Научная статья на тему 'Робототехника во внеурочной деятельности как фактор развития технических способностей у обучающихся'

Робототехника во внеурочной деятельности как фактор развития технических способностей у обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1615
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / РОБОТОТЕХНИКА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / MOTIVATION / ROBOTICS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / VIRTUAL ENVIRONMENT / TECHNICAL ABILITIES OF STUDENTS / DESIGN / PROGRAMMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беленов Николай Валерьевич, Самсонова Оксана Сергеевна

В работе автором предложены некоторые варианты развития у учащихся технических способностей средствами реальной и виртуальной робототехники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Робототехника во внеурочной деятельности как фактор развития технических способностей у обучающихся»

Robotics in extracurricular activities as a factor in the development of students technical abilities Belenov N. , Samsonova O. (Russian Federation)

Робототехника во внеурочной деятельности как фактор развития технических

способностей у обучающихся Беленов Н. В. , Самсонова О. С. (Российская Федерация)

]Беленов Николай Валерьевич /Belenov Nikolay - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра ИКТ в образовании;

2Самсонова Оксана Сергеевна / Samsonova Oksana - студент, факультет математики, физики и информатики,

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара

Аннотация: в работе автором предложены некоторые варианты развития у учащихся технических способностей средствами реальной и виртуальной робототехники.

Abstract: in the work of author suggest some of the students technical skills means real and virtual robotics.

Ключевые слова: мотивация, робототехника, внеурочная деятельность, виртуальная среда, технические способности учащихся, конструирование, программирование.

Keywords: motivation, robotics, extracurricular activities, virtual environment, technical abilities of students, design, programming.

УДК 372.862

Современные дети с ранних лет интересуются техникой. Посмотрите на рисунки обучающихся начальной школы, зачастую среди них можно увидеть различные виды машин: автомобили, корабли, ракеты, роботы и т. д. Также нельзя не заметить, что потенциал к освоению компьютерной техники (компьютеров, планшетов, смартфонов) у современных детей на порядок выше, чем у поколений предыдущих лет. Формированию такого интереса способствует стремительное развитие техники и проникновение ее в каждую семью. Школьники младшей и средней школы свободно ориентируются в марках автомобилей, ноутбуков, сотовых телефонов и других устройств и часто говорят о них между собой. Нередко они интересуются у взрослых об их работе. У старшеклассников этот интерес намного глубже. Это обусловлено получением знаний по техническим предметам в школе (информатика, физика, химия) вместе с ростом их кругозора.

Но такой общий интерес к техническим средствам далеко не всегда является серьезным, часто он носит поверхностный характер. К тому же, для развития технических способностей такого общего интереса просто недостаточно. Рассмотрим понятие технических способностей.

Под техническим мышлением понимается комплекс интеллектуальных процессов и их результатов, которые обеспечивают решение задач профессионально-технической деятельности (конструкторских, технологических, возникающих при обслуживании и ремонте оборудования и т. д.) [1].

Непременный атрибут технических способностей — интерес к технике, желание работать на машинах, с инструментами и с оборудованием. Вот некоторые составляющие технических способностей:

• пространственное воображение и представление;

• конструкторская смекалка;

• умение применять знания в конкретной проблемной ситуации.

У школьников технические способности могут проявиться гораздо позже, чем, например, способности в области спорта или искусства. Это обусловлено тем, что у ребенка должен быть достаточный уровень развития мышления и психики. Оптимальный возраст для развития технических способностей 7-11 лет, но также бывают случаи, когда интерес к технике приходит позже, в старшей школе.

Для того чтобы заинтересованность техническими средствами не прошла, а вылилась в увлечение и позже, возможно, в профессию, нужно мотивировать обучающихся, причем на каждом возрастном этапе следует использовать различные способы.

Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация) [2].

В младшем и среднем школьном возрасте хорошей мотивацией может послужить конкурс рисунков на тему «Необычное устройство» или выставка поделок, которые школьники выполнили своими руками.

В старшей школе мотивация в развитии технического мышления также может обеспечиваться состязательностью и участием в выставках научно-технического творчества и конкурсах профессионального мастерства. Еще одним отличным методом мотивации для старшеклассников является предоставление примеров успешных людей, которые имеют колоссальные технические способности, например: Стив Джобс, Билл Г ейтс, и т. д.

Следует отметить, что развитые технические способности необходимы всем учащимся, в том числе и тем, которые не собираются связывать свою профессиональную деятельность с техникой и технологиями, поскольку наличие данных способностей позволяет решать таким учащимся задачи, возникающие при использовании современной техники в повседневной жизни. Дети же, имеющие ярко выраженные технические наклонности, требуют дифференцированных учебных программ и индивидуальной поддержки, что выходит за рамки обычного школьного обучения.

Для мотивирования школьников к развитию технического мышления отлично подойдет знакомство их с образовательной робототехникой.

Робототехника - универсальный инструмент для образования. Вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов школьной программы, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для всех возрастов - от дошкольников до профобразования. Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении [6].

Многие практики робототехники рассматривают образовательную робототехнику как новую педагогическую технологию, направленную на приобщение детей и молодёжи к техническому творчеству, развитию навыков конструирования, моделирования и программирования [3].

Лучше всего образовательная робототехника вписывается в рамки внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная, в основном, их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива [4].

Главный целевой ориентир - содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

В настоящее время внеурочная деятельность становится обязательным аспектом школьного обучения, и поэтому есть смысл организовать в это время факультатив по обучению робототехнике, ведь эта дисциплина отвечает всем принципам внеурочной деятельности.

