DOI: 10.36622^т2022.52.31.003 УДК 338.49
РИСКИ КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕЖИМНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА
Г.Н. Чернышева
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Россия, Воронеж, 394064, ул. Старых Большевиков, 54 «А»
Ю.А. Савич
Воронежский государственный технический университет Россия, 394006, Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84
Н.Н. Нетяга
Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция»
Россия, Воронежская область, городской округ Нововоронеж, Южная промышленная зона, 1
Введение. Снижение рисков при формировании, планировании и реализации государственных оборонных заказов (ГОЗ) является приоритетным направлением государственной экономической политики и логистики в области обеспечения национальной безопасности. Следствием любых рисков в этой сфере может быть снижение эффективности вооружения, военной и специальной техники, а следовательно, ухудшение обороноспособности государства, что может привести к катастрофическим последствиям для национальной безопасности. Кроме оборонительного значения, закупки в системе государственного оборонного заказа на предприятиях оборонно-промышленного комплекса могут быть связаны с реализацией долгосрочной стратегии военного сотрудничества по поставкам производимой продукции в соответствии с долгосрочными контрактами.
Данные и методы. Авторами допущена гипотеза, что риски, возникающие при реализации продукции оборонно-промышленного комплекса, могут привести и к потере доверия покупателей на международном рынке, потери рынков сбыта и репутации надежного партнера. Проведен анализ рисков с учетом специфики контрактных взаимоотношений заказчиков и исполнителей государственного оборонного заказа.
Полученные результаты. Для снижения рисков в системе государственного оборонного заказа необходимо совершенствовать методы дифференциации, прогнозирования, выявления, предотвращения рисков, а также методы снижения их негативных последствий. В статье исследуются
Сведения об авторах:
Чернышева Галина Николаевна ([email protected]), канд. экон. наук, доцент, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Савич Юлия Анатольевна ([email protected]), старший преподаватель кафедры экономической безопасности. Нетяга Николай Николаевич ([email protected]), заместитель директора по экономике и финансам в филиале АО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция»
On authors:
Galina N. Chernysheva ([email protected]), Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Military Training and Research Center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin". Yulia A. Savich ([email protected]), senior lecturer of the Department of Economic Security.
Nikolay N. Netyaga ([email protected]), Deputy Director for Economics and Finance at the Novovoronezh Nuclear Power Plant Branch of Rosenergoatom Concern JSC
основные виды рисков, связанных с ГОЗ, и проведен анализ факторов и причин их возникновения в системе финансирования создания и производства военной и специальной техники для обеспечения нужд национальной безопасности.
Заключение. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретической основы для управления финансовыми рисками при реализации государственного оборонного заказа.
Ключевые слова: финансирование, финансовые риски, государственный оборонный заказ, риски контрактных отношений, цифровизация, госзакупки, государственный бюджет.
Для цитирования:
Чернышева Г.Н. Риски контрактных отношений режимных предприятий в системе государственного оборонного заказа / Г.Н. Чернышева, Ю.А. Савич. Н.Н. Нетяга // Организатор производства. 2022. Т. 30. № 2. С. 90-98. DOI: 10.36622/VSTU.2022.52.31.003.
RISKS OF CONTRACTUAL RELATIONS OF REGIME ENTERPRISES IN THE SYSTEM OF THE STATE DEFENSE ORDER
G.N. Chernysheva
Military Training and Research Center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin " Russia, Voronezh, 394064, 54 "A" Old Bolsheviks str.
Yu.A. Savich
Voronezh State Technical University
Russia, 394006, Voronezh, ul. 20-letiya Oktyabrya, 84
N.N. Netyaga
Branch of JSC
Concern Rosenergoatom Novovoronezh Nuclear Power Plant
Russia, Voronezh Region, Novovoronezh City District, Southern Industrial Zone, 1
Introduction. Risk reduction in the formation, planning and implementation of state defense orders (GOZ) is a priority area of state economic policy and logistics in the field of national security. The consequence of any risks in this area may be a decrease in the effectiveness of weapons, military and special equipment, and, consequently, a deterioration in the defense capability of the state, which can lead to catastrophic consequences for national security. In addition to the defensive value, purchases in the system of the state defense order at the enterprises of the military-industrial complex can be associated with the implementation of a long-term strategy of military cooperation for the supply of manufactured products in accordance with long-term contracts.
