Научная статья на тему 'Риски в уголовно-правовой политике'

Риски в уголовно-правовой политике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / РИСКИ / ПРЕСТУПНОСТЬ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИКИ / CRIMINAL POLICY / RISKS / CRIME / CRIMINAL CODE / EFFECTIVENESS OF POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исоян Гор Дживанович

В статье рассматривается состояние современной уголовной политики, статистические показатели ее эффективности. Предлагаются возможные способы повышения эффективности уголовной политики. Проводится параллель между финансированием правоохранительной деятельности и положительными характеристиками ее деятельности. В соответствии со статистическими данными делается вывод о быстром росте и совершенствовании преступности. В связи с чем предлагаются способы борьбы с нею в современной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исоян Гор Дживанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS IN CRIMINAL POLICY

The article considers the condition of current policy, statistics of its effectiveness. It proposes possible ways to improve the effectiveness of criminal policy. Drawing a parallel between funding law enforcement and the positive performance of its activities. In accordance with statistical data concludes that the rapid growth and improvement of crime. In this connection suggests ways to combat it in the modern reality.

Текст научной работы на тему «Риски в уголовно-правовой политике»

УДК: 343.01

Исоян Гор Дживанович

магистр права

Южно-Российский институт управления-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

г. Ростов-на-Дону

РИСКИ В УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ

В статье рассматривается состояние современной уголовной политики, статистические показатели ее эффективности. Предлагаются возможные способы повышения эффективности уголовной политики. Проводится параллель между финансированием правоохранительной деятельности и положительными характеристиками ее деятельности. В соответствии со статистическими данными делается вывод о быстром росте и совершенствовании преступности. В связи с чем предлагаются способы борьбы с нею в современной реальности.

Ключевые слова: уголовная политика, риски, преступность, уголовный кодекс, эффективность политики.

Gor Isoyan

Master of law

The South-Russian institute of management of the Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,

Rostov-on-Don

RISKS IN CRIMINAL POLICY

The article considers the condition of current policy, statistics of its effectiveness. It proposes possible ways to improve the effectiveness of criminal policy. Drawing a parallel between funding law enforcement and the positive performance of its activities. In accordance with statistical data concludes that the rapid growth and improvement of crime. In this connection suggests ways to combat it in the modern reality.

Keywords: criminal policy, risks, crime, criminal code, effectiveness of policy.

Уголовная политика есть особый угол зрения на криминальную действительность, самая высокая смотровая площадка: здесь располагается государственно-правовая идеология; здесь внешне понятные и ожидаемые решения проверяются стратегическими пластами народной жизни; здесь искусно маскируется истинный интерес элиты; здесь в первую очередь находится поле риска и экспериментов; здесь нащупываются компромиссные решения и снимаются диалектические противоречия1.

Конечно, политика — это рисковая сфера деятельности. Здесь невозможно просчитать все возможные варианты развития событий, результаты тех или иных решений. Однако, учитывая то, что уголовно-правовые меры — это крайние меры воздействия на противоправное поведение, риски стоит максимально минимизировать.

Исследовать проблему необходимо начать с того, что в российском законодательстве не предусмотрена ответственность политической элиты за ошибочные решения при проведении уголовной политики (не учитывая ответственность правоприменителя).

Единственным фактором, который может остановить законодателя от необоснованных решений, является политический процесс со стороны общественных объединений, направленный на организацию протестного движения против принятых нововведений. А единственным способом защиты — обращение в Конституционный суд в связи с нарушением своих прав положениями тех или иных норм законодательства.

Например, включение в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельных составов мошенничества в различных сферах деятельности. Это решение, на ошибочность которого указывали практически все ученые-криминалисты. Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.12.2014 № 32-П статья 159.4 УК РФ (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности) была признана не соответствующими Конституции Российской

1 А.И. Бойко. Уголовная политика. Учебное пособие. Ростовский государственный экономический университет «РИНХ». Ростов-на-Дону. 2008. 189стр.

