Родительские установки матерей-педагогов, воспитанных в неполных семьях
М. Ю. Бурыкина
В статье рассматривается проблема родительских установок матерей-педагогов, воспитанных в неполных семьях. Представленные материалы освещают результаты исследования, в котором установлены различия в родительских установках матерей-педагогов, воспитанных в полных и неполных семьях, определена связь родительских установок матерей-педагогов и их типового состояния при взаимодействии с ребенком.
Ключевые слова: родительские позиции, родительское поведение, родительские установки матерей-педагогов, психическое состояние женщин, удовлетворенность в контактах с детьми.
Parental Guidelines of Mother-Teachers Brought Up in Single Parent Families
М. Yu. Burykina
In the given article the problem of parental guidelines of mother-teachers brought up in single parent families is considered. The given materials present the results carried out and as a result where the differences in parental guidelines of mother-teachers brought up in two parent families and single parent families were determined, the relation between mother-teachers' parental guidelines and their type condition in the contact with a child was found out.
toy words: parental guideline; parental attitudes; parents' conduct; parental guidelines of mother-teachers brought up in single parent families; the psychological condition of women; satisfaction in the contact with children.
Установка в психологии рассматривается как необходимое условие контроля поведения. Д. Н. Узнадзе определяет, что «установка является целостным динамическим состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией». С этой позиции установка рассматривается как состояние готовности к определенной активности [8].
Понятие «родительская установка» характеризуется различной степенью осознанности. Установки родителей на воспитание детей В. С. То-рохтий определяет как готовность действовать тем или иным образом. Каждый из супругов не только отражает окружающую действительность, но и эмоционально переживает ее, осмысливает и предпринимает определенные действия для воплощения ее требований в психических свойствах и качествах ребенка [7].
Родительские установки, с точки зрения Р. В. Овчаровой, являются одним из компонентов интегральной психологической структуры роди-тельства и включают в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный аспект касается знаний и представлений о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, он также включает реальный и идеальный образ ребенка. Эмоциональный аспект представляет собой совокупность взглядов, суждений, оценок, а также доминирующий эмоциональный фон относительно реализации родительских установок и ожиданий.
Поведенческий аспект родительских установок реализуется в репродуктивном поведении, во взаимоотношениях супругов, в родительском отношении, в стиле семейного воспитания. В структуре родительства автор выделяет родительскую позицию как систему родительских установок, ожиданий и отношений родителей к ребенку [3].
Родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой, как считает А. С. Спи-ваковская, лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка. Выразителем взаимодействия вышеперечисленных компонентов является стиль семейного воспитания, в значительной степени определяющий личностное становление и развитие ребенка [6].
Становление родительского поведения, родительских чувств и установок начинает складываться задолго до рождения ребенка. Эти структуры образуются в детстве самого потенциального родителя на основе раннего опыта его взаимоотношений в собственной семье. Д. Винникотт полагает, что способность женщины «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми, а также в процессе собственной беременности и материнства. Он считает, что наука материнства - это «собственный опыт младенчества» [1].
Как отмечают многие исследователи (С. Фан-
ти, М. Марконе, Д. Майерс, Г. Г. Филиппова, А. И. Захаров и др.), решающими считаются отношения с собственной матерью и семейная модель материнства. Этап взаимодействия с собственной матерью начинается с внутриутробного периода развития и продолжается практически всю жизнь женщины. С. Фанти, М. Марконе, Д. Майерс считают, что начало развития будущего отношения матери к ребенку закладывается внутриутробно на основе первых эмоциональных конфликтов матери с плодом и в младенчестве [2].
Проблемные родительские установки могут быть связаны с неадекватной мотивацией рождения ребенка: предписывание особой психологической задачи ребенку (связывание с его рождением надежды на решение каких-либо внутрисемейных проблем: удержание мужчины, скрепление семьи, возрождение супружеских чувств и т. п.) либо восполнение эмоционального дефицита - вакуума чувств, образовавшегося у женщины.
Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи, как подчеркивает А. А. Реан, есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей [5].
