лее качественной (а стало быть, и предподчительной) сервисной услугой является та, которая позволяет удов -летворять его потребности (запросы) с относительно меньшими расходованием ресурсов (на сопоставимую условную единицу - скажем, на гарантированный пробег автомобиля после сервисного обслуживания).
Таким образом, качество сервисного обслуживания -это общественная оценка, характеризующая степень сохранения и поддержания потребительских свойств товара в течение срока его эксплуатации (потребления).
В условиях рыночных отношений необходимо обеспечить потребительно-стоимостной подход к качеству сервисного обслуживания, целью которого являются:
- создание условий для снижения издержек на сервисные услуги (в расчете на единицу полученного полезного эффекта);
- повышение уровня (степени) удовлетворения потребностей (личных и производственных) за счет повышения качества сервисных услуг.
УДК 658
БЁЙЁЁ ТВААТВЁВОЁЁ А АЁТААЁОГ Т1 йО ГЁА
0.0. ВаоаТа,
апУёдаГо ёаоаади оа-/Т&ёГГТаТ ааёа, ЫАЫУО
ААЙОГЁЁ. 2008. № 5(24)
При вхождении в глобальный рынок предприятие сталкивается с различными видами рисков, которые аналогичны рискам на внутреннем рынке. Однако во внешнеторговых отношениях риски более распространены и менее предсказуемы. При неравномерности развития процессов глобализации в современном мировом хозяйстве и неустойчивости национальных финансовых систем, постоянном увеличении объема внешнеторговых операций, их усложнении и географическом расширении, стремительном росте числа участников, в том числе новичков, склонных к злоупотреблениям, опасность убытка или неудачи в коммерческой деятельности усиливается.
Для внешней торговли характерно многообразие рисков - как следствие большого числа факторов, от которых зависит конечный результат коммерческой операции [4]. Источники внешнеторговых рисков могут иметь как объективный характер (неблагоприятные тенденции развития мирового хозяйства, ряда его регионов, отдельных стран и товарных рынков), так и субъективный (просчеты в политике правительств и предпринимателей, неопытность или недобросовестность контрагентов, действия конкурентов).
Риски вызывают макро- и микроэкономические процессы стихийно развивающегося рыночного хозяйства, злоупотребления контрагентов, неустойчивость международной валютно-финансовой системы, торговополитические мероприятия правительств, ограниченность ресурсов у поставщиков , изменение предпочтений потребителей и действия конкурентов, уровень квалификации и добросовестность деловых партнеров, растущие требования безопасности и экологичности товаров, не говоря уже о традиционных чисто случайных и неожиданных форс-мажорных обстоятельствах, включая сбои в компьютерах [1].
Поэтому минимизация рисков, т.е. снижение отрицательного эффекта от непредвиденных обстоятельств, требует прежде всего уяснения причин их возникновения, чтобы выявить пути защиты экономических интересов, в частности посредством предотвращения или диверсификации рисков, а также устранения, сокращения или компенсации потерь. Можно также пытаться предвидеть и учесть риски при опасных ситуациях путем изучения закономерностей экономического развития, проявляющихся в виде тенденций, для оптимизации тактики поведения в отношениях с контрагентом. Наконец, в связи с присоединении России к ВТО полезен анализ ряда ее документов, позволяющих минимизировать риски, обусловленные торгово-политическими мероприятиями правительств стран-членов [5].
Как уже говорилось выше, на возникновение рисков ВТД влияет значительно большее количество факторов, чем при осуществлении хозяйственной деятельности на внутреннем рынке. Причем те риски, которые существуют на внутреннем рынке (транспортный, неплатежа, непоставки и др.), при выходе предприятия на внешний рынок не только сохраняются, но и усиливаются многократно. К ним добавляются новые виды рисков, специфичные
именно для внешнеторговой деятельности - валютный риск, таможенный риск и др.
