УДК 159.96
Н. Н. Посысоев
Родительская позиция как система отношений
Статья посвящена анализу родительской позиции как системы жизненно важных отношений, являющейся частью системы отношений личности. Авторы раскрывают характерные особенности родительской позиции, сформированной жизнью с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья. Показано, что родительская позиция определяет систему коммуникаций как внутри семьи, так и с внешним миром, особенности принятия решений, связанных с организацией жизнедеятельности ребенка, а также общий фон эмоциональных переживаний при столкновении с трудными жизненными ситуациями. Авторы выделяют и описывают основные составляющие родительской позиции: отношение к себе, отношение к ребенку, отношение к помощи извне, отношение к будущему, отношение к дефекту За каждым отношением стоит история его формирования. Зачастую родители транслируют ребенку интроецированные ими установки, не являющиеся результатом личного опыта. Раскрывается влияние родительской позиции на особенности установлении контакта с семьей в контексте психологического сопровождения и консультирования. Представлен анализ содержания вариантов деструктивной родительской позиции, проявляющейся в контакте с психологом. В статье обсуждаются способы воздействия на позицию родителей с целью ее корректировки в сторону большей адекватности, реалистичности и конструктивности, стратегии психокоррекционной работы с родителями особого ребенка.
Ключевые слова: родительская позиция, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение семьи, система отношений, консультирование, психологическая коррекция.
N. N. Posysoev
The Parental Position as a System of Relationships
The article deals with the analysis of the parental position as a system of vitally important relationships which is a part of relationships system within the personality. Authors reveal specific features of the parental position, shaped by co-existence with the child with health limitations. Often, parents broadcast a child introjected by them that is not the result of personal experience. The parental position defines a system of communications both inside the family and with outside world, mechanisms of decision making, connected with organizing child's daily activities as well as overall emotional background when facing difficult life situations.
The authors define and describe key elements of the parental position: attitude towards self, attitude towards a child, attitude towards external assistance, attitude towards future and attitude towards the handicap. Influence of the parental position during establishing contact with the family in the situation if psychological counselling is presented in the article. A content analysis of the destructive parental position in the contact with psychologist is presented. The article also talks about ways of influencing the parental position aimed at shifting it to be more adequate, realistic and constructive, ways of psychological correction for the parents of the child with health limitations.
Keywords: parental position, child with health limitations, psychological and pedagogical assistance to the family, relationships system, counselling, psychological correction.
В настоящее время в качестве субъекта оказания психологической помощи в рамках семейного консультирования все чаще выступает семья с ребенком, имеющим соматические или психические нарушения. Ранее мы обсуждали возможные точки приложения профессиональных усилий психолога при взаимодействии с семьей, находящейся в связи с болезнью ребенка в состоянии хронической трав-матизации. Жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, стыда, злости, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния). Было отмечено, что родители, неадекватно оценивая психический или соматический дефект, могут транслировать своим детям дезадаптирующие, деструктивные установки по отношению к сложившейся жизненной ситуации.
Зачастую, сами нуждаясь в психологической помощи, члены таких семей проявляют настороженность, недоверие и склонность игнорировать рекомендации специалистов по организации коррекци-онно-развивающей среды. В связи с этим становится очевидной необходимость психологической поддержки (сопровождения) семьи с особым ребенком [1, 2].
Мы определяем психолого-педагогическое сопровождение семьи как особую деятельность, направленную на актуализацию ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием. Это позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка безопасное и развивающее пространство, формировать и реали-зовывать адекватные потребностям ребенка страте-
© Посысоев Н. Н., 2017
248
Н. Н. Посысоев
гии воспитания, являющиеся следствием конструктивной родительской позиции.
