УДК 008(091); УДК 069; 069.01
Д. Н. Хмара
Родовое самосознание - регулятивное основание конституирующей деятельности дворянина
(на примере дворянского рода Митковых)
Автор статьи на основе анализа архивных источников определяет гербовую атрибутику, родословие, историю родового имения и деятельность семьи Митьковых как взаимосвязанные элементы мироощущения дворянской семьи. Определено, что родовое самосознание выступает как основа генерации ментальных состояний, необходимых для конституирующей деятельности дворянина.
Ключевые слова: усадьба, Митьковы, дворянский герб, родовое самосознание.
D. N. Khmara
Ancestral identity as the regulating basis for institutionalizing activity of a nobleman (based on the example of the Mitkovs family)
The author of the article analises archive materials and defines the coat-of-arms attributes, genealogy, the history of the ancestral estate and the Mitkovs' activity as interrelated elements of a noble family worldview. Ancestral identity is definitely the basis for generating special conditions necessary for institutionalizing activity of a nobleman.
Key words: estate, the Mitkovs, aristocracy coat-of-arms, ancestral identity.
Русская усадьба представляла собой сложное и неоднородное явление, ее «нынешнее идиллическое восприятие не соответствует действительности» [10, с. 7]. 80 % усадеб принадлежало небогатым владельцам. Не все дворяне подавали прошение о выдаче им поколенной росписи и оформлении герба, так как это требовало больших хлопот и денег. Имели место подлоги и подделки документов при доказательстве дворянства [20]. Однако исследование мотивационных связей консти-туирования культурного пространства - идеального образования - возможно лишь при наличии соответствующих культурных образцов.
Источником формирования этого духовного продукта выступают не только культурные и социально-экономические повседневные практики индивида, но и воздействие родового самосознания как исходного момента, как основы мотива-ционных связей, позволяющих выделить в смысловом поле русской провинциальной усадьбы символическое пространство ментальной соотнесенности ценностных приоритетов родовой памяти с аспектами репрезентации личности дворянина, осознающего свою величайшую ответственность перед предками и перед всем человечеством.
В каждый период времени общественным сознанием востребованы определенные образы, вписанные в образ жизни социума и соответствую-
щие его системе ценностей. Собственно дворянство получило свое название как наименование привилегированного сословия в ХУШ веке. Стремясь усилить его политические и нравственные позиции в рамках концепции просвещенного абсолютизма, Екатерина II жаловала привилегии как «права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» [5], предварительно обозначив, какие «суть ...роды» к таковому благородному сословию относились. Тщательно разработанные правовые документы [5, 13] позиционируются в информационной среде Нового времени как философские труды - носители эволюционного знания.
Ценностная ориентация, задаваемая в контексте документов, определяет социальную значимость дворянского рода Митковых в истории государства, в культурном пространстве.
Как «древние благородные роды, ... коих доказательства дворянского достоинства за сто лет и выше восходят», род Митковых был внесен в 6-ю часть Родословной книги: «Фотий Михайлов сын Митков с родом своим на основании Жалованной грамоты 82-й статьи внесен в дворянскую Владимирской губернии Родословную книгу в 6-ю часть» [19, л. 6]. А в соответствии с «Жалованной же грамоты 90-ю статьею» сын его, Платон Фо-тиевич Митков, подавал прошение о внесении его рода «в Дворянскую Московской губернии Родо-
© Хмара Д. Н., 2017
словную книгу и в Дворянскую Родословную книгу С-Петербургской губернии»; был «с женою и детьми утвержден в дворянстве указом Правительствующего Сената Герольдии» [19, л. 8]. Как «всякий благородный род», род Митковых «представить имел доказательства своего достоинства»: поколенную роспись, жалованный высочайшей властью герб, «верстанье по дворянской службе поместьями» [5]. «Неопровергаемые доказательства благородства - ... поколенные и наследственные, восходящие сыну от отца, деда, прадеда и так выше», изложены в Родословной Митковых, составленной на основе старинных генеалогических разысканий, тщательных и документальных. Летописная регистрация важнейших событий прошлого помогает произвести их ментальную репрезентацию, выводит род из исторического небытия.
