Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 2
В.М. Мамчина
РИМСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
И ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
В статье рассматривается эволюция взглядов Святого престола, произошедшая за период Второй мировой войны. На основе папских документов последовательно исследуются внешнеполитические и внутриполитические взгляды папы Пия XII, анализируется его позиция по социальным и религиозным вопросам на разных этапах войны.
Ключевые слова: Римская католическая церковь, Вторая мировая война, история, Пий XII, Ватикан, религия, Святой престол.
The article focuses on stands evolution of the Holy See during the period of the Second World War. Basing on papal documents, the paper sequentially analyses foreign and internal policy views of the Pope Pius XII and his attitude on different stages of the war towards social and religious problems.
Key words: Roman Catholic Church, Second World War, history, Pius XII, Vatican, religion, Holy See.
Римская католическая церковь на протяжении веков была значимым фактором международной политики, прежде всего для европейских стран. Вторая мировая война сыграла важнейшую роль в истории всего человечества, оказав влияние на его дальнейшее развитие. Никогда прежде не было такого количества вовлеченных в конфликт стран и числа жертв. Святой престол не мог не отреагировать на происходившие в тот период события.
Источниками исследования являются документы Святого престола, относящиеся ко Второй мировой войне. Необходимо отметить, что 25 марта 2010 г. на официальном сайте Ватикана1 были опубликованы акты Святого престола2, выпущенные с 1865 по 2007 г., а также документы периода Второй мировой войны. В настоящем исследовании имеются такие документы, как энциклика, эпистола, аллокуция, гомилия (лат. homilia), молитва (лат. oratio), проповедь (лат. sermo), апостолическое послание папы (лат. Motuproprio), радиообращения к пастве3. Для классификации ти-
Мамчина Вера Михайловна — аспирант кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: mamchina.vera@mail.ru
1 Официальный сайт информационной службы Ватикана: URL: http://www.vis. va/vissolr/index.php?vi=it&dl=ca77dae6-7bb8-76cc-cfd4-4f1fcb7a8c2a&dl_t=text/ xml&dl_a=y&ul=1&ev=1 (дата обращения: 30.03.2012).
2 Лат. Acta Apostolicae Sedis. Официальный сайт Ватикана: URL: http://www. vatican.va/archive/aas/index_it.htm (дата обращения: 25.11.2011).
3 Радио Ватикана (ит. Radio Vaticana) было создано папой Пием XI в 1931 г.
пов папских документов использована работа итальянского исследователя У. Беллокки4.
Позиция Святого престола относительно событий с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. была достаточно сдержанной. Пий XII осуждал войну как кровопролитный конфликт, сочувствовал жертвам войны, сетовал на излишнюю жестокость с обеих сторон, однако он не высказал ни открытой поддержки, ни открытого осуждения действий ни одной из стран. Наоборот, он говорил всем нациям, всей пастве об отеческой любви и заботе обо всех без исключения. Наибольшей критике подвергался социализм и большевизм как антихристианское учение, однако объяснялось это прежде всего личным отношением папы к этим доктринам. Уже в самом начале войны понтифик провозгласил, что этот конфликт — противостояние разных идеологий, в котором миссия церкви заключается в спасении человеческих душ, противостоянии антихристианству, заботе о семьях и молодом поколении, создании нового мирового порядка, который мог бы основываться на христианской морали — прощении, милосердии, всеобщей братской любви.
Один из способов достижения этой священной цели понтифик видел в расширении масштабов деятельности организации "Католическое действие", члены которой, будучи простыми мирянами, присутствуют в каждой сфере человеческой жизни и поэтому способны нести учение о Христе всем людям.
Понтифик не мог обойти вниманием и рабочих, он призывал их также обратиться к христианству, церкви, отойти от социалистических и коммунистических идей. Он заявлял, что Святой престол поддерживает требования рабочих по улучшению условий жизни, утверждал, что труд — одна из базовых ценностей для любого человека. Можно предположить, в частности, что папа выступил с обращением к рабочим за 3 недели до нападения Германии на СССР не случайно, поскольку опасался возможной поддержки рабочими мирового оплота коммунистических и социалистических идей — Советского Союза. Нельзя не отметить также и рассуждения папы о роли личности, каждого индивида, о том, что у каждого человека должно быть чувство собственного достоинства, чтобы он мог принимать решения самостоятельно, поскольку за них он будет лично отвечать перед богом.
