УДК 796.011.3
РИТМОКАРДИОГРАФИЯ В МОНИТОРИНГЕ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Александр Петрович Кизько, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Алексеевич Косарев, старший преподаватель, Екатерина Евгеньевна Пересадина, старший преподаватель, Елена Александровна Кизько, старший преподаватель, Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), г. Новосибирск
Аннотация
Одной из целей в практической работе преподавателя физического воспитания, тренера является укрепление здоровья студенческой молодежи. В работе представлены результаты мониторинга функционального состояния по данным вариабельности сердечного ритма студентов до выполнения физической нагрузки и последующие динамики восстановления. Установлены среднестатистическая и индивидуальная динамики показателей спектрального анализа вариабельности сердечного ритма в исследуемых группах. Показана возможность применения вариабельности сердечного ритма в мониторинге функционального состояния студентов и использования его, как элемента контроля и корректирования содержания учебно-тренировочного занятия.
Ключевые слова: студенты, физическая нагрузка, вариабельность сердечного ритма.
RHYTHMOCARDIOGRAPHY IN MONITORING THE CONDITION OF ORGANISM OF STUDENTS IN THE PROCESS OF EXERCISE DOING
Aleksandr Petrovich Kizko, the candidate of physical culture, senior lecturer, Vladimir Alekseevich Kosarev, the senior teacher, Ekaterina Evgenievna Peresadina, the senior teacher, Elena Aleksandrovna Kizko, the senior lecturer, Novosibirsk state technical University, Novosibirsk
Annotation
One of the aims at the practical work of the physical education professor or the coach is the development of youth students' health. In this article there are represented the results of functional condition monitoring based on the students' heart variability data before exerting the physical exercise and the following recovering dynamics. There are determined the average (statistical) and individual dynamics of the heart rate variability spectral analysis in the testing groups. There is demonstrated a possibility of heart rate variability application in students' functional condition monitoring and a possibility of such method usage for matters of control and management of the training and educational process.
Keywords: students, physical stress, heart rate variability.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, предоставляя ему реальную возможность получения знаний, умений и навыков в рамках государственной программы обучения. После окончания вуза молодые специалисты вступают в самостоятельную жизнь и профессиональную деятельность, поэтому воспитание здорового студента является социальным заказом общества высшему учебному заведению и его подразделениям, в частности, занимающимся физическим воспитанием и спортивной деятельностью.
В современной России одной из актуальных проблем является состояние здоровья молодого поколения. Улучшение его - одна из главных задач в практической работе преподавателя физического воспитания или тренера. Среди причин сложившейся ситуации специалисты выделяют то, что с одной стороны, более 50% выпускников общеобразовательных учреждений имеют два и более хронических заболеваний, 30% призывников в вооруженные силы Российской Федерации являются не годными к срочной службе по
состоянию здоровья, а около 40% молодых людей призывного возраста не могут выполнить нормативы по общей физической подготовленности даже на удовлетворительную оценку [1, 9]. С другой стороны, по мнению ряда авторов [7, 8], методика проведения и организация занятий в высших учебных заведениях не претерпела особых изменений и нуждается в дальнейшем совершенствовании, доработке и научном обосновании новых путей повышения качества преподавания физического воспитания.
В настоящее время много публикаций специалистов, подтверждающих саму возможность целенаправленного воздействия на укрепление здоровья, повышения физических кондиций различных контингентов населения [12, 14, 15]. В них показана эффективность тех или иных средств, методов, форм занятий, методик и технологий, обусловливающих положительные сдвиги рассматриваемых параметров. В то же время статистические данные продолжают фиксировать нисходящую тенденцию в уровне физического развития, подготовленности, состояния здоровья.
С нашей точки зрения, внутренняя причина такой ситуации в сфере физической культуры в большей степени зависит от неэффективности научно-методического обеспечения этого процесса, чем в несостоятельности практики физической культуры и спорта в стране.
