УДК 7.034(47)8; 372.874; 744.9
DOI: 10.24412/2686-7443-2024-1/2-90-99
Станюкович-Денисова Екатерина Юрьевна, старший преподаватель. Санкт-Петербургский государственный университет. Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9, 199034; член Союза художников. [email protected]. ORCID: 0000-0002-5602-658X
Staniukovich-Denisova, Ekaterina Iurievna, senior lecturer. Saint-Petersburg State University, 7/9 Universitetskaya emb., 199034 Saint Petersburg, Russian Federation; Member of the Union of Artists. [email protected]. ORCID: 0000-0002-5602-658X
РИСУНКИ ВОИНСКИХ ТРОФЕЕВ Ф.-В.БЕРХГОЛЬЦА: К ВОПРОСУ ОБ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛАХ СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА
DRAWINGS OF MILITARY TROPHY BY F.-W. BERGHOLTZ: TO THE QUESTION OF EDUCATIONAL MATERIALS IN THE MIDDLE OF THE 18TH CENTURY
Аннотация. Авторство трех рисунков тушью (1745) с изображением картушей и военных трофеев, хранящихся в Национальном музее Швеции, в каталоге собрания приписывается голштинскому придворному, Фридриху Вильгельму Бергхольцу (1699-1765). Музейная атрибуция была сделана на основании подписи на одном из рисунков (Инв. NMH THC 1054). Иконографический анализ этих рисунков и ряда близких изображений, обнаруженных в картографических источниках и иных гравюрах и рисованных чертежах, позволяет уточнить контекст их создания, связав его с Сухопутным Шляхетским корпусом в Санкт-Петербурге и поставить ряд атрибуционных вопросов.
Ключевые слова: учебные рисунки, Сухопутный шляхетский корпус, картуши, Фридрих-Вильгельм Берхгольц, А. Берггольц, И.С. Кохиус, И.Ф. Чернцов, атрибуция, картография, первая половина 18 века, преподавание рисования, Санкт-Петербург.
Abstract. The authorship of three ink drawings (1745) depicting cartouches and war trophies from the National Museum of Sweden, are attributed in the catalog of the collection to the Holstein courtier, Friedrich Wilhelm Bergholtz (1699-1765) due to the signature on one of the drawings (NMH THC 1054). Iconographic analysis of the drawings and a number of similar images found in cartographic sources, other engravings and drawings allows us to clarify the context of their creation, linking them to the Land Gentry Corps in St. Petersburg and raising a number of attribution questions.
Keywords. Educational drawings, Land Gentry Corps, land gentry corps, cartouche, Friedrich-Wilhelm Bergholtz, Alexander Bergholtz, Johann von Kochius, Ivan Tcherntsov, attribution, cartography, first half of the 18th century, drawing teaching, Saint-Petersburg.
«Рисунку в доакадемические времена учили не только в художественном отделении Академии наук, но и в Канцелярии от строений, Шпалерной мануфактуре, а также Сухопутном кадетском корпусе, где были рисовальные, архитектурные и фортификационные классы и где преподавали изобразительное искусство.
Кадеты рисовали планы городов и крепостей, ландкарты, ландшафты, даже писали миниатюры» Т.В. Ильина [6, с. 342]
Национальному музею Швеции принадлежит ряд чертежей первой половины XVIII века, происхождение которых связывается с Россией, поэтому обширный фонд графики «Тессин-хорлеманская коллекция», где они хранятся, вызывает повышенный интерес при изучении отечественной истории этого периода. Архитектурная графика, в первую очередь, в виде профессиональных чертежей, из этого собрания за более чем полвека была во многом изучена и опубликована [16, 2, 8]. Ее обширной историографии здесь мы касаться не будем. Целью настоящей статьи является введение в научный оборот рисунков трех картушей из Национального музея.
Три сброшюрованных вместе рисунка1 тушью и пером с отмывкой кистью имеют единый вертикальный формат (26x18 см) и содержат однотипные композиции с трофеями, исполненные в одной манере и, несомненно, одной рукой. Каждый лист оформлен строгой черной рамкой тушью. В каталоге музея они получили последовательные номера и
атрибуцию на основании латинской подписи «Fecit Corporal de Bergholtz d. 20. xbr Anno 1745» (Исполнено капралом Бергхольцем 20 октября 1745 (перевод мой. — Е.С.-Д.)) на одном из рисунков (Инв. NMH THC 1054, илл. 1) — Friedrich Wilhelm Bergholtz (1699-1765), 1745, Германия. Фридрих Вильгельм Берхгольц известен как голшинский придворный, мемуарист, камер-юнкер герцога Гольштейна Карла Фридриха и обер-камергер его сына Карла Петера Ульрика (великого князя Петра Федоровича). Именно ему куратор музея Б.Х. Халльстрем в своем опубликованном каталоге «Русские архитектурные рисунки в Национальном музее» (1963) [16] определил роль собирателя большого корпуса разнообразных чертежей (в т.ч. копийных и исполненных различными рисовальщиками), известного в отечественной историографии как «коллекция Берхгольца». Эта гипотеза на протяжении последующих десятилетий вызывала некоторые сомнения из-за отсутствия прямого письменного свидетельства о факте собирания или приобретения всех этих изображений (или хотя бы одного) именно Берхгольцем. Но исследования, проводившиеся в отношении отдельных чертежей, в первую очередь, датировка (Берхгольц получил отставку в августе 1746 г. и покинул Россию навсегда), не противоречили гипотезе Халльстрема.
Рассматриваемые рисунки трофеев среднего художественного уровня никогда не привлекали специального внимания исследователей: в каталоге Халльстрема их нет, что означает, что либо он их не видел (что маловероятно), либо не причислял к чертежам, имевшим русское происхождение
(в современном каталоге музея местом происхождения указана Германия). Действительно, за исключением периодов длительного пребывания в России (1709-1714, 1721-1727, 1741-1746) Ф.-В. Берхгольц жил в Германии, а в 1730-е гг. был комендантом Кильского замка [14], имея непосредственное служебное отношение к строительной практике и соответственно чертежам. Также существует небольшая вероятность того, что надпись чернилами на рисунке тушью сделана не Фридрихом Вильгельмом, а другим представителем этой фамилии2. На это подозрение наталкивает так четко указанное в надписи звание — капрал (младший унтер-офицер), являющееся низшим и находившимся вне Табели о рангах. Этот чин могли, например, получать учащиеся старших классов Рыцарской Академии (Кадетского корпуса) в Петербурге. Заметим, что в 1745 г. Ф.В. Берхгольц как придворный — обер-камергер — относится к высшему 2-му классу, а его воинские звания в голштинской или российской армии не установлены. Хотя почерк автора этой надписи и собственноручных подписей Ф.-В. Берхгольца на других документах весьма схож, вопрос идентификации требует проведения специальной кодикологической экспертизы.