Неполные семьи, то есть семьи с недостатком воспитательных ресурсов, часто относят к неблагополучным, так как нарушение структуры, а следовательно, и полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей. Неполная семья чаще всего состоит из матери и ребенка, то есть является «материнской». Результатом материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка начиная с раннего возраста. Пытаясь выполнять в семье функциональные обязанности обоих родителей, мать стремится следовать в своем поведении тем социально-психологическим ролям, которые обычно разделены между мужчиной и женщиной. В то время как в полной семье мать выполняет функции создания эмоционального фона семьи, благоприятной семейной атмосферы, понимания, доверительности, душевной близости, отец осуществляет функции нормативного контроля и регуляции поведения. Существует опасность, что как мальчики, так и девочки, растущие в семьях одиноких матерей, слишком долго будут оставаться эмоционально незрелыми.
В неполных семьях, как показали исследования Т. И. Пуховой, «представления детей о родительских функциях довольно расплывчаты: для ребенка из неполной семьи ситуация полной кажется нереальной. Ребенок не знает, как должна вести себя мама, если здесь присутствует папа» [4].
На основании вышеизложенного целью нашей работы мы определили необходимость выявления особенностей родительских установок матерей-педагогов, воспитанных в неполных семьях. Мы предполагаем, что существуют различия в родительских установках матерей-педагогов, воспитанных в полных и неполных семьях, и взаимосвязь родительских установок матерей-педагогов с их типовым состоянием при взаимодействии с ребенком.
Исследование проводилось в Брянском государственном университете. В нем участвовали студенты заочного отделения, обучающиеся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» и работающие в дошкольном образовательном учреждении. Выборка составила 65 замужних женщин-матерей в возрасте 30-40 лет, воспитанных в полных семьях и имеющих детей дошкольного возраста (1 группа), и 65 женщин-матерей в возрасте 30-40 лет, воспитанных в неполных семьях и также имеющих детей дошкольного возраста (2 группа).
Для сбора эмпирических данных использованы следующие методики: опросник «Измерение родительских установок и реакций» (РАКУ) Е. Шефера, тест Г. Ю. Айзенка «Самооценка психических состояний», методика Э. Г. Эйде-миллера и В. Юстицкиса «Семейно-обусловленное состояние».
Анализ родительских установок (методика РАКУ) показывает, что у матерей-педагогов из полных семей, по сравнению со второй группой женщин, значительно выражены такие шкалы, как «Ускорение развития ребенка», «Строгость родителей», «Поощрение зависимости ребенка от родителей». Для большинства матерей-педагогов из неполных семей характерны высокие стеновые значения по шкалам «Оберегание ребенка от трудностей», «Супружеские конфликты», «Раздражительность», «Власть матери», «Навязчивость родителей».
В целом в двух группах женщины-педагоги демонстрируют признаки авторитарного, гипе-ропекающего стиля поведения, неровного и непоследовательного. Они выглядят то очень заботливыми и внимательными, ограждая ребенка от любых трудностей, то раздражительными,
требовательными, агрессивными. Мы сопоставили результаты исследований по факторам, определяющим установки матерей-педагогов (см. табл. 1).
Таблица № 1 Результаты факторного анализа родительских установок матерей-педагогов (в %)
Сравнивая средние значения, можно заметить, что выраженность двух факторов (гиперопека -отсутствие родительской опеки и авторитарность) у женщин из неполных семей группы выше. Это означает, что опекающий способ воздействия на ребенка в большей степени характерен для женщин, воспитанных в неполных семьях. Мать стремится все знать о ребенке, ограждать его от жизненных проблем, забот, которые могли бы утомить дочь или сына. Незначительная часть женщин из полных семей (18 %) занимают конструктивную позицию относительно воспитания. С одной стороны, они менее стремятся к опеке над ребенком, к ограничению постороннего влияния на него, с другой - не отрицают собственного влияния на ребенка, не отказываются от помощи ему.
Женщины, воспитанные в неполных семьях, более всего демонстрируют признаки авторитарного, гиперопекающего стиля поведения, неровного и непоследовательного. Совокупность установок на предоставление ребенку возможности высказаться, равноправные, товарищеские отношения, развитие активности ребенка может трактоваться как показатель оптимальности в эмоциональных контактах между родителями и детьми.
Результаты диагностики психического состояния женщин обеих групп показали, что женщины из полных семей оценивают свое психическое состояние менее тревожным и ригидным (неизменность поведения, убеждений, взглядов). Но значения по шкалам «агрессивность» и «фруст-рированность» мало отличаются у женщин из двух групп.
