Научная статья на тему 'Ринтон и флиаки'

Ринтон и флиаки Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
255
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМА / ПАРОДИЯ / ЖАНР / ЭПИТАФИЯ / ПЕРЕВОД / DRAMA / PARODY / GENRE / EPITAPH / TRANSLATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Забудская Яна Леонидовна

В работе предлагается вариант перевода эпитафии Носсиды, посвященной флиакографу Ринтону. В качестве комментария анализируются греческие источники, в которых упоминаются Ринтон и флиаки. Жанр флиаков рассматривается внутри и вне италийской драматической традиции: флиаки это разновидность мима, изначально отличавшаяся от комедии именно «нелитературностью», но приобретшая «литературность» за счет пародии под названием ἱλαροτραγῳδία. Из-за приблизительности датировок затрудняется вопрос «влияний» Сопатра на Ринтона (то есть эллинистической драмы в узком смысле на сицилийскую) и наоборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rhinthon and phlyakes

The paper represents new Russian translation of Nossis’ epitaph on Rhinthon (Ant. Pal. 7.414) and a commentary to the term ‘phlyakes’ as a genre type of Rhinthon’s drama. The tradition of comic representations in Southern Italy embraces both the reception of Attic Ancient and Middle Comedy, and forms called Phlyakes. Rhinthon’s drama of phlyakes, mixed comic-tragic form, a «merry tragedy», was one of the first examples of the reception of a tragic genre outside of Attica. One of the first, but not the only one. Athenaeus mentions several times the phlyacograph and παρῳδός Sopatros. From the titles we can make a conclusion that the stories of Sopatros can be correlated with both comedy and tragedy. We know that Sopatros was born under Alexander the Great, and reached literary popularity under Ptolemy II. At about the same time is applied the activity of Sotades, one of the authors of the phlyakes mentioned in the dictionary of the Suda. As for Rinton, the text of Suda gives the possibility of a double interpretation: if Rhinthon was born under Ptolemy I, he turns out to be a younger contemporary and follower of Sopatros and Sotades, and if we take this time as the period of his maturity, he becomes the founder of the genre, at least in its Hellenistic form. Thus, the concept of a phlyakes proves to be quite broad and is not limited to South Italy. We can assume that the phlyakes are a kind of mime, originally different from the comedy by their «non-literary» form, but in the Hellenistic era they acquired «literary» form due to parody and received on this basis naming ἱλαροτραγῳδία. Because of the approximate dating, the question of Sopatros' influence on the Rhinthon and vice versa is difficult: Rhinthon can not be considered unconditionally as an inventor of a comic parody and phlyakes as a genre. However, combining the «low» genre of mime with the theatrical parody, he created a genre form, which came into Roman usage exactly as fabula Rhinthonica.

Текст научной работы на тему «Ринтон и флиаки»

Я. Л. Забудская

РИНТОН И ФЛИАКИ

В работе предлагается вариант перевода эпитафии Носсиды, посвященной флиакографу Ринтону. В качестве комментария анализируются греческие источники, в которых упоминаются Ринтон и флиаки. Жанр флиаков рассматривается внутри и вне италийской драматической традиции: флиаки - это разновидность мима, изначально отличавшаяся от комедии именно «нелитературностью», но приобретшая «литературность» за счет пародии под названием 1Харохрауф5(а. Из-за приблизительности датировок затрудняется вопрос «влияний» Сопатра на Ринтона (то есть эллинистической драмы в узком смысле на сицилийскую) и наоборот.

Ключевые слова: драма, пародия, жанр, эпитафия, перевод.

Практически любой словарь античности даст нам определение флиаков как фарсовой драмы Южной Италии, но более подробные разъяснения в научной литературе оказываются весьма противоречивыми. Флиаками называются как представления, так и актеры (Neiiendam 1992: 15) а также, заметим, и авторы (Steph. Gramm. Ethnica. 603.8., Eustath.Philol. Scr. Eccl. Comm. in Dionysii Periegetae 376.12)

Название обычно связывают с греческим глаголом фАиарггу 'болтать пустяки', что восходит к Евстафию (ibidem), Поллуксу (Onomasticon 9.149) и Гесихию (Lexicon 651 фАиаоогг фАиаргг). Однако из текста «Ономастикона» видно, что самого Поллукса этимология не устраивает (9. 150 oüöe тойто enaiveixai про<; фой xowo^a, Kaixoi то фАиарг™ sxspov soxiv), кроме того, не очень понятно развитие корня фАиак- из фАиарг- (видимо, потому и Гесихий для обозначения сходства фАюа^ и фАиарг™ приводит гапакс фАиаооа). Еще одна версия - связь с фАёю / фАюю 'раздуваться', которая кажется более верной филологически и подходит к описанию «раздутых» костюмов актеров (Neiiendam 1992: 15).

