Т.В. Кузнецова
РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДОУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Статья посвящена анализу регламентации процесса документообразова-ния и работы с документами в административных регламентах федеральных органов исполнительной власти по исполнению государственной функции и предоставлению государственной услуги. В ней подчеркивается зависимость построения системы документационного обеспечения управления от принятой в организациях системы управления. На примере утвержденных административных регламентов показано установление в них строгого порядка решения вопроса, начиная с получения инициативного документа и до выдачи итогового документа, унификация форм документов и строгое прописывание порядка и сроков их прохождения, что позволяет рассматривать административные регламенты как новый подход к организации ДОУ.
Ключевые слова: административный регламент, документ, порядок, упорядочение, процедура, унификация, срок исполнения.
Процесс документирования и движения документов напрямую зависит от принятой системы управления и отражает эту систему. Изменения системы управления, ее рационализация, достигаемые прежде всего регулированием порядка решения вопроса, сразу же должны закрепляться и в регламентации процессов создания документов, фиксирующих результаты решения вопроса и всей цепочки работы с ними.
Активное повсеместное внедрение новых технологий, как никогда ранее, требует урегулирования процессов документообра-зования и работы с документом на каждом этапе. Ключ решения этой проблемы - прежде всего совершенствование работы самого управленческого аппарата.
© Кузнецова Т.В., 2011
В 2005 г. были приняты три основополагающих документа, призванных резко изменить стиль работы федеральных органов исполнительной власти:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».
В них последовательно проводится идея строгой регламентации работы федеральных органов исполнительной власти. Во исполнение постановлений Правительства РФ федеральные органы исполнительной власти разрабатывают свои регламенты, в которых находят отражение и вопросы организации делопроизводства.
Утвержденные постановлениями Правительства РФ типовые регламенты устанавливают необходимое единообразие и высокий уровень организации работы всей системы федеральных органов исполнительной власти. Многие пункты типовых регламентов непосредственно относятся к работе служб документационного обеспечения управления, а также касаются всех работников федеральных служб, занимающихся составлением и оформлением документов.
Один из разделов «Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» целиком посвящен правилам организации документооборота. В нем указано, что организация делопроизводства во всех федеральных органах исполнительной власти должна соответствовать Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утверждаемой Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ.
Во всех типовых регламентах много места отведено порядку составления отдельных видов документов (планов и показателей, докладов о результатах, протоколов и т. п.), контролю за сроками исполнения документов, изложены требования к работе с обращениями граждан.
Одно из главных направлений реформирования стиля работы управленческого аппарата, отраженное в регламентах, - стремление к максимальной открытости, прозрачности, широкому информированию населения о порядке выработки и принятия решений по
вопросам, входящим в компетенцию данного органа управления.
Все эти указания являются общими и относятся к работе со всеми документами.
Несколько иной характер (на наш взгляд) носит утвержденный постановлением Правительства РФ «Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».
Административные регламенты призваны скрупулезно прописывать порядок решения конкретного вопроса, т. е. предоставления определенной государственной услуги или исполнения конкретной государственной функции.
В «Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» четко прописано назначение административного регламента: он устанавливает «сроки и последовательность (курсив мой. - Т. К.) административных процедур и административных действий ... порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие . с физическими или юридическими лицами . иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции».
Внедрением административного регламента достигается оптимизация, т. е. повышение качества исполнения государственных функций путем:
- упорядочения административных процедур, установления их последовательности и сроков;
- устранения избыточных административных процедур и действий;
- сокращения количества документов, представляемых заявителями для решения вопроса;
- сокращения сроков исполнения государственных функций (предоставления услуг), т. е. принятия решений.
В «Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» дана также типовая структура текста административных регламентов. Она включает разделы:
а) общие положения;
б) требования к порядку исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги);
в) административные процедуры;
г) порядок и формы контроля за исполнением государственной функции (предоставлением государственной услуги);
д) порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).
С 2006 г. к разработке административных регламентов приступили все федеральные органы исполнительной власти, и многие из них уже введены в действие приказами и опубликованы.
Началом, исходной точкой выполнения функции или оказания услуги всегда является обращение физического или юридического лица в федеральный орган. Это, как правило, заявление, заявка, жалоба, ходатайство. В регламентах изложены требования к этим инициативным документам, и чаще всего в приложении дается их унифицированная форма.
Например, к «Административному регламенту Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю», утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 09.01.2008 № 1 приложена форма заявки.
В Россельхознадзор или в территориальное управление Россельхознадзора
(наименование субъекта Российской Федерации)
ЗАЯВКА
на выдачу импортного карантинного разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)
Импортер и его адрес
Получатель и его адрес
Наименование подкарантинной продукции и ее количество (кг, тонн, куб. м, кв. м, пог. м, шт.)
