Научная статья на тему 'Роль албанской общины в восстановлении и развитии государственности Черногории в начале XXI в.'

Роль албанской общины в восстановлении и развитии государственности Черногории в начале XXI в. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Албанцы / Черногория / национальные отношения / политические партии / Albanians / Montenegro / national relations / political parties

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зоя Валентиновна Клименко

Исследование посвящено албанскому меньшинству в Черногории и его политическим организациям. Анализируются вклад албанских избирателей в процесс обретения Черногорией в 2006 г. государственной независимости после распада СФРЮ, роль албанских представителей в определении внешнеполитического курса страны. Также оценивается влияние соседних Албании и Косова на развитие межнациональных отношений в Черногории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the Albanian community in the restoration and development of the statehood of Montenegro at the beginning of the 21st century

The research is devoted to the Albanian community in Montenegro and its political organisations. Though small in size (and gradually deteriorizing) the Albanian community in Montenegro exercises large and maybe even major influence on the contemporary history of Montenegro. Its role became especially remarkable in the period when Montenegro obtained its full state sovereignty in 2006, as well as in the years that followed. The author explores positions of prominent Albanians politicians, mutual relations of the largest national political parties. Special attention is paid to the problem of the influence of neighbouring Albania and Kosovo on the development of inter-ethnic relations in Montenegro. Moreover it is stressed that under the influence of Albanian politicians Montenegro, became a member of NATO in 2017.

Текст научной работы на тему «Роль албанской общины в восстановлении и развитии государственности Черногории в начале XXI в.»

БОТ 10.31168/2618-8570.2020.25

Зоя Валентиновна КЛИМЕНКО

Роль албанской общины в восстановлении и развитии государственности Черногории в начале XXI в.

лбанское население Черногории весьма немногочисленно, по сравнению с соседними Сербией и в одностороннем порядке заявившим в 2008 г. о своей полной государственной независимости автономным краем Косово. Черногорские и албанские племена веками жили бок о бок, часто имели сходные бытовые особенности. Это давало иногда ошибочный повод, как отмечали югославские исследователи, считать некоторые племена родственными1. Ряд территорий, населенных албанцами, отошли к Черногории по результатам русско-турецкой 1877-1878 гг. и Балканских войн. Это уже в современную нам эпоху служило основой проектов собирания их в единое государство.

Численность албанского населения Черногории росла на протяжении всего ХХ века. Так, в 1909 г. их насчитывалось примерно 11 000 чел. По результатам первой после образования в 1918 г. Королевства сербов, хорватов и словенцев переписи населения 1921 г., в Черногории насчитали 223 091 жителя. Из них албанцев было 17 133 чел., и они составляли самое многочисленное национальное меньшинство. Наибольшее их число проживало в округах Бар и Подгорица. По другим источникам, население Черногории к 1921 г. выросло уже до 311 341 чел. На сербском языке говорили 91% жителей, на албанском — 8,5%.

Перепись 1931 г. пришлась на период нового административно-территориального деления Королевства Югославии. Территория Черногории тогда входила в состав Зетской бановины. Население той части бановины, которая соответствует современным границам нынешней Республики, насчитывало 360 044 чел., их них албанцев — 18 098 чел., или 5,03%2.

47^ ^^^^^^-ОООС^ООООООООСООООСО З.В. ККЛИМвНКО ОС<ХХ>000<Х>С>0<^^

В 1948 г. была проведена первая перепись уже социалистического периода. Она показала небольшой прирост албанского населения: 19 425 чел., или 5,2%. Наибольшее число албанцев жили в Барском срезе (более 10 000 чел.) и в окрестностях столицы — Титоградском округе (более 6500 чел.)3. Югославские демографы предполагают, что число албанцев в Республике после войны на самом деле было несколько ниже, так как некоторые турки, проживавшие в Черногории, самоидентифицировались как албанцы4.

Последующие переписи 1953, 19615, 19716, 1981 и 1991 гг. показывали поступательный рост абсолютной численности албанцев, а также их доли в населении, наряду с ростом населения социалистической Черногории в целом. Так, по данным переписи 1981 г., в Черногории проживал 37 981 албанец, что составляло 6,5% населения (по другим данным — 37 735 албанцев)7. К 1991 г., году последней общеюгославской переписи населения, албанцев было 40 880 чел., или 6,64% населения8. По другим данным, албанцев здесь насчитывалось 40 415 чел., или 6,57% населения. Самоидентификация по признаку родного языка показала, что албанский язык является таковым для 43 907 чел., или для 7,14% населения9.

Перепись, состоявшаяся в Черногории уже в период Союзной Республики Югославии в 2003 г., выявила серьезные изменения в национальной структуре населения, а именно резкое падение абсолютной численности албанцев (примерно на 25%). Их оказалось всего 31 163 чел., или 5,03% населения10. И опять родным албанский язык является для чуть большего числа людей — на нем говорят 32 603 чел.11. Отметим, что до проведения этой переписи сами албанцы утверждали, что их в Черногории проживает около 50 000 чел.12.

Перепись 2011 г., то есть после достижения Черногорией полной государственной независимости, только подтвердила эту тенденцию: в стране оказалось только 30 439 албанцев, или 4,91% населения, родным албанский язык был для 28 741 чел.13. Как с беспокойством отмечал в апреле 2015 г. тогдашний самый молодой депутат черногорской Скупщины Дритан Абазович, каждый четвертый албанец к 2015 г. уехал, в основном в страны

Западной Европы и в США. Он даже высказал опасение, что при такой интенсивной экономической миграции можно ожидать исчезновения албанского меньшинства в Черногории14.

Албанцы расселены компактно на юге страны, в общинах Ульцинь (более 70% жителей) и Бар (до 30% жителей). Эти районы прилегают к Шкодерскому озеру и к албанской границе. Город Ульцинь является также центром албанской политической жизни и местом расположения штаб-квартир албанских политических партий в Черногории.

Определенное число албанцев (около 10% населения города) проживает в столице Республики — Подгорице, также компактно. Они живут в районе Тузи, их доля составляет почти 60% (от 4748 чел.), а также в прилегающих районах. Нынешняя городская община (в границах Подгорицы) Тузи до 1957 г. имела статус и полномочия самостоятельной административно-территориальной единицы, наравне с другими районами Черногории. Албанцы Подгорицы уже много лет выступают за восстановление этого статуса.