Одной из важных проблем научно-методического обеспечения физического воспитания студенческой молодежи, является объективное обоснование технологии развития двигательных способностей и возможности ее реализации в объеме часов, отведённых на нее ФГОС-3 поколения.
В физическом воспитании студентов эта проблема стала разрабатываться в двух направления еще в 80-90-е годы прошлого столетия. В первом осуществлялся поиск эффективной организации содержания физического воспитания в вузах (А. С. Юдин, Г.М. Соловьев и др.). В настоящее время в этой области специалистами предлагается большое многообразие подходов [6, 8].
Второе направление - нормирование нагрузок на занятиях физического воспитания (И.А. Федченко, В.М. Куликов и др.). Анализ научно-методической литературы показывает, что среди специалистов до настоящего времени нет единого мнения по нормированию двигательного режима в процессе физического воспитания учащейся молодежи [5].
Такая ситуация обусловливает необходимость проведения исследований, направленных на разработку средств и методов мониторинга состояния студентов в процессе выполнения физических упражнений, как надежного фундамента при разработки методических рекомендаций по нормированию двигательного режима, определяющих физическую работоспособность и здоровье человека.
Оценка функционального состояния организма, его адаптивных резервов представляет собой одну из серьезных проблем, имеющих отношение к решению наиболее важных задач массовой физической культуры и подготовки спортсменов. Оценивая функциональное состояние, мы можем определять «цену» адаптации к физическим нагрузкам, которая может выступать в качестве одного из ведущих факторов объективизации нормирования физической нагрузки занимающегося в зависимости от специфики и направленности тренировочного процесса.
Ритмокардиография (РКГ) - запись вариабельности ритма сердца, является медицинской технологией оценки функционального состояния организма и отклонений, возникающих в регулирующих системах. В настоящее время определение вариабельности сердечного ритма (ВСР) признано наиболее информативным не инвазивным методом количественной оценки вегетативной регуляции сердечного ритма [2, 11]. Так данные ВСР отражают жизненно важные показатели управления физиологическими функциями организма - вегетативный баланс и вегетативные резервы механизмов его регуляции в процессе его взаимодействия со средой. При анализе ВСР можно не только оценивать функциональное состояние организма, но и следить за его динамикой. Особый интерес к оценке сердечного ритма в процессе восстановления проявляется при проведении занятий,
сочетающих чередование нагрузки и отдыха.
Анализ литературных источников показывает недостаточное количество исследований, изучающих регуляторные механизмы сердечного ритма у студентов, занимающихся различными видами спорта в процессе физического воспитания. В то же время во многих высших учебных заведениях на занятиях используются различные виды спортивных специализаций с множеством подходов к методике их преподавания, не имеющих достаточного научного обоснования.
Актуальность данной проблемы подтверждается и тем, что без изучения физиологических закономерностей деятельности целостного организма, его индивидуальных особенностей, нельзя правильно планировать физическую нагрузку, диагностировать и прогнозировать состояние занимающегося, какими бы исчерпывающими знаниями теории и методики физического воспитания специалист не располагал. Это подчеркивает и неразрывность связи физиологических и педагогических методов изучения личности при занятиях физической культурой и спортом.
Целью исследования являлась оценка состояния вегетативной нервной системы студенческой молодежи на основе анализа параметров вариабельности сердечного ритма до, после выполнения нагрузки и в динамике восстановительного процесса.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Экспериментальные исследования проводились с 12 по 22 декабре 2017 г. на базе кафедры физического воспитания Новосибирского государственного технического университета (НГТУ). В них приняли участие 9 юношей и 6 девушек в возрасте 18-21 лет, отнесенные к основной медицинской группе допуска к занятиям по физическому воспитанию. В дни исследований, утром в 10.00 до нагрузки производилась запись ВСР в течение 5 минут в положении испытуемых - сидя. Далее студенты выполняли учебно-тренировочную программу на учебном отделении «Легкая атлетика». Последующие записи ВСР проводились сразу после выполнения исследуемыми физической нагрузки и еще два раза с периодичностью в 2 часа. Учитывая высокую чувствительность метода ВСР на различные воздействия (двигательная активность, умственная нагрузка и др.), в исследованиях тренировочные занятия были в эти дни для студентов первой парой в режиме дня, а в период между последующими измерениями ВСР отдых был пассивный и без умственной нагрузки.
