ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
DOI 10.34216/2073-1426-2019-25-4-113-117 УДК 159.923
Савенышева Светлана Станиславовна
кандидат психологических наук, доцент
Марачевская Мария Валерьевна Мигунова Ксения Юрьевна
Санкт-Петербургский государственный университет [email protected], [email protected], [email protected]
РОДИТЕЛЬСКИЙ СТРЕСС И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ У РАБОТАЮЩИХ И НЕРАБОТАЮЩИХ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Выполнено при поддержке гранта РФФИ № 19-013-00594
Статья посвящена изучению особенностей родительского стресса и копинг-стратегий работающих и неработающих матерей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста. В исследовании приняло участие 52 матери, воспитывающие детей раннего возраста. Методики: методика «Индекс родительского стресса» (PSI-4), методика «Опросник способов совладания» (WCQ). Выявлено, что матери детей раннего возраста отмечают проблемы со здоровьем, сниженным настроением и привязанностью к ребенку. Сравнительный анализ уровня родительского стресса и копинг-стратегий у работающих и неработающих матерей выявил более низкий уровень родительской компетентности и привязанности к ребенку, более высокий уровень конфронтационного копинга у неработающих матерей. Показано, что у неработающих матерей детерминантой более высокого уровня родительского стресса является низкая выраженность стратегии планирования решения проблем, а у работающих матерей - высокая выраженность стратегий поиска социальной поддержки и бегства-избегания.
Ключевые слова: родительский стресс, копинг-стратегии, матери, ранний возраст, профессиональная занятость.
В последние десятилетия, как в России, так и за рубежом наблюдаются значительные изменения в ролевой структуре семьи: женщины все в большей мере направлены не только на реализацию себя в семье, но и на профессиональную самореализацию, а отцы все чаще включаются в воспитание детей. Отношение к ребенку также меняется в сторону большего к нему внимания, концентрации на его всестороннем развитии, большей тревожности родителей. На фоне, возросшей, с одной стороны, психологической включенности в воспитание, больших требований к себе как родителю, а с другой, стремления к самореализации в других сферах, - все более распространенной становится проблема родительского стресса (далее РС) и родительского выгорания, в первую очередь матерей, причем уже даже в самые ранние периоды развития ребенка.
Проблема родительского стресса исследуется в зарубежной психологии с 80-х годов ХХ века. Первоначально он изучался в семьях с детьми с различными заболеваниями и отклонениями в развитии. Однако, в дальнейшем исследователи данной проблемы заговорили о том, что родительский стресс свойственен всем родителям независимо от их собственных качеств и характеристик их детей, их социально-экономических условий и системы поддержки [10].
В России в последние десятилетия активно исследуется семейный стресс, стресс в супружеских отношениях, диадический копинг [2; 4; 5], однако, проблема РС и родительского выгорания только
в последние годы стала привлекать внимание исследователей [1; 6].
Обратимся к феномену РС. Наиболее подробно и одним из первых его начал изучать Р. Абидин. Он определяет РС как отсутствие баланса между восприятием требований родительства и восприятием существующих у взрослого ресурсов для решения задач родительства [7]. ^ Дитер-Деккард изучавший повседневный РС определял его как переживание негативных чувств по отношению к себе и к ребенку, или к детям, и эти чувства напрямую связаны с требованиями родительства [12]. Как и Р. Абидин, он отмечает, что РС возникает, когда родители ощущают недостаток ресурсов для исполнения требований родительской роли и испытывают сложности с приспособлением к ней [13]. В нашем исследовании мы будем рассматривать РС как дисбаланс между восприятием требований родительства и восприятием наличных ресурсов у родителей, что в свою очередь может быть связано как с особенностями детей, так и с особенностями самих родителей.
Мы проанализировали наиболее часто упоминаемые, как в отечественной, так и зарубежной литературе, причины и факторы возникновения родительского стресса, и их, на наш взгляд, можно условно разделить на следующие группы:
1) культуральные причины, о которых мы писали выше;
2) причины родительского стресса, связанные с содержанием родительской роли и адаптацией к ней (например, различные психофизиологические
© Савенышева С.С., Марачевская М.В., Мигунова К.Ю., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
113
и психологические «нагрузки» материнства, стремление быть идеальной матерью, и многие другие);
3) причины родительского стресса, связанные с индивидуальными особенностями родителя, внутренним ресурсом матери;
4) факторы (внешние условия) родительского стресса: заболевания ребенка, характеристики ребенка, проблемы внешней поддержки матери, стрессы и повседневные стрессоры.
