УДК 82.085
А.П. РОМАНЕНКО
Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
РИТОРИКА МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Массовая культура и ее риторика занимают в системе современной культуры центральное место: элитарная и народная культуры оказались на периферии. Такое положение связано с появлением в ХХ веке нового вида словесности - массовой информации. Рассматриваются основные черты этой риторики. Этос: образ ритора - сильная личность; пафос -разрушение духовной морали и возврат к практической, революционность; логос: «поэтика низкого». Софистический характер этой риторики должен быть вскрыт при обучении риторике.
Mass culture and its rhetoric occupy a central place in the system of modern culture: elite culture and national culture turned out to be in the periphery. Such a situation is bound up with the advent of mass information in the 20-th Century. The main characteristic features of this kind of rhetoric are studied in the article. Ethos: image of the speaker as a strong personality in front of a mass audience. Pathos: destruction of spiritual morals and return to the practical ones, revolutionism. Logos: "Poetics of the Low". A sophistic nature of mass culture rhetoric should be revealed in teaching the subject.
В системе культуры нового времени выделяются по содержанию, функциям, носителям, языковому воплощению три составляющих: народная, элитарная, массовая культура. Народной культуре соответствует диалектная речь, элитарной - литературный язык, массовой - просторечие. Эти культурные страты развивают свою риторику. Народная культура, ориентированная на мифологическое сознание, располагает риторикой, основанной на практической морали, ее принципы имплицитно содержатся в фольклоре. Элитарная культура, связанная с рационалистическим сознанием, развивает риторику, основанную на духовной морали и кодифицированную эксплицитно, в виде риторической теории. Массовая культура имеет риторику бытовую, сочетающую мифоло-гизм и рационализм, практическую и духовную мораль (последняя в результате разрушается как система).
В ХХ веке происходит экспансия массовой культуры, она вытесняет элитарную и народную на периферию социальной жизни. Это происходит в результате того, что речевым воплощением массовой культуры становится массовая информация. Тексты мас-
совой информации, играющие ведущую роль в общественной жизни, с необходимостью используют литературный язык, однако этот новый литературный язык «демократизируется», тяготеет к просторечию и к канцеляриту. Риторика советской массовой культуры разрушает духовную (христианскую) мораль путем создания нового ее варианта (коммунистической морали). Эта риторика тяготела к мифологической модели общественного сознания и не развивала теории. В постсоветское время в общественном сознании укрепляется рационализм и наблюдается своего рода риторический бум. Однако вместе с возрождением элитарной риторики, построенной на топике духовной морали, развивается и риторика софистическая, в которой риторическая техника заменяет моральную основу и даже делает ее ненужной. Рассмотрим именно этот тип риторики массовой культуры в трех аспектах речевой деятельности - это-се, пафосе и логосе.
Этос риторики массовой культуры определяется условиями массовой коммуникации. Образ ритора конструируется прежде всего как образ сильной личности. Со-
66 _
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 1
ветский образ ритора - твердый, беспощадный к врагам большевик, сильный и духовно, и физически. Нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять (И.В.Сталин). В советском массовом искусстве герой - это прежде всего простой и сильный человек (как правило, рабочий; интеллигент обычно слаб и нетверд). Современный постсоветский образ ритора тоже основан на силе, правда, главным образом, физической, так как партийная духовность ушла в прошлое. Герой современного массового искусства - супермен, часто противопоставляющий свою силу закону. Культ силы проявляется и в поэтизации криминала как в искусстве (особенно в телевизионных сериалах), так и в информационном вещании (например, передача «Вести: Дежурная часть» и тому подобное). Аудитория - не народ, а массы. В советской культуре слово «народ» означало именно «массы», что подкреплялось и идеей интернационализма (пусть даже только декларируемой). В наше время массовая аудитория также не ограничивается понятием «народ», что поддерживается тенденцией к ее американизации. И в советской, и в постсоветской массовой аудитории интеллигенция как носитель элитарной культуры не популярна и подвергается осмеянию в бытовой и забвению в государственной сфере.
Пафос риторики массовой культуры агонален и революционен. Советский пафос был основан на идее классовой борьбы, отрицавшей старую духовную мораль и заменявшей ее новой, пролетарской. Пафос современной софистической риторики основан на идее борьбы за выживание, на идее конкуренции. Разрушение духовной морали (и советской, и христианской) происходит путем возврата к морали практической. Вместо идеологической советской аксиологии развивается аксиология товар-
но-денежная. Пафос массовой культуры опирается на идею силы в этосе и имеет агрессивный характер.
Логос массовой культуры и ее риторики характеризуется, во-первых, принципиальной вторичностью и, во-вторых, «поэтикой низкого» (по выражению В.В.Химика). Вторичность характерна как для содержания, так и для стиля произведений массовой культуры. Оригинальность этих произведений можно видеть в компановке заимствованного содержания и стиля. Для внешней топики этой риторики характерен релятивизм, подкрепленный идеей абсолютной ценности денег. Вторичность стиля проявляется и в сильнейшей тенденции к шабло-низации и клишированию языка (советский канцелярит; современный «постновояз», по А.Д.Васильеву). Вторичность проявляется в крайне небрежном, даже принципиально небрежном обращении с фактами культуры. Например: Здесь еще сохранились дворянские и купеческие могилы с рыдающими нимфами, ангелочками и трогательными
надписями с буквой «ять»: «Спи спокойно,
*
дорогой другъ, мужъ, отецъ» . Все указанные черты риторики массовой культуры с неизбежностью приводят к «глобальному снижению» языка, к «поэтике низкого» (В.В.Химик), к утрате высокого стиля (В.В.Колесов). Источниками языкового стандарта становятся просторечие и общий жаргон, которые вместе с книжной речью формируют новый «литературный» язык, язык массовой информации.
Таковы основные черты современной риторики массовой культуры, риторики, претендующей на статус образца. Ее необходимо изучать и на основе такого изучения формировать учебный предмет школьной риторики.
Незнанский Ф., Береговской М. По ложному следу. М., 2001.
_ 67
Санкт-Петербург. 2005