Am 7universum.com
UNIVERSUM:
ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
РИСКИ ДОЛГОСРОЧНОГО ЛИЗИНГА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Пантелеева Маргарита Сергеевна
канд. экон. наук,
старший преподаватель каф. экономики и управления в строительстве ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»,
РФ, г. Москва E-mail: [email protected]
Леонова Александра Эдуардовна
студент 4 курса Института экономики, управления и информационных систем в строительстве и недвижимости, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»,
РФ, г. Москва E-mail: alexandraleonova@list. ru
LONG-TERM LEASING RISKS IN CONSTRUCTION
Margarita Panteleeva
Candidate of economic sciences, senior lecturer of the Department of Economics and Management in Construction, Moscow State University of Civil Engineering,
Russia, Moscow
Aleksandra Leonova
A 4th year student of the Institute ofEconomics, Management and Information Systems in Construction and Real Estate, Moscow State University of Civil Engineering,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье дана характеристика долгосрочного лизинга в строительстве в аспекте воздействия на него многочисленных рисков, которые требуют учета и прогнозирования. Авторы предлагают схему досрочного погашения
Пантелеева М.С., Леонова А.Э. Риски долгосрочного лизинга в строительстве // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 8(19) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2468
долгосрочного лизингового договора с учетом интересов обеих сторон этого контракта.
ABSTRACT
The article gives characteristics of a long-term lease in the construction in the aspect of impact on it addressing multiple risks that require account and forecasting. The authors propose a scheme for early repayment of long-term leasing contract, taking into account the interests of both sides of the contract.
Ключевые слова: лизинг, лизинговый договор, долгосрочная аренда, риск, строительство, основные фонды.
Keywords: leasing, leasing contract, long-term rental, risk, construction, fixed assets.
Мировые страны лидеры по своему экономическому развитию применяют лизинговые инструменты уже на протяжении достаточно длительного промежутка времени. Однако для России это способ кредитования является сравнительно новым и был введен Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» [6].
Современная практика лизинга настолько разнообразна и многогранна в своих возможностях, что абсолютно четкое представление о лизинге и определение ему сейчас дать практически невозможно. Если суммировать мнения большинства специалистов в этой области, то лизинг можно определить как специфическую форму имущественных взаимоотношений партнеров, возникающую в результате приобретения в собственность имущества одним из контрагентов и последующего предоставления этого имущества во временное пользование другому контрагенту за определенную компенсацию [3].
Лизинг в России постепенно принимает все более четкие организационные и правовые формы. Лизинговые компании России опережают по темпам своего
развития остальные секторы финансовой системы РФ, и, кроме того, они превосходят темпы роста экономики страны в целом.
Растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в экономике России. Итак, абсолютный размер прироста рынка по итогам 2013 года, по сравнению с 2009 годом, составил 900 млрд рублей (рис. 1). Это больше, чем рынки лизинга ряда средних европейских стран. Самую серьезную конкуренцию России составляет Китай. На 2014 год российский рынок лизинга по своим объемам занимал 4-е место в мире.
1400 1200 1000 800
600
Он
400 200 0
2009 2010 2011 2012 2013 2014
■ Сумма новых договоров лизинга
■ Объем нового бизнеса (стоимости имущества)
■ Объем полученных лизинговых платежей
■ Объем профинансированных средств
Рисунок 1. Индикаторы развития рынка лизинга
(Источник: «Эксперт РА» (RAEX))
Несмотря на сложную политическую ситуацию в России и сопутствующий ей спад объема заключенных лизинговых договоров на 21,8 %, можно отметить регулярность лизинговых выплат (с 2009 года прирост составил 42,8 %) и стабильность профинансированных контрактов, так, за указанный период колебания составили от 15 до 21 %. В 2007—2008 годы в России доля лизинга в общем объеме инвестиций в основные средства производства начинала приближаться к европейским нормам: в 2007 году доля лизинга в ВВП, составила порядка 1,5—1,7 %, а в 2008 г. — более 2 %. 2008 год оказался чрезвычайно продуктивным для российского лизингового бизнеса. Объем всех новых лизинговых сделок по итогам первого полугодия 2008 года составил
14 млрд долларов [1]. Это почти такой же объем, как за весь 2007 год. Однако мировой экономический кризис 2008—2009 годов и финансовый кризис РФ в 2013—2014 годов привели к серьезным изменениям и на рынке лизинговых операций. Явное первенство сохранилось у железнодорожного сектора, автомобилестроительной промышленности, авиации, строительства и нефтегазовой отрасли (рис. 2). Остальные области экономики РФ в этот период либо вообще отказались от использования лизинга, либо заключали такие контракты в условиях крайней необходимости.