Результаты диагностики типового семейно-обусловленного состояния матерей при контактах с детьми анализировались по трем шкалам: «тревожность», «напряженность», «неудовлетво-
ренность». В группе женщин из неполных семей отмечен высокий уровень неудовлетворенности контактами с ребенком и тревожности в отношениях с ним (20%). В то же время, у 69 % матерей из полных семей по данной шкале количественное распределение значений находится в пределах нормы. По шкалам «напряжение» и «тревожность» в отношениях с ребенком различия несущественны и имеют одинаково высокие количественные харатеристики (от 59 до 74 % по среднему уровню).
В целом женщины-матери из полных семей чувствуют себя более спокойными, нужными, уверенными, довольными, здоровыми. Для женщин из неполных семей в большей степени свойственны противоположные характеристики: они тревожны, робки, чувствуют себя лишними, «плохими».
Оценка различий родительских установок, психического и семейно-обусловленного состояний осуществлялась с помощью и-критерия Манна - Уитни
Статистически достоверные различия между женщинами-педагогами из полных и неполных семей отмечены по следующим параметрам:
- оберегание ребенка от трудностей (И=182): женщины-матери из неполных семей стремятся оградить ребенка от любых сложностей, трудностей, чужого влияния;
- оптимальность эмоционального контакта с ребенком (И=197): для женщин, воспитанных в полных семьях, важно установить положительные эмоциональные взаимоотношения с детьми;
— тревожность (И=194) и неудовлетворенность (И=224,5) в контактах с ребенком: женщины-матери, воспитанные в неполных семьях более тревожны, не уверены в своих силах, что приводит к неудовлетворению, излишнему беспокойству при взаимодействии с детьми;
— ригидность (И=135) достоверно выше у женщин из неполных семей.
На заключительном этапе исследования был проведен анализ связи родительских установок матерей с их психическим и семейно-обусловленным состояниями. С этой целью нами был использован метод ранговой корреляции Ч. Спирмена. Статистическая обработка данных исследования в группе женщин, воспитанных в неполных семьях, позволила выявить статистически достоверные связи (см. табл. 2).
Как видно из представленной таблицы, существует связь между психическими состояниями при взаимодействии с ребенком и некоторыми
№ п/п 1 фактор (опека) 2 фактор (демократичность) 3 фактор (авторитарность)
ПС НС ПС НС ПС НС
% женщин 79,08 89,96 49,88 41,12 69,92 79,44
Примечание: ПС - полная семья; НС - неполная семья
родительскими установками женщин из неполных семей: чем ниже гибкость поведения (выше ригидность), тем в большей степени матери склонны инфантилизировать ребенка, жертвовать ради него своим счастьем; чем выше тревожность матерей, тем более они раздражительны в контактах с ребенком и тем менее способны к установлению дружеских отношений; чем выше жесткость и не-
гибкость позиций и установок в воспитании, тем выше неудовлетворенность от контактов с ребенком, раздраженность и агрессивность матерей. Кроме того, конфликтность, излишняя строгость этих матерей связаны с необходимостью в посторонней помощи при воспитании детей, их несамостоятельностью в этой сфере.
Таблица 2
Статистически достоверные связи родительских установок матерей _с их психическим и семейно-обусловленным состояниями_
Матери-педагоги из неполных семей
Матери-педагоги из полных семей
Прямые корреляционные связи
_между:_
Прямые корреляционные связи
_между:_
Обратные корреляционные связи
_между:_
- «жертвенностью» матерей и их ригидностью;
- тревожностью и неудовлетворенностью поведением ребенка;
- ригидностью и фрустрированностью;
- установкой на оберегание ребенка от трудностей и ограничение матери ролью хозяйки дома, зависимостью ребенка от матери, властью матери;
- ограничение матери ролью хозяйки дома и ее навязчивостью, ускорением развития ребенка;
- подавлением воли ребенка и «жертвенностью» матери, ее строгостью, раздражительностью, а также навязчивостью, ускорением развития;
- супружескими конфликтами и строгостью, навязчивостью матери, необходимостью в посторонней помощи при воспитании ребенка;
- подавлением агрессивности ребенка и властью матери, ее навязчивостью, ускорением развития ребенка; «мученичеством» матери и поощрением активности ребенка_
- «жертвенностью» матерей и их навязчивостью;
- неудовлетворенностью, тревожностью и напряженностью;
- поощрением зависимости ребенка от матери и фрустрированностью;
- подавлением воли ребенка и супружескими конфликтами, строгостью матерей, их навязчивостью;
- строгостью матери и невнимательностью мужа к жене;
- зависимостью ребенка от матери, поощрением зависимости ребенка от матери и подавлением его агрессивности
- установкой на предоставление ребенку возможности высказаться и агрессивностью;
- установкой на ускорение развития ребенка и тревожностью матери;
- предоставлением ребенку возможности высказаться и супружескими конфликтами, строгостью, навязчивостью матери;
- раздражительностью и избеганием общения с ребенком, товарищескими отношениями
Несмотря на существующие различия в родительских установках женщин, воспитанных в полных семьях, и женщин из неполных семей, следует отметить, что матери-педагоги, воспитанные в полных семьях, имеют негативные тенденции в отношении к своим детям.
