Научная статья на тему 'РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА'

РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1473
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ / БАЗОВЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комарова О. Н., Рассказова А. Л.

В статье проанализированы важнейшие аспекты родительских отношений в рамках различных персонологических теорий, описаны их динамические и структурные компоненты. В исследовании приняли участие 30 родителей (женщины - мамы дошкольников) и 30 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Сбор данных производился с использованием опросников изучения родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина; изучения родительских установок (PARI) Е. Шеффер и Р. Белл; методик «Лесенка» В.Г. Щур, «Какой Я?» О.С. Богдановой. Сделан вывод, что заниженную самооценку развивают родители, формирующие установку на симбиотическую привязанность и зависимость, не удовлетворяющие потребности ребенка в автономии, инициативе и творческой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTAL RELATIONSHIPS AS A FACTOR AFFECTING THE DEVELOPMENT OF A CHILD’S PERSONALITY

The most important aspects of parental relations within the framework of various personological theories are analyzed, their dynamic and structural components are described. The study involved 30 parents (female mothers of preschoolers) and 30 children aged 5 to 6 years. The data was collected using parental relation questionnaires by A.Ya. Varga, V.V. Stolin; the study of Parental Attitude Research Instrument (PARI) by E. Schaeffer and R. Bell; the methods «Ladder» by V.G. Shchur, «What am I?» by O.S. Bogdanova. It was concluded that low self-esteem is prevalent among those children whose parents form an attitude of symbiotic attachment and dependence that do not satisfy the child’s needs for autonomy, initiative and creative activity.

Текст научной работы на тему «РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

УДК 159.9

doi:10.52210/2224669X_2022_1_75

РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

О.Н. Комарова, А.Л. Рассказова

Аннотация. В статье проанализированы важнейшие аспекты родительских отношений в рамках различных персонологических теорий, описаны их динамические и структурные компоненты. В исследовании приняли участие 30 родителей (женщины - мамы дошкольников) и 30 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Сбор данных производился с использованием опросников изучения родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина; изучения родительских установок (PARI) Е. Шеффер и Р. Белл; методик «Лесенка» В.Г. Щур, «Какой Я?» О.С. Богдановой. Сделан вывод, что заниженную самооценку развивают родители, формирующие установку на симбиотическую привязанность и зависимость, не удовлетворяющие потребности ребенка в автономии, инициативе и творческой активности.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, стили родительского воспитания, базовые родительские установки.

PARENTAL RELATIONSHIPS AS A FACTOR

AFFECTING THE DEVELOPMENT OF A CHILD'S PERSONALITY

O.N. Komarova, A.L. Rasskazova

Abstract. The most important aspects of parental relations within the framework of various personological theories are analyzed, their dynamic and structural components are described. The study involved 30 parents (female mothers of preschoolers) and 30 children aged 5 to 6 years. The data was collected using parental relation questionnaires by A.Ya. Varga, V.V. Stolin; the study of Parental Attitude Research Instrument (PARI) by E. Schaeffer and R. Bell; the methods «Ladder» by V.G. Shchur, «What am I?» by O.S. Bogdanova. It was concluded that low self-esteem is prevalent among those children whose parents form an attitude of symbiotic attachment and dependence that do not satisfy the child's needs for autonomy, initiative and creative activity.

Keywords: child-parent relations, parenting styles, basic parental attitudes.

О характере влияния родительского отношения на формирование структуры и функционирование личности писали З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, К. Роджерс, Дж. Боулби, М.Боуэн, Э. Берн, К. Штайнер, Т.Э. Харрис, Р. и М. Гулдинги, А. Эллис, А.С. Спиваковская, А.Е. Личко, А.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, Р.В. Овчарова, В.В. Бойко и др., выделяя прямо или косвенно родительское отношение как основополагающий фактор в воспитании и развитии ребенка.