От родительской позиции зависит качество контакта с семьей в процессе ее психолого-педагогического сопровождения, степень открытости и готовность родителей к партнерским доверительным отношениям, наличие или отсутствие у них психологического сопротивления по отношению к профессиональной помощи. Мы рассматриваем родительскую позицию как одну из составляющих детско-родительских отношений, определяющую жизнеспособность семьи с особым ребенком. Родительская позиция является тем фактором, который усиливает либо, напротив, ослабляет компенсаторные возможности ребенка, успешность его развития. Так, например, при гиперпротекции, обусловленной чувством невротической материнской вины, ребенок лишается возможности развивать сохранные психические процессы и компенсировать дефект, что затрудняет его дальнейшее обучение и общую адаптацию. Отрицание дефекта, отказ родителей признать наличие у ребенка ограничений может спровоцировать истощение компенсаторных ресурсов и срыв адаптации. В то же самое время у родителей может возникать разочарование и эмоциональное дистанцирование от ребенка вследствие нереализованности собственных амбиций.
В современных психолого-педагогических исследованиях семьи многократно подчеркивается, что деструктивные позиции родителей являются фактором риска нарушений эмоционального и личностного развития ребенка (А. Я. Варга, А. И. Захаров, О. А. Карабанова, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юртайкин, В. В. Ткачева, О. Г Приходько, О. В. Югова). Важно заметить при этом, что авторы вкладывают разное содержание в понятие «родительская позиция». Так, в частности, с точки зрения А. А. Бодалева, родительские позиции представляют собой совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним. А. С. Спиваковская рассматривает родительскую позицию как целостное образование, которое обусловливает реальную направленность воспитательной деятельности родителей, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми [3, 4, 5].
Родительскую позицию можно рассматривать как часть системы отношений личности. Мы определяем родительскую позицию, как систему жизненно-важных отношений, сформированную всей историей жизни с особым ребенком. Она определяет систему коммуникаций, как внутри семьи, так и с внешним миром, особенности принятия решений, связанных с организацией жизнедеятельности ре-
бенка, а также общий фон эмоциональных переживаний при столкновении с трудными жизненными ситуациями.
Целостная родительская позиция включает ряд составляющих:
— Отношение к себе как родителю. Речь идет о самоотношении и самопринятии. Содержательно это проявляется в том, насколько родитель уверен в своей способности справиться с трудными жизненными ситуациями, обеспечить удовлетворение потребностей в безопасности и развитии своего ребенка (и каково содержание переживаний по этому поводу).
— Отношение к ребенку. Данная составляющая отражает особенности эмоционального принятия ребенка родителем. Содержательно это проявляется в том, какие чувства и переживания вызывает у родителя общение с ребенком (нежность, любовь, благодарность, агрессия, раздражение, эмоциональная холодность, высмеивание, отвращение, желание смерти и др.).
— Отношение к дефекту определяет степень открытости и адекватности родителя в принятии особенностей ребенка, вызванных его соматическим или психическим дефектом. Его готовность к восприятию объективной информации, без проекций, ложных ожиданий и иллюзий по поводу ограниченных возможностей здоровья. Возможны следующие варианты отношения: принятие дефекта, преувеличение дефекта и отрицание дефекта
Отношение к помощи извне определяет степень готовности к принятию помощи, к обращению за поддержкой к другим людям (специалистам, родственникам, родителям ребенка со сходным диагнозом). Возможны следующие варианты отношения:
• готовность к принятию помощи, активен и готов к сотрудничеству,
• пассивность, даже если помощь предлагается, нет готовности совершать усилия для того, чтобы ею воспользоваться,
• отказ от помощи, недоверие в сочетании с агрессией.
— Отношение к будущему. Данная составляющая отражает способность планировать свою жизнь, свои действия в связи с вероятными изменениями, определять перспективу для своего ребенка с учетом его особенностей. Содержательно она включает эмоциональное отношение к будущему. Возможны следующие варианты отношения:
• негативное отношение к будущему (доминирует установка «ничего хорошего нас не ждет») в сочетании с отсутствием планирования жизни ребенка,
• позитивное отношение к будущему (доминирует установка «мы будем справляться с про-
блемами по мере их возникновения») в сочетании с планированием жизни и пониманием перспектив развития ребенка.
