Научная статья на тему 'РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД И МЕРЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РОССИИ'

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД И МЕРЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРЕДЕЛЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПУБЛИЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RISK-ORIENTED APPROACH / LIMITS OF FINANCIAL AND LEGAL REGULATION / DIGITAL TECHNOLOGIES / FINANCIAL INCENTIVES / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / PUBLIC FINANCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савина А. В.

В статье рассматриваются вопросы развития технологий искусственного интеллекта, имеющих важное значение для достижения стратегических целей Российской Федерацией в условиях социальных и экономических вызовов современности. В исследовании подчеркивается, что динамичное развитие общественных отношений в условиях цифровой экономики, основанной на высокотехнологичном производстве, требует активного внедрения искусственного интеллекта в различные сферы жизнедеятельности. Автор исследует виды и особенности мер финансовой поддержки, включая поддержку инновационной деятельности в сфере искусственного интеллекта. Цель статьи-осветить проблему риск-ориентированного подхода, применяемого в регулировании отношений, связанных с робототехникой и искусственным интеллектом, его финансово-правовой аспект. Обращается внимание на то, что риск-ориентированный подход выделен в качестве одного из принципов Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года. Также в автор исследует вопросы финансово-правовых ограничений и финансово-правового стимулирования как мер воздействия на отношения, связанные с развитием технологий в России. В статье подчеркивается важность финансового стимулирования для развития отрасли искусственного интеллекта в России, отмечается значительная роль финансовых ограничений в области развития искусственного интеллекта и его внедрения в различные сферы жизнедеятельности. Автор резюмирует, что финансово-правовые ограничения могут особым образом влиять на развитие инновационных процессов. Подчеркивается, что экспериментальные правовые режимы представляют собой особый вид ограничения, выраженные в предоставлении исключительных прав участникам режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK-ORIENTED APPROACH AND FINANCIAL AND LEGAL STIMULATION MEASURES IN THE DEVELOPMENT OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGY IN RUSSIA

The article examines the development of artificial intelligence technologies that are important for achieving the strategic goals of the Russian Federation in the context of social and economic challenges of our time. The study emphasizes that the dynamic development of public relations in the context of a digital economy based on high-tech production requires the active implementation of artificial intelligence in various spheres of life. The author examines the types and features of financial support measures, including support for innovative activities in the field of artificial intelligence. The article reviews the problem of a risk-oriented approach used in regulating relations related to robotics and artificial intelligence. Attention is drawn to the fact that the risk-oriented approach is highlighted as one of the principles of the Concept for the Development of Regulation of Relations in the Sphere of Artificial Intelligence and Robotics Technologies until 2024. The author also examines the issues of financial and legal restrictions and financial and legal incentives as measures of influence on relations related to the development of technologies in Russia. The article emphasizes the importance of financial incentives for the development of the artificial intelligence industry in Russia, notes the significant role of financial restrictions in the field of artificial intelligence development and its implementation in various spheres of life. The author summarizes that financial and legal restrictions can have a special impact on the development of innovation processes. It is emphasized that experimental legal regimes are a special type of restriction expressed in the granting of exclusive rights to participants in the regime.

Текст научной работы на тему «РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД И МЕРЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РОССИИ»

УДК 347.73 ГРНТИ 10.21

EDN: TUEWML

Риск-ориентированный подход и меры финансово-правового стимулирования в развитии технологии искусственного интеллекта в России

