Антонюк И.О.
РИСКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ И УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
В Российской Федерации, как и в большинстве развитых стран мира, интересы государства в банковской сфере представляет центральный банк страны - Банк России, который призван защищать экономическую безопасность государства. В этих целях установлены его функции. Среди них: разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики; монопольная эмиссия наличных денег; организация системы рефинансирования кредитных организаций; управление золотовалютными резервами страны; установление официальных курсов иностранных валют; банковское регулирование и банковский надзор и другие [2, ст. 4]. Для их выполнения главному банку страны законодателем предоставлено право совершения банковских операций и сделок, то есть право осуществления банковской деятельности.
В условиях рынка деятельность банковских институтов слабо защищена от возможных финансовых потерь, поэтому, учитывая ее общественную значимость, можно с уверенностью утверждать, что риски банковской деятельности оказывают существенное влияние на экономическое развитие страны.
Обычно в рамках исследования проблем управления банковскими рисками российские и зарубежные экономисты анализируют деятельность коммерческих банков. Между тем, перечень рисков, возникающих в результате деятельности центрального банка страны, настолько широк, а последствия их реализации могут быть настолько масштабными, что они сами нуждаются в детальном анализе, так как несут в себе реальную угрозу экономической безопасности государства.
Сущность банковских рисков большинством авторов определяется как некая неопределенность, опасность непредвиденного обстоятельства, возможность понесения потерь или недополучения дохода. В научной литературе существует множество различных классификаций банковских рисков. Банк России, основываясь на рекомендациях Базельского комитета по
банковскому надзору, выделил: кредитный риск, трансферный и страновой риски, рыночный риск, процентный риск, риск потери ликвидности, операционный риск, правовой риск и риск ухудшения репутации [1].
Банковские риски являются социально ответственными процессами, так как банки рискуют не только собственными, но и главным образом заемными средствами. Поэтому их последствия очень чувствительны, а банковские кризисы нередко оказываются более болезненными, чем кризисы производства, поскольку влекут за собой многочисленные финансовые потери участников, связанных друг с другом цепочкой денежно-кредитных обязательств.
В этой связи автор считает правомерным введение в оборот понятия риски, связанные с банковской деятельностью, или «риски банковской деятельности», включающего в себя не только риски финансовых потерь самих банковских институтов (банковские риски), но и риски, которые несут связанные с их деятельностью экономические субъекты (клиенты банков, участники финансовых рынков, органы государственного управления, граждане страны).
Говоря о «рисках деятельности Банка России», следует отметить, что в отличие от коммерческих банков, созданных в целях получения прибыли, целями деятельности Центрального банка РФ являются: «защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы» [2, ст. 4]. Поэтому основным риском деятельности Банка России следует считать не возможность понесения им финансовых потерь, а опасность недостижения поставленных перед ним целей и неисполнения или некачественного исполнения закрепленных за ним функций.
Таким образом, риски деятельности Банка России можно определить как порожденную неопределенностью опасность отрицательного отклонения реального протекания совершаемых им действий, операций, сделок от предполагаемого, способную привести к недостижению стоящих перед ним целей и задач.
То есть качественное исполнение Банком России законодательно закрепленных за ним функций в любом случае должно иметь приоритет над возможными финансовыми потерями самого банка. Между тем согласно законодательству свои расходы главный банк страны осуществляет за счет собственных доходов. Это опасная коллизия, так как конфликт интересов
государства и общества, с одной стороны, и Банка России - с другой, при определенных условиях может самым непосредственным образом затронуть экономическую безопасность государства.
Мировой финансовый кризис показал, что внешние экономические угрозы и риски не являются плодом воображения ученых, а имеют вполне реальные финансовые последствия как для отдельных предприятий и банков, так и для суверенных экономик государств, независимо от их размера и географического положения.
В период кризиса первый и наиболее ощутимый удар пришелся на национальные банковские системы. Выход из кризиса отдельных стран также напрямую связан с деятельностью их центральных банков. Россия не стала исключением. Поэтому угрозы экономической безопасности страны, возникающие в ходе и в результате осуществления Банком России своей деятельности, а также возможность управления ими нуждаются в серьезном научном осмыслении.