С опорой на свидетельство Сосибия, приведенное Афинеем (Athen.Soph. 14.15), флиаки-представления считались южноиталийской версией дорического фарса, а флиаки-актеры - разновидностью спартанских дикелистов: пара Sc Лaкгöal^оvюl<; кюцж^ naiSia^ ^v тц тропо^ naAaio^, ю^ фп^ Itooißio^ (FHG II

627) ... той Sc e'iSou^ xrov SiKn^ioxrov no^ai ката топои^ sioi

Г г л л Л Л ' ? л л «w

npoGnyopiai. SiKurovioi ^ev уар фаААофорои^ аитои^ KaAouoiv, aAAoi S' auxoKaßSa^ou^, oi Se фАюака<;, ю^ 'IxaAol 'У лакедемонян был древний вид комической игры, как говорит Сосибий... в разных местах есть разные названия дикелистов: сикионцы называют их фаллофорами, другие автокабдалами, италийцы - флиаками'.

Таким образом, разновидностью «дорических» флиаков оказывается и драма Эпихарма, повлиявшая на формирование аттической комедии (Neiiendam 1992: 16). За недостатком письменных свидетельств особое значение приобрели данные «экстра-литературные» - а именно, южноиталийские вазы, изобилующие изображениями, которые можно соотнести со сценами из комедий. Все эти вазы приобрели именование «флиа-ковы вазы», и на их основании описывались представления флиаков, особенности сценографии и возможные сюжеты (Bieber 1939: 258-300; Trendall, Webster 1971). (Заметим, что, таким образом вазовое изображение, само по себе нуждающееся в интерпретации, оказалось средством аргументации для характеристики литературного жанра. При нехватке литературных источников это, конечно, полезный процесс, но все-таки интерпретация не должна подменять собой информацию).

Нельзя не заметить также и трудности с датировкой - если вазы относятся к IV в. до н. э. (на этом основании и временем расцвета жанра указывается 4 в. (Neiiendam 1992: 15)), то свидетельства, гораздо более поздние (а это Афиней и Суда), указывают нам и на более поздние даты и авторов: это Сопатр, Сотад, Ринтон, Александр Этолийский и другие, - все они относятся к эллинистическому времени.

Однако с 80-х годов XX века точка зрения, объединяющая все италийские комедийные формы под именем флиаков, проиллюстрированных соответствующими вазами, стала пересматриваться (Taplin, 1987: 92; Csapo 1986: 379) (Трубочкин 2005: 109): ряд изображений на южноиталийских вазах указывает на очевидное знакомство с Древней комедией и, в частности, комедиями Аристофана; имеющиеся на некоторых вазах надписи сделаны на аттическом диалекте (Taplin 1993: 48-54). Однако это не исключает наличие самостоятельной италийской комической традиции как таковой, а лишь указывает на ее сосуществование с рецепцией аттической комедии. Что

касается свидетельства Сосибия, то оно может быть рассмотрено как следствие патриотизма спартанского историка, желавшего свести все существовавшие популярные комические формы к спартанским дикелистам (Трубочкин 2005: 110). Таким образом, традиция комических представлений в Южной Италии оказывается гораздо богаче: она охватывает и повторные постановки произведений древней и средней комедии в аттическом духе и на аттическом диалекте, и формы, называемые флиаками - внутри которых, впрочем, тоже существовали несколько тенденций (от «площадного» мима до литературной пародии).

Из упомянутых античными авторами флиаков и флиакогра-фов к представителям южноиталийского театра относится Ринтон (PívBrov) из Тарента, живший в III в. до н. э. Его называют даже изобретателем флиаков как особого эллинистического жанра (Трубочкин 2005: 110-111). В словаре Суды драма Рин-тона названа «веселая трагедия, она же флиакография» (iXapo-xpayroSía, о éoTi фАиакоураф(а), а ее названия в подавляющем большинстве совпадают с названиями трагедий Еврипида). Хронологически более близкое Ринтону упоминание о нем -его эпитафия авторства Носсиды (Ant. Pal. 7.414); здесь упомянута связь Ринтоновых флиаков и со смехом (путнику предлагается засмеяться), и с трагедией (его флиаки названы трагическими):

N022IA02 ТН2 MEЛOПOЮY

Kai Kanupov ysXáaa; napapsißso Kai 9ÍXov sínrov p^p' én' époí. 'PívOrov síp' ó LupaKÓaioc;,

Mouaárov óXíyn ti; ánSoví; áXXa 9^uáK®v éK TpayiKÖv íSiov Kiaaov éSpsyápsOa.