Старейшими и самыми крупными албанскими политическими партиями являются Демократическая уния албанцев (ДУА) и Демократический союз Черногории (ДСЧ, Мехмет Барзи). ДУА долгое время возглавлял Ферхат Диноша, в 2009-2012 гг. занимавший в черногорском правительстве пост министра по вопросам прав человека и делам меньшинств, а ныне посол Черногории в Косове15. С 2009 г. партию возглавил Мехмет Зенка, после выборов 16 октября 2016 г. занявший этот же министерский пост. В 2000-2010 гг. появилось еще несколько национальных политических организаций16.

Влияние албанского фактора в Черногории росло в результате имевшихся для албанцев преференций в избирательном законодательстве. Оно предусматривало подачу меньшего количества подписей избирателей для выдвижения кандидатов. Однако изменения 2011 г. уравняли албанцев с другими национальными меньшинствами. Закон больше не предусматривал предоставления албанскому меньшинству пяти гарантированных депутатских мандатов17. Это вызвало острую дискуссию в албанской среде и стало почвой для новых обвинений властей Черногории

в дискриминации албанского населения страны, в попытке его полной ассимиляции18.

Достижение Черногорией независимости в 2006 г. в немалой степени состоялось благодаря поддержке албанских избирателей. Одной из причин стала политика М. Джукановича дистанцироваться от Белграда с его позицией по поводу Косова. Однако выход из последнего югославского объединения не означал, что отныне развитие черногорской государственности будет происходить в мирном и спокойном общественном климате, не омраченном обострениями национальных противоречий. Албанская тема постоянно присутствовала в политической повестке дня и со временем превратилась для черногорских властей в проблему. Вопрос о компенсации своей поддержки периодически поднимался албанскими политиками. Основным лейтмотивом стало требование выполнить обещания, данные накануне референдума. Речь шла об образовании отдельной административной единицы Тузи, о чем говорилось выше, изменении Закона о выборах для увеличения числа депутатов от албанских партий в черногорском парламенте и повышении албанского представительства в органах власти и управления всех уровней, а также в целом о прекращении дискриминации албанцев. И чем больше времени проходит после референдума 2006 г., тем интенсивней идет дискуссия о положении албанцев. В ней участвуют не только албанские политики и общественные деятели из Черногории, но также из Албании, соседнего Косова, балканских, европейских и американских исследовательских центров.

Примером последнего может стать совместное исследование одного из основателей Албанско-американского фонда экономиста Кафо Бога и профессора политических наук из Бирмингемского университета Стефана Вольфа, результаты которого были опубликованы в 2011 г. в издаваемой в США албанской газете «Иллирия». По их мнению, права албанцев ущемляются во многих сферах, а применительно к процессу приватизации действие соответствующего закона приостанавливается, если речь идет об участии представителей албанской общины. Как утверждают авторы исследования, албанцы в Черногории являются гражданами второго сорта19.

В 2013 г. ведущие албанские политики Черногории высказывали резкое недовольство как правящей ДПС, так и албанскими партиями, вошедшими в правящую коалицию. Власти Республики обвинялись в дискриминации албанского меньшинства, запугивании его представителей, ущемлении их имущественных и других коллективных прав20. Лидер ДСЧ М. Барзи незадолго до президентских выборов 7 апреля 2013 г. заявлял, что окончательная поддержка кандидата ДПС Ф. Вуяновича со стороны албанцев будет обусловлена не только обещанием ДПС провести референдум о судьбе района Тузи и повысить его статус до уровня общины, но и пересмотреть избирательное законодательство для увеличения числа депутатов от албанских партий в парламенте. М. Барзи утверждал, что у него имеется письменное обязательство М. Джукановича, данное еще в 1997 г., что Тузи получит статус полноправной общины21. В 2014 г. албанские политики в очередной раз предъявили требования осуществить децентрализацию власти, а также заявляли о своей поддержке вступления страны в НАТО как в организацию, которая требует от своих настоящих и будущих членов соблюдения прав мень-шинств22.

В 2014 г. профессором Тиранского университета Сабиной Османович среди албанцев Черногории было проведено социологическое исследование. Было опрошено 352 человека из всех районов проживания албанского меньшинства. Исследование показало, что спустя 8 лет после достижения Черногорией независимости 75% албанцев высказывали недовольство своим положением. 73% респондентов считали, что власть не исполнила своих обещаний, данных им в 2006 г. 82% были не согласны со способами решения экономических, национальных и управленческих вопросов в районах компактного проживания албанского меньшинства. Как заявляли участники опроса, албанцы не смогли до сих пор занять подобающее им место в государстве, которое они помогли создать. В органах государственного управления, по их словам, они занимали маргинальное положение, упал уровень инвестиций в албанских районах страны, не была завершена реституция имущества. Создание отдельного муниципалитета Тузи так и оставалось пока на уровне обещаний.

Албанцы отмечали дальнейшую централизацию власти, примером чего считали правительственное заявление о разработке генерального плана г. Ульцинь и предлагаемое решение о судьбе общественного предприятия «Морско добро»23. Последнее было преобразовано в государственное агентство по управлению прибрежной территорией в Ульцине и его окрестностях. Помимо этого, оно должно было заниматься распределением участков для их дальнейшего обустройства и ведения тех или иных видов экономической деятельности. Из всей территории, подведомственной этому агентству, 57% находилось на территории города, причем это были самые привлекательные с точки зрения экономики места вдоль моря. Как считали албанцы, агентство не учитывало нужды местного населения, а его деятельность привела к ущемлению прав жителей и колонизации24.

В том же году силами Центра американских исследований в Тиране под руководством Рамиза Лушая в столице Албании были организованы студенческие выступления против существующего положения албанцев в Черногории25. Протесты были приурочены к визиту делегации Евросоюза в Албанию.

В октябре 2015 г. во время выступления на заседании Генеральной Ассамблеи ООН президента Черногории Ф. Вуянови-ча албанские общественные организации в США (в частности, общество «Великая Малесия» со штаб-квартирой в Детройте) провели демонстрации протеста. Их лидеры заявили, что албанцы в Черногории проживают на оккупированных территориях, их права попираются, а жизни находятся под угрозой. Единственный путь для улучшения их положения — это объединиться под крылом общей «матери-Албании»26. Та же участь постигла и черногорского премьер-министра Мило Джукановича во время аналогичного выступления в Генеральной Ассамблее ООН. На сей раз его назвали военным преступником27.