Копинг-стратегии матери могут выступать внутренним ресурсом совладания со стрессом, в том числе с родительским стрессом. Так, зарубежные исследователи отмечают позитивную роль планирования решения проблем при совладании с РС [9], положительной переоценки [16] и усиленного контроля [15], а избегание и сосредоточение на эмоциях являются предиктором РС [16].
Работа матери, воспитывающей ребенка (детей) раннего и дошкольного возраста может выступать и как ресурсом для совладания с РС, и как предиктором РС. Это может зависеть от направленности матери (на семью или на самореализацию в профессиональной деятельности), причин, почему женщина работает (только экономические причины, интерес к профессиональной деятельности, «сбегание из дома» и др.), наличие поддержки или наоборот дополнительного стресса на работе, и других факторов.
Большая часть исследователей предполагает, что более высокий уровень стресса должен быть у работающих матерей, т. к. работающим матерям необходимо выполнять большее количество задач [10]. Дополнительным стрессором является то, что на уход и взаимодействие с детьми, ведение домашнего хозяйства у них остается значительно меньше времени. Однако, согласно исследованию К. Крник и М. Гринберг, повседневные стрессы, которые испытывают матери, сидящие дома, оказываются более сильными. Дома матери регулярно сталкиваются с требованиями ухода за ребенком, с плачем, капризами, ссорами сиблингов, постоянной уборкой за детьми. Хотя эти события кажутся простыми проблемами, однако их накопительный эффект в течение определенного периода может стать значимым стрессором для матери [11]. Последующие исследования подтвердили, что уровень РС у работающих матерей не выше, чем у неработающих. Так, в исследовании матерей в Малайзии не было обнаружено различий в уровне РС у работающих и неработающих матерей [18], а в исследовании в Великобритании более низкий уровень РС был обнаружен у работающих матерей [14].
Таким образом, определенные копинг-страте-гии и работа матери, воспитывающей детей раннего и дошкольного возраста, могут выступать как внутренний и внешний ресурс матери.
Целью нашего исследования является изучение особенностей РС и копинг-стратегий работающих
и неработающих матерей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста.
Гипотезы исследования: 1) уровень РС выше у неработающих матерей, по сравнению с работающими; 2) выраженность стратегии планирования решения проблем и низкий уровень стратегии избегания определяют более низкий уровень РС матерей.
Выборка: в исследовании приняло участие 52 матери 21-45 лет (средний возраст 33,2 года), воспитывающие детей в возрасте 2-4 лет, с разным образовательным и семейным статусом, проживающие в городе Санкт-Петербурге. Работающих матерей (частичная или полная занятость) - 28 женщин, неработающих матерей - 24 женщин.
Методики: методика «Индекс родительского стресса» Р. Абидина (PSI-4, Parenting StressIndex) [8], методика «Опросник способов совладания» (WCQ) Р. Лазаруса и С. Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышля-евой) [3], биографическая анкета.
Методы математико-статистической обработки: анализ средних, однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ.
Результаты. Изучение уровня родительского стресса в данной выборке матерей показало, что показатель общего уровня РС, а также общих показатели стресса связанного со сферой детей и сферой родителей находятся в области средних значений (из-за отсутствия данных на российской выборке проводится сопоставление с существующими зарубежными данными с учетом возраста ребенка). Однако, анализ отдельных параметров РС показал, что сниженный фон настроения ребенка (из блока сферы детей), и низкая привязанность к ребенку, здоровье и депрессия (из блока сферы родителей) выше среднего в исследуемой выборке. Нами не случайно был выбран возраст детей 2-4 года, т.к. это предкризисный период и период кризиса 3-х лет, когда матери испытывают стресс, связанный с протестующим поведением ребенка, и стоят перед необходимостью перестроить отношение к ребенку с учетом возрастных задач. Кроме того, уже начиная с 1-го года жизни ребенка, многие матери начинают жаловаться на усталость, ограниченность контактов и собственной активности, и к 2-4 годам эта усталость продолжает накапливаться. Поэтому мы предполагали, что в этот период можно ожидать более высокий уровень РС у матерей. И т.о., в сочетании эти два фактора могут приводить к соматизации стресса и сниженному настроению матерей, а необходимость находиться вместе с ребенком (при декларируемых современных требованиях - необходимости матери быть с ребенком 24 часа и всегда позитивной и принимающей) - к усталости от взаимодействия с ним и более низкому уровню привязанности.