Поскольку родительская позиция, как было сказано выше, является одним из основных факторов, определяющих качество детско-родительских отношений и, как следствие, успешность адаптации ребенка с психическими и соматическими нарушениями, именно она находится в фокусе внимания специалистов, работающих с семьей.
Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся в нашей консультативной практике вариантов деструктивной родительской позиции, проявляющейся в контакте с психологом. В зависимости от того, какая составляющая родительской позиции представлена деструктивно, можно выстраивать стратегии психокоррекционной работы с родителями особого ребенка:
— Негативное отношение к себе как родителю (обесценивание своих усилий и возможностей). Основная работа на первых этапах взаимодействия с семьей предполагает оказание психологической поддержки, способствующей повышению самооценки родителей, выявлению и ассимиляции позитивного опыта взаимодействия со своим ребенком, даже в том случае, если опыт исчерпывается уходом или обслуживанием.
— Негативное отношение к ребенку. Следует отметить, что именно этот аспект родительской позиции, к сожалению, труднее всего поддается коррекции. Тем не менее при терпеливой, длительной работе с семьей, в процессе которой родители будут получать адекватную, доброжелательную, позитивную обратную связь о своем ребенке от специалистов о его достижениях, ситуация может несколько измениться. Как показывает наш опыт, включение родителей в совместную игровую деятельность с ребенком обладает исключительным коррекцион-ным потенциалом. Лишенная оценки игровая деятельность позволяет родителю «встретиться» с ребенком не как с объектом воспитательных воздействий, а спонтанно, как с партнером по игре, и пережить «живые» эмоции.
— Негативное отношение к принятию помощи. Зачастую, в основе негативного отношения к принятию помощи лежит пережитый травматический опыт негативного контакта, приобретенный вследствие нарушения профессиональной этики помогающим специалистом. В связи с этим особое значение приобретает установление доверительного контакта с родителями. Этот контакт выстраивается с соблюдением принципов конфидециальности, компетентности, безоценочного отношения, эмоционального присоединения, «присторойки на равных», предоставления выбора в принятии решения о формах, времени и вариантах помощи, уважения 250
к занятой позиции. Одним из действенных способов оказания помощи семье в этой ситуации может стать «родительский клуб» как форма взаимопощи родителей, воспитывающих ребенка с особенностями развития. Принятие помощи от людей, переживающих аналогичные чувства, решающих сходные проблемы, может восприниматься как наиболее приемлемая форма ассимиляции чужого опыта в воспитании ребенка.
— Отрицание или преувеличение дефекта. Для формирования адекватного (реалистического) отношения к дефекту, к возможностям и ограничениям ребенка целесообразно привлекать родителей к участию в экспертизе динамики его развития, проводить индивидуальные психологические консультации, приглашать родителей на занятия с ребенком, с последующим спокойным и доброжелательным анализом его особенностей.
— Негативное отношение к будущему. Коррекции данного отношения могут способствовать индивидуальные консультации, ориентированные на повышение информированности родителей о возможных вариантах обучения, трудоустройства, адаптации (так называемое «расширение информационного поля»). Достоточно эффективным методом в данном случае может являться фильмотерапия. Так, например, совместный просмотр на занятиях родительского клуба документального фильма «Ник Вуйчич: «Как я справился с унынием», в котором человек, родившийся без четырех конеченостей, ставший известным писателем, оратором, счастливым отцом, рассказывает об истории своей жизни, вызывал у зрителей эмоциональное потрясение и веру в неограниченные возможности человека.
Резюме
Таким образом, работа по исследованию и коррекции родительской позиции, сформированной жизнью с особым ребенком, может быть выделена как особая психологическая задача в контексте психологического консультирования и психолого-педагогического сопровождения семьи, успешность решения которой позволит способствовать
— созданию внутрисемейной ресурсной, поддерживающей среды для ребенка;
— преодолению излишней драматизации проживания и прогнозирования жизненно важных событий с ребенком, имеющим психические и соматические нарушения;
— гармонизации системы детско-родительских отношений в семье, воспитывающей особого ребенка.