©Савина Анна Владимировна Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития технологий искусственного интеллекта, имеющих важное значение для достижения стратегических целей Российской Федерацией в условиях социальных и экономических вызовов современности. В исследовании подчеркивается, что динамичное развитие общественных отношений в условиях цифровой экономики, основанной на высокотехнологичном производстве, требует активного внедрения искусственного интеллекта в различные сферы жизнедеятельности. Автор исследует виды и особенности мер финансовой поддержки, включая поддержку инновационной деятельности в сфере искусственного интеллекта. Цель статьи—осветить проблему риск-ориентированного подхода, применяемого в регулировании отношений, связанных с робототехникой и искусственным интеллектом, его финансово-правовой аспект. Обращается внимание на то, что риск-ориентированный подход выделен в качестве одного из принципов Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года1. Также в автор исследует вопросы финансово-правовых ограничений и финансово-правового стимулирования как мер воздействия на отношения, связанные с развитием технологий в России. В статье подчеркивается важность финансового стимулирования для развития отрасли искусственного интеллекта в России, отмечается значительная роль финансовых ограничений в области развития искусственного интеллекта и его внедрения в различные сферы жизнедеятельности. Автор резюмирует, что финансово-правовые ограничения могут особым образом влиять на развитие инновационных процессов. Подчеркивается, что экспериментальные правовые режимы представляют собой особый вид ограничения, выраженные в предоставлении исключительных прав участникам режима.

Ключевые слова: риск-ориентированный подход, пределы финансово-правового регулирования, цифровые технологии, финансовое стимулирование, искусственный интеллект, публичная финансовая деятельность.

Для цитирования: Савина А. В. Риск-ориентированный подход и меры финансово-правового стимулирования в развитии технологии искусственного интеллекта в России // Проблемы экономики и юридической практики. 2024. Т. 20. № 6. С. 56-60. Е01\1:Т1^М1_

1 Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2020 г. № 2129-р Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г. // СЗ РФ. 2020. №35.Ст. 5593.

56

ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE

Vol. 20, № 6, 2024

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

Risk-Oriented Approach and Financial and Legal Stimulation Measures in the Development of Artificial IntelligenceTechnologyin Russia

©Anna V. Savina

Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation e-mail: [email protected]

Abstract. The article examines the development of artificial intelligence technologies that are important for achieving the strategic goals of the Russian Federation in the context of social and economic challenges of our time. The study emphasizes that the dynamic development of public relations in the context of a digital economy based on high-tech production requires the active implementation of artificial intelligence in various spheres of life. The author examines the types and features of financial support measures, including support for innovative activities in the field of artificial intelligence. The article reviews the problem of a risk-oriented approach used in regulating relations related to robotics and artificial intelligence. Attention is drawn to the fact that the risk-oriented approach is highlighted as one of the principles of the Concept forthe Development of Regulation of Relations in the Sphere of Artificial Intelligence and Robotics Technologies until 2024. The author also examines the issues of financial and legal restrictions and financial and legal incentives as measures of influence on relations related to the development of technologies in Russia. The article emphasizes the importance of financial incentives for the development of the artificial intelligence industry in Russia, notes the significant role of financial restrictions in the field of artificial intelligence development and its implementation in various spheres of life. The author summarizes that financial and legal restrictions can have a special impact on the development of innovation processes. It is emphasized that experimental legal regimes are a special type of restriction expressed in the granting of exclusive rights to participants in the regime.

Keywords: risk-oriented approach, limits of financial and legal regulation, digital technologies, financial incentives, artificial intelligence, public financial activity.

For citation: Savina A. V. Risk-Oriented Approach and Financial and Legal Stimulation Measures in the Development of Artificial Intelligence Technology in Russia// ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE. 2024. Vol. 20. № 6. P. 56-60. (in Russ.) EDN: TUEWML

ВВЕДЕНИЕ

Развитие технологий искусственного интеллекта (далее— ИИ) является одной из приоритетных задач многих государств, включая Российскую Федерацию. Общественные отношения стремительно развиваются в условиях становления и развития различных отраслей цифровой экономики. Процессы внедрения ИИ во все сферы жизнедеятельности требуют разработки и реализации соответствующих государственных программ комплексного характер, ориентированных на формирование различных мер поддержки, включая финансовую поддержку субъектов инновационной деятельности в области ИИ. Технологии ИИ и робототехники стремительно интегрируются в жизнь, становятся важным элементов в определении направлений государственной политики. Есть все основания полагать, что в недалеком будущем ИИ будет активно применяться и в финансовых правоотношениях.