Качество исполнения рисунков позволяет предполагать любительский или ученический уровень, при этом достаточно уверенная, не перегруженная деталями композиция, однотипность приемов, по всей видимости, являющаяся
Илл. 1. Берхгольц Ф.-В.: Трофей, 1745. Национальный музей, Швеция. Инв. NMH THC 1054. Тушь, бумага, отмывка кистью, надпись чернилами. 26x18 см. Nationalmuseum (Foto: Cecilia Heisser), Public domain.
Илл. 2. Берхгольц Ф.-В.: Трофей, 1745. Национальный музей, Швеция. Инв. NMH THC 1055. Тушь, бумага, отмывка кистью. 26x18 см. Nationalmuseum (Foto: Cecilia Heisser), Public domain.
Илл. 3. Берхгольц Ф.-В.: Трофей, 1745. Тушь, перо, бумага, отмывка кистью. 26x18 см. Национальный музей, Швеция. Инв. NMH THC 1056. Nationalmuseum (Foto: Cecilia Heisser), Public domain.
Илл. 4. Ж. де Лажу, гравер Г. Юкье. Livre de cartouches de guerre dédié a monseigneur le duc de Mortemart. Par son tres humble & tres obéissant serviteur J. de la Joue peintre ordinaire du Roy en son accademie et gravé par Huquier A Paris chez Huquier vis a vis le Grand Chatelet..., [1735]. Bibl. INHA, Fol Res 11, f. 2.; URL: https://bibliotheque-numerique.inha.fr/idurl/1/20824 (дата обращения: 12.09.2023) Открытая лицензия
Илл. 5. Ж. де Лажу, гравер Г. Юкье. Recueil Nouveau. De Differens Cartouche inventez par le Sr. de la Joue Peintre ordinaire du roi en son Acadédemie Royal de Peintre & Sculpture.Paris: chez Huquier, [1734]; Bibl. INHA, Fol Res 11, f. 2.; Pl. 7. URL: https://bibliotheque-numerique.inha. fr/idurl/1/20824 (дата обращения: 12.09.2023)
Илл. 6. Ж. де Лажу. Second livre de cartouches inventes par le Sr de la Joue peintre ordinaire du Roi en son Académie royale de peinture & sculpture; Bibl. INHA, Fol Res 11, f. 2.; Pl. 12. URL: https://bibliotheque-numerique.inha.fr/idurl/1/20824 (дата обращения: 12.09.2023)
Илл. 7. Ж. де Лажу, гравер Г. Юкье. Troisieme livre de cartouches inventez par J. de la Joue peintre ordinaire du Roy dedie a monseigneur Louis Antoine de Pardaillan de Gondrin duc d'Antin pair de France, chevalier des Ordres du Roy, lieuten[an]t général de ses armées et de la haute et basse Alsace, gouverneur et lieutenant general pour sa Majesté des villes et duché d'Orléans et païs Orleanois, directeur general des Batim[en]ts et jardins arts et manufactures de France. Par son tres huble et tres Obeissa[n]t serviteur G. Huquier; Bibl. INHA, Fol Res 11, f. 2.; Pl. 5. URL: https:// bibliotheque-numerique.inha.fr/idurl/1/20824 (дата обращения: 12.09.2023)
целью или результатом их отработки, подразумевает наличие шаблона для копирования, что может указывать на учебный характер чертежей. Это подтверждает утвердившееся мнение о том, что Ф.-Б. Берхгольц мог покупать или заказывать копии необходимых ему изображений [6, s. 8-13].
Каждый рисунок изображал стоящий на поросшем травой поле боя объёмный рокайльный картуш в развороте, плоское поле которого, предназначенное для размещения надписи, оставалось пустым. За картушем и у его подножия располагалась трофеи — знамёна и предметы вооружения. Такое расположение картуша с разворотом, очевидно, предполагало его дальнейшее размещение в углу большего листа, который мог быть занят основной композицией, например, картой.
На первом рисунке, единственном содержащем подпись, о которой мы уже говорили, вертикальный фигурный картуш (илл. 1) развернут вправо и прислонён к обломанному стволу лаврового дерева, на котором пробивается молодая листва (что соответствует латинскому девизу Triumphali e sti-pite surgit — Прозябаю от древа еже обыклого к победе) [12, с. 24-25]. Картуш увенчан рыцарским шлемом с гребнем и плюмажем, по сторонам картуша приставлены знамёна с копьеобразными навершиями, справа — большое, свёрнутое, с двумя развевающимися кистями, слева — малое. У подножия картуша лежат: справа — фанфара и литавры, покрытые флагом с двуглавым орлом, слева — круглый щит и ствол пушки.
В следующем рисунке фигурный щит-картуш (илл. 2) опирается на мощный камень. Он увенчан шлемом, украшен лавровым венком и знамёнами по сторонам. Разворот картуша влево уравновешен композицией из предметов вооружения, состоящей из ствола пушки, пластины доспеха, колчана со стрелами, сабли с рукоятью в виде орлиной головы (карабелы?), пороховницы, бочонка с порохом и ядер в нижнем правом углу.
Третий (илл. з) фигурный овал в изящной рокайльной раме развернут вправо и помещен на причудливый по форме пьедестал. Водруженный трофей включает три аналогичных первому рисунку знамени и ствол пушки. У пьедестала размещены опрокинутый овальный щит, шлем с пышным плюмажем, лук и колчан полный стрел, разбросаны мелкие ядра. Позади виднеется усеченный обелиск цветного камня. Обелиск, согласно «Символам и емблемата», означает то, что добродетель не нуждается в вознаграждении (Ipsa sibi pretium virtus. Разум мой предполнял мя [12, с. 268-269]), а обелиск с оружием соответствует девизу «Возвышен до неземной силы» (Evexit ad aethera virtus. Труды мои превозвысили мя [12, с. 178-179]).
Воспроизведение картушей на книжных заставках, а также в картографии получает широкое распространение, начиная с эпохи Великих географических открытий и с развитием книгопечатания, в особенности гравировальных техник, обеспечивающих качество и тиражирование изображений. Стилистические и композиционные решения картушей, применяемых для декоративного оформления текста или картинки, развивались вместе с преобладающими художественными тенденциями от маньеризма до барокко и классицизма. Традиционная орнаментальная окантовка в виде свитка со свёрнутыми углами в XVII в. обогащается и обретает многослойность, включающую бандельверки, растительные и цветочные мотивы, сложную атрибутику и аллегорические фигуры. Непременным отражением завоеваний и воинских успехов становятся композиции из доспехов, предметов вооружения и знамен, а также трофеев.
