Научная статья на тему 'РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ'

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
риск-ориентированный подход / государственное регулирование экономики / бюджетная система / финансовый контроль / приоритезация рисков / цифровизация / risk-based approach / state regulation of the economy / budget system / financial control / risk prioritization / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Лариса Анатольевна, Троян Ирина Анатольевна

В статье рассматривается риск-ориентированный подход в качестве принципиально нового ориентира в реализации государственного регулирования экономики. Исследовано понятие риска и риск-ориентированного подхода, выявлены особенности применения данного подхода в системе регулирования экономики. Были проанализированы проблемы внедрения риск-ориентированного подхода в практику в государственном регулировании экономики, выявлены преимущества и недостатки данного подхода, что позволило обозначить направления его развития, которые могут быть адаптированы к деятельности бюджетных организаций в рамках выстраивания внутреннего контроля и применены органами власти на федеральном и региональном уровнях при реализации регуляторной экономической политики. Определено, что риск-ориентированная методика основывается на идентификации рисков, распределении их на группы, анализе и оценке их влияния для контроля, предотвращении и/или нивелировании негативных воздействий. Особое внимание уделено исследованию особенностей применения риск-ориентированного подхода в государственном регулировании экономики, в том числе процессов управления бюджетными средствами, регулирования развития страхового рынка, государственного финансового контроля, а также в части реализации национальных и региональных проектов. Подчеркнута необходимость изменения роли государственного регулирования, устанавливающего основные цели развития и мобилизующего для их достижения бюджетные финансовые ресурсы. Отмечено, что регулирование, основанное на рисках, может быть полезно на различных уровнях: стратегическом, оперативном и на уровне планирования, идентификации, мониторинга и обеспечения нивелирования влияния рисков. Показано, что развитие риск-ориентированного подхода в государственном регулировании экономики должно сопровождаться внедрением достижений цифровизации и активным использованием инновационных технологических решений с целью повышения гибкости, объективности, прозрачности, оперативности и эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кравченко Лариса Анатольевна, Троян Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK-BASED APPROACH IN STATE REGULATION OF THE ECONOMY

The article examined the risk-based approach as a fundamentally new guideline in the implementation of state regulation of the economy. The concept of risk and the risk-oriented approach was explored, and the features of the application of this approach in the system of economic regulation were identified. The problems of introducing a risk-based approach into practice in state regulation of the economy were analyzed. The advantages and disadvantages of this approach were identified. This made it possible to identify directions for its development that can be adapted to the activities of budgetary organizations as part of building internal control and applied by authorities at the federal and regional levels in the implementation of regulatory economic policy. It was determined that the risk-based methodology is based on identifying risks, distributing them into groups, analyzing and assessing their impact to control, prevent and/or mitigate negative impacts. Particular attention was paid to the study of the features of applying the risk-based approach in state regulation of the economy, including the processes of managing budgetary funds, regulating the development of the insurance market, state financial control, as well as in the implementation of national and regional projects. The need to change the role of government regulation, which sets the main development goals and mobilizes budgetary financial resources to achieve them, was emphasized. It is noted that risk-based regulation can be useful at various levels: strategic, operational and at the level of planning, identification, monitoring and ensuring the leveling of the impact of risks. It was shown that the development of a risk-based approach in state regulation of the economy should be accompanied by the introduction of digitalization achievements and the active use of innovative technological solutions in order to increase flexibility, objectivity, transparency, efficiency and efficiency.

Текст научной работы на тему «РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ»

УДК 338.24 doi 10.29039/2312-5330-2024-2-132-145

Кравченко Лариса Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории, Институт экономики и управления

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация. Троян Ирина Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории, Институт экономики и управления

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация.

Kravchenko Larisa Anatolyevna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Economic Theory,

Institute of Economics and Management,

VI. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Troyan Irina Anatolyevna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Economic Theory,

Institute of Economics and Management,

VI. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ

RISK-BASEDAPPROACH IN STATE REGULATION OFTHE ECONOMY

В статье рассматривается риск-ориентированный подход в качестве принципиально нового ориентира в реализации государственного регулирования экономики. Исследовано понятие риска и риск-ориентированного подхода, выявлены особенности применения данного подхода в системе регулирования экономики. Были проанализированы проблемы внедрения риск-ориентированного подхода в практику в государственном регулировании экономики, выявлены преимущества и недостатки данного подхода, что позволило обозначить направления его развития, которые могут быть адаптированы к деятельности бюджетных организаций в рамках выстраивания внутреннего контроля и применены органами власти на федеральном и региональном уровнях при реализации регуляторной экономической политики. Определено, что риск-ориентированная методика основывается на идентификации рисков, распределении их на группы, анализе и оценке их влияния для контроля, предотвращении и/или нивелировании негативных воздействий. Особое внимание уделено исследованию особенностей применения риск-ориентированного подхода в государственном регулировании экономики, в том числе процессов управления бюджетными средствами, регулирования развития страхового рынка, государственного финансового контроля, а также в части реализации национальных и региональных проектов. Подчеркнута необходимость изменения роли государственного регулирования, устанавливающего основные цели развития и мобилизующего для их достижения бюджетные финансовые ресурсы. Отмечено, что регулирование, основанное на рисках, может быть полезно на различных уровнях: стратегическом, оперативном и на уровне планирования, идентификации, мониторинга и обеспечения нивелирования влияния рисков. Показано, что развитие риск-ориентированного подхода в государственном регулировании экономики должно сопровождаться внедрением достижений цифровизации и активным использованием инновационных технологических решений с целью повышения гибкости, объективности, прозрачности, оперативности и эффективности.

Ключевые слова: риск-ориентированный подход, государственное регулирование экономики, бюджетная система, финансовый контроль, приоритезация рисков, цифровизация.

The article examined the risk-based approach as a fundamentally new guideline in the implementation of state regulation of the economy. The concept of risk and the risk-oriented approach was explored, and the features of the application of this

132

approach in the system of economic regulation were identified. The problems of introducing a risk-based approach into practice in state regulation of the economy were analyzed. The advantages and disadvantages of this approach were identified. This made it possible to identify directions for its development that can be adapted to the activities of budgetary organizations as part of building internal control and applied by authorities at the federal and regional levels in the implementation of regulatory economic policy. It was determined that the risk-based methodology is based on identifying risks, distributing them into groups, analyzing and assessing their impact to control, prevent and/or mitigate negative impacts. Particular attention was paid to the study of the features of applying the risk-based approach in state regulation of the economy, including the processes of managing budgetary funds, regulating the development of the insurance market, state financial control, as well as in the implementation of national and regional projects. The need to change the role of government regulation, which sets the main development goals and mobilizes budgetary financial resources to achieve them, was emphasized. It is noted that risk-based regulation can be useful at various levels: strategic, operational and at the level of planning, identification, monitoring and ensuring the leveling of the impact of risks. It was shown that the development of a risk-based approach in state regulation of the economy should be accompanied by the introduction of digitalization achievements and the active use of innovative technological solutions in order to increase flexibility, objectivity, transparency, efficiency and efficiency.