В исследовании выявлено следующее:
- чем выше фрустрированность, тем больше матери опекают своего ребенка, не предоставляют ему самостоятельности;
- чем выше тревожность матерей из полных семей в контактах с ребенком, их напряженность в семейных отношениях, тем более они раздражительны и тем менее удовлетворенными чувствуют себя в семье;
- чем выше уровень агрессивности матери, тем менее она демократична по отношению к ребенку;
- чем более тревожны матери, тем менее они способствуют скорейшему развитию своих детей и тем медленнее развивается ребенок.
Выводы
В результате реализации программы исследования и анализа его результатов мы сделали ряд выводов, подтверждающих нашу гипотезу о том, что женщины из полных и неполных семей имеют различия в уровне ригидности, тревожности. Кроме того, типичные состояния матерей-педагогов при взаимодействии с ребенком связаны с родительскими установками.
У матерей-педагогов, воспитанных в неполных семьях, наблюдаются установки на оберега-ние ребенка от трудностей, зависимость ребенка от матери, проявление власти матерью. Высокие показатели в области конфликтности и раздражи-
тельности тесно связаны с опекающим способом воздействия на ребенка, стремлением к ограничению постороннего влияния на него, подчеркиванию собственной роли. Они более раздражительны при выполнении родительских обязанностей, склонны навязывать свою точку зрения, жестко ограничивать права ребенка, его самостоятельность, проявляют конфликтное взаимодействие в семье.
Женщины-матери, воспитанные в неполных семьях, демонстрируют признаки как авторитарного, так и гиперопекающего стиля взаимодействия. Они непоследовательны в воспитании: то проявляют большую заботу, ограждая ребенка от всех трудностей и чужого влияния, то выполнение родительских обязанностей сопровождается раздражительностью, возникает чувство их обременительности. Кроме того, завышенные показатели конфликтности можно расценивать как показатели общего неблагополучия в семье.
Женщины-матери, воспитанные в неполных семьях, отличаются от женщин-матерей, воспитанных в полных семьях, повышенной тревожностью, ригидностью (неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся с мнением окружающих и не соответствуют реальной обстановке). В области воспитания эти женщины более тревожны, не уверены в своих силах, что приводит к неудовлетворенности, из-
лишнему беспокойству при взаимодействии с детьми. Выявленные в ходе проведенной работы тенденции в воспитании матерей-педагогов могут быть полезны в практической работе психологов по устранению негативных последствий воспитания в неполных семьях.
Библиографический список
1. Винникотт, Д. В. Маленькие дети и их матери [Текст] / Д. В. Винникотт - М., 1998. - С. 47.
2. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс; пер. с англ. - СПб., 1997. - С. 56-81.
3. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р. В. Овчарова. - М., 2002. -С. 18-19.
4. Пухова, Т. И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей [Текст] / Т. И. Пухова // Вопросы психологии. - 1996. - № 2. - С. 20-22.
5. Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение [Текст] / А. А. Реан. - СПб., 2004. - С. 47-51.
6. Спиваковкая, А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций [Текст] / А. С. Спиваковская // Семья и формирование личности. - М., 1981.
7. Торохтий, В. С. Психология социальной работы с семьей [Текст] / В. С. Торохтий. - М., 1996. - С. 34-52.
8. Узназде, Д. И. Экспериментальные основы исследования установки [Текст] / Д. И. Узнадзе // Психологически исследования. - М., 1966. - С. 81-102.