Всё это давало повод предположить, что в стране готовится реализация македонского сценария путем подготовки некоего подобия Охридского соглашения. Тем самым Черногория была бы преобразована в конституционно-этническую конфедерацию, в которой албанцы имели бы в определенной степени территориально-политическую и полную культурную автономию.

Кампания по вступлению Черногории в НАТО, развернувшаяся к 2015 г., преследовала сходную цель28. Исследование, проведенное в 2014 г. Центром за демократию и права человека, показало, что 75,9% албанцев и 53,8% бошняков-мусульман (так в тексте. — З. К.) поддерживают полноправное членство Черногории в НАТО. У черногорцев и сербов, выступавших за данную перспективу для Республики, данные были 39,8% и 9,3% соответственно29. Тем самым албанский вопрос становился эффективным средством воздействия на черногорское руководство со стороны внешних факторов балканской политики.

В начале 2015 г. были обнародованы результаты правительственного исследования, показавшего, что доля албанцев в государственных структурах высшего уровня составляет всего 1,3%. Это оказалось почти в четыре раза меньше их доли собственно в структуре населения и почти в два раза меньше, чем их было четырьмя годами ранее30. В 2016 г. некоммерческая организация «Гражданский альянс» объявила результаты опроса, который показал негативную тенденцию в области занятости представителей национальных меньшинств Черногории в органах власти на республиканском и региональном уровнях, причем со ссылкой на министерство по вопросам прав человека и делам национальных меньшинств. Албанцев оказалось только 1,32% (90 чел.) от общего числа опрошенных управленцев. На высшем правительственном уровне этнических албанцев было только два человека из более чем 100 управленцев. В итоге был сделан вывод о высокой степени дискриминации представителей этнических меньшинств в Черногории, что вызывало их растущее недоверие к государственным институциям и увеличивало этническую дистанцию31.

Растущая внутриполитическая напряженность в Черногории приводила к оттоку иностранных туристов (а 80% черногорской экономики зависит от иностранного туризма), к массовой продаже купленной гражданами России в более спокойные годы недвижимости, которая при этом, естественно дешевеет, и к массовой же покупке этой недвижимости албанцами, причем не всегда черногорскими. А это, в свою очередь, способствует дальнейшему росту значения албанского фактора32.

На ситуацию в Черногории большое влияние оказывают соседнее Косово и собственно Албания. Лидер косовского оппозиционного движения «Самоопределение» Альбин Курти еще в 2009 г. говорил о дискриминации албанцев в Республике. Набор обвинений был стандартным: недостаточное представительство албанского меньшинства в органах государственного управления вплоть до того, что главный прокурор г. Ульцинь не является этническим албанцем, ущемление албанского языка и культуры, требования для албанских первоклассников обучения родному языку по учебникам из Тираны и предоставления району Тузи полномочий самостоятельной общины, расширения местного самоуправления для Ульциня. Сюда же добавились и обвинения в территориальных претензиях к Косову, часть территории которого в муниципалитете Печ, как считают косовские оппозиционеры, отошла Черногории33. В 2013 г. речь шла даже о возможности участия этого движения в политической жизни Черногории с тем, чтобы все албанские партии выработали общую политическую позицию для совместных выступлений на выборах34.

В январе 2015 г. тогда заместитель премьер-министра Косова и одновременно министр иностранных дел Косова Хашим Тачи обещал представителям администрации общины Ульцинь и главам албанских политических партий содействие в их желании ввести на территории общины обучение по букварю, принятому в Албании и в Косове. Он подчеркнул, что это уже сделано в Пре-шевской долине (Сербия). Также была обещана помощь в организации обучения албанских студентов из Черногории на факультетах университета в Косове35. Заметим попутно, что еще в марте 2015 г. состоялось совместное заседание правительств Албании и Косова, в результате чего было подписано 11 соглашений в разных областях. Одно из них касалось совместной организации преподавания албанского языка для албанцев, живущих вне границ Албании и Косова36.

Албанский президент Буяр Нишани в феврале 2016 г. в г. Драч встречался с лидерами черногорских албанских партий и Национального совета албанцев. На этой встрече обсуждались вопросы, волнующие албанскую общину в Черногории, говорилось о необходимости выработки общей позиции о положении албан-

цев в стране. Особенно это было актуально в свете предстоявших в октябре 2016 г. парламентских выборов37.

Одним из трудноразрешимых вопросов в черногорско-косовских отношениях стала демаркация совместной границы. Проблема возникла сразу после агрессии НАТО в 1999 г., когда размещенные в данном районе подразделения СДК («Силы для Косово») разрушили дорогу через перевал Чакор, а пограничный столб перенесли на 850 м на черногорскую территорию38. Это стало причиной того, что черногорские власти не вводили в эксплуатацию дорогу в направлении г. Печ, в обустройство которой были вложены большие средства. Напряженность в этом районе росла с 2009 г., когда участились протесты албанцев из прилегающих к границе районов Косова, утверждавших, что Черногория узурпировала их имущество.

9 октября 2008 г. Черногория признала одностороннее провозглашение независимости края. Многие считали, что это было началом «благодарности» М. Джукановича албанским избирателям за поддержку его сепаратистской, по отношению к союзу Сербии и Черногории, позиции на референдуме 2006 г.

0 государственной независимости. Признание Косова было расценено в соседней Сербии как самый большой удар со стороны братской Черногории. В 2015 г. в Вене представители Черногории и Косова подписали соглашение о демаркации совместной границы. Работа в этом направлении шла с 2011 г., но в итоге представители сторон пришли к единому мнению. Черногорская Скупщина летом 2016 г. ратифицировала договор о границе,

1 сентября 2016 г. подобная процедура должна была состояться и в косовском парламенте. Однако под давлением демонстрантов, собравшихся перед зданием законодательного органа края, и при отсутствии в зале заседаний депутатов-сербов, которые отказались участвовать в обсуждении этого соглашения из соображений безопасности, вопрос о демаркации границы с Черногорией был снят с повестки дня39. Ещё полтора года косовский парламент не ратифицировал соглашение о границе из-за протестов крупнейшей оппозиционной партии Косова «Самоопределение». Европейский союз обусловил либерализацию визового режима для граждан Косова необходимостью, наконец, ратифицировать

соглашение о границе40. В итоге соглашение было ратифицировано только 21 марта 2018 г., несмотря на очередную попытку сорвать процесс депутатами от «Самоопределения».

