Научная статья на тему 'Риски профессионального здоровья учителя и руководителя общеобразовательной организации'

Риски профессионального здоровья учителя и руководителя общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
972
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ И РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ РИСКИ / ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ РИСКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-СРЕДОВЫЕ РИСКИ / PROFESSIONAL HEALTH OF THE TEACHER AND HEAD OF SCHOOL / INDIVIDUAL AND PERSONAL RISK / PERSONAL AND SOCIAL RISKS / PROFESSIONAL AND PERSONAL RISKS / ORGANIZATIONAL AND ENVIRONMENTAL RISKS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цибульникова Виктория Евгеньевна

Статья посвящена проблеме выявления рисков здоровья в профессиональной деятельности учителя и руководителя общеобразовательной организации. Цель работы во-первых, определить высокие риски профессионального здоровья педагогов и руководителей школ; во-вторых, установить взаимосвязь высоких рисков профессионального здоровья педагогов, руководителей образования и стажа работы; в-третьих, установить взаимосвязь индивидуально-личностных, личностно-социально-бытовых, профессионально-личностных и организационно-средовых рисков профессионального здоровья учителей и руководителей школ и их возраста. В статье предложена классификация рисков здоровья учителя и руководителя школы, раскрыта сущность индивидуально-личностных, личностно-социально-бытовых, профессионально-личностных и организационно-средовых рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цибульникова Виктория Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL HEALTH RISKS OF THE TEACHERS AND HEADS OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The article is devoted to a problem of identification of health risks in professional activity of the teacher and head of school. The aim is, first of all, to determine the high professional health risks of teachers and heads of schools. Secondly, the aim is to set the interrelation between the health risks of teachers and heads of schools and the professional experience. Thirdly, the interrelation between the professional health risks and age of teachers and heads of schools is established. The classification of health risks of the teacher and head of school is offered. The author also reveals the essence of individual and personal, personal and social, professional and social as well as organizational and environmental risks.

Текст научной работы на тему «Риски профессионального здоровья учителя и руководителя общеобразовательной организации»

УДК 37.088

РИСКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ

И РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В.Е. Цибульникова

Аннотация. Статья посвящена проблеме выявления рисков здоровья в профессиональной деятельности учителя и руководителя общеобразовательной организации. Цель работы - во-первых, определить высокие риски профессионального здоровья педагогов и руководителей школ; во-вторых, установить взаимосвязь высоких рисков профессионального здоровья педагогов, руководителей образования и стажа работы; в-третьих, установить взаимосвязь индивидуально-личностных, личностно-социально-бытовых, профессионально-личностных и организационно-средовых рисков профессионального здоровья учителей и руководителей школ и их возраста. В статье предложена классификация рисков здоровья учителя и руководителя школы, раскрыта сущность индивидуально-личностных, личностно-социально-бытовых, профессионально-личностных и организационно-средовых рисков.

Ключевые слова: профессиональное здоровье учителя и руководителя школы, индивидуально-личностные риски, личностно-социально-бытовые риски, профессионально-личностные и организационно-средовые риски.

THE PROFESSIONAL HEALTH RISKS OF THE TEACHERS

AND HEADS OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

V. Tsibulnikova

Abstract. The article is devoted to a problem of identification of health risks in professional activity of the teacher and head of school. The aim is, first of all, to determine the high professional health risks of teachers and heads of schools. Secondly, the aim is to set the interrelation between the health risks of teachers and heads of schools and the professional experience. Thirdly, the interrelation between the professional health risks and age of teachers and heads of schools is established. The classification of health risks of the teacher and head of school is offered. The author also reveals the essence of individual and personal, personal and social, professional and social as well as organizational and environmental risks.

Keywords: professional health of the teacher and head of school, individual and personal risk, personal and social risks, professional and personal risks, organizational and environmental risks.