Data and methods. The authors hypothesized that the risks arising from the sale ofproducts of the military-industrial complex can lead to a loss of customer confidence in the international market, loss of sales markets and reputation as a reliable partner. The risk analysis is carried out taking into account the specifics of contractual relationships between customers and executors of the state defense order.
The results obtained. To reduce risks in the system of the state defense order, it is necessary to improve methods of differentiation, forecasting, identification, prevention of risks, as well as methods of reducing their negative consequences. The article examines the main types of risks associated with the state budget, and analyzes the factors and causes of their occurrence in the system of financing the creation and production of military and special equipment to meet the needs of national security.
Conclusion. The results of the study can be used as a theoretical basis for financial risk management in the implementation of the state defense order.
Keywords: financing, financial risks, state defense order, risks of contractual relations, digitalization, public procurement, state budget.
For citation:
Chemysheva G.N. Risks of contractual relations of Regime Enterprises in the System of State Defense Order / G.N. Chernysheva, Yu.A. Savich, N.N. Netyaga // Organizer of production. 2022. T. 30. №. 2. C. 90-98. DOI: 10.36622/VSTU.2022.52.31.003.
Введение. Развитие оборонно-
промышленного комплекса (ОПК) Российской Федерации в первую очередь обусловлено необходимостью защиты политических и экономических интересов в условиях нарастающей военно-политической напряженности. Перманентные и спорадические внешние и внутренние угрозы вынуждают государство развивать научно-техническую и производственную базу оборонно-промышленного комплекса для обеспечения всех видов и родов войск современным высокотехнологичным вооружением, военной и специальной техникой (ВВСТ) для предотвращения возможного нападения уже отнюдь не воображаемого противника. Оснащение вооруженных сил современным ВВСТ связано с определенными регламентами и процедурами, не подчиняющимися правилам рыночной экономики.
Финансирование процессов, связанных с разработкой, производством и поставками ВВСТ осуществляется из государственного бюджета по приоритетным направлениям. Реализация финансирования осуществляется на основании федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» [1].
Государственный оборонный заказ представляет собой закупки необходимые для обеспечения обороноспособности страны и для производства специализированной продукции ОПК, реализуемой на международных рынках, как правило, на основании долгосрочных контрактов, служащих источниками валютной выручки, восполняющей государственный бюджет.
Следует отметить, что Финансирование создания и производства ВВСТ осуществляется только за счет бюджетных средств. На эти цели из Федерального бюджета РФ выделяются значительные суммы, так, например, только в 2021
г. на национальную оборону планируют выделить 3,113 трлн. Руб., в 2022 году - 3,231 трлн. руб., а в 2023 году - 3,257 трлн. руб. [2].
В то же время развитие ОПК напрямую зависит от процессов, связанных реализацией государственных стратегических задач по переходу Российской Федерации к цифровой экономике [3].
Цифровизация процессов государственного оборонного заказа с одной стороны создают мощный стимул развития технологий, совершенствования процессов производстве, с другой стороны несут дополнительные риски в систему государственного финансирования гособоронза-каза, поскольку повышается риск случайной потери, умышленного хищения информации, представляющей государственную тайну. Для снижения рисков ГОЗ необходимо иметь представление о специфике и факторах его проявления, что и определяет актуальность представленного в статье материала
Данные и методы. Исследование природы возникновения финансовых рисков в системе ГОЗ с целью поиска пути их минимизации. Гипотеза авторов заключается в том, что для того, чтобы минимизировать влияние рисков необходимо осуществлять постоянный контроль и координацию реализации ГОЗ на основании изучения, мониторинга, исследования этиологии возникновения рисков и их взаимосвязи, так как это поможет элиминировать негативные последствия для государства, государственных заказчиков и исполнителей государственного заказа.
