В.И. Часовский
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ1
В статье даётся характеристика производственно-экономического сотрудничества приграничных российско-белорусских регионов в начале XXI века. Рассматриваются отдельные факторы, влияющие на динамику интеграционных связей в промышленности сопредельных стран. Обращается внимание на неравномерное структурное соотношение инвестиционных секторов, находящее своё выражение в создании и размещении совместных предприятий Смоленщины. Рассматриваются причины, препятствующие реструктуризации индустрии и усиления интеграционного взаимодействия приграничных регионов.
The article analyses manufacturing and economic co-operation in the Russian-Belorussian border regions at the beginning of the XXI century. It describes separate factors influencing the dynamics of integration connections in industry of the neighbouring countries. Special attention is paid to uneven structural correlation of investment sectors which finds its expression in creation and placement of joint enterprises in Smolensk region. The article treats of reasons preventing industrial restructing and intensification of integration co-operation in border regions.
Ключевые слова: производственно-экономическое сотрудничество, экономическая интеграция, приграничные регионы, отрасли промышленности, совместные предприятия, инвестиции, инвестиционные проекты, предприниматели, глобализация, инновационная модель экономики.
Key words: manufacturing and economic co-operation, economic integration, border regions, branches of industry, joint enterprises, investment, investment projects, entrepreneurs, globalization, innovative model of economy.
Приграничное сотрудничество является формой экономического взаимодействия региональных частей экономик сопредельных стран и включает в орбиту интеграционных связей новые субъекты, традиционно не относившиеся к сфере международных связей. Это способствует более равномерному распределению социально-экономических выгод международного сотрудничества, решению проблем повышения качества и уровня жизни населения в ходе интеграционных процессов. Укрепление регионального уровня экономической интеграции может рассматриваться как механизм нейтрализации угроз глобализации, проявляемых на уровне местных сообществ, и балансирования интересов государства, территории, населения и международного бизнеса. Это отвечает идее формирования социально ориентированной, устойчивой и инновационной модели как российской, так и белорусской экономики и является её продолжением во
внешнеэкономической сфере. Благодаря приграничным экономическим контактам выявляются новые резервы углубления экономической интеграции и формирования реально интегрированного социально-экономического пространства Союза России и Белоруссии [4; 7]. Этим объясняется внимание к проблемам приграничных белорусско-российских производственно-экономических связей.
За последние годы экономические связи областей и городов Беларуси с субъектами и городами России значительно расширились, создавая реальную основу для производственной интеграции. При этом отношения строятся исходя из экономической целесообразности и взаимной выгоды.
Межрегиональное экономическое сотрудничество предусматривает производственное кооперирование, установление прямых связей между субъектами хозяйствования, организацию взаимной торговли, оказание
1 Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 10-02-00-668а/Б2 "Трансформация территориальной структуры расселения и хозяйства приграничных регионов России и Беларуси в постсоветский период"
услуг в области связи, транспорта и строительства. Особое значение придаётся соглашениям "о разделе продукции", переработке давальческого сырья, аренде и лизингу с учётом специализации Беларуси на выпуске наукоёмкой продукции машиностроения, химической, нефтехимической, оптико-механической, электротехнической, электронной и других отраслей промышленности, возможностей использования российских минерально-сырьевых ресурсов, а также сотрудничеству в производстве продовольственных и других товаров народного потребления [6; 7].
Промышленные предприятия Смоленской области также тесно связаны с предприятиями Беларуси. Например, Смоленский завод холодильников (АООТ "Айсберг") сотрудничает с минским заводом холодильников "Атлант". В Смоленске осуществляется сборка тракторов "МТЗ" ("Минский тракторный завод"), а на базе АО "Сафоновский автозавод" (г. Сафо-ново, Смоленская область) запланировано производство новой модели трактора "Беларусь" для сельского хозяйства Смоленщины. Крупнейшие дочерние предприятия "АМО ЗИЛ" - Смоленский и Рославльский автоагре-гатные заводы наращивают сотрудничество с ведущими предприятиями Беларуси - минскими автомобильным, моторным и тракторным заводами. Смоляне поставляют в Минск различные автомобильные высокотехнологичные узлы, а также агрегаты для сельскохозяйственной техники [8; 9].