Keywords: risk-based approach, state regulation of the economy, budget system, financial control, risk prioritization, digitalization.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс формирования современной эффективной российской экономики сложен и многогранен, что обусловило необходимость обозначения целого комплекса приоритетов, которые следует учитывать органам государственного регулирования, предприятиям, организациям при осуществлении стратегического управления. Современные тенденции структурной и функциональной оптимизации административного аппарата государственного сектора экономики Российской Федерации (далее Ро ссии), а также задачи повышения качества управленческих решений на национальном и региональном уровнях становятся драйверами стремительного перехода к применению риск-ориентированного процедур в осуществлении государственного регулирования экономики. Фокус на риски и их приоритезацию все чаще используется государством при разработке и осуществлении регулирования экономики. Управление рисками помогает повысить эффективность и действенность регулирующих мер, что имеет решающее значение с точки зрения достижения общественных результатов на каждом этапе цикла регуляторной политики, одновременно сводя к минимуму нагрузку и непредвиденные внешние эффекты. Регулирование, основанное на рисках, направлено на защиту общественных благ, таких как безопасность, здоровье и окружающая среда, и в то же время позволяет избежать ненужного бремени для бизнеса. Актуальность риск-ориентированного подхода связана с потребностью государства активизировать предпринимательскую деятельность через ослабление давления на бизнес со стороны государственных контрольных и надзорных органов, с одной стороны. С другой стороны, такой подход позволяет не снижать эффективность государственного регулирования экономики. Проблема применения риск-ориентированного подхода носит междисциплинарный характер и достаточно часто рассматривается в экономических, политических, медицинских, социологических и других научных исследованиях [2, 4, 6, 18, 20, 26]. При этом следует отметить недостаток внимания к исследованию особенностей использования риск-ориентированного подхода в практике государственного регулирования в Российской Федерации. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Государство все чаще использует регулирование, основанное на рисках, чтобы адаптировать степень регулирующего контроля к фактическим рискам, создаваемыми секторами экономики, экономической деятельностью, институтами и внешними угрозами. Целью статьи является исследование теории и практики использования риск-ориентированного подхода в системе государственного регулирования экономики. МЕТОДЫ

В работе были использованы традиционные методы научного исследования, формирующие системный подход (абстрагирования, сравнения и сопоставления, группировки). Из числа общенаучных методов познания применены индукция и дедукция — при рассмотрении предпосылок перехода к практике применения риск-ориентированного подхода в государственном регулировании, анализа—для изучения теоретических воззрений по повышению эффективности государственного регулирования экономики, синтеза и графический метод—для обобщения результатов исследования и обоснования их практического применения.

133

РЕЗУЛЬТАТЫ

Современная экономическая наука находится в поиске путей повышения благосостояния и качества жизни. Различные школы предлагают свои рецепты идеальной экономической системы, вступая в дискуссию по ряду вопросов, включая отношение к государству как к основному экономическому агенту. Сегодня в национальной экономике возрастает роль государственного регулирования, устанавливающего основные цели развития и мобилизующего для их достижения бюджетные финансовые ресурсы, превышающие в некоторых случаях половину ВВП. Экономическое регулирование осуществляется, прежде всего, путем воздействия государства на рыночные отношения с целью предотвращения или устранения недостатков рынка. Только государство может проводить такую работу, используя инструменты и методы, накопленный мировой опыт и имеющиеся научные знания об экономическом развитии [1].

В научной литературе существует множество определений государственного управления и регулирования, которые часто разграничивают. Государственное управление рассматривают как общее воздействие государства на социально-экономические процессы, детерминирующее стратегическое развитие, а государственное регулирование определяют, как часть государственного управления, осуществляемое на оперативном уровне для реализации стратегических целей посредством системы нормативных актов и правил поведения хозяйствующих субъектов [2].

«Мы полагаем, что государственное регулирование экономики — это система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе согласования интересов субъектов национальной экономики, а также комплекс форм и методов поддерживающей, компенсирующей и регулирующей деятельности государства, направленной на стабилизацию и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям. Научное представление о сущности государственного регулирования может быть полным лишь при рассмотрении его в качестве структурного элемента всего хозяйственного механизма, эволюционно развивающегося во взаимосвязи с рыночным саморегулированием, адекватно реагирующего на изменения внешней среды за счет использования более совершенных методов воздействия, рационального выбора приоритетов и целей в каждом конкретно-историческом периоде развития национальной экономики» [3].

В деятельности человека, общества, государства всегда возникают различные риски, которые, как правило, обусловлены неопределенностью рассматриваемой ситуации. Весьма важно понимать природу риска, который определяется, прежде всего, характером неопределенности, который нельзя сводить только к вероятностной природе [4]. Термин «риск» многомерен, он применяется в разных контекстах, имеет множество способов его оценки. «Риск» часто коррелируют с категорией «опасность», «неопределенность» или «вероятность (вреда)». Также ученые отмечают, что эти «понятия нетождественные и даже противоположные, уточняя, что опасность создают внешние условия, которые для хозяйствующего субъекта неизбежны, т.е. они для него носят объективный характер, а риск создается собственными действиями, желаниями, т.е. он субъективен» [5].

Тема рисков в экономике в последние годы приобретает все большую популярность. Исследованию риска в экономической науке посвящено значительное количество работ, однако, в большей части из них рассматривается предпринимательский риск, и, соответственно, изучена категория риск-менеджмента в бизнесе, предпринимательских и инвестиционных проектах. Любую управленческую деятельность — как в частнопредпринимательском, так и в государственном секторе экономики, всегда и повсеместно сопровождают различные по характеру риски. Так, риски в деятельности органов государственной власти можно разделить на эндогенные, то есть возникающие в самой системе управления в результате определенных ошибок при принятии решений, некомпетентности руководителей и проявлений коррупции. Риски являются экзогенными, если они возникли вне самой системы управления в результате действия природных и техногенных факторов, международного экономического и политического давления и других негативных факторов. Но и те, и другие можно считать в разной степени «управляемым» с использованием инструментов как экономического, так и неэкономического характера [6].

Однако в целом, когда обсуждается категория общественного риска в широком смысле, то он определяется как сочетание вероятности причинения вреда любого рода и потенциальной вели-

134

чины степени урона. Нормативные акты, как правило, идентифицируют потенциальный вред (телесный, экологический, финансовый и т.д.). Следует отметить, что и государственное регулирование экономики направлено на устранение многих опасностей — промышленных загрязнений и взрывов, пищевых отравлений, пожаров и обрушений зданий, маркетингового мошенничества, уклонения от уплаты налогов и т.д. Не все из них одинаково серьезны, и вероятность того, что каждое из них действительно произойдет, сильно различается. Следовательно, сравнивать уровень приоритетности регулирования различных экономических сфер, секторов, институтов или учреждений, исходя из причиненного вреда, по своей сути сложно. И в этом контексте, важно отметить, что риск может позволить рассмотреть эффективное распределение ресурсов на стратегическом уровне (между различными направлениями, такими как охрана окружающей среды, безопасность пищевых продуктов, государственные доходы, финансовый кризис, техническая безопасность и т.д.), а также определить приоритетность регулятивного вмешательства в конкретных случаях, между различными секторами экономики и учреждениями, что является гораздо более частой практикой. Таким образом, риск может быть использован как своего рода единица измерения, позволяющая легко конвертировать и сравнивать относительную «ценность» различных мер регулирования с точки зрения, к примеру, экономического воздействия.