Порода древесины (для лесопродукции), ассортимент
Ботаническое название растений_
Количество мест и описание упаковки
Отличительные знаки (маркировка) груза
Страна-экспортер_
Страна и место происхождения груза_
Страны транзита_
Документ о происхождении груза_
Цель ввоза_
Способ транспортировки груза (автомобильный, морской, речной, воздушный, железнодорожный)
Наименование пункта(ов) пропуска груза через государственную границу Российской Федерации
Планируемые сроки прибытия груза в пункт пропуска
Место (вторичного досмотра) доставки
Представитель получателя груза (Ф.И.О.)
Контактный телефон, факс, адрес электронной почты
Руководитель _
(подпись)
М.П.
« » 200 г.
(расшифровка подписи)
В Административном регламенте предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.06.2008 г. № 281) дан образец заявления-анкеты.
Заявление-анкета о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан
Я,_
фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) безработного гражданина
прошу предоставить мне государственную услугу по содействию самозанятости безработных граждан в связи с:_
_указать причину_
«__»_200_ г._
подпись безработного гражданина
Все регламенты перечисляют полный пакет документов, прилагаемых к инициативному с указанием количества экземпляров, оригинальности или копийности документов, наличия перевода, если документ не на русском языке, и порядок удостоверения точности перевода (может требоваться нотариально заверенная подпись переводчика).
Например, в «Административном регламенте исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по досудебному рассмотрению споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях"», указано, что к заявлению прилагаются заверенные заявителем или нотариусом документы, содержащие доказательства, подтверждающие, по мнению заявителя, обстоятельства, на которых он основывает свои требования, а также копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или копия свидетельства о государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Все документы, представляемые заявителем на бумажных носителях, насчитывающие более одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью заявителя на последнем листе и заверены подписью заявителя или его уполномоченного представителя.
Документы представляются в ФСТ России в подлиннике или в форме копии, заверенной заявителем или нотариусом. Если к спору имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
Заявление с прилагаемыми документами представляется в количестве двух экземпляров.
Не менее детально прописаны требования к прилагаемым к заявке документам в «Административном регламенте исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции». К заявке прилагаются:
1) заверенная в установленном порядке копия свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно);
2) заверенная в установленном порядке копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
3) документ, подтверждающий проведение профилактического фитосанитарного обеззараживания складских помещений, предназначенных для хранения заявленной к ввозу подкарантинной продукции;
4) выписка из договора (контракта) аренды на складское помещение, предназначенное для хранения подкарантинной продукции;
5) выписка из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию на территории Российской Федерации (для семян и посадочного материала);
6) удостоверение личности гражданина.
Кроме того, перечислены требования к этим докуметам:
- заявки и документы в установленных местах должны быть скреплены печатями, иметь надлежащие подписи, в том числе подписи определенных законодательством должностных лиц;
- тексты заявки и документов должны быть написаны разборчиво;
- фамилии, имена и отчества физических лиц, их адреса написаны полностью;
- в заявке и документах не должно быть подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений;
- недопускается исполнение заявок и документов карандашом;
- заявка и документы не должны иметь серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание (п. 3.13.4).
В части уже утвержденных регламентов перечень документов, необходимых для получения услуги (выполнения функции), выделяется в самостоятельный раздел.
Важно отметить, что регламенты точно указывают основание для отказа в рассмотрении документов. Чаще всего это: предоставление неполного комплекта документов; не заверенные надлежащим образом копии; предоставление документов, не соответствующих по форме или содержанию указанным требованиям, имеющих подчистки, приписки, зачеркнутые слова, исправления, содержащих недостоверные сведения и т. п.
В разделах «административные процедуры» описывается последовательность действий по выполнению государственной функции (оказанию услуги), начиная с приема инициативного документа.
Порядку приема документов во всех регламентах уделено особое внимание. Одно из главных требований - указание в регламенте места и времени приема документов, т. е. графика работы.
Например, в «Административном регламенте по предоставлению государственных информационно-консультационных услуг» МИД РФ (утвержден Приказом МИД России от 20 мая 2008 года № 5853) в п. 2.1 и 2.2 указано:
Почтовый адрес МИД России: 119200, Москва, Смоленская-Сенная пл., 32/34. Телефон справочной МИД России: 244-16-06. Факс: 244-34-48.
Телефон канцелярии приемной МИД России: 244-12-83.
График работы:
понедельник - четверг
с 10-00 до 12-00 и с 15-00 до 17-00
пятница
с 10-00 до 12-00 и с 15-00 до 16-30 суббота, воскресенье- выходной. Электронная почта: [email protected] Официальный сайт МИД России: www.mid.ru
Информация о территориальных органах, предоставляющих государственную услугу, с указанием их адресов, контактных телефонов и адресов электронной почты представлена в приложении № 1 к настоящему Регламенту, а также на официальном сайте МИД России www.mid.ru в разделе «Представительства МИД России в субъектах Федерации».