Кризис рельефно обнажил некоторые риски, возникающие в процессе осуществления Банком России своих функций и представляющие собой непосредственную угрозу экономической безопасности страны.
1. Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, определяет основные денежные ориентиры, в том числе необходимое экономике страны количество денег в обращении, а затем с помощью определенных инструментов старается поддерживать это количество, называемое денежной массой.
В большинстве экономически развитых стран мира ключевой составляющей денежно-кредитной политики выступает регулирование процентных ставок либо в виде стабилизационных мероприятий, направленных на контроль темпов инфляции и девальвации, либо как стимулирование роста национальной экономики посредством политики «дешевых денег».
В России все обстоит несколько иначе. Последние 5-6 лет перед началом мирового финансового кризиса экономика страны развивалась в условиях благоприятной для российского экспорта конъюнктуры на мировых рынках. Положительное сальдо торгового баланса по итогам 2007 г. составило 130,9 млрд. долл. США, а в первом полугодии 2008 г. - еще 101,9 млрд.
Банк России посредством валютных интервенций скупал поступающую на счета экспортеров иностранную валюту, осуществляя при этом эмиссию российских рублей в размерах, с которыми с трудом справлялась экономика страны (см. табл.1).
янв. 1997 сент. 1997 янв. 2000 янв. 2004 янв. 2006 янв. 2008 окт. 2008 янв. 2009 март 2010
Средства у нерезидентов 82,8 91,0 236,2 2205,8 5300,6 11511,7 13891,8 12091,0 12142,0
Деньги в обращении М2 289,9 350,5 714,6 3212,6 6044,7 13272,1 14373,6 13493,3 15565,6
Внешний долг РФ1 918,0 1665,0 4806,0 5477,7 7396,4 11391,2 13273,2 14102,4 13857,9
Табл. 1. Взаимосвязь валютных вложений Банка России, денежной массы и внешнего российского долга в 1997-2010 гг. (в млрд. руб.) [3].
За 10 лет, между двумя кризисами, денежная масса выросла более чем в 40 раз. Инфляция в этот период составила 11-13%, что само по себе явилось серьезной угрозой экономической безопасности страны.
Приобретенную иностранную валюту Центральный банк России размещал в зарубежных активах. В предкризисный период более 90% всех активов его баланса были размещены за границей. Сосредоточение практически всех активов центрального банка страны в международных резервах, в основном, в ценных бумагах американских финансовых институтов, шаг весьма рискованный и, безусловно, представляющий для экономики государства реальную угрозу финансовых потерь.
Чтобы еще больше не увеличивать денежную массу в обращении, Банк России практически не рефинансировал банковскую систему страны. В этот период российские банки и корпорации, в том числе с преобладающим участием государства (Роснефть, Газпром и другие) брали относительно недорогие кредиты за рубежом, что привело к существенному росту внешнего российского долга. Даже при благоприятной для России конъюнктуре внешних рынков ее внешний долг на 1 июля 2008 г. составил 527,1 млрд. долл. США, что сопоставимо с размером международных резервов Банка России на ту же дату - 569,0 млрд. долл.
1 Сумма суммарного государственного и частного внешнего долга Российской Федерации рассчитана, по данным Банка России, путем пересчета курсов доллара США к российскому рублю на соответствующую дату. - И.А.
США. Кроме того, налицо серьезные процентные потери как Банка России, так и российских предприятий. В то время, как центральный банк страны размещал свои активы под 4-5%, госкомпании осуществляли заимствования у нерезидентов под 7-10% годовых. Двойная потеря 3-4% годовых приводила к годовой потере 10-15 млрд. долл. США.
Стремительный рост денежной массы привел к существенному увеличению количества наличных денег в обращении (см. табл. 2).
янв. 1997 сент. 1998 янв. 2000 янв. 2004 янв. 2006 янв. 2007 янв. 2008 окт. 2008 окт. 2010
Наличные деньги в обращении 109,5 137,7 289,8 1228,9 2199,1 3066,4 4118,6 4285,3 5034,0
Табл. 2. Количество наличных денег в обращении (в млрд. руб.) [3].