Блистательным примером стали серии резцовых гравюр на меди, прославляющие деяния и победы Людовика XIV3, (исполненные, в первую очередь, выдающими рисовальщиками-орнаменталистами и граверами Ж. Лепотром (Jean le Pautre; 1618-1682) и С.Леклерком (Sébastien Leclerc, 1637-1714)), в которых центральный сюжет на историческую или батальную сцену заключался в роскошную орнаментальную раму с картушами, окруженными трофеями. К этому же типу относилась и часть эстампов, вошедших в «Военную историю принца Евгения Савойского»[17] Ж. Дюмона (Jean Dumont,
(-1726)) и Ж. Руссе де Мисси (Jean Rousset de Missy, 16861762). Это издание могло быть в распоряжении кадетов в 1740-е годы, поскольку один экземпляр 1729 г., происходящей именно из библиотеки 1-го кадетского корпуса, сохранился в РНБ4, тем более что Руссе де Мисси с 1737 г. стал почетным членом С.-Петербургской Академии наук.
С конца 1720-х гг. французские граверы начинают выпускать серии орнаментов и декоративных мотивов, инвентированных ведущими художниками, орнаменталистами-декораторами и архитекторами, в новой стилистике рококо. Серии эстампов уже специально посвящены картушам, трофеям, вазам, фонтанам и пр. Хотя точного образца рассматриваемых изображений пока не обнаружено, можно отметить ряд изданий с наиболее стилистически и композиционно близкими решениями. Подобные публикации представляли собой собрания планшетов без текста, иногда с несколькими композициями на листе, и могли продаваться не целиком, а полистно. Поэтому в коллекциях могли оказываться избранные эстампы из различных серий, формируя сборные альбомы.
Интересующие нас ассиметричные объёмные рокайльные картуши-раковины в сложных ракурсах наиболее последовательно разработаны, начиная с 1734 г., в книгах декоратора и живописца пейзажей Ж. де Лажу (Jacques de Lajoue, (1687-1761), гравированных Г. Юкье (Gabriel Huqu-ier (1695-1772)) [18, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 27]. «Книга военных картушей» [20], согласно титулу, должна давать особо близкие аналоги. По меньшей мере, 7 вертикальных планшетов (столько их хранится в Библиотеке Национального института истории искусства, Франция) изображают причудливой формы пустые картуши в окружении динамичной предметной среды (илл. 4), делая их не просто центром декоративной композиции, а возвышая будущее содержательное наполнение до центра мироздания. В сложном вихре органически связаны собственно мотивы рокайля (гребни раковин, С-образные завитки аканта, архитектурные креповки), различные предметы атрибутики, живые и мертвые фигуры людей и представителей флоры и фауны, в том числе фантастических (гиппокампы), и стихии — первоосновы мира. Так картуш, окруженный подвижным витальным пространством, в котором могут одновременно действовать лучи солнца, клубы дыма, бегущая вода и поросшая земля, у де Лажу выступает протагонистом станкового произведения, почти портрета в пейзаже.
В «Новом собрании различных картушей» [22] картуши располагаются уже на белом фоне. По характеру рокайля без антуража планшет 7 собрания [22] (илл. 5) и планшет 12 (илл. 6) из «Второй книги картушей» [24] приближаются к стокгольмским рисункам, также созвучны некоторые детали военных атрибутов планшета 5 (илл. 7) «Третьей книги картушей» [27]. В «Книге буфетов»[19] можно найти аналоги фигурного пьедестала.
В русской традиции рокайльные картуши в это время начинают встречаться на картах, вышедших из Гравировальной палаты Академии наук. Следует упомянуть более поздний картуш работы на «Плане столичнаго города Санктпетербурга», созданном под руководством М. Махаева в 1753 г. (илл. 8).
Ключ к дальнейшему исследованию трех рисунков с трофеями дала случайная находка. Почти идентичное изображение картуша с обелиском (илл. 3) было выявлено на рукописной карте 1746 г.5 (илл. 9), выставленной на продажу на нескольких европейских букинистических сайтах, по крайней мере, с 2020 г., когда была случайно обнаружена автором этой статьи, до настоящего момента.
Раскрашенная рукописная карта представляет приморский город-крепость, расположенный в устье реки и имеющий с севера защищенную фортами гавань, а с востока и юга — сухопутные фортификационные сооружения. В левом верхнем углу показан фасад и разрез укреплений по линии АВ, в нижнем — картуш с текстом (илл. 10). Все надписи выполнены на немецком языке. Поле картуша заполнено надписью6, сообщающей, что план был начерчен и сочинен в классе господина инженер-лейтенанта фон Чернцова в его
Илл. 8. План столичнаго города Санктпетербурга с изображением знатнейших онаго проспектов = Plan de la ville de St. Petersbourg avec ses principales vües / изданный трудами Императорской Академии наук и художеств. Санктпетербург : [Типография Академии наук], 1753. Фрагмент.
Илл. 9. Чернцов И.Ф., Кохиус И.Ф. План приморской крепости с показанием «атаки». 1746. Тушь, перо, акварель, бумага, отмывка кистью. Частное собрание. URL: https://www.abebooks.de/kunst-grafik-poster/Plan-befestigten-Stadt-Aquarell-Tusche-Kochen/15341049819/bd (дата обращения: 12.09.2023)
классе кадетом Иоганном Франциском фон Кох(ен)ом в Санкт-Петербурге 3 мая 1746 г.
Благодаря консультации военного историка К.Б. Назаренко7 удалось установить, что чертеж является учебным и показывает все возможные виды укреплений и классические осадные работы с траншеями зигзагом с юго-востока (так называемую «школьную атаку» — постепенную атаку по системе Вобана) в нижней правой части чертежа против сухопутного фронта крепости. Он также сообщил, что кадеты делали подобные чертежи в довольно большом количестве, лучшие из которых потом служили учебными пособиями.
Сведения Биографического энциклопедического словаря подтверждают, что инженер Иван Федорович Чернцов (род. 1720 г.) [15] в 1745-49 гг. служил учителем инженерного искусства в Шляхетском кадетском корпусе8. Благодаря сопоставлению со списком выпускников и генеалогическим справочником балтийского дворянства нами также было установлено, что кадет И.Ф. фон Кох(ен), обучавшийся в Шляхетском кадетском корпусе в 1740-1747 гг. [7, с. 230], в России больше известен как Иван Степанович Кохиус . Согласно аттестации , он успевал по всем предметам и демонстрировал крепкие знания, позволившие ему в дальнейшем прославить Россию на военном поприще, закончив свою карьеру генералом от инфантерии и обер-комендантом Ревеля11.