Профессионально-педагогическая деятельность учителя и управленческий труд руководителя общеобразовательной

организации характеризуются интенсивностью и напряженностью, чрезмерной перегрузкой, эмоциональным напряжением,

интенсификацией и новизной выполняемой работы, наличием профессиональных стрессов и конфликтных ситуаций, высоким объемом работы при дефиците рабочего времени. Безусловно, особенности педагогического и управленческого труда детерминируют риски профессионального здоровья.

Профессиональное здоровье членов педагогического коллектива

общеобразовательной организации мы определяем как систему основных психофизиологических и психосоциальных функций, личностных качеств, ценностных установок и профессионально-деятельностных проявлений, сформированность которых является условием и предпосылкой сбалансированного функционирования,

укрепления и развития здоровья. В контексте

профессиональной деятельности работников образования здоровье рассматривается нами в триаде трех ключевых компонентов:

психического, физического и социального [5; 6].

Работа учителя и руководителя общеобразовательной организации

характеризуется умственным трудом. Умственная деятельность сопровождается повышением кровяного давления, учащением дыхания, увеличением кровенаполнения сосудов головного мозга, но вместе с тем уменьшением кровенаполнения сосудов брюшной полости [4]. Работа как школьного учителя, так и руководителя

общеобразовательной организации

представляет собой комплекс сложных психофизиологических процессов, в который вовлекается центральная нервная система, она координирует функциональные изменения, развивающиеся в организме при выполнении умственного труда, что является риском психического и физического здоровья.

Особенности профессиональной

деятельности учителя и руководителя школы оказывают влияние и на их социальное здоровье. Осваивая профессиональную деятельность, личность специалиста подвергается изменениями в структуре, в том числе нарушающими ее целостность. Зеер Э.Ф. такие нарушения называет

профессиональными деструкциями -изменениями структуры личности, которые негативным образом сказываются, в том числе в профессиональной сфере на взаимодействии личности с другими работниками [2]. Одним из проявлений профессиональных деструкций является социальное лицемерие и неискренность личности, обусловленные необходимостью ежеминутного проявления нравственных качеств и моральных принципов в профессиональной деятельности [1].

Безусловно, нарушение профессионального развития является риском здоровья специалиста и сказывается на его трудоспособности, что проявляется в сниженной производительности трудовой деятельности, продуктивности труда, вплоть до утраты умений и навыков [3].

Прежде чем ставить вопрос о рисках здоровья учителя в педагогической деятельности и руководителя школы в управленческой деятельности, необходимо обратить внимание на риски здоровья, которые сопровождали личность еще до его профессиональной деятельности.

В первую очередь, это индивидуально-личностные риски, к которым относятся: генотип личности, генетически «слабое» здоровье, особенности биологического возраста, сформированная попустительская внутренняя позиция личности в отношении здоровья, низкая культура здоровья,

неудовлетворенность собой, низкая жизненная мотивация, «костная» социальная адаптация, склонность к внутренним переживаниям, интенсивная интериоризация окружающей среды, внутренние страхи, эмоциональное реагирование на возбудитель, пассивные стратегии выхода из сложных ситуаций, низкая фрустрационная толерантность, повышенная личностная тревожность, заниженная самооценка, склонность к неустойчивому настроению, склонность к ригидности и др.

Во вторую очередь, это личностно-социально-бытовые риски, связанные с жизнедеятельностью специалиста вне работы: «слабое» здоровье родных и близких, внутренняя позиция родных и близких в

отношении здоровья, неудовлетворенность качеством жизни, неблагоприятные социально-бытовые условия, дестабилизирующая обстановка и неблагоприятный социально-психологический климат дома, неуспех в адаптации к социально-бытовой роли, отсутствие интересов вне работы, интенсивное восприятие и переживание обстоятельств социально-бытовой сферы, психологическая несовместимость с близкими людьми, авторитарное воздействие родных и близких на личности, невозможность влиять на важные решения в семье, страх в социально-бытовой сфере, критика со стороны родных и близких, конфликты с родными и близкими, неуспех в личной жизни, недостаток социально-психологической поддержки со стороны близких, склонность к трудоголизму и фанатичности в социально-бытовой сфере, несоблюдение режима отдыха, недосыпание, перенос профессиональной деятельности домой.

