9. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта). М.: Знание, 1989. 96 с. ^N5-07-000132-9.
10. Готтинг В. В., Нурмаганбетова М. С., Алшын-баева Ж. Е. Технология постановки педагогических целей, ориентированных на результат // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8 — 3. С. 437-442.
ЖДАН Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Управление развитием образования».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.05.2017 г. © Н. А. Ждан
УДК 908+93/94+913+371
О. А. КИРЬЯШ
Омский государственный педагогический университет, г. Омск
РОДИНОВЕДЕНИЕ-КРАЕВЕДЕНИЕ-РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КАК СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются возможности родиноведения, краеведения и регио-новедения в решении проблемы патриотического воспитания школьников. Автор раскрывает терминологическое содержание, особенности и роль каждой из учебных дисциплин и предлагает модель реализации содержания в рамках родиноведения, краеведения и регионоведения.
Ключевые слова: родиноведение, краеведение, регионоведение, патриотическое воспитание, педагогический процесс.
В современных условиях реформирования системы образования в педагогической среде актуализируется не только поиск новых методических и методологических наработок в области педагогики, психологии и отдельных учебных дисциплин, но и необходимость выстраивания преемственности содержания учебных предметов в школьном курсе. Нарушение хронологии, логики преподавания, отрывочность и фрагментарность в изложении материала приводят к формированию фрагментарной, а не цельной картины мира у школьника. Это приводит к тому, что он не может видеть перспективы, сравнивать объекты одного порядка, глубоко и основательно анализировать события и явления, выстроить доказательную базу, видеть параллели с другими дисциплинами.
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования помимо акцента на содержательный компонент учебных дисциплин определяет приоритетные направления в образовательной практике — одно из них — формирование патриотического воспитания как одной из ключевых линий, которую реализует каждое образовательное учреждение в рамках урочной и внеурочной деятельности учащихся. Грамотная и логическая выстроенная система преемственности дисциплин может привести не только к формированию тех или иных компетенций, но и способствовать воспитанию патриотичного поколения школьников. В «модели выпускника» шко-
лы на первое место выходят понятия «патриотизм», «любовь к своему краю и своей Родине», «уважение своего народа, культурных и духовных традиций», «уважение и принятие системы ценностей». Зачастую задача формирования ответственного гражданина, любящего свою Родину, реализуется в отрыве от учебных дисциплин, предметных и ме-тапредметных связей.
Значительную роль в решение этих проблем может внести дисциплина «История России», однако излишняя стандартизация системы образования привела к формализации предмета, «вымыванию» и исчезновению человека из исторических реалий. А полномасштабная переориентировка преподавателей с представления цельной исторической картины мира на подготовку школьников к Единому государственному экзамену привели к тому, что история из «живого», насыщенного предмета теперь представляет собой сухой, сжатый рассказ о процессах и явлениях прошлого, в котором обычному человеку с его переживаниями и волнениями достаточно сложно найти место.
Пересмотр подходов к образованию привел к переосмыслению содержания, практики преподавания, методологического инструментария предмета «История России». Интеллектуальное и педагогическое сообщество в последнее время сосредотачивает внимание на максимальном использовании патриотического потенциала дисциплины. В этой связи исследователи вернулись к мысли
преподавания предмета «Родиноведение» в школьном курсе.
Родиноведение имеет достаточно длительную историю. На рубеже Х1Х — ХХ вв. в отечественной педагогической литературе для раскрытия специфики территории использовались такие термины, как «родиноведение», «отчизноведение», «от-ечествоведение». Такой широкий набор понятий не означал, однако, терминологической четкости и определенности у исследователей. До революции 1917 г. сложилась достаточно мощная методическая школа по родиноведению [1—7]. Дореволюционные отечественные педагоги подошли к определению роли, место и задачи каждой из дисциплин. Краеведению первоначально отводилось изучение уезда, губернии. «Родиноведению» отводилась более важная роль в обучении и воспитании учащихся» [8]. За введение родиноведения в школьный курс ратовали многие педагоги и общественные деятели, например, Г. Н. Потанин в одном из своих писем писал, что «каждый сельский учитель должен иметь в руках: 1) местную азбуку, 2) местную хрестоматию и 3) местное родиноведение. Последнее заменит руководство по естествознанию. Оно состоит в описании мира природы концентрическими кругами. Первый круг: окрестности школы; физическая география их и жизнь в них человека. Второй круг: область в физическом и социальном отношении. Третий круг — Россия» [9, с. 141]. Весьма показательно, но родиноведение не мыслится еще в качестве самостоятельной и самобытной дисциплины, она должна только заменить собой курс естествознания. При этом подчеркивалось, что авторами учебников по родиноведению должны быть местные педагоги, знающие особенности «своей» территории. Регионоведческий потенциал дисциплины должен был объединить провинциальных, местных исследователей для написания пособия по родиноведению. «В области очень много встречается лиц, самой жизнью обращенных в знатоков или природы, или социальной жизни (рыболовы, охотники, промышленники, приказчики и проч.), и многие из них не знают только, как свои знания приобщить к всеобщему европейскому знанию» [9, с. 95]. Родиноведение должно было способствовать формированию педагогических школ и методических объединений на местах, формируя тем самым единое образовательное пространство Российской империи.