Экономические связи установлены и успешно развиваются не только на уровне приграничных областей, но и на уровне районов и городов. Например, в Смоленске на базе объединения "Искра" в 2009 г. было открыто российско-белорусское СП "Смолспецтех". Учредителями акционерного общества стали: Администрация Смоленской области (51 % акций), ЗАО "Региональный торговый дом ЕПК" (г. Смоленск) и минские предприятия - АО "Дзержинский завод Агромаш" и ООО "Дорэ-лектромаш" (г. Смолевичи, Минская область). ОАО "Смолспецтех" занимается узловой сборкой не только сельскохозяйственной, но и коммунальной, дорожной и другой техники из комплектующих машиностроительных предприятий Беларуси.
Договоры об экономическом сотрудничестве заключены и между приграничными районами Смоленщины и Беларуси - Руднян-ским и Лиозненским, Краснинским и Дубро-венским соответственно. Например, в г. Рудне Руднянского района работает белорусское ООО "Белпромвест-С", в г. Демидове Демидовского района - белорусское ООО научно-производственное предприятие "Оптима-С". Кроме того в приграничных районах Смоленщины периодически, особенно во время уборки урожая, белорусской стороной оказывается помощь в виде предоставления сельскохозяйственной техники смоленским хозяйствам. Проводятся встречи и семинары по обмену опытом, организуются посещения передовых хозяйств Беларуси [3; 9].
В белорусско-российских приграничных районах наблюдается активная инвестиционная деятельность [2]. Что же касается сегментов рынка, которые могли бы осваивать белорусские товаропроизводители, то необходимо отметить, что, наверное, нет такой сферы рынка, в которой в той или иной мере не присутствовали представители деловых кругов Республики Беларусь. Достаточно показателен тот факт, что из 482 предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных в Смоленской области, учредителями 249 из них являются контрагенты из Беларуси. Наиболее ярким примером является строительная индустрия, в частности, дорожное и жилищное строительство. Например, в Смоленске уже идёт реализация "пилотного" проекта - строительство автоматизированной отопительной котельной с применением технологий и котлоагрегатов Витебского унитарного коммунального производственного предприятия котельных и тепловых сетей "ВПКиТС".
Процесс совместного предпринимательства на Смоленщине имеет в своём развитии постоянную основу. Как уже отмечалось, более 50 % предприятий с иностранными инвестициями созданы при участии предпринимателей и товаропроизводителей Республики Беларусь. Благодаря чему у Смоленщины имеется уникальная возможность привлечения новых технологий, в том числе и в виде создания совместных предприятий, что нашло своё отражение в оживлении процесса инвестици-
онной активности со стороны белорусских предпринимателей: за последний год увеличилось число совместных предприятий, действующих в сфере производства. В настоящее время в Смоленской области действует 88 предприятий, созданных с участием белорусского капитала, и все они работают весьма успешно. Сегодня реально работают предприятия по производству криогенных установок, медицинской техники, переработки лома цветных металлов, проектирования и производства водогрейных котлов. К числу наиболее успешных совместных предприятий можно отнести следующие: "МЕДИТЭК" (производство медицинского оборудования), филиалы СП "Бел-вест", АОА "Витебские ковры", Смоленский филиал АОА "Брестский чулочный комбинат" и другие (всего более 40 предприятий). Отдельные предприятия Витебской области, к примеру, завод "Энергокомплект", создали СП и дочерние предприятия в Смоленске. Есть также планы по развитию связей с могилевскими заводами дорожного хозяйства. В Смоленской области был открыт тепличный комбинат, при создании которого использовался опыт Витебской области [9].
Смоленщина сотрудничает также и с белорусскими сельхозпроизводителями. Например, Могилёвская область оказывает серьёзную помощь в загрузке перерабатывающих предприятий Смоленской области. Значительная часть того же молока, произведённого на могилевской земле, уходит в Россию. И эту продукцию можно рассматривать как белорусские инвестиции в экономику Смоленской области. Между тем уже идут переговоры о том, чтобы российский капитал вкладывался в переработку в белорусских приграничных регионах, а на Смоленщину вывозилась уже готовая продукция [6].