Таким образом, нам стали известны два идентичных изображения картушей: тушью — атрибутируемый Ф.В. Берхгольцу (1745), и иллюмированный (илл. 8) — на листе карты, подписанной преподавателем Кадетского корпуса инженером И.Ф. Чернцовым и кадетом И.-Ф. Кохиусом (1746). Очевидно, что они оба восходят к еще не обнаруженному оригиналу, а сама рокайльная форма была модной и остро современной. Мог ли быть Ф.-В. Берхгольц автором оригинала? Против этого свидетельствуют недостаточная умелость исполнения, неуместность расположения надписи (по центру под изображением, крупно, а не так, как было обычно принято, мелко ниже рамки) и несоответствие высокого придворного чина Ф.-В. Берхгольца задаче (копирования или создания учебного пособия для кадет). Если предположить, что рисунки тушью — учебные и тоже происходят из Сухопутного корпуса, тогда они могли быть исполнены кем-то из учащихся старших классов, имевшим в 1745 г. чин капрала. «Имянной список всем бывшим и ныне находящимся в Сухопутном Шляхетном Кадетском Корпусе Штаб-Обер-Офицерам и Кадетам с показанием кто из оных с какими удостоинствами...» услужливо подсказывает, что таким кадетом мог быть Александр Берггольц, поступивший в корпус в 1738 г. и выпущенный в 1747 г. «из капралов (sic!) в армию в подпоручики» с достойной аттестацией, в которой было отмечено, что он «тушует ландшафты» [7, с. 198-199]. На вопрос имел ли он отношение к Ф.-В. Берхгольцу и был ли автором этих рисунков, пока ответить не представляется возможным.
В 1730-е годы рисовальными учителями в корпусе служили: живописец и рисовальщик Христиан Матарнови (1729 (? в это время корпус еще не основан. — Е.С.-Д.) -1737)12, живописец Иоганн Генрих Ведекинд (1732-1736) [10, с. 254-257, 11, с. 193]13, Иоганн Венцель (1732-37 г.) [9, с. 185; 11, с. 193], Матвей Григорьевич Мусикийский (1732-1743)14. В 1737 г. учителем рисования состоял живописный мастер Карл Легрен15 [11, с. 214].
Уже в 1735 г. по поручению главного директора корпуса Б.-Х. Миниха учителя кадетского корпуса и кадеты («которые к тому способны») делали рабочие копии крепостных чертежей «без прописки и картушев16 (!) самою чистою и искусною работою», в 1736 г. кадеты копировали инженерные чертежи, а в 1739 г. по представлению Комиссии о санкт-петербургском строении 15 кадетов были командированы «для урегулирования планов» в Московской и Выборгской частях города [9, с. 42-43].
В 1737 г. в предложении об учреждении при корпусе публичных экзаменов устанавливалось, что рисование вместе с танцами, фехтованием и ездой на лошади относится к экзерцициям17 и навыки в нем необходимо демонстрировать
Илл. 10. Чернцов И.Ф., Кохиус И.Ф. План приморской крепости с показанием «атаки». 1746. Тушь, перо, акварель, бумага, отмывка кистью. Частное собрание. Фрагмент с картушем URL: https://www. abebooks.de/kunst-grafik-poster/Plan-befestigten-Stadt-Aquarell-Tusche-Kochen/15341049819/bd (дата обращения: 12.09.2023)
путем показа работ каждые полгода [9, с. 85, 88]. Очевидно, что рисование должно было закреплять изучение геометрии, фортификации18, артиллерии и географии (ландкарты).
Центром преподавания искусства рисования с 1724 г. являлась Петербургская Академия наук, в гимназии (изначально в и немецкой, и в латинской частях) которой проводились занятия в рисовальных классах. Широкомасштабная типографская деятельность Академии способствовала развитию мастерских для ее обеспечения, в т.ч. Гравировальной палаты. В начале 1730-х гг. уже работали «Типография гравированных фигур» и Ландкартная палата, упоминается Рисовальная палата, официально открытая в 1738 г. и организовавшая обучение граверов правильному рисунку[13, с. 38-39, 43]. Очевидно, что близкое соседство на Васильевском острове Академии и Кадетского корпуса, их участие в становление новой системы образования и присутствие немецкой составляющей не могли не способствовать возникновению связей и в области преподавания рисования, которые еще предстоит изучить.
В начале царствования Елизаветы Петровны, после опалы Б.-Х. Миниха, реформы коснулись и системы образования в кадетском корпусе, становившейся все более продуманной. В 1741-45 гг. главным директором корпуса стал Людвиг Иоганн Вильгельм, принц Гессен-Гомбургский, с августа 1745 г. — генерал-фельдцейхмейстер Василии Никитич Репнин.
Сведения из опубликованной в 1761 г. первой части «Именного списка» [7], содержащие данные о 863 выпускниках, дают ценный материал в т.ч. для понимания роли рисования в системе обучения. Уже в июне 1732 г. из учеников Рыцарской академии из 282 кадетов рисованию обучались 22 [9, с. 31]. Всего в аттестациях 321 выпускников были указаны навыки рисования различной степени — «учился рисовать немного», «рисовать начинает», «рисует немного», «рисует отчасти»,
«рисует чисто ландшафты», «рисует ландшафты тушью нарочито», «рисует ландшафты изрядно», «рисует ландшафты краскою и портреты миниатюрою» и пр.
О рисовании именно тушью («тушении») речь идет в 109 случаях, причем в этой технике рисовали ландшафты (69), портреты (1) (Н.Н. Чеглоков [7, с.18]), позитуры (9)19 и картуши (25). Можно предположить, что в первой половине 1730-х гг. преимущественно обучали рисовать тушью, потом учить «красками» стали большее число кадет.
Красным карандашом умели рисовать пятеро; в одном случае (А. Извеков [7, с. 89]) присутствует навык рисовать «человеческие позитуры». Более поздние чертежи свидетельствуют, что красный карандаш использовался для рисования фигурных рамок и картушей на чертежах.
Аттестация «рисует красками» отмечена у 95 кадет, из них ландшафты (82), нахтштики20 (1 — А.В. Алсуфьев [7, с. 17]) и картуши (16). Умение «рисовать миниатюрою» встречается 5 раз, в т.ч. 2 раза «портреты миниатюрою». За все время только в отношении пяти выпускников отмечено «чертил хорошие чертежи».
В 1740 г. первым рисовальным мастером (обер-мейстером) был принят Фридрих Клаус Брун(н) [9, с. 185] из живописных мастеров придворной Шпалерной мануфактуры. Это означает, что Брунн имел большой опыт художника-орнаменталиста. За 300 рублей в год и казенную квартиру при корпусе он должен был в первом21 рисовальном классе обучать кадет «в рисовальном художестве в неделю четыре дни по полудни от 2 до 6 ч.» [9, с. 185-186]. К нему был определен помощник (унтер-мейстер) [9, с. 185-186]: в 1744 г. рисовальным подмастерьем в Кадетском корпусе состоит Даниэль Левке [11, с. 214].
Впервые упоминание об умении рисовать картуши появляется в аттестациях кадетов, поступивших в 1736 г. и выпущенных в 1747 г. (с № 444 по списку), что правильно соотносится с датой на рисунке из Стокгольма. Всего этот навык был отмечен у 57 кадетов, выпущенных до 1751 г., что свидетельствует о внимании к этому сюжету прежде всего
в 1740-е гг., часто в формулировке — «рисует ландшафты и картуши».