Целесообразно ознакомиться с «прошением» П. Ф. Миткова в собрание Московского дворянства; в нем представлены существенные данные для понимания значения и следствия документов, подтверждающих принадлежность к дворянскому сословию: г. Митков «.предоставил о службах предков своих справку Государственной Военной коллегии, две копии Герба, внесенного в Общий Гербовник родов 5-й части 1 отделения, о роде своем поколенную роспись, выданную из Гераль-дии родителю его, . равно Грамоту Владимирского Дворянского собрания, послужной список, Список о имении по форме» [19, с. 8-11] (то есть соответственно «Жалованной грамоте» заполнена «Форма списка дворянского рода») - прим. Хмара. Далее следует подробное изложение того, что «из документов видно», и важная ссылка: «Все сие доказывается справками Архива Коллегии Иностранных Дел, Разрядного архива, Вотчинного департамента и Родословною Митковых».
Правительство обращало особое внимание на организацию и деятельность геральдмейстерских учреждений, и подтверждение дворянского статуса государственными документами повышало родовое самосознание.
С исторической реальностью связан символический образ-преставление - дворянский герб. Герб рода Митковых внесен в часть 5-ю Общего Гербовника [2, 23]. Как официальный символ, он демонстрировал фамильную исключительность, имел ситуативное значение: подтверждение дворянства необходимо для внесения новых членов семьи в родословную книгу для поступления в привилегированное учебное заведение [19, с. 9] ... В то же время смысл знака как единицы визуаль-
ного контента, содержащего «ярко выраженную родословную информацию» [11, 20], абстрагирован от частной ситуации.
Описание герба дает ретроспекцию исторических событий с участием предков, которые достойно «Российскому Престолу служили дворянскую службу в разных чинах». Каждый элемент герба, созданного в духе лучших геральдических построений того времени, имел для владельца особый, зачастую сакральный смысл. Раскрытие семантики герба способствовало процессу мифологизации фамильного пространства в сознании потомков рода Митковых. «В голубом поле - серебряная звезда и под оною серебряная шпага. Щит увенчан дворянским шлемом с дворянскою на нем короною и тремя страусовыми перьями. Намет голубой, подложенный золотом» [2]. В гербовой традиции щит изображается как бы смотрящим на наблюдателя, «так что правая сторона будет левой для него» [11], что определяется как обозначение ментального смысла - субъективного пространства отражения. Символы красоты и величия (голубая финифть), чистоты и невинности (серебро), богатства и справедливости (золото), доблести (шпага), знатного происхождения и гражданской славы (шестиугольная звезда) - явились средством поэтической реконструкции фамильного времени. Отражен сюжет, получивший в геральдике название «погоня»: «в золотом поле - ездок, скачущий на вороной лошади, держащий в руке вверх подъятую палицу». Источником такой изобразительной составляющей герба рода Митковых послужили указания на реалии и предания: «Фамилии Митковых Степан .в 1509 году посылан был с Коломны до Рязани для препровождения Нагай-ского царевича и его посланцев» [2, 12].
Дополнительное свидетельство документально подтвержденного благородства - экслибрис, непременная принадлежность библиотеки знатного рода. Экслибрис «Из библиотеки М. П. Миткова» воспроизводит изображение герба владельца с указанием года первого упоминания фамилии предков в документах - 1509. В официальной копии герба рода Митковых дата отсутствует. Временной аспект ориентации сюжета относительно фамильной памяти показывает, что экслибрис является чем-то большим, чем охранным знаком, -средством передачи родовой ценности, сконцентрированной в одном образе. Многие годы книги из библиотеки Митковых хранят эту информацию [17]. Наряду с экслибрисом, на книгах хорошо различимы оттиски фамильных печатей с явно выраженными гербовидными чертами.
