делирование как дидактическое средство: психосемиотический аспект (на материале изучения общетехнических дисциплин в педагогическом вузе): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1991.
4. Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997.
5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.
6. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Наука, 1974; Потев М. И. Основы аналитической дидактики: учеб. пос. СПб.: ЛИТМО, 1992.
7. Ивахнова Л. А. Методологические основы конструирования содержания учебного предмета. Алма-ты: АГУ им. Абая, 1998.
УДК 7.031:74
А. Г. Мельникова
РИСУНКИ ДРЕВНЕГО ИСКУССТВА КАК ОБЪЕКТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ ДЕТСКИХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ЗАМЫСЛОВ
В статье представлен материал изучения произведений искусства Древнего мира, отобрано некоторое количество изображений, возможность ознакомления с которыми обусловливается их изобразительно-выразительными средствами, выработанными художниками в течение многих веков, и которые могут служить стимулом возникновения детских замыслов. Анализ программ по изобразительной деятельности показал, что детей не знакомят с произведениями искусства Древнего мира, их изучением занимаются только искусствоведы. В статье также доказывается необходимость включения нового содержания детского изобразительного творчества: образов птиц, животных и человека, представленных в рисунках древних художников.
The article presents materials of research of the works of art of the Ancient world. Several images have been selected, the study of which is determined by their graphical-expressive means developed by artists over many centuries and that can serve as a way of stimulating the emergence of a creative concept in a child. The analysis of art and craft educational programs has shown that children are not made familiar with the arts of the Ancient world, and this is only undertaken by art historians. The article also proves the need to include a new content into the child's graphical learning process: images of birds, animals and humans represented in the pictures of ancient artists.
Ключевые слова: рисунки художников Древнего мира, изобразительно-выразительные средства, новое содержание детских замыслов.
Keywords: the pictures of ancient artists,, graphical-expressive means, a new content of the child's paints.
Все виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) отражают действительность через образное, нагляд-
© Мельникова А. Г., 2010
ное воспроизведение ее зримых форм, передают облик предметов и явлений объективного мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий и жизненных процессов. Изобразительное искусство передает тот или иной момент развития и движения, как бы «останавливая мгновение», и помогает ребенку увидеть связи и отношения объектов реального мира, раскрывает красоту действительности.
Искусство выступает одним из важнейших средств развития детского творчества, а тем более изобразительного. Исследователи отмечают, что дети дошкольного возраста проявляют интерес к различным произведениям искусства. Им доступно понимание содержания живописных произведений, восприятие их средств выразительности (Н. А. Вершинина, Н. М. Зубарева, Р. М. Чу-мичева). Дошкольники способны воспринимать графику, условность ее художественного «языка» (Е. В. Езикеева, Р. Я. Кионова, Р. А. Мирош-кина). Установлено, что у старших дошкольников возможно сформировать эстетическое отношение к произведениям монументальной скульптуры (Е. В. Гончарова), эстетическое восприятие скульптуры малых форм (Г. М. Вишнева). Материалы многих исследований свидетельствуют о развитии творчества дошкольников под влиянием декоративного искусства (З. А. Богатеева, А. А. Грибовская, Е. Б. Горунович, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и др.), каким во многом и является искусство Древнего мира. Но исследователи не рассматривают содержание рисунков художников Древнего мира как объект эстетического восприятия детей.
В результате проведения теоретического анализа педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме развития детского изобразительного творчества мы выявили, что эта проблема является актуальной уже долгое время. Однако вопрос ознакомления дошкольников с искусством Древнего мира не рассматривается. Таким образом, недооценивается богатство, накопленное человечеством, которое не доходит до детей, но может являться источником детского вдохновения, стимулом для формирования новых замыслов. Материал по древнему искусству не обрабатывается педагогически, его изучают только искусствоведы, а следовательно, с педагогической токи зрения, отсутствует преемственность между древним и современным искусством.
