ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кузнецова Е. Э., Крикунова Ю. А. Рок-музыка в жизни личности в контексте экстремизации сознания молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470172. htm.
ART 470172 УДК 159.923.5
Кузнецова Елена Эрнестовна,
студентка ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти [email protected]
Крикунова Юлия Анваровна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии ФГБОУ ВО «(Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти ¡[email protected]
Рок-музыка в жизни личности в контексте экстремизации сознания молодежи
Аннотация. В статье рок-музыка рассматривается как фактор, влияющий на развитие личности молодого человека в период нарастающей в российском обществе экстремизации сознания подрастающего поколения. В статье приведены результаты биографического глубинного интервью с молодыми людьми в возрасте от 18 до 24 лет.
Ключевые слова: рок-музыка, рок-культура, экстремизация, молодёжь, субкультура.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Рассматривая определение слова «рок», по словарю С. И. Ожегова, мы выделили, что синонимом данного определения является слово «судьба». Примечательно, что Ожегов определял её, судьбу, весьма трагичной и несчастной в аспекте рока. Кроме того, С.И. Ожегов дал более точное трактование определения рок-музыки, а именно как «эксцентрической, эстрадной музыки, исполнение которой происходит в быстрых ритмах, с помощью электронных инструментов и участием голоса» [1].
Рок-музыка как особое музыкальное направление имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл (от которого и пошло массовое распространение рок-культуры и всевозможных жанров рок-музыки), от которого в своё время это направление и произошло, до брутальных и агрессивных жанров - дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского.
Рок - также музыкальное направление, у которого есть свои временные границ и собственные характерные черты, которые существенно отличают его от других. Так же как и литературное творчество, рок имеет свои направления, например рок-н-ролл, симфонический и психоделический рок. Главной отличающей особенностью рока является непрерывный, жесткий и четкий ритм. Рок-музыка не создавался специально с какой-либо целенаправленной идеей, но осмотревшись на время формирования этого стиля, можно с уверенностью твердить, что подсознательная цель создателей этого стиля является протест и бунтарство молодого поколения нравам и моралям старших. Разные представители рок-музыки по различному объясняют задачу создания их рок-произведений. Одни заявляют, что такая музыка дает возможность получать удовольствие от жизни, какая бы она ни была, иные, что рок способствует умению управлять поведением и мыслями других людей, третьи сетуют что рок - это способ и стиль их существования.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кузнецова Е. Э., Крикунова Ю. А. Рок-музыка в жизни личности в контексте экстремизации сознания молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470172. htm.
Рок-музыку, только как один из жанров музыкальной индустрии, не целесообразно рассматривать, т.к. это не только музыка, но и специфичная культура молодёжи. Рок (дословным переводом слова «Rock» является - «качаться, раскачиваться») берёт свои истоки с первой половины 1950-х гг. в США.
Лишь в 60-х годах 20 века рок-музыка стала обозначаться, в американской литературе, как индивидуальное музыкальное направление, окантованное своей стилистикой и модой. На сегодняшний день «рок» охватывает в себя не только музыку, но так же - культуру, или рок-культуру.
Е. Л. Рыбакова утверждала, что «такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения), являются вторичными и часто вводят в заблуждение» [2, с. 2]. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается.
Возникновение молодежной культуры в целом и рок-культуры в частности связывают с феноменом «беби-бума». К середине 60-х годов доля молодежи 14-19 лет в общей массе населения развитых стран составляла от 30 до 45%. «Впервые в истории человечества молодежь образовала независимую социальную группу со своими потребностями, интересами и исканиями» [3, с. 17].
В своей статье мы будем исходить из того факта, что экстремальность является определяющим свойством сознания и поведения современной молодежи. В условиях социальной неопределенности, риска и катастроф, экстремальность все чаще приобретает крайние формы, которые могут выражаться как приемлемыми, так и неприемлемыми способами - протесты, вооруженные нападения и столкновения, террористические акты и т. д. все чаще происходят с участием некоторой части молодежи.