Сравнительный анализ интегральных показателей РС у работающих и неработающих мате-
рей выявил более высокий показатель как общего показателя РС, так и общих показателей стресса связанного со сферой детей и сферой родителей у неработающих матерей, однако, данные различия статистически недостоверны. Сравнительный анализ отдельных параметров РС выявил значимые различия по показателям родительская некомпетентность (р < 0,05) и слабая привязанность к ребенку (р < 0,05) - их уровень выше у неработающих матерей. Причем показатели родительской некомпетентности у работающих матерей находятся на среднем уровне, тогда как у неработающих - на уровне выше среднего, а показатели слабой привязанности к ребенку у работающих женщин находятся на уровне выше среднего, а неработающих - на высоком. Также на уровне статистической тенденции у неработающих матерей выше показатель «дети не поддерживающие родителей» (р = 0,088), но показатели обоих групп находятся в области средних значений. Таким образом, можно предположить, что т.к. именно неработающие матери больше проводят времени с ребенком, то и усталость от постоянного взаимодействия с ребенком у них выше, что приводит к более низкому уровню привязанности, тогда как у работающих матерей есть возможность переключиться. Интересным является результат о более низком уровне родительской компетентности у неработающих матерей, т.к. можно было бы предположить, что проводя больше времени с ребенком, матери этой группы должны обладать большим опытом. Но, возможно, находясь постоянно с ребенком и больше сталкиваясь с негативными эмоциями и сложным поведением ребенка (принимая во внимание кризис 3-х лет), они чаще испытывают сложности в сфере воспитания, что приводит к более высоким показателям оценки собственной родительской некомпетентности.
Исследование копинг-стратегий показало, что наиболее выраженными копинг-стратегиями в данной выборке женщин оказались стратегия планирования решения проблемы и поиска социальной поддержки, наименее - конфронтационный копинг и бегство-избегание, что согласуется с существующими данными о превалирующих стратегиях со-владания у женщин.
Сравнительный анализ выраженности копинг-стратегий в двух исследуемых группах выявил более высокий уровень конфронтационного копинга и поиска социальной поддержки у неработающих матерей, достоверные различия были выявлены только по конфронтационному копингу (р < 0,05). И в целом, у данной группы можно отметить более высокую выраженность всех копинг-страте-гий. Возможно, данные результаты связаны с более высоким уровнем РС неработающих матерей, и усиление копинг-стратегий является реакцией на накопленный повседневный РС матерей данной группы. Преобладание конфронтационного копин-
га может объясняться столкновением родителей с детьми в период кризиса 3-х лет и преобладанием общения с ребенком, в которых родитель привык чаще навязывать свое мнение, чем в общении с взрослыми.
Корреляционный анализ в общей выборке матерей показал, что копинг-стратегии матерей связаны преимущественно с параметрами РС из сферы родителей и слабо связаны с параметрами РС из сферы детей (только с ее параметром неадаптивность ребенка). Наибольшее количество связей с параметрами РС обнаружено у копинг-стратегии бегство-избегание - она положительно связана с общим показателем РС, общим показателем РС в сфере родителей и такими его параметрами как низкая привязанность к ребенку (р < 0,05), депрессия (р < 0,01), отношения с партнером (р < 0,05), изоляция (р < 0,05), здоровье (р < 0,05). Таким образом, можно предположить, что чем чаще женщина использует данный копинг, тем больше проблем накапливается, что усиливает стресс, в том числе РС. С другой стороны, возможно, что при очень большом количестве проблем и задач, женщины чаще начинают использовать данный копинг, т.к. им уже не хватает ресурсов для их решения.