Для албанских оппозиционных партий и групп этот договор оказался неприемлемым, поскольку по нему около 8000 га территории у подножия горы Чакор закрепляются за Черногорией. Радикально настроенные косовские албанцы считают эту землю своей, поскольку, как они утверждают, там находятся их леса, угодья и жилая недвижимость. Черногорская сторона, напротив, указывает на то, что данные об этой собственности зафиксированы в черногорских кадастровых книгах41.

Принадлежность данного района той или иной стороне имеет еще и стратегическое значение. Это один из двух удобных пунктов пересечения границы между Черногорией и Косово и самый короткий путь между материковой Сербией и черногорским побережьем Адриатики. И то, кому он будет принадлежать, очень важно для грядущей расстановки сил в регионе, а также для черногорско-албанских, сербо-албанских и сербо-черногорских отношений.

Одним из истоков разногласий вокруг пограничного вопроса стало то, что Черногория апеллирует к границам между субъектами югославской федерации, закрепленным в конституции СФРЮ 1974 г., а албанцы требуют вернуться к границам, которые существовали между Черногорией и Османской империей до 1912 г., то есть до Первой Балканской войны, после которой территория Черногорского королевства значительно расширилась42. В современных условиях возобладала позиция Черногории, что и вызвало всплеск протестов в Косове. Высказывалось также мнение, что этот участок земли принадлежит Республике Сербии43.

Приведем здесь мнение председателя комитета по вопросам контроля за службами безопасности сербского парламента Мо-мира Стояновича, директора Службы военной разведки и контрразведки Сербии (Воjно-безбедносна агенцща) в 1993-1999 гг. Он рассматривал проблему с ратификацией черногорско-косовского договора в контексте требований по созданию велико-албанского государства. По его мнению, проблема заключается в необходимости интернационализации албанского вопроса

в Черногории. В некоторых общинах Черногории, и до того преимущественно с албанским населением, растет рождаемость среди албанцев, увеличивается приток их единоплеменников из Косова и Албании, а строительство и покупка албанцами жилья происходят в Черногории в течение многих лет.

Он предполагал, что Черногория в скором времени столкнется с применением к ней методологии так называемой «специальной войны». Она заключается в вызывании кризиса в той или иной стране с последующим управлением им и разрешении таким образом, чтобы в любой момент можно было бы оживить тлеющий конфликт для достижения ожидаемых результатов заинтересованной третьей стороной. И вопрос о демаркации черногорско-косовской границы является только предлогом для эскалации албанской проблемы. Целью данной стратегии является создание условий для предъявления властям страны требования предоставить территориям с албанским населением какой-то широкой автономии. Как подчеркивал М. Стоянович, власть Мило Джукановича последние 15 лет сохранялась благодаря поддержке боснийских и албанских партий, поэтому страна может столкнуться с большими проблемами, когда речь будет идти о положении албанского меньшинства в Черногории и когда придет время реально выполнять данные когда-то ему обещания44.

Первые признаки реализации этого сценария проявились в заявлении так называемой Албанской Национальной Армии (АНА). Ее представители пригрозили начать албанско-черногорскую войну, если намеченная в косовском парламенте на 1 сентября 2016 г. ратификация черногорско-косовского Соглашения о разграничении состоится45. Это вооруженное формирование является частью реформированной Освободительной Армии Косова, которая воевала в конце 1990-х годов против подразделений югославской армии и сербских и югославских сил правопорядка.

27 октября 2014 г. в черногорской газете «День» появилось интервью Кочо Даная, албанского историка, директора Центра политического и социального прогнозирования в Тиране и основателя движения «За истинную (Великую) Албанию»46 (создано в 2012 г.). Этот материал вызвал большой резонанс в сербских и черногорских СМИ. В нем К. Данай с помощью карты изложил

свое видение границ природной (этнической) Албании, охватывающей половину Черногории, юг Сербии, всё Косово, половину Македонии и некоторые области на северо-западе Греции (так называемую Чамерию). Он утверждал, что представляет не какую-то маргинальную партию, как считают черногорские власти, а национальное движение албанцев, желающих жить вместе в своем собственном доме, и подчеркивал, что конституция Албании признает законное право албанцев на Балканах объединиться в единое государство47.

Прощупыванием почвы в плане гипотетического создания некоего подобия территориальной автономии в Черногории можно считать выдвинутое в июне 2016 г. албанскими депутатами местного парламента предложение по изменению Закона о территориальном устройстве страны. Оно предусматривало образование новой общины под названием Малесия-Тузи. Кстати, один из видных албанских политиков Черногории Ник Джело-шай в декабре 2016 г. прогнозировал, что это будет реализовано уже к сентябрю 2017 г.48.

Ульцинь с его албанским большинством населения требует расширения своей самостоятельности в рамках местного самоуправления. Предлагаемые изменения своим следствием будут иметь пересмотр черногорской конституции, по образцу македонских событий 2001 г. По мнению аналитиков, это откроет прямой и законный путь для объединения на региональном уровне общин, где большинство населения составляют албанцы, и может превратиться в подготовку к созданию национально-территориальной автономии49.

Одним из показателей существующего стремления разыграть в Черногории албанскую карту и заручиться поддержкой албанских избирателей можно считать данное властями в августе 2016 г. разрешение на приезд в Черногорию лидеру экстремистского Движения за объединение албанцев Тахиру Велию для презентации среди соотечественников своей книги о Великой Албании. Это вызвало резкую отрицательную реакцию черногорской оппо-зиции50. На Джукановича возложили ответственность за возможные будущие претензии черногорских албанцев на территориальную автономию. Его также стали обвинять в попытке заручиться

голосами албанских избирателей перед грядущими парламентскими выборами. Одним из обвинений стали прогнозируемые махинации со списком избирателей. Так, председатель черногорского Движения за перемены и член президиума крупнейшей оппозиционной коалиции на выборах 2016 г. «Демократический фронт», а ныне депутат черногорской скупщины Небойша Ме-доевич считал приезд Т. Велия накануне выборов и разрешение властей на его выступление перед соотечественниками в Тузи отнюдь не случайными. По его словам, США контролируют всех более или менее видных албанских политиков в регионе. Они имеют ресурсы для вызова кризиса в Черногории через выведение на первый план политической повестки дня албанского вопроса. Начнется ли еще один пожар на Балканах, зависело от исхода намеченных на 16 октября 2016 г. выборов51.