Риски в профессиональной деятельности -это, прежде всего, профессионально-личностные и организационно-средовые риски, связанные непосредственно с

профессиональной деятельностью членов педагогического коллектива

общеобразовательной организации. К профессионально-личностным и

организационно-средовым рискам

профессионального здоровья учителя и руководителя школы мы относим: игнорирующую внутреннюю позицию участников образовательного процесса и вышестоящего руководства в отношении здоровья, неудовлетворенность учителя и руководителя школы своей профессиональной деятельностью, низкую профессиональную мотивацию, неблагоприятные условия труда, дестабилизирующую обстановку на работе, неблагоприятный социально-психологический климат в школе, неуспех в адаптации к профессиональной деятельности, интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной сферы деятельности, сложный контингент участников

образовательного процесса, двусмысленные требования к работе со стороны руководства, невозможность влиять на важные управленческие решения, критика руководства в отношении профессиональной деятельности, авторитарный стиль руководства

вышестоящих руководителей, конфликты в профессиональной деятельности, неуспех в профессиональной деятельности, недостаток социально-психологической поддержки со

стороны коллег и начальства, страх в профессиональной деятельности, повышенная тревожность на работе, необходимость быть эмпатичным, чрезмерные умственные и физические нагрузки, утомляемость вследствие трудовой перегрузки, повышенный износ трудовой силы, дефицит рабочего времени, склонность к трудоголизму и фанатичности в профессиональной

деятельности, высокая степень

ответственности в работе за конечные результаты, несоблюдение режима труда и отдыха, низкая культура здоровья участников образовательного процесса и вышестоящего руководства, внутришкольное управление без учета здоровьесбережения и др.

Для определения рейтинговой оценки рисков для профессионального здоровья учителей и руководителей школ нами была разработана методика «Рейтинг

профессиональных рисков для здоровья учителя и руководителя школы». В ходе проведения исследования мы ставили перед собой следующие задачи: во-первых, определить высокие риски профессионального здоровья педагогов и руководителей школ; во-вторых, установить взаимосвязь высоких рисков профессионального здоровья педагогов, руководителей образования и стажа работы; в-третьих, установить взаимосвязь индивидуально-личностных, личностно-

социально-бытовых, профессионально-

личностных и организационно-средовых рисков профессионального здоровья учителей и руководителей школ и их возраста.

Выборка исследования составила 1140 работников системы общего образования, женщин, имеющих высшее образование (г. Курск, г. Москва и Московская область, г. Петрозаводск, Республика Крым, г. Самара). Нами были выделены 300 женщин -руководителей общеобразовательных

организаций (директора школ, заместители директоров школ по учебно-воспитательной и по воспитательной работе) и 840 женщин-педагогов.

При выборке нашего исследования мы исходили из предположения о том, что, во-первых, существует взаимосвязь стажа работы, возраста и рисков профессионального здоровья педагогов и руководителей образования; во-вторых, чем выше мера ответственности в профессиональной деятельности, тем выше риски профессионального здоровья учителя и руководителя общеобразовательной

организации.

В группу руководителей

общеобразовательных организаций вошли 2 подгруппы:

— 150 работников, дифференцированных по стажу работы в сфере образования, в связи с чем были выделены 2 подгруппы: 1 -руководители со стажем работы 4 — 10 лет (75 человек); 2 - руководители со стажем работы от 11 -ти лет и выше (75 человек);

— 150 работников, дифференцированных по возрасту, в связи с чем были выделены две 2 возрастные подгруппы: 1 - руководители в возрасте 30 — 44 года (75 человек); 2 -руководители в возрасте от 45 — 60 лет (75 человек).