Кроме того, российский исследователь Т. А. Хагуров предостерегает об опасности массового увлечения молодежью России некоторыми субкультурами в связи с их явной предрасположенностью к некрофилии, провоцирующей «влечение к смерти, что вполне отчетливо проявляется в так называемых депрессивных подростковых субкультурах - Эмо и Готов (по счастью, не очень прижившихся в нашей стране!), давно и справедливо обвиняемых в провоцировании суицидальных настроений в подростковой среде» [4, с. 5677].
Обратимся к анализу причин данных явлений, а именно к специфическому типу сознания молодежи. Такие психофизиологические особенности молодежного сознания как эмоциональный уровень восприятия явлений, импульсивность, агрессивность, склонность к эпатажу в сочетании с социально-политическими факторами его становления, а именно конфликтом ценностей поколений, преобладанием роли средств массовой коммуникации в жизни детей, социальным протестом против государственной власти приводят к осознанию частью молодежи в создании своего рода «убежища» от мира взрослых - собственной молодежной культуры.
В целях изучения влияния рок-музыки на жизненный путь личности нами в январе-феврале 2017 года были проведены глубинные интервью с представителями данной культуры. В данной статье представим результаты интервью с молодыми людьми в возрасте от 18 до 25 лет.
Итак, обращаясь к анализу роли агентов социализации, имеющих первостепенное значение в процессе формирования сознания подрастающего поколения, отметим родителей, которые в жизни наших информантов сыграли ведущую роль и в деле приобщения их к рок-культуре. Многие интервьюируемые отмечали лояльное отношение родителей к своим музыкальным предпочтениям. Каждый из опрошенных
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кузнецова Е. Э., Крикунова Ю. А. Рок-музыка в жизни личности в контексте экстремизации сознания молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470172. htm.
нами информантов акцентировал внимание на своём раннем погружении в рок-музыку. Этот возраст варьируется от 5 до 14 лет.
Стоит подчеркнуть, что девушки начинали увлекаться рок-музыкой неесколько позже юношей. Мы можем предположить, что именно мужское влияние, со стороны отцов, братьев, на информантов оказало более сильное влияние, нежели женское. В частности, один из респондентов с благодарностью и уважением рассказывал нам о своей семье, а именно об отчиме, который понимал, принимал и поддерживал его увлечения. Сергей (19 лет) отмечал: «Всё началось в 2003 году, когда мама познакомилась с отчимом и мы вместе проводили время, гуляли, он включал музыку в машине. Он слушал рок. Жёсткий рок. Не просто альтернативу, а именно Hard-rock, Dead-metal, экспериментальный рок. Отчим повлиял на меня очень сильно, привил вкус, любовь к жизни, внёс свою идеологию «безбашенности» и в то же время ответственности к жизни и другим людям. Принёс в мою жизнь рок!».
Как уже говорилось выше, каждый из информантов отмечал, что в их семьях не было жестких запретов на самовыражение и увлечения, родители являлись не только авторитетом и примером, но и близкими друзьями, которые старались акцентировать внимание на ребёнке, как на личности, а не как на «несмышленом ненормальном пацане в чёрном». (Николай, 23 года)
Несомненно, рок-музыка не только даёт поприще для приятного времяпрепровождения и приятного слуху звучания. Музыкальная культура нацелена на досугово-эстетическую часть свободного времени людей. При этом, мы можем утверждать, что именно рок-музыка является вдохновляющим фактором для ее постоянных слушателей. Она как рама для картины, которая не даёт вдохновению человека расплескаться красками по полу. Любимая музыка стабилизирует эмоциональный фон человека: в психотерапии немалая роль отводится для музыкальной релаксации пациента.
Молодые информанты подчёркивали, что для них музыка - спутник к творчеству. Именно благодаря рок-музыке появились жизненно важные интересы: многие информанты отмечали увлечённость игрой на музыкальных инструментах, сочинение музыки и стихов. Многократно информанты акцентировали внимание на том, что без рока, не было бы их как состоявшихся и созревших личностей. Каждый информант утверждал, что он, слушая рок, был психологически намного старше своих сверстников, которые не хотели развивать себя, своё тело и разум, а «живя обыденной жизнью, - отмечал Николай (23 года) - в режиме дня Сурка, я бы сказал».