Теоретический анализ искусствоведческой литературы позволил определить эстетические качества произведений древнего искусства как объекта эстетического восприятия детей:
- мифологичность (тесная связь мифологии и искусства) - большинство образов являются вымышленными, т. е. представляют собой синтез
реально существующих (например, сочетание в одном образе нескольких видов животных) или реальных образов, дополненных нехарактерными для них деталями;
- плоскостность - изображение (образы) расположены на плоскости, подобие объема создается путем определенного пространственного расположения отдельных частей;
- каноничность - соблюдение определенных правил при создании изображения (особенности построения образа, выделение его контуром, особенности применения цвета и др.);
- декоративность - распространение орнамента, широкое применение декоративных элементов при создании изображения, дополнение образов животных и человека объектами неживой природы (оформление окружающего пространства); использование иероглифов (Древний Египет);
- повествовательность изображения - рисунки древних мастеров представляют собой, как правило, сюжетные картины, передающие действие, событие. Часто изображения являются иллюстрацией мифов или «рассказом» о жизни людей, их достижениях и др.
В практике детских садов глубокого и разностороннего ознакомления детей дошкольного возраста с искусством Древнего мира (в частности, рисунками художников) не осуществлялось. А значит, представляется необходимым выделение характерных особенностей произведений древнего искусства как объекта детского восприятия:
- выразительность образов - образы интересные, целостные, завершенные. Имеются характерные отличительные черты, что дает возможность сравнить и сопоставить их, наделить определенными чертами характера, описать;
- разнообразие образов - детям для ознакомления предлагаются как реальные (например, такие птицы и звери, которых ребенок видел и которых изображали уже древние художники), так и несуществующие, загадочные образы;
- наличие различных техник изображения -для создания изображения древние мастера использовали различные техники: процарапывание и последующее заполнение изображения красками, набрызг, рисование контура (силуэта) одной линией, «наложение» одного изображения на другое; мозаика, аппликация, барельеф и горельеф и др.;
- цветопередача - для каждого направления древнего искусства (первобытное, египетское, греческое и др.) характерны свои цветовые решения. Но объединяет их многообразие используемых цветов, яркость и живость образов;
- использование растительных элементов - одним из неотъемлемых элементов изображений в древнем искусстве являются растения - цветы,
кусты, деревья. Они используются, как правило, в качестве составных частей растительного орнамента или отдельно, в стилизованном виде (рис. 1, 2).
Рис. 1. Сирийский мастер. Лев и шакал
Рис. 2. Работа арабского мастера
В процессе анализа литературы по древнему искусству мы также выявили основные особенности этого искусства, которые дают возможность из всего многообразия выбрать иллюстративный материал для работы с детьми и на основе этого отбора разработать экспериментальную программу.
Во-первых, среди рисунков древних художников преобладают изображения птиц и зверей (реально существующих в природе и придуманных самими людьми), человека (охотников - в наскальных росписях, фараонов, приближенных к ним и обычных крестьян - у египтян, атлетов и героев -у греков и др.). Так, например, в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные периоды из жизни охотников того времени. Интересна жизнь великих людей (фараонов), «пересказанная» в росписях гробниц. Большое значение для развития портретного жанра в живописи имеют работы мастеров Древней Греции и Древнего Рима.
Во-вторых, искусство Древнего мира носит, в большей степени, мифологический характер, что в первую очередь непосредственно связано с культом богов и почитанием их древними людьми -причем изображались боги в образе как человека, так и животных. Здесь также следует упомянуть и о большом количестве мифологических существ, в существование которых верили древние люди.
Рассмотрим более подробно отражение этих особенностей в произведениях древнего искусства.