Парламентские выборы в Черногории 16 октября 2016 г. оказались в прямом смысле слова судьбоносными для страны. Они в итоге кардинально изменили ее внешнеполитический статус: менее чем через год Черногория стала полноправным членом НАТО. Роль албанской общины и ее политических представителей в этом процессе оказалась рещающей. Оценка этого события в очередной раз расколола черногорское общество. Одни видели в этом большой успех внешней политики, великий шаг на пути поступательной евро-атлантической интеграции, другие считали вступление страны в организацию, которая в 1999 г. сбрасывала бомбы на Черногорию, находившуюся тогда в составе Союзной Республики Югославии, предательством собственного народа.

Мы не будем анализировать весь ход предвыборного марафона и результаты выборов в целом и даже подробно останавливаться на участии в них албанских партий и коалиций. Эти темы заслуживают отдельных исследований. Остановимся лишь на их результатах (и особенно на достижениях собственно албанских политических сил) и только в той мере, в какой это требуется для определения роли албанского фактора.

Правящая Демократическая партия социалистов (ДПС) выступала на выборах самостоятельно. В случае успеха М. Джу-канович пообещал в течение нескольких ближайших месяцев ратифицировать пригласительные документы НАТО для Черно-

гории и принять положительное решение о членстве страны в этой военной организации. Также ставилась задача интенсифицировать переговоры с ЕС и до конца срока нынешних мандатов завершить их52.

После выборов стало ясно, что будущее правительство страны будет коалиционным. Вопрос был только в составе этих возможных коалиций. Хотя социалисты М. Джукановича и завоевали в парламенте 36 мандатов, этого всё равно не хватило для единоличного формирования правительства. Для сохранения власти им нужно было блокироваться с социал-демократами Черногории (2 мандата) и партиями национальных меньшинств (боснийская, албанская и хорватская партии завоевали вместе 4 мандата). Вместе это давало 42 мандата, то есть необходимое большинство для формирования правительства (всего в черногорский парламент избирается 81 депутат).

От албанской общины в выборах участвовали три коалиции: «Только с одной целью», «Албанцы решительно», куда вошли крупнейшие политические партии, и «Демократический союз албанцев». Наибольшего успеха добилась коалиция «Албанцы решительно» — она получила 0,9% голосов и 1 мандат (депутатом стал Генци Ниманбегу от «Форцы»).

Еще в период предвыборной борьбы лидеры данной коалиции обратились с призывом к официальным лицам Албании и Косова помочь сформировать единый список кандидатов для участия в избирательной кампании.

К слову заметим, что разобщенность албанских политических сил в Черногории является для них давней проблемой. Еще в период избирательной кампании 2012 г. вставал вопрос о выступлении единой коалицией, однако в итоге было решено идти на выборы тремя колоннами. Причиной послужило несогласие лидеров албанских партий по поводу того, чья фамилия будет возглавлять коалиционный список кандидатов. Причем предложение о едином албанском выступлении на выборах 2012 г. исходило опять от А. Курти, т.е. от лидера зарубежной партии (!).

Та же ситуация повторилась и в ходе подготовки к парламентским выборам 2016 г., за много месяцев до их непосредственного проведения53. Г. Ниманбегу называл албанцев Черногории «кон-

структивным меньшинством», внесшим ключевой вклад в процесс достижения Республикой государственной независимости, но не обладающим достаточным политическим искусством для совместного отстаивания общих интересов54. Албанская общественность за рубежами Черногории потребовала от местных политиков объединиться и перед принятием важных политических решений советоваться со своими коллегами из Албании и Косова55. Попытки интернационализировать албанский вопрос продолжились еще одним заявлением Г. Ниманбегу. В интервью газете «Вести» он предупредил, что его коалиция войдет в новое правительство Черногории только в том случае, если международное сообщество будет посредником в этом процессе56.

В итоге новое коалиционное правительство, утвержденное Скупщиной (парламентом) Черногории 28 ноября 2016 г., составила по-прежнему правящая ДПС и партии меньшинств. Пост министра по вопросам прав человека и делам национальных меньшинств получил лидер ДУА М. Зенка. Его предшественник Ф. Диноша стал первым послом Черногории в Косове после признания его суверенным государством. Г. Ниманбегу занял пост заместителя председателя парламента Черногории. Все эти назначения однозначно свидетельствуют об увеличении роли албанского фактора в политической жизни Черногории, несопоставимого с численностью самого албанского меньшинства, когда, несмотря на ее снижение, албанцы Черногории последовательно добиваются расширения своих территориальных и политических прав. В результате политического торга коалиция нескольких партий албанского национального меньшинства, получившая в парламенте одно(!) место, добилась ряда высших постов в стране.

Курс на вступление в НАТО, несмотря на протесты населения страны и требование решать подобные вопросы на референдуме, продолжился более интенсивно, пока 28 апреля 2017 г. единогласно 46-ю голосами депутатов от правящей коалиции и единственной присутствовавшей на заседании оппозиционной Социал-демократической партии не был принят закон о присоединении к Северо-Атлантическому пакту57. Выступая перед депутатами, премьер-министр Д.Маркович сравнил важность голосования «за» с решениями Берлинского конгресса 1878 г., закрепившими

полную государственную независимость Черногории, и с 1941 годом, когда началось восстание против фашистских захватчиков. Маркович подчеркнул, что членство в НАТО является «долговременной гарантией суверенитета и территориальной целостности страны, а НАТО и ЕС были и остаются гарантами мира и стабильности, главной основой экономического и общественного процветания», и добавил, что нахождение Черногории в НАТО является гарантией будущего вступления страны в ЕС58. 5 июня 2017 г. Черногория официально стала 29-м членом НАТО59.

То, что албанское меньшинство в Черногории будет использоваться в нужные моменты для сохранения внешнеполитического курса страны на всё более тесное вхождение в евро-атлантические структуры на предлагаемых внешними силами условиях, несомненно. Также с его помощью легко будет воздействовать на власти Республики для продолжения проводимой политики реформ по рецептам всемирных экономических организаций. Скоординированное взаимодействие албанских общин Косова, Македонии, Черногории и Албании будет использоваться как инструмент давления на власти государств бывшей Югославии. В качестве примера приведем очередное заявление президента самопровозглашенного Косова Х. Тачи по поводу принадлежности территорий с албанским населением на юге Сербии60. Имеющиеся противоречия в самой албанской среде будут под контролем внешних факторов в лице постоянно находящихся на Балканах миссий евро-атлантических структур или же посольств ведущих западных государств с тем, чтобы они не мешали необходимому для достижения общих целей межалбанскому сотрудничеству.