Каждый считает рок-музыку уникальнейшей возможностью получить вдохновение для свершения смелых поступков, появлению новых увлечений и получить от жизни то, на что не смеют надеяться среднестатистические обыватели.
Стоит отметить и негативную сторону жизни рок-слушателей, которую респонденты вспоминали с ярко выраженной эмоциональностью, порой даже агрессивностью - неприятие рок-культуры и их (рокеров), в частности, обществом. Виктория (24 года) констатирует, что «(зачастую игнорирование меня, как личности, доводило до ручки. Все считали меня, как минимум сатанисткой, а как максимум - последовательницей террористических организаций».
Юноши рассказывали о насильственных столкновениях, о фактах отстаивания чести, как собственной, так и чести друзей, которых оскорбляли за индивидуальность. Виктория (20 лет) передала нам диалог, случившийся в школе с одноклассницами, который ей запомнился: «<В 9 классе, ближе к выпускному, ко мне подошли одноклассницы и спросили: «(Почему ты слушаешь это? Почему ты не такая как все? Тебе не страшно? Ведь тебя могли не избивать, если бы ты не выпендривалась». Я сказала, что я такая, какая есть и мне безразлично их мнение. Они смея-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кузнецова Е. Э., Крикунова Ю. А. Рок-музыка в жизни личности в контексте экстремизации сознания молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470172. htm.
лись, а я знала, что я стала смелее, умнее, я добиваюсь того, чего хочу, не смотрю на других, живу так, как считаю нужным, не завися от общества и его мнения. Про меня кучу слухов распространяли, на тот момент, что я детдомовская и т. п. Задевало, но не до депрессии. В итоге, половина одноклассников спилась, другая снаркоманилась. И это не рокеры, прошу заметить. Вот как «работают» стереотипы!».
Участие в рок-концертах и/или прослушивание громкой музыки позволяет молодежи «выпустить пар», выплеснуть накопившуюся агрессию. На наш взгляд, данная функция этого музыкального направления по осуществлению физической и эмоциональной разрядки, компенсирует молодежи недостаточность возможностей для экспрессивного выражения своих мыслей, идей, чувств и желаний. Кроме того, и что немаловажно, подчас глубокомысленные тексты песен ряда рок-исполнителей о несовершенстве общества, помогает понять подрастающему поколению, что они не одиноки в этом мире, и что социальные проблемы решаются не с помощью вооруженных столкновений и массовых беспорядков.
По результатам нашего исследования в данной возрастной категории, многие опрашиваемые отмечали смысложизненную ценность и роль рока в качестве вдохновителя: «Под такую музыку хочется либо изменять себя или мир. Мотивировало жесть как на великие поступки!» - комментирует Сергей (19 лет).
И, тем не менее, несмотря на своё стремительное влияние на общество, рок-культура как социокультурный феномен, зачастую, становилась поводом для гонения и унижения её последователей. Насилие, неприятие и, порой, даже экстремизм в отношении рок-слушателей и, следовательно, представителей различных рок-субкультур становился отвергаемым явлением в 2000-х годах.
Вот, что по этому поводу отмечает одна из информанток (Виктория, 20 лет): «Я скрывала свою неформальность в школе, так как боялась того, что делали с такими же, как я, ребятами. Издевались, били, унижали. Но, когда прознали, что я неформалка и, о ужас, слушаю рок... Меня, в течение двух лет, гнобили, издевались, унижали... Да что уж... Меня били. Даже мальчики. Так как это было почётно - ударить неформала, рокера. Того, кто не такой как все!»
Один из информантов (Николай, 23 года) так же отметил, что не только через незнакомых людей исходило осуждение их культуры, но и от друзей: «Большинство друзей не понимали меня и мои вкусы, говорили, что это лишь шум, даже издевались над моими вкусами. Один раз чуть не подрались. Да и потом были драки. В частности, из-за того, что я другой. Ношу косуху и ирокез. Как говорится, лишний повод для гнобёжки».
Как отмечают доктора социологических наук, заведующая Отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН Ю. А. Зубок и главный научный сотрудник того же отдела В. И. Чупров: «В молодежной среде деление на «своих» и «чужих» чаще всего проходит по иным основаниям, нежели в мире взрослых - по субкультурным основаниям...Чужие могут стать «врагами» только потому, что они другие» [5, с. 38].