Высокий процент налично-денежной составляющей в российской экономике (около трети денежной массы) вызван, прежде всего, невысокой степенью доверия населения к банкам, а также интересами ее теневого сектора.
Избыточный рост количества денег в обращении спровоцировал рост «теневого оборота» в экономике России и как следствие - рост уровня и объемов коррупции.
Таким образом, к началу финансового кризиса внешне положительные результаты проводимой Банком России денежно-кредитной политики, связанные, прежде всего, с ростом золотовалютных (международных) резервов, создали, пусть даже неосознанно, целый комплекс угроз для экономической безопасности государства, в том числе: чрезмерный рост денежной массы в обращении; высокий уровень инфляции; рост корпоративного внешнего долга; высокий уровень коррупции; высокая цена отечественных кредитных ресурсов.
С началом кризиса прекратилось внешнее кредитование российской банковской системы. После падения фондового рынка залоговая стоимость пакетов ценных бумаг резко упала. Зарубежные банки стали требовать возврата кредитов, в результате чего существенно выросла угроза имуществу российских предприятий, собственность на которое могла перейти к зарубежным кредиторам, что в некоторых случаях представляло угрозу национальной безопасности страны.
За сентябрь-декабрь 2008 г. Банк России, поддерживая курс российского рубля, продал более 140 млрд. долл. и более 5 млрд. евро, снизив международ-
ные резервы с 588 до 427 млрд. долл. «Госбанки», получив большие кредитные вливания, направили денежные средства на валютный рынок, создав повышенный спрос на иностранную валюту. В этих условиях экспортеры не торопились расставаться с валютной выручкой. Одновременно возник ажиотажный спрос на иностранную валюту со стороны населения. Появилась угроза оттока капитала за рубеж.
В своей антикризисной политике Правительство и Банк России основной упор сделали на помощь банковскому сектору, взяв на себя обязательства обеспечить банки «длинными деньгами», в том числе и в валюте.
В сентябре 2008 - феврале 2009 г. Банком России было выдано кредитов коммерческим банкам (посредством кредитной эмиссии) на сумму более чем 4 млрд. руб. Однако до реального сектора экономики большая часть этих денег так и не дошла. Создавшейся ситуации можно было избежать, если бы предоставление банкам «дешевых денег» ЦБ РФ увязал с их целевым использованием для кредитования производственной деятельности, а также дополнил мерами по стимулированию конечного спроса, инвестиционной и инновационной активности.
Получение банками государственных вливаний без организации эффективного контроля со стороны Банка России за их использованием создали почву для коррупции при выдаче государственных средств, а также для передела собственности, причем не всегда добросовестного и эффективного.
Кризис показал, что построенная Банком России система рефинансирования им кредитных организаций ориентирована только на обеспечение ликвидности банковской системы и никоим образом не направлена на обеспечение кредитными ресурсами реального сектора экономики, что является скрытой угрозой экономической безопасности страны. Для экономики она проявляется в виде инфляции и ослабления курса российского рубля, для предприятий - в виде нехватки денежных ресурсов.
2. Центральный банк Российской Федерации «устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю» [2, ст. 4]. Анализируя данное направление деятельности Банка России, необходимо помнить, что укрепление курса рубля по отношению к бивалютной корзине всего на один рубль ведет к потерям Банка России, а через него и бюджета, исчисляемым сотнями миллиардов рублей. У ЦБ РФ всегда есть соблазн свои ошибки в управле-
нии международными резервами исправить за счет установления необходимого курса американского доллара по отношению к рублю. Многие годы российская экономика функционирует в условиях завышенных курсов иностранных валют к российскому рублю, что играет на руку экспортерам, однако тормозит импорт в Россию товаров и услуг, в том числе высокоточного оборудования и инновационных технологий. Следует заметить, что в период финансового кризиса Банк России существенно поправил свое финансовое положение. В результате продажи в конце 2008 г. части международных резервов по завышенному курсу Банк России заработал более 1 трлн. руб., отразив их в учете как нереализованную переоценку своих валютных активов и не заплатив при этом ни рубля в бюджет.
