Научная статья на тему 'Роль Академии наук в становлении и развитии Института инженеров путей сообщения'

Роль Академии наук в становлении и развитии Института инженеров путей сообщения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ / АКАДЕМИЯ НАУК / АКАДЕМИК / ИНСТИТУТ КОРПУСА ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ / ИНСТИТУТА ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ / ЛАУРЕАТ ДЕМИДОВСКОЙ ПРЕМИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павлов В. Е.

Санкт-Петербургская императорская Академия наук оказала существенное влияние на подготовку инженеров путей сообщения, избрав в члены-корресподенты или в почетные члены Академии ряд профессоров Института Корпуса инженеров путей сообщения, которые вели учебные занятия по естественно-научным дисциплинам, составлявшим основу инженерного дела. В дальнейшем выдающиеся выпускники Института инженеров путей сообщения и Института инженеров железнодорожного транспорта были приняты в состав Академии, осуществляя программу научных исследований в разных отраслях науки и техники. Это способствовало использованию научных знаний в преподавании различных дисциплин студентам будущим инженерам путей сообщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the Academy of Sciences in Formation and Development of the Institute of Engineers of Means of Communication

Saint Petersburg Imperial Academy of Sciences influenced significantly on the training of railway engineers by the election of a number of professors of the Institute of the Ways of Communication Engineers Corps as corresponding members or honorary members of the Academy. These professors educated specialists in science and natural disciplines which formed the basis of engineering. Later outstanding graduates of the Institute of the Ways of Communication and the Institute of Railway Transport Engineers became members of the Academy and executed a programme in different scientific and technical fields; which contributed to the use of scientific knowledge in training of future engineers of means of communication in vast variety of subjects.

Текст научной работы на тему «Роль Академии наук в становлении и развитии Института инженеров путей сообщения»

320

Исторические аспекты науки и техники

УДК 929.731:378.4

В. Е. Павлов

РОЛЬ АКАДЕМИИ НАУК В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ИНСТИТУТА ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Санкт-Петербургская императорская Академия наук оказала существенное влияние на подготовку инженеров путей сообщения, избрав в члены-корресподенты или в почетные члены Академии ряд профессоров Института Корпуса инженеров путей сообщения, которые вели учебные занятия по естественно-научным дисциплинам, составлявшим основу инженерного дела.

В дальнейшем выдающиеся выпускники Института инженеров путей сообщения и Института инженеров железнодорожного транспорта были приняты в состав Академии, осуществляя программу научных исследований в разных отраслях науки и техники.

Это способствовало использованию научных знаний в преподавании различных дисциплин студентам - будущим инженерам путей сообщения.

член-корреспондент, Академия наук, академик, Институт Корпуса инженеров путей сообщения, Института инженеров путей сообщения, лауреат Демидовской премии.

В 1810 году в Санкт-Петербурге был открыт Институт Корпуса инженеров путей сообщения. 40 первых студентов, отобранных по конкурсу, включились в учебный процесс. Началась подготовка отечественных ин-женеров-путейцев. Главная задача в обучении студентов, поставленная первым ректором Института А. Бетанкуром, - изучение научных основ инженерного дела. В программу подготовки инженеров были включены такие дисциплины, как высшая математика, начертательная геометрия, теоретическая механика, физика, химия, геодезия. Изучение этих дисциплин требовало искусных преподавателей, знатоков своего дела.

Подбором первых преподавателей занялся А. Бетанкур. Он приехал в Санкт-Петербург осенью 1808 года, хотя предложение о службе в России от Александра I получил еще в июне 1807 года в Тильзите. Одна из причин задержки - подготовка к изданию важного научного труда «Курс построения машин», написанного совместно с математиком Ланцем.

Этот труд, подводивший итоги научных исследований Бетанкура в течение многих лет, впервые был опубликован весной 1808 года императорской типографией в Париже (в год юбилея Бетанкура). Но была и другая причина, задержавшая ученого в Париже. Отъезд в Россию мог помешать избранию Бетанкура в Национальный институт Франции. В июне 1808 года Г. Монж представил к избранию в члены-корреспонденты от иностранных государств Уатта, Бетанкура и Баадера. 20 июня 1808 года на выборах победил Д. Уатт (ему тогда было 72 года). Бетанкур решил, что задержи-

2011/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Исторические аспекты науки и техники

321

ваться в Париже не стоит и направился в Россию. И уже в Санкт-Петербурге он узнал, что 5 декабря 1809 года на очередных выборах он был избран членом-корреспондентом Института Франции (диплом он получил, видимо, в 1810 году в посольстве Франции).