Следуетпонимать, что внедрение ИИ в повседневную жизнь и экономическую деятельность несет в себе ряд рисков, которые могут оказать значительное влияние на общество и индивидуальные сферы жизни. Отсутствие четкого регулирования ИИ может привести к правовой неопределенности, особенно в вопросах установления ответственности за те или иные действия, выполненные с помощью ИИ. Так же определенные риски имеются и в непредсказуемости систем ИИ, что создает угрозу безопасности и стабильности общества и государства.

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Между тем отметим, что риск-ориентированный подход как мера регуляторного воздействия наряду с междисциплинарным подходом (если ИИ может нанести вред человеку, обществу или государству) обозначен как принцип к Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года (далее также—Концепция)2. В законодательство введено понятие риск-ориентированного подхода со свойственным ему требованием «уровень проработки, характер и детализация изменений при регулировании вопросов в области искусственного интеллекта должны соответствовать уровню рисков, создаваемых конкретными технологиями и системами искусственного интеллекта для интересов человека и общества»3.

Так, прежде чем допустить реализацию действий посредством ИИ, законодатель должен смоделировать, насколько

2 Распоряжение Правительства РФот 19.08.2020 №2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года» // СЗ РФ. 2020. № 35. Ст. 5593.

3 Указ Президента РФ от 15.02.2024 № 124 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" и в Национальную стратегию, утвержденную этам Указом"». [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.08.2024)

те или иные функции, выполняемые ИИ, создадут риски нарушения прав и интересов государства, общества или отдельных лиц. Но наряду с этим следует учитывать и глубокую за-висимостьзаконодательства от социальной среды и факторов стремительного развития ИИ во всем мире, которые определяют необходимость постепенной адаптации законодательства к новым инновационным реалиям.

Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года закрепляет и другие важные принципы правового регулирования, которые, как видится, легли в основу последующих нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы ИИ и робототехники в России.

Среди них можно выделить такие принципы, как расширение применения инструментов сорегулирования и саморегулирования, принцип человеко-ориентированного подхода, принципы обеспечения баланса интересов, принцип технологического суверенитета, принцип обеспечения баланса интересов разработчиков, потребителей и иных лиц в сфере искусственного интеллекта и робототехники, а также определение границ их ответственности за возможные негативные последствия использования технологий искусственного интеллекта и робототехники, и др.

Если обратиться к целям Концепции, то обращает на себя внимание следующая: определение подходов к трансформации системы нормативного регулирования в РФ для обеспечения возможности создания и применения таких технологий в различных сферах экономики с соблюдением прав граждан и обеспечением безопасности личности, общества и государства.

Вместе с тем, в документе говорится и о создании предпосылок для формирования основ правового регулирования новых общественных отношений, складывающихся в связи с разработкой и применением технологий искусственного интеллекта.

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Особый интерес вызывает вопрос стимулирования развития и внедрения технологий ИИ, стимулирования спроса на них, вовлечения инвесторов в данную сферу и иные меры стимулирующие меры, особенно меры финансово-правового стимулирования, способствующие развитию ИИ и цифровой экономики страны в целом.

В Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «"О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (вместе с "Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года")» были добавлены нормы, регулирующие вопросы стимулирования внедрения технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы (п. 51 (7))4.

Так, среди добавленных направлений стимулирования внедрения ИИ в экономические и социальные отрасли, можно выделить меры, связанные со стимулированием спроса на технологии ИИ со стороны отраслевых посредством предоставления грантов; установление обязательных требований

4 Указ Президента РФ от 15.02.2024 № 124 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" и в Национальную стратегию, утвержденную этим Указом"». [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.08.2024)

о повышении эффективности деятельности хозяйствующих субъектов и обязательном использовании ими технологий искусственного интеллекта при предоставлении им субсидий из федерального бюджета; интеграция показателей и мероприятий, связанных с ИИ, в национальные проекты и государственные программы, что предполагает включение ИИ в процесс стратегического планирования на федеральном уровне; внедрение ИИ в деятельность государственных корпораций и компаний, акционерных обществ с государственным участием, а также включение ИИ-проектов в стратегии цифровой трансформации, программы инвестиционного развития и иные стратегические документы этих организаций и др.