Полученные результаты. Развитие государственной системы государственного заказа в российской федерации связано с необходимость контроля и координации государственных финансов, направленных на обеспечение обороноспособности, национальной безопасности в рамках развития стратегии
государственной безопасности и имеет стратегическое значение для реализации долгосрочных торговых отношений с покупателями продукции ОПК.
Оснащение вооруженных сил современным ВВСТ во временном аспекте осуществляется через ряд временных этапов (рис. 1).
Рис. 1. Этапы оснащения вооруженных сил современным вооружением и военной и специальной техникой Fig. 1. Stages of equipping the armed forces with modern weapons and military and special equipment
Каждый этап ГОЗ связан с определенного рода рисками, нуждающимися в своевременной антиципации и координации с национальными целями государственной стратегии безопасности
в целях повышения эффективности производства. Систематизация возможных нарушений при осуществлении ГОЗ представлена в таблице.
Риски контрактных отношений в нарушениях при осуществлении ГОЗ Risks of contractual relations in violations in the implementation of the State Budget
Этап ГОЗ Вид нарушений
Явные нарушения Подозрительные действия
Подготовка документации, проведение конкурса и подписание контракта [15]. Техническое задание прописано под конкретный товар, за исключением контракта с единственным поставщиком; Закупка товара без возможности поставки аналогов данного товара; Закупка товара без возможности определения места его происхождения; Неточное описание требований к товарам, работам, услугам; Не полный объём проектно-сметной документации; Ошибки в документации; Некачественное обоснование начальной максимальной цены контракта; Ошибки в определении базовой цены контракта; Базовая цена контракта превышает прогнозную цену; Подписание контракта участником, не предложившим лучший вариант цены; Стоимость контракта отличается менее чем на 5% от начальной
Продолжение таблицы
Этап ГОЗ Вид нарушений
Явные нарушения Подозрительные действия
Документация не в полной мере соответствует требованиям законодательства по проведению государственных закупок; Требование предоставления документации, не прописанной в законах о государственных закупках; Указание нереальных сроков исполнения контракта по ГОЗ; Отклонение заявки по формальным признакам; Ошибки в протоколах оценки и сопоставления заявок максимальной; Побеждает одна и та же компания у одного заказчика Неправомерное ограничение количества участников конкурса.
Исполнение контракта [16]. Ошибки в учетных документах по ГОЗ; Не применение штрафов и прочих мер за нарушения; Принимают товары, работы, услуги ненадлежащего качества Изменение цены контракта после проведения конкурса конкурентных закупок; Подписание дополнительного соглашения об уменьшении (увеличении) цены контракта без законных оснований; Фальсификация документов при переводе ориентировочной цены в фиксированную.
Для того чтобы осуществлять закупки на всех этапах оснащения оборонных структур ВВСТ в системе ГОЗ создаются и развиваются цифровые технологии, обеспечивающие не только основные принципы государственных закупок, но и скорость управления закупками, оперативный информационный обмен между участниками ГОЗ, транспарентность, высокую степень контроля за финансами, но и позволяют оценивать в реальном времени риски, прогнозировать их возникновения и моделировать их последствия с целью выработки своевременных мер по защите экономических, финансовых, коммерческих и др. интересов всех участников ГОЗ.
Цифровизация создает условия контроля процессов проектирования, производства, перемещения ресурсов в цепях поставок в пространственно-временном аспекте и антиципацию рисков на основе их классификации и дифференциации по источникам их возникновения о время реализации ГОЗ.
Так, риск в системе бюджетного финансирования оснащения вооруженных сил современным ВВСТ проявляется в основном на этапе реализации государственных закупок ВВСТ посредством ГОЗ.
Особенностью данного вида рисков является то, что они проявляются через финансовые потери, сразу отражаясь на результатах закупки и несут негативный последствия прежде всего государственным интересам. Также, риски финансирования распространяются на всех участников ГОЗ: государственных заказчиков, головных исполнителей и исполнителей [4].
Теоретически, под категорией «рисков финансирования создания и производства ВВСТ» можно понимать «финансовый риск», когда возникает опасность непредвиденных финансовых потерь у исполнителей или увеличения финансовых затрат у заказчика.