Кроме того, положительные корреляции с параметрами РС были обнаружены у стратегии «Принятие ответственности»: с неадаптивностью ребенка (р < 0,05), депрессией (р < 0,05), изоляцией (р < 0,05) и здоровьем матери (р < 0,05). Отдельные положительные связи с РС были обнаружены у копинг стратегий «Поиск социальной поддержки», «Самоконтроль», «Дистанцирование» и «Кон-фронтационный копинг». Поиск социальной поддержки положительно связан с неадаптивностью ребенка (р < 0,05) и изоляцией матери (р < 0,01); самоконтроль коррелирует с отношениями с партнером (р < 0,05) и здоровьем матери (р < 0,05); дистанцирование - со слабой привязанностью к ребенку (р < 0,05) и депрессией (р < 0,05), а конфронтационный копинг обнаружил связь только со слабой привязанностью к ребенку (р < 0,05). Т.о.. мы видим, что более высокий уровень РС связан с более активным включением различных копинг-стратегий, и чаще - неконструктивных.
Далее мы провели корреляционный анализ параметров РС с копинг-стратегиями отдельно в группах работающих и неработающих матерей, который выявил существенные различия во взаимосвязях в данных группах. В целом, можно отметить более тесные связи РС и копинг-ресур-сов в отдельных группах, чем в общей выборке, а также связи РС с разными копинг-стратегиями: в группе неработающих матерей - отрицательные связи с планированием решения проблем, в группе работающих - положительные связи с поиском социальной поддержки, бегством-избеганием, дистанцированием и конфронтационным копингом.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
115
Так, в группе неработающих матерей тесные обратные связи были выявлены у общего показателя РС (р < 0,01), общих показателей РС в сфере детей (р < 0,01) и в сфере родителей (р < 0,05) с копинг-стратегией «Планирование решения проблем». Из отдельных параметров РС с данной стратегией было обнаружено больше связей с проблемами в сфере детей. Так, планирование решения проблем у матерей отрицательно связано с гиперактивностью (р < 0,01), сниженным настроением (р < 0,05), неадаптивностью (р < 0,05) и требовательностью ребенка (р < 0,05), а также некомпетентностью (р < 0,01) и депрессией матери (р < 0,01). Также были обнаружены две слабые отрицательные связи положительной переоценки с гиперактивностью ребенка (р < 0,05) и некомпетентностью матерей (р < 0,05). Т.о., активное использование стратегии решения проблем приводит к снижению уровня РС неработающих матерей.
У работающих матерей обнаружено большее количество взаимосвязей копинг-стратегий и параметров РС, наиболее тесные - с поиском социальной поддержки и бегством-избеганием. С общим показателем РС положительно связаны поиск социальной поддержки (р <0 ,01), бегство-избегание (р < 0,01), дистанцирование (р < 0,05) и кон-фронтационный копинг (р < 0,05). РС в сфере детей также связан со всеми четырьмя стратегиями, но наиболее тесно - со стратегией поиска социальной поддержки (р < 0,01), а РС в сфере родителей связан уже только с тремя стратегиями - поиском социальной поддержки (р < 0,05), бегством-избеганием (р < 0,01), дистанцированием (р < 0,05), и более тесные связи обнаруживаются со стратегией бегство-избегание. Регрессионный анализ показал, что предиктором общего показателя РС является бегство-избегание (в = 0,542; р < 0,01), также как и общего показателя РС в сфере родителей (в = 0,548; р < 0,01), а в сфере детей предиктором является поиск социальной поддержки (в = 0,509; р < 0,01). Т.о., при высоком уровне стресса связанного с детьми женщинам характерно прибегать за помощью к другим, а при высоком уровне РС связанного с самим родителем характерно избегание данных проблем, возможно, и наоборот - слишком частое использование стратегии избегания приводит к возникновению проблем в сфере родителя.
Выводы. В целом, женщины исследуемой выборки характеризуются средним уровнем выраженности РС. Однако, они при этом отмечают проблемы со здоровьем, сниженным настроением и привязанностью к ребенку. Сравнительный анализ уровня РС у работающих и неработающих матерей выявил более низкий уровень родительской компетентности и привязанности к ребенку у неработающих матерей.