Проецируя изучение рисков в сферу государственного регулирования экономики, неизбежно сталкиваются с отсутствием весомых теоретических наработок и четкой терминологии. Рассмотрение риска встречается в стандарте менеджмента качества в органах государственной власти ГОСТ Р 56557-2015: он определяется как возможность наступления некоего неблагоприятного события в результате действий органов власти и их уполномоченных лиц, когда отсутствует уверенность в положительном исходе ситуации [7]. Интересным считаем подход определения риска бюджетного процесса как дестабилизирующего фактора экономического развития (к примеру, экономический кризис, падения курса национальной валюты, ошибки или недобросовестная работа государственных служащих [8]. «Риск» в терминологии близкой к государственному сектору экономики означает «возможность наступления негативного эффекта, связанного с нарушением исполнения государственным органов своих полномочий в определенной сфере: в бюджетной, законодательной, административной и т.д.» [9].

Риск в сфере государственного регулирования экономики формируется под воздействием совокупности неопределенных факторов, которые негативно влияют на выполнение задач и результатов исполнения государственной политики. Кроме того, регулирующим органам необходимо понимать источники и факторы риска, чтобы определить соответствующие точки вмешательства, прежде чем принять решение о лучшем инструменте (или комбинации инструментов) для его контроля. Некоторые проблемы требуют масштабного, широкого и раннего вмешательства, тогда как другие требуют более целенаправленного подхода.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод, используемый в различных областях для оценки и устранения рисков, связанных с деятельностью или процессами, включая выявление, определение приоритетов и управление рисками. Этот подход особенно важен в борьбе с серьезными внешними и внутренними угрозами, связанными с замороженными отечественным активами за рубежом, санкциями, коррупционной деятельностью, взяточничеством, финансовым мошенничеством, недовыполнением бюджета, нецелевым использованием денежных средств в рамках национальных и региональных проектов. Федеральный закон Российской Федерации определяет «риск-ориентированный подход как способ организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором уровень и интенсивность контрольных мероприятий ставится в зависимость от отнесения субъекта контроля к одному из уровней риска или классов опасности» [10].

Целью риск-ориентированного подхода являются более действенное и эффективное распределение ресурсов, более чёткие и конкретные требования, целенаправленные меры и гибкие рамки, которые можно применить к изменяющимся рискам, в том числе для надзорных органов и финансовых учреждений. Применение риск-ориентированного подхода предоставляет государственным органам возможность сосредоточить усилия на повышенных рисках. Оценка рисков предусматривает совместные усилия соответствующих министерств, надзорных, правоохранительных ре-

135

гулирующих органов, финансовых учреждений и т.д. При этом, действительно, значительное внимание уделено риск-ориентированному подходу в государственно-надзорной деятельности в сфере финансов, что во многом связано с серьезными проблемами в административной структуре органов государственного финансового контроля в России, важнейшей из которых является громоздкий аппарат ведомств со схожими функциями. И обозначенный закон является одним из шагов модернизации действующей модели государственного финансового контроля. «В 2024 году количество индикаторов риска для предупреждения нарушений требований законодательства увеличится до 500. Это ускорит переход к «умным» проверкам бизнеса, когда контролирующий орган посещает объект только в случае потенциального нарушения требований, при срабатывании индикатора риска. Такая практика снижает административную нагрузку на предпринимателей. Развитием риск-ориентированного подхода в рамках реформы контрольной деятельности занимается Министерства экономического развития России при поддержке Правительства Российской Федерации» [11].

Кроме того, и другие регулирующие органы государства все чаще обращаются к подходу, основанному на оценке рисков, а не к предписывающим мерам и соблюдениям требований, и в этом контексте риск-ориентированный подход имеет существенные преимущества. Так, с точки зрения улучшения способности регулирования и достижения намеченных результатов, а также минимизации бремени и непредвиденных побочных эффектов, которые оно создает, риск является ключевым инструментом. Риск-ориентированный подход позволяет лучше сформулировать, на что направлено данное регулирование (снижение или управление риском), лучше спроектировать содержание и механизмы регулирования (на основе причин и характеристик рисков), нацелиться на более эффективные применяемые меры по обеспечению их соблюдения и реализации (в областях, секторах, институтах и т. д., где представляется наибольший риск). Таким образом, он должен способствовать выполнению важных функций государственного регулирования: определению и оценке рисков, эффективному управлению рисками, анализу результатов.

Вместе с тем, следует отметить и имеющиеся недостатки риск-ориентированного подхода. Препятствия на пути внедрения регулирования, основанного на риске, включают сопротивление в учреждениях с культурой «неприятия риска», общественное давление, зависимость от выбранного пути, отсутствие необходимых инструментов и ресурсов и т. д. Некоторые из них происходят из неправильных представлений о регулировании, основанном на риске, а также как переоценка того, насколько на самом деле эффективно «нерисковое» регулирование. Кроме того, и восприятие риска каждым субъектом и институтом различны, к тому же и сами риски для них могут варьироваться. Соответственно, для каждого субъекта будет неэффективно применять одинаковые меры контроля и на практике риск-ориентированное планирование осуществляется каждым органом власти самостоятельно. На практике подход регулирующих органов к управлению рисками весьма индивидуальным и зависит от конкретных рисков, с которыми они сталкиваются.

Существует два ключевых элемента успешного подхода к регулированию, основанного на риске: обеспечение того, чтобы нормативные акты разрабатывались и составлялись с учетом рисков; и, что деятельность регулирующих органов по соблюдению и обеспечению соблюдения требований основана на риске, который представляют конкретные предприятия и виды деятельности. Субъектам следует выполнить несколько шагов, чтобы следовать подходу, основанному на риске, таких как определение и оценка рисков, внедрение процессов контроля, соответствующих уровням риска и другие (рис. 1).

Построение иерархической структуры рисков с определением риск-индикаторов, причин и возможных последствий от наступления рисковых событий является наиболее востребованной методикой анализа рисков. Оценка рисков является ключевым компонентом управления рисками и выполняется для выявления потенциальных рисков. В качестве важнейшего шага следует назвать разбивку по приоритетности рисков по секторам или по видам деятельности. Приоритеза-ция рисков представляет собой объективную и основанную на больших данных оценку рисков с последующим распределением их на группы по степени важности и вероятности наступления. Однако, если доступны данные для анализа рисков и определения их приоритетности, необходим

136

Контроль и мониторинг

л

Разработка

Качественный и направлений

количественный I—

анализ

] рекомендаций и

¿1

Приоритизация рисков

(Идентификация

Рис. 1. Этапы риск-ориентированного подхода в государственном регулировании экономики

(Составлено авторами)

более дифференцированный, основанный на больших данных, подход к оценке рисков и определению целевых показателей.

Качественный и количественный анализ всех рисков невозможен сегодня без использования новых цифровых технологий и искусственного интеллекта для улучшения обмена и анализа данных. Риск следует оценивать объективно и на основе данных. За последние годы были достигнуты значительные успехи, в том числе за счет использования машинного обучения для улучшения анализа данных, а многие юрисдикции и службы внедрили новые инструменты и методы, основанные на оценке рисков, в том числе в контексте Соу1ё-19. Оценка рисков может служить для определения приоритетности усилий по регулированию и адаптации выбора и разработки инструментов регулирования — как внутри, так и между сферами регулирования. Речь идет не только о понимании уровня риска, но и о характеристиках каждого риска, чтобы разработать адекватные меры регулирования.