Тем не менее, информанты идентифицировали себя как сильных, морально устойчивых личностей, которые не сломились под давлением оппозиционно настроенной среды. В процессе анализа текстов интервью, мы пришли к выводу, что опрошенные нами личности представляют собой образованных и талантливых людей, судя по эрудиции и стилю речи, которые они продемонстрировали. Многие из слушателей рок-музыки приобщились к ней не только как пассивные реципиенты, но и как деятели, творцы, инноваторы. Многие пишут стихи и тексты песен, другие играют
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кузнецова Е. Э., Крикунова Ю. А. Рок-музыка в жизни личности в контексте экстремизации сознания молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470172. htm.
в рок-группах, занимаются вокалом и изобразительной деятельностью. Они называют рок - своим вдохновением, соратником и помощником. «Если бы не рок, - заключает одна из информанток (Виктория, 24 года), - я бы осталась маленькой, ленивой амёбой, которой от жизни нужно только смешные картинки в интернете посмотреть, да выпить за гаражами!»
Как показали результаты проведенного нами исследования, для многих интервьюируемых рок - это не просто музыкальное течение или стиль, это культура, ставшая средством общения молодежи, в некотором смысле зеркалом общества. Для данного поколения рок позиционируется как возможность самовыражения, некого бунта и протеста против устоявшихся общественных норм, отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира. Примечательно, что именно такие направления как металл, хард-рок и панк-рок большинством опрошенных (в особенности представителями старшего поколения) воспринимаются негативно. Происходит это по причине агрессивности и эпатажности данных направлений. Справедливости ради, стоит сказать, что неоправданно, на наш взгляд, данные выводы экстраполировать на всю рок-музыку в целом. При этом мы можем утверждать, что увлечение рок-музыкой способствует непринятию асоциальных и деструктивных форм поведения некоторой части молодых людей, в связи с особой ролью текстов песен, имеющих социальное звучание и носящих подчас глубокий философский смысл.
Кроме того, увлечение рок-музыкой и приверженность к соответствующей культуре служит барьером для отделения собственного стиля жизни от общепризнанного, помогает определить и найти себе подобных в общей массе людей. Рок-музыка предопределяет жизненные сценарии индивида, наполняет жизненным смыслом и продлевает ощущение молодости для представителей более старшего поколения.
Ссылки на источники
1. Замокъ - Толковый словарь Ожегова. - URL: http://www.ozhegov.org/
2. Рыбакова Е. Л. Рок-музыка в контексте отечественной культуры // Культура и общество: интернет-журнал Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2006. - 2 дек. - URL: http://www.e-culture.ru/Speakers1.htm#details.
3. Черва Ю. Е. Проблемы контркультуры в западной цивилизации: автореф. ... дис. канд. культурологии. - М.; СПб., 2002. - 28 с.
4. Хагуров Т. А. Деформации детства как фактор экстремизации и некрофилизации сознания молодежи // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года): материалы V Всерос. социол. конгресса / отв. ред. В. А. Мансуров. - М.: Российское общество социологов, 2016. - С. 5667-5680.
5. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования. - 2008. - № 5. - С. 37-47.
Elena Kuznetsova,
Student of the Togliatti State University, Togliatti
Julia Krikunova,
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Sociology Department of the Togliatti State
University, Togliatti
Rock music in the life of the individual in the context of the extremism of the consciousness of youth Abstract. The article considers rock music as a factor that influences the development of the personality of a young man during the period of growing consciousness in the Russian society of the consciousness of the younger generation. The article presents the results of a biographical in-depth interview with young people aged 18 to 24 years.
Key words: rock music, rock culture, extremism, youth, subculture.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кузнецова Е. Э., Крикунова Ю. А. Рок-музыка в жизни личности в контексте экстремизации сознания молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470172. htm.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 08.06.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 09.06.17
Принята к публикации Accepted for publication 09.06.17 Опубликована Published 14.06.17
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Кузнецова Е. Э., Крикунова Ю. А., 2017
977230412017308