Эта эпитафия существует в двух русских переводах:

Громко засмейся, прохожий, но также и доброе слово Молви, смеясь, обо мне. Я сиракузец Ринфон, Муз соловей я не крупный, а все ж из трагических шуток Плющ я особый себе понасрывал для венка. (Л. В. Блуменау) и

Звонко засмейся, прохожий, и дружеским словом порадуй Здесь лежу я - Ринтон, родом из Сиракуз. Музами я награжден за трагические флиаки,

Славен я, хоть невелик - меньшая птичка у Муз. (Д. В. Трубочкин).

Отважимся предложить собственный вариант:

Звонко смеясь, поприветствуй и доброе слово промолви Ты обо мне. Я - поэт, Ринтон из Сиракуз. Муз невеликий птенец, но все же за драму флиаков Взяв от трагедии ветвь, создал себе я венок.

Из эпитафии следует, что Ринтон - уроженец Сиракуз, Суда называет его его тарентинцем (Tapavxivo^), а у Стефана Византийского и Евстафия имя Ринтона появляется в комментарии на город Тарент (Tapa^). Тарент был центром южноиталийской драмы, Сиракузы - сицилийской; возможно, один из городов -место рождения Ринтона, в то время как другой - место постановок Ринтоновых флиаков.

С точки зрения продолжения южноиталийских традиций флиаки Ринтона - это наследие Эпихарма: комический эффект достигался применением различных метров, традиционного драматического ямбического триметра вместе с холиямбом и гекзаметром (Трубочкин 2005: 111) (Эпихарм также писал гекзаметром - Rodriguez 2012: 76-77, 84) и соединением в действии комических и трагических персонажей (Эпихарм пародировал миф и эпос, а в сохранившихся названиях драм Ринтона («Амфитрион», «Геракл», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде», «Медея», «Орест», «Телеф») видно сходство с трагедиями Софокла и Еврипида). Эта смешанная комедийно-трагическая форма, «веселая трагедия», создавалась на западном дорическом диалекте (Taplin 1993: 50) (что может означать прямое продолжение традиций Эпихарма) и представляет собой один из первых примеров рецепции трагического жанра за пределами Аттики.

Один из первых, но не единственный. Для нас важность представляет то, что в основе флиаков лежала пародия на трагедию. Афиней пять раз упоминает флиакографа Сопатра (III.31, XIV.51, 60, 74, XV.63) и еще шесть раз называет его парю§о^ (IV.158, 175, 183, VI.230 VIII.341 IX.784). Из приведенных Афинеем заглавий следует, что сюжеты Сопатра могут соотносится как с комедией («Брак Вакхиды», так и с трагедией («Ипполит», «Орест», «Некийя»), а из цитат - что он пользовался традиционными для аттической драмы размерами -ямбическими триметрами и анапестами. Благодаря тому же Афинею мы знаем, что Сопатр родился при Александре

Великом, а литературной популярности достиг при Птолемее II. Примерно к тому же времени относится и деятельность Сотада, одного из авторов флиаков, упомянутого в словаре Суда. Из известных нам характеристик жанра с флиаками его связывает лишь эротическое, порой непристойное содержание. При этом, если верить Суде, диалект Сотада - ионический, и о литературной пародии в его произведениях речи не идет. Что же касается Ринтона, то формулировка Суды yéyovsv éni той прютои ПтоАг^аюи, несмотря на более очевидное значение «родился», может быть понята в значении «жил» (ср. тот же Суда об Аристархе Александрийском yéyove 5è ката T^v pvç' 'ОАи^лга5а, éni ПтоАг^аюи той ФгАо^лторо^, ой Kai tov uiov énaiôeuoe - «рождение» при Птолемее затрудняет (хотя и не исключает - правление было долгим) возможность стать воспитателем его сына, а понимание «жил» облегчает толкование) -именно так, а точнее, в понимании «расцвета» трактуется эта фраза из Суды в словаре Паули-Виссова (Koerte 1914: 843). Вопрос не праздный: если Ринтон родился при Птолемее I, то он оказывается младшим современником и последователем Сопатра и Сотада, а если мы принимаем эту эпоху как время его зрелости - он с большим основанием становится основателем жанра, по крайней мере, в его эллинистической форме.