Примечания

1 Подробнее см.: Janetovic Z. Deca kareva, pastoread kraljeva. Nacionalne manjine u Jugoslaviji 1918-1941. god. Beograd, 2005. S. 27; Иванова Ю.В. Албанцы и их соседи. М., 2006. С. 296-297.

2 Подробнее см.: РадусиновиЬ П. Становништво Црне Горе до 1945. године. Општа истори|'ско-геофафска и демографска разматража. Београд, 1978. С. 198-201. Данные за 1909 г. рассчитаны по: РадусиновиЬ П. Указ. соч. С. 132-134. О нюансах расчетов численности населения в межвоенный период, вследствие чего их считают весьма сомнительными, см.: Konaeni rezultati popisa stanovnistva od 15. marta 1948. godine. Knj. IX. Stanovnistvo po narodnosti. Beograd, 1954. S. X, XI.

3 Ibid. S. XV, 451.

4 Ibid. S. XIII.

5 Popis stanovnistva 1953. Knjiga I. Vitalna i etnicka obelezja. Konacni rezultati za FNRJ i narodne republike. Beograd, 1959. S. LXIX, 275; Popis stanovnistva 1961. Knjiga VI. Vitalna, etnicka i migraciona obelezja. Rezultati za opstine. Beograd, 1967. S. XXIX.

6 Popis stanovnistva, domacinstava i stanova u 1971. godini. Nacionalni sastav stanovnistva SFR Jugoslavije. Podaci po naseljima i opstinama. Knjiga II. Beograd, 1994. Tab. 1.1, 1.2. S. 11, 12. Режим доступа: pod2.stat.gov.rs/ObjavljenePublikacije/G1971/ Pdf/G19714001.pdf.

7 Popis stanovnistva, domacinstava i stanova u 1981. godini. Nacionalni sastav stanovnistva po opstinama. Konacni resultati. Beograd, maj 1982. Statisticki bilten № 1295. S. 10; Nacionalni sastav stanovnistva SFR Jugoslavije. Knjiga I. Podaci po naseljima i opstinama. Beograd, bez god. Tab. 1.1, 1.2. S. 11, 12. Режим доступа: pod2.stat.gov.rs/ ObjavljenePublikacije/G1981/Pdf/G19814001.pdf.

8 Рассчитано по: Югославия в огне. Документы, факты, комментарии (1990-1992). М., 1992. С. 14.

9 Данные, хотя и приближенные к реальным, но всё-таки не вполне точные, поскольку обработка результатов переписи, проведенной в марте 1991 г., пришлась на первую половину 1990-х годов — период гражданских войн на территории бывшей СФРЮ, которые резко изменили численность и распределение населения по республикам. Режим доступа: https//sr.wikipedia.org/sr-el/Демографиjа_ Црне_Горе#/.

10 Popis stanovnistva, domacinstava i stanova u 2003. Knjiga I. Stanovnistvo: nacionalna ili etnicka pripadnost. Podaci po naseljima i opstinama. Podgorica, septembar 2004. S. 12, 16. Режим доступа: www.www.monstat.org/userfiles/popis03/popis01a.zip.

11 Попис становништва, дома^инстава и станова у 2003. Кжига 3. Становништво: вjероисповjест, материи jезик и национална или етничка припадност према старости и полу. Подаци по општинама. Подгорица, новембар 2004. С. 10. Режим доступа: www.monstat.org/userfiles/popis03/popis03.zip.

12 www.albanian.com/information/countries/montenegro/index.html.

13 Popis stanovnistva, domacinstava i stanova u 2011. Tabela CG1. Stanovnistvo prema starosti i nacionalnoj odnosno etnickoj pripadnosti. Режим доступа: www. monstat. org/userfiles/popis2011/Tabela CG1.xls; Tabela CG4. Stanovnistvo prema nacionalnoj odnosno etnickoj pripadnosti i maternjem jeziku. Режим доступа: www. monstat.org/userfiles/popis2011/Tabela CG4.xls.

14 Abazovic D. [Intervju]: Bojim se nestanka Albanaca u Crnoj Gori. Режим доступа: http://balkans.aljazeera.net/vijesti/abazovic-bojim-se-nestanka-albanaca-u-crnoj-gori.

15 Сообщение агентства Tanjug: Ferhat Dinosa prvi ambasador Crne Gore u Pristini // Blic. 24.10.2016. Режим доступа: http://www.blic.rs/ vesti/politika/ferhat-dinosa-prvi-ambasador-crne-gore-u-pristini/h27vepm.

16 Назовем некоторые из них: Коалиция «Албанская перспектива» (Васель Сини-штай), «Новая демократическая сила — ФОРЦА» (Назив Цунгу); Национальный совет албанцев (Тахир Тахири).

17 Подробнее см.: Zakon o izboru odbornika i poslanika. Clan 43. // Sluzbeni list Republike Crne Gore, broj 4/1998 od 18.2.1998 god. Режим доступа: www.sluzbenilist. me/PravniAktDetalji.asph?tag={2D9D2679-D466-4398-99CA-9B06F125EAEB}; Vije-sti. 21.02.2001. Режим доступа: www.vijesti.co.yu (Дата обращения 21.02.2001); Закон о измjенама и допунама Закона о избору одборника и посланика. Чл. 30, 33, 62 // Службени лист Црне Горе, бр. 046/11 од 16.09.2011 год. Режим доступа: http://dik.co.me/wp-content/uploads/2017/01/Zakon-o-izboru-odbornika-i-poslanika.pdf.

18 Pejovic I. Dinosa: Izborni zakon nije toliko los po Albance. Режим доступа: http:// www.vijesti.me/vijesti/dinosa-izborni-zakon-nije-toliko-los-po-albance-37659; Pejovic I., Adrovic S. Albanski politicari ne vjeruju da je Bardhi pozvao na nemire. Bardhi porucio da su "Albanci sazreli" i da ce vlast u Crnoj Gori "ako se pogleda geografija regiona, kad-tad imati adekvatan odgovor". http://www.vijesti.me/vijesti/ albanski-politicari-ne-vjeruju-da-je-bardhi-pozvao-na-nemire-37274.

