politika&clanak=565047&najdatum=2016-09-20&na slov=ZaustavicemodiskriminacijuAlbanaca.
55 Kajosevic S. Albanska dijaspora trazi jedinstvenu listu za sljedece izbore // Vijesti. 30.11.2015. Режим доступа: http://www.vijesti.me/vijesti/albanska-dijaspora-trazi-jedinstvenu-listu-za-sljedece-izbore-862978.
56 Ниманбегу Г. [Интервjу]: Коалици'а „Албанци одлучно" у нову владу само ако ме^ународна заjедница буде посредник // Принцип. 09.10.2016. Режим доступа: http://www.princip.me/tvrde-pazar-koalicija-albanci-odlucno-u-novu-vladu-samo-ako-medjunarodna-zajednica-bude-posrednik/09/10/2016/.
57 MiliC P. Crna Gora izglasala ulazak u NATO // Glas Amerike. 28 april, 2017. Режим доступа: https://www.glasamerike.net/a/skupstina-cg-raspravlja-o-clanstvu-u-nato/3829637.html.
58 Ibidem.
59 Razvoj odnosa Crne Gore i NATO — kljucni datumi. Hronologija odnosa Qna Gora — NATO. Od Partnerstva za mir do clanstva u Alijansi. Режим доступа: http://www. mvp.gov.me/rubrike/nato/Razvoj-odnosa-Crne-Gore-i-NATO-kljucni-datumi.
60 Тачи обелоданио сво}е «решеже»: Косово добиа Прешево, Буjановац и Мед-ве^у, а не даjе — ништа! // Спутник. Срби]а. 05.06.2020. Режим доступа: https://rs.sputniknews.com/politika/202006051122718134-taci-obelodanio-svoje-resenje-kosovo-dobija-presevo-bujanovac-i-medvedju-a-ne-daje-nista/.