В любом случае, понятие флиаки оказывается довольно широким и ареал их распространения (по крайней мере в понимании поздних авторов) не ограничивается Южной Италией. Можно предположить, что флиаки - это разновидность мима, изначально отличавшаяся от комедии именно «нелитературностью», но приобретшая в творчестве Ринтона «литературность» за счет пародии и получившая на этом основании именование 1Ааротраую5(а. И если в эпитафии Носсиды флиаки - с эпитетом «трагические» - употреблены во втором значении, узком южноиталийском, то у Афинея и Суды - в первом. Из-за приблизительности датировок затрудняется вопрос «влияний» Сопатра на Ринтона (то есть эллинистической драмы в узком смысле на сицилийскую) и наоборот: Ринтона нельзя безоговорочно считать изобретателем комической пародии и флиаков как жанра. Однако именно он, соединив «низкий» жанр мима с театральной пародией, создал литературную форму, которая (в том числе, конечно, и не без учета чисто географических факторов) вошла в римский обиход именно как fabula

Rhinthonica, повлиявшая на паллиату в целом и Плавтову «трагикомедию» - в частности.

Литература

Bieber, M. 1939: The History of the Greek and Roman Theatre. Princeton. Csapo, E. 1986: A Note on the Wurzburg Bell-Crater H5697 ('Telephus

Travestitus') Phoenix 40, 379-92 Koerte, A. 1914: PivOrov. Paulys Real-Encyclopadie der klassischen Altertumswissenshaft. Neue Bearbaitung. Begonnen von Georg Wissowa. Zweite Reihe, Erster Halbband, 843-844. Neiiendam, K. 1992: The Art of Acting in Antiquity: Iconographical Studies in Classical, Hellenistic and Byzantine Theatre. Museum Tusculanum Press.

Rodriguez-Noriega, G. L. 2012: On Epicharmus' literary and philosophical background. Theater outside Athens. Drama in Greek Sicily and South Italy. Cambridge University Press, 76-96. Taplin, O. 1987: Phallology. Phluakes, Iconography and Aristophanes.

Proceedings of the Cambridge Philological Society 33, 92-104. Taplin, O. 1993: Comic Angels and Other Approaches to Greek Drama

through Vase-Paintings. Clarendon Press, 1993 Taplin, O. 2007: Pots & Plays: Interactions Between Tragedy and Greek

Vase-painting of the Fourth Century B.C. Getty Publications. 2007 Trendall, Webster 1971 - A. D Trendall & T.B.L. Webster Illustrations of

Greek Drama London: Phaidon Press Ltd,1971. Trubochkin, D. V. 2005: «Vse v poryadke! Starets plyashet...». Rimskaya komediya plashcha v deystvii [«It's all right! The old man is dancing...». The Roman comoedia palliata in action]. Moscow: GITIS.

Трубочкин, Д. В. 2005: «Все в порядке! Старец пляшет...». Римская комедия плаща в действии. М., Изд-во ГИТИС, 2005.

Yana L. Zabudskaya. Rhinthon and phlyakes

The paper represents new Russian translation of Nossis' epitaph on Rhinthon (Ant. Pal. 7.414) and a commentary to the term 'phlyakes' as a genre type of Rhinthon's drama.

The tradition of comic representations in Southern Italy embraces both the reception of Attic Ancient and Middle Comedy, and forms called Phlyakes. Rhinthon's drama of phlyakes, mixed comic-tragic form, a «merry tragedy», was one of the first examples of the reception of a tragic genre outside of Attica.

One of the first, but not the only one. Athenaeus mentions several times the phlyacograph and ларфбо; Sopatros. From the titles we can make a conclusion that the stories of Sopatros can be correlated with both comedy and tragedy. We know that Sopatros was born under Alexander the Great, and reached literary popularity under Ptolemy II. At about the same time is applied the activity of Sotades, one of the authors of the phlyakes mentioned in the dictionary of the Suda. As for Rinton, the text of Suda gives the possibility of a double interpretation: if Rhinthon was born under

Phhtoh h ^.makh

287

Ptolemy I, he turns out to be a younger contemporary and follower of Sopatros and Sotades, and if we take this time as the period of his maturity, he becomes the founder of the genre, at least in its Hellenistic form.

Thus, the concept of a phlyakes proves to be quite broad and is not limited to South Italy. We can assume that the phlyakes are a kind of mime, originally different from the comedy by their «non-literary» form, but in the Hellenistic era they acquired «literary» form due to parody and received on this basis naming lAapoxpaywSia. Because of the approximate dating, the question of Sopatros' influence on the Rhinthon and vice versa is difficult: Rhinthon can not be considered unconditionally as an inventor of a comic parody and phlyakes as a genre. However, combining the «low» genre of mime with the theatrical parody, he created a genre form, which came into Roman usage exactly as fabula Rhinthonica.

Key words: drama, parody, genre, epitaph, translation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.