Как видится, стимулирование развития ИИ в России-важ-ная цель, для достижения которой предполагается вовлечение как публичной власти, так и коммерчески и некоммерческих организаций, граждан.

В п. 51 (12) Указа Президента РФ № 124 в числе основных направлений создания комплексной системы нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, и обеспечения безопасности применения таких технологий, выделена необходимость вовлечения органов публичной власти, а также коммерческих и некоммерческих организаций в формирование стимулов для создания наборов данных и поддержания их в актуальном состоянии в соответствии с приоритетными направлениями развития отечественной промышленности, культуры, науки и образования, государственного и муниципального управления, включая предоставление разработчикам технологий искусственного интеллекта недискриминационного доступа к таким данным.

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Среди общих стимулирующих механизмов в области ИИ особое место занимают меры финансово-правового стимулирования, которые первоначально следует рассмотреть с позиции теоретико-правового анализа.

В науке финансового права отмечается, что одним из ведущих правовых средств убеждения является стимулирование [1, с. 6]. Как пишет Е.Ю. Грачева, «финансы выполняют также регулятивную функцию, которая связана с вмешательством государства, публичной власти через финансы в процесс воспроизводства, оказывая стимулирующее или дестимулиру-ющее воздействие на различные общественные процессы, отрасли производства, социальной сферы, хозяйствующих субъектов, регионы страны и др.» [2, с, 805].

С экономической точки зрения стимулирование—это «экономическое побуждение, использование материальных стимулов (побудителей), способствующих тому, чтобы производители, потребители, покупатели вели себя желаемым образом, к выгоде и в интересах лиц, применяющих стимулирование» [3].

Как показывает современная правовая практика, в России активно используется стимулирование как эффективный правовой инструмент, охватывающий широкий спектр отраслей. Значимость данного инструмента заметно усиливается, ввиду необходимости формирования надежной основы для взаимодействия государства как с организациями, так и с отдельными гражданами. Такой подход способствует не только укреплению доверия между государством и частным секто-

ром, но и стимулирует соблюдение законодательства, повышая общую правовую культуру и ответственность. Внедрение стимулирующих мер рассматривается как стратегический ресурс для достижения более высокой эффективности и справедливости в правоприменительной практике. Однако думается, что меры финансово-правового стимулирования среди прочих стимулирующих мер (идеологических, политических и т.п.), занимают центральное место в развитии экономики. Финансовое стимулирование служит эффективным инструментом управления экономическими процессами, осуществления государственной политики, имея направленное воздействие на развитие предпринимательской, инновационной и иной деятельности.

Среди направлений финансового стимулирования следует выделить налоговое стимулирование, в частности, например, предоставление налоговых льгот и преференций.

C.B. Барулин, A.B. Макрушин пишут о налоговых льготах: «Налоговые льготы—это формы практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых начислений, манипуляций способами и формами обложения, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и системой налоговых трансфертов налоговое льготирование является одним из основных инструментов проведения той или иной налоговой политики и методов государственного налогового регулирования. Последнее предполагает целенаправленное воздействие государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства с целью стимулирования (в отдельных случаях—сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы» [4]. Авторы подчеркивают, что «налоговые льготы одновременно выступают в двух основных ипостасях: как элемент налогообложения (структуры налога) и как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики», называя налоговые льготы формой практической реализации регулирующей функции налогов. Ученые справедливо отмечают: «налоговое льготирование является одним из основных инструментов проведения той или иной налоговой политики и методов государственного налогового регулирования. Последнее предполагает целенаправленное воздействие государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства с целью стимулирования (в отдельных случаях—сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы» [4].

О.Ю. Лютова, размышляя об успешности внедрения искусственного интеллекта с помощью налогового стимулирования пишет: «необходимо также учесть четкость в правовом регулировании перечня оборудования, при эксплуатации которого возможно применение технологии искусственного интеллекта, с учетом его отраслевой спецификации» [5]. Обозначая наличие уже имеющихся в России двух реестров (Минцифры России и Минпромторга России), О.Ю. Лютова предлагает провести их упразднение и создать единый список технологий искусственного интеллекта. По мнению ученого, «это обеспечит удобство работы с ним как пользователей, так и контролирующих органов, а также выступит логичным шагом в контексте политики расширения перечня налоговых преференций в условиях цифровизации» [5].

