Научная статья на тему 'Рок - группа "Парк Горького" как продукт политики гласности'

Рок - группа "Парк Горького" как продукт политики гласности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
344
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК-ГРУППЫ / РОК-ГРУППА "ПАРК ГОРЬКОГО"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рок - группа "Парк Горького" как продукт политики гласности»

Бабиков.А.А., исторический факультет Научный руководитель: ст. преподаватель Л.А Лукьянова

Рок - группа «Парк Горького» как продукт политики гласности

Вплоть до перестройки советское государство всецело контролировало культурную жизнь страны, в том числе и музыкальное искусство. Действовала цензура, существовали идеологические запреты. И это касалось не только зарубежной и отечественной рок-музыки, но и официально существовавших на советской эстраде вокально-инструментальных ансамблей (ВИА).

Считалось, что песни известных всему миру «Beatles» вредят нравственному воспитанию советских людей. Например, группа «Scorpions», «Black Sabbath» и AC/DC/ были запрещены из-за «пропаганды неофашизма и насилия». (Приложение к закрытому инструктивному письму секретарям ГК, РК ЛКСМ Украины, 1985). Рок-группам Советского Союза запрещалось исполнять собственные песни на английском языке. Группа Александра Градского «Славяне» смогла решить эту проблему так: свои песни она исполняла на школьных дискотеках, выпускных вечерах, то есть на неофициальных мероприятиях. (Группа Славяне, Википедия).

Рок-группы «Кино» и «Аквариум» в начале 1980-х годов для того, чтобы найти своих слушателей, устраивали концерты на квартирах (так называемые «квартирники»), куда часто приходила милиция. В качестве наказания мог последовать устный выговор, но с приходом к власти Ю.Андропова за «квартирник» могли даже посадить в тюрьму. (Квартирник, Википедия). Эти квартирные концерты часто записывались на магнитофон, в результате чего создавались магнитоальбомы, которые распространялись через знакомых и друзей самих музыкантов рок-групп.

В СМИ иногда устраивалась травля рок-групп. Так, в 1982 году в газете «Комсомольская правда» была опубликована статья «Рагу из синей птицы», в которой осуждалось творчество группы «Машина Времени», песни которой многим уже были известны по магнитофонным записям. Под этой статьёй подписались такие известные культурные деятели, как писатель Виктор Астафьев и драматург Роман Солнцев. (Кривомазов Н. Рагу из синей птицы, 1982). В ответ поклонники начали присылать письма с поддержкой группы в редакцию газеты (редакция сожгла большое количество таких писем).

Политика гласности периода перестройки оказала большое влияние на духовную жизнь страны. Эта политика сказалась и на судьбах и творчестве рок-музыкантов. Именно в это время стали популярными группы «Кино», «Аквариум», «ДДТ». Рок-группам разрешили официально выпускать свои альбомы и выступать на Западе, что было поистине революционным шагом (правда, на это решались единицы).

В 1987 году была создана рок-группа «Парк Горького». Это одна из моих самых любимых групп. Коллектив появился благодаря Стасу Намину, создавшему ранее популярную группу «Цветы». Название группы было связано с тем, что музыкальная студия для коллектива находилась в районе Парка Горького. (Группа Парк Горького, Википедия).

Первый состав группы:

-Александр Миньков, (известен как Маршал)-бас-гитара, позже вокал. Был раннее бас-гитаристом в составе ВИА «Аракс».

-Александр Львов-ударные, выступал в первом составе знаменитой группы «Ария»

-Ян Яненков (настоящее имя Александр)-гитара, участник ансамбля «Цветы».

-Алексей Белов и Николай Носков-оба вокал, они пели в группе «Москва» под покровительством знаменитого советского композитора Давида Тухманова.

-Алексей Белов, который, как Яненков и Маршал является участником и нынешнего состава группы, говорил: «Мы хотели создать группу, которая играла бы на уровне западных рок-групп, с соответствующими композициями». (Белов А. Всегда против течения).

При записи дебютного альбома в 1988 году группа испытывала большие финансовые трудности, но всё же альбом под названием «Hit me in the news» был выпущен. Тогда же Стас Намин уезжает в Америку и показывает этот альбом музыкальным продюсерам. Благодаря этому альбому о группе узнали представители звукозаписывающей компании «Polygram», в результате чего с ней был подписан контракт. Это был неслыханный успех: ведь в то время ещё ни одна советская рок-группа не подписывала контракт с американской студией звукозаписи.

Годом позже состоялась запись и выпуск первого альбома группы, написанного в Америке, с одноименным названием «Gorky Park». (Группа Парк Горького, Википедия).

Одной из особенностей группы являлось её внешнее оформление: оно было выдержано в патриотическом стиле. Символ группы представлял собой 2 английские буквы G и P в виде серпа и молота. На концертах использовалась электрогитара, стилизованная под балалайку, которая была специально изготовлена для гитариста Алексея Белова американской фирмой «Kramer». «Балалайки были изготовлены известной американской фирмой, было выпущено две тысячи таких балалаек с нашими автографами. Продавали их дорого, порядка две тысячи долларов за штуку»,-вспоминал об этом барабанщик Александр Львов. (Цит.по: Белов А. Всегда против течения).

В качестве костюмов использовались рубашки с русскими узорами. В песнях группы присутствовали музыкальные вставки различных русских народных мелодий и песен. Фрагмент одной из таких песен под названием «Вставайте люди русские!» был использован в песне «My generation!».

Композиция «Bang!» с альбома «Gorky Park» в 1989 году попала в чарт «Billboard». Она достигла лишь 81 места из 100, но всё равно это можно было считать достижением, поскольку чарт пользовался большим авторитетом среди музыкантов и продюсеров. В дальнейшем группа начала активно гастролировать по Америке, посещая многие американские штаты. Группа доказала, что она может конкурировать со многими американскими рок-группами, имея при этом свой индивидуальный стиль. Благодаря ей многие американцы заинтересовались Советским Союзом.