Именно анималистика была первой страницей в мировой истории искусства. Уже в древнейших памятниках изобразительного искусства, относящихся к верхнему палеолиту, животные являются основным объектом изображений. Наиболее ранние изображения схематичны. Но постепенно первобытное искусство приходит к ясному пониманию строения и формы тела, к умению правильно передать не только пропорции, но и движение животных, быстрый бег, сильные повороты и ракурсы (рис. 3). Наскальные изображения более позднего времени характеризуются также появлением простейших мотивов следующих типов: кортежи животных данного вида; чередование разных видов; обозначение верха, середины и низа изображением разных видов животных; животные и человек (в частности, человек преследует животное и т. п.).
Рис. 3. Наскальное изображение лошади Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим, или звериным, стилем в искусстве. Звериный стиль - условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.
В Древнем Египте в воспроизведении животных применяются все имеющиеся средства выражения с целью добиться максимального натурализма (рис. 4). Животные получаются с превос-
ходно выписанными деталями, их тела наделены живостью, которая контрастирует со скованностью человеческих тел. Художник несколько отходит от условностей и наносит легкие штрихи. Применение цвета сопровождается массой оттенков.
Рис. 4. Египетский художник. Львица Египетские художники прекрасно знали и любили природу родных им нильских зарослей; неудивительно, что изображения этих зарослей так полно отражают кипевшую в них жизнь -различных птиц, их гнезда с птенцами, рыб в нильских волнах, мелких хищников, охотящихся среди папирусов (рис. 5).
Рис. 5. Охота и рыбная ловля (фрагмент) Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках. При всей своей реалистичности фигуры животных имеют плоскостной характер, и с этим связана их сильная «распластанность» и выразительность силуэтов. Птицы - летящие орлы или стоящие лебеди, утки, петухи - изображаются в профиль, как и фигуры четвероногих животных и их голо-
вы. Заслуживает внимания твердо установившаяся иконография льва и пантеры. У последней туловище изображается в профиль, а голова в фас; у льва же и туловище, и голова неизменно показаны в профиль. Но, пожалуй, самыми популярными животными в греческом искусстве были бык и змей. В виде быка изображали Зевса (рис. 6), похищающего Европу, Минотавра, Диониса (или в виде человека с бычьими рогами). На вазах часто встречаются изображения обыкновенных быков. Змей же считался воплощением ряда божеств либо демонических существ, служащим им, и почитался во многих греческих городах. Кроме того, греки считали, что у каждого божества есть излюбленное животное. Вероятно, выбор животного был обусловлен их повадками, имевшими что-то общее с чертами характера богов, какими их наделяли греки.
Рис. 6. Европа на быке
В последующие столетия многие мастера обращались к греческим анималистическим изображениям - иногда напрямую, иногда как к символам, без понимания которых трудно понять смысл и тем более подтекст живописного или скульптурного произведения.
Дальнейшая история анималистического жанра очень интересна и существенно различается в разных странах. Монотеистические религии, пришедшие на смену языческим, отказались от поклонения звероподобным богам. Однако это не означало, что животные исчезли из произведений искусства. В целом ряде работ эпохи Средневековья (когда в Европе были распространены аллегорические и фольклорные, сказочные образы птиц и зверей) и, особенно, Возрождения можно встретиться с животными-символами. Первоначально их изображения носили сказочно-гротескный характер, позже были достаточно реалистичны.
Основные и наиболее развитые формы участия животных в мифах предполагают ту ситуацию, когда они выступают как объект развитой мифологической системы на её высших уровнях (вплоть до пантеона). Или как персонажи последующих уровней, вплоть до низших (духи - по-
кровители разных природных угодий: лесов, полей, гор, водоемов и т. д. - и даже нечисть, враждебная людям). Также как органическая ипостась антропоморфных мифологических персонажей; как временная, случайная, однократная форма, принимаемая божеством; как помощник мифологического персонажа (постоянный или более или менее случайный) или его атрибут, символ; как некая деталь внешнего облика участ-ника мифа и ритуала (например, образы крылатого или рогатого солнца, шкура, рог, медвежья лапа и т. п. у шамана или жреца и т. п.). И, наконец, как объект ритуала - жертвенное животное.