В группу учителей вошли 2 подгруппы:

— 420 работников, дифференцированных по стажу работы в сфере образования, в связи с чем были выделены 3 подгруппы: 1 - молодые специалисты со стажем работы 1 — 3 года (140 человек); 2 - учителя со стажем работы 4 — 10 лет (140 человек); 3 - учителя со стажем работы от 11-ти лет и выше (140 человек);

— 420 работников, дифференцированных по возрасту, в связи с чем были выделены 3 возрастные подгруппы: 1 - молодые специалисты в возрасте 23 — 29 лет (140 человек); 2 - учителя в возрасте 30 — 44 года (140 человек); 3 - учителя в возрасте от 45 — 60 лет (140 человек).

В рамках данной методики респондентам предлагалось указать стаж работы в системе образования и возраст. Респондентам необходимо было расставить по рейтинговой системе места 75 рисков профессионального здоровья по приоритетности и высоте каждого риска для своего здоровья в соответствии с тремя категориями рисков: индивидуально-личностными (25 рисков); личностно-социально-бытовыми (25 рисков);

профессионально-личностными и

организационно-средовыми (25 рисков).

В ходе рейтинговой оценки рисков профессионального здоровья работников общеобразовательных организаций (каждый из респондентов расставил каждый из 75 рисков по 75 местам) было установлено, что все из перечисленных нами рисков имеют место в жизни и в профессиональной деятельности респондентов, однако для здоровья каждого из них риски специфичны в зависимости от индивидуально-личностных особенностей, личностно-социально-бытовых аспектов и организационно-средовых факторов.

По частоте упоминания каждого из 75 рисков был сделан рейтинг 9-ти рисков по трем категориям: индивидуально-личностные

риски, личностно-социально-бытовые риски, профессионально-личностные и

организационно-средовые риски здоровья работников общего образования.

Самыми высокими рисками для своего здоровья респонденты определили следующе риски (I место - самый высокий риск): I место - несоблюдение режима отдыха, недосыпание, перенос профессиональной деятельности домой; II место - критика со стороны родных и близких, интенсивное восприятие и переживание обстоятельств социально-бытовой сферы; III место - недостаток социально-психологической поддержки со стороны близких, неудовлетворенность качеством жизни; IV место - высокая ответственность, необходимость быть эмпатичным, чрезмерная трудовая нагрузка,

Таблица 1. - Рейтинг высоких рисков здоровья р

утомляемость вследствие трудовой

перегрузки, повышенный износ трудовой силы, высокий объем работы при дефиците рабочего времени; V место - сложный контингент участников образовательного процесса, трудоголизм; VI место -неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью, неблагоприятный социально-психологический климат в школе, недостаток социально-психологической поддержки со стороны коллег и начальства; VII место -склонность к внутренним переживаниям, интенсивная интериоризация окружающей среды; VIII. место - генетически «слабое» здоровье, низкая культура здоровья; IX. место -особенности возраста, повышенная личностная тревожность, см. табл. 1.

Место риска в рейтинге Вид риска Риски здоровья

I личностно- социально-бытовые риски несоблюдение режима отдыха, недосыпание, перенос профессиональной деятельности домой

II критика со стороны родных и близких, интенсивное восприятие и переживание обстоятельств социально-бытовой сферы

III недостаток социально-психологической поддержки со стороны близких, неудовлетворенность качеством жизни

IV профессионально-личностные и организационно-средовые риски высокая ответственность, необходимость быть эмпатичным, чрезмерная трудовая нагрузка, утомляемость вследствие трудовой перегрузки, повышенный износ трудовой силы, высокий объем работы при дефиците рабочего времени

V сложный контингент участников образовательного процесса, трудоголизм

VI неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью, неблагоприятный социально-психологический климат в школе, недостаток социально-психологической поддержки со стороны коллег и начальства