В концепции фикционного финализма А. Адлера прослеживается мысль о влиянии на жизнь человека определенного рода субъективных целевых программ, которыми он руководствуется, как если бы они были объективно верными, то есть людей побуждает к действию не объективная реальность, а та установка, которую они вынесли из детско-родительских отношений. В частности, А. Адлер в качестве основного фактора, приводящего к формированию комплекса неполноценности, выделил следующие воспитательные тенденции: чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей [10, с. 180-182].

К. Роджерс определил понятия «обусловленное позитивное внимание» и «безусловное

позитивное внимание», акцентируя внимание на отношении к ребенку либо как к априорной ценности, либо как к ситуативной ценности, причем ситуация принятия определяется совокупностью двух факторов: ожиданиями родителей в отношении поведения ребенка и реальным поведением ребенка. Когда эти факторы совпадают, ребенок актуализируется как ценность, когда не совпадают - ребенок обесценивается.

Эффекты депривации материнской любви изучали многие авторы (Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Хорни, Дж. Боулби), которые подчеркивали значение и роль фундаментальной установки родителей на безопасность и защищенность ребенка. Они отмечали, что базовые установки непостоянства, непоследовательности, враждебности, чрезмерной опеки, эмоциональной отстраненности приводят к формированию базального недоверия (Э. Эриксон), «базальной враждебности» (К. Хорни), «нарушениям привязанности» (Дж. Боулби), которые постепенно накапливаясь, с течением времени могут «выродиться» в разнообразные психологические проблемы и психические нарушения.

Опираясь на положения П. Маклина о триедином мозге, М. Боуэн в рамках теории семейных систем создал концепцию об уровне дифференциации в семье [8]. В качестве основного фактора, формирующего негативные родительские установки, он считал нарушения в системе семейного функционирования, а именно, в слабой степени дифференциации членов семьи. Степень дифференциации определяется тем, насколько индивид разделяет свои мысли и чувства. Проблемы возникают в тех семьях, где родители не проводят четкого различия между своими мыслями и эмоциями (недифференцированная семейная система). Эмоциональная и когнитивная системы этих людей слиты воедино. Такие индивиды принимают неоправданные решения, склонны полагаться на интуицию, их эмоциональные реакции неадекватны по силе, величине и протяженности, они далеки от реалистической оценки ситуации, эмоционально нестабильны, вспыльчивы и капризны. Недифференцированные родители склонны проецировать свои чувства, нереализованные программы и мечты на своих детей. У таких родителей нет понимания чужих границ, они подчас думают и отвечают за своего ребенка, контролируют и прогнозируют его чувства. В качестве синонима низкой дифференциации выступают такие понятия, как эмоциональное слияние, созависимость и симбиотические отношения, либо отчужденность, холодность, отстраненность, или жестокое обращение. Дети усваивают родительские паттерны взаимодействия через подражание основным моделям поведения и способам реагирования.

Наиболее четко и содержательно эту мысль высказал Э. Берн в своей теории сценария жизни человека. Ребенок с колыбели начинает писать свой жизненный сценарий, основываясь на родительских предписаниях и запретах, пытаясь получить любовь и избежать наказания. Поэтому родительские директивы играют такую большую роль в жизни ребенка. Р. Гулдинг и М. Гулдинг, развивая традицию Э. Берна, сформулировали двенадцать основных директивных посланий ребенку, которые лежат в основе сценарного процесса, имеют долгосрочную перспективу развития, тормозят процесс когнитивного и эмоционального развития ребенка [3]. В основе директивных посланий родителей, имеющих как благотворные, так и разрушительные последствия для детей, лежит базовая оценка себя по отношению к окружающим: «Я в порядке - Ты в порядке», «Я не в порядке- Ты не в порядке», «Я в порядке -Ты не в порядке», «Я не в порядке - ты в порядке». Это либо благоприятное мнение о самом себе, либо ощущение неблагополучия [9].

Выделяя базовые родительские установки, необходимо остановиться на анализе более тонких воспитательных тенденций в отношении ребенка, то есть на стилях родительского воспитания. Более подробно эта тематика отражена в трудах А.В. Спиваковской, выделившей восемь типов родительского отношения к ребенку: действенная любовь (симпатия, уважение, близость); отстраненная любовь (симпатия, уважение, однако, большая дистанция в обще-

нии); действенная жалость (симпатия, близость, однако отсутствие уважения); отторжение (апатия, неуважение, большая дистанция в общении); презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении); преследование (антипатия, уважение, близость); отказ (антипатия, уважение, большая дистанция); снисходительное отторжение (симпатия, неуважение, большая дистанция) [7].

