Научная статья на тему 'Робототехника как средство развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста'

Робототехника как средство развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3119
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / КОНСТРУКТОР LEGO / РОБОТОТЕХНИКА / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / TECHNICAL CREATIVITY / LEGO TOYS / ROBOTICS / CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашкова Л. Л., Журина К. О.

В статье рассматривается вопрос изучения феномена детского технического творчества. Авторы раскрывают значимость проблемы развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста при использовании робототехники в образовательном процессе детского сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Robotics as a means of development of creative potential of children of senior preschool age

The article touches the problem of the study of children technical creativity phenomenon. The authors enlarge on the importance of the problem of creative potential development of children of senior preschool age through the use of robotics in education process of a kindergarten.

Текст научной работы на тему «Робототехника как средство развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста»

YAK 373.2 ББК 74.100.544

Л.Л. ДАШКОВА, К.О. ЖУРИНА

РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНиИААА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОАЬНОГО ВОЗРАСТА

L.L. LASHKOVA, K.O. ZHURINA

ROBOTICS AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

В статье рассматривается вопрос изучения феномена детского технического творчества. Авторы раскрывают значимость проблемы развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста при использовании робототехники в образовательном процессе детского сада.

The article touches the problem of the study of children technical creativity phenomenon. The authors enlarge on the importance of the problem of creative potential development of children of senior preschool age through the use of robotics in education process of a kindergarten.

Ключевые слова: техническое творчество, конструктор LEGO, робототехника, дети старшего дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация.

Key words: technical creativity, LEGO toys, robotics, children of senior preschool age, preschool educational organization.

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательной деятельности, способствующей умственному и эстетическому воспитанию детей, развитию их творческого потенциала. Активно создается благоприятная среда для развития инновационного направления технического творчества - робототехники. Идея развития творческих способностей и совершенствование технической подготовки подрастающего поколения приобретает государственное значение. Учитывая запросы современного мира, образовательным организациям предстоит подготовка технических кадров, уже начиная с дошкольного детства. Решить данную задачу поможет робототехника, которая задействует в процессе работы одновременно и голову, и руки ребенка.

Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития интереса детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, обладающих признаками полезности или субъективной новизны.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что основная образовательная программа детского сада реализуется в формах, специфических для детей конкретной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Одним из приоритетных принципов дошкольного образования в Стандарте отмечена поддержка детской инициативы в различных видах детской деятельности, в том числе в конструировании из различных материалов [4].

Одним из самых популярных и любимых детьми конструкторов является конструктор LEGO, из деталей которого можно построить как необычную

башню, высота которой будет отмечена в Книге рекордов Гиннеса, так и робота, способного производить замеры освещённости и температуры окружающего их пространства или сортировать предметы по соответствующим корзинам. У детей дошкольного возраста в процессе легоконструирования развивается творческое конструкторское мышление. Дети, увлекающиеся LEGO, достигают высокого уровня развития умения кодировать, работать с чертежами, схемами, технологическими картами. Они отличаются богатой фантазией, изобретательностью, воображением, логическим мышлением, хорошей памятью, математическим складом ума [1; 2].

Маленький ребенок - инженер по своей природе. Ему нравится создавать новое, изобретать необычные конструкции. Если попытаться соотнести сложность задач, которые каждую минуту решает маленький человек, с его силами, знаниями и возможностями, получится, что задачи эти нисколько не легче, нежели те, которые решает профессиональный инженер или студент старшего курса технического вуза.

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях активно развиваются такие направления, как легоконструирование и робототехника. Открываются легокабинеты, кружки по робототехнике и конструированию, легоцентры, в группах создается развивающая предметно-пространственная среда, оснащенная разнообразными конструкторами LEGO, с помощью которых дети могут построить самые разнообразные сооружения, а также собрать робота. Дети занимаются конструированием с интересом и увлечением. Педагоги должны учитывать данный факт и развивать конструктивные умения и творческий потенциал дошкольников.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

В процессе технического творчества дошкольников можно условно выделить четыре этапа:

- постановка технической задачи,

- сбор и изучение нужной информации,

- поиск конкретного решения задачи,

- материальное осуществление творческого замысла.

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание дошкольников уделяется самому процессу, а не его результату. Важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребёнком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы.

