Научная статья на тему 'РОЛЬ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

РОЛЬ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахимов Абдулатиф Маджидович, Темиров Комронбек Очилдиевич

Рассматривается роль аграрной политики как составной части экономической политики государства в обеспечении продовольственной безопасности. Анализируются приоритетные направления аграрной политики, к числу которых относятся: обеспечение продовольственной безопасности, сохранение ресурсного потенциала АПК, стимулирование внедрения инноваций. Обеспечение продовольственной безопасности государства является такой же важной задачей, как и обеспечение национальной обороны и общественной безопасности. С целью восстановления и развития ресурсного потенциала АПК необходимо разработать комплекс мер аграрной политики. Отмечается, что аграрная политика включает общие элементы экономической политики государства в области инвестиционной, ценовой, финансовой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF AGRARIAN POLICY IN FOOD SECURITY

The article dwells on the role of agrarian policy as an integral part of the state's economic policy aimed at food security insurance. The autors analyze the most priority streamlines of agricultural policy which include: ensuring food security, preserving resource potential of the agro-industrial complex, stimulating introduction of innovations. Ensuring food security of the state is as important a priority as ensuring national defense and public security. In order to restore and develop the resource potential of agro-industrial complex, it is necessary to develop a set of agrarian policy measures. It is underscored that the agrarian policy includes general elements of the state's economic policy in the field of investitive, price, financial policy.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 332 ББК 65.32-18

РОЛЬ АГРАРНОЙ Рахимов Абдулатиф Маджидович, д-р экон. наук,

ПОЛИТИКИ В профессор кафедры экономической теории ТГУПБП;

ОБЕСПЕЧЕНИИ Темиров Комронбек Очилдиевич, ст. преподаватель

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ кафедры финансов и кредита ТГУПБП (Таджикистан,

БЕЗОПАСНОСТИ Худжанд)

НАЩШИ СИЁСАТИ Рахимов Абдулатиф Мацидович, д.и.и., профессори

АГРАРЙ ДАР кафедраи назарияи ицтисодии ДДХрСТ; Темиров

ТАЪМИНИАМНИЯТИ Комронбек Очилдиевич, сармуаллими кафедраи молия

ОЗУЦАВОРЙ ва царзи ДДХрСТ (Тоцикистон, Хуцанд)

THE ROLE OF Rakhimov Abdulatif Majidovich, Dr. of Economics, AGRARIAN POLICY Professor of the department of economic theory under the IN FOOD SECURITY TSULBP; Temirov Komronbek Ochildievich, senior lecturer

of the department of finance and credit under the TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected].

Ключевые слова: аграрная политика, продовольственная безопасность, сельское хозяйство, эффективность, продовольственная политика, агропромышленный комплекс

Рассматривается роль аграрной политики как составной части экономической политики государства в обеспечении продовольственной безопасности. Анализируются приоритетные направления аграрной политики, к числу которых относятся: обеспечение продовольственной безопасности, сохранение ресурсного потенциала АПК, стимулирование внедрения инноваций. Обеспечение продовольственной безопасности государства является такой же важной задачей, как и обеспечение национальной обороны и общественной безопасности. С целью восстановления и развития ресурсного потенциала АПК необходимо разработать комплекс мер аграрной политики. Отмечается, что аграрная политика включает общие элементы экономической политики государства в области инвестиционной, ценовой, финансовой политики.

Калидвожа^о: сиёсати аграри, амнияти озуцавори, соуаи кишоварзи, самараноки, сиёсати озуцавори, комплекси агросаноати

Сиёсати аграри уамчун цисми таркибии сиёсати ицтисодии давлат дар соуаи кишоварзи ва истеусолоти агросаноати барраси шудааст. Самтуои афзалиятноки сиёсати аграри тащил шудаанд, ки ба онуо мансубанд: таъмини амнияти озуцавори, нигоудории неруи захиравии КАС, уавасманд кардани цори намудани инноватсия. Таъмини амнияти озуцавории давлат низ ба монанди таъмини мудофиаи милли ва бехатарии цамъияти яке аз вазифауои афзалиятнок ба уисоб меравад. Бо мацсади барцарор намудан ва рушд додани неруи захиравии КАС, дар сиёсати аграри мацмуи чорауои зарури тауия намудан зарур мебошад. Цайд шудааст, ки сиёсати аграри унсуруои умумии сиёсати ицтисодии давлатро дар самти сиёсати инвеститсиони, нархи ва молияви дар бар мегирад.