Совокупность родительских установок, выражающая себя в стилях семейного воспитания, нашла отражение в публикациях А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллера, составивших свою классификацию: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность [2, с. 246].

С. Броди, наблюдая за характерными тенденциями поведения матерей по отношению к детям младенческого возраста, выделила четыре типа родительских установок: органически приспосабливающиеся к потребностям ребенка; сознательно стремящиеся приспособиться к потребностям ребенка; исповедующие чувство долга (отсутствие теплоты, заботы, жесткие воспитательные меры); непоследовательные матери (противоречивость и неадекватность родительского поведения). По мнению С. Броди, самым противоестественным является четвертый тип установки, так как непредсказуемость материнского поведения формирует у ребенка чувство незащищенности и нестабильности окружающего мира и провоцирует тревожность [5].

Одним из фундаментальных и центральных свойств личности человека является его отношение к самому себе, или самооценка. Активное формирование самооценки происходит в дошкольном возрасте, и значительное влияние на этот процесс оказывают условия жизни ребенка в семье и отношения между членами семьи. Значимыми факторами, влияющими на развитие ребенка в целом и формирование самооценки в частности, являются психологическое благополучие родителей, образ ребенка у родителей и родительские установки. В этом возрасте ребенок впервые знакомится и усваивает нормы поведения, воспринимает оценку своих поступков со стороны родителей и окружающих, формирует на основе этого собственные оценку себя и своих действий, образ себя как личности, осознает черты своего характера.

Проблеме самооценки как одной из важнейших проблем психологии личности уделяли внимание значительное количество как зарубежных, так и советских, и российских психологов-исследователей, среди которых У Джеймс, Э. Эриксон, К. Роджерс, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и другие. Формированием самооценки и выявлением закономерностей ее развития интересовались Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.С. Мухина, В.В. Столин, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др. По мнению Л.И. Божович и В.С. Мухиной, формирование самооценки происходит на основе обратной связи и одобрения от ближайших и значимых взрослых. Именно оценочное воздействие родителей на ребенка является основным фактором становления самооценки [1]. По выражению Г. Салливана, «Я-Концепция» является отражением опыта взаимодействия ребенка со значимыми взрослыми [6]. Мнение родителей о ребенке, его образ, «заглатывается» им как интроекция, без какого-либо переосмысления или переоценки; поэтому задолго до того, как у него появится представление о собственном «Я», малыш начинает воспринимать отношение к себе со стороны родителей. В зависимости от того, каким будет это отношение, таким же будет развиваться и его собственное отношение к себе: ребенок заботливых и любящих родителей сможет без особенных проблем принять себя таким, какой он есть; тогда как отстраненное и холодное отношение, скорее всего, станет причиной острого переживания собственной никчемности и ненужности. Данное предположение было экспериментально доказано в ряде исследований Л.И. Божович, И.И. Чесноковой и другими авторами [1].

В нашем исследовании приняли участие 30 родителей (женщины - мамы дошкольников в возрасте от 25 до 37 лет, средний возраст - 31 год) и 30 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Исследование проводилось индивидуально с каждым участником.

Для выявления родительского отношения мы воспользовались Опросником родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина. Авторы трактуют родительское отношение как сложное многоаспектное психологическое образование, включающее в себя эмоционально-оценочный (чувства и эмоции, возникающие по отношению к ребенку), когнитивный (особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка) и поведенческий (практикуемые в общении с ребенком поведенческие стереотипы) компоненты.

Проанализируем полученные результаты (таблица 1).