Бетанкуру уже тогда было ясно, что в России при подборе преподавателей следует опираться на Академию наук, что он и сделал.

A. Бетанкур обратился к министру просвещения графу Завадовскому, которому в то время подчинялась Академия наук (и все учебные заведения, кроме военных и духовных), с просьбой подыскать искусного математика и знающего архитектора (для преподавания рисования и архитектуры).

В результате в Институт был направлен академик Висковатов, крупный математик того времени. А преподавать рисование и архитектуру стал профессор Академии художеств Д. Тромбара, приехавший в Россию одновременно с Д. Кваренги.

B. И. Висковатов и Д. Тромбара дополнили профессорский коллектив Института, в котором в 1810 году начали работать приглашенные из Франции выпускники Политехнической школы и Школы мостов и дорог Потье и Фабр (Базен и Дестрем, приехавшие в Петербург вместе с Фабром и Потье, были направлены на юг - в Одессу и Евпаторию - и только в 1815 году приступили к работе в Институте). Г еодезию и начертательную геометрию преподавал сам Бетанкур.

В дальнейшем еще не один раз приходилось обращаться за содействием в Министерство просвещения и в Академию наук. Первыми профессорами высшей и прикладной математики (теоретическая механика входила тогда в состав прикладной математики) стали академики В. И. Висковатов (1779-1812), а затем С. Е. Гурьев (1766-1813) и профессор Д. С. Чижов (член-корреспондент с 1828 года), а также А. И. Майоров (1780-1848), закончивший Политехническую школу и Школу мостов и дорог во Франции, ставший членом-корреспондентом в 1816 году, с которыми стали работать французские специалисты, приглашенные Бетанкуром (Базен, Дестрем, Потье и Фабр).

В 1820 году в Санкт-Петербург прибыли из Франции талантливые выпускники Политехнической школы и Горной школы Г. Ламе и Б. Клапейрон, а также инженер А. Рокур де Шарлевиль. Ламе и Клапейрон в течение 10 лет читали лекции студентам Института по отдельным разделам высшей математики, по физике, теоретической и прикладной механике и другим предметам. Рокур де Шарлевиль в течение четырех лет читал лекции по курсу построений, в котором предложил раздел химии вяжущих веществ.

Академия наук России высоко оценила теоретические и инженерные труды французских ученых: в члены-корреспонденты Академии наук были приняты Базен (1817), Ламе (1829) и Клапейрон (1830). Иностранным чле-

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2011/1

322

Исторические аспекты науки и техники

ном-корреспондентом стал Рокур де Шарлевиль (1827). Первым из выпускников Института членом-корреспондентом стал в 1828 году инженер Жюст Гаюи (1793-1848; выпуск 1814 года), изобретатель, печатавшийся в «Журнале путей сообщения», разработавший отдельные предложения по проектированию оптических приборов.

В 1827 году Базен получил звание почетного члена Академии.

Естественно, общение первых профессоров Института с коллегами из Академии наук принесло свои плоды в постановке образования и разработке программ обучения. В дальнейшем Академия наук не раз отмечала в своих решениях выдающийся вклад в науку и инженерное дело питомцев Института.

Академик Н. И. Фусс (1755-1826), как представитель академии, неоднократно входил в состав экзаменационных комиссий, проверявших знания молодых питомцев Института как при поступлении, так и при окончании его курсов. В библиотеке Университета путей сообщения (Институт получил статус университета в 1993 году) хранится работа Фусса «О трудах офицеров Корпуса инженеров путей сообщения» (1825), ставшая замечательной реликвией.

В 1830-х годах началась плодотворная деятельность в Институте академиков М. В. Остроградского (1801-1862) и В. Я. Буняковского (18041889), А. Л. Купфера (1799-1865) и Г. И. Гесса (1802-1850). В Институте еще во времена Бетанкура возникла механико-математическая инженерная школа (школа Бетанкура-Базена-Берда), развитие которой пошло дальше под воздействием М. В. Остроградского и его учеников, ставших известными учеными в области аналитической механики и инженерного дела.