Key-words: agrarian policy, food security, agriculture, efficiency, food policy, agro-industrial complex

The article dwells on the role of agrarian policy as an integral part of the state xs economic policy aimed at food security insurance. The autors analyze the most priority streamlines of agricultural policy which include: ensuring food security, preserving resource potential of the agro-industrial complex, stimulating introduction of innovations. Ensuring food security of the state is as important a priority as ensuring national defense and public security. In order to restore and develop the resource potential of agro-industrial complex, it is necessary to develop a set of agrarian policy measures. It is underscored that the agrarian policy includes general elements of the state's economic policy in the field of investitive, price, financial policy.

Одной из важнейших задач любого государства является обеспечение для населения продовольственной безопасности. Ведь продовольствие - одна из важнейших составляющих жизнеобеспечения населения страны и поэтому является гарантом безопасности и независимости государства [1, с. 16].

Вопросы обеспечения продовольственной безопасности набирают актуальность во всем мире, так как с увеличением численности населения растет и потребность в продуктах питания. Если численность населения мира в 2010 году составила около 6,9 млрд чел., то в 2020 году она равнялась 7,7 млрд. В период с 2010 по 2020 год население планеты увеличилось на 800 млн человек. Поэтому с каждым годом вопрос, как обеспечить население планеты продуктами питания, становится в мировой экономике все острее.

В Республике Таджикистан наблюдается ежегодный прирост населения. Если население республики в 2010 году составляло 7621,2 млн, то результаты переписи населения в 2020 показывают, что сейчас оно составляет около 10 млн человек. Такая тенденция в росте населения требует от уполномоченных органов государственной власти, чтобы они приняли своевременные решения для обеспечения населения страны достаточным и качественным продовольствием.

Следует отметить, что в современных условиях аграрный сектор национальной экономики играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. Учитывая этот факт, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своем очередном Послании Маджлиси Оли от 26.01.2021 подчеркнул: «С целью защиты продовольственной безопасности страны и увеличения объема производства отечественной продукции площади под основной и повторный сев сельскохозяйственных культур были увеличены на десятки тысяч гектаров» [2].

Одной из важнейших задач для Республики Таджикистан в переходном процессе после обретения независимости являлось обеспечение высокого уровня развития аграрного сектора экономики, что в свою очередь выступало основной предпосылкой обеспечения экономического роста с учетом аграрной направленности национальной экономики. В свою очередь развитие аграрного сектора национальной экономики способствует обеспечению продовольственной независимости, а продовольственная независимость является одним из компонентов обеспечения национальной безопасности.

В современных условиях сельское хозяйство является одной из ведущих отраслей экономики Республики Таджикистан, формирующей более 20% ВВП. Аграрный сектор занимает значимое место в структуре АПК, и его эффективное функционирование зависит от межотраслевых связей в этой структуре. Следовательно, развитие АПК в Республике Таджикистан теснейшим образом связано с успешной агропродовольственной политикой, направленной на модернизацию аграрной сферы [3, с. 155].

Эффективное сельское хозяйство является ключевым фактором в обеспечении продовольственной безопасности Таджикистана, а эффективность сельского хозяйства во многом зависит от политики, которая разрабатывается и внедряется в данном секторе.

В экономических источниках до сих пор не наблюдается единого подхода к осознанию сущности аграрной политики. Одни исследователи считают, что аграрная политика - это составная часть общей экономической политики государства, которая функционально связана с другими составляющими: социальной, промышленной, внешнеторговой, экологической и т.д. Другие придерживаются концепции, в которой аграрная политика - это часть экономической политики государства, направленная на развитие аграрной сферы и на стратегию макроэкономического управления. Согласно данной концепции, аграрная политика совмещается с другими направлениями политики государства, например с продовольственной, которая связана с решением социально-экономических проблем в области распределения и потребления основных продуктов питания; агропромышленной, направленной на решение проблем функционального взаимодействия отраслей АПК; с внешнеторговой, направленной на защиту отечественных производителей сельскохозяйственной продукции с использованием аграрного протекционизма, и др. [4, с. 56].