Изучение стратегий совладания у матерей детей раннего возраста показало, что наиболее выраженными копинг-стратегиями в данной выборке ока-
зались стратегия планирования решения проблемы и поиска социальной поддержки. Сравнительный анализ выраженности копинг-стратегий у работающих и неработающих матерей выявил большую напряженность копинг-поведения у неработающих женщин, и среди отдельных стратегий - более высокий уровень конфронтационного копинга.
Анализ взаимосвязей параметров РС с совлада-ющим поведением в общей выборке выявил тесную взаимосвязь РС и стратегии бегство-избегание. Изучение взаимосвязей параметров РС с копинг-страте-гиями в группах работающих и неработающих матерей выявил существенные различия во взаимосвязях. У неработающих матерей детерминантной более низкого уровня РС является стратегия планирования решения проблем. У работающих матерей детерми-нантой более высокого уровня РС в сфере детей - поиск социальной поддержки, а в сфере родителей - использование стратегии «бегство-избегание».
Библиографический список
1. Ефимова И.Н. Возможности исследования родительского «выгорания» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2013. - № 4. - С. 31-40.
2. Крюкова Т.Л., Екимчик ОА. Совладание со стрессом в контексте близких (партнерских) отношений // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 4. - С. 203-214.
3. Крюкова Т.Л., КуфтякЕ.В., ЗамышляеваМ.С. Адаптация методик, изучение совладающего поведения way of coping questionnaire (опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана) // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 57-76.
4. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В. Стрессы семейных отношений: тенденции и эффекты со-владания // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2016. - № 1. - С. 174-195.
5. Сапоровская М.В. Эмоциональное выгорание и психологическое благополучие женщин в семье // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. - 2018. - № 4. - С. 68-73.
6. Филиппова Г.Г. Эмоциональное выгорание матери: новая проблема в перинатальной психотерапии // Возможности психотерапии, психологии и консультирования в сохранении и развитии здоровья и благополучия человека, семьи и общества: Материалы международного конгресса. - М., 2017. - С. 154-159.
7. Abidin R.R. The parenting Stress Index. 3rd edition. Psychological Assessment Resource. -Odessa, FL., 1995.
8. Abidin R. Parenting stress index: 4th edition. Professional manual. - Florida, 2012.
9. Bushman B.B., Peacock G.G.Does teaching problem-solving skills matter? An evaluation of problem-
solving skills training for the treatment of social and behavioral problems in children // Child and Family Behavior Therapy. - 2010. - Vol. 32. - № 2. - P. 103-124.
10. Deater-Deckard K. Parenting stress and child adjustment: Some old hypotheses and new questions // Clinical Psychology: Science and Practice. - 1998. -Vol. 5. - № 3. - P. 314-332.
11. Deater-Deckard K., Scarr S. Parenting stress among dual-earner mothers and fathers: Are there gender differences? // Journal of Family Psychology. -1996. - Vol. 10. - P. 45-59.
12. Catherine E.R. JohnM. Households, employment, and the sense of control // Social Psychology Quarterly. -1992. - Vol. 55 (3). - P. 217-235.
13. Crnic K., Greenberg M. Minor parenting stresses with young children // Child Development. -1990. - Vol. 61. - P. 1628-1637.
14. Matvienko-Sikar K., Murphy G., Murphy M. The role of prenatal, obstetric, and post-partum factors in the parenting stress of mothers and fathers of 9-month old infants // Journal of Psychosomatic, Obstetrics and Gynecology. - 2017. - Vol. 39. - № 1. - P. 47-55.
15. Oddi K., Murdock K., Vadnais S., Bridgett D., Gartstein M. Maternal and Infant Temperament Characteristics as Contributors to Parenting Stress in the First Year Postpartum // Infant and Child Development. - 2013. - Vol. 22. - P. 553-579.
16. Solem M., Christophersen K., Martinussen M. Predicting parenting stress: Children's behavioural problems and parents' coping // Infant and Child Development. - 2011. - Vol. 20. - P. 162-180.
17. Vieira J., Avila M., Matos P. Attachment and parenting: the mediating role of work-family balance in Portuguese parents of preschool children // Family Relations. - 2012. - Vol. 61. - P. 31-50.