Чудовищные же существа, совмещающие в себе черты нескольких животных или человека и животного, возникают в результате сложных (или неполных) метаморфоз (рис. 7).
Рис. 7. Изображение химеры
Птицы в различных мифопоэтических традициях выступают как непременный элемент религиозно-мифологической системы и ритуала, обладающий разнообразными функциями. Они могут быть божествами, демиургами, героями, превращёнными людьми, ездовыми животными богов, шаманов, героев, тотемными предками и т. п. (см. рис. 8). Птицы выступают как особые символы божественной сущности, верха, неба, духа неба, солнца, грома, ветра, облака, свободы, роста, жизни и т. п.
Типология птичьих образов охватывает не только реально существующие виды, но и фантастических птиц (Анзуда в Месопотамии, Гару-ды у индийцев, Симурга, Варагны у иранцев, летающего Танифы у маори, Руха у арабов, Стра-ха-Раха, Стратим-птицы, Ноготь-птицы, Ворона Вороновича, жар-птицы в русской традиции), или существ гибридной природы (сфинкс, химеры, сирены, горгоны, Пегас, грифоны, анчутка и т. п.), обладающих признаками птиц - крылья, перья, умение летать (см. рис. 9, 10, 11).
Самые ранние изображения птиц, имеющие сакральный характер, относятся к верхнему палеолиту (наскальная живопись и предметы т. н. «мо-
Рис. 8. Райская птица Алконост
Рис. 9. Изображение грифона
бильного» искусства). Для неолита характерны изображения (нередко в сочетании с солярными знаками) птичьих кортежей или симметричных «птичьих» композиций, повозок с птицами.
В мифах, сказках, народных песнях, сфере гаданий, примет, суеверий отмечено огромное количество примеров превращения в птиц богов, героев, людей. Вместе с тем птицы, боги, герои, шаманы и люди связаны друг с другом не только возможностью метаморфоз, но и как атрибуты, символы, священные животные, с одной стороны, и их обладатели, повелители, хозяева - с другой.
Что же касается изображения человека, то первобытные мастера, как отмечалось ранее, изображали его гораздо реже, чем животных. Так, в эпоху палеолита на рисунках изредка показаны не только животные, но и люди, замаскированные под животных для обрядового танца или охоты.
И только в эпоху мезолита наряду с изображением животных в искусстве этого времени все
Рис. 11. Сирены более значительную роль начинает играть изображение людей в сценах охоты или военных столкновений. В центре внимания фигуры людей в стремительном движении. Для них характерна условность, символичность изображения, свобода от всего второстепенного, что мешает передавать суть происходящего. В количественном отношении - это десятки, сотни, иногда даже тысячи фигур, созданных в обобщенно-геометрической трактовке.
Среди многих достижений египетского искусства главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем то было в искусстве предшествующего исторического периода. Египтяне впервые стали изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми. Египетские мастера изобрели приемы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Наконец, они утвердили интерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы, полные глубокой значительности.
Изображение человека основывалось на принципе распластывания фигуры на плоскости (рис. 12). Человеческая фигура изображается посредством сочетания различных точек зрения: голова изображается в профиль с глазом в фас; верхняя часть туловища (плечи и грудная клетка) в фас, но с грудью и руками в профиль; таз повернут на три четверти; ноги и ступни в профиль. Кроме того, обе ступни позволяют разглядеть на первом плане большой палец, и большой же палец всегда виден на обеих руках. Для установления пропорции нарисованных сцен древние египтяне чертили на стене сетку и уже по ней размещали фигуры с соответствующими их размерами. Исходным пунктом была стоящая человеческая фигура, которая обычно изображалась при соблюдении установленных размеров идеального образца. Единицей измерения служила какая-нибудь часть руки или ладони (как правило, речь идет о кулаке или локте), размеры которых выверялись по квадратам сетки.