Традиция употребления печатей очень древняя. У частных лиц «долго не было гербов в настоящем значении этого слова, а место их до конца XVII века занимали печати. У некоторых лиц были печати со всеми признаками герба, но это не более как исключения, сделанные в пользу лиц знатных и образованных» [11]. Часть печатей на книгах Митковых не имеет традиционных для герба щита и шлема, но деление пространства на два поля и гербовые фигуры присутствуют: в картуше под дворянской короной - шестиугольная звезда, шпага, всадник. Нижние завитки картуша огибает лента с латинскими литерами М^кой. Встречается и другая печать - идентичная геральдическому знаку. Значит ли это, что печать предваряет герб Митковых? Несомненно, - придавалось большое значение гербовому сознанию. Сохранились золотые часы с гравировкой: изображение герба, фамилия и имя Михаил Митков по циферблату [17].
Герб - один из атрибутов дворянского статуса -выполняет и мемориальную функцию. В «Московском некрополе» дано описание герба на надгробии М. П. Миткова, «под гербом год: 1509» [12].
Мемориальная функция в диалектической взаимосвязи с коммуникативной осуществляет способность служить «внешней памятью» человека и рода в целом, знаком «осознания историчности условий человеческого существования» [24].
Фамильные эмблемы визуально моделируют память нескольких поколений рода Митковых. Осмысленное «употребление гербового мотива» [20] соответствует «духовной генеалогии, связанной с передачей родового самосознания» [3].
Но признак благородства дворянина - не только происхождение из «благого» рода, отмеченного за военные заслуги. Через законодательные акты Екатерины II подход к пониманию дворянской системы ценностей как новых мировоззренческих ориентиров формируется по законам Нового времени. «На степень дворянства» возводят людей «добродетель с заслугою и честь» - правила, предписывающие любовь к отечеству, «ревность к службе, верность государю». Эти правила, «беспрестанно внушающие не делать никогда без честного дела» \орфография сохранена\, «составляют существо дворянского звания», на них «преимущества дворянские должны все основаны быть» [13]. Аспектом ценностной ориентации -основы мировоззрения дворянина - становятся моральные стандарты. Для достижения общественного признания требуется неукоснительное соблюдение дворянской этики. Внешние атрибуты
дворянского достоинства (мундир и шпага, обращение «ваше благородие».) выражают ориентацию на статус, власть. Как психологические феномены, они формируют ментальные уровни -некий умозрительный идеал, новое понимание человека как деятельностного существа, призванного преобразовывать мир.
Стремлению доказать адекватность предназначения божественному замыслу, возможности привести в действие то, что имелось потенциально, соответствовали и интенциональные основания выбора имени. При наречении мальчиков в роду неоднократно выбирали небесным покровителем Архангела Михаила, «обладающего беспримерною духовною силою». Ему молятся о покровительстве трона и государства, о спасении и сохранении России. «Тем, кто украшается именем первого из Архангелов, то есть именем Михаил, приличнее всего отличаться ревностью к славе Божи-ей, верностью царю небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия.» [22]. В таком контексте вера в детерминированную судьбу формирует навык выражать свое Я в соответствии с философией имени как уникальное субъективное начало, сочетающее и реальные свойства, и приписываемые.
Общественное мнение относилось небезразлично к заветной 6-й части. К середине XIX в. в массе «породистого» русского дворянства (604 тыс. чел.) «фамилий, существующих прежде 1600 года», оставалось всего 738, «из которых многие уже угасли» [8].
Потомственное дворянство всегда считалось дворянством по преимуществу. Генеалогия несла в себе идею замкнутости, избранности. Это стремление к обособлению привело к созданию аристократических образовательных учреждений.
Род Митковых не обеднел, как другие, не расстался со своей родовой поземельной собственностью, «исторически слившись с которой только и может держаться аристократия» [7, 9]; воспользовался прерогативой высшего класса - правом получения доступа к резерву знаний привилегированных учебных заведениях. М. П. Митков заканчивает Императорский Александровский лицей [26, с. 108].
