1УДК 8.085 ББК 80.74
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
КАК ГИПЕРЖАНР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Е. Н. Суханкина
В статье рассматривается родительское собрание как гипержанр, приводятся теоретические доказательства данного утверждения, раскрываются различные подходы к понятию «гипержанр» в современном жанроведении, проводится сопоставление современных исследований в области заданной проблемы, делается вывод о том, что родительское собрания является сложным коммуникативным событием, которое реализуется с помощью речевых жанров -субжанров, объединенных в гипержанр.
Ключевые слова: родительское собрание, гипержанр, субжанр, коммуникативное событие, педагогическое общение.
TEACHER-PARENT MEETING AS A HYPERGENRE OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION
E. N. Sukhankina
This article deals with teacher-parent meeting as a hypergenre. In the article the theoretical proof of this assertion is given and various approaches to the concept of "hypergenre" in modern science of genres are described. A comparison of current studies in the field of the specified problem is given as well. It is concluded that the teacher-parent meeting is a complex communicative event which is realized using speech genres (subgenres) united into a hypergenre.
Keywords: teacher-parent meeting, hypergenre, subgenre, communicative event, pedagogical communication.
Эпоха информационных технологий и компьютеризация всех сфер жизни человека отражается на взаимодействии людей, на их речевом поведении и, прежде всего, на развитии речемыслительной деятельности подрастающего поколения, которое выстраивает свою систему и правила общения и взаимодействия. В таких условиях для учителя, который работает в образовательных учреждениях, важно правильно и грамотно выбрать стратегию поведения с учащимися и их родителями, тем самым создавая единую образовательно-воспитательную среду семьи и школы. Неотъемлемым компонентом этой среды являются родительские собрания.
Рассмотрим родительские собрания в системе жанров педагогического общения с целью выявления особенностей их проведения и взаимодействия педагогов с родителями учащихся. Как известно, речевое поведение и ре-
чевая деятельность коммуниканта реализуется в речевых жанрах, «относительно устойчивых, тематических, композиционных и стилистических типах высказывания» [1, с. 257], следовательно, и родительское собрание также есть речевой жанр. Однако в отличие от других речевых жанров родительское собрание является сложным коммуникативным событием педагогического общения, гипержанром, состоящим из субжанров.
Рассмотрим подробнее эти дефиниции для обоснования нашей позиции. Понятия «гипержанр и гипержанровые события» впервые появляются в работах В. В. Дементьева и К. Ф. Седова в 1998 г., впоследствии раскрываются в научных трудах современных исследователей на примерах различных речевых жанров.
По мнению В. В. Дементьева и К. Ф. Седова, гипержанры - это «макрообразования, речевые формы, сопровождающие социально-ком-
муникативные ситуации и объединяющие в своем составе несколько жанров». Исследователи понимают под жанром «вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей» [2, с. 11]. Речевые жанры рассматриваются ими как составляющие дискурса, а решающей для определения речевого жанра является коммуникативная сфера.
Данное понимание речевого жанра и гипержанра легло в основу рассуждений Б. Я. Шарифул-лина, Ф. Л. Косицкой, Т. П. Сухотериной, Н. А. Гуцал, О. А. Казаковой и других исследователей.
Б. Я. Шарифуллин, развивая идеи В. В. Дементьева и К. Ф. Седова, считает, что «гипержанр отражает не просто «сложное» реальное событие, но такое, которое членимо на различные компоненты или эпизоды, часто выстраиваемые в определенном порядке, по определенному сценарию» [3, с. 19]. Автор делает акцент на том, что важным признаком гипержанра и гипержанрового сценария является то, что они отражают комплексное, многокомпонентное, но единое и цельное событие действительности [3, с. 20].
В исследовании Т. П. Сухотериной гипержанр трактуется как совокупность различных по форме жанров речи, текстов, сборников текстов с функционально-семантическим содержанием «поздравить», объединенных фатической функцией [4, с. 5]. Так, автор выделяет в своей работе разновидности «поздравления» и называет их поджанрами - минимальными составляющими гипержанра «поздравление»: поздравительная открытка, валентинки, поздравительная записка, поздравительный альбом, поздравительный «плакат», поздравительная газета и т. п.
О. А. Казакова, рассматривая «коммуникативное событие» в дискурсе диалектной языковой личности, гипержанрами называет «встречу гостей», «подготовку к потчеванию», «потчевание», «дружескую беседу», «проводы гостей» [5, с. 21].
Ф. Л. Косицкая для обозначения сложного речевого жанра использует понятие «макрожанр». В ее понимании макрожанр - это «сложное жанровое образование, имеющее целевое и тематическое единство, а также сложную иерархическую структуру, формируемую совокупностью ядерных, комплексных вариантов жанров и субжанров. Иначе, макрожанр - это сверхсложное жанровое образование, объеди-
няющее множество неоднородных независимых жанров на основе тематического и целевого единства и имеющее сложную иерархическую структуру» [6, с. 71]. Также исследователь использует термин «комплексный жанр» - как «жанровую форму, имеющую в составе два или несколько утративших свою самостоятельность жанров (то есть субжанров), объединенных единством цели и темы» [6, с. 71].