В концепции аграрной политики Республики Таджикистан отмечается, что аграрная политика - это деятельность государства, направленная на создание хозяйственно-финансовых и политических рамочных условий в аграрном секторе, реализующихся путем воздействия на происходящие в нем экономические процессы через формы и методы, наиболее действенные в данной области [5]. В данной концепции аграрная политика Республики Таджикистан направлена на эффективное использование ресурсов, оптимальное размещение сельскохозяйственного производства, повышение уровня обеспеченности населения продовольствием и промышленного сектора - сырьем, регулирование рынков сельхозпродукции и продовольствия, обеспечение устойчивого функционирования производителей агропромышленного комплекса, а также повышение уровня жизни сельского населения.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что стратегической целью аграрной политики Республики Таджикистан является обеспечение продовольственной безопасности в новых социально-экономических условиях.

В Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 г. определена роль аграрной сферы в обеспечении продовольственной безопасности. Особенно подчёркивается, что в сельскохозяйственной сфере с помощью принятых мер, в том числе освоения новых земель, введения в сельскохозяйственный оборот залежных земель, улучшения мелиоративного состояния земель, увеличения площади садов и виноградников и реформирования отрасли, в частности решения проблемы задолженности дехканских хозяйств, в несколько раз увеличился объем производства сельскохозяйственной продукции и улучшилась ситуация с обеспечением продовольственной безопасности населения [6].

Но, несмотря на достигнутые результаты, в Республике Таджикистан все еще ощущается острая нехватка продовольственных продуктов для обеспечения потребностей населения. Согласно экспертным оценкам, 26% населения республики из-за высоких цен на продукты питания недоедают, а острое недоедание (гипотрофия) отмечается у 10%

детей в возрасте до пяти лет [6].

Следует отметить, что достижение целей, поставленных в Национальной стратегии развития в области обеспечения населения страны доступными и экологически чистыми продуктами питания, повышение эффективности аграрного производства и достижение результатов, определенных государственной программой развития сельского хозяйства, в большой степени зависит от разработки и реализации адекватной аграрной политики. На наш взгляд, эффективность аграрного сектора национальной экономики можно обеспечить путём внедрения результатов научных исследований в области методов и путей повышения технической оснащённости аграрного сектора и его инновационной ориентированности.

Для выявления роли и места аграрной политики в обеспечении продовольственной безопасности следует произвести детальный анализ с иерархической подстановкой основных показателей развития аграрной отрасли. С этой целью мы систематизируем основные макроэкономические показатели, касающиеся аграрного сектора (таблица 1).

Таблица 1. Роль аграрного сектора в формировании макроэкономических показателей

в текущих ценах

№ Показатели 2005 2010 2015 2016 2017 2018 2019 Изменения в % 2019 к

2010 2015

1 ВВП, млн смн. 7206,6 24707,1 48408,7 54479,1 61093,6 68844,0 77354,7 3,1 раза 159,7

2 Доля сельского хозяйства в ВВП 21,2 18,7 21,9 20,3 21,1 18,7 18,8 100,5 85,8

3 Денеж. доходы населения, млн смн. 3816,0 13256,0 25569,8 31373,0 37247,5 41083,9 47986,3 3,6 раза 187,6

4 в том числе в сельск. хозяйстве, млн смн. 656,5 1862,4 5158,1 5595,1 7942,6 8751,4 9652,4 5,2 раза 187,1

6 Вал. сельхозпродукция, млн. сом. 11444,5 15670,11 21862,8 23008,3 24576,0 26370,4 27750,4 177,1 126,9

7 Денеж. расходы населения, млн смн. 3857,2 13948,5 34968,0 36711,7 41431,4 42346,4 48857,2 3,5 раза 139,7

8 в т.ч. на потребительские продовольственные товары 48,82 35,20 163,55 104,75 238,0 136,34 259,30 143,98 293,07 158,67 318,05 166,66 366,38 197,26 2,2 р 188,3 153,9 144,6

9 Экспорт, всего, млн долл. 908,7 1194,7 890,6 898,7 1198,0 1073,3 1174,4 98,3 131,8

10 в том числе сельхозпродукции, млн долл. 185,1 250,9 179,5 152,3 171,3 215,4 248,3 98,9 138,3

11 Доля сельхозпродукции в экспорте, в % 20,4 21,0 20,1 16,9 14,3 20,0 21,1 100,4 104,9

12 Импорт, всего млн долл. 1330,1 2656,9 3435,6 3031,2 2774,9 3151,0 3349,3 126 97,5

13 в том числе 102,8 339,9 549,2 460,6 421,1 385,6 412,5 121,3 75,1

1 1991-2010 - в ценах 2015 года

сельхозпродукции, млн долл.