За время эксперимента проведено 60 коротких записей. Регистрация и анализ ВСР выполнялся с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) пульсовой диагностики «ВедаПульс», изготовитель ООО «Биоквант» г. Новосибирск.
Метод анализа вариабельности ритма сердца, лежащий в основе работы АПК «Ве-даПульс», рекомендован Европейским Кардиологическим Обществом и Североамериканским Обществом Стимуляции и Электрофизиологии (1996 г.), а также Комиссией по клинико-диагностическим приборам и аппаратам Комитета по новой медицинской технике Министерства здравоохранения Российской Федерации (2000 г.).
При анализе ВСР в покое изучались пространственно-спектральные компоненты ВСР: ТР(мс2) - общая мощность спектра ВСР; УЬБ (мс2) - мощность спектра очень низких частот; ЬБ (мс2) - мощность низкочастотного домена спектра ВСР; ИБ (мс2) - мощность высокочастотного домена спектра ВСР; ЬБ/ИБ - индекс симпатико-парасимпатического баланса; ИБ, ЬБ и УЬБ (%) - процентный вклад каждой колебательной составляющей в общую мощность спектра; ИМФС (%) - индекс морфофункционального состояния; ИН (у.е.) - индекс напряжения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты, полученные в процессе проведенного эксперимента, оценивались по данным полученной статистической информации показателей спектрального анализа ВСР
и особенностям индивидуальных динамик показателей ВСР исследуемых.
Для решения первой задачи использовался диагностический алгоритм оценки состояния предложенный Н.И. Яблучанским (таблица 1) [13].
Таблица 1 - Диагностический алгоритм оценки состояния (Н.И. Яблучанский, 2010)
Мощность показателей спектра Значения в норме (мс2)
- высокая 3000
- умеренная 1500-3000
- низкая 300-1500
- критично-низкая Менее 300
ЬБ/ИБ 1,5-0,7
В таблице 2 представлены среднегрупповые величины спектральных показателей вариабельности сердечного ритма, полученные в результате проведенного эксперимента.
Таблица 2 - Статистические характеристики динамики показателей сердечного ритма студентов учебного отделения «Легкая атлетика» НГТУ (средние значения по группам: юноши, девушки)_
Параметры Время записи ВСР
До нагрузки Сразу после Через 2 часа Через 4 часа
ТР Юн. 2239±1400,6 351,3±257,3 2065,1±2029,5 1333,8±736,4
(мс2) Дев. 1105,2±738,8 465,1±480,9 1943,8±2085 2003,2±1340,5
ИБ Юн. 570,6±737,1 46,2±55,5 697,2±1056,4 321±248,9
(мс2) Дев. 489,5±484,5 72,6±57,3 324,1±310,8 848,9±904,8
ЬБ Юн. 1245,6±1221,2 181,6±133,3 840,6±663,4 585±493
(мс2) Дев. 313,5±187,8 260±275,2 1207,6±1711,8 809,8±512,4
УЬБ Юн. 523±313,1 123±100,2 527,4±545,4 324,3±145,9
(мс2) Дев. 302,4±299,2 132,5±167,3 300,4±141,8 501,8±434,1
ИБ Юн. 21,2±19,2 12,1±8,06 21,8±17,2 24,1±15,9
(%) Дев. 39,7±18,5 17,9±19,5 30,6±11,4 38,4±17,4
ЬБ Юн. 49±19,3 52,4±13,3 117,4±221,4 44,8±10,75
(%) Дев. 33,7±13,8 52,9±19,9 49,1±17,5 40,1±12,7
Юн. 29,7±18,8 35,5±9,1 29,4±13,8 29,6±14,3