Становление Института потребовало решения важной задачи - обеспечить преподавание инженерного дела своими питомцами, получившими основательную физико-механико-математическую подготовку и освоившими на практике азы инженерного искусства. Эта задача, поставленная Бетанкуром, была успешно решена: в Институте оставались наиболее талантливые выпускники, продолжавшие педагогические и научные традиции своих учителей.

Одним из таких питомцев Института стал Я. А. Севастьянов (17961849), основатель отечественной школы начертательной геометрии. Академия наук оказала поддержку Севастьянову, удостоив в 1833 году его труд «Приложения начертательной геометрии к воздушной перспективе, к проекции карт и к гномонике» Демидовской премии.

Первое пятидесятилетие работы Института ознаменовалось высокой оценкой Академией наук научной и инженерной деятельности выпускников Института - Кербедза, Мельникова, Журавского.

В 1851 году С. В. Кербедз был принят в члены-корреспонденты Академии наук; он и П. П. Мельников в 1858 году стали почетными членами

2011/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Исторические аспекты науки и техники

323

Академии. Д. И. Журавский в 1855 году стал лауреатом Демидовской премии (за теоретический труд «О мостах раскосной системы Г ау»).

В 1842 году почетным членом Академии наук стал профессор Института М. Г. Дестрем.

В 1858 году крупный инженер А. И. Дельвиг, выпускник Института 1832 года, получил Демидовскую премию за свое оригинальное исследование «Руководство к устройству водопроводов». Лауреатами Демидовской премии стали выпускники Института Н. Ф. Ястржембский (1839) и П.

А. Языков (1843).

Почетными членами Академии наук стали питомцы Института, проявившие себя на государственной службе, С. Г. Строганов (1827), П. К. Мейендорф (1856), Г. Х. Гасфорд (1858).

Таким образом, к своему юбилею, отмечавшемуся в 1859 году, Институт вышел на арену высшего инженерного образования окрепшим настолько, что задавал тон в отечественной педагогической и научной деятельности, чему, естественно, во многом способствовала Академия наук. Институту большое внимание уделял Главноуправляющий путей сообщения К. В. Чевкин, ставший в 1855 году почетным членом Академии наук.

Эстафету Остроградского в Институте приняли О. И. Сомов (18151876), ставший в 1862 году академиком, и Е. И. Золотарев (1847-1878), принятый в члены Академии в 1878 году. Кафедру теоретической механики в течение 30 лет возглавлял член-корреспондент Академии наук Д. К. Бобылев (1842-1917), учитель знаменитого математика и механика

А. М. Ляпунова. Бобылева сменил А. Н. Крылов (1863-1945), академик с 1916 года, на смену Крылову пришел С. П. Тимошенко, выпускник Института 1901 года (иностранный почетный член Академии наук СССР с 1964 года).

Механико-математическая инженерная школа Института получила дальнейшее развитие и стала неотъемлемой частью научных прикладных школ в области транспорта.

В период 1920-1940 гг. Институт продолжал выпуск инженеров на основе новых программ обучения. Претерпели изменения и программы естественно-научного цикла дисциплин, составлявшего фундамент инженерного образования. В это время Институту оказали существенную помощь такие представители Академии наук, как профессор В. И. Смирнов, математик, ставший в 1932 году членом-корреспондентом, а в 1943 году -академиком Академии наук СССР (преподавал в Институте с 1912 по 1930 г.); П. Я. Кочина, математик, механик, член-корреспондент (с 1946), академик (с 1958) - работала в Институте в 1922-1934 гг.; профессор Б. Г. Галеркин, механик, член-корреспондент с 1928 года, академик с 1935 года - работал в Институте в 1920-1939 гг.; профессор А. И. Алиханов, физик, член-корреспондент с 1939 года, академик с 1943 года - работал в Институте в 1938-1941 гг.; профессор А. В. Горинов, инженер, член-

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2011/1

324

Исторические аспекты науки и техники

корреспондент с 1939 года - работал в Институте в 1930-1948 гг.; профессор В. И. Коваленков, инженер, член-корреспондент с 1939 года - работал в Институте в 1930-1941 гг.; профессор М. Ф. Субботин, математик, член-корреспондент с 1946 года - работал в Институте в 1930-1941 годах.