Таблица 1

Средние значения показателей по шкалам опросника родительского отношения

Тип родительского отношения Среднее значение

Принятие-отвержение 24,7

Кооперация 5,3

Симбиоз 4,8

Авторитарная гиперсоциализация 5,4

«Маленький неудачник» 4,8

По шкалам «Принятие-отвержение» и «Авторитарная гиперсоциализация» зафиксированы высокие результаты, по остальным шкалам значения находятся на среднем, выше и ниже среднего уровнях. Мамы принимают своих детей такими, каковы они есть, демонстрируют безусловную любовь по отношению к ребенку, уважают индивидуальность ребенка и симпатизируют ему. Вызывает беспокойство тот факт, что мамы не всегда поддерживают инициативу и самостоятельность детей, считают их «маленькими», подавляющее большинство не готово взаимодействовать со своими детьми на равных, вставать на их точку зрения в конфликтных ситуациях. Прослеживается тенденция к симбиотическим отношениям, мамы склонны ощущать себя единым целым с ребенком, им иногда бывает очень трудно признавать автономность своего ребенка. Скорее всего, копируя родительскую модель из своего детства, мамы склонны использовать авторитарный стиль воспитания, требуют от детей безоговорочного послушания и дисциплины. Любые проблемы решаются единолично, родители не прислушиваются к мнению ребенка, не пытаются встать на его место. Важно обратить внимание на результаты пятой шкалы. Достаточно высокий балл (благополучная ситуация - 1-2 балла) показывает, что родители чаще не верят в своих детей, инфантилизируют их. Ребенок в глазах мамы представляется неумелым, неуспешным, его мысли, чувства, увлечения кажутся не заслуживающими их внимания. В таких отношениях нет доверия, родители всеми силами пытаются исключить из жизни ребенка сложные, проблемные ситуации.

Для изучения родительских установок и реакций мы взяли методику PARI (parental attitude research instrument), разработанную Беллом и Шефером. Методика позволяет оценить особенности организации семейной жизни и специфику внутрисемейных отношений. Мы видим, что в целом по выборке полученные значения по показателям отношения к семейной роли у матерей не превышают нормативные (таблица 2).

Таблица 2

Средние значения показателей отношения к семейной роли у матерей

Компонент отношения к семейной роли Среднее значение

Ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье 6,7

Ощущение самопожертвования в роли матери 7,9

Семейные конфликты 8,4

Сверхавторитет родителей 11,5

Неудовлетворенность ролью хозяйки дома 15,4

«Безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи 7,6

Зависимость и несамостоятельность матери 8,5

Далее обратим внимание на аспект установок и реакций в отношении детей. Все признаки можно разделить на три группы.

I - оптимальный эмоциональный контакт.

Обнаруживается некоторое снижение показателей по шкале «побуждение словесных проявлений, вербализаций» (10,4). Полученные результаты по шкале «партнерские отношения» ниже нормативных значений (11,5), что может свидетельствовать о том, что мамы не всегда склонны устанавливать равноправные отношения со своими детьми, не готовы к сотрудничеству с ними. По шкале «развитие активности ребенка» среднее значение равно

17.5. В данном случае мы видим, что мамы нацелены на развитие активности своих детей, хотят видеть их субъектами самостоятельной деятельности. По шкале «уравнительные отношения между родителем и ребенком» среднее значение равно 10,8. Мамы не поощряют откровенные высказывания детей, в семье не доверяют свои проблемы друг другу, дети боятся рассказать о своих заботах и переживаниях.

II - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком.

Среднее значение по шкале «раздражительность, вспыльчивость» составляет 9,6 по выборке опрошенных. По шкале «суровость, излишняя строгость» среднее значение равно

11.6. По шкале «уклонение от контакта с ребенком» среднее значение равно 7,9. Отношение матерей к детям носит благоприятный характер, чрезмерная дистанция во взаимоотношениях не обнаруживается.

III - излишняя концентрация на ребенке.

По шкалам «чрезмерная забота, установление отношений зависимости» (17,5), «стремление ускорить развитие ребенка» (15,4), «преодоление сопротивления, подавление воли» (14,4) имеется повышение показателей, что может свидетельствовать о чрезмерной концентрации родителя на ребенке, снижающем его активность. Показатели среднего уровня выявлены по шкалам «создание безопасности, опасение обидеть» (12,5), «подавление сексуальности» (11,5), «чрезмерное вмешательство в мир ребенка» (12,6), «подавление агрессивности» (10,6). Шкала «исключение семейных влияний» имеет среднее значение равное 8,9.