Одним из важнейших этапов риск-ориентированного подхода является разработка рекомендаций и направлений по возможностям предотвращению рисков и нивелированию последствий возникающих угроз, составление плана реагирования на риски с детализацией бюджета, сроков реализации запланированных мероприятий и их соответствие выбранной стратегии реагирования на риски. Контроль и мониторинг должен соответствовать принципам адекватной гибкости и оперативности изменения решений, что должно способствовать значительному улучшению результатов государственного регулирования.

В то же время, следует выделить ряд проблем, которые возникают при «внедрении риск-ориентированного подхода в практику государственного регулирования: разнообразие и сложность объектов регулирования; разнонаправленное понимание сути риск-ориентированного подхода регулирующими органами; низкая прозрачность регуляторной политики и деятельности объектов регулирования; некоторые риски могут возникнуть в процессе регулирования, при внедрении определенных норм» [2]. Внедрение риск-ориентированного подхода в практику надзорной деятельности также выявило ряд проблем, которые связаны с взаимодействием надзорных органов и бизнеса, с потребностью постоянного мониторинга объектов с целью своевременной корректировки категорий, что требует временных и трудовых ресурсов, а также постоянного изучения сотрудниками меняющихся нормативных документов.

Внедрение подходов к регулированию, основанных на оценке рисков, неравномерно распространено по странам и функциям регулирования и часто ограничивается этапами цикла регулятор-ной политики, секторами и т.д. В целом за последние годы достигнут значительный прогресс в распространении регулирования на основе рисков на новые отрасли, области регулирования, а также в применении инновационных практик и инструментов для улучшения понимания и оценки рисков (например, интеграция данных и машинное обучение), и использовании его более последовательно — от стратегического уровня до оперативного регулирования. В странах с развитой экономикой, где данные, необходимые для анализа рисков и определения их приоритетности, доступны регулирующим органам, можно ожидать более дифференцированный подход к оценке и определе-

137

нию рисков — например, чтобы он применялся к каждому хозяйствующему субъекту или объекту (объекту, учреждению). индивидуально, исходя из присущих характеристик и факторов. При-оритезация рисков, осуществляемая исключительно по секторам или видам деятельности, может быть полезным первым шагом к улучшению в тех случаях, когда оценка рисков начинается «с нуля» и при наличии ограниченных или отсутствующих данных для обоснования этой работы, она не является оптимальной и недостаточной в долгосрочной перспективе.

Внедрение риск-ориентированного подхода проводится в отношении любых проверок, выполняемых надзорными органами. Это может быть надзор в сфере: трудового права; охраны труда; противопожарных мероприятий; санитарно-эпидемиологических служб; миграции; транспорта; медицины; образования и т.д. Обязательными сферами являются: экология; строительство; ЖКХ; защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение сохранности автомобильных дорог; регулирования цен; оценка технического состояния и эксплуатация самоходных машин и других видов техники, аттракционов. Ключевыми блоками применения риск-ориентированного подхода в государственном регулировании экономики считаем проектную сферу в части реализации федеральных и региональных проектов, а также финансовую и бюд-жетно-контрольную деятельность органов власти. «Одним из направлений совершенствования риск-ориентированного подхода в практике управления национальными проектами является внедрение методики оценки качества администрирования национальными и входящими в их состав федеральными проектами» [12]. В данном контексте факторами риска недостижения целевых показателей по государственной программе будут являться низкое качество организации ключевых мероприятий государственной программы, а также несвоевременное внесение изменений в паспорт государственной программы в отношении объемов, сроков и этапов реализации государственной программы [13]. «На фоне динамических изменений более четко актуализируются задачи поиска и применения методов, разработки механизмов для результативного сочетания системы государственного регулирования и саморегулирования при реализации проекта, соблюдения установленных нормативно-правовых актов, что позволит определять эффективность расходования целевых финансовых ресурсов при реализации программ (проектов). Одним из эффективных инструментов государственной финансовой политики является финансовый контроль, соблюдающий законность и целесообразность реализации программ на всех уровнях бюджетной системы, в которой все подчинены единым требованиям и процедурам во всех звеньях системы» [14]. Применение риск-ориентированного подхода в сфере государственного финансового контроля, в том числе бюджетного позволяет органам власти действовать на опережение, выявляя потенциальные угрозы, и предотвращать их, либо нивелировать их влияние через профилактических меры и контрольные мероприятия.

Концепция повышения эффективности бюджетных расходов России в 2019-2024 гг предполагает, в том числе, применения риск-ориентированного подхода в государственном регулировании и контроле бюджетно-финансовых отношений. Одна из задач определена как «профилактика рисков для бюджетной системы Российской Федерации, в том числе посредством заблаговременного обнаружения и принятия мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков» [15]. И в данном контексте ключевую роль играет развитие цифровизации, а именно возможности быстрого обмена данными и их анализа на основе развитой технологической базы. Увеличение объема бюджетных расходов и расширение сфер их использования — современный вектор бюджетной политики России. Активная государственная поддержка бизнеса, которая до недавнего времени оценивалась как негативное явление, противоречащее принципам рыночной экономики, сегодня считается необходимым элементом экономической политики. Это означает возрастающую важность риск-ориентированного подхода в управлении государственными финансами, как со стороны финансовых органов, так и со стороны контрольных органов [16].

В сфере бюджетного регулирования элементы риск-ориентированный подхода несут существенные преимущества. «Во-первых, это позволит избежать избыточного вмешательства органов публичной власти в развитие регионов, рынков и иные экономические и социальные процессы. Во-вторых, он обеспечит выявление проблем и угроз, которые с высокой степенью вероятности возникнут в будущем, и будет способствовать выработке механизмов противодействия им» [17].

138

Для того, чтобы своевременно устранить риски бюджетных правонарушений, таких как нарушения требований законодательства в сфере закупочной деятельности, нарушения правил ведения бухгалтерского учета, нарушения условий использования межбюджетных трансфертов, важно сформировать единую модель управления рисками, применимую на всех уровнях бюджетной системы. В основе данной модели заложена карта взаимосвязанных рисков, сгруппированных по значимости и вероятности наступления.

Важной областью применения риск-ориентированного подхода является повышение прозрачности финансовых операций при одновременном снижении действия «теневого» сектора и пресечении недобросовестной конкуренции. Применение риск-ориентированного подхода при планировании налоговых проверок позволяет существенно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков. При проведении контрольно-аналитических мероприятий налоговая служба ориентирована на минимизацию издержек налогоплательщика, связанных с представлением информации, и в первую очередь использует данные своих информационных ресурсов и других государственных ведомств. Риск-ориентированный подход значительно сокращает процесс невыполнения контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении компаний, которые не представляют возможности сокрытия налоговой базы. Налоговый контроль с использованием риск-ориентированного подхода позволяет добиться повышенного уровня ответственности и финансовой грамотности налогоплательщиков и своевременно собирать обязательные платежи, налоги и отчисления в бюджетную систему [18].