Видится, что в настоящее время трудности для установления основ налогового стимулирования ИИ-сферы состоят в том, что, отсутствует четкое категорирование субъектов предпринимательской деятельности, занимающихся деятельностью, направленной на развитие ИИ, а также целью которых является коммерциализация разработок в сфере ИИ.

В этой связи, думается, что первоочередной мерой финансового стимулирования может служить государственная поддержка в данной области. Распространенной мерой финансово-правового стимулирования является предоставление субсидий и грантов на определенные цели: развитие технологий, модернизация производства, расширение бизнеса или создание новых рабочих мест. Согласно данным Национального портала в сфере искусственного интеллекта за 20212024 гг. уже поддержано 549 ИИ-проектов5.

Существуют и иные меры финансово-правового стимулирования: кредитная поддержка, государственное инвестирование в развитие инфраструктуры и др.

В контексте финансово-правового стимулирования искусственного интеллекта и робототехники в России следует вернуться к рассмотрению Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года, в которой вызывает особый интерес раздел IV «Регуляторные меры для финансового стимулирования развития отрасли».

Анализируя данную Концепцию, A.B. Незнамов предлагает свое определение понятия «финансовое стимулирование» в области искусственного интеллекта и робототехники — «создание комплекса налоговых, таможенных и иных финансовых льгот для робототехнических компаний и разработчиков ИИ, а также создание мер финансового стимулирования для внедрения разработок ИИ и робототехнических изделий; создание специализированных инструментов для создания и реализации государственно-частных партнерств, связанных с разработками в сфере РТ или ИИ и т.д» [6]. Среди таких мер, с учетом финансово-правовой специфики, A.B. Незнамов выделяет меры, ориентированные на стимулирование предложения, меры, ориентированные на стимулирование спроса, меры по развитию государственно-частного партнерства.

Несмотря на потенциал этих поддерживающих мер и уже существующую практику их реализации, важно отметить, что такие меры носят фрагментарный характер и довольно трудны в реализации, особенно для начинающих субъектов предпринимательской и инновационной деятельности. Информация о возможности и порядке получения таких мер поддержки не всегда системна и структурирована. Думается, что такие меры поддержки должны периодически пересматриваться во время реализации, ввиду их проверки на целесообразность, и уже на основе результатов этой оценки должны быть введены дополнительные меры поддержки в других направлениях. В частности, видится важным усилить стимулирующие меры поддержки в регионах и муниципалитетах, что может способствовать устранению информационной неосведомленности и формальных сложностей для разработчиков и производителей.

ВЫВОДЫ

Говоря о воплощении мер финансового стимулирования в действительность, можно отметить, что в настоящее время в России уже существуют программы и инициативы

5 URL: https://ai.gov.ru/ai/development/ (дата обращения: 12.11.2024).

по поддержке ИИ, как со стороны государства, так и частных организаций.

Например, к проектам относятся Национальная стратегия развития искусственного интеллекта6, определяющая приоритетные направления развития ИИ в России. Данная стратегия содержит меры по развитию инфраструктуры, образования, научных исследований и промышленной базы в области искусственного интеллекта.

Реализация многих проектов осуществляется в инновационном центре «Сколково», которые поддерживает проекты в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Центр предоставляет финансовую поддержку, консультации и инфраструктуру для стартапов и компаний, работающих в этой среде. Вместе с тем, создаются специальные фонды, которые поддерживаются государством: Фонд научных исследований, Фонд развития ИТ-инфраструктуры через которые оказывается финансовая поддержка в проекты и компании, работающие в области искусственного интеллекта. Наряду с этим стимулирование развития ИИ-отрасли происходит путем проведения конкурсов и акселераторов, призванных поощрять и поддерживать стартапы в области искусственного интеллекта. К ним можно отнести «Университет 20.35», который проводит конкурсы, в рамках которых поддерживаются проекты в области ИИ для городской инфраструктуры.