Развивать творческий потенциал дошкольников, вводя их в мир робототехники, следует постепенно в процессе занимательной игры. Решить данную задачу в детском саду помогут конструкторы LEGO WeDo, которые позволяют маленькому ребенку легко и с увлечением создавать программируемого робота. Такие конструкторы состоят из устройства с моторами, датчиками и микрокомпьютером, а также обычных деталей LEGO для сборки действующих роботов. Дети самостоятельно составляют алгоритмы функционирования разных моделей, знакомятся с устройством некоторых механизмов, выдвигают гипотезы и проверяют их, появляется возможность планирования и создания новых конструкции [3].

В образовательной практике ДОО Сургута робототехника представлена в части программы, формируемой участниками образовательных отношений, либо как вид дополнительного образования. Из общения с дошкольниками мы выяснили, что многие из них в выходные дни любят посещать детский

игровой центр «ЛегоМир». В детских садах большинство детей выбирает конструирование из конструктора LEGO и робототехнику.

В процессе комплексно-тематического планирования образовательного процесса проектируются разные образовательные ситуации. В ходе организованной образовательной деятельности «Голодный аллигатор» дети программируют аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу». На занятии «Рычащий лев» дошкольники программируют льва, который садится, затем ложится и рычит, учуяв косточку. В рамках образовательной ситуации «Порхающая птица» создается программа, включающая звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен. Кроме того, программа включает звук птичьего щебета, когда птица наклоняется и датчик расстояния обнаруживает приближение земли.

Для успешной организации такой деятельности целесообразно обогатить предметно-пространственную среду детских садов, пополнив центры литературы занимательными, яркими техническими журналами, журналами о военной технике, детскими энциклопедиями по технической направленности. Кроме того, нужно создавать больше проблемных ситуаций, где у детей возникло бы желание починить, отремонтировать механизм, машину. К примеру, в процессе подготовки к военно-патриотической игре «Зарничка», приуроченной к Дню защитника Отечества, дошкольники могут собирать военные машины, после чего прикрепить к ним моторчики, и машины начнут передвигаться.

Целесообразно создавать в группе альбомы с детскими схемами. Ребенок может сконструировать и затем нарисовать схему либо сначала зарисовать схему постройки, а затем сконструировать. Наблюдая за деятельностью дошкольников на занятиях по конструированию и робототехнике, мы обратили внимание на детей, которые не конструируют, а в своем альбоме рисуют чертежи или схемы. После чего, вернувшись в группу, в свободное время они конструируют по собственным схемам. По нашему мнению, схемы, которые рисуют дошкольники, могут пригодиться и другим детям. Создание альбомов чертежей и схем - хороший и удобный вариант пополнения их знаний в области робототехники. Хорошей идеей является создание альбома, в котором собраны фотографии созданных детьми моделей. Дошкольники могут рассматривать такой альбом, обсуждать, что это за объект, какие детали необходимы для этой конструкции.

Знания и конструктивные умения можно сформировать посредством таких видов конструирования, как конструирование по образцу, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по определенной теме. Использование всех этих видов конструирования будет способствовать развитию конструктивных умений у дошкольников. Кроме того, в детских садах нужно создавать условия, где бы дети конструировали по замыслу, поскольку данный вид конструирования дает большие возможности для творчества детей, проявления их самостоятельности и инициативы. В своей деятельности педагог должен использовать различные методы и формы работы с детьми. Ведь кто, как не воспитатель, может заинтересовать, рассказать и показать что-то интересное, и в дальнейшем это станет потребностью в поиске нового, неизведанного.

Таким образом, робототехника позволяет успешно формировать предпосылки универсальных учебных действий, знакомит с основами конструирования и программирования, поиска нужной информацией для решения проблемы, составления плана и последовательности действий, оценивания творческого продукта. У ребенка-дошкольника развивается мелкая моторика, самостоятельность и инициативность, раскрывается творческий потенциал.

Литература

1. Барбашина, Г. Конструкторы Lego как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы [Текст] / Г. Барбашина, Г. Глушкова, Е. Муратова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. -С. 84-91.

2. Глушкова, Г. Конструкторы Lego как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы [Текст] / Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 9. - С. 91-93.

3. Максаева, Ю.А. Легоконструирование как фактор развития одаренности [Текст] / Ю.А. Максаева // Начальная школа до и после. - 2012. - № 9. -С. 66-69.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Сайт ФГАУ «Федеральный институт развития образования». - Режим доступа: http://www.firo.ru (дата доступа: 11.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.