б)
Рашршлшне ИМЩеНЦЙЦШ »ГЦЯЗЮЮЩеГО вещее IМ в ПРОДОЛЬНОМ направлен«« OUtwHiertbHO |еЧенян реКИ.
Рисунок 3 - Распределение концентрации загрязняющего вещества в продольном направлении относительно течения реки. а) - Модель №1, б) - Модель №2
Из результатов исследования следует, что использование конструкции выпуска с отражателем способствует сохранению водной объекта. Полученные данные можно использовать в проектировании и строительстве, а также включить в рекомендации при разработке нормативных документов, касающихся водопользования.
Список использованной литературы:
1. Долгоносов Б.М. Нелинейная динамика экологических и гидрологических процессов. М.: Либроком/URSS. 2009. 440 с.;
2. Приказ МПР РФ от 29 декабря 2020 г. № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей».
3. СанПиН 2.1.3684-21. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Введ. 2021.03.01. - М., 2021.
© Кудряшова А.С., 2024
УДК 004
Руднев Р.К., магистрант Самарский университет г. Самара, РФ
РОБОТИЗАЦИЯ РУТИННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОАО «РЖД» Аннотация
В последние годы роботизация рутинных операций становится все более актуальной в различных
отраслях промышленности, включая железнодорожный транспорт. Настоящая статья рассматривает современные тенденции, преимущества и перспективы внедрения роботизированных систем в операционную деятельность ОАО "Российские железные дороги" (ОАО «РЖД»). Особое внимание в статье уделено анализу текущих проектов, направленных на автоматизацию рутинных процессов, их влиянию на эффективность и безопасность эксплуатации железнодорожного транспорта.
Ключевые слова
роботизация, автоматизация, ОАО «РЖД», железнодорожный транспорт, четвертая промышленная революция, цифровая железная дорога, техническое обслуживание, искусственный интеллект, машинное обучение, автоматизированные системы управления, техническое зрение.
Роботизация представляет собой один из ключевых элементов Четвертой промышленной революции - концепция Клауса Шваба, изложенная в одноимённой книге 2016 года - которая существенно изменяет производственные процессы во всем мире. В условиях стремительного роста объема перевозок, повышения требований к безопасности и эффективности функционирования железнодорожной отрасли, роботизация рутинных операций в ОАО «РЖД» становится важным направлением стратегического развития.
Остановимся на современных тенденциях роботизации в железнодорожной отрасли.
Автоматизация работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава представляет собой одну из актуальных задач для ОАО «РЖД». Введение роботизированных систем позволяет снизить трудозатраты, повысить точность выполнения операций и сократить время простоя оборудования. Примеры успешных проектов включают внедрение роботизированных моек, систем диагностики и ремонта колесных пар. Для автоматизации работы сортировочных, участковых и грузовых станций разрабатывается комплексный проект «Цифровая железнодорожная станция».
Роботизированные системы для погрузки и разгрузки грузов, а также для управления пассажирскими потоками, значительно повышают производительность и безопасность операций. Современные вагономоечные комплексы и автоматизированные системы сортировки грузов являются важными компонентами современного логистического комплекса.
Разработка и внедрение цифровых систем управления движением поездов на основе искусственного интеллекта и машинного обучения играют важную роль в повышении эффективности управления железнодорожными перевозками. Так, для беспилотных маневровых локомотивов в разработке Компании находится технология технического зрения.
Интеграция роботов и автоматических систем с корпоративными информационными системами ОАО «РЖД» позволяет обеспечить оперативность и точность принятия управленческих решений.
Преимущества роботизации рутинных операций очевидны. Роботизация позволяет высвободить значительное количество человеческих ресурсов, направляя их на выполнение более сложных и творческих задач. Это способствует повышению общей производительности труда и снижению затрат на выполнение рутинных операций.