Все риски в системе финансирования ГОЗ можно разделить на две группы, представленные на рис. 2.
Рис. 2. Классификация рисков в системе финансирования ГОЗ Fig. 2. Classification of risks in the State budget financing system
Классические риски носят объективный характер, не зависящий от интересов участников ГОЗ (заказчиков и исполнителей).
Основные их виды (инфляционный, валютный, процентный, налоговый) связаны с текущим процессом создания и производства военной техники и возникают вследствие изменений в финансово-экономической ситуации, складывающейся в стране [5,6,7].
Последствия данных рисков проявляются в увеличении затрат у исполнителя ГОЗ.
В соответствии с действующим законодательством (Приказ Мин. пром. и торговли РФ от 08.02.2019 № 334 и Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465), если необходимость увеличения затрат будет документально доказана, они компенсируются заказчиком. В соответствии с этим, можно сделать вывод, что такие риски приводят в основном к финансовым потерям заказчика.
Инвестиционный риск может возникнуть вследствие неопределенности результатов выполнения научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ по созданию новых образцов военной техники. Чтобы не допустить неоправданных финансовых потерь заказчика выполнение ГОЗ прекращается, если
фактические затраты начинают превышать их предельно допустимую прогнозную величину.
Форс-мажорные риски ГОЗ могут возникать вследствие каких-либо стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций. Данные риски практически не поддаются прогнозу или управлению, последствия их устранения связаны с системой страхования.
Риски контрактных отношений носят субъективный характер. Их основные причины возникновения связаны с противоположностью интересов заказчиков и исполнителей, а также возможностью сговора между ними [8,9,10].
Противоположность интересов участников ГОЗ, постоянные изменения в нормативном регулировании условий контрактных отношений характеризуются высокой степенью неопределенности реализации целей создания и производства вооружения и военной и специальной техники.
Неопределенность обуславливает возможные негативные явления, проявляемые в факторах риска.
До заключения или в процессе заключения контракта по ГОЗ могут возникнуть следующие виды риска, представленные на рис. 3.
Риски до заключения контракгаГОЗ ____i---
Риск заключены дееспособным в способным нспс 4 - я договора с не лн не платеже^ мштелем Рнскнедобро совестной конкуренции -^— Рнск отказа с контракта пс присуждена т заключения еле его
1 г
Финансовый рнск генерального заказчика Финансовый рнск головного исполнителя Финансовый рнск исполнителя
Рис. 3. Риски до заключения контракта ГОЗ Fig. 3. Risks before the conclusion of the GOZ contract
Риск заключения договора с недееспособным или не платежеспособным партнером связан с невозможностью выполнения своих обязательств головным исполнителем или исполнителем в рамках кооперации ГОЗ из-за отсутствия необходимого материально-технического потенциала, трудовых и финансовых ресурсов.
Причина возникновения такого вида риска связана с отсутствием полной достоверной информации о потенциальном партнёре.
Снижение указанного риска возможно на подготовительном этапе контрактных отношений, если провести работу по изучению действующих и потенциальных контрагентов, с точки зрения их благонадежности. В этих целях используются открытые источники информации, а также осуществляется запрос информации из баз данных государственных органов, в частности, представленной в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте: zakupki.gov.ru [11,12,13].
Риск недобросовестной конкуренции регулируется законодательством РФ (конституцией РФ и уголовным кодексом) с точки зрения ее запрета. Поэтому в случае обнаружения факта такого риска финансовые потери будут компенсированы соответствии с юридической ответственностью (административной и уголовной).
Одной из причин возникновения риска отказа от заключения контракта после его присуждения является недобросовестность партнера в силу переключения его на конкурентов заказчика [14].
Для снижения риска в данной ситуации рекомендуется составлять протокол о намерениях с указанием срока для согласования разногласий и
санкций за отказ от подписания контракта, или использовать залог под конкурсное предложение, когда участник конкурса, вместе с предложением должен представить под него залог.
