УДК 802.0-3
А.В. Воздвиженская РОДОВИДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КАТЕГОРИИ «РОДСТВЕННИКИ»
На материале ассоциативного эксперимента рассматриваются родовидовые отношения в категории «родственники» Описывается группировка реакций поля категории по зонам: ядерной, промежуточной, периферийной. Учитываются гендерный и возрастной факторы.
Ассоциация, категория, прототип, ядерная зона, периферийная зона A.V. Vozdvizhenskaya GENUS-SPECIES RELATIONS IN THE CATEGORY «RELATIVES»
The article studies genus-species relations in the category «relatives» based on associative experiment. Grouping of reactions in associative fields is presented in zones: nuclear, transitional, andperipheral. Gender and age are taken into consideration.
Association, category, prototype, nuclear zone, peripheral zone
Отношениям родства посвящено большое количество исследований. Их значительная часть сосредоточена на социологическом и этнографическом аспектах родства: на типах семьи, ее структуре и т.п. В данной работе рассматриваются формы проявления осознания этой системы, которые нашли отражение в данных ассоциативного эксперимента. Ассоциативные связи обнаруживают «глубинную когнитивную организацию» многостороннего опыта человека, который сложился у него через речь и мышление, и, следовательно, могут служить надежным источником знаний о репрезентации системы родства в сознании человека [4].
В качестве материала исследования использовались данные ассоциативного эксперимента, проведенного в 2014 году среди студентов саратовских вузов технических и гуманитарных специальностей. Двум группам испытуемых (80 юношам и 80 девушкам) было предложено привести по 5 примеров членов категории «родственники». В результате были получены анкеты, содержащие названия родственников как реакции на заданный стимул. Например,
Юноша, 19 лет: 1. Мама, 2. Папа, 3. Сестра, 4. Брат, 5. Тетя.
Девушка, 17 лет: 1. Мама, 2. Папа, 3. Бабушка, 4. Дедушка, 5. Брат.
Собранный материал представляет собой ассоциативное поле на стимул «родственники». Он позволяет учитывать не только общее количество той или иной номинации, но и ее позицию в ответе, то есть порядок, в котором примеры рассматриваемой категории приходили на память респондентам.
По мнению известного американского когнитолога Э. Рош, структура любой естественной категории основана на наличии в ней одного или нескольких прототипов [1], играющих ключевую роль в осознании человеком мира и рубрикации знания. Основная черта прототипа - наличие у него «атрибутов», или наиболее характерных для данной категории признаков [6]. Считается, что, чем больше атрибутов реализует тот или иной член категории, тем большей степенью прототипичности он обладает [5].
Один или несколько прототипов образуют ядерную зону категории. Остальные компоненты входят в категорию в том случае, если они «демонстрируют типы подобия» с лучшим представителем своего класса - прототипом [2]. Члены категории, имеющие некоторые общие атрибуты с прототипами, но не обладающие полным набором прототипических характеристик, образуют периферийную зону.
Будучи «когнитивным ориентиром категории», прототипы должны, во-первых, являться наиболее частотными реакциями на заданный стимул и, во-вторых, раньше других примеров приходить в память респондентов, т.е. располагаться на первых позициях в анкете. Рассмотрим, так ли это.
В табл. 1 представлены выявленные в результате анкетирования члены ассоциативного поля «родственники», зафиксированные не менее 2 раз. Общее количество полученных реакций - 793.
Таблица 1
Абсолютные частоты реакций-номинаций родственников по данным эксперимента
Реакция Общее количество вхождений
реакции в ассоциативное поле
Бабушка 102
Брат, братишка, братья 99
Мама/мать 94/22
Сестра 93
Папа/отец 92/26
Дедушка 68
Дядя 41
Тетя 39
Родители 8
Теща 7
Муж 6
Свекровь 6
Сын 5
Дочь 5
Крестный 5
Племянник 4
Жена 2
Племянница 2
Тесть 2
Свекор 2
Принимая в качестве одного из факторов прототипичности высокую частотность реакции в ассоциативном поле, к ядерной зоне относим такие реакции как бабушка, брат (братишка, братья), мама, сестра, папа, дедушка, то есть названия представителей двух старших для респондента поколений, а также именования других детей его родителей.
Следует отметить, что в рамках выделенной нами ядерной зоны количество реакций, называющих женские социальные роли (бабушка, мама, сестра), превышает количество тех, что обозначают роли мужские (брат, братишка, братья, папа, дедушка), что может быть связано с традиционно присваиваемой женщинам социальной функцией поддержания родственных отношений.