В дальнейшем выпускники Института входили в состав различных организаций, комиссий и советов Академии наук, осуществляя программу научных исследований в разных областях науки.

Особенно ярко это проявилось в период работы Академии наук СССР. Выпускники Института Н. М. Беляев, Б. Е. Веденеев, Б. Н. Веденисов, М. А. Великанов, Н. М. Герсеванов, Г. О. Графтио, С. Я. Жук,

С. И. Дружинин, В. Н. Образцов, Н. Н. Павловский, Г. П. Передерий,

A. А. Саткевич, Н. С. Стрелецкий вошли в историю Академии наук. Их творческая деятельность нашла отражение в различных статьях и монографиях, изданных Академией наук.

В 1929 году по инициативе академика А. Н. Крылова в Академии наук СССР было открыто Отделение технических наук. В 1939 году

B. Н. Образцов, избранный в действительные члены академии, организовал секцию транспорта для проведения широких исследований проблем транспорта - создания единой транспортной системы страны и принципов наиболее рационального взаимодействия всех видов транспорта (до сих пор эта проблема является актуальной).

Все это содействовало развитию Института, с 1930 года сконцентрировавшего свою деятельность на решении проблем железнодорожного транспорта.

Особое влияние на развитие Института оказывали члены Академии, не являвшиеся выпускниками Института, но работавшие на кафедрах Института продолжительное время, проводившие широкие исследования на основе институтских лабораторий. Наиболее показательна в этом отношении деятельность профессора А. Е. Алексеева, члена-корреспондента Академии наук СССР с 1953 года, работавшего в Институте в 1936-1975 годах.

Всего на протяжении двухсот лет в Институте инженеров путей сообщения работали 59 профессоров, ставших академиками, членами-корреспондентами и почетными членами Академии наук. Кроме того, в Академию были избраны, кроме работавших в Институте, 11 выпускников Института, не связанных с преподавательской деятельностью в своем родном учебном заведении. Среди них государственные деятели

C. Г. Строганов, П. К. Мейендорф, Г. Х. Г асфорт, К. К. Людерс,

В. Н. Образцов, инженеры Ж. В. Гаюи, С. Я. Жук.

Подготовка инженеров путей сообщения отмечалась углубленным и продолжительным изучением общенаучных дисциплин и широкой производственной практикой, что способствовало не только быстрому продвижению их на службе, но и использованию их знаний в преподавательской и научной работе в различных высших учебных заведениях России (в

2011/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Исторические аспекты науки и техники

325

Московском институте инженеров путей сообщения, в Политехнических институтах в Петербурге, Киеве, Тифлисе, Варшаве, Новочеркасске, в Технологических институтах в Петербурге и Томске, в Инженерностроительных институтах в Петербурге и Москве, в Г орном институте и в других учебных заведениях, в том числе в техникумах и художественных школах). Выпускники Института проявили себя и в должности ректора в вузах транспорта, в учебных заведениях других ведомств. В МИИТе в должности ректора работали 7 человек, первым ректором Московского ремесленного училища, из которого вышло МВТУ им. Баумана, был

А. Розенкампф, выпускник Института 1819 года.

К 200-летию Петербургского государственного университета путей сообщения опубликован сборник биографий выдающихся инженеров путей сообщения, среди которых значительный ряд занимают члены-корреспонденты и действительные члены Академии наук, своей деятельностью создавшие славу Института инженеров путей сообщения (с 1930 года - Института инженеров железнодорожного транспорта, ныне - Университета путей сообщения).

Библиографический список

1. Российская академия наук. История и современность : краткий очерк. - М. : Наука, 1999. - 272 с. - ISBN 5-02-004411-3.

2. Очерки истории технических наук в Санкт-Петербурге (XVIII-XIX вв.). -СПб. : Нестор-История, 2009. - 435 с.

3. Достойны высшего признания. Выдающиеся представители первого транспортного вуза России в высших научных и творческих учреждениях страны / Г. А. Глащенков, Л. И. Коренев, Б. Ф. Тарасов, В. И. Ярохно. - СПб. : ПГУПС, 1999. -120 с.

4. Русский испанец / В. Е. Павлов. - СПб. : ПГУПС, 2007. - 131 с.

Статья поступила в редакцию 24.09.2010;

представлена к публикации членом редколлегии В. В. Фортунатовым.

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2011/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.