(%) Дев. 24,9±10,3 27,4±7,0 20,3±9,45 19,8±8,1
ЬБ/ИБ Юн. 4,81±4,3 7,9±6,5 3,09±2,19 2,81±2,09
Дев. 1,1±0,71 5,59±5,6 2,1±1,7 1,37±0,92
ИН Юн. 142,3±84,5 743,8±490,3 242,6±182,8 186,6±99,2
(у. е.) Дев. 293±210,5 1053±809,4 416,1±511,7 264,3±283,2
ИМФС Юн. 75±17,1 42±16,9 65±18,4 68±12,7
(%) Дев. 66,6±18,6 43,3±15,4 63,3±24,4 75,8±12,0
Из данных таблицы 2 следует, что перед началом эксперимента общий показатель спектра (ТР) в группе юношей численно равен 2239±1400,6 мс2, что соответствует умеренной норме значения. В тоже время в группе девушек этот показатель соответствует низкой норме значения. После учебно-тренировочного занятия, в период отдыха, динамика этого показателя в исследуемых группах носит различный характер. Так у юношей среднегруп-повая величина ТР возрастала и становилась к 2-му часу отдыха равная 2065,1±2029,5мс2, в последующем к 4-му часу отдыха этот показатель снижался и становился равным 1333,8±736,4 мс2, что соответствует низкой норме. В группе девушек среднегрупповая величина ТР последовательно возрастает к 2 часу отдыха до значения 1943,8±2085 мс2, а к 4 часам становится равная 2003,2±1340,5 мс2, что начинает соответствовать уже умеренной норме.
В результате анализа изменений среднегрупповых (см. таблица 2) и индивидуальных значений показателей ТР, ИМФС, ИБ до, непосредственно после выполнения нагрузки и в период восстановления у юношей и девушек (таблица 3), отмечен волновой характер динамик этих показателей ВСР (рисунок 1).
Таблица 3 - Индивидуальная динамика показателей сердечного ритма студентов учебного отделения «Легкая атлетика» НГТУ_
Контингент ТР, (мс2) ИМФС, (%) НР, (%)
До После 2 ч 4 ч До После 2 ч 4 ч До После 2 ч 4 ч
Юноши 1. 1529 739,9 2579 2157 90 65 95 80 35,7 20,5 20,2 16,8
2. 3422,7 633 1890 1069 90 55 95 85 13,9 4,3 8,3 14,8
3. 1965 677,7 5347 2022 85 60 70 85 24,2 19,7 36,4 24,2
4. 470,1 148,4 496,4 1141,1 60 35 60 70 5,9 6,1 31,4 29,8
5. 4667,3 206,6 385 529 85 45 50 55 6,7 16,9 22,4 36,2
6. 2024 290,6 431 639 95 55 60 60 10,1 9,9 8,8 7,6
7. 758,8 213 809,8 767,9 50 20 50 50 5,3 3,3 7,6 8,3
8. 2394 181,8 1181 2587 65 25 45 65 24,9 4,5 24,9 17,3
9. 3826,2 70,4 5467 1092,1 65 25 65 65 64,2 23,6 55,2 55
Девушки 1. 1278,9 1354 2622,7 2300 80 65 75 95 54,9 12,0 41,1 23,4
2. 2024 161,5 5789,3 4483 85 30 85 70 67,2 56,4 15,3 58,2
3. 385 89,8 134,5 571,4 45 30 30 60 30,1 4,1 41,2 45,1
4. 183 561,7 1187,6 1578 50 50 60 70 27,7 12,9 18,1 23,8
5. 1789,4 508,2 1572,1 1327 85 55 90 80 17,5 17,5 30,4 22,4
6. 971,2 115,5 356,6 1760 55 30 40 80 40,8 5 37,3 57,8
до после 2 ч 4 ч до после 2 ч 4 ч
е) г)
Рисунок 1 - Волновая динамика показателей ВСР (ТР, ИМФС, НР); а - среднегрупповое значение в группе юношей; б, в, г - индивидуальные значения у юноши (№ 1)
Аналогичные динамики показателя ТР ВСР отмечены в ряде публикаций [3].