В реальной жизни провести четкую границу между краеведением и родиноведением было достаточно сложно, т.к. большинство работ по ро-диноведению по своей структуре, содержанию, подходу в описании были краеведческими. После революционных событий 1917 г. термин «краеведение» окончательно утвердился в научной среде, а смысловое значение понятия «родиноведение» вошло в его состав. В советское время краеведением занимались зачастую только работники архивов, музеев, энтузиасты и неравнодушные исследователи. Полноценное возвращение краеведения в учебный процесс началось с 90-х XX в. В этот период начинает реализовываться долговременная комплексная программа «Краеведение», которая способствовала оживлению краеведческой работы на местах, возрождению центров изучения «малой Родины», созданию кафедр краеведения, а также Научного центра по изучению русской провинции и Лаборатории исторического краеведения на базе Российского государственного гуманитарного уни-
верситета. Итогом кропотливой и многоплановой работы стало появление многочисленных исследовательских работ краеведческой тематики, а также возвращение краеведения в школьное и вузовское образование.
Включение краеведения в школьный курс актуализировало в научной среде вопрос о необходимости возвращения и родиноведения в учебные планы. Но в современных условиях в среде педагогов четкой определенности и конкретности также не наблюдается. Педагоги и исследователи дискутируют относительно содержания, места и роли родиноведения в образовательном процессе. Многие считают родиноведение частью курса краеведения. Другие предполагают, что родиноведение и краеведение можно считать синонимами. Третьи мыслят родиноведение как пропедевтический курс истории.
Терминологическая неопределенность сопряжена и с курсом регионоведения. Научное сообщество пребывает в состоянии поиска ответов на вопросы: что понимать под термином «регион», «Сибирь», «Сибирский край», каковы географические границы этого территориального образования, каким образом вписывать историю многонационального и многоконфессионального региона в историю России? Это рассуждения подразумевают проведение отдельного исследования. Научные коллективы, в том числе и Омска, активно включились в решение этих вопросов. Результатом стали разработка учебного курса «Культура Западной Сибири: история и современность», проведение многочисленных конференций, посвященных региональной тематике, основание журнала «Регионология» на базе НИИ регионологии при Мордовском государственном университете.
Помимо терминологической неразберихи исследователей интересует специфика содержания курсов. Каким образом соединить национально-региональную специфику и одновременно выдержать государственную линию в преподавании курса, сочетая все это с возрастными особенностями школьников? Исследователи подчеркивают, что учебники и учебные пособия по истории России формируют у школьника чувство «большой» Родины, его сопричастности к большому, с географической, политической, экономической, культурной точки зрения, пространству. А «чувство» малой родины в этом случае должны формировать учебные курсы родиноведения и краеведения. В последнее время появилось значительное число наработок по этим дисциплинам. Все они подчеркивают необходимость формирования и закрепления у школьника основных базовых понятий «Родина», «память», «патриотизм», «поколение» и т.д. Но следует заметить, что на сегодняшний день отсутствует единый подход в написании образовательных программ по дисциплинам «История России», «Регионове-дение», «Краеведение» и «Родиноведение». Одни педагоги используют культурологический подход при создании материалов, другие — исторический, третьи — географический. В значительном количестве программ родиноведение выступает ознакомительным курсом для последующего изучения краеведения, т.е. его составной частью. Зачастую у педагогов возникают сложности в разведении материала между краеведением и родиноведени-ем. Родиноведение — это изучение малой родины, начиная от улицы, школы и заканчивая селом или городом, а не всей России. Соответственно,
Таблица 1
Содержание материала в рамках географии, истории России, регионоведения, краеведения, родиноведения
Тема
География
История России
Регионоведение
Краеведение
Родиноведение
Ермак и присоединение Сибири
Растительный и животный мир Западной Сибири. Географические объекты: Уральские горы, Тагил, Тура, Тюмень, Тобольск
Присоединение Сибири в контексте расширения территории Российского государства
Дискуссия о покорении, завоевании, освоении Сибири Ермаком
Присоединение Сибири в контексте расширения территории Российского государства
Личность Ермака. Поход Ермака в Прииртышье. Образ Ермака в художественной и литературной традиции
Гражданская война и личность Колчака
Экономическая, специализация региона.