Банк России планомерно внедряет риск-ориентированный подход к регулированию российского страхового рынка, учитывающий современные международные практики, в том числе требования к оценке стоимости и учету рисков активов и обязательств, страхового риска, к корпоративному управлению и раскрытию информации. В рамках этого процесса поэтапно вводятся новые регулятор-ные требования к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков. В целях минимизации системных рисков, генерируемых страховыми компаниями и способными оказать влияние на деятельность не только страхового, но и в целом финансового рынка следует разработать меры по усилению риск-ориентированного надзора за деятельностью субъектов рынка [19].

Рассматривая применение риск-ориентированного подхода в государственном регулировании внешней миграции, ученые отмечают, что объектом управленческого воздействия станет весь миграционный процесс от подготовки к прибытию на территорию РФ до приобретения гражданства, что создаст условия для купирования рисков конфликтогенности, сопутствующих массовой миграционной мобильности. При этом также полагают, что реализация принципа риск-ориентированного подхода в рассматриваемой сфере представляется достаточно сложной, и должна быть соответствующим образом дифференцирована [20].

Опыт государственного регулирования российской экономики обнаружил, что и кризис Соу1ё-19, и антироссийские санкции выявили серьезные сложности для оперативного реагирования на возникающие угрозы и вызовы в том числе, когда оно не пропорционально риску или, когда компромиссы между различными рисками не идентифицированы и предусмотрены должным образом. В данном случае риск-ориентированный подход способствует обеспечению и управлению гибкостью регулирования в чрезвычайных ситуациях, а также использования новых технологий.

Риск-ориентированный подход может повысить эффективность, результативность и прозрачность на трех уровнях:

• на стратегическом уровне (при принятии решений, касающихся секторов и сфер регулирования);

• на оперативном уровне (путем принятия решений о том, какие инструменты использовать и на каких субъектах);

• на уровне планирования, идентификации, мониторинга и обеспечения нивелирования влияния рисков (решая, какие ведомства и институты регулировать и проверять, и как это делать).

Оценка стратегических рисков обычно происходит на начальных этапах жизненного цикла регулирования или во время анализа существующих нормативных актов, когда государственные политики и лица, принимающие решения, активно выявляют проблемы и риски и разрабатывают меры реагирования. Такая оценка может помочь в принятии решения о целесообразности и сте-

139

пени регулирования, необходимого для защиты или содействия общественному благосостоянию. Это может быть оценка рисков регулирования отдельного экономического сектора (финансов, производства, агробизнеса), сферы национального хозяйства (безопасность пищевых продуктов, охрана труда, охрана окружающей среды), предпринимательской деятельность (доставка грузов, переработка продуктов питания, продажа галантерейных товаров) или их комбинации (охрана труца в конкретном секторе). Определение того, что сектор или деятельность требует регулирования, тесно коррелирует со степенью регулирующего вмешательства государства, необходимого для смягчения рисков.

При оценке риска в оперативной деятельности государственного регулирования экономики важно максимально адаптивно и гибко выбирать меры и инструменты регулирования для управления риском. Альтернативные инструменты регулирования для обеспечения соблюдения требований и достижения результатов могут варьироваться от прямых или ограничивающих вариантов (таких как предварительные разрешения и предварительные проверки) до более легких инструментов (таких как требования к регистрации). Примерами оперативных регуляторов рисков могут быть нормативные (обязательный предварительный контроль: регистрация, разрешения, лицензии, проверки; сертификация третьей стороной: стандарты, саморегулирование со стороны промышленности), альтернативные (необязательные стандарты и саморегулирование со стороны промышленности и профессиональных ассоциаций). Риск-ориентированный подход в государственном регулировании экономики может основываться на простой, но эффективной матрице распределения рисков для определения соответствующих инструментов регулирования на основе уровней риска, целей регулирующих органов. Создание матрицы рисков не должно быть сложной задачей.

Планирование, идентификация и мониторинг представляет собой процесс выявления, анализа и оценки рисков в системе государственного регулирования экономики. В данном контексте важно установить стратегическую основу для минимизации и нивелирования последствия влияния рисков, сформировать базу данных субъектов регулирования, провести системную оценку рисков, классифицировать объекты по категориям риска. «Пирамида рисков» может быть полезным инструментом классификации для получения общей картины, необходимой для планирования рисков.

В России законодательство делит все риски на шесть категорий — от низкого до чрезвычайно высокого. К объектам высокого и чрезвычайно высокого рисков относятся социальные, промышленные объекты, а также отдельные виды предпринимательской деятельности. Иными словами, это всё, что в случае сбоя или выхода из строя может причинить стране и людям максимальный вред. Чтобы отнести компанию к одной из категорий риска, учитывают два параметра. Первый

— тяжесть негативных последствий при нарушении требования закона. Второй — вероятность, что компания допустит нарушение. Если вместо категории риска определяют класс опасности, учитывают только первый критерий. Всего выделяют 6 классов опасности согласно риск-ориентированному подходу: 1 — чрезвычайно высокий; 2 — высокий 3 — значительный; 4 -средний; 5

— умеренный; 6 — низкий. Если по результатам оценки рисков предприятие отнесено сразу к нескольким классам, то окончательным будет более высокий. При этом на особо рисковые предприятия не распространяется мораторий на проверки [21].

Применение риск-ориентированного подхода при проведении проверок бизнеса привело к повышению их эффективности. В 2023 году рост ВВП в России составил 3,6% и одним из факторов роста экономики является снижение регуляторной нагрузки на бизнес, благодаря чему предприниматели могут экономить порядка 200 млрд рублей ежегодно. Реформа контрольно-надзорной деятельности началась в 2019 году Из действующих на тот момент 318 тыс. норм и правил были отменены 143 тыс., остальные актуализированы. Мораторий на проверки бизнеса, введенный в 2022 году, стал одной из действенных мер поддержки экономики со стороны государства в условиях санкционного давления. При этом, мораторий не означает вседозволенность для бизнеса, и надзорные органы имеют необходимый набор инструментов для осуществления контроля за деятельностью бизнеса в виде проверок на основании риск-ориентированного подхода и профилактических мероприятий.Благодаря переходу на профилактику правонарушений и развитию риск-ориентированного подхода проверки с 2019 года сократились в 5 раз до 353 тыс. в 2023 году. В 2024

140

году план проверок в 1,8 раза ниже объёма 2023 года, и в 2,5 раза меньше аналогичного показателя 2022 года, а эффективность проведения проверок в России на основании риск-ориентированного подхода составляет 89%, эффективность традиционных проверок — только 52%. [22]. В результате в 2023 году была проведена экспертная оценка 50 нормативных правовых актов из десяти отраслей экономики, что более чем в три раза превышает результат работы в 2022 году. За 2022 год 345 проектах по стране были выявлены избыточные требования к предпринимателям, а общая сумма выявленных потенциальных издержек бизнеса составила 500 млрд рублей. При этом в 2023 году высокий уровень регуляторной политики показали 80% российских регионов [23].