18. Yeo K.J., Teo S.L. Child behavior and parenting stress between employed mothers and at home mothers of preschool children // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - Vol. 90. - P. 895-903.
References
1. Efimova I.N. Vozmozhnosti issledovaniia roditel'skogo «vygoraniia» // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriia: Psikhologicheskie nauki. - 2013. - № 4. - S. 31-40.
2. Kriukova T.L., Ekimchik O.A. Sovladanie so stressom v kontekste blizkikh (partnerskikh) otnoshenii // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki. - 2015. - № 4. - S. 203-214.
3. Kriukova T.L., Kuftiak E.V, Zamyshliaeva M.S. Adaptatsiia metodik, izuchenie sovladaiushchego povedeniia way of coping questionnaire (oprosnik sposobov sovladaniia R. Lazarusa i S. Folkmana) // Psi-khologicheskaia diagnostika. - 2005. - № 3. - S. 57-76.
4. Kriukova T.L., Saporovskaia M.V. Stressy semeinykh otnoshenii: tendentsii i effekty sovladaniia // Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial'naia i ekonomicheskaia psikhologiia. -
2016. - № 1. - S. 174-195.
5. Saporovskaia M.V. Emotsional'noe vygoranie i psikhologicheskoe blagopoluchie zhenshchin v sem'e // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika. -2018. - № 4. - S. 68-73.
6. Filippova G.G. Emotsional'noe vygoranie materi: novaia problema v perinatal'noi psikhoterapii // Vozmozhnosti psikhoterapii, psikhologii i konsul'tirovaniia v sokhranenii i razvitii zdorov'ia i blagopoluchiia cheloveka, sem'i i obshchestva: Materialy mezhdunarodnogo kongressa. - M., 2017. - S. 154-159.
7. Abidin R.R. The parenting Stress Index. 3rd edition. Psychological Assessment Resource. -Odessa, FL., 1995.
8. Abidin R. Parenting stress index: 4th edition. Professional manual. - Florida, 2012.
9. Bushman B.B., Peacock G.G.Does teaching problem-solving skills matter? An evaluation of problemsolving skills training for the treatment of social and behavioral problems in children // Child and Family Behavior Therapy. - 2010. - Vol. 32. - № 2. - P. 103-124.
10. Deater-Deckard K. Parenting stress and child adjustment: Some old hypotheses and new questions // Clinical Psychology: Science and Practice. - 1998. -Vol. 5. - № 3. - P. 314-332.
11. Deater-Deckard K., Scarr S. Parenting stress among dual-earner mothers and fathers: Are there gender differences? // Journal of Family Psychology. -1996. - Vol. 10. - P. 45-59.
12. Catherine E.R. John M. Households, employment, and the sense of control // Social Psychology Quarterly. -1992. - Vol. 55 (3). - P. 217-235.
13. Crnic K., Greenberg M. Minor parenting stresses with young children // Child Development. -1990. - Vol. 61. - P. 1628-1637.
14. Matvienko-Sikar K., Murphy G., Murphy M. The role of prenatal, obstetric, and post-partum factors in the parenting stress of mothers and fathers of 9-month old infants // Journal of Psychosomatic, Obstetrics and Gynecology. - 2017. - Vol. 39. - № 1. - P. 47-55.
15. Oddi K., Murdock K., Vadnais S., Bridgett D., Gartstein M. Maternal and Infant Temperament Characteristics as Contributors to Parenting Stress in the First Year Postpartum // Infant and Child Development. - 2013. - Vol. 22. - P. 553-579.
16. Solem M., Christophersen K., Martinussen M. Predicting parenting stress: Children's behavioural problems and parents' coping // Infant and Child Development. - 2011. - Vol. 20. - P. 162-180.
17. Vieira J., Avila M., Matos P. Attachment and parenting: the mediating role of work-family balance in Portuguese parents of preschool children // Family Relations. - 2012. - Vol. 61. - P. 31-50.
18. Yeo K.J., Teo S.L. Child behavior and parenting stress between employed mothers and at home mothers of preschool children // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - Vol. 90. - P. 895-903.
Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4
117