Н. А. Гуцал рассматривает гипержанр как «крупную модель коммуникации, в которой можно выделить более конкретные жанровые формы - макрожанры». Она выделяет модель сотрудничества, противоборства, модель воздействия, информационную модель и др. [7, с. 133-134].
Как видим, в жанроведении по-разному рассматривается и именуется сложное многокомпонентное жанровое образование: это и гипержанр, и макрожанр, и комплексный жанр, и гипержанровый сценарий. Однако общим в этих определениях является то, что все они являются сложноорганизованным коммуникативным событием, которое реализуется с помощью малых речевых жанров (субжанров, поджанров), объединенных между собой единой целью.
Кроме уже названных разновидностей жанров, в научной литературе встречается понятие «жанры-полилоги». По мнению Т. В. Жере-било, собрание, совещание, собеседование, переговоры, интервью - это жанры-полилоги, предполагающие «не просто беседу, а вопросы и ответы, которые фиксируются на бумаге» [8, с. 104], а также устную разговорную речь.
Исходя из вышеизложенного, есть все основания считать, что родительское собрание является сложным коммуникативным событием, которое реализуется с помощью различных речевых жанров педагогического общения, выбор которых зависит от коммуникативной ситуации рассматриваемого мероприятия. Как утверждает В. Е. Гольдин, «к именам данной группы относятся обозначения речевых событий общественного характера, обычно планируемых, назначаемых, контролируемых. О них нельзя сказать, что они "случились" или "произошли", но можно сказать, что они "состоялись" или "состоятся" тогда-то и там-то». Структура таких событий имеет общественно закрепленный, «даже в значительной мере ритуализированный характер, имя вполне определяет ро-
левой состав, отношения и поведение участников сложного коллективного речевого события» [9, с. 95].
Таким образом, можно провести аналогию: событие - родительское собрание, участники - родители, учителя, классный руководитель. Родительское собрание - это заранее планируемое событие общественного характера, назначаемое и контролируемое администрацией образовательного учреждения.
Как видим, родительское собрание по своей сути является сложным коммуникативным событием, которое представляет собой мноком-понентное жанровое образование (В. Е. Гольдин и О. Н. Дубровская), именуемое учеными как гипержанр (К. Ф. Седов и В. В. Дементьев, Т. П. Су-хотерина, Б. Я. Шарифуллин, О. А. Казакова), как жанр-полилог (Т. В. Жеребило, Т. В. Матвеева) или как макрожанр (Ф. Л. Косицкая, Н. А. Гуцал).
Заметим, каждое речевое событие - это речь, проявленная в определенной ситуации, а значит, представленная в определенной жанровой форме. В связи с этим возникает проблема выделения и описания жанров, и она осложнена еще и тем, что в каждой сфере общения, в зависимости от цели, намерения говорящего, адресанта и адресата существует множество высказываний, как реальных, так и ментальных [10, с. 29-30], которые сложно анализировать и фиксировать, так как языковые средства выражения у каждого автора в каждой конкретной коммуникативной ситуации различны. Именно с этой проблемой связаны трудности описания родительского собрания, так как существуют различные формы проведения родительских собраний в образовательных учреждениях, которые диктуют специфику структуры данного речевого события, выбора языковых средств и речевых жанров, составляющих родительское собрание.
Родительское собрание как гипержанр обычно включает в себя следующие субжанры: приветственное слово, сообщение (доклад, новости), беседа, советы (рекомендации, требования), заключительное слово (подведение итогов) и т. д.
Итак, анализ научной литературы и рассмотрение особенностей гипержанра на конкретном примере родительского собрания дает основания полагать, что родительское собрание - это сложное коммуникативное событие, гипержанр, наполненный по воле педагога-организатора созвучны-
ми и объединенными единой целью речевыми жанрами (субжанрами), избранными для реализации запланированной цели и идеи. В зависимости от конкретной коммуникативной ситуации меняется выбор и реализация учителем субжанров родительского собрания, используемых языковых средств и в целом его речевого поведения.
Таким образом, за основу представленного выше определения родительского собрания было положено понятие гипержанра, которое, как ни одно другое, раскрывает специфику родительского собрания, заключенную в том, что родительское собрание - это не только комплекс субжанров, выбранных педагогом для реализации определенной цели и объединенных одной коммуникативной ситуацией, но также это сложно организованная структура, функционирование которой зависит от грамотно разработанного сценария и модели родительского собрания.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин; сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1979. - 424 с. - (Из истории сов. эстетики и теории искусства).
2. Дементьев, В. В. Социопрагматический аспект теории речевых жанров [Текст]: учеб. пособие / В. В. Дементьев, К. Ф. Седов. -Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1998. -107 с.