14 Доля сельхозпродукции в импорте, в % 7,7 12,8 16,0 15,2 15,2 12,2 12,3 96,1 76,8

15 Капит. вл. в основ. кап., млн смн. 682,5 4669,4 9750,0 11179,7 11279,7 13361,0 12517,8 2,7 раза 128,3

16 в том числе в сель. хоз., млн смн. 28,4 58,4 73,0 73,5 98,7 23,1 33,2 56,8 45,5

Источник: Таджикистан: 25 лет государственной независимости. Статистический ежегодник Республики Таджикистан: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. - С. 12, 13, 15.; Статистический ежегодник Республики Таджикистан: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2020. - С. 11, 12, 84, 117, 119, 125, 344-355.

Как свидетельствуют данные таблицы, в период с 2005 по 2016 год наблюдалось постепенное снижение доли сельского хозяйства в структуре ВВП. В 2017 году данный показатель немного увеличился, но в последние два года анализируемого периода опять наблюдается снижение данного показателя. На наш взгляд, причина такого снижения заключается в снижении эффективности сельскохозяйственного производства в республике.

Таким образом, повышение эффективности сельскохозяйственного производства, обеспечение доступа населения страны к продуктам питания, поддержка и защита сельхозпроизводителей от внешних конкурентов во многом зависит от разработки и реализации адекватной аграрной политики. Поэтому, по нашему мнению, одним из основных направлений обеспечения продовольственной безопасности является повышение эффективности функционирования аграрного сектора.

Список использованной литературы:

1. Назаренко В.И. Продовольственная безопасность / В.И. Назаренко // Аграрный вестник Урала.- 2007. - №3 (39). - С. 16 (16-21).

2. Послание Президента Республики Таджикистан, Лидера нации Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики». - Душанбе, 26.01.2021. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.prezident.tj/ru/node/25006 (дата обращения: 20.09.2021).

3. Темиров К.О. Агропродовольственная политика Республики Таджикистан как системный фактор социально-экономической политики государства: проблемы и перспективы / К.О. Темиров // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - Душанбе: Сино, 2018. -№2/5. - С. 155-158.

4. Темиров К.О. Аграрная политика государства: научная интерпретация и особенности реализации в современных условиях / К.О. Темиров, Р.С. Шокиров // Вестник ТГУПБП. Серия общественных наук. - Худжанд, 2019. - № 2 (79). - С. 56-65.

5. Концепция аграрной политики Республики Таджикистан. Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 31 декабря 2008 года за № 658. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moa. ti/ru/concept (Дата обращения: 25.09.2021).

6. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года / http://ncz. tj/system/files/ArticleAttachments/

Reference Literature:

1. Nazarenko V.I. Food Security / V.I. Nazarenko // Agrarian Bulletin of Urals. - No. 3 (39). -2007. - pp. 16 (16-21).

2. The Message of Tajikistan Republic President, Leader of the nation, Reverend Emomali Rahmon to Majlisi Oli of Tajikistan Republic "On the Main Streamlines of Home and Foreign Policy of the Republic". - Dushanbe, 26.01.2021. [Electronic resource] The Regime of availability: http://www.prezident.tj/ru/node/25006 (Date of appeal: 09/20/2021).

3. Temirov K. O. Agro-Food Policy of Tajikistan Republic as a Systemic Factor towards the Socio-Economic Policy of State: Problems and Prospects / K.O. Temirov // Bulletin of the Tajik National University. Series of Socio-Economic and Social Sciences. - Dushanbe: Sino, 2018. - №2 / 5. - pp. 155-158.

4. Temirov K.O. Agrarian Policy of State: Scientific Interpretation and Peculiarities of Implementation under Modern Conditions / K.O. Temirov, R.S. Shokirov // Bulletin of TSUPBP. Series of Social Science. - Khujand, 2019. - No. 2 (79). - pp. 56 - 65.

5. Conception ofAgrarian Policy of Tajikistan Republic. Approved by the Decree of Tajikistan Republic Government from December 31, 2008 No. 658. [Electronic resource]. The Regime of availability: https://moa.tj/ru/concept (Date of appeal: 09/25/2021).

6. National Strategy Development of Tajikistan Republic for the Period up to 2030 http://ncz.tj/system/files/ArticleAttachments/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.