Характеристика вклада вегетативных влияний в модуляции ритма сердца отражается в следующих соотношениях (таблица 2):
- у юношей до выполнения нагрузки среднегрупповой показатель отношения ЬР/НР (4,81±4,3) находился на уровне преобладания симпатической регуляции. После выполнения нагрузки преобладание симпатической регуляции возросло до 7,9±6,5. В период отдыха наблюдалось снижение среднегруппового показателя. Через 4 часа отдыха зафиксировано значение 2,81±2,09, которое тем не менее находится в области преобладания симпатической регуляции;
- у девушек до выполнения нагрузки среднегрупповой показатель отношения ЬР/НР (1,1±0,71) находится на уровне значений нормы. После выполнения нагрузки
отмечено преобладание симпатической регуляции (5,59±5,6), но через 4 часа зафиксирован возврат на уровень значений - норма.
Индекс морфофункционального состояния (ИМФС) в процессе проведенного эксперимента изменялся следующим образом (таблицы 2, 3):
- у юношей до выполнения нагрузки ИМФС соответствовал среднегруповому значению в 75±17,1%. В процессе восстановления этот показатель возрастал к 2-му часу отдыха до 65±18,4%, к 4-му часу равнялся 68±12,7%, т. е. не достиг значения, зафиксированного до выполнения нагрузки. На уровне индивидуальных показателей эта динамика носит разнообразный характер. Можно предположить, что она обусловлена уровнем физической подготовленности юношей и, соответственно, различной реакцией организма на одинаковое содержание учебно-тренировочного занятия;
- у девушек ИМФС до нагрузки был равен 66,6±18,6%. Через 4 часа зафиксировано среднегрупповое значение ИМФС равное 75,8±12,0%, т.е. в группе девушек наблюдался эффект - сверхвосстановление функционального состояния. На уровне индивидуальных значений у девушек по мере тестирования ИМФС преобладают, по отношению к юношам, позитивные динамики в процессе восстановления (таблица 3).
В результате проведенного эксперимента выявлены случаи большого разброса индивидуальных значений параметров спектрального анализа ВСР. Для оценки этих изменений использовали следующие системы.
1. Уровни состояния по мощности показателей спектра (таблица 1).
2. Преобладание типа вегетативной регуляции сердечного ритма. Согласно представлениям о двухконтурной модели управления сердечным ритмом выделяют четыре типа вегетативной регуляции: I тип - умеренное преобладание центральной регуляции, II тип - выраженное преобладание центральной регуляции, III тип - умеренное преобладание автономной регуляции и IV тип - выраженное преобладание автономной регуляции [10].
3. По значениям индекса напряжения (ИН, стресс-индекс), отражающего степень централизации управления сердечным ритмом (таблица 4).
Таблица 4 - Динамика индивидуальный показателей индекса напряжения студентов учебного отделения «Легкая атлетика» НГТУ_
Контингент ИН, (у.е.)
До После 2 ч 4 ч
1. 149 366 100 88
2. 85 203 116 117
3. 130 313 44 79
я g 4. 309 1273 468 214
о 5. 69 623 524 382
2 6. 116 355 412 273
7. 247 1013 234 230
8. 126 942 224 121
9. 50 1607 62 176
1. 153 230 59 115
я и а 2. 95 1156 48 51
3. 624 2228 1338 793
м 4. 468 449 228 381
5. 144 485 128 132
6. 274 1774 696 114
По мнению Поляковой-Семеновой Н.Д. и др. [4], можно условно принять следующие градации функционального состояния по индексу напряжения: ИН<60 у.е. - вагото-ники, имеют сниженный уровень активации регуляторных механизмов; у нормотоников (60<ИН<150 у.е.) происходят адаптивные изменения регуляции; симпатотоники (ИН>150 у.е.), характеризуются напряжением процессов регуляции. Результат сравнения индивидуальных значений параметров спектрального анализа ВСР представлен в таблице 5.