Религиозно-этническая и демографическая ситуация в Сибири накануне и в период Гражданской войны
Гражданская война как историческое явление истории
России. Колчак — лидер белого движения
Белое движение
в Сибири — попытка отстоять самобытность территории. Колчак — защитник самостийности Сибири
События Гражданской войны в краеведческом контексте
Личность Колчака.
Экскурсия: посещение Генерал-
губернаторского дворца и музейной экспозиции
Строительство Транссибирской магистрали
Транссиб — стратегический объект России.
Планы и маршруты. Хозяйственная специализация Сибири до и после строительства магистрали
Строительство Транссиба — необходимое
явление в контексте модернизации страны
Строительство магистрали —
конец самобытности Сибири.
Вариант контроля со стороны Европейской России. Ликвидация богатств края
Строительство Транссибирской магистрали в контексте модернизации края
Цель, маршрут, планы, протяженность магистрали. Проекты: И. И. Любимова, Е. В. Богдановича,
B. К. Рашета,
C. Ю. Витте. Экскурсия
со школьниками: Семипалатинская дорога (Черлакский
тракт), здание университета путей сообщения
Таблица составлена автором.
и изучать школьники должны особенности символики, топонимики и т.д. сначала ближайшей территории, а уже затем всей страны в целом. В этом случае будет показана и специфика материала, и масштабы и выдержан постепенный переход изучения материала от знакомого и простого к незнакомому и сложному. Автором предложен вариант изучения исторических отдельных тем в контексте регионоведения, краеведения и родиноведения (табл. 1).
Анализ содержания учебников и учебных пособий позволяет говорить о том, что в современных условиях научным и педагогическим сообществом осмыслен и реализован страноведческий и краеведческий подходы в реализации дисциплин. Содержание краеведческого материала выдерживается в контексте «Истории России», что снимает лишнее напряжение и противоречия, но в этом случае нивелируется национально-региональный компонент. Относительно регионоведения единая позиция отсутствует. Но, несомненно, дисциплина должна «способствовать реализации регионального (краеведческого) компонента в преподавании дисциплины «История России» с учетом имеющих место фальсификаций и с позиций российской дер-жавности» [10, с. 6]. Региональная история должна представлять собой комплекс альтернативных точек зрения, способствующих формированию критического мышления у подрастающего поколения. Родиноведению отводится роль пропедевтического курса, в котором для школьника будут освещаться основные вопросы истории, будет представлено
описание исторических личностей, их достижений и заслуг, но с привязкой к конкретной территории.
Необходимо подчеркнуть, что родиноведение и краеведение должны представлять комплекс, выработанную систему, объединяющую учебную и внеучебную деятельность учащихся, направленную на познание и сохранение материальной и духовной культуры родного края. Специфической чертой родиноведения можно считать ее междисци-плинарность — синтезирование знаний по географии, биологии, истории, естествознанию отдельной территории. Этот блок должен дополняться литературной составляющей, художественными образами, экскурсиями, походами в музей и т.д. При таком подходе родиноведение становится не только междисциплинарной дисциплиной, а метадисциплинар-ной, интегрируя в себе материальное и духовное наследие родного края. Грамотно выстроенная логика изложения материала в рамках родиноведения, краеведения, регионоведения и истории России в целом будет способствовать не только формированию целостности исторического процесса, но и формированию у школьников разного возраста патриотических представлений.
Родиноведение, краеведение и регионоведение должны стать не только отправными точками для дальнейшего освоения комплекса учебных дисциплин, но и основой для формирования будущих патриотов с активной жизненной позицией. Глубокие знания о «своей» территории, ее специфике, людях, знаковых событиях в истории края и малой родины позволят эффективно решать задачу формирования
патриотичного поколения школьников, которые любят свою Родину и разделяют современную систему ценностей. Обращение педагогов к родино-ведческому и краеведческому материалу позволяет, опираясь на личный опыт учащихся, приблизить глобальные исторические события, сделать их более личными и понятными для учащихся. Помимо этого, воспитание будущего патриота происходит не на абстрактных и далеких знаниях, а на конкретных примерах повседневной практики школьников.