Целеполагание в соответствии со стандартами культурной и образовательной системы Лицея создает мотивацию на разработку стратегии поведения дворянина, ориентированного на реализацию себя в деятельности «для общей пользы».
Рассмотрим сущность феноменов в более широком контексте реальности. В середине 19 века
Митковы приобретают в Ковровском уезде старинную усадьбу Чернцы-Воротынских. В писцовых книгах «письма и меры» 1583 г. описаны «пашни (земля худа)»; сенокосные угодья, участки леса. В селе - «церковь Архистратига Михаила, .да под селом же мельница». Территориальная идентичность обозначенного в древнем документе «села Чернцы на реке на Ухтоме» приобретенным владениям Митковых придавала объем всей истории локуса; здесь «гений места» локализован как «общий предок». Обозначены контуры границ имения, не подверглись трансформации названия: «Деревни Ломы, Пестрецово, Заболотное, Филип-ково, Сосновка...Межа селу Чернцам от реки от Ухтомы вверх, ... да поперек Черного озерка и до сосны, а на ней грань, да дорогою Рубскою по граням и по ямам через речки .до Ухтомы, .с какого места межа начата писать. При царе Василии Шуйском село Чернцы было пожаловано в поместье князю Ивану Федоровичу Волконскому, а в 1619 году имение было дано в вотчину тому же Волконскому» [16, с. 574-578, 589-593].
Ментальные смыслы влияют на восприятие времени, места, личностей бывших владельцев усадьбы (титулованное дворянство всегда пользовалось уважением дворянства родового). Древность документа идентична древности рода Волконских, древности рода Митковых. Живое переживание жизни предков и сопричастность чужой ушедшей жизни, способность тонко чувствовать в ткани усадебного пространства эффект присутствия трепетного бытия и ауры прошедшего времени усиливает ощущение сакральности места - места исторической памяти, освященного памятью рода. История старинного села, многовековое родословие прежних владельцев усадьбы, Genius locj явились средством понимания дворянской традиции особым образом организовывать усадебное пространство; несомненна совместимость интуитивного и рационального, и даже первоочередность ментального момента в механизме его организации. Возможность осознать себя частью исторической общности есть мотивация выстраивать модель поведения соответственно скрытым переживаниям, детерминированным этой традицией. Герб на воротах в усадьбу Черн-цы-Воротынских - свидетельство символически обозначенной визуальной репрезентации рода Митковых - воспринимается как определенный исторический идентификатор и как компонент фамильной культурной традиции - основы собственной идентичности дворянина, пример «утвер-
ждения в усадебном пространстве символических обозначений духовных ценностей рода» [3].
Смена владельцев усадьбы Чернцы-Воротынских не умаляет семантической насыщенности культурного пространства. Его семантику определяет и наполняет ментальными смыслами родовое самосознание, реконструируя минувшее и заполняя лакуны в невымышленном историческом прошлом.
Интенциональность целостного мироощущения касается ментальных состояний и тех глубин сущности, которые эти состояния генерируют. Гербовая атрибутика, родословие, гений места, история места воспринимаются не как иллюзорная модель реальности; они играют конституирующую роль в усадебном пространстве, непосредственно образуя и саму личность. Творение самого себя происходит в самоидентификации со своим родом, на фундаментальном уровне консти-туирования, связанном с внутренним сознанием времени.
Система смысловых и структурных категорий правовых документов [5] явилась концептуальной схемой, которая не только обеспечивала место дворянства (и, в частности, рода Митковых) в со-цио-культурном пространстве России, но и мотивировала на актуализацию родового самосознания - регулятивного основания конституирующей деятельности дворянина.