Известно, что рисование картушей, теснейшим образом связанное с ландкартным и гравировальным делом, было поставлено на профессиональную основу в Академии наук
О плодах обучения и выработанных в 1730-40-е гг. принципах рисования тушью и красками чертежей, в первую очередь, артиллерийских, свидетельствуют в т.ч. чертежи 17501770-е гг., исполненные следующим поколением обучавшихся военному делу. Сохранившиеся в Эрмитажном собрании РНБ22 большие подносные альбомы с изображением артиллерийских орудий, а также примеров фортификаций и «атак» крепостей (аналогичных по оформлению и манере исполнения плану Чернцова-Кохиуса) были выполнены кадетами, бомбардирами и низшими офицерскими чинами Преображенского полка23, т.е. по сути молодыми людьми, недавно получившими военное образование и проявившими способность к рисованию. Этот интересный корпус графических материалов еще предстоит ввести в научный оборот.
В заключении хочется привести мнение однокашника Кохиуса М.И. Мордвинова, также окончившего Кадетский корпус в 1747 г. и, согласно аттестации, умевшего рисовать «ландшафты красками и портреты миниатюрою» [7, с. 233234, № 749], в будущем инженер-генерала и военного педагога, который в проекте учебного плана Греческого училища при Артиллерийском и инженерном кадетском корпусе, отмечал пунктом 5-м (после закона Божья, языков, арифметики, географии и истории политической) «рисовальное искусство потребно для каждого, а необходимо для тех, которые по склонностям их определены будут в артиллерию или к инженерному корпусу» [4, с. 57].
Таким образом, иконографический анализ рисунков из шведского собрания и ряда близких изображений, обнаруженных в картографических источниках, позволяет уточнить контекст их создания, связав его с Сухопутным Шляхетским корпусом в Санкт-Петербурге и поставить ряд атрибуционных вопросов.
Примечания:
1 Инв. NMH THC 1054, 1055 и 1056. Все рисунки поступили в Национальный музей из королевского собрания в 1866 г.
2 Распространенная в прибалтийских немецких землях дворянская фамилия Bergholtz в XVIII в. была разветвленной и могла иметь различные написания — Bergholz, Birckholtz, в русской орфографии тоже были варианты — Берхгольц, Берггольц, Бир-гольц. Фамилия Фридриха Вильгельма исторически пишется как Берхгольц [14, с. 355].
3 Recueil. Conquêtes de Louis XIV, sièges et batailles.
4 РНБ. Б-ка 1-го Кадет. Корп. Рэ ШК / D-893 Fg.
5 Plan einer befestigten Stadt. Aquarell und Tusche. von J. F. von Kochen für Leutnant Tschernzoff, St. Petersburg 1746.URL: https:// www.abebooks.de/kunst-grafik-poster/Plan-befestigten-Stadt-Aquarell-Tusche-Kochen/15341049819/bd
6 Dieser Plan ist aufgetragen und projectiret worden in der Classe des Herrn Ingenieur Lieutenant von Tschernzoff seiner Classe durch den Cadetten Johan Franciscus von Kochen. St. Petersburg. d. 3. May 1746. 36x51,5 см.
7 За ценные замечания, касающиеся определения карты как учебной (т.н. «школьной атаки») благодарю профессора СПбГУ, д.и.н. К.Б. Назаренко.
8 Корпус был основан указом Анны Иоанновны в 1731 г. для дворянских детей от 13 до 17 лет, «которых обучать арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному искусству, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам» [9, с. 4]. Корпус был призван готовить не только офицеров, но и гражданских чиновников и располагался в конфискованной усадьбе князя А.Д. Меншикова на Васильевском острове. До 1743 г. он именовался Рыцарской Академией, а в затем — Сухопутным кадетским корпусом. Его главным директором до 1741 г. был инженер и генерал-фельдмаршал Б.-Х. Миних [3, 9].
9 Иван Степанович Кохиус (Johann Franz von Kochius(1729-1797)) — уроженец Мекленбурга, сын Стефана Кохиуса, берграта на русской службе [26].
10 «718. (номер в списке кадетов в порядке поступления. - Е.С.-Д.). Яганъ Кошусь вступилъ въ корпусъ 1740. Маш 12. дня, а выпу-щенъ 1747. Декабря 22. вь арм'ш в прапорщики, с таковым атестатомь: геометрю и фортификащю регулярную окончаль, учится иррегулярной сь атакою, рисуетъ ландшафты и картуши красками, експонируетъ французскаго автора, переводить с нЪмецка-го на французской языкь, разумЪеть и говорить по россшски, переводить с нЪмецкаго на россшской языкь, сочиняеть хорош\'я нЪмецгая письма, учится исгорш универсальной; географш по Гоманским (картографа Хоманна. - Е.С.-Д.) картамь и исторш специальной новЪйшихь времень, политику окончаль, учится натуральному праву, Ъздит нЪсколько берейтерски, фехтуеть, и танцу-еть менуеты и друпе танцы» [7, c. 224].
11 И. С. Кохиус принимал участие в Семилетней войне, служил адьютантом генерал-аншефа П. И. Стрешева. Участвовал в русско-турецкой войне (1768-1774), создавал первые укрепления Ахтирской гавани [5] на месте будущего Севастополя, был комендантом Балаклавы. Кавалер орденов Св. Анны (1775) и Св. Владимира 2-й степени. В 1779 г. получил звание генерал-лейтенанта. Затем назначен обер-комендантом Ревеля (1788-97) и командиром Ревельского гарнизонного полка (1797). Скончался в чине генерала от инфантерии (1797) [18].
12 Х. Матарнови в 1724-1726 гг. находился в экспедиции «в турецкую и персидскую земли» с генерал-майором А.И. Румянцевым и ботаником И.Г. Буксбаумом как художник с годовым окладом в l2o руб. По дороге в Москву выполняет и присылает в Академию наук «l7 малеванных икон», а по возвращении из экспедиции находился в штате Академии, с которой и связывается в первую. В l729 (? - Е.С.-Д.) -l737 гг. работал преподавателем рисования в Инженерном (см [l3, с. 32, 63]) Кадетском корпусе. В l737 г. к нему были направлены для обучения рисованию ученики Оренбургской экспедиции [ll, с. 2l7].