Формой залога под конкурсное предложение может выступать:
- банковская гарантия;
- тратта, выставленная банком;
- наличные денежные средства;
- гарантийное обязательство страховой или финансовой компании.
Риски при исполнении контракта ГОЗ включают в себя:
1)риск нецелевого использования финансовых средств;
2)риск недопоставки;
3)риск поставки некачественного товара, выполнения некачественной услуги;
4)нарушение сроков выполнения ГОЗ;
5)коррупционный сговор при осуществлении расчетов.
Выводы. Финансовые отношения в системе ГОЗ, направленного на создание и производство вооружения, военной и специальной техники носят многоплановый характер. Поэтому в случае рисковых ситуаций происходит не только потеря бюджетных средств, но и нанесение существенного ущерба национальной безопасности в случае невыполнения плановых заданий по созданию и производству и продаже военной техники и вооружения.
Как упоминалось выше, в выявлении и прогнозировании рисков, немаловажную роль могут играть цифровые технологии. Цифровые технологии позволяют отслеживать процессы реализации ГОЗ в реальном времени, сопоставляя и анализируя данные полученные на основе
мониторинга и ретроспективного анализа и выявляя негативные тенденции возникновения рисков и используя полученную информацию для моделирования различных последствий возникновения на основе обработки больших массивов информации.
Применение цифровых технологий позволит расширить знания о природе рисков в госзакупках и ГОЗ и факторах, влияющих на их возникновение. Это позволит получить транспарентность рисков финансовых отношений в системе развития вооруженных сил, будет способствовать снижению силы воздействия различных рисков, в том числе и контрактных рисков на всю систему финансирования ГОЗ и будет способствовать своевременному предотвращению нарушений.
Библиографический список
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»
2. Раздел бюджета Национальная оборона [Электронный ресурс] режим доступа: https://spending.gov.ru/budget/fkr/02/?year=2021
3. Толочко, И. А. Цифровая трансформация предприятий ОПК и государственная промышленная политика / И. А. Толочко, Е. А. Яковлева // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: Сборник статей по итогам XVI международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29-30 апреля 2021 года. -Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. - С. 573-579.
4. Богданова А. А. Риски в сфере государственного оборонного заказа// Сборник статей победителей X Международной научно-практической конференции: в 3 частях.-Пенза: Изд-во Наука и Просвещение. 2017. С. 30-33.
5. Performance and Risks in the Defense Procurement Sector// online by Cambridge University Press: 25 June 2010 [Electronic resource] access mode: https: //link. springer. com/bookseries/5394
6. Козин М. Н. Управление рисками в системе государственного оборонного заказа.-Саратов: изд-во Наука, 2010.- 255 с.
7. Козин М. Н., Малянкин В. Ю. Формирование классификационной модели рисков в системе материального обеспечения вооружен-
ных сил РФ: Современное состояние и перспективы развития.- Рязань: Изд-во: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. 2017. С.127-133.
8. Сухий Л.И. Государственный оборонный заказ в Российской Федерации: правовые основания и организационно-экономический механизм / Л.И. Сухий, А.А. Слинько // Регион: системы, экономика, управление, 2014. № 2 (25). С. 188-191.
9. Лютер Е.В. Регулирование отношений между заказчиком и исполнителем государственного оборонного заказа /Е.В. Лютер, Ю.В. Гусарова, М.М. Старкова, А.С. Ворожейкин // Эффективное антикризисное управление, 2016. -№ 5 (98). - С. 55.
10. Oishee Kundu Risks in Defence Procurement: India in the 21st Century// Journal homepage24 Jul 2019. Pages 343-361
11. Самолысов П.В. Проверки соблюдения требований в сфере государственного оборонного заказа/ П.В. Самолысов// Право и экономика, 2016. - № 6 (340). - С. 48.
12. Денисов Д.Б. .Международный опыт применения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для оборонных нужд // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 3. С. 25-29.