VII индивидуально-личностные риски склонность к внутренним переживаниям, интенсивная интериоризация окружающей среды

VIII генетически «слабое» здоровье, низкая культура здоровья

IX особенности возраста, повышенная личностная тревожность

Таким образом, в ходе определения рейтинга трех категорий рисков было установлено следующее: на I место по высоте риска для своего здоровья учителя и руководители школ ставят личностно-социально-бытовые риски (38,7%); на II место - профессионально-личностные и организационно-средовые риски (32,9%); на III место - индивидуально-личностные риски (28,4%).

В ходе определения рейтинга трех категорий рисков с учетом стажа работы учителей и руководителей общеобразовательных

организаций было установлено, что для молодых учителей высокими рисками здоровья являются профессионально-личностные и

организационно-средовые риски. Для учителей и руководителей общеобразовательных

организаций со стажем работы 4 — 10 лет актуализируется проблема профессионально-личностных, организационно-средовых и личностно-социально-бытовые рисков. Для учителей и руководителей общеобразовательных организаций со стажем работы свыше 11 лет

ключевыми становятся личностно-социально-бытовые и индивидуально-личностные риски.

В ходе определения рейтинга трех категорий рисков профессионального здоровья, с учетом возраста учителей и руководителей общеобразовательных организаций, было установлено следующее:

- на I место по высоте риска для своего здоровья учителя с возрастом 23 - 29 лет ставят личностно-социально-бытовые риски, на II место - профессионально-личностные и организационно-средовые риски, на III место -индивидуально-личностные риски;

- на I место по высоте риска для своего здоровья учителя и руководители общеобразовательных организаций с возрастом 30 - 44 года ставят профессионально-личностные и организационно-средовые риски; на II место - личностно-социально-бытовые риски; на III место - индивидуально-личностные риски;

- на I место по высоте риска для своего здоровья учителя и руководители общеобразовательных организаций с возрастом 45 - 60 лет ставят личностно-социально-бытовые риски; на II место - индивидуально-личностные риски; на III место -профессионально-личностные и

организационно-средовые риски.

Таким образом, в ходе исследования были определены высокие риски профессионального здоровья педагогов и руководителей школ, установлены взаимосвязи: во-первых, высоких рисков профессионального здоровья педагогов, руководителей образования и стажа их профессиональной деятельности; во-вторых, индивидуально-личностных, личностно-

социально-бытовых, профессионально-

личностных и организационно-средовых рисков профессионального здоровья учителей и руководителей школ и их возраста.

Литература:

1. Зеер Э.Ф. Социальное лицемерие как профессионально обусловленная деформация учителя / Э.Ф. Зеер, Н.А. Корнеева // Образование и наука. - 2006. - № 4. - С. 81-90.

2. Зеер Э.Ф. Социально-профессиональные деформации личности руководителя образовательного учреждения и технологии их профилактики / Э.Ф. Зеер, В.Ф. Сыманюк // Известия Российской академии образования. -2014. - № 2. - С. 81-90.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

4. Марютина Т.М. Введение в психофизиологию / Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001.

5. Цибульникова В.Е. Профессиональное здоровье директора школы: психологические риски и их последствия: монография / В.Е. Цибульникова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 312 с.

6. Цибульникова В.Е. Ценностно-смысловое отношение руководителей школы к профессиональному здоровью педагогического коллектива / В.Е. Цибульникова // В мире научных открытий. - 2015. - № 7.4(67). - С. 1655-1677.

Сведения об авторе:

Цибульникова Виктория Евгеньевна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, магистр психологии, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. академика РАО В.А. Сластёнина факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Data about the author:

V. Tsibulnikova (Moscow, Russia), candidate of pedagogic sciences, master of psychology, associate professor at the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education named after academician RAE V. Slastenin, Faculty of Pedagogy and Psychology of Moscow Pedagogical State University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.