В коммунальной сфере так же осуществляется сотрудничество. Например, витебское предприятие "Полимерконструкция" участвует в смоленской программе по очистке сточных вод и установке станций обезжелезивания, поставляя полный цикл оборудования по во-доподготовке.
Жилищное и дорожное строительство -ещё одна сфера деятельности, в которой ещё несколько лет назад совместные предприятия не работали. Предприятия строительной отрас-
ли Беларуси заинтересованы в увеличении своих поставок строительных материалов, а также в увеличении объёмов строительно-монтажных и проектных работ, совместной разработке технологий, проектировании и строительстве. Традиционно смоленский рынок является основным для реализации белорусского керамического кирпича, железобетонных изделий, широкой гаммы изделий из ПВХ (окна, двери, подоконники), кабельной продукции. К тому же, уже сегодня одно из белорусских строительных предприятий занимается проектированием и строительством жилья, как по типовым, так и по индивидуальным проектам.
В дорожном строительстве Смоленщины осуществлён ряд новых проектов. Например, проведена установка оборудования по мойке щебня и хранению битумных эмульсий в Ур-ганском, Ельнинском и Кардымовском ДРСУ Так же было прошло ознакомление операторов и производителей работ производственных структур СОГУ "Смоленскавтодор" и УП "Ви-тебскоблдорстрой" с организацией работ по выпуску битумной эмульсии и устройству ямочного ремонта с её применением.
Например, в Смоленской области более 50 % совместных производств создано с участием белорусского капитала. Фирмы Витебской и Могилёвской областей регулярно участвуют в универсальной выставке-ярмарке "Весенний калейдоскоп", проводимой в Смоленске. Таким образом, приведённые примеры иллюстрируют положительную динамику белорусско-российских производственных связей [9].
Вместе с тем, в развитии межрегионального экономического сотрудничества России и Беларуси имеются серьёзные проблемы, не в последнюю очередь связанные с различиями в экономических моделях, используемых Россией и Беларусью. Например, не совпадают процессы реформирования экономики и институционального регулирования рыночных отношений, особенно в сфере управления собственностью. Тормозят развитие российско-белорусского приграничного сотрудничества действующие в Беларуси законы и нормативные акты, чрезмерно регламентирующие деятельность субъектов хозяйствования. Далека от совершенства и система взаиморасчётов и платежей. Многие белорусские предприятия, не
имея возможности осуществлять полный расчёт в денежной форме, предлагают российским регионам различные схемы, основанные на бартере, что усложняет межрегиональное экономическое взаимодействие [5; 10].
Кроме того, во внешнеэкономические приграничные связи вовлечены в основном крупные предприятия-экспортеры, а реализуемые инвестиционные проекты имеют национальный или союзный масштаб (в рамках Союза России и Белоруссии). Производственное международное сотрудничество небольших предприятий, в том числе негосударственных форм собственности, не развито. Более того, по обе стороны границы не используются на полную производственную мощность предприятия, работающие на местном сырье и ориентированные на локальный рынок. Периодически происходят так называемые "хлебные" или "молочные" войны и, как результат, вводятся запреты на ввоз в соседние регионы сырья и продуктов питания [7; 8; 10].
Существуют проблемы и с информированием партнёров по межрегиональным связям о взаимных деловых возможностях. При этом белорусские предприятия информированы значительно больше.
В целях поступательного развития регионов Беларуси и России и повышения его эффективности представляется целесообразным
[5; 6]:
- в работе с регионами вести дело к более тщательной и предметной проработке каждого проекта соглашения о сотрудничестве на региональном уровне. В этом плане установить практику обязательного сопровождения этих документов проектами протоколов об их выполнении с указанием конкретных мер, сроков и ответственных исполнителей от каждой из сторон;
- стимулировать создание совместных производств и предприятий, финансовых механизмов, служащих привлечению инвестиций, возобновлению кооперационных связей, прямых поставок традиционных товаров и услуг;
- добиваться от приграничных регионов соблюдения сроков проведения совместных заседаний рабочих групп и иных органов по выполнению подписанных двусторонних соглашений;
- для развития приграничного сотрудничества на региональном и муниципальном уровнях активнее задействовать Совет руководителей приграничных областей Белоруссии, России и Украины или же сформировать подобные трансграничные сообщества на уровне муниципалитетов, что позволило бы избегать цепочек посредников и завязывать прямые деловые контакты между заинтересованными сторонами;
- проработать вопрос создания базы данных деловых возможностей российских и белорусских предприятий и обеспечить к ней свободный доступ субъектов хозяйствования.