Краеведение, родиноведение и регионоведение должны не только логично дополнять друг друга, но и, наряду с другими учебными дисциплинами, способствовать формированию у школьников целостной картины мира прошлого, осознанию места и роли «своей» территории в глобальном историческом процессе, сопричастности историческим реалиям. Переориентировка учителей от «натаскивания» школьников на сдачу ЕГЭ на «живой» рассказ о событиях прошлого будет способствовать не только более глубоким знаниям учеников, но формированию личностей, способных на активную гражданскую позицию и истинно любящих свою большую и малую Родину.
3. Чернышев С. С. Родиноведение. Краткий обзор географии Калужской губернии. М.: Изд-во. кн. магазина А. Д. Карчагина в Калуге, 1909. 52 с.
4. Спасский Н. А. Очерки по родиноведению. Казанская губерния. Казань: Казанский пед. музей, 1910. 165 с.
5. Седельников А. Н. Учебник родиноведения для школ Западно-Сибирского учебного округа. Омск: тип. Штаба Омского воен. окр., 1916. 74 с.
6. Беседы по родиноведению / Сост. Ф. А. Смирнов. Тифлис: электропеч. Груз. изд. т-ва, 1908. 60 с.
7. Прихожан З. В. Вопросы по курсу родиноведения. Ека-теринослав, 1916. 8 с.
8. Сейненский А. Гражданин школы, города, страны. Историческое краеведение в современной школе. URL: http:// his. 1september.ru/article.php?ID = 200701208 (дата обращения 20.03.2017).
9. Потанин Г. Н. А. С. Гацискому (24 сентября (6 октября) 1873 г. Никольск) // Письма Г. Н. Потанина: в 5 т. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1988. Т. 2. 345 с. ISBN 5-7430-0011-5.
10. Новиков С. В. О возможностях противодействия сибирскому сепаратизму и политическому экстремизму посредством образовательной и воспитательной деятельности // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2017. № 1. С. 5-7.
Библиографический список
1. Белов И. Д. Руководство для сельских учителей, с приложением образцовых уроков по русскому языку, родинове-дению, отечествоведению, естествоведению, арифметике и чистописанию. М.: бр. Салаевы, 1872-1877. 114 с.
2. Кузнецов А. А. Курс родиноведения для 3-го отделения городских училищ. Ярославль: типо-лит. М. Х. Фальк, 1892. 32 с.
КИРЬЯШ Оксана Андреевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Управление развитием образования».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.05.2017 г. © О. А. Кирьяш
Книжная полка
Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса : учеб. / А. П. Панфилова, А. В. Долматов. - М. : Юрайт, 2017. - 488 с. - ISBN 978-5-534-03402-8.
В учебнике на основе компетентностного подхода даны теоретические характеристики современных педагогических, психологических, исследовательских, информационных, проективных, интенсивных и интерактивных технологий и изложены особенности их применения в образовательном процессе, а также освещены вопросы образовательной результативности и технологии обратной связи в обучении, организации самостоятельной деятельности обучаемых. В книге также раскрыты и популярно описаны особенности, механизмы и аффективные инструменты организации взаимодействия участников образовательного процесса через анализ коммуникативных, презентационных и интерактивных компетентностей, методов управления конфликтными взаимоотношениями и технологии формирования имиджа успешного и конкурентоспособного педагога. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Для студентов педагогических вузов, учителей, педагогов, всех организаторов взаимодействия участников образовательного процесса.
Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учеб. / Д. Г. Левитес. - М. : Инфра-М, 2017. - 404 с. - ISBN 978-5-16-011928-1.
В учебнике анализируются проблемы и тенденции развития современной школы с позиций технологического подхода в образовании с целью мотивировать студентов на будущую профессиональную деятельность в сфере образования. История, теория, классификации и обзор педагогических технологий раскрываются не только на основе нового теоретически обоснованного материала, но и в согласовании с базовыми педагогическими и психологическими теориями и концепциями, а также с новейшими нормативными документами об образовании. Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.
Предназначен для бакалавров, специалистов и магистров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям, может представлять интерес для специалистов системы повышения квалификации и переподготовки работников образования.