Рассматривая «дворянское название как следствие добродетели» предков, «потомству нарица-ние благородное», дворянин воспринимает артефакты времени социальной реализации рода в качестве символов, которые органично входят в картину мира, выполняют мировоззренческие функции, обосновывая сложившуюся иерархию социальных статусов, учрежденную государством и божественным промыслом. Осознание дворянином практической связи с первоисточником - непреходящим образцом духовной истины, заложенным родословием, - явилось скрытым механизмом мотивации на создание идеальной формы культуры - «пространства реализации виртуальности» [14].
Происходит мысленное кодирование пространства как формирование среды, раскрывающей креативный потенциал дворянина; становится возможным «актуализировать богатство своих задатков» [1], мобилизовать индивидуальный опыт предков, знания, полученные в Лицее, для «осуществления социальных программ, распространения идей и взглядов, языка и традиций.» [14]. Включение элементов родового самосозна-
ния в систему действий дворянина позволяет не только декларировать принципы, но и воплощать в жизнь идеи Просвещения, служа Отечеству на высоком посту чиновника в столице, гласным земского собрания в Шуйском уезде, основателем крестьянской школы в усадьбе Чернцы-Воротынских [16, 17, 26].
Образ усадьбы Чернцы-Воротынских, обогащенный локальной историей и «живыми преданиями» родословия Митковых, приобретает «генетически и исторически множественность значений, идеализируется и мифологизируется» [3].
Подлинная культура требует «благородной игры» [15, 25], «без некоторой степени согласия с «условностями» невозможна элементарная коммуникация». Противостояние «предметному анализу культурной действительности мифологичности, даже некоторой мистичности» [4] как частного проявления культурного пространства соответствует этому концепту и теме данного исследования.
«Личностная мотивация ... духовна, идеальна» [6, с. 160]. Коллективные универсальные паттерны явились проявлением родового самосознания -основы ценностной ориентации в культурном пространстве как системе регулятивных оснований человеческой деятельности и ее знаково-символического содержания.
Библиографический список
1. Быстрова, А. Н. Модель культурного пространства: граница и безграничность [Электронный ресурс] / А. Н. Быстрова. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/model-kulturnogo-prostranstva-granitsa-i-bezgranichnost#ixzz4Xu2zx2X9
2. Герб рода Митковых [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gerbroda.ru/arms/645 .html
3. Городнова, Л. Е. Смысловой континуум понятия «усадьба» [Электронный ресурс] / М. Г. Ваняшова. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/smyslovoy-kontinuum-ponyatiya-usadba
4. Городнова, Л. Е. Феномен провинциальной дворянской усадьбы в культурном пространстве России [Электронный ресурс] / Л. Е. Гордоно-ва. - Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/458637.html
5. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства. 21 апреля 1785 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/2400/
6. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическою философию [Текст] / Э. Гуссерль. - СПб.: Аледея, 2004.
7. Дворянство // Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. runivers.ru/bookreader/book 1015 0/#pag e/215/mode/1up
8. Долгоруков, П. В. Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым [Электронный ресурс] / П. В. Долгоруков. — Режим доступа: http://elib.shpl.ru/nodes/4753
9. Евангулова, О.Е. Художественная «вселенная» русской усадьбы [Электронный ресурс] / О. Е. Евангулова. - Режим доступа: http://www.booksite .ru/usadba_new/world/16_0_05 .htm #0_1
10. Каждан, Т. П. Художественный мир русской усадьбы [Текст] / Т. П. Каждан. - М. : Традиция, 1997.