Риск-ориентированный подход смещает вектор контроля с наказаний за нарушения на их профилактику Минэкономразвития России согласовал более 3 0 индикаторов риска нарушений обязательных требований законодательства, разработанных федеральными органами контроля, еще около 6070 утвердят до конца 2024 года и количество индикаторов риска для предупреждения нарушений требований законодательства увеличится, что позволит снизить административную нагрузку на бизнес и ускорит переход к «умным» проверкам, при которых контролирующий орган посещает объект только в случае потенциального нарушения. Также в 2024 году в сфере государственном регулировании экономической деятельности будет использован механизм дистанционных проверок с использованием специального мобильного приложения "Мобильный инспектор", в рамках которого не менее 20% от общего количества проверок будут проводиться с помощью видеосвязи. Также доказали свою эффективность следующие механизмы управления контрольной деятельностью: цифрови-зация системы управления; досудебное обжалование и аудит. В ближайшие два года правительство планирует: расширить количество индикаторов риска; внедрить механизм заключения соглашений об устранении нарушений вместо штрафов. К 1 января 2025 года переход на риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности должен завершиться [24].

В России в настоящее время риск-ориентированный подход тесно взаимосвязан с цифровыми инструментами и нейронными технологиями, в случае, если налажен обмен информацией с аналогичным элементом системы управления рисками в организации, который отслеживает потенциальные угрозы. Базой государственного регулирования экономики, основанного на рисках, является фокус на большие данные, поскольку риск должен оцениваться объективно, насколько это возможно. Доступность данных является ключом для более системного и тщательного анализа рисков, особенно в практике планирования на основе рисков к инспекциям регулирующих органов. Десятилетиями подробные данные о субъектах и учреждениях, находящихся под надзором, зачастую отсутствовали, не были оцифрованы, не обновлялись и т.д. Различные службы хранили части соответствующих данных и не обменивались ими. Результаты проверок часто невозможно было систематически анализировать для обновления методов оценки рисков, поскольку они были бумажными или текстовыми, или были недостаточно подробными и т.д. Развитие цифрового правительства, прогресс в вычислительной мощности и методах, распространение технологий и навыков, эволюция системы государственного управления и т. д. привели к ситуации, когда эти ограничения значительно уменьшены, и как «уже известные» передовые методы могут использоваться более широко, так и новые, инновационные методы могут быть успешно реализованы. Более того, непосредственно субъекты в России должны обеспечить, чтобы их политика и процедуры соблюдения требований риск-ориентированного подхода были пропорциональны рискам, с которыми они сталкиваются. Постепенно ситуация с цифровизацией в органах государственного регулирования экономики меняется, уже сейчас велика доля закупки (или аренды) программного обеспечения, в том числе отечественного, для оптимизации своей деятельности (рис. 2).

Следует отметить, что принятие некоторых управленческих решений и на базе искусственного интеллекта становится все более распространенным. «Использование риск-ориентированного подхода тесно коррелирует по ожидаемым результатам с трендами цифровизации и других способов и технологий оптимизации экономической деятельности. Речь идет о целях оптимизации использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, снижения издержек, повышения результативности деятельности государства» [26]. Ожидается, что искусственный интеллект сможет помочь оптимизировать процессы контроля, снизить риск человеческих ошибок и более

141

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

■ Фонды

■ Исполнительная власть в Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Исполнительная власть субъектов Российской Федерации

■ Местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований)

Рис. 2. Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения, 2022 г, % (Составлено по

данным [25])

эффективно выявлять подозрительные транзакции. Удаленные, «виртуальные» проверки потенциально могут сэкономить время и ресурсы для регулирующего надзора, повысив его эффективность. Технологические усовершенствования (например, дистанционные датчики, дроны, спутниковая съемка и т. д.) также открывают возможности для наблюдения за экономической деятельностью и/или ее воздействием удаленно и постоянно, без участия человека непосредственно. Новые технологии могут облегчить обмен данными и улучшить анализ, в том числе за счет использования комбинации частных и общедоступных данных, но для этого необходимо адекватно решать вопросы доверия и конфиденциальности. ВЫВОДЫ

Задача, как для государства, так и для общества заключается в признании того, что не все риски могут быть устранены посредством регулирования и что иногда может потребоваться найти компромисс между снижением риска и нормативным бременем. Это может быть особенно актуально для малого бизнеса, который может столкнуться с непропорциональным воздействием жесткого регулирования. Регулирование, основанное на рисках, должно быть пропорциональным, последовательным, целенаправленным, прозрачным, подотчетным и гибким, при этом регулирующие органы должны правильно понимать решение существующей проблемы, прежде чем разрабатывать решение, а также верно оценивать связанные с этим риски. При правильной реализации риск-ориентированный подход способствует решению таких задач: достижение целей государственной экономической политики, снижение регуляторной нагрузки на предприятия с низким уровнем риска и органы власти, оптимизация использования ограниченных государственных ресурсов, повышение подотчетности, прозрачности, предсказуемости и последовательности в принятии управленческих решений, формирование доверия к регуляторной деятельности государства со стороны бизнеса и населения.

142

81,7

Разработка и реализация регулирования с ориентацией на риски является важным подходом к повышению эффективности, усилению результативности и снижению административного бремени. Регулирование, основанное на рисках, в первую очередь сосредоточено на результатах, а не на конкретных правилах и процессах. Управление рисками в государственном регулировании экономики позволит планировать и обеспечивать достижение первоочередных целей развития экономики и усиления национального экономического суверенитета. Независимо от уровня и масштаба применения риска, он является инструментом сравнения и, следовательно, определения приоритетов для более эффективного распределения ресурсов и усилий.

Применение риск-ориентированного подхода в государственном регулировании экономики может повысить его эффективность, результативность и прозрачность: на стратегическом и оперативном уровнях, а также при планировании, идентификации и мониторинге. Такой вариант взаимодействия предпринимателей и власти подразумевает, что контроль за компаниями надзорные службы должны выполнять, исходя из оценки рисков. Частота проверок и вменяемых штрафов за нарушения должна быть пропорциональна уровню риска здоровья сотрудников и вреда имуществу То есть усилия контролирующих ведомств должны быть сконцентрированы на наиболее значимых нарушениях и в отраслях с высокой вероятностью возникновения внештатных ситуаций. При этом для безрисковых предприятий власти должны ограничиться профилактическими мерами, поскольку полный контроль за всеми участниками бизнеса трудоемок и нецелесообразен. Важно понять, где пределы универсальности применения данного подхода и не сводить внедрение новой модели проверок только к сокращению административного давления на бизнес. Модификация риск-ориентированного метода может быть адаптирована к различным секторам экономики и внедрена во всех регионах страны. Более широкое применение риск-ориентированного подхода и следование тем нормам, которые направлены на его реализацию, позволят создать благоприятные условия для оздоровления экономической конъюнктуры и инвестиционного климата в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Князев, Ю. К. Объективные и субъективные факторы в современной экономике / Ю. К. Князев // Журнал экономической теории. — 2021. — Т. 18, № 1. — С. 127-140. — DOI 10.31063/2073-6517/2021.18-1.9. — EDN UBRCSL.