13 И. Г. Ведекинд (l674-l736) — уроженец Билефельда, работал в Любеке, Ревеле, Гетеборге, Риге и Нарве, с l725 г. — в Петербурге, где писал портреты исторические и жанровые картины, Я. Штелин называл его «ловким и прилежным копиистом» [lo, с. 257]. И.Г. Лузанов сообщает о рисовальном мастере Вейденяке (очевидно, что последние три буквы фамилии были неправильно прочитаны Лузановым), о котором известно, что Миних его командировал в l735 г. «в канцелярию от артиллерии и фортификации для показания, как написать картины для иллюминации к дню коронации» [9, с.185]
14 Мусикийский Матвей Григорьев (род. ок. l7l3 г.) — сын живописца. Первые уроки рисования получил у отца. В l73o-l732 гг. находится в Академии наук как ученик гравировального дела с окладом 36 р. и направлен к X.-А. Вортману. В l732-l743 гг. состоит учителем рисования в Кадетском корпусе, после чего направляется в Герольдмейстерскую контору как живописного дела подмастерье [ll, с. 22o]. Т. В. Ильина полагала, что «среди педагогов был известный с петровского времени Григорий Мусикийский, декоратор и главным образом миниатюрист» [6, с. 342].
15 В l74l г. К. Легрен перешел в Интендантскую контору, «где ему приходилось работать и с «подволочным письмом», и с образами, и с декорировкой интерьеров» [ll, c. l53]. Согласно исследованию Н.М. Молевой и Э.М. Белютина в l74l г. он принимал участие в написании плафонов в «новом Летнем дворце». В l746 г. к нему направляются в обучение от живописной команды трое малолетних учеников ревельской гарнизонной школы. В l748 г. числится в штате Канцелярии от строений, участвует в написании образов для церкви Зимнего дворца, плафонов в «новом Летнем дворце» и театральных декораций. В l749 г. под руководством Валериани пишет плафон в церкви Царского Села, затем расписывает «на подобие квадраторной работы» обои в бывшем Адмиральском доме [ll, c. 2l4].
16 Надо полагать, что задача, поставленная кадетам, состояла в черновом копировании чертежей, необходимых для срочном производства работ, «без излишеств», но можно также предположить, что кадеты еще не были обучены выполнять окончательное оформление, в которое входило и рисование картушей.
17 Экзерциции или практические науки должны быть сдаваться в рамках первого партикулярного экзамена каждые полгода, а потом проходили экзамены по другим наукам [9, с. 83-9l].
18 «В фортификации надлежит сперва знать название частей, потом сочинение чертежей и исчисление содержания каждой части до укрепления надлежащего строения, и иметь еще историческое познание о разных образах» [9, с. 9o].
19 позитура — поза, в т.ч. положение тела, принимаемое соперниками во время дуэли (фехтовальная стойка). В данном случае под позитурой, видимо, может пониматься и стаффаж в т.ч. для оформления карт (экспликаций, картушей и пр.).
20 вероятно, ноктюрн.
21 т.е. последнем (высшем).
Список литературы:
1. Альшиц Д.Н., Шапот Е.Г. Каталог русских рукописей Эрмитажного собрания. Л., l96o (машинопись). 58l c.
2. Барышникова Е. Санкт-Петербург XVIII века в чертежах из коллекции Берхгольца // Шведы на берегах Невы. Сб. статей. Стокгольм, l998. С. l39-l46.
3. Висковатов А. В. Краткая история первого кадетского корпуса. СПб.: военная типография Главного штаба, l832. ll3 с.
4. Жерве Н.П. Исторический очерк 2-го Кадетского корпуса l7l2-l9l2 гг.: В 2 т. / Под общ. ред. [и с предисл.] А.К. Линдеберга; Сост. Н.П. Жервэ и В.Н. Строев. Т. l. СПб.: тип. Тренке и Фюсно, l9l2. XII, 464, l74 с.
5. ИвановА.В. «Оставил... на ахтьярской батарее loo человек пехоты с орудием...». О времени строительства первых российских укреплений на берегах Ахтиарской гавани // Военно-исторический журнал. 2o22. № 9. С. 94-lol.
6. Ильина Т.В., Станюкович-Денисова Е.Ю. Русское искусство XVIII века: Учебник для бакалавриата и магистратуры + CD / Санкт-Петербургский государственный университет. М.: Юрайт, 2ol5. 6ll с. (Бакалавр и магистр. Академический курс).
7. Именной список всем бывшим и ныне находящимся в Сухопутном Шляхетном Кадетском Корпусе Штаб-Обер-Офицерам и Кадетам с показанием кто из оных с какими удостоинствами, в какие чины выпущены и в каких чинах ныне. Часть I. СПб., l76l. [5], XXIII, 274 с.
8. Краснолуцкий А. Ю. Комментарии. Архитектурные чертежи и планы Санкт-Петербурга (l73o-l74o) из коллекции Фридриха Вильгельма Берхгольца. Шведский Национальный музей изобразительных искусств. СПб.: Крига, 2ol7. 68o с.
9. ЛузановП.Ф. Сухопутный шляхетный кадетский корпус (ныне l-й кадетский корпус) при графе Минихе. (с l732 по l74l). СПб.: Книгопечатня Шмидт, l9o7. l89 с.
10. МалиновскийК.В. Художественные связи Германии и Санкт-Петербурга в XVIII веке. СПб.: Крига, 2oo7. 494 с.
11. Молева Н.М., Белютин Э.М. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII века. М.: Искусство, l965. 335 с.
12. Символы и Емблемата указом и благоповедении Его Освященного Величества, Высокодержавнейшего и Пресветлейшего Императора Московского, Государя Царя, и Великого Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России, и иных Многих Держав и Государств и Земель Восточных, Западных и Северных самодержца, и Высочайшего монархи напечатаны. Амстердам, типография Генриха Ветстейна, l7o5. 29l с.
13. СтецкевичЕ.С. Рисовальная палата Петербургской Академии наук (l724-l766). СПб.: Наука, 2oll. 232, [24] с.
14. Станюкович-Денисова Е.Ю. Деятельность Ф.-В. Бергхольца в Германии: к изучению путей формирования коллекций архитектурных чертежей в XVIII в. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2 / Под ред. А. В. Захаровой. СПб.: НП-Принт, 2ol2. С. 355-358.
15. Чернцов, Иван Федорович // Биографический энциклопедический словарь URL: https://enc.biblioclub.ru/Termin/l645l27_ CHerncov (дата обращения: l2.o9.2o23)
16. Hallström B.H. Russian Architectural Drawings in the Nationalmuseum // Nationalmusei skrift serie 9. Stockholm, l963. l43 s.
17. Histoire militaire du prince Eugène de Savoye, du prince et duc de Marlborough et du prince de Nassau-Frise, où l'on trouve un détail des principales actions de la dernière guerre & des batailles & des sièges commandez ces trois généraux / Par M. Dumont, baron de Carelscroon; Augmentée d'un suppliment [!] par Mr. Rousset. À La Haye ['s-Gravenhage]: Chez Isaac van der Kloot, l729. 2°.