43

Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой положения этой статьи устанавливают за мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если оно совершено в особо крупном размере, несоразмерное его общественной опасности наказание в виде лишения свободы на срок, позволяющий в системе действующих уголовно-правовых норм отнести данное преступление к категории преступлений средней тяжести, в то время как за совершенное также в особо крупном размере такое же деяние, ответственность за которое без определения его специфики по субъекту и способу совершения применительно к тем или иным конкретным сферам предпринимательской деятельности предусмотрена общей нормой статьи 159 УК Российской Федерации, устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок, относящий его к категории тяжких преступлений, притом, что особо крупным размером похищенного применительно к наступлению уголовной ответственности по статье 159 УК Российской Федерации признается существенно меньший, нежели по его статье 159.42.

Конституционный суд предписал федеральному законодателю по истечению 6 месяцев со дня провозглашения вышеназванного Постановления внести в УК РФ изменения, устраняющие выявленные противоречия. Однако этого сделано не было, в связи с чем эта статья полностью утратила силу. Чтобы избежать таких ошибок, исключить ненужные риски в уголовной политике следует принять единый нормативный акт, концепцию уголовной политики. На данный момент лишь некоторые абстрактные положения стратегии национальной безопасности РФ затрагивают уголовную политику. Количественным показателем эффективности уголовной политики является уголовная статистика. На развитие государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» в 2016 году из

2 Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.2014 № 32-П \\ Российская Газета. № 293. 24.12 2014.

федерального бюджета выделено 815 934 757, 9 рублей. На нужды национальной безопасности и правоохранительной деятельности — 1 314 196 114, 8 рублей3.

Для сравнения, в 2015 году на развитие той же программы пошло 827 554 720, 2 рубля. На национальную безопасность и правоохранительную деятельность — 1 345 984 094,0 рублей4 . В 2014 году на национальную безопасность и правоохранительную деятельность выделено 1 458 751 923,1 рубль. На программу «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» — 904 115 531, 9 рублей5.

Проведем сопоставительный анализ деятельности правоохранительных органов за вышеназванные периоды. В 2014 году зарегистрировано 2 190 578 преступлений, из них раскрыто 1 185 028 (46 процентов). В 2015 году зарегистрировано 2 388 476 преступлений, из них раскрыто 1 254 706 преступлений (47 процентов)6 . Соответственно, наблюдается рост числа зарегистрированных преступлений в год более чем на 8 процентов. Также виден и рост раскрываемости преступлений (хоть и небольшой). Однако так же возросла и доля нераскрытых преступлений.

Понятно, что все совершаемые преступления раскрыть невозможно, но правоохранительная система должна стремиться к достижению «сверхцели» — полного и качественного раскрытия всех преступлений. Добиваться этого можно и нужно позитивными средствами, например, совершенствуя организационную структуру, оптимизируя критерии оценок профессиональной деятельности. Однако давно известны и менее затратные негативные (социально

3 Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-Ф3 «О федеральном бюджете на 2016 год» // Российская газета, № 285, 17.12.2015.

4 Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-Ф3 (ред. от 28.11.2015) «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Российская газета, № 278, 05.12.2014.

5 Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-Ф3 (ред. от 26.12.2014) «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» // Российская газета, № 276, 06.12.2013.

6 Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации https://mvd.m/Deljatel№ost/statistics

неодобряемые) средства, среди которых выделяется и укрытие преступлений от

7

учета7.

Судя по официальной статистике, наши правоохранительные органы стали работать эффективнее. Даже при уменьшении финансирования их деятельности.

Но как же такая цель как предупреждение преступлений? Ведь уголовная политика должна быть направлена на сокращение числа совершенных преступлений. Вместе с тем каждый год мы видим увеличение числа зарегистрированных преступлений, что может говорить либо об отмирании такой функции как предупреждение преступлений либо об умышленном укрытии преступлений в прошлых годах.