Таблица 5 -Сравнительная оценка динамики индивидуальных параметров вариабельности сердечного ритма у студентов учебного отделения «Легкая атлетика» НГТУ
Система оценки состояния Уровни Юноши, (9 чел.) Девушки, (6 чел.)
по данным ВСР состояния До Через 2 ч Через 4 ч До Через 2 ч Через 4 ч
Яблучанский Н.И. высокий 3 2 - - 1 1
(2010) умеренный 4 2 3 2 2 4
низкий 2 5 6 4 3 1
Шлык Н.И. I тип 6 3 7 2 3 3
(2009) II тип 2 4 2 2 2 1
III тип 1 2 - 2 1 2
IV тип - - - - - -
Полякова-Семенова Н.Д. ваготоники 1 1 - - 2 1
(2007) нормотоники 6 3 4 2 1 4
симпатотоники 2 5 5 4 3 1
Анализ индивидуальных значений параметров спектрального анализа ВСР дает основание отметить следующий результат.
1. В соответствии диагностического алгоритма состояния Н.И. Яблучанского до выполнения физической нагрузки у юношей 3 студента имели высокий уровень мощность спектра (ТР), 4 - умеренный и 2 низкий. К второму часу отдыха высокий уровень ТР наблюдался у 2 юношей, умеренный так же у 2 и низкий у 5. К четвертому часу восстановления 6 юношей имели низкий уровень мощности спектра, 3 умеренный. У девушек до выполнения нагрузки 4 студентки имели умеренный уровень и 2 низкий. К второму часу высокий уровень ТР наблюдался у 1 девушки, умеренный у 2 и 3 имели низкий. К четвертому часу процесса восстановления отмечается положительная динамика индивидуальных показателей мощности спектра. Так низкий уровень остался лишь у одной студентки, 4 девушки восстановились до умеренного, а у одной отмечен даже высокий.
В итоге можно заключить, что после выполнения учебно-тренировочной программы в группе юношей к 2-му и 4-му часу после завершения нагрузки фиксируется в основном недовосстановление мощности спектра. В группе девушек динамики восстановления носит позитивный характер.
2. В соответствии классификации Шлык Н.И. до выполнения нагрузки к I типу относились 6 юношей, два к II типу и к III типу один юноша. К 4 часу отдыха в группе юношей к I типу стало относиться 7 студентов и два к II типу. Полученные результаты свидетельствуют о преобладания к 4 часу отдыха у группы юношей симпатической регуляции сердечного ритма в сравнении с значением до нагрузки. У девушек до выполнения нагрузки к I, II и III типам регуляции относились по две студентки. К второму часу отдыха в группе девушек преобладала симпатическая регуляция сердечного ритма (5 человек). К 4 часу соотношение исследуемых по типу регуляции практически восстановилось к исходному состоянию до нагрузки.
По системе оценки состояния Поляковой-Семеновой (таблица 5) до выполнения нагрузки у юношей к группе ваготоников относился один человек, к нормотоникам 6 человек и к симпатотоникам один. Через 2 часа восстановления к ваготоникам относился один человек, к нормотоникам 3 и к симпатотоникам 5. К 4-му часу восстановления соотношение изменилось соответственно: нормотоники - 4 юноши и 5 симпатотоников. У девушек до выполнения нагрузки выделены 2 нормотоника и 4 симпатотоника. В процессе восстановления (2, 4 часа) выявлены внутригрупповые перемещения. Перемещение, с точки зрения состояния организма, носит позитивный характер.
ВЫВОДЫ
1. Анализ вариабельности сердечного ритма позволяет определить группы обучающихся, которые на начало учебно-тренировочного занятия находятся в не оптимальном функциональном состоянии и для которых выполнение физической нагрузки и последующая учебная работа будет связана с накапливающимся утомлением. Данный подход может
использоваться как элемент контроля и корректирования содержания учебно-тренировочной программы занятия.