2. Орлова Л.Н. Применение риск-ориентированного подхода в практике государственного регулирования (на примере электроэнергетического комплекса) / Л.Н. Орлова, Д.А. Васильев // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2020. — № 12-3. — С. 584-592. — DOI: 10.17513/vaael.1552. — EDN: RZGVDR

3. Кравченко, Л. А. Эндогенная парадигма государственного регулирования современной экономики / Л. А. Кравченко, Е. Г. Гиндес, М. С. Абибуллаев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2020. — № 1(50). — С. 230-238. — EDN FFUSLJ.

4. Омельченко В.В. Информационное обеспечение системы государственного управления национальными ресурсами: риск-ориентированный подход / В.В. Омельченко // Правовая информатика. — 2019. — № 1. — С. 4-17. — EDN: CVTGBA.

5. Авдийский, В. И. Научно-теоретические аспекты риск-ориентированного подхода в системе обеспечения экономической безопасности / В. И. Авдийский // Проблемы анализа риска. — 2017. — Т. 14, № 5. — С. 20-29. — EDN ZSHVFN.

6. Иванов О. Б. Риск-ориентированное управление в системе публичной власти в России / О. Б. Иванов, Е. М. Бухвальд // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика . — 2021. — № 4. — С.25-42. — DOI: 10.24412/2071-6435-2021-4-25-42. — EDN: YNJPEM

7. ГОСТ Р 56577-2015 Системы менеджмента качества органов власти. Требования. — URL: docs.cntd.ru/ document/1200124219 (дата обращения: 14.06.2024).

8. Алфименко С. С. Риски бюджетного процесса: от совершенствования понятийного аппарата к методологии и минимизации / С. С. Алфименко // Известия Санкт-Петербургского государственного университета. —

2020. — № 1 (121). — С. 135-143. — EDN: BYYCLJ.

9. Савина Н. В. Риск-ориентированный внешний и внутренний государственный финансовый контроль: общее и частное в подходах к осуществлению / Н. В. Савина, Ю. С. Пипия // Бухучет в здравоохранении. —

2021. — № 5. — С. 25-35. — DOI 10.33920/med-17-2105-03. — EDN UCQRQF.

10. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Консультант Плюс. — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ 58672404e5897f38d20be06de33c4570c75d2897/ (дата обращения: 14.06.2024).

143

11. Министерство экономического развития Российской Федерации. Официальный сайт. — URL: www.economy.gov.ru/material/news/v_pervom_kvartale_minek_soglasoval_bolee_30_novyh_indikatorov _riska.html (дата обращения: 14.06.2024).

12. Кириченко И.А. Направления совершенствования риск-ориентированного подхода в практике управления национальными проектами / И.А. Кириченко // Экономическая безопасность. — 2022. — Том 5, № 4. — С. 1451-1464. — DOI: 10.18334/ecsec.5.4.115024. — EDN: LLJFIW.

13. Гулько, А. А. О риск-ориентированном подходе в государственном финансовом контроле / А. А. Гуль-ко, А. Н. Дронова // Вектор экономики. — 2019. — № 2(32). — С. 43. — EDN KNBHKD.

14. Борщ, Л. М. Финансовый контроль в процессе реализации региональных целевых программ / Л. М. Борщ, М. А. К. Джалал // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. —2023. — № 1(62).—С. 5-18. — EDN MCUGLR.

15. Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг.: Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р. — URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72064730/ (дата обращения: 14.06.2024).

16. Балтина А.М. Реализация риск-ориентированного подхода в управлении государственными финансами // Вестник Академии знаний. — 2023. — № 6 (59). — С.461-465. — EDN: WUEFEK.

17. Соломю, М. Н. Развитие теории и методологии бюджетного регулирования / М. Н. Соломко // Власть и управление на Востоке России. —2020. — № 1(90).—С. 6-15. — DOI 10.22394/1818-4049-2020-90-1-6-15. — EDN DIRUDK.

18. Бричка, Е. И. Анализ эффективности риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности Федеральной налоговой службы в системе государственного финансового мониторинга / Е. И. Бричка, И. А. Колесник, Ю. С. Жаркова // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. — 2022. — Т. 7, № 2. — С. 116-123. — DOI 10.25206/2542-0488-2022-7-2-116-123. — EDN VDROAD.

19. Внедрение риск-ориентированного подхода. — URL: www.cbr.ru/insurance/solvency_II/ (дата обращения: 14.06.2024).

20. Волох В.А. Риск-ориентированный подход в государственном управлении внешней миграцией / В.А. Волох, Т.Н. Дмитриева // Управление. — 2024. — Т. 12, № 1. — С. 5-15. — DOI 10.26425/2309-3633-2024-121-5-15. — EDN DJTOOP.

21. Риск-ориентированный подход в 2024 году. — URL: www.pro-personal.ru/article/1099673-21-m9-risk-orientirovannyy-podhod-chto-eto-i-gde-primenyaetsya (дата обращения: 14.06.2024).

22. Минэкономразвития реализует риск-ориентированный подход в надзорной деятельности. — URL: sroportal.ru/news/federal/minekonomrazvitiya-realizuet-risk-orientirovannyj-podxod-v-nadzornoj-deyatelnosti/ (дата обращения: 14.06.2024).

23. Переход на риск-ориентированный подход в проверках бизнеса не скажется на качестве товаров и услуг. — URL: rg.ru/2024/04/18/porabotat-na-sovest.html (дата обращения: 14.06.2024).

24. Григоренко заявил, что применение риск-ориентированного подхода снижает нагрузку на бизнес / ТАСС. — URL: tass.ru/ekonomika/20123171 (дата обращения: 14.06.2024).

25. Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения / ЕМИСС. Государственная статистика. — URL: www.fedstat.ru/ indicator/59264 (дата обращения: 14.06.2024).

26. Булетова, Н. Е. Применение риск-ориентированного подхода к управлению экономической интеграцией субъектов Российской Федерации в условиях развития цифровой экономики / Н. Е. Булетова, А. М. Губин, Н. Ю. Романенко // Право и цифровая экономика. — 2023. — № 2(20). — С. 5-13. — DOI 10.17803/26188198.2023.20.2.005-013. — EDN GVEGCN.

SPISOKLITERATURY

1. Knyazev, Yu. K. Ob 'yektivnyye i sub"yektivnyye faktory v sovremennoy ekonomike / Yu. K. Knyazev // Zhurnal ekonomicheskoy teorii. —2021. — T. 18, № 1. — S. 127-140. — DOI 10.31063/2073-6517/2021.18-1.9. — EDN UBRCSL.

2. Orlova L.N. Primeneniye risk-oriyentirovannogo podkhoda v praktike gosudarstvennogo regulirovaniya (na primere elektroenergeticheskogo kompleksa) / L.N. Orlova, D.A. Vasil'yev // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. — 2020. — № 12-3. — S. 584-592. — DOI: 10.17513/vaael.1552. — EDN: RZGVDR

3. Kravchenko, L. A. Endogennaya paradigma gosudarstvennogo regulirovaniya sovremennoy ekonomiki / L. A. Kravchenko, Ye. G. Gindes, M. S. Abibullayev // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 1(50). — S. 230-238. — EDN FFUSLJ.

4. Omel'chenko V.V. Informatsionnoye obespecheniye sistemy gosudarstvennogo upravleniya natsional'nymi resursami: risk-oriyentirovannyy podkhod / VV. Omel'chenko // Pravovaya informatika. — 2019. — № 1. — S. 4-17. —EDN: CVTGBA.