Таким образом, в рамках данного параметра мы изучили особенности родительского отношения и особенности родительских установок и реакций в отношении детей дошкольного возраста.

Одной из задач нашего исследования является изучение самооценки детей дошкольного возраста. Методика «Лесенка» В.Г. Щур помогает определить особенности самооценки ребенка как общего отношения к себе.

«Очень хорошими» себя считают 12 опрошенных детей, «хорошими» себя позиционируют 8 детей. В дошкольном возрасте показатели завышенной самооценки и необъективного отношения к себе являются нормой. «Средними» себя считают 4 опрошенных ребенка. Такие дети позиционируют себя не «хорошими» и не «плохими». Вызывает серьезную тревогу тот факт, что «плохими» себя считают 4 ребенка, а «очень плохими» - 2 ребенка.

Также представляют интерес результаты изучения самооценки детей с позиции родителей. В этом случае мы каждому ребенку предлагали оценить себя с позиции родителей.

8 детей высказали мнение, что родители считают их «очень хорошими», еще 8 детей отметили, что родители считают их «хорошими». «Средними» с позиции родителей себя отметили 10 детей. В выборке детей «плохими» с точки зрения родителей себя считают 2 ребенка, еще 2 ребенка себя считают «очень плохими».

Также нами была проведена методика «Самооценка дошкольника», где детям предлагалось оценить себя по ряду качеств (таблица 3).

Очень высокая самооценка характерна для 6 детей из исследуемой группы. Высокая самооценка характерна для 10 детей. Средняя самооценка выявлена у 6 детей. Также в ходе исследования установлено, что низкая самооценка характерна для 4 детей, также для 4 детей характерна очень низкая самооценка.

Таблица 3

Показатели средних значений качеств детей, оказывающих влияние на самооценку

Оцениваемые качества Среднее значение

Хороший 18,6

Добрый 21,4

Умный 18,9

Аккуратный 17,6

Послушный 21,4

Внимательный 16,4

Вежливый 18,9

Умелый 17,5

Трудолюбивый 17,4

Честный 18,8

Таким образом, наиболее выраженными в группе детей являются такие качества, как «добрый» и «послушный».

В рамках данного исследования мы изучили влияние родительских установок на развитие самооценки ребенка. Для изучения взаимосвязи между переменными был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

В ходе корреляционного анализа установлено, что существует отрицательная (обратная) связь между типом родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация» и самооценкой ребенка. Установление жестких рамок со стороны родителей снижает самооценку дошкольника. Такой тип отношения характеризуется, в первую очередь, полным контролем за ребенком и подавлением проявлений самостоятельности с его стороны. Согласно теории З. Фрейда, это приводит к частой фрустрации личности ребенка, способствует развитию зависимости от родителей, комплекса неполноценности, а значит, и заниженной самооценки. Этот эмпирический результат также согласуется с теорией Э. Эриксона, согласно которой,

игнорирование родителями потребностей ребенка в проявлении самостоятельности приводит к возникновению у него преобладающего чувства стыда перед другими, или сомнения в своей способности владеть собой, что также является предпосылками для низкой самооценки.

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа показателей самооценки детей дошкольного возраста и типа родительского отношения

Тип родительского отношения Уровень самооценки ребенка

Лесенка Лесенка (род.) Самооценка дошкольника

Принятие-отвержение 0,301 0,150 0,217

Кооперация 0,055 0,180 -0,268

Симбиоз 0,284 0,074 -0,182

Авторитарная гиперсоциализация -0,255 -0,454 р>0 05 -0,308

«Маленький неудачник» 0,209 0,324 -0,443 р>0 05

Имеется обратная связь между типом родительского отношения «маленький неудачник» и уровнем самооценки у детей дошкольного возраста. Данную связь можно объяснить следующим образом: чем чаще со стороны родителей отмечается обесценивание достижений ребенка, стремление отгородить его от реальной жизни, тем больше вероятность, что у ребенка будет низкая самооценка. Согласно З. Фрейду, характеризовавшему такое отношение, как сверхзаботливость, это приводит к развитию у ребенка комплекса зависимости от родителей и негативно сказывается на развитии его личности и самооценки.