Роботы способны выполнять операции с высокой точностью и стабильностью, что существенно снижает вероятность ошибок и аварийных ситуаций. Это особенно важно в условиях железнодорожного транспорта, где вопросы безопасности являются приоритетными.
Автоматизация рутинных процессов позволяет значительно сократить эксплуатационные расходы, связанные с содержанием и ремонтом оборудования, а также с оплатой труда работников. Это дает возможность снизить себестоимость предоставляемых услуг и повысить их конкурентоспособность.
Железнодорожная отрасль активно применяет информационные технологии для оптимизации
своих процессов и более быстрого решения задач.
Экологичность и экономия ресурсов - ещё один важный аспект роботизации. Более эффективное использование энергии и материалов положительно скажется на окружающей среде, помогая железнодорожному транспорту стать еще более устойчивым и экологически чистым видом перевозок.
В настоящее время одним из ключевых проектов в области автоматизации и роботизации является проект "Цифровая железная дорога", реализуемый ОАО «РЖД». Цель проекта — создание единой информационной среды, включающей в себя все аспекты управления железнодорожной инфраструктурой, от оперативного планирования до мониторинга технического состояния объектов.
Роботизированные системы диагностики и мониторинга технического состояния подвижного состава и инфраструктуры, такие как беспилотные летательные аппараты и мобильные диагностические комплексы, активно внедряются на железных дорогах России. Эти системы позволяют оперативно выявлять и устранять неисправности, что значительно повышает надежность и безопасность перевозок.
Современные автоматические системы управления движением поездов, базирующиеся на технологиях искусственного интеллекта и интернета вещей, значительно повышают точность и оперативность управления. Это позволяет оптимизировать использование инфраструктуры, сокращать время в пути и повышать пропускную способность железнодорожных линий.
В заключении, хотел бы еще раз отметить, что роботизация рутинных операций в ОАО РЖД - это не просто модная тенденция, а важный шаг в будущее. Этот процесс затрагивает все аспекты работы железных дорог, от обслуживания путей до взаимодействия с пассажирами. Он приносит значительные преимущества в виде повышения безопасности, экономии ресурсов и улучшения качества обслуживания.
Конечно, путь к полной роботизации не будет простым. Придется справляться с вызовами, такими как сопротивление изменениям и высокие затраты. Но, несмотря на это, перспективы выглядят впечатляюще. С помощью новых технологий ОАО «РЖД» сможет предложить своим клиентам услуги высочайшего уровня, повысив производительность и экономическую эффективность.
Мы живем в эпоху быстрых перемен, и роботизация рутинных операций в ОАО «РЖД» - яркий тому пример. Уже сегодня ОАО «РЖД» работает над объединением всех направлений «Цифровая железная дорога» в единую платформу на базе ИИ. ОАО «РЖД» ставит перед собой амбициозные задачи, одна из которых - создание «самого большого робота в мире». Этой платформе необходимо будет объединить данные десятков тысяч систем по всей сети железных дорог в режиме реального времени.
Вы только представьте: через несколько лет роботы будут неотъемлемой частью нашей жизни, развивая и улучшая железнодорожный транспорт. И кто знает, может быть, на очередном семейном ужине вы скажете: "Я помню времена, когда роботы только начинали работать на железной дороге", и ваши дети лишь удивленно покачают головой, воспринимая это как далекую историю.
Список использованной литературы:
1. Иванов, А.Н. Роботизация и автоматизация: перспективы и вызовы / А.Н. Иванов. — М.: ТрансЛогистика, 2020.
2. Петров, И.В. Инновационные технологии в железнодорожной отрасли / И.В. Петров. — СПб.: ЖелДорИздательство, 2019.
3. Сидоров, Е.К. Управление железнодорожным транспортом в цифровую эпоху / Е.К. Сидоров. — М.: Транспорт и Логистика, 2021.
4. Николаев, Р.Л. Интеллектуальные транспортные системы и роботы / Р.Л. Николаев. — Казань: Казанский университет, 2022.
© Руднев Р.К., 2024