5. Avdiyskiy, V. I. Nauchno-teoreticheskiye aspekty risk-oriyentirovannogo podkhoda v sisteme obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti / V I. Avdiyskiy // Problemy analiza riska. — 2017. — T. 14, № 5. — S. 20-29. — EDN ZSHVFN.

6. Ivanov O. B. Risk-oriyentirovannoye upravleniye v sisteme publichnoy vlasti v Rossii / O. B. Ivanov, Ye. M. Bukhval'd // ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika . — 2021. — № 4. — S.25-42. — DOI: 10.24412/ 2071-6435-2021-4-25-42. — EDN: YNJPEM

144

7. GOST R 5б577-2015 Sistemy menedzhmenta kachestva organov vlasti. Trebovaniya. — URL: docs.cntd.ru/ document/1200124219 (data obrashcheniya: 14.0б.2024).

B. Alfimenko S. S. Riski byudzhetnogo protsessa: ot sovershenstvovaniya ponyatiynogo apparata k metodologii i minimizatsii / S. S. Alfimenko // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2020. — №2 1 (121). — S. 135-143. — EDN: BYYCLJ.

9. Savina N. V. Risk-oriyentirovannyy vneshniy i vnutrenniy gosudarstvennyy finansovyy kontrol': obshcheye i chastnoye v podkhodakh k osushchestvleniyu / N. V. Savina, YU. S. Pipiya // Bukhuchet v zdravookhranenii. — 2021. — №> 5. — S. 25-35. — DOI 10.33920/med-17-2105-03.—EDN UCQRQF.

10. O zashchite prav yuridicheskikh lits i individual'nykh predprinimateley pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i munitsipal'nogo kontrolya: Federal'nyy zakon ot 2б. 12.200B N 294-FZ (red. ot 0B. 12.2020) // Konsul'tant Plyus. — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_B3079/ 58672404e5897f38d20be06de33c4570c75d2897/ (data obrashcheniya: 14.0б.2024).

11. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii. Ofitsial'nyy sayt. — URL: www.economy.gov.ru/material/news/v_pervom_kvartale_minek_soglasoval_bolee_30_novyh_ indikatorov_riska.html (data obrashcheniya: 14.0б.2024).

12. Kirichenko I.A. Napravleniya sovershenstvovaniya risk-oriyentirovannogo podkhoda v praktike upravleniya natsional'nymi proyektami / I.A. Kirichenko // Ekonomicheskaya bezopasnost'. — 2022. — Tom 5, №2 4. — S. 1451— 14б4. — DOI: 10.1B334/ecsec.5.4.115024. — EDN: LLJFIW.

13. Gul'ko, A. A. O risk-oriyentirovannom podkhode v gosudarstvennom finansovom kontrole / A. A. Gul'ko, A. N. Dronova // Vektor ekonomiki. — 2019. — №> 2(32). — S. 43. — EDN KNBHKD.

14. Borshch, L. M. Finansovyy kontrol' v protsesse realizatsii regional'nykh tselevykh programm / L. M. Borshch, M. A. K. Dzhalal // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2023. — №> 1(б2). — S. 5-1B. — EDN MCUGLR.

15. Ob utverzhdenii Kontseptsii povysheniya effektivnosti byudzhetnykh raskhodov v 2019-2024 gg.: Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 31 yanvarya 2019 g. №2 117-r. — URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 720б4730/ (data obrashcheniya: 14.0б.2024).

16. Baltina A.M. Realizatsiya risk-oriyentirovannogo podkhoda v upravlenii gosudarstvennymi finansami // Vestnik Akademii znaniy. — 2023. — №> б (59). — S.461-465. — EDN: WUEFEK.

17. Solomko, M. N. Razvitiye teorii i metodologii byudzhetnogo regulirovaniya / M. N. Solomko // Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii. —2020. — №> 1(90). — S. 6-15. — DOI 10.22394/1B1B-4049-2020-90-1-6-15. — EDN DIRUDK.

1B. Brichka, Ye. I. Analiz effektivnosti risk-oriyentirovannogo podkhoda v nadzornoy deyatel'nosti Federal'noy nalogovoy sluzhby v sisteme gosudarstvennogo finansovogo monitoringa / Ye. I. Brichka, I. A. Kolesnik, Yu. S. Zharkova // Omskiy nauchnyy vestnik. Seriya Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost'. — 2022. — T. 7, №2 2. — S. 116-123.—DOI 10.25206/2542-04BB-2022-7-2-116-123. —EDN VDROAD.

19. Vnedreniye risk-oriyentirovannogo podkhoda. — URL: www.cbr.ru/insurance/solvency_II/ (data obrashcheniya: 14.0б.2024).

20. Volokh V.K. Risk-oriyentirovannyy podkhod v gosudarstvennom upravlenii vneshney migratsiyey / VA. Volokh, T.N. Dmitriyeva // Upravleniye. —2024. — T. 12, №> 1.—S. 5-15. — DOI 10.26425/2309-3633-2024-12-1-5-15. — EDN DJTOOP.

21. Risk-oriyentirovannyy podkhod v 2024 godu. — URL: www.pro-personal.ru/article/1099673-21-m9-risk-orientirovannyy-podhod-chto-eto-i-gde-primenyaetsya (data obrashcheniya: 14.06.2024).

22. Minekonomrazvitiya realizuyet risk-oriyentirovannyy podkhod v nadzornoy deyatel'nosti.—URL: sroportal.ru/ news/federal/minekonomrazvitiya-realizuet-risk-orientirovannyj-podxod-v-nadzornoj-deyatelnosti/ (data obrashcheniya: 14.0б.2024).

23. Perekhod na risk-oriyentirovannyy podkhod v proverkakh biznesa ne skazhetsya na kachestve tovarov i uslug. — URL: rg.ru/2024/04/1B/porabotat-na-sovest.html (data obrashcheniya: 14.06.2024).

24. Grigorenko zayavil, chto primeneniye risk-oriyentirovannogo podkhoda snizhayet nagruzku na biznes / TASS. — URL: tass.ru/ekonomika/20123171 (data obrashcheniya: 14.06.2024).

25. Stoimostnaya dolya zakupayemogo i (ili) arenduyemogo federal'nymi organami ispolnitel'noy vlasti, organami ispolnitel'noy vlasti sub"yektov Rossiyskoy Federatsii i inymi organami gosudarstvennoy vlasti otechestvennogo programmnogo obespecheniya / YEMISS. Gosudarstvennaya statistika. — URL: www.fedstat.ru/indicator/59264 (data obrashcheniya: 14.06.2024).

26. Buletova, N. Ye. Primeneniye risk-oriyentirovannogo podkhoda k upravleniyu ekonomicheskoy integratsiyey sub'yektov Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh razvitiya tsifrovoy ekonomiki / N. Ye. Buletova, A. M. Gubin, N. Yu. Romanenko // Pravo i tsifrovaya ekonomika. — 2023. — № 2(20). — S. 5-13. — DOI 10.17B03/261B-B19B.2023.20.2.005-013. —EDN GVEGCN.

Статья поступила в редакцию 9 июля 2024 года Статья одобрена к печати 5 сентября 2024 года

14Б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.