Научная статья на тему 'Риск и оценки последствий техногенных аварий в угольной промышленности'

Риск и оценки последствий техногенных аварий в угольной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риск и оценки последствий техногенных аварий в угольной промышленности»

© И.М. Аношина, 2003

УДК 622.8

И.М. Аношина

РИСК И ОЦЕНКИ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННЫХ

^А^АРИЙ в угольной промышленности

ценка последствий техногенных аварий на основе рисков представляет собой особый интерес для различных техногенных отраслей, мы же будем рассматривать ее с точки зрения угольной промышленности.

Учитывая вероятностный характер аварий, можно исходить из анализа динамики риска смерти, показывающую определенную стабилизацию уровней риска смерти для основных классов аварий и считать приемлемыми установившиеся уровни риска, т.к. динамика риска смерти отражает стихийно осуществляемые процессы, направленные к установлению равновесных соотношений между затратами и выгодами.

С этой точки зрения на основе обобщения статданных по угледобыче РФ (рис. 1) установлено, что приемлемый уровень риска аварийности составляет примерно три порядка: от 10-6 1/год до 10-3 1/год. При этом интервал (10-4 - 10-3) 1/год охватывает аварии, связанные с состоянием технологического комплекса; уровень (10-5 - 10-6) 1/год определяет такие аварии как пожары, взрывы и аварии, связанные с несоблюдением техники безопасности.

Поскольку в нашей стране нет законодательно установленных показателей риска для угледобывающей промышленности, то приведенные выше оценки можно принять в качестве ориентировочных, а излагаемый ниже метод будет иметь рекомендательный характер. Очевидно, что оценка последствий крупных аварий связана с оптимизацией процедур принятия решений и относится к числу плохо формализованных задач. Поэтому процедуры принятия оптимальных (или хотя бы верных) решений обычно плохо реализуемы. Решения обычно принимаются с использованием экспертных оценок, но при этом они носят субъективный характер. Правильному принятию

решений способствует использование процедур, основанных на

интеллектуализации анализа причинноследственных связей:

опасные факторы —— авария —— ее последствия.

Опасные факторы являются

воздействиями источника опасности и характеризуют возникающие аварийные ситуации. Поэтому они должны учитывать пространственные координаты и временные параметры последних, параметры состояния технологического комплекса и горно-геологических условий. Очевидно, что в процессе оценки аварийных последствий анализируются опасные факторы X, I = 1,...,М - порядковый номер фактора опасности, причем N не задано, а определяется в зависимости от факта достаточности представительности выборки X. Формирование последней обычно завершается на ^ом шаге после проверки гипотезы об однородности статистических данных

Как известно, эффективность систем принятия решений зависит от оптимального выбора признакового пространства, в нашем случае - опасных факторов. Критерием служит минимизация этого пространства при достаточной информативности.

Предположим, что на вход системы принятия решений действуют опасные факторы X, а на выходе имеем У„ -портреты экспертных мнений по полю риска от источника аварийности (вероятность аварии и ее последствия), где / = 1,...,1 - индекс эксперта. Портретом решений У„ является вектор уровней риска, назначаемый /-м экспертом в ответ на вектор опасных факторов X. Уровни риска определяются всеми расположенными на железной дороге техническими элементами, а также различными воздействиями. Задача оптимизации включает этап обучения и этап принятия решений.

На первом этапе формируется статистическая выборка в виде конечного набора аварийных ситуаций Gm, каждой из которых сопоставляется фиксированное множество параметров опасных факторов х" , т е. для каждой аварии

имеем отображения Gm -—Хт = иХ"; т = 1,...№- индекс

параметров опасного фактора. Тогда портреты решений для каждой аварии описываются функцией отображения /(М): X Xт\ с нечеткой мерой м Другими словами,

для множества известных аварий Gm система формирует множество портретов уровней риска ут.

На втором этапе появление произвольной аварийной ситуации на входе системы, обуславливает неизвестный портрет уровней риска 1 = игт, отнесение которого к эталонным (известным) осуществляется в рамках Евклидовой метрики. Для этого определяются расстояния гр от значений портретов рисков {1} системы до эталонных решений:

Категории индивидуального риска и его ориентировочные значения (1/год)

С, 1г, = [N - 1 )-1 <!=, - г,)2"" 7

Распознавание ведется по правилу: Z —— 1р,если гр = тт гр

= тт [г1, г2, ... ,гр] и гр <Ад, иначе Z ^ 0, где А0 - заранее

определенное значение "порога недоверия", 0 -

нераспознанный портрет уровней риска.

Распознавание неизвестного портрета рисков может производиться на основе определения оценок предпочтительности и тождественности альтернативных портретов известных решений. В зависимости от распределения предпочтений рекомендации по принятию решений имеют следующий характер: однозначный выбор альтернативы, предпочтительный выбор, возможный выбор и отказ от выбора (распознавания).

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -----------------------------

Аношина И.М. - магистр, Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.