11. Лакиер, А.Б. Русская геральдика [Электронный ресурс] / А. Б. Лакиер. - Режим доступа: http://www.heraldrybooks.ru/book.php ?id= 1
12. Московский некрополь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://arc.familyspace.ru/archive/Moskovskiy_nekro pol_t_2_1907_g_265/p-1
13. Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.runivers.ru/lib/book4370/5 3123/
14. Орлова, Е. В. Культурное пространство: определение, специфика, структура [Электронный ресурс] / Е. В. Орлова. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7kulturnoe-prostranstvo-opredelenie-spetsifika-struktura#ixzz4Xu5 fskvg
15. Ортега-и-Гассет, Х Восстание масс [Электронный ресурс] / Х. Ортега-и-Гассет. - Режим доступа:http://e-libra.ru/read/348229-vosstanie-mass-sbornik.html
16. Полуярова, Д. Н. Архитектурно-парковый комплекс провинциальной усадьбы XIX - XX вв. как феномен культуры [Электронный ресурс] / Д.Н. Полуярова. - Режим доступа: https://www.isuct.ru/e-publ/gum/sites/ru.e-publ.gum/files/2011/t02n02/humscience_2011_t02n0 2.pdf
17. Полуярова, Д. Н. «Человеку предназначено творцом жить.»: особенности культуры про-
винциального имения Чернцы-Воротынских [Электронный ресурс] / Д.Н. Полуярова. - Режим доступа: https://tkn.isuct.ru/e-publ/gum/sites/ru.e-publ.gum/files/2010/t01n02/humscience_2010_t01n 02_108.pdf
18. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 4. Д. 5973.
19. РГАДА. Ф. 154. Оп. 3. Д. 518.
20. Родовые предания в русской геральдике [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sovet.geraldika.ru/page/11049
21. Российское дворянство. Список дворянских родов, внесенных в Родословные книги Дворянских Депутатских собраний губерний, наместничеств и областей Российской империи [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://goldarms.narod.ru/russian-adel.htm
22. Святой Архангел Михаил [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/arxangely-nashi-pokroviteli
23. Список дворянских родов, внесенных в Общий Гербовник Российской Империи [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.runivers.ru/bookreader/book45096/#pag e/657/mode/1up
24. Хаттон, П.Х. История как искусство памяти [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/hatt/i ntro.php
25. Хейзинга, Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры [Электронный ресурс] / Й. Хей-зинга. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Heiz/ 01 .php
26. Хмара, Д. Н. Земская деятельность в контексте конституирования культурного пространства провинции // Верхневолжский филологический вестник = Verhnevolzhski Philological Bulletin : научный журнал. № 3 [Текст] / Д. Н. Хмара. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016.
Bibliograficheskij spisok
1. Bystrova, A. N. Model' kul'turnogo prostran-stva: granica i bezgranichnost' [Jelektronnyj resurs] / A. N. Bystrova. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n7model-kulturnogo-prostranstva-granitsa-i-bezgranichnost#ixzz4Xu2zx2X9
2. Gerb roda Mitkovyh [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://gerbroda.ru/arms/645.html
3. Gorodnova, L. E. Smyslovoj kontinuum pon-jatija «usad'ba» [Jelektronnyj resurs] / M. G. Vanjashova. - Rezhim dostupa:
http://cyberleninka.ru/article/n/smyslovoy-kontinuum-ponyatiya-usadba
4. Gorodnova, L. E. Fenomen provincial'noj dvorjanskoj usad'by v kul'turnom prostranstve Rossii [Jelektronnyj resurs] / L. E. Gordonova. - Rezhim dostupa: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/458637.html
5. Gramota na prava, vol'nosti i preimushhestva blagorodnogo rossijskogo dvorjanstva. 21 aprelja 1785 g. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/2400/
6. Gusserl', Je. Krizis evropejskih nauk i tran-scendental'naja fenomenologija. Vvedenie v fenomeno-logicheskoju filosofiju [Tekst] / Je. Gusserl'. - SPb.: Aledeja, 2004.