Сведения о местах нахождения подведомственных органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственных услуг, обычно даются в приложении к регламенту. Например, список представительств МИД в России дан в «Административном регламенте по предоставлению государственных информационно-консультационных услуг» МИД РФ, или полный список адресов и телефонов территориальных органов Федеральной антимонопольной службы России можно найти в «Административном регламенте Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ», утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы 25.12.2007 г. № 447.
Кроме данных о местонахождении приемной и времени работы, в текстах административных регламентов или на официальных сайтах размещаются карты-схемы местоположений органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственных услуг.
Все инициативные документы: заявки, жалобы, заявления, ходатайства - обязательно регистрируются. В регламентах обычно указана журнальная форма регистрации и срок - как правило, в день подачи. Ряд регламентов допускает ведение журнала учета в электронном виде. В регламенте может быть установлен и перечень сведений, вносимых в учетную форму. Например, специалист вносит в книгу учета входящих документов запись о приеме заявки на выдачу ИКР, которая содержит:
- порядковый номер записи;
- дату;
- общее число листов в заявке;
- информацию о заявителе (п. 3.12).
Максимальный срок выполнения операции установлен в 5 минут1.
Принятые документы проверяются на комплектность, правильность оформления. Срок этой процедуры также устанавливается в регламенте, и в результате принимается решение об оказании услуги или отказе, о чем сообщается заявителю в определенные в регламенте сроки.
Принятые к исполнению документы далее рассматриваются по существу для принятия положительного или отрицательного решения. В ряде случаев решение принимается коллегиально, для чего создаются комиссии по рассмотрению дела. Например, в делах о нарушениях антимонопольного законодательства РФ.
В результате выполнения государственной функции (оказания государственной услуги) выдается итоговый документ, требования к тексту которого также установлены в административном регла-
менте, или чаще всего дается его унифицированная форма. Виды итоговых документов значительно расширены и выходят за рамки системы организационно-распорядительной документации. Это могут быть не только приказы, решения, письма, акты, но и уведомления, предложения, рекомендации, задания, заключения, приглашения, разрешения и другие, например документ о признании беженцем и т. п.
Требования к тексту решения также определены в административном регламенте, или дается его унифицированная форма.
Приложение 4 к Приказу Россвязьохранкультуры от 26.10.2007 № 329
ОБРАЗЕЦ
ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ, СВЯЗИ И ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
РАЗРЕШЕНИЕ на производство работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) № _________от «__ » ________200_ г.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 г. № 354
Выдано_
(наименование и реквизиты организации - заказчика работ, № телефона)
На производство работ_
(виды работ)
На объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) федерального значения
(наименование и адрес объекта)
согласно_
(проектная документация, др. основание)
разработанной_
(наименование и реквизиты организации, № телефона)
согласованной_
(наименование согласовавшего органа, номер, дата согласования)
Организация, выполняющая работы_
(наименование и реквизиты организации, № телефона)
лицензия на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
от « » г. № ,
выданная
(наименование лицензирующего органа)
Авторский/технический надзор/научно-методическое руководство осуществляет
(Ф.И.О., должность, наименование организации, реквизиты, № договора)
Срок действия разрешения до «_»_200_ года
Печать государственного органа
Подпись должностного лица_
(подпись лица, получившего разрешение) (дата)
Следует подчеркнуть, что весь словесно описанный порядок прохождения документа описан в регламентах не только словесно, но, что особенно важно, дан и графически на приложенных блок-схемах. Это, на наш взгляд, является самым большим достижением в упорядочении работы управленческого аппарата, введения наглядности в порядок решения конкретных вопросов. В блок-схемах показываются действия, наименования действия, основание для решения вопроса, исполнитель (должностное лицо), максимальный срок исполнения, критерии принятия решения, способ фиксации результата и порядок передачи результата. Например:
Блок-схема
административной процедуры «Рассмотрение документов на выдачу ИКР и принятие решения о выдаче ИКР или об отказе в выдаче ИКР»2
Анализ административных регламентов исполнения государственных функций показывает, что мы имеем принципиально новые документы, детально прописывающие порядок решения вопроса, срок выполнения каждой процедуры, документы, предоставляемые для решения вопроса и выдаваемые в результате решения, а также порядок работы с ними, что делает прозрачным работу управленческого аппарата при выработке решений. По существу, административные регламенты с позиции делопроизводства детализируют работу с документами при решении конкретных вопросов, дополняя, таким образом, инструкцию по делопроизводству, устанавливающую лишь общий порядок работы с документами.
Таким образом, можно констатировать, что появился новый вид организационного документа - административный регламент, вводящий строгий порядок в процесс документирования и работы
с документами при решении типовых вопросов в системах управления.
По образу и подобию административных регламентов в федеральных органах исполнительной власти сейчас разрабатываются административные регламенты в органах власти субъектов Федерации.
На наш взгляд, административные регламенты надо рассматривать и как новый подход к организации документационного обеспечения управления и его унификации.
Примечания
«Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции» (п. 3.12). Там же.
2