Далее представим результаты изучения связи между родительскими установками и уровнем самооценки ребенка (таблица 5).

Таблица 5

Результаты корреляционного анализа показателей самооценки детей дошкольного возраста и родительских установок и реакций

Родительские установки и реакции Уровень самооценки ребенка

Лесенка (1) Лесенка (2) Самооценка дошкольника

Вербализация (1) 0,170 0,188 0,102

Партнерские отношения (14) 0,316 0,448 р>0,05 0,263

Развитие активности ребенка (15) 0,138 -0,077 0,018

Уравнительные отношения между родителем и ребенком (21) 0,222 0,224 0,381 р>0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раздражительность, вспыльчивость (8) 0,13 -0,091 0,029

Суровость, излишняя строгость (9) -0,194 -0,394 р>0,05 -0,368

Уклонение от контакта (16) -0.220 -0,177 0,067

Чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2) -0,144 0,034 -0,423 р>0,05

Преодоление сопротивления, подавление воли (4) -0,492 р>0,05 0,215 0,122

Создание безопасности, опасение обидеть (6) 0,004 0,112 0,003

Исключение внесемейного влияния (10) 0,012 0,090 -0,021

Подавление агрессивности (12) -0,080 0,041 0,011

Подавление сексуальности (18) -0,010 0,002 0,039

Чрезмерное вмешательство (20) -0,080 -0,254 -0,308

Стремление ускорить развитие ребенка (22) -0,019 -0,122 0,042

Несамостоятельность матери (23) -0,073 -0.156 -0.108

В ходе корреляционного анализа установлено наличие прямой связи между партнерскими отношениями со стороны родителей и уровнем самооценки у ребенка (методика «Лесенка), между партнерскими и уравнительными отношениями в системе родители-ре-бенок и уровнем самооценки детей (методика «Самооценка дошкольника»). Как видим, чем чаще родители предоставляют ребенку автономию и не ограничивают его инициативность, тем выше у ребенка будет самооценка. Родители, воспринимающие своих детей как равноправных партнеров, создают условия для формирования высокой самооценки. Родители, признающие право ребенка на любознательность и творчество, способствуют укреплению и развитию инициативы ребенка, а, следовательно, и развитию его здорового и адекватного отношения к себе.

Обнаруживается обратная корреляционная связь между суровостью и излишней строгостью со стороны родителей и уровнем самооценки ребенка. Излишняя строгость, суровость, отсутствие доверительных, теплых, эмоционально насыщенных детско-родительских отношений приводит к низкой самооценке ребенка. Следовательно, завышенные требования и чрезмерный родительский контроль не воспринимаются ребенком как обоснованные и целесообразные, не отличаются постоянством и не принимаются ребенком как безусловные правила и нормы поведения. Полученный результат согласуется с исследованиями С. Куперс-мита о том, что, дети с низкой самооценкой и социальной активностью, остро переживающие ощущение собственной ненужности, как правило, воспитывались в достаточно «холодной» среде с преобладанием формального подхода к воспитанию, жесткими наказаниями и отстраненностью родителей.

В ходе корреляционного анализа обнаружена обратная связь между чрезмерной заботой, установлением отношений зависимости со стороны родителей и уровнем самооценки ребенка. Чем чаще родители проявляют по отношению к ребенку «сверхзаботливость», фрустрируют его тенденцию к свободному волеизъявлению, инициативе и творчеству и устанавливают отношения зависимости, тем ниже будет самооценка ребенка.

Выявлена обратная связь между преодолением сопротивления, подавлением воли со стороны родителей и самооценкой. Дети, чья воля подавляется, чья инициативность не поддерживается, обнаруживают низкую самооценку.