2. В результате анализа изменений среднегрупповых и индивидуальных значений показателей ТР, ИМФС, HF до, непосредственно после выполнения нагрузки и в период восстановления у юношей и девушек, отмечен волновой характер динамик этих показателей ВСР.
3. В результате сравнительной оценки индивидуальных параметров ВСР у студентов (юноши, девушки) при выполнении учебно-тренировочного занятия и в процессе восстановления через 2 и 4 часа установлено, что внутригрупповые перемещения исследуемых по уровням мощности ТР, типам вегетативной регуляции (Шлык Н.И., Полякова-Семенова Н. Д. и др.) носят согласованный характер.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буров, А.Э. Результаты мониторингового исследования двигательного развития студенческой молодежи на основе апробации физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / А.Э. Буров, О.А. Ерохина, О.В. Федотова // Фундаментальные исследования : педагогические науки. - 2014. - № 6. - С. 1278-1281.
2. Гаврилова, Е.А. Использование вариабельности ритма сердца в оценке успешности спортивной деятельности / Е.А. Гаврилова // Практическая медицина. - 2015. - Т. 1. - С. 52-57.
3. Велибеков, Я.В. Регуляция сердечного ритма и интенсивности процесса восстановления у спортсменов высокой квалификации / Я.В. Велибеков, А. Д. Викулов // Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение : материалы IV всероссийского симпозиума с международным участием. 19-21 ноября 2008 г. / Удмуртский государственный университет.
- Ижевск, 2008. - С. 63-65.
4. Полякова-Семенова, Н. Д. Анализ вариабельности сердечного ритма у студентов вуза на разных этапах обучения / Н. Д. Полякова-Семенова, Ю.В. Данилова, О.С. Семенова // Научно-медицинский вестник центрального Черноземья. - 2007. - № 28. - С. 27-32.
5. Полянский, В.П. Тенденции дальнейшей разработки теории и технологии непосредственно прикладной физической культуры / В.П. Полянский // Теория физического воспитания и общая теория физической культуры: состояние и перспективы : материалы междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения Александра Дмитриевича Новикова. Москва, 26-27 мая 2006 г. / под общ. ред. Л.П. Матвеева, В.П. Полянского ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. -М., 2006. - С. 60-71.
6. Самоловов, Н.А. Организация занятий по физическому воспитанию студенток на основе средств аэробики / Н.А. Самоловов, Н.В. Самоловова, А.Ю. Пащенко // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 6. - С. 27-30.
7. Скалиуш, В.И. Сравнительный анализ показателей физического развития, функциональной и двигательной подготовленности студентов «неспортивных» профилей вуза физической культуры / В.И. Скалиуш, А.Н. Таланцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
- 2011. - № 5. - С. 67-71.
8. Совершенствование образовательного процесса по физической культуре в вузе / С.В. Гончарук, И.Н. Никулин, В.А. Стрельцов, Я. А. Гончарук // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 6. - С. 18-21.
9. Шатилович, Л.Н. Анализ показателей здоровья студенческой и работающей молодежи / Л.Н. Шатилович, В.И. Низмутдинова, Д. С. Речапов // Теория и практика физической культуры. -2017. - № 12. - С. 28-31.
10. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов : монография / Н.И. Шлык. - Ижевск : Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 2009. - 259 с.
11. Шлык, Н.И. Управление тренировочным процессом с учетом индивидуальных характеристик вариабельности ритма сердца / Н.И. Шлык // Физиология человека. - 2016. - Т. 42. - № 6. -С. 81-92.
12. Шуняева, Е.А. Эффективность воздействия средств фитнеса на развитие физических качеств студенток педагогического вуза 18-20 лет / Е.А. Шуняева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 10. - С. 83-85.
13. Яблучанский, Н.И. Вариабельность сердечного ритма в помощь практическому врачу. Для настоящих врачей / Н.И. Яблучанский, А.В. Мартыненко ; Киевский нац. ун-т. - Харьков : Изд-
во Киевского нац. ун-та, 2010. - 131 с.