19 Radulovic T. Albanci su gradani drugog reda u Crnoj Gori // Vijesti. 20.09.2011. Режим доступа: http://www.vijesti.me/vijesti/albanci-su-gradjani-drugog-reda-u-crnoj-gori-38694.

20 Camaj V. Albanci imaju strah od rezima // Dnevne novine Ulcinja na internetu. 01.10.2013. Режим доступа: http://mne.ul-info.com/camaj-albanci-imaju-strah-od-rezima/; Nimanbegu G. Albanci osjecaju elemente diskriminacij // Ibid. 06.06.2013. Режим доступа: http://mne.ul-info.com/nimanbegu-albanci-osjecaju-elemente-diskriminacije/; Celnici van parlamentarnih albanskih stranaka: diskriminacija postoji // Ibid. 06.06.2013. Режим доступа: http://mne.ul-info.com/celnici-vanparlamentarnih-albanskih-stranaka-diskriminacija-postoji/.

21 Сообщение агентства МИНА: Albanske stranke pored referenduma da traze i iz-mjene Izbornog zakona // Vijesti. 11.02.2013. Режим доступа: http://www.vijesti. me/vijesti/albanske-stranke-pored-referenduma-da-traze-i-izmjene-izbornog-zakona-113364.

22 Сообщение агентства МИНА: Albanske partije: Razmislicemo o odnosu sa DPS i na drzavnom nivou // Vijesti. 19.02.2014. Режим доступа: http://www.vijesti. me/vijesti/albanske-partije-razmislicemo-o-odnosu-sa-dps-i-na-drzavnom-nivou-180277.

23 KajosevicS. Albancima se vlast nije oduzila. Istrazivanje pokazalo da 75 odsto Alba-naca nije zadovoljno svojim polozajem u Crnoj Gori devet godina nakon referenduma // Vijesti. Б.г. Режим доступа: http://www.vijesti.me/vijesti/albancima-se-vlast-nije-oduzila-835070.

24 Abazovic D. [Intervju]. Bojim se nestanka Albanaca u Crnoj Gori // Al-Jazeera. 20.04.2015. Режим доступа: http://balkans.aljazeera.net/vijesti/abazovic-bojim-se-nestanka-albanaca-u-crnoj-gori.

25 Zugic V. Studenti iz Tirane traze bolji tretman sunarodnika u Crnoj Gori. Direktor Centra za americke studije u Tirani Ramiz Lusaj kazao je da ce datum protesta biti naknadno objavljen, navodeci da ce demonstranti protestovati ispred Delegacije EU i da ocekuje podrsku organizacija i pojedinaca iz regiona. // Vijesti. 05.09.2014. Режим доступа: http://www.vijesti.me/vijesti/studenti-iz-tirane-traze-bolji-tretman-sunarodnika-u-crnoj-gori-794643.

26 http://mondo.rs/a835440/Info/Ex-Yu/Njujork-Protest-Albanaca-za-bolji-polozaj-u-Crnoj-Gori.html.

27 Albanci okrenuli leda Milu: Ti si ratni zlocinac. Режим доступа: http://www.vesti-online.com/Vesti/Ex-YU/348357/Albanci-okrenuli-ledja-Milu-Ti-si-ratni-zlocinac.

28 Bozovic V. Amerikanci pripremaju svealbanski bunt u Crnoj Gori // Dnevne novine Ulcinja na internetu. 09.06.2015. Режим доступа: http://mne.ul-info.com/bozovic-amerikanci-pripremaju-svealbanski-bunt-u-crnoj-gori/.

29 KajosevicS. Albanske partije odgovorile premijeru: Otkad vlada Dukanovic, sve nas je manje // Vijesti. 19.02.2014. Режим доступа: http://www.vijesti.me/vijesti/albanske-partije-odgovorile-premijeru-otkad-vlada-djukanovic-sve-nas-je-manje-180293; Istrazivanje CEDEM-a: Albanci najvise za NATO // Dnevne novine Ulcinja na internetu 07.10.2014. Режим доступа: http://mne.ul-info.com/istrazivanje-cedem-a-albanci-najvise-za-nato/.

30 Vlada: Albanaca tek 1,3 odsto u drzavnoj upravi // Dnevne novine Ulcinja na internetu. 30.01.2015. Режим доступа: http://mne.ul-info.com/vlada-albanaca-tek-13-odsto-u-drzavnoj-upravi/.

31 Gradanska alijansa: Albanci i druge manjine diskriminisani // Dnevne novine Ulcinja na internetu. 04.02.2016. Режим доступа: http://mne.ul-info.com/ga-albanci-i-druge-manjine-diskriminisani/.

32 Самодуров В. ^HTepBjy] // Sputnjik. Срби'а. 26.05.2016. Режим доступа: https:// rs.sputniknews.com/intervju/20160526/1105973490/10-godina-nezavisnosti-crna-gora-izdala-partnere-i-Slovene.html.

33 Сообщение агентства Танюг: Kurti: Albanci u Crnoj Gori su diskriminisani // Blic. 20.09.2009. Режим доступа: http://www.blic.rs/vesti/politika/kurti-albanci-u-crnoj-gori-su-diskriminisani/34h0g4z.

34 Iako ima ovdasnje korijene: Kurti (ni)je dobrodosao // Dnevne novine Ulcinja na internetu. 08.06.2013. Режим доступа: http://mne.ul-info.com/iako-ima-ovdasnje-korijene-kurti-nije-dobrodosao.

http://www.blic.rs/vesti/politika/kurti-albanci-u-crnoj-gori-su-diskriminisani/34h0g4z.

35 Taci ce ih podrzati. Celnici ulcinjske opstine zele uvodenje bukvara na albanskom jeziku? // Viesti. 17.01.2015. Режим доступа: http://www.vijesti.me/vijesti/celnici-ulcinjske-opstine-zele-uvodenje-bukvara-na-albanskom-jeziku-814817.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 Rama: Albanci ujedinjeni preko Evropske unije // Sputnjik. Србиа 23.03.2015. Режим доступа: https://rs.sputniknews.com/vesti/ 20150323/832128.html.