Н. Н. Посысоев
Библиографический список
1. Жедунова, Л. Г., Посысоев, Н. Н. Семья с больным ребенком: содержание психологической помощи [Текст] / Л. Г. Жедунова, Н. Н. Посысоев // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. -С. 183-188.
2. Посысоев, Н. Н., Жедунова, Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение семьи Психологическая помощь в воспитании детей [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. Н. Посысоев, Л. Г. Жедунова. - Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО. -2015. - 123 с.
3. Спиваковская, А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции [Текст] / А. С. Спиваковская // Семья и формирование личности : сб. научных трудов / под ред. А. А. Бодале-ва. - М. : Изд-во НИИ ОП, 1981. - С. 38-45.
4. Ткачева, В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии [Текст] / В. В. Ткачева // Дефектология. - 1998. -№ 4. - С. 3-9.
5. Югова, О. В. Специфика родительской позиции и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О. В. Югова // Вестник Череповецкого университета. - 2017. - № 2. - С. 195-201.
Bibliograficheskij spisok
1. 2Ие^поуа, Ь. в., РоБуБоеу, N. N. 8еш]а б Ъо1'пуш геЬепкош: soderzhanie рзШоЬ^сИеБко] рошоБЬЫ [ТекБ^ / Ь. в. Zhedunova, N. N. РоБуБоеу // 1агоз1ау5ку pedagogicheskij vestnik. - 2015. - № 5. -8. 183-188.
2. РоБуБое% N. К, Zhedunova, Ь. в. РБШО^О-pedagogicheskoe soprovozhdenie БешЧ Psiho1ogicheskaja pomoshh' v vospitanii detej [ТекБ^ : иЛеЬш-metodicheskoe posobie / N. N. РоБуБое^
L. G. Zhedunova. - Jaroslavl' : GAU DPO JaO IRO. -2015. - 123 s.
3. Spivakovskaja, A. C. Obosnovanie psihologicheskoj korrekcii neadekvatnoj roditel'skoj pozicii [Tekst] / A. S. Spivakovskaja // Sem'ja i formirovanie lichnosti : sb. nauchnyh trudov / pod red. A. A. Bodaleva. - M. : Izd-vo NII OP, 1981. - S. 38-45.
4. Tkacheva, V. V. O nekotoryh problemah semej, vospityvajushhih detej s otklonenijami v razvitii [Tekst] / V. V Tkacheva // Defektologija. - 1998. - № 4. - S. 3-9.
5. Jugova, O. V. Specifika roditel'skoj pozicii i sem'i rebenka s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Tekst] / O. V Jugova // Vestnik Cherepoveckogo universiteta. - 2017. - № 2. - S. 195-201.
Reference List
1. Zhedunova L. G., Posysoev N. N. Family with the sick child: content of psychological assistance // Yaroslavl pedagogical bulletin. - 2015. - № 5. - P. 183-188.
2. Posysoev N. N., Zhedunova L. G. Psychology and pedagogical support of family. Psychological help in education of children: educational and methodical textbook / N. N. Posysoev, L. G. Zhedunova. - Yaroslavl : GAU DPO of YAO IRO. - 2015. - 123 p.
3. Spivakovskaya A. S. Justification of psychological correction of an inadequate parental position // Family and formation of the personality: collection of scientific works / under the editorship of A. A. Bodalev. - M. : Iz-datelstvo NII OP, 1981. - P. 38-45.
4. Tkachyova V. V. On some problems of families raising children with development deviations // Defectol-ogy. - 1998. - № 4. - P. 3-9.
5. Yugova O. V. Specifics of a parental position and family of the child with limited opportunities of health // Bulletin of Cherepovets university. - 2017. - № 2. -P. 195-201.