Таким образом, мировой финансовый кризис дополнил список угроз экономической безопасности страны, которые таят в себе некоторые действия Банка России. Это, прежде всего, неотработанная система рефинансирования реального сектора экономики, а также требующая дополнительного контроля со стороны государства валютная политика Центрального банка РФ.
3. Угрозы экономической безопасности могут возникать и в ходе исполнения Банком России других своих функций.
Банковская система призвана содействовать обеспечению экономической безопасности государства. В этих целях центральный банк страны осуществляет регулирование банковской деятельности и банковский надзор.
Банк России постоянно подстраивает банковскую систему к требованиям международных финансовых организаций, которые становятся все жестче. Эти ужесточения нередко приводят к отрицательным последствиям для кредитных организаций, что негативно сказывается на экономике страны. Предъявление Банком России иногда нереальных для российских условий требований к банкам нередко ведет к сокращению их количества, прежде всего, в регионах. В конечном счете, такие действия могут привести к тому, что экономика будет испытывать дефицит банковского обслуживания.
Необходимо подчеркнуть, что государственное регулирование банковской деятельности - задача весьма ответственная и сложная, поскольку в данной сфере частные и общественные интересы тесно переплетаются. Тем не менее очевидно, что при стабильной банковской системе в надежности каждой отдельно взятой кредитной организации заинтересован как ее конкретный клиент, так и все общество, поскольку крах даже одного достаточно крупного банка может в той или
иной степени привести к дестабилизации национальной экономики.
Таким образом, проведенный анализ деятельности Банка России подтвердил наличие сопутствующих ей рисков, которые в скрытой или явной форме представляют собой угрозу экономической безопасности страны.
Согласно законодательству Банк России подотчетен Государственной думе. Стратегия его деятельности утверждается Национальным банковским советом (НБС). Однако собирается Национальный банковский совет один раз в квартал. Его члены работают на общественных началах. Ни своего аппарата, ни своего аналитического центра НБС не имеет, поэтому текущие задачи Банк России зачастую ставит себе сам. В таких случаях существует риск превалирования его корпоративных интересов над общественными.
Отметим, что специально вопрос степени соответствия деятельности Банка России интересам государства никем не исследуется. Целью внешнего аудита является подтверждение параметров годового отчета ЦБ РФ. Счетная палата РФ осуществляет проверку счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона РФ "О государственной тайне". Внутренний аудит проводится службой главного аудитора Банка России, непосредственно подчиненной председателю Банка России [4]. В то же время в любой кредитной организации имеется назначаемая общим собранием акционеров (пайщиков) и действующая в их интересах ревизионная комиссия, а также служба внутреннего контроля, созданная по требованию Банка России на основе рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору [5], подотчетная Совету директоров кредитной организации.
Чтобы деятельность Банка России больше соответствовала интересам государства и общества, за ней следует установить более строгий государственный контроль.
В этих целях, по мнению автора, следует:
- установить обязательность для Банка России специального доклада о рисках, сопутствующих его деятельности, в ходе обсуждения и принятия в парламенте страны Основных направлений государственной денежно-кредитной политики;
- создать при Национальном банковском совете собственный компактный профессиональный аппарат, работающий на постоянной основе, а также ревизионную комиссию Банка России;
- по наиболее расходным для Банка России проектам, если их исполнение может серьезно повлиять на общее финансовое положение ЦБ РФ, предусмотреть возмещение его расходов за счет средств бюджета.
«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» предполагает, что укреплению экономической безопасности страны будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем ... создания комплексной системы контроля над рисками, включая проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики [6, ст. 54].
Для банковской сферы экономики данное утверждение будет верным только в том случае, если создаваемая система контроля над рисками будет включать и риски деятельности центрального банка страны - Банка России.
* * *
1. О типичных банковских рисках: указание оперативного характера ЦБ РФ от 23 июня 2004 г. N 70-Т.
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ.
3. Официальный сайт Банка России. ЦКЬ: www.cbr.ru
4. Положение об организации внутреннего аудита в ЦБ РФ: утв. приказом ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. N 02-140.
5. Система внутреннего контроля в банках: основы организации: рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору. Базель, 1998.
6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.