7. Dvorjanstvo // Jenciklopedicheskij slovar' F. A.Brokgauza i I. A.Efrona [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http : //www. runivers.ru/bookreader/book 1015 0/page/ 215/mode/1up
8. Dolgorukov, P. V. Rossijskaja rodoslovnaja kniga, izdavaemaja knjazem Petrom Dolgorukovym [Jelektronnyj resurs] / P. V. Dolgorukov. - Rezhim dostupa: http://elib.shpl.ru/nodes/4753
9. Evangulova, O. E. Hudozhestvennaja «vselen-naja» russkoj usad'by [Jelektronnyj resurs] / O. E. Evangulova. - Rezhim dostupa: http : //www.booksite. ru/usadba_new/world/16_0_05. htm#0_1
10. Kazhdan, T. P. Hudozhestvennyj mir russkoj usad'by [Tekst] / T. P. Kazhdan. - M. : Tradicija, 1997.
11. Lakier, A. B. Russkaja geral'dika [Jelektron-nyj resurs] / A. B. Lakier. - Rezhim dostupa: http://www.heraldrybooks.ru/book.php?id=1
12. Moskovskij nekropol' [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://arc.familyspace.ru/archive/Moskovskiy_nekro pol_t_2_1907_g_265/p-1
13. Nakaz imperatricy Ekateriny II, dannyj Ko-missii o sochinenii proekta novogo Ulozhenija [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.runivers.ru/lib/book4370/5 3123/
14. Orlova, E. V. Kul'turnoe prostranstvo: opre-delenie, specifika, struktura [Jelektronnyj resurs] / E. V. Orlova. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n7kulturnoe-prostranstvo-opredelenie-spetsifika-struktura#ixzz4Xu5 fskvg
15. Ortega-i-Gasset, H Vosstanie mass [Jelek-tronnyj resurs] / H. Ortega-i-Gasset. - Rezhim dos-
tupa:http://e-libra.ru/read/348229-vosstanie-mass-sbomik.html
16. Polujarova, D. N. Arhitekturno-parkovyj kom-pleks provincial'noj usad'by XIX - XX vv. kak fenomen kul'tury [Jelektronnyj resurs] / D. N. Polujarova. - Rezhim dostupa: https://wwwisuct.ru/e-publ/gum/sites/ru.e-
publ.gum/files/2011/t02n02/humscience_2011_t02n02. pdf
17. Polujarova, D. N. «Cheloveku pred-naznacheno tvorcom zhit'...»: osobennosti kul'tury provincial'nogo imenija Cherncy-Vorotynskih [Jelektronnyj resurs] / D. N. Polujarova. - Rezhim dostupa: https://tkn.isuct.ru/e-publ/gum/sites/ru.e-publ.gum/files/2010/t01n02/humscience_2010_t01n 02_108.pdf
18. RGADA. F. 1209. Op. 4. D. 5973.
19. RGADA. F. 154. Op. 3. D. 518.
20. Rodovye predanija v russkoj geral'dike [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://sovet.geraldika.ru/page/11049
21. Rossijskoe dvorjanstvo. Spisok dvorjanskih rodov, vnesennyh v Rodoslovnye knigi Dvorjanskih Deputatskih sobranij gubernij, namestnichestv i oblastej Rossijskoj imperii [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://goldarms.narod.ru/russian-adel.htm
22. Svjatoj Arhangel Mihail [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://azbyka.ru/arxangely-nashi-pokroviteli
23. Spisok dvorjanskih rodov, vnesennyh v Obshhij Gerbovnik Rossijskoj Imperii [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.runivers.ru/bookreader/book45096/#pag e/657/mode/1up
24. Hatton, P. H. Istorija kak iskusstvo pamjati [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/hatt/intr o.php
25. Hjojzinga, J. Homo Ludens; Stat'i po istorii kul'tury [Jelektronnyj resurs] / J. Hjojzinga. - Rezhim dostupa:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Heiz/0 Lphp
26. Hmara, D. N. Zemskaja dejatel'nost' v kon-tekste konstituirovanija kul'turnogo prostranstva provincii // Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik = Verhnevolzhski Philological Bulletin : nauchnyj zhurnal. № 3 [Tekst] / D. N. Hmara. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016.
Дата поступления статьи в редакцию: 03.02.2017 Дата принятия статьи к печати: 16.02.2017