6 Утверждена Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. № 41. Ст. 5700.

Эти программы и инициативы направлены на стимулирование развития и использования искусственного интеллекта в различных сферах, таких как здравоохранение, транспорт, образование, промышленность и другие. Они способствуют созданию благоприятной экосистемы для инноваций в области ИИ и повышению конкурентоспособности России в этой сфере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая результаты исследования, можно отметить, что развитие технологий, включая развитие искусственного интеллекта, должно сопровождаться со стороны государства регулярным анализом потенциальных рисков для общества и социально-экономических выгод для государства, а также разработкой механизмов, позволяющих обеспечить гармоничное сосуществование технологического прогресса и социальной стабильности. Однако несмотря на то, что принцип риск-ориентированного подхода позволит государству идентифицировать, оценивать и управлять потенциальными рисками, связанными с разработкой и внедрением новых технологий, крайне важно, чтобы такой подход не становился препятствием на пути инноваций. Представляется, что такой подход должен стимулировать новые исследования и разработки, предварительно устанавливая четкие правовые рамки для безопасного и ответственного внедрения новых технологий в жизнь.

Список литературы:

1. Беликов Е.Г. Социальная направленность принципа сочетания убеждения и принуждения в финансовом праве // Финансовое право. 2016. № 8. С. 6-10.

2. Энциклопедия российского финансового права / под ред. Е. Ю. Грачевой, P.E. Артюхина. М.: Проспект, 2024. 928 с.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М., 1999. 479 с.

4. Барулин C.B., Макрушин A.B. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой пполитики // Финансы. № 2. 2002. Доступ: «СПС КонсультантПлюс».

5. Лютова О.И. Актуальные вопросы правового регулирования налоговых отношений в условиях применения технологии искусственного интеллекта // Актуальные проблемы российского права. 2023. №7. С. 62-70. Доступ : «СПС «КонсультантПлюс».

6. Незнамов A.B. О концепции регулирования технологий искусственного интеллекта и робототехники в России //Закон. 2020. № 1. С. 171-185.

Reference list:

1. Belikov E.G. Social orientation of the principle of combining persuasion and coercion in financial law // Financial law. 2016. No. 8. P. 6-10.

2. Encyclopedia of Russian financial law / edited by E. Yu. Gracheva, R.E. Artyukhin. Moscow: Prospect, 2024. 928 p.

3. Raizberg B.A., Lozovsky L.Sh., Starodubtseva E.B. Modern economic dictionary. 2nd ed., corrected. Moscow: INFRA-M, 1999. 479 p.

4. Barulin S.V., Makrushin A.V. Tax benefits as an element of taxation and an instrument of tax policy // Finance. No. 2. 2002. Access: «SPS ConsultantPlus».

5. Lyutova O.I. Current issues of legal regulation of tax relations in the context of the use of artificial intelligence technology // Current problems of Russian law. 2023. No. 7. Pp. 62-70. Access: «SPS ConsultantPlus».

6. Neznamov A.V. On the concept of regulation of artificial intelligence and robotics technologies in Russia // Law. 2020. No. 1. Pp. 171-185.

Статья проверена программой «Антиплагиат».

Рецензент: Иванова Н. А., кандидат юридических наук, зав. кафедрой гражданского права ИПиНБ; Тамбовский государственный универ-ситетимени Г.Р. Державина.

Статья поступила в редакцию 05.12.2024, принята к публикации 25.12.2024 The article was received on 05.12.2024, accepted for publication 25.12.2024

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Савина Анна Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Института права и национальной безопасности; Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина; г. Тамбов, Российская Федерация, ORCID: 0000-0002-2107-8769, SPIN-код: 2707-8759, ResearcherlD: ADI-2518-2022, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Anna V. Savina, Cand. Sei. (Law), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Law of the Institute of Law and National Security; Tambov State University named after G.R. Derzhavin; Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-2107-8769, SPIN-code: 2707-8759, ResearcherlD: ADI-2518-2022, e-mail: Anna. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.