Крупным гастрольным событием для группы было выступление на фестивале мира в Лужниках летом 1989 года, в котором участвовало много популярных зарубежных рок-музыкантов, например, Джон Бон Джови со своим коллективом, а также «Scoprpions». Стоит отметить, что Джон Бон Джови и вокалист «The Scorpions» Клаус Майне, сотрудничавшие с «Парком Горького», оценивали её творчество высоко. Николай Носков, которому очень понравилась организация фестиваля, впоследствии говорил, что когда группа выступала, он видел огромное количество людей, пришедших на концерт, которые давали непередаваемую энергетику, насыщенную позитивом. Это выступление помогло найти «Парку Горького» своих поклонников в СССР (ведь они достаточно долгое время находились в Америке и были мало известны в собственной стране).

В начале 1990-х годов коллектив узнал, что звукозаписывающая компания «Polygram records» решила не продлевать контракт с ней. В итоге группа осталась без продюсера и была вынуждена прекратить свою деятельность ввиду финансовых проблем. Вдобавок группу покидает её создатель Стас Намин в результате конфликта с музыкантами. Они обвиняли его в излишнем контроле, а он считал, что члены группы отказались от него, почувствовав себя независимыми. («Рождённые в СССР», 2013).

В 1991 году из группы уходит солист Николай Носков. Свой уход артист мотивировал тем, что репертуар группы его не устраивал, что он хотел писать собственные песни, да и устал от гастролей. Вместо него солистом стал бывший ранее бас-гитаристом Александр Маршал, и группа восстанавливает свою творческую деятельность. В результате годом позже музыканты записывают второй альбом под названием «Gorky Park 2». Он имел большой успех в странах Скандинавии, особенно Дании, а также в Японии. Песня из этого альбома, «Moscow Calling» стала визитной карточкой группы.

С 1994 по 1998 год интерес к группе уменьшается. В 1999 году её покидает Александр Маршал, обосновав свой уход тем, что он хочет сам писать песни и исполнять их сольно. В результате было объявлено о распаде коллектива.

Но его история продолжилась. В 2008 году бывшие участники группы объявили о своём воссоединении, поводом для чего было их совместное выступление на праздновании 15-летия радиостанции «Авторадио». (Фестиваль Авторадио-15). Состав группы был прежний, но без Носкова, и Львова (Львов решил остаться жить в Америке, он был заменён Алесандром Макиным. Носков же свой отказ мотивировал тем, что репертуар группы ему стал не интересен).

В 2012 году группе исполнилось 25 лет. В связи с этим событием она отыграла юбилейный концерт в Москве в концертном зале «Крокус сити холл». (Гальчук А, 2012).

Группа «Парк Горького» и её успех-это продукт политики гласности, новых условий существования для отечественной рок-музыки. В отличие от многих других-даже более популярных в стране групп-она получила широкую известность за рубежом и являет собой нечастый пример творческого долголетия, продолжая существовать и сегодня.

Список источников и литературы

1) Белов А. Всегда против течения./ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gorkyparkmusic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=38&Itemid=36 (дата обращения: 1.09.2013).

2) Гальчук А, Легендарный «Парк Горького» воссоединится в честь 25-летия на сцене «Крокус Сити Холла», 2012./ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://myradio.ua/news/legendarniyyi-park-gorjkogo-vossoedinitsya-v-chestj-25letiya-na--10209975.Шт1(дата обращения: 1.09.2013).

3) Парк Горького (группа)./ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki. (дата обращения: 1.09.2013).

4) Приложение к закрытому инструктивному письму секретарям ГК, РК ЛКСМ Украины, 1985./ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://houserock.ru/stati_o_muzyke_i_vse_chto_s_ney_svyazano/1868-spisok-rok-grupp-po-raznym-prichinam-zapreschennyh-v-sss-.html (дата обращения: 1.09.2013).

5) Славяне (группа)./ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki. (дата обращения: 1.09.2013).

6) «Рождённые в СССР». Лучшее. «Парк Горького», 2013./ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=pern-kVbcWA

7) Квартирник/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki. (дата обращения: 1.09.2013).

8) Кривомазов Н. Рагу из синей птицы, 1982./ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki. (дата обращения: 1.09.2013).

9) Фестиваль Авторадио15./ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://history.avtoradio.ru/?an=15vs(дата обращения: 1.09.2013).

Ромодина Т.П., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Г.Д. Селянинова

Отражение Первой Чеченской войны в Пермских СМИ: 1994-1996 гг.

XX век стал самым кровавым для всего мира, не говоря уже о России. С начала XX в. и до 1990-х г. Российское государство принимало участие и в мировых войнах и в локальных конфликтах. Военные столкновения 1990-х г., а в частности Чеченские войны, являются такими событиями в нашей истории, в которых ещё не поставлена финальная точка. Первая чеченская война (декабрь 1994- июнь 1996 г.) происходила, с одной стороны, далеко от Пермского края, но, с другой стороны, непосредственно коснулась не одну сотню пермских семей.

Задачей исследования является выяснение восприятия Первой чеченской войны обычными жителями Пермской области через СМИ. Пермские газеты: «Звезда», «Местное время» и «Вечерняя Пермь» отражали на своих страницах реалии этой войны.

В работе сделан акцент на общем отношении к событиям (положительно - отрицательно), на какой информации о Чеченских событиях заостряется особое внимание, и какое место война занимает в общей концепции газетного выпуска (в качестве простого упоминания, заметки или статьи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.