В современном мире лизинг стал неотъемлемой частью строительного процесса. И как показывает анализ динамики заключения лизинговых договоров за 2013 и 2014 годы, только в строительстве и автомобилестроении наблюдался существенный рост этого показателя за последние два года (+1,2 % и + 8,2 % соответственно, рис. 2).
Железнодорожная Автомобили* Авиационный Строительная и Оборудование для
техника транспорт дорожно-строительная нефте- и газодобычи и
техника переработки
Рисунок 2. ТОП-5 сегментов в структуре новых договоров лизинга (Источник: «Эксперт РА» (RAEX))
Строительство — это всегда долгосрочный и дорогостоящий процесс, который влечет за собой колоссальные финансовые вложения. Уставного капитала чаще всего не хватает, поэтому компании прибегают к займу, пользуясь лизингом.
В строительстве в силу большого разнообразия технологических операций используется оборудование и машины различного назначения, но имеющие одну общую важную характеристику — долгосрочную перспективу применения. Следовательно, для строительных нужд долгосрочная аренда — долгосрочный лизинг — это самый приемлемый способ имущественных взаимоотношений между агентами. Перспективность лизинга и его производственной функции обуславливаются постоянно возрастающей потребностью строительных организаций в обновлении основных производственных фондов, развитии мощностей предприятия, проведении технического перевооружения и возможностью частичного решения задач без больших первоначальных инвестиций. Лизинг — это самый популярный на сегодняшний день инструмент материально-технического обеспечения производства, который позволяет применять в производственной деятельности не только отдельные виды машин, оборудования, но и целые технологические комплексы. Он создает условия для использования наиболее инновационной техники в условиях ее быстрого старения и острого дефицита финансовых средств, их перехода из неустойчивого сектора ценных бумаг в инвестирование с целью развития строительного производства [2; 5].
Какие плюсы и минусы приобретает лизингополучатель в строительной сфере?
Во-первых, это экономия денежных средств. Происходит освобождение пользователя лизингом от необходимости инвестирования крупной единовременной суммы, а временно высвобожденные суммы денежных средств могут использоваться для наращивания собственного капитала, что ведет к финансовой устойчивости строительного предприятия.
Во-вторых, материальные средства, внесенные за аренду, учитываются как текущие затраты, включаемые в себестоимость продукции, и на данную сумму уменьшается налогооблагаемая прибыль, а следовательно, повышается
капитализация.
В-третьих, лизингополучатель имеет право на постгарантийное обслуживание того имущества, что ему было передано, на весь период аренды (а если возникнет ситуация, предусмотренная гарантийным обязательством, то все издержки будут включены в баланс лизингодателя).
В-четвертых, процедура заключения лизингового контракта в несколько раз проще, чем договора займа, требует меньше бумаг, и, кроме того, договор составляет сам поставщик оборудования, что снижает транзакционные затраты на подготовку и подписание контракта [4].