На раннем этапе знакомства с робототехникой (начальная и средняя школа) конечно нельзя представить данный вид деятельности во всей красе, ведь эта возрастная группа не знакома или частично знакома с языками программирования, но можно остановиться на Kodu. Kodu Game Lab - это интерактивная среда создания трехмерных игр с помощью визуального программирования, в котором вообще не надо писать текст. Для разработки игры необходимо создать игровой мир, в котором будут жить внедрённые персонажи, и взаимодействовать по установленным правилам (а также с учётом законов физики) [2].

При начальном запуске игры можно загрузить множество существующих миров или же создать свой. Внутри мира живут объекты - яблоки, деревья, пушки, снаряды и т. д. Объекты уже наделены некоторым поведением, и можно добавлять им действия - например, при нажатии на пробел можно попросить пушку «выстрелить» снарядом, а при нажатии на стрелки - повернуться [12].

Заинтересовать программированием обучающихся старших классов можно с помощью создания приложений на языке C#. Для этого используются различные среды.

Программное обеспечение LEGO Digital Designer - программа для создания различных 3Б-объектов на основе виртуальных деталей конструктора LEGO от самих разработчиков этого популярного конструктора. Интерфейс программы очень прост и удобен, хоть и англоязычен, поэтому даже самому маленькому ребенку будет несложно разобраться с Виртуальным конструктором Лего [2].

Среда QReal:Robots разработка кафедры системного программирования СПбГУ, которая позволяет создавать графические программы для роботов Lego Mindstorms NXT 2.0 и исполнять эти программы прямо на компьютере, посылая команды роботу через Bluetooth или USB-интерфейс, а также генерировать по диаграммам код на языке Си и проверять его в исполнении робота; данная среда программирования является бесплатной, русифицированной, кроссплатформенной и свободно распространяемой как для индивидуального, так и для массового использования в образовательных и других учреждениях [2].

Используются и другие среды.

Помимо программирования робототехника поддерживает такие технические дисциплины, как конструирование и моделирование [13]. Они также способствуют развитию технического мышления у обучающихся.

Робототехника напрямую задействует технические способности учащихся, ведь, чтобы, пускай виртуально, создавать роботов, необходимо представление их в пространстве, конструкторская смекалка [14]. А чтобы в последующем программировать своих роботов, необходимо умение применять навыки программирования для конкретной задачи, необходимо на несколько шагов вперед продумывать свои действия, а это основные составляющие технического мышления.

Во многих школах нашей страны уже используют образовательную робототехнику во внеурочной деятельности, и это говорит об актуальности данного направления.

Таким образом, робототехника со всеми ее составляющими отлично подходит для развития технических способностей обучающихся, но так как пока ее нет в основной программе, стоит использовать ее для занятий вне уроков.

Литература

1. Мухачёва Е. В., Зубкова И. Н. К вопросу формирования технического мышления у обучающихся общеобразовательных учреждений. // Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://sibac.info/15166 (Дата обращения 18.06.2015).

2. Лукьянова Н. В. Развитие технических способностей учащихся посредством образовательной робототехники. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL http://sci-article.ru/stat.php?i=1422683990 (Дата обращения 18.06.2015).

3. Левченко Е. Ю., Мехин А. М. Формирование политехнической компетенции в процессе физико-

технического творчества учащихся. // Журнал «Педагогическое образование в России« выпуск № 4/2010 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-politehnicheskoy-kompetentsii-v-protsesse-fiziko-

tehnicheskogo-tvorchestva-uchaschihsya.

4. Использование образовательных роботов Lego Mindstorms на уроках математики и информатики как

средство формирования ключевых компетенций у учащихся. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=34442&showentry=6018 (Дата обращения

18.06.2015) .

5. Федорова С. М. Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/01/07/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-pri-wedenii-fgos (Дата обращения 18.06.2015).

6. Образовательная робототехника. // Свободная энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс]. Режим

доступа: URL:

http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0 %D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%BE%D0%B 1%D0%BE %D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (Дата обращения

18.06.2015) .

7. Евладова Е. Б. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации

ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:

http://ipk74.ru/virtualcab/professional/vneurochnaya-deyatelnost/vneurochnaya-deyatelnost-i-dopolnitelnoe-obrazovanie-detej-v-usloviyah-realizacii-fgos-vtorogo-pokoleniya (Дата обращения 18.06.2015).

8. Шимов И. В. Применение робототехнических устройств в обучении программированию школьников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://journals.uspu.ru/attachments/article/ (Дата обращения

20.06.2015) .

9. Федеральные Государственные Образовательные стандарты [Электронный ресурс]. Режим доступа:

URL: http: //xn--80abucjiibhv9a.xn--

p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/336 (Дата обращения: 20.06.2015).

10. Иванова Т. С., Харлампьева Л. И., Лебедева Л. А. Робототехника в современной школе [Электронный ресурс]: http://yarmarka.uohanalas.ru/doc/proekt10_vilui.pdf (Дата обращения: 20.06.2015).

11. Дьякова Н. А. Образовательная робототехника. // Образовательная программа внеурочной деятельности

«Основы робототехники». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:

http://robot.edu54.ru/publications/107 (Дата обращения 20.06.2015).

12. Движение двуногого шагающего робота. Шоланов К. С., Мухидинов Т. М. European research. 2015. № 1 (2). С. 9-14.

13. Динамический режим ходьбы двуногого робота. Мухидинов Т. М. Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 26-28.

14. Повышение быстродействия при позиционном управлении движением руки робота. Марахин Е. Ю., Беляева А. С. Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 29-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.