37 U Dracu: Sastanak predsjednika Albanije i predstavnika albanaca // Dnevne novine Ulcinja na internetu. 02.02.2016. Режим доступа: http://mne.ul-info.com/u-dracu-sastanak-predsjednika-albanije-i-predstavnika-albanaca.

38 JoKCUMoeuh Н. 31.08.2016: Поглед са Чакора на Велику Албаниу // Sputnjik. Srbija. 31.08.2016. Режим доступа: https://rs.sputniknews.com/analize/20160831/ 1107951027/crna-gora-kosovo-razgranicenje.html.

39 Ъурчин М. Црна Гора и Косово се боре за парче Срби'е // Sputnjik. Srbija. 01.09.2016. Режим доступа: https://rs.sputniknews.com/politika/20160901/ 1107978175/Crna-Gora-i-Kosovo-se-bore-za-parce-Srbije1.html.

40 Susret crnogorskog i kosovskog premijera u Albaniji, ne zna se zasto // Vijesti. Б.г. Режим доступа: https://www.vijesti-online.com/Vesti/Ex-YU/619419/ Susret-crnogorskog-i-kosovskog-premijera-u-Albaniji-ne-zna-se-zasto; Сообщение агентства Бета. EU: Demarkacija granice Kosova s Crnom Gorom uslov za viznu liberalizaciju // Vijesti. 22.10.2016. Режим доступа: http://www.vijesti. me/vijesti/eu-demarkacija-granice-kosova-s-crnom-gorom-uslov-za-viznu-liberalizaciju-908531.

41 ]оксимовиЬ Н. Указ. соч.

42 Там же.

43 Ъурчин М. Указ. соч.

44 Там же.

45 Там же; Сообщение агентства СРНА 26.08.2016: «Albanska narodna armija» preti ratom Crnoj Gori. Режим доступа: www.blic.rs/vesti/politika/albanska-narodna-armija-preti-ratom-crnoj-gori/fw20jrn.

46 Движение в оригинале называется «Shqipëria natyrale», в переводе на сербский язык — «Za prirodnu Albaniju». Подробнее см.: www.shqiperianatyrale.com.

47 Danaj K. [Intervju] // Dan.27.10.2014. (Перепечатано газетой «Вести»). Режим доступа: http://www.vesti-online.com/Vesti/Ex-YU/444150/Albanci-u-Crnoj-Gori-zele-Prirodnu-Albaniju. О развитии великоалбанской идеологии см. также: Бо-розан Ъ. Велика Албанка: пори'екло — идеjе — пракса. Београд, 1995.

48 Raicevic D. «Imamo jake potencijale». Deljosaj: Tuzi ce biti medu bogatijim opstinama, valorizacija Solane bez hotela i apartmana // Vijesti. 26.11.2016. Режим доступа: http://www.vijesti.me/tv/deljosaj-tuzi-ce-biti-medu-bogatijim-opstinama-valorizacija-solane-bez-hotela-i-apartmana-913604.

49 РистиЬ Б. Увод у албанску аутономиу у Црноj Гори // Спутник. Србиjа. 05.08.2016. Режим доступа: https://rs.sputniknews.com/komentari/20160805/ 1107654203/crna-gora-autonomija-albanci-kosovo-kurti-ulcinj-umk.html.

50 РистиЬ Б. "Ъуканови^ подржава идеjу „Велике Албани'е" // Спутник. Срби'а. 21.08.2016. Режим доступа: https://rs.sputniknews.com/regioni/20160821/ 1107833290/crna-gora-albanci-velika-albanija-milo-djukanovic.html.

51 Medojevic N. Dolazak Veliua u Tuzi pred izbore nije slucajno // Café del Montenegro. 21. 08. 2016. Режим доступа: https://www.cdm.me/politika/medojevic-dolazak-veliua-u-tuzi-pred-izbore-nije-slucajno.

52 Сообщения агентства МИНА и газеты «Вести онлайн»: Dukanovic: Sa SD i manji-nama mozemo formirati vlast. Режим доступа: http://www.vijesti.me/izbori2016/ dukanovic-sa-sd-i-manjinama-mozemo-formirati-vlast-907768.

53 KajosevicS. Albanske partije se takmice ko ce biti blize DPS-u // Vijesti. 06.12.2015. Режим доступа: http://www.vijesti.me/vijesti/albanske-partije-se-takmice-ko-ce-biti-blize-dps-u-864132.

54 Nimanbegu G. [Intervju] // Dan. 19.09.2016. Режим доступа: www.dan.co.me/ index.phtml?nivo=3&rubrika= Politika&clanak=565047&najdatum=2016-09-20&na slov=ZaustavicemodiskriminacijuAlbanaca.

55 Kajosevic S. Albanska dijaspora trazi jedinstvenu listu za sljedece izbore // Vijesti. 30.11.2015. Режим доступа: http://www.vijesti.me/vijesti/albanska-dijaspora-trazi-jedinstvenu-listu-za-sljedece-izbore-862978.

56 Ниманбегу Г. [Интервjу]: Коалици'а „Албанци одлучно" у нову владу само ако ме^ународна заjедница буде посредник // Принцип. 09.10.2016. Режим доступа: http://www.princip.me/tvrde-pazar-koalicija-albanci-odlucno-u-novu-vladu-samo-ako-medjunarodna-zajednica-bude-posrednik/09/10/2016/.

57 MiliC P. Crna Gora izglasala ulazak u NATO // Glas Amerike. 28 april, 2017. Режим доступа: https://www.glasamerike.net/a/skupstina-cg-raspravlja-o-clanstvu-u-nato/3829637.html.

58 Ibidem.

59 Razvoj odnosa Crne Gore i NATO — kljucni datumi. Hronologija odnosa Qna Gora — NATO. Od Partnerstva za mir do clanstva u Alijansi. Режим доступа: http://www. mvp.gov.me/rubrike/nato/Razvoj-odnosa-Crne-Gore-i-NATO-kljucni-datumi.

60 Тачи обелоданио сво}е «решеже»: Косово добиа Прешево, Буjановац и Мед-ве^у, а не даjе — ништа! // Спутник. Срби]а. 05.06.2020. Режим доступа: https://rs.sputniknews.com/politika/202006051122718134-taci-obelodanio-svoje-resenje-kosovo-dobija-presevo-bujanovac-i-medvedju-a-ne-daje-nista/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.