Конъюнктура мировых товарных рынков, отличающаяся динамичными, непрерывными, зачастую резкими и непредсказуемыми колебаниями, обусловленными действием множества различных факторов, оказывает значительное влияние на внешнеторговую деятельность, причем в первую очередь на экспортеров сырьевых товаров низкой степени переработки. Производители высокотехнологичных товаров, на наш взгляд, более защищены от риска колебаний мировой экономической конъюнктуры, что делает более стабильным положение как самих производителей, так и всего государства, основу экспорта которого составляет продукция, прошедшая не менее 1 - 2 переделов.
Сегодняшняя товарная структура отечественной внешней торговли создает значительную рисковую ситуацию как в общегосударственном масштабе, так и в масштабе отдельного предприятия. Очевидным является факт того, что основу отечественного экспорта составляют предприятия-поставщики топливно-сырьевых товаров, цены на которые зависят от колебаний экономической конъюн -ктуры. Данная рисковая ситуация практически не поддается воздействию со стороны предприятия. В общегосударственном отношении она также приобрела значительные масштабы, поскольку основу формирования доходной части Федерального бюджета составляют таможенные поступления, взимаемые с экспорта нефти и нефтепродуктов (около 40 - 50%).
Значительное влияние на деятельность предприятия на внешнем рынке оказывает государственное регулирование. Несмотря на всеобщее признание доминирующего положения процессов либерализации в международной торговле большинство стран используют рычаги тарифного и нетарифного законодательного регулирования, причем весьма активно. Если использование тарифных барьеров во всем мире снижается, то увеличение количества и сложности различных нетарифных барьеров и бюрократических процедур становится общемировой тенденцией.
Серьезным моментом в возникновении внешнеторговых рисков может стать изменение политической обстановки. В настоящее время практически во всех частях планеты, за исключением Западной Европы и Северной Америки, вовсе не являются редкостью локальные войны, революционные движения, государственные перевороты, волнения на социальной, этнической и религиозной основе, что может сделать невозможным экспорт в какую-либо страну продукции потенциального импортера (импортеров) или, в лучшем случае, существенно ограничить его.
Вмешательство государства во внешнюю торговлю, обусловленное общенациональными, политическими, экономическими и социальными соображениями, а также интересами отдельных групп отечественных предпринимателей и потребителей, предусматривает принятие мер по ограничению импорта (реже - экспорта) и тем самым создает дополнительные риски для зарубежных торговых партнеров. Эти риски значительно возрастают при непредсказуемых, дискриминационных и запретительных протекционистских мерах, особенно принимаемых правительствами в нарушение общепринятых международных правил и обязательств.
Сегодня наиболее часто порождающей риски сферой современной торговой политики стало массовое применение антидемпинговых мер (включает проведение расследований в отношении демпинга и последую -щее установление высоких импортных пошлин, взимаемых дополнительно к таможенным пошлинам). Иначе говоря, борьба с недобросовестной коммерческой практикой стала осуществляться недобросовестными методами [2].
Риски применения антидемпинговых мер в числе самых высоких, поскольку дополнительное обложение товара антидемпингвой пошлиной, снижая его конкурентоспособность, во многих случаях фактически закрывает дли экспортера рынок сбыта в данной стране.
В связи с ужесточением требований во многих странах к безопасности и качеству товаров увеличиваются риски несоответствия этим требованиям, что может стать непреодолимым препятствием для допуска иностранных товаров на внутренний рынок независимо от достигнутых в контракте договоренностей между партнерами. Конкретно речь идет о 4-х группах требований к товару и его оформлению при поставке за границу объединяемых понятием «технические требования»: стандартах и других технических нормах, процедурах испытания и сертификации, санитарных и ветеринарных правилах, требованиях к упаковке, маркировке и этикетированию.
Одним из характерных примеров превращения рисков в связи с распространением технических требований в реальный ущерб для российских экспортеров может служить ужесточение экологических норм в ЕС с 1990-х гг. Так, установление в середине прошлого десятилетия повышенных максимально допустимых уровней содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобилей закрыло доступ легковым автомобилям России на рынок стран Западной Европы и воспрепятствовало транзитным перевозкам грузов по территории этих стран на отечественных автомобилях [2].