14. Lakka, T.A. Physical activity, obesity and cardio-vascular / T.A. Lakka, C. Bouchard // Handb. Exp. Pharmacjl. - 2005. - № 170. - P. 137-163.
15. Oster, P. Körperliches Training im Alter / P. Oster, M. Pfisterer, K. Hauer // Z. Gerontol. Ger-iatr. - 2005. - № 38. - Suppl. 1. - P. 1, 10-13.
REFERENCES
1. Burov, A.E., Erokhina, O.A. and Fedotova O.V. (2014), "The results of the monitoring study of motor development of the student's youth based on the approbation of the sports complex "Ready for labor and defense", Fundamental research: Pedagogical Sciences, No. 6, рр. 1278-1281.
2. Gavrilova, E.A. (2015), "Heart Rate Variability Use in Sports Evaluation of Success", Practical Medicine, Vol. 1, pp. 52-57.
3. Velibekov, Ya.V. and Vikulov, A.D. (2008), "Heart rate and recovering process intensity management for high-class sportsmen", Heart rate variability: Theoretical background and practical application: abstracts of the forth symposium with international participation, November 19-21, 2008, Izhevsk, pp 63-65.
4. Polyakova-Semenova, N.D., Danilova, U.V., Semenova, O.S. (2007), "Heart Rate variability analysis for the students of different year of education", Scientific-medical journal ofthe central black earth, No. 28, pp. 27-32.
5. Polyansky, V.P. (2006), "Trends in the further development of the theory and technology of applied physical culture", Theory of physical education and General theory of physical culture: status and prospects: materials of the Intern. scientific. Conf. devoting to research and development. 100-th anniversary of the birth of Alexander Dmitrievich Novikov, Moscow, 26-27 may 2006, ed. by L.P. Matveev, V.P. Polyansky, Ros. State University of physical culture, sports and tourism, рр. 60-71.
6. Samolovov, A.D., Samolovova, N.V. and Pashchenko, A.V. (2017), "Role of aerobics-driven practices in academic physical education of female students", The theory and practice of the physical culture, No. 6, pp. 27-30.
7. Scalies, V.I. and Talantsev, A.N. (2011), "Comparative analysis of indexes of physical development, functional and motor preparedness of the students of the non-sporting profiles of the University of physical culture", Physical culture: upbringing, education, training, No. 5, рр. 67-71.
8. Goncharuk, S.V., Nikulin, I.N., Streltsov, V.A. and Goncharuk, Yu.A. (2017), "Improvement of the educational process of physical education in University", The theory and practice of the physical culture, No. 6, pp. 18-21.
9. Shatilovich, L.N., Nazmutdinova, V.I. and Rechapov, D.S (2017), "Analysis of health situations in students and working young people", The theory and practice of the physical culture, No. 12, pp. 28-31.
10. Shlyk, N.I. (2009), Heart Rate and the Regulation type for Children, Teenagers and Sportsmen: monography, publishing house USU, Izhevsk.
11. Shlyk, N.I. (2016), "Managing the Training Prices in Regard to Individual Heart Rate Variability Specifications", Human Physiology, Vol. 42, No 6, pp. 81-92.
12. Sunyaev, E. A. (2014) "The Effectiveness of the impact of fitness on the development of the physical qualities of pedagogical University students 18-20 years of age", Humanitarian, socio-economic and social Sciences, No. 10, рр. 83-85.
13. Yabluchanskiy, N.I. and Martynenko, A.V. (2010), Heart Rate Variability as a Tool for Doctors. For Natural Doctors, publishing house, Kharkov National University, Kharkov.
14. Lakka T.A. and Bouchard C. (2005), "Physical activity, obesity and cardio-vascular", Handb. Exp. Pharmacjl, No. 170, рр. 137-163.
15. Oster P., Pfisterer M. and Hauer, K. (2005), "Korperliches Training im Alter", Z. Gerontol. Geriatr, No. 38, Suppl 1, pp. 1, 10-13.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.02.2018