Для целенаправленного и системного развития двусторонних связей, а также придания динамизма производственно-экономическим, научно-техническим и торговым отношениям необходимо разработать совместную программу развития межрегионального и приграничного сотрудничества.
При разработке указанной программы рассмотреть возможность решения следующих задач в производственно-экономической области [1; 4]:
- содействовать развитию взаимной кооперации, эффективному использованию природного и экономического потенциала регионов и приграничных территорий, рациональному разделению труда между ними;
- создать благоприятные условия развития производственного сотрудничества субъектам хозяйственной деятельности приграничных регионов независимо от форм их собственности и подчиненности;
- обеспечить гармонизацию национального законодательства в области межрегионального и приграничного экономического сотрудничества;
- обеспечить рациональное использование трудовых ресурсов и трудового потенциала населения сопредельных приграничных регионов;
- создать межрегиональные финансовопромышленные группы, холдинги, корпорации и объединения.
Предлагаемая программа должна предусматривать проведение целого комплекса работ на межгосударственном и региональном уровнях по подготовке и согласованию различ-
ных нормативных правовых актов, проведению консультаций, разработке схем и прочее.
Таким образом, перспективы развития межрегионального и приграничного экономического сотрудничества в первую очередь зависят от его политической и ресурсной поддержки со стороны как государственных, так и региональных властных структур, а также создания работоспособной договорно-правовой базы. А укрепление регионального уровня
приграничной интеграции может рассматриваться как механизм нейтрализации угроз глобализации, проявляемых на уровне местных сообществ, и балансирования интересов государства, территории, населения и международного бизнеса. Это отвечает идее формирования социально ориентированной, устойчивой и инновационной модели как российской, так и белорусской экономики и является её продолжением во внешнеэкономической сфере.
Литература
1. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / Под ред. Л.Б. Вар-домского и С. В.Голунова. - М.- Волгоград: 2002. - С. 246-269.
2. Бландин А.А. Роль совместных проектов в приграничном сотрудничестве // Приграничные регионы, приграничное сотрудничество. Вестник научной информации, 2000. № 11-12.
3. Вардомский Л.Б. Приграничный пояс России: проблемы и тенденции развития // Приграничные районы, приграничное сотрудничество. - М., 2000. - С. 18-44.
4. Вардомский Л.Б. Российское порубежье в условиях глобализации. М.: Книжный дом "ЛИБРО-КОМ", 2008.
5. Вашанов В.А. Совершенствование производственно-хозяйственных связей регионов России и СНГ // Приграничное сотрудничество: опыт и перспективы. - М. - Оренбург, 2001.
6. Двустороннее сотрудничество стран СНГ: современное состояние, новые возможности // Проблемы постсоветских стран. Вып. №7. М.: ИМЭПИ РАН, 2005. - С. 261.
7. Никитенко П., Вертинская Т. Белорусско-российское приграничное сотрудничество как фактор формирования Союзного государства Беларуси и России // Общество и экономика. 2006. № 3. - С. 92.
8. Фактор соседства в экономическом развитии приграничных регионов стран СНГ. - М.: ИЭ РАН, 2010. - С. 95-135.
9. ЧасовскийВ.И. Российско-белорусское приграничье: изменения в территориально-отраслевой структуре хозяйства в постсоветский период развития // Региональные исследования. - Смоленск: Универсум, 2010. № 2 (28). - С. 82-90.
10. Часовский В.И. Механизмы и этапы интеграции промышленности стран СНГ в региональные и мировые индустриальные структуры // Актуальные проблемы современной географии. - Смоленск: Универсум, 2007. Вып. 5. С. 301-309.