Подведем итоги. Самой первой средой, в которой закладываются основы развития самых разнообразных аспектов личности ребенка, является его семья. Первое восприятие себя, знания о себе ребенок получает из взаимодействия со своими родителями и другими

значимыми взрослыми - бабушками, дедушками, дядями, тетями и т.д. Именно от отношения этих людей будет зависеть, какое именно у ребенка будет первое впечатление о себе - какой он, любят ли его, принимают ли таким, как он есть. Полученный первый опыт во многом определяет, будет ли ребенку сопутствовать успех или неудача [4, с. 29].

Среди факторов, определяющих поведение родителей и их отношение к ребенку, отдельные авторы (Д.Н. Исаев, Е.А. Савина, С.Ю. Мещерякова, И.А. Лужецкая) выделяют внутренние психологические ресурсы родителей, психологические качества ребенка и наличие внешних источников напряжения и поддержки, причем, главную роль в успехе воспитания ребенка исследователи отводят внутренним ресурсам родителей, которые способны обеспечивать оптимальные взаимоотношения с ребенком и перевешивать все остальные факторы.

Проблеме самооценки как одной из важнейших проблем психологии личности уделяли внимание большое количество как зарубежных, так и советских и российских психологов, среди которых У Джеймс, Э. Эриксон, К. Роджерс, С. Куперсмит, А.Н. Леоньтев, Б.Г. Ананьев и другие. В рамках данного исследования мы исходим из понимания самооценки дошкольника с позиций гуманистической психологии, где самооценка - это относительно устойчивое структурное образование «Я-концепции», котором индивид наделяет себя и отдельные стороны своей личности, деятельности и поведения.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок приобретает новые возможности для самостоятельной деятельности и проявления себя. Ребенок постепенно начинает осознавать себя и свои действия, формировать свое отношение к окружающим его людям, событиям и к самому себе. Он учится соотносить свои возможности с поставленными задачами и корректно оценивать их, а также управлять своим поведением и реакцией. Достижения и успехи в деятельности формируют адекватную самооценку и способствуют развитию инициативы. Невозможность проявить себя в различных аспектах деятельности из-за подавляющего чувства вины и стыда приводит к формированию заниженной самооценки дошкольника.

Таким образом, важными факторами в формировании самооценки дошкольника являются представления ребенка о самом себе, которые складываются из отношения к нему значимых взрослых в контексте ведущей деятельности, и успехи дошкольника в различных аспектах этой деятельности. Будет ли самооценка ребенка в этом возрасте адекватной, зависит прежде всего от того, поддерживают ли родители самостоятельность и инициативность, любознательность и творчество. Чувство вины и несостоятельности вызывают родители, которые не поддерживают автономию своего ребенка, высмеивают его фантазии, тормозят его творчество, не дают возможность проявлять инициативу. Анализ эмпирических данных подтверждает эту гипотезу. Чрезмерная забота, установление отношений зависимости и ин-фантилизация ребенка, а также отношение к нему по типу «маленький неудачник» способствует формированию заниженной самооценки дошкольника.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное пособие / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999.

2. Бокуть Е.Л., Губина Е.В., Комарова О.Н., Рассказова А.Л. Психология. М., 2018.

3. Гулдинг М.М., Гулдинг Р.Л. Психотерапия нового решения. Теория и практика. М., 2001.

4. Комарова О.Н., Рассказова А.Л. Основы социальной психологии. М., 2021.

5. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003.

6. Салливан Г.С., Роттер Д. Теории межличностных отношений и когнитивные теории личности. М., 2007.

7. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 2000. Т. 2.

8. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А.Я. Варга. М., 2019.

9. Харрис Т.Э. Я- О'Кей, Ты - О'Кей. М., 2020.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999.

О.Н. Комарова

кандидат психологических наук, доцент

Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт доцент кафедры общей и практической психологии E-mail: [email protected]

А.Л. Рассказова

кандидат психологических наук, доцент

доцент кафедры общей и практической психологии

Московский информационно-технологический университет - Московский

архитектурно-строительный институт

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.