В совокупности номинации мама и мать, папа и отец являются самыми частотными, то есть по данному признаку их можно отнести к прототипам категории «родственники». Употребление разных лексических единиц при обозначении одной и той же степени родства играет важную роль. По
мнению В.Е. Гольдина, именования «своих» родственников совпадают с обращениями (мама, папа), а не с общими названиями степеней родства [3], то есть, давая реакцию мама и папа, респонденты имели в виду, скорее всего, членов собственной семьи.
Рассмотрим второй фактор, влияющий на прототипичность реакции, - преобладающую позицию реакции в анкете. В табл. 2 и 3 представлены ответы юношей и девушек в порядке их появления по позициям (с частотой не менее 2 в каждой из позиций).
Таблица 2
Наиболее частотные реакции юношей
Позиция 1 Позиция 2 Позиция 3 Позиция 4 Позиция 5
Реакции Реакции Реакции Реакции Реакции
и их количество и их количество и их количество и их количество и их количество
Мама, мать 30 Папа, отец 30 Брат 17 Сестра 14 Бабушка 17
Брат 11 Мать, мама10 Бабушка 13 Дедушка 12 Дедушка 11
Тетя 8 Сестра 7 Сестра 9 Брат 12 Сестра 8
Отец 8 Дядя 7 Дядя 8 Бабушка 12 Дядя 6
Сестра 5 Дедушка 6 Тетя 5 Тетя 5 Брат 6
Бабушка 5 Брат 4 Дедушка 4 Папа, отец 5 Дед 4
Родители 3 Тетя 3 Теща 3 Дядя 4 Папа 3
Дядя 2 Деверь 2 Родители 2 Мама 3 Крестный 3
Бабушка 2 Отец 2 Дед 2 Теща 2
Мать 2 Тетя 2
Кум 2 Племянник 2
Таблица 3
Наиболее частотные реакции девушек
Позиция 1 Позиция 2 Позиция 3 Позиция 4 Позиция 5
Реакции Реакции Реакции Реакции Реакции
и их количество и их количество и их количество и их количество и их количество
Мама, мать 57 Папа, отец 52 Брат 20 Бабушка 19 Дедушка 13
Сестра 4 Сестра 4 Сестра 14 Сестра 18 Бабушка 12
Тетя 3 Мама 4 Бабушка 14 Брат 12 Сестра 10
Брат 3 Бабушка 4 Дедушка 7 Дедушка 11 Брат 9
Бабушка 3 Дедушка 3 Папа 5 Папа 6 Дядя 7
Папа 2 Тетя 2 Мама 5 Тетя 2 Тетя 5
Прадедушка 2 Тетя 4 Муж 2 Свекровь 4
Дядя 2 Дядя 2 Дядя 2 Дочь 3
Семья 2
Муж 2
По данным табл. 2, 3 наиболее частотные ответы в каждой позиции у юношей и девушек составляют уже выявленную нами ядерную группу категории «родственники»: мама (мать), папа (отец), брат, сестра, бабушка, дедушка. Показательно, что наиболее частотные реакции на первых двух позициях имеют большое численное преимущество перед остальным реакциями. Таким образом, реакции мама и папа можно считать центральными прототипами категории, образующими ее ядро. Они действительно выступают когнитивными ориентирами, так как их позиция в ряду ответов позволяет делать вывод о ряде в целом. Наблюдается следующая тенденция реагирования: если в тех или иных анкетах на первых позициях отсутствуют реакции мама и папа, то на последующих они также не появятся, а сами реакции будут называть дальних родственников. Это характерно как для юношей, так и для девушек. Например:
Девушка, 19 лет: 1. прабабушка, 2. прадедушка, 3. тетя, 4. дядя, 5. сноха;
Девушка, 19 лет: 1. тетя, 2. прадедушка, 3. кузен, 4. кузина, 5. свекровь;
Юноша, 18 лет: 1. шурин, 2. прадедушка, 3. теща, 4. племянник, 5. сестра;
Юноша, 18 лет: 1. свекор, 2. деверь, 3. свояк, 4. невестка, 5. бабушка.
Можно предположить, что в этом проявляются характерные для языкового сознания групповые и личностные составляющие: у ряда испытуемых ядерная часть категории «родственники» расположена в зоне представления о не самых близких кровных родственниках.
Реакции брат, сестра, бабушка и дедушка занимают первые места в позициях с третьей по пятую у обеих групп испытуемых. Однако их количество не намного превышает количество последующих реакций. Используя теорию Э. Рош, можно сказать, что они, безусловно, входят в ядерную зону категории «родственники», но являются в ней не «лучшим» примером: лучший пример - мама и папа.