18. Kochius, Johann Franz v. (l729-l797) // BBLd - Baltisches Biografisches Lexikon digital. URL: https://bbld.de/GNDll835o5639 (дата обращения: l2.o9.2o23)
19. Livre de buffets dedié a monsieur Bonier de la Mosson bailly capitaine des chasses de sa Majesté. Par son tres humble et tres obeissant serviteur J. de la Joüe. Peintre ordinaire du Roy en son Accademie royale. Gravé par Huquier; Bibl. INHA, Fol Res ll, f. 2.; URL: https://
bibliotheque-numerique.inha.fr/idurl/1/20824 (дата обращения: 12.09.2023)
20. Livre de cartouches de guerre dédié a monseigneur le duc de Mortemart. Par son tres humble & tres obeissant serviteur J. de la Joüe peintre ordinaire du Roy en son accademie et gravé par Huquier A Paris chez Huquier vis a vis le Grand Chatelet..., [1735]. Bibl. INHA, Fol Res 11, f. 2. URL: https://bibliotheque-numerique.inha.fr/idurl/1/20824 (дата обращения: 12.09.2023)
21. Nouveaux tableaux d'ornements et rocailles, par J. de la Joüe Peintre du Roy, suivi de, Second livre de tableaux et rocailles, par J. de la Joue Peintre du Roy : recueil factice] [Vers 1738-1749]. URL: https://bibliotheque-numerique.inha.fr/idurl/1/19230 (дата обращения: 12.09.2023)
22. Recüeil Nouveau. De Differens Cartouche inventez par le Sr. de la Joüe Peintre ordinaire du roi en son Acadédemie Royal de Peintre & Sculpture. Paris: chez Huquier, [1734]; Bibl. INHA, Fol Res 11, f. 2. URL: https://bibliotheque-numerique.inha.fr/idurl/1/20824 (дата обращения: 12.09.2023)
23. [Recueil. Conquêtes de Louis XIV, sièges et batailles] [Image fixe] : [estampe] / [dess. et gr. par Sébastien Leclerc] ; [gr. par Louis de Châtillon] ; [D. Marot sculp.] ; [H. Colin fecit] ; [Joan. Dolivar sculp.] [Paris] : [s. n.], [ca 1680-17..] URL: https://gallica.bnf.fr/ ark:/12148/btv1b525141207 (дата обращения: 12.09.2023)
24. Second livre de cartouches inventes par le Sr de la Joüe peintre ordinaire du Roi en son Académie royale de peinture & sculpture; Bibl. INHA, Fol Res 11, f. 2. URL: https://bibliotheque-numerique.inha.fr/idurl/1/20824 (дата обращения: 12.09.2023)
25. Second Livre de Tableaux et Rocailles / par J. de la Joue Peintre du Roy. A Paris chés Huquier rue S.t Jacques au coin de celle des Mathurins. CPR. URL: https://bibliotheque-numerique.inha.fr/idurl/1/19230 (дата обращения: 12.09.2023)
26. Stackelberg O. M., von. Kochius // Stackelberg O. M., von. Genealogisches Handbuch der estländischen Ritterschaft. Bd. 3. Görlitz, 1930. S. 339.
27. Troisieme livre de cartouches inventez par J. de la Joüe peintre ordinaire du Roy dedie a monseigneur Louis Antoine de Pardaillan de Gondrin duc d'Antin pair de France, chevalier des Ordres du Roy, lieuten[an]t général de ses armées et de la haute et basse Alsace, gouverneur et lieutenant general pour sa Majesté des villes et duché d'Orléans et païs Orleanois, directeur general des Batim[en]ts et jardins arts et manufactures de France. Par son tres huble et tres Obeissa[n]t serviteur G. Huquier; Bibl. INHA, Fol Res 11, f. 2. URL: https://bibliotheque-numerique.inha.fr/idurl/1/20824 (дата обращения: 12.09.2023)
References:
Al'shits, D. N., Shapot, Ye. G. (1960) Katalog russkikh rukopisey Ermitazhnogo sobraniya [Catalog of Russian manuscripts of the Hermitage collection]. Leningrad (typescript). 581 p. (in Russian)
Baryshnikova, E. (1998) St. Petersburg of the 18th century in drawings from the Berchholtz collection, in Shvedy na beregakh Nevy [Swedes on the banks the Neva. Collection of articles]. Stockholm, pp. 139-146. (in Russian)
'Cherntsov, Ivan Fedorovich', in Biographical encyclopedic dictionary. Available at: https://enc.biblioclub.ru/Termin/1645127_ CHerncov (accessed: 12 September 2023)
Gervais, N. P. (1912) Istoricheskiy ocherk 2-go Kadetskogo korpusa 1712-1912 gg [Historical sketch of the 2nd Cadet Corps 1712-1912: In 2 volumes]. Vol. 1. St. Petersburg: type. Trenke and Fusno Publ. (in Russian)
Hallström, B. H. (1963). Russian Architectural Drawings in the Nationalmuseum. Nationalmusei skrift serie 9. Stockholm. Histoire militaire du prince Eugène de Savoye, du prince et duc de Marlborough et du prince de Nassau-Frise, où l'on trouve un détail des principales actions de la dernière guerre & des batailles & des sièges commandez ces trois généraux / Par M. Dumont, baron de Carelscroon; Augmentée d'un suppliment [!] par Mr. Rousset. À La Haye ['s-Gravenhage]: Chez Isaac van der Kloot, 1729. 2°. (in French) Ilyina, T.V., Staniukovich-Denisova, E.Iu. (2015) Russkoye iskusstvo XVIII veka: Uchebnik dlya bakalavriata i magistratury + CD [Russian art of the 18th century: Textbook for undergraduate and graduate degrees + CD / St. Petersburg State University]. Moscow: Yurayt Publ., 611 p. (in Russian)
Imennoy spisok (1761) vsem byvshim i nyne nakhodyashchimsya v Sukhoputnom Shlyakhetnom Kadetskom Korpuse Shtab-Ober-Ofitseram i Kadetam s pokazaniyem kto iz onykh s kakimi udostoinstvami, v kakiye chiny vypushcheny i v kakikh chinakh nyne [A personal list of all former and current Headquarters Officers and Cadets in the Land Noble Cadet Corps, showing which of them with what honors, what ranks they were released into and what ranks they currently hold]. Part I. St. Petersburg. (in Russian) Ivanov, A.V. (2022) '"Left... on the Akhtyar battery 100 infantry men with a gun...". About the time of construction of the first Russian fortifications on the shores of Akhtiarskaya harbor', in Voyenno-istoricheskiy zhurnal [Military Historical Journal], no. 9, pp. 94-101. (in Russian)
'Kochius, Johann Franz v. (1729-1797) ', in BBLd - Baltisches Biografisches Lexikon digital. Available at: https://bbld.de/GND1183505639 (accessed: 12 September 2023)
Krasnolutsky, A.Yu. (2017) Kommentarii. Arkhitekturnyye chertezhi i plany Sankt-Peterburga (1730-1740) iz kollektsii Fridrikha Vil'gel'ma Berkhgol'tsa. Shvedskiy Natsional'nyy muzey izobrazitel'nykh iskusstv Comments [Architectural drawings and plans of St. Petersburg (1730-1740) from the collection of Friedrich Wilhelm Berchholz. Swedish National Museum of Fine Arts]. St. Petersburg: Kriga Publ. (in Russian)
Livre de buffets dedié a monsieur Bonier de la Mosson bailly capitaine des chasses de sa Majesté. Par son tres humble et tres obeissant serviteur J. de la Joüe. Peintre ordinaire du Roy en son Accademie royale. Gravé par Huquier; Bibl. INHA, Fol Res 11, f. 2. Available at: https://bibliotheque-numerique.inha.fr/idurl/1/20824 (accessed: 12 September 2023) (in French).