Тем не менее, как бы ни было много плюсов, существует огромный недостаток в том, что лизинг предполагает очень дорогой контракт по сравнению с банковскими кредитами, так как выплачиваемые лизинговые платежи предприятия-лизингополучателя лизинговому учреждению покрывают амортизацию имущества, стоимость вложенных денег и вознаграждение за обслуживание лизингополучателя. Этот факт и наличие других многочисленных лизинговых рисков (см. таблицу 1) заставляет арендатора пересмотреть политику поведения в отношении использования дополнительного имущества посредством лизинга, так как система приобретения любого оборудования в кредит будет намного выгоднее. Кроме того, после эксплуатации лизингополучатель может продать оборудование и погасить заемные средства.
Таблица 1.
Виды лизинговых рисков в строительстве
№ Вид риска Сущность риска
1 Маркетинговые риски Предполагает невозможность передачи всего ассортимента техники арендатору
2 Риск ускоренного морального старения Так как в лизинг передается оборудование, которое подвержено не только физическому, но и моральному старению, то фактор темпа научно-технического прогресса требует обязательного учета
3 Ценовой риск Этот риск связан с постоянно изменяющейся рыночной конъюнктурой, которая оказывает непосредственное влияние на цену объекта лизинга, а значит, и на возможность потери прибыли по такому договору
4 Риск гибели (прекращения эксплуатации) Этого риска можно избежать, если произвести процедуру страхования имущества, передаваемого в лизинг
5 Риски несбалансированн ой ликвидности Возможность финансовых потерь, возникающих в случае неспособности лизингодателя покрыть свои обязательства
6 Риск неплатежа Риск неспособности и невозможности лизингополучателем оплатить свои обязательства по договору лизинга
7 Процентный риск Речь идет о риске недополучения прибыли, возникающем в результате изменения процентной ставки
8 Политические риски Абсолютно нерегулируемой и потому непредсказуемой является политика госсектора, которая оказывает влияние на все виды деятельности, включая лизинг
Рассмотрим пример долгосрочного лизинга. Пусть предприятие А арендовало строительные машины у предприятия B сроком на 6 лет. Но наличие слабо поддающихся анализу внешних факторов привело к сокращению срока пользования оборудованием до 5 лет.
В итоге, ровно один год машины простаивали и больше не были введены в эксплуатацию. Однако договор лизинга предполагал, что лизингополучатель должен выплачивать лизинговые платежи до окончания действия последнего. Безусловно, лизингодателю это выгодно, а вот лизингополучатель использует свои денежные средства впустую, так как он не может сделать досрочного погашения по оборудованию с дальнейшим перерасчетом процентов, учитывающих только фактическое пользование машиной.
Все выявленные положительные тенденции при использовании лизинга не способны перекрыть имеющийся существенный недостаток, который, как уже говорилось выше, заключается в высокой стоимости самого лизингового договора.
Рассмотренная проблема и предложенная схема долгосрочного лизинга требуют дальнейшего изучения и экспериментального анализа в приложении к особенностям российского рынка. Многие факторы еще не изучены, и остается неясным вопрос о степени их влияния на лизингополучателя. Т. е. наиболее интересным направлением решения поставленной задачи будет являться изучение внешнего факторного пространства.
Список литературы:
1. Андриасова И.В. Роль банков в развитии лизинга // Бизнес и банки. — 2006. — № 20. — С. 56—60.
2. Асоян М.Г., Пантелеева М.С. Стратегия голубого океана в строительной отрасли // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. — 2015. — № 9— 6. — С. 9—14.
3. Ахметзянов И.Р. Построение системы методов управления инвестиционными рисками лизинговой компании. — М., 2005.
4. Нечаев А.С., Мишина В.А. Страхование рисков лизинговых проектов // Проблемы современной экономики. — 2006. — № 3 (19) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1064 (дата обращения: 06.07.2015).
5. Пантелеева М.С. «Стратегическая канва» как современный антикризисный инструмент управления строительным предприятием // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 4—2 (57—2). — С. 508—511.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 № 130-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 02.11 1998. — № 44. — ст. 5394.