Реакции тетя и дядя присутствуют во всех позициях у обеих тендерных групп (у девушек в первой позиции дядя был назван только один раз, поэтому не вошел в таблицу). При этом количество реакций распределено достаточно равномерно по всем пяти позициям: от одного до восьми вхождений в ассоциативное поле в каждой позиции. Эти данные говорят о наличии устойчивой связи между стимулом и данными реакциями, но назвать «тетю» и «дядю» лучшим примером категории или компонентом, имеющим большое количество атрибутов категории, неверно. Эти реакции образуют переход между ядерной зоной и периферией.
К периферии по материалам эксперимента относятся такие реакции как племянник, племянница, муж, жена, теща, тесть, свекор, свекровь, прабабушка, прадедушка, сын, дочь, кум, деверь и др. Эти реакции имеют невысокую частотность и практически не появляются на первых позициях.
Схематично представить структуру категории «родственники» можно следующим образом.
Ядро категории
^^^ Центральные члены ядерной зоны:
^г — -с' бабушка, дедушка, брат, сестра
/ /\ ^Переходная от ядерной к
/ / / А \ \ периферийной зона тетя, дядя
Периферия: племянник, свекровь, теща, прабабущка и др.
Рис. 1. Структура категории «родственники» по данным ассоциативного эксперимента
Итак, анализ результатов эксперимента показал, что в ассоциативном поле категории «родственники» возможно вычленение ядерной группы, состоящей из прототипов категории. При этом ядро включает как «лучшие примеры» категории, так и промежуточные компоненты, находящиеся на границе с периферийной зоной.
Данные эксперимента обнаруживают проявление гендерных особенностей осознания категории «родственники». В табл. 4 раздельно представлены наиболее частотные реакции, данные юношами и девушками, охватывающие ядерную и промежуточную зоны.
Таблица 4
Количество реакций ядерной и промежуточной зоны в ответах юношей и девушек
Реакции девушек Реакции юношей
Мама/мать 64/4 брат, братья, братишка 54
Папа/отец 63/5 бабушка 49
Бабушка 53 сестра 43
Сестра 50 дедушка, дед 41
Брат 45 Мама/мать 30/18
Дедушка 37 Папа/отец 29/22
Тетя 16 дядя 27
Дядя 14 тетя 23
Для девушек наиболее прототипичными родственниками оказываются мама/мать и папа/отец. В эксперименте девушки значительно чаще прибегают к именованиям-обращениям, тогда как юноши нередко дают реакции мать и отец, т. е. используют номинации не обязательно «собственных» родственников. При этом даже при объединении реакций мама и мать, папа и отец эти номинации родителей не являются у юношей самыми частотными. Чаще в качестве примеров родственников юноши называли брата (брат, братишка, братья) и бабушку.
Среди реакций, относящихся к периферии ассоциативного поля, вызывают интерес реакции, называющие, скорее, потенциальную, чем реальную для респондентов студенческого возраста семью. К ним относятся такие реакции, как муж, жена, сын, дочь, свекор, свекровь, тесть, теща. Общая доля их относительно невелика: на них приходится от 1 до 6 реакций. При этом у девушек реакции-отсылки к потенциальной для них семье более разнообразны, у юношей репертуар подобных номинаций более ограничен. Среди их ответов отсутствуют реакции муж, свекор, а реакции дочь, свекровь, тесть встретились только по одному разу. В этом проявляется действие возрастного фактора.
Материал ассоциативного эксперимента демонстрирует, как отражается система родства в сознании человека, позволяет описать отношения внутри этой системы как отражение наиболее устойчивых ментальных связей в рамках категории. Представляется принципиально важным и то, что в эксперименте фиксируются не только общие компоненты в составе рассматриваемого фрагмента ментального образа мира, но и явные различия возрастного, тендерного и личностного характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Rosch E. Natural categories / E. Rosch // Cognitive Psychology. 1973. P. 28-350.
2. Борискина О.О. Теория языковой категоризации. Национальное языковое сознание сквозь призму криптокласса / О.О. Борискина, А.А. Кретов. Воронеж, 2003. 209 с.
3. Гольдин В.Е. Этикет и речь / В.Е. Гольдин. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1978. 112 с.
4. Залевская А.А. Введение в психолингвистику / А.А. Залевская. М.: Изд-во РГГУ, 1999. 382 с.
5. Кочкина Е.Л. Метод прототипа в анализе категории объекта / Е.Л. Кочкина // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. тр. / под ред. И.А. Стернина. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001. С. 154-156.
6. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е.С. Кубряковой, В.З. Демьянкова, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузиной. М., 1997. 245 с.
Воздвиженская Анна Вячеславовна - Anna V. Vozdvizhenskaya -
аспирант кафедры «Теория, история Postgraduate
языка и прикладная лингвистика» Department of Language Theory and History,
Саратовского государственного университета and Applied Linguistics,
имени Н.Г. Чернышевского Chernyshevsky Saratov State University
Статья поступила в редакцию 06.08.14, принята к опубликованию 25.09.14