13. Афанасьев М.В., Бабенков В.И., Барду-лин Е.Н. Особенности выбора исполнителей государственного заказа в интересах военной организации государства с учётом оценки риска // Научный альманах . 2018 . № 5-1(43). С.30-33
14. Счетная палата назвала главные проблемы системы закупок [Электронный ресурс] режим доступа: https://rg.ru/2020/07/28/schetnaia-palata-nazvala-glavnye-problemy-sistemy-zakupok.html(дата обращения 10.10. 2021)
15. Фесюк Д.В., Башлаков-Николаев И.В. О полномочиях ФАС России по контролю за соблюдением законодательства о государственном регулировании цен в сфере государственного оборонного заказа// Российское конкурентное право и экономика. 2016. № 1 (5). С. 58-70.
16. Далёкин П.В. Проблемы правового обеспечения выполнения государственного оборонного заказа в Российской Федерации/ П.В. Далёкин// Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. -2018. - №1. - С.143-147
Поступила в редакцию - 21 марта 2022 г.
Принята в печать - 25 марта 2022 г.
Bibliography
1. Federal Law No. 275-FZ of December 29, 2012 "On the State Defense Order"
2. Budget section National Defense [Electronic resource] access mode: https://spending.gov.ru/budget/fkr/02 /?year=2021
3. Tolochko, I. A. Digital transformation of defense industry enterprises and state industrial policy / I. A. Tolochko, E. A. Yakovleva // Modern Management: Problems and prospects : A collection of articles on the results of the XVI International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, April 29-30, 2021. -St. Petersburg: St. Petersburg State University of Economics, 2021. - pp. 573-579.
4. Bogdanova A. A. Risks in the sphere of the state defense order// Collection of articles of the winners of the X International scientific and practical Conference: in 3 parts.-Penza: Publishing House of Science and Education. 2017. pp. 30-33.
5. Performance and Risks in the Defense Procurement Sector// online by Cambridge University Press: 25 June 2010 [Electronic resource] access mode: https://link.springer.com/bookseries/5394
6. Kozin M. N. Risk management in the system of the state defense order.- Saratov: Publishing house of Science, 2010.- 255 p.
7. Kozin M. N., Malyankin V. Yu. Formation of a classification model of risks in the system of material support of the armed forces of the Russian Federation: Current state and prospects of development.- Ryazan: Publishing House: Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service. 2017. pp.127-133.
8. Sukhiy L.I. State defense order in the Russian Federation: legal grounds and organizational and economic mechanism / L.I. Sukhiy, A.A. Slinko // Region: Systems, Economics, Management, 2014. No. 2 (25). pp.188-191.
9. Luther E.V. Regulation of relations between the customer and the executor of the state defense order /E.V. Luther, Yu.V. Gusarova, M.M. Starkova, A.S. Vorozheikin // Effective anti-crisis management, 2016. -№ 5 (98). - P. 55.
10. Oishee Kundu Risks in Defense Procurement: India in the 21st Century// Journal homepage24 Jul 2019. Pages 343-361
11. Samolysov P.V. Verification of compliance with requirements in the field of state defense order/ P.V. Samolysov// Law and economics, 2016. - № 6 (340). - P. 48.
12. Denisov D.B.International experience in the application of competitive methods of determining suppliers (contractors, performers) for defense needs // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Economics and Management. 2018. No. 3. pp. 25-29.
13. Afanasyev M.V., Babenkov V.I., Bardulin E.N. Features of the choice of executors of the state order in the interests of the military organization
of the state, taking into account the risk assessment // Scientific Almanac. 2018 . No. 5-1(43). pp.30-33
14. The Accounting Chamber named the main problems of the procurement system [Electronic resource] access mode: https://rg.ru/2020/07/28/schetnaia-palata-nazvala-glavnye-problemy-sistemy-zakupok.html (accessed 10.10. 2021)
15. Fesyuk D.V., Bashlakov-Nikolaev I.V. On the powers of the FAS of Russia to monitor compliance with legislation on state regulation of prices in the field of state defense order// Russian Competition Law and Economics. 2016. No. 1 (5). pp. 58-70.
16. Dalekin P.V. Problems of legal support for the implementation of the state defense order in the Russian Federation/ P.V. Dalekin// Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2018. - No.1. - pp.143-147
Received - 21 March 2022 Accepted for publication - 25 March 2022