3. Шарифуллин, Б. Я. Гипержанры и гипержанровые сценарии в речевой коммуникации [Электронный ресурс] / Б. Я. Шарифуллин // Электрон. науч.-образоват. журн. ВГСПУ «Грани познания».- 2014. - № 1 (28), январь. - С. 18-21. - Режим доступа: М1р:/^гаш. vspu.ru/files/publics/1389777445.pdf (дата обращения: 20.09.2014).
4. Сухотерина, Т. П. «Поздравление» как гипержанр естественной письменной речи [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Т. П. Сухотерина. - Кемерово, 2007. - 19 с.
5. Казакова, О. А. Гипержанровая структура дискурса диалектоносителя старшего поколения [Текст] / О. А. Казакова // Вестн. Томского гос. ун-та. Сер. Филология. - 2009. -№ 3 (7). - С. 18-31.
6. Косицкая, Ф. Л. Письменно-речевые жанры рекламного дискурса моды в аспекте межъязыковой контрастивности (на материале французских и русских каталогов моды) [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / Ф. Л. Косицкая. - Томск, 2005. - 269 с. - РГБ ОД, 61:05-10/931.
7. Гуцал, Н. А. Типология речевых актов вызова и их дискурсивное поведение [Текст] / Н. А. Гуцал // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. - 2008.
- № 74-1. - С. 132-136.
8. Словарь лингвистических терминов [Текст].
- Изд. 5-е, испр. и доп. - Назрань: Пилигрим, 2010. - 486 с.
9. Гольдин, В. Е. Имена речевых событий, поступков и жанры русской речи [Текст] / В. Е. Гольдин // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007. - 320 с. - С. 90-103.
10. Курцева, З. И. Коммуникативно-нравственный аспект риторического образования [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / З. И. Курцева. - М.: МПГУ, 2011.
- С. 29-30.
REFERENCES
1. Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva (Aesthetics of verbal creativity). Moscow: Iskusstvo, 1979. 424 p.
2. Dementyev V. V., Sedov K. F. Sotsioprag-maticheskiy aspekt teorii rechevykh zhanrov: ucheb. posobie (Social and pragmatic aspect of the theory of speech genres: tutorial). Saratov: Izd-vo Sarat. ped. in-ta, 1998. 107 p.
3. Sharifullin B. Ya. Giperzhanry i giperzhanrovye stsenarii v rechevoy kommunikatsii (Hypergenres and hypergenre scenarios in speech communication). Elektron. nauch.-obrazovat. zhurn. VGSPU «Grani poznaniya» (Electronic scientific and educational journal of Volgograd State Social and Pedagogical University "Borders of
knowledge"), 2014, No. 1 (28), January, pp. 18-21. Available at: http://grani.vspu.ru/files/ publics/1389777445.pdf (accessed 20.09.2014).
4. Sukhoterina T. P. "Pozdravlenie" kak giper-zhanr estestvennoy pismennoy rechi ("Congratulation" as a hypergenre of natural writing). Kemerovo, 2007. 19 p.
5. Kazakova O.A. Giperzhanrovaya struktura dis-kursa dialektonositelya starshego pokoleniya (Hypergenre structure of discourse of dialect speakers of older generation). Vestn. Tomskogo gos. un-ta. Ser. Filologiya (Tomsk State University Journal. Ser. Philology), 2009, No. 3 (7), pp. 18-31.
6. Kositskaya F. L. Pismenno-rechevye zhanry reklamnogo diskursa mody v aspekte mezhya-zykovoy kontrastivnosti (na materiale frantsu-zskikh i russkikh katalogov mody) [Writing and speech genres of advertising discourse of fashion in terms of interlanguage contrastivity (based on French and Russian fashion catalogues)]. Tomsk, 2005. 269 p.
7. Gutsal N. A. Tipologiya rechevykh aktov vyzo-va i ikh diskursivnoe povedenie (Typology of speech acts of call and their discursive behavior). Izv. RGPU im. A. I. Gertsena (IZVESTIA: Herzen University Journal of Humanities and Sciences), 2008, No. 74-1, pp. 132-136.
8. Slovar lingvisticheskikh terminov (Dictionary of linguistic terms). 5th ed. Nazran: Piligrim, 2010. 486 p.
9. Goldin V. E. Imena rechevykh sobytiy, postupkov i zhanry russkoy rechi (Names of speech events, acts and genres of Russian speech). Antologiya rechevykh zhanrov: povse-dnevnaya kommunikatsiya (Anthology of speech genres: everyday communication). Moscow: Labirint, 2007, pp. 90-103.
10. Kurtseva Z. I. Kommunikativno-nravstvennyy aspekt ritoricheskogo obrazovaniya (Communicative and moral aspect of rhetorical education). Moscow: MPGU, 2011, pp. 29-30.
Суханкина Екатерина Николаевна, магистр филологии, аспирантка кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета; методист кафедры филологического образования Московского института открытого образования e-mail: [email protected]
Sukhankina Ekaterina N., Master of Philology, Post-Graduate Student, Department of Rhetoric and Speech Culture, Moscow State Pedagogical University; Methodologist of Department of Philological Education, Moscow Institute of Open Education e-mail: [email protected]