Livre de cartouches de guerre dédié a monseigneur le duc de Mortemart. Par son tres humble & tres obeissant serviteur J. de la Joüe peintre ordinaire du Roy en son accademie et gravé par Huquier A Paris chez Huquier vis a vis le Grand Chatelet., [1735]. Bibl. INHA, Fol Res 11, f. 2. Available at: https://bibliotheque-numerique.inha.fr/idurl/1/20824 (accessed: 12 September 2023) (in French). Luzanov, P.F. (1907) Sukhoputnyy shlyakhetnyy kadetskiy korpus (nyne 1-y kadetskiy korpus) pri grafe Minikhe. (s 1732 po 1741). [Land noble cadet corps (now the 1st cadet corps) under Count Minich. (from 1732 to 1741)]. St. Petersburg: Schmidt Printing House Publ. (in Russian)
Malinovsky, K.V. (2007) Khudozhestvennyye svyazi Germanii i Sankt-Peterburga v XVIII veke [Artistic connections between Germany and St. Petersburg in the 18th century]. St. Petersburg: Kriga Publ. (in Russian)
Moleva, N.M., Belyutin, E.M. (1965). Zhivopisnykh del mastera. Kantselyariya ot stroyeniy i russkaya zhivopis'pervoy poloviny XVIII veka [Masters of Painting Works. Office of buildings and Russian painting of the first half of the 18th century]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)
Nouveaux tableaux d'ornements et rocailles, par J. de la Joüe Peintre du Roy, suivi de, Second livre de tableaux et rocailles, par J. de la Joue Peintre du Roy : recueil factice] [Vers 1738-1749] Available at: https://bibliotheque-numerique.inha.fr/idurl/1/19230 (accessed: 12 September 2023) (in French).
Recüeil Nouveau. De Differens Cartouche inventez par le Sr. de la Joüe Peintre ordinaire du roi en son Acadédemie Royal de Peintre & Sculpture. Paris: chez Huquier, [1734]; Bibl. INHA, Fol Res 11, f. 2. Available at: https://bibliotheque-numerique.inha.fr/idurl/1/20824
(accessed: 12 September 2023) (in French)
Recueil. Conquêtes de Louis XIV, sièges et batailles] [Image fixe] : [estampe] / [dess. et gr. par Sébastien Leclerc] ; [gr. par Louis de Châtillon] ; [D. Marot sculp.] ; [H. Colin fecit] ; [Joan. Dolivar sculp.] [Paris] : [s. n.], [ca 1680-17..] Available at: https://gallica.bnf.fr/ ark:/l2l48/btvlb525l4l207 (accessed: 12 September 2023) (in French)
Second livre de cartouches inventes par le Sr de la Joüe peintre ordinaire du Roi en son Académie royale de peinture & sculpture; Bibl. INHA, Fol Res 11, f. 2. Available at: https://bibliotheque-numerique.inha.fr/idurl/1/20824 (accessed: 12 September 2023) (in French) Second Livre de Tableaux et Rocailles / par J. de la Joue Peintre du Roy. A Paris chés Huquier rue S.t Jacques au coin de celle des Mathurins. CPR. Available at: https://bibliotheque-numerique.inha.fr/idurl/1/19230 (accessed: 12 September 2023) (in French) Simvoly i Yemblemata (1705) ukazom i blagopovedenii Yego Osvyashchennogo Velichestva, Vysokoderzhavneyshego i Presvetleyshego Imperatora Moskovskogo, Gosudarya Tsarya, i Velikogo Knyazya Petra Alekseyevicha, vseya Velikiya i Malyya i Belyya Rossii, i inykh Mnogikh Derzhav i Gosudarstv i Zemel' Vostochnykh, Zapadnykh i Severnykh samoderzhtsa, i Vysochayshego monarkhi napechatany. [Symbols and Emblem of the decree and benediction of His Holy Majesty, the Most High and Most Serene Emperor of Moscow, the Sovereign Tsar, and the Grand Duke Peter Alekseevich, of all Great and Lesser and White Russia, and other Many Powers and States and Lands of the Eastern, Western and Northern Autocrat, and the Highest monarchs are printed]. Amsterdam, printing house of Heinrich Wetstein Publ. (in Russian)
Stackelberg, O. M., v. (1930) 'Kochius', in Stackelberg, O. M., von. Genealogisches Handbuch der estländischen Ritterschaft. vol. 3. Görlitz, p. 339. (in German)
Staniukovich-Denisova, E. Iu. (2012) The activities of F.-W. von Bergholtz in Germany: the ways of making the collections of architectural drawings in the 18th century', in Aktual'nyye problemy teorii i istorii iskusstva: sb. nauch. statey. [Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles]. Vol. 2. St. Petersburg, NP-Print Publ., pp. 355-358. (in Russian)
Stetskevich Ye.S. (2011) Risoval'naya palata Peterburgskoy Akademii nauk (1724-1766) [Drawing Chamber of the St. Petersburg Academy of Sciences (1724-1766)]. St. Petersburg, Nauka Publ. (in Russian)
Troisieme livre de cartouches inventez par J. de la Joüe peintre ordinaire du Roy dedie a monseigneur Louis Antoine de Pardaillan de Gondrin duc d'Antin pair de France, chevalier des Ordres du Roy, lieuten[an]t général de ses armées et de la haute et basse Alsace, gouverneur et lieutenant general pour sa Majesté des villes et duché d'Orléans et païs Orleanois, directeur general des Batim[en]ts et jardins arts et manufactures de France. Par son tres huble et tres Obeissa[n]t serviteur G. Huquier; Bibl. INHA, Fol Res 11, f. 2.; Available at: https://bibliotheque-numerique.inha.fr/idurl/1/20824 (accessed: 12 September 2023) (in French)
Viskovatov, A.V. (1832). Kratkaya istoriya pervogo kadetskogo korpusa [A brief history of the first cadet corps]. St. Petersburg: military printing house of the General Staff Publ. (in Russian)