Влияние такого фактора, как конкуренты, является неоспоримым, и, как отмечают некоторые зарубежные исследователи, в современных условиях именно конкуренты, а не потребители определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и за какую цену [3]. А в условиях либерализации международной торговли и глобальной конкуренции значение данного фактора приобретает огромный масштаб. Предприятие не может отграничить себя от международной конкуренции даже рамками национального рынка. Например, российские предприятия, даже несмотря на достаточное сильное государственное тарифное регулирование импорта, испытывают на себе значительное конкурентное воздействие зарубежных производителей. И можно полагать, что при вступлении в ВТО оно усилится многократно.
Географические расстояния при осуществлении внешнеторговой деятельности являются источником возникновения значительного числа рисков. Возрастает транспортный риск, поскольку транспортировка внешнеторгового груза осуществляется на значительные расстояния и, как правило, несколькими различными видами транспорта, включая перегрузки. Также значительно вырастают по сравнению с мировой практикой сроки поставок продукции, и даже эти длительные сроки часто оказывается невозможно выполнить,
поскольку в более длительной транспортной цепочке выше риски возникновения различных непредвиденных обстоятельств.
Рыночные риски, связанные с движением цен на мировых товарных рынках, оказывают существенное влияние на финансовые показатели предприятий, оперирующих в международном бизнесе. Цена товара является одним из наиболее важных реквизитов договора поставки, и она в этом случае фиксируется настолько точно, насколько это возможно. Однако за продолжительный период с момента назначения цены до ее платежа могут наступить значительные изменения в уровне рыночных цен, что может нанести ущерб импортеру или экспортеру
При осуществлении внешнеторговой операции существует определенный риск задержки таможенного оформления внешнеторгового груза, например при отправке образцов груза на экспертизу; существует также риск корректировки таможенной стоимости, заявленной декларантом, и увеличения таможенных пошлин; риск необходимости предоставления дополнительных разрешительных документов (лицензий, сертификатов и т.д.) и др.
После осуществления внешнеторговой операции, даже если таможенное оформление прошло удачно, существует риск того, что участник ВЭД попадает под действие определенного профиля риска в рамках таможенной системы управления рисками и постконтроля, в этом случае к нему могут быть применены определенные меры и, например, доначислены таможенные платежи по уже осуществленной внешнеторговой операции.
Таким образом, в условиях глобализации происходят резкие изменения социально-экономических, политических условий, расширение географии мирохозяйственных связей и их усложнение. Качественный харак-
тер и темпы самих изменений вызвали серьезные проблемы в управлении организациями и потребовали пересмотра организационных принципов управления ими в быстро меняющихся условиях.
В этих условиях предприятиям рекомендуется оценивать внешнюю среду по трем параметрам:
- оценка изменений, которые воздействуют на разные аспекты текущей деятельности;
- определение факторов, представляющих угрозу для текущей деятельности. Контроль деятельности конкурентов в значительной степени позволяет предприятию быть готовым к потенциальным угрозам;
- определение факторов, предоставляющих возможности для достижения корпоративных целей путем корректирования плана.
Таким образом, очевидно, что учет и анализ возможных рисков также является неотъемлемой и крайне важной составляющей управления внешнеторговой деятельностью предприятия в условиях выхода на внешний рынок. Более того, по нашему мнению, без создания эффективной системы управления рисками невозможна и реализация эффективной внешнеторговой стратегии предприятия.
1. Малащикина Н.Н., Белокрылова О.С. Риск-менеджмент: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
2. Сабельников Л.В. Риски в коммерческой деятельности на мировом рынке и способы их минимизации // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. № 11 - 12.
3. Тэпман Л.Н. Риски в экономике М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
4. Управление внешнеторговой деятельностью на основе оценки рисков. Саратов: Научная книга, 2007.
5. Шумилов В.М. Всемирная торговая организация: право и система: уч. пособие. М.: Велби; Проспект, 2006.