зы юных дев, наделенных неземной красотой, подобных богиням, стройных, мускулистых атлетов, борцов, при всей своей идеальности жизненны и естественны (рис. 13). Изображая богов-покровителей и богинь в человеческом облике, греческие мастера приписывали им самые прекрасные и возвышенные черты, какие только могли себе представить.
Рис. 12. Изображение египетской богини Человек занимает центральное место в древнегреческом изобразительном искусстве. Обра-
Рис. 13. Афродита на лебеде
Греческие мастера изучали строение человеческого тела, соразмерность его пропорций, пластику движений, особенно во время знаменитых Олимпийских игр. Художники добивались реалистически правдивого изображения человека в греческой вазописи (чернофигурная и краснофи-гурная роспись) и скульптуре, которая обрела пластическую свободу и жизненную убедительность.
Особого внимания заслуживает искусство римского скульптурного портрета, отличающегося точной характеристикой и жизненным правдоподобием образов (рис. 14). Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. Итак, анализ художественных особенностей произведений древнего искусства показал, что искусство Древнего мира может стать объектом эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста при условии, если сделан отбор, систематизирован и интерпретирован для работы с детьми ил-
люстративный материал по древнему искусству. Мы предполагаем, что ознакомление с ними будет способствовать совершенствованию эстетического развития старших дошкольников, обогатит их работы новыми сюжетными замыслами, техниками выполнения.
Рис. 14. Римский танцор
Древнее искусство, на наш взгляд, может быть интересно и понятно детям, что непосредственно связано с особенностями восприятия ими окружающего мира, способами передачи увиденного. Так, например, детские рисунки своей простотой и схематичностью часто напоминают работы первобытных художников. А статичность передаваемых детьми образов человека и животных, отсутствие перспективы, линейность изображения напоминает работы древнеегипетских мастеров. Часто в детских работах можно наблюдать «приукрашивание» создаваемых образов, что было свойственно древним грекам в их стремлении к прекрасному, и т. п.
Основные приемы и техники изображения древних мастеров (силуэтное рисование и последующее раскрашивание изображения; выполнение рельефных изображений - барельеф и горельеф, процарапывание и др.) доступны дошкольникам и могут широко применяться в их творческой деятельности.
Анализ художественного наследия искусства Древнего мира позволил сделать вывод о необходимости его изучения и возможности ознакомления с ним детей дошкольного возраста.
УДК 911 (07)
О. И. Исайков
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»
В статье рассмотрены методические основы нравственного воспитания школьников при изучении курса «География России», представлена авторская методическая система, включающая теоретико-методологический и методический уровни.
The article describes the methodical basis of moral education of schoolchildren studying the course of Geography of Russia. The author's methodical system incorporates theoretical-methodological and methodical levels.
Ключевые слова: нравственное воспитание, методическая система, подходы и принципы нравственного воспитания, ситуации нравственного взаимодействия, нравственное отношение.
Keywords: moral education, methodical system, approaches and principles of moral education, situation of moral interaction, moral attitude.
«...Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.»
К. Д. Ушинский
Нравственное воспитание было актуально во все времена и все эпохи. Об актуальности нравственного воспитания упоминали ещё с античных времён древнегреческие мыслители Аристотель, Платон, Демокрит. Эти идеи поддерживались и в последующей истории Я. А. Коменским, К. Д. Ушинским, В. А. Сухомлинским.
В России нравственное воспитание всегда занимало центральное место в становлении и формировании личности. На Руси особое внимание уделялось семейному воспитанию, усваиванию разнообразных навыков и умений, моральных норм и требований. Но с течением времени и мирового прогресса всё более острыми становятся проблемы воспитания. Человек при этом превращается лишь в средство достижения этого прогресса и доминанту материальности. Образование в данном контексте становиться в своеобразным конвейером для подготовки специалистов, а духовное развитие личности при этом находится в упадке.
В современных условиях проблемы нравственного воспитания ещё более обострились.
© Исайков О. И., 2010