Ущерб от совершенных преступлений в январе 2016 года составил 30,68 млрд. рублей, что на 74,9 процентов больше аналогичного показателя прошлого года8. Это говорит о том, что преступность не стоит на месте, она развивается, ищет новые способы обогатиться и в ногу с нею должны развиваться уголовная политика и правоохранительная деятельность.

Одним из главных приоритетов должно стать устранение причин способствовавших совершению преступления. Так, согласно ч. 2 ст. 158 УПК РФ, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона.

Представляется необходимым законодательное закрепление не права, а обязанности внесения вышеназванного представления. По мнению автора, если нет причин и условий, способствовавших совершению преступления — нет вновь совершенных преступлений. Если принятие новой нормы в дальнейшем

7 М.П. Клеймёнов, И.М. Клеймёнов. Нераскрытая преступность. Издательство «НОРМА». Москва. 2015. 206 стр.

8 Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации https://mvd.m/Deljatel№ost/statistics

привело к признанию ее Конституционным судом не соответствующей Конституции, то, как минимум, лицо, которое выступило с законодательной инициативой должно нести ответственность, должно быть освобождено от должности. То есть, чем больше полномочий, тем большей должна быть ответственность.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (в ред. Федерального закона от 06.07.2016 № 375-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.07.2016 № 375-ФЗ) // Российская газета, № 249, 22.12.2001.

4. Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Российская газета», № 278, 05.12.2014.

5. Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ (ред. от 26.12.2014) «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» // Российская газета, № 276, 06.12.2013.

6. Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» // Российская газета, № 285, 17.12.2015.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.2014 № 32-П \\ Российская Газета. № 293. 24.12 2014.

8. Бойко А.И. Уголовная политика. Учебное пособие. Ростовский государственный экономический университет «РИНХ». Ростов-на-Дону. 2008. С 189.

9. Клеймёнов М.П., Клеймёнов И.М. Нераскрытая преступность. Издательство «НОРМА». Москва. 2015. 206 стр.

10. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации https: //mvd.ru/Delj atelost/ statistics

References

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrja 1993 goda) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami Rossijskoj Federacii o popravkah k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 30.12.2008 №2 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 04.08.2014, № 31, st. 4398. (in Russian)

2. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13 ijunja 1996 goda № 63-FZ (prinjat GD FS RF 24.05.1996) (v red. Federal'nogo zakona ot 06.07.2016 № 375-FZ) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 17.06.1996, № 25, st. 2954. (in Russian)

3. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18 dekabrja 2001 goda № 174-FZ (v red. Federal'nogo zakona ot 06.07.2016 № 375-FZ) // Rossijskaja gazeta, № 249, 22.12.2001. (in Russian)

4. Federal'nyj zakon ot 01.12.2014 № 384-FZ (red. ot 28.11.2015) «O federal'nom bjudzhete na 2015 god i na planovyj period 2016 i 2017 godov» // Rossijskaja gazeta», № 278, 05.12.2014. (in Russian)

5. Federal'nyj zakon ot 02.12.2013 № 349-FZ (red. ot 26.12.2014) «O federal'nom bjudzhete na 2014 god i na planovyj period 2015 i 2016 godov» // Rossijskaja gazeta, № 276, 06.12.2013. (in Russian)

6. Federal'nyj zakon ot 14.12.2015 №2 359-FZ «O federal'nom bjudzhete na 2016 god» // Rossijskaja gazeta, № 285, 17.12.2015. (in Russian)

7. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 11.12.2014 №2 32-P \\ Rossijskaja Gazeta. № 293. 24.12 2014. (in Russian)

8. Bojko A.I. Ugolovnaja politika. Uchebnoe posobie. Rostovskij gosudarstvennyj jekonomicheskij universitet «RINH». Rostov-na-Donu. 2008. S 189.

9. Klejmjonov M.P., Klejmjonov I.M. Neraskrytaja prestupnost'. Izdatel'stvo «NORMA». Moskva. 2015. 206 str. (in Russian)

10. Oficial'nyj sajt Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii https://mvd.ru/Deljatelost/statistics (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.