Для данного исследования также очень важны размышления понтифика о будущем послевоенном устройстве мира. Помимо идеи о том, что лишь истинная христианская вера способна помочь человечеству пережить последствия войны, этот духовный и материальный кризис, Пий XII утверждал, что людям необходим
4 БвНоссЫ и. ТиИе 1е епс1сИсЬе е 1 рппмраЦ ёоситепИ ропШ1с1 етапаИ (М 1740. Уо1. 1: Бепеёейо XIV (1740—1758). СШа' ёе1 УаИсапо, 1993. Р. 7—25.
совершено новый мировой порядок, так как условия, по которым мир существовал до начала войны, были несправедливыми и послужили одной из причин начала конфликта.
Говоря о периоде с июня 1941 г. по июль 1943 г., прежде всего следует отметить тот факт, что риторика Пия XII практически не изменилась, он в большинстве случаев обращается к тем же проблемам, что и в предыдущие военные годы. Понтифик подчеркивает, что спасение человечества возможно лишь в христианстве и в искреннем обращении к Богу о ниспослании мира народам. Пий XII говорил о спасительной миссии Церкви, призывал членов "Католического действия" нести идею спасения во Христе всему обществу. Примечательно, однако, что после заметных стратегических изменений на Восточном фронте папа стал называть войну "бессмысленной" и говорить о ее излишней жестокости. Он высказывался однозначно против военных бомбардировок больших городов, поскольку это было чревато огромным количеством невинных жертв. При этом понтифик подчеркивал нейтралитет Ватикана в этой войне и собственную беспристрастность ко всем воюющим сторонам. Важно также отметить, что отдельно папа говорил о проблеме маленьких народов, которые в силу геополитики страдают от своих более мощных соседей. В пример он приводил страдания польского народа. Этот случай крайне редкий для риторики рассмотренных источников, поскольку Пий XII практически всегда говорил лишь общими словами и не объяснял напрямую, о ком или о чем идет речь. При этом необходимо отметить, что традиционно Польша еще с XVI—XVII вв. была оплотом католицизма в вопросах миссионерской деятельности на Востоке5.
Папа говорил о семье как об основе нации и хранителе религиозных традиций. Он в очередной раз подчеркнул значимость христианского воспитания, причем отдельно он говорил и о воспитании девушек, так как в войну изменилась социальная структура общества и женщины стали заниматься теми профессиями, которые традиционно были исключительно мужскими. Понтифик выдвинул ряд новых тезисов, которые прежде не входили в официальную позицию католической церкви. В частности, начиная с 1942 г. и особенно с 1943 г. он стал говорить о праве на частную собственность как неотъемлемом для любого человека. Важное значение для понимания степени перемен в позиции Церкви имеет принятие изменения самой социальной структуры общества, при котором женщина в силу тягот войны взяла на себя обязанности мужчины. При этом понтифик подчеркивал, что подобное изменение стало необратимым, что работающая женщина — одно из послед-
5 Например, королевство Стефана Батория (1533—1586), польского короля (1576—1586).
ствий войны. Тем не менее он призывал женщин помнить о том, что их основная миссия — поддержание семьи и воспитание детей.
Отдельным вопросом для папы были рабочие. Следуя традициям "Rerum Novarum" папы Льва XIII6, Пий XII выдвинул тезис о праве на труд и объявил труд благом для человека. Он также отмечал, что все требования рабочих справедливы, а их положение в действительности заслуживает особо пристального внимания властей. Данная точка зрения понтифика особенно важна в контексте идеологического противостояния социализма и Церкви, папа стремился показать рабочим, среди которых особенно сильно было влияние социализма, что Церковь всецело понимает их и поддерживает в их требованиях. Понтифик предостерегает людей от радикальных преобразований и объясняет, что эти доктрины лживы по своей сути7. Развивая данную проблему, папа рассуждает об усилении антирелигиозной пропаганды, направленной в первую очередь именно на рабочих. Пий XII подчеркивает, что эта пропаганда ставит своей целью не только отдалить людей от христианства, но и оклеветать папу, утверждая, что он выступал за войну. Таким образом, важно уточнить, что роль "Католического действия" становилась важнейшей в данном идеологическом противостоянии. По сути, понтифик выдвигает идеи, которые уже в ближайшие годы станут основой для создания и усиления позиций христианско-демокра-тической партии Альчиде де Гаспери, т.е. именно "действие" благодаря целям и методам своей деятельности и стало основой для создания этой партии, которая будет играть важнейшую роль в послевоенном устройстве Италии.
Для нашего исследования значительный интерес представляет позиция, занятая папой в отношении научного прогресса и научного познания. Понтифик подчеркнул свое благоволение к науке, назвав ее "сестрой" религии, что само по себе ново для Святого престола.
В июле 1943 г. понтифик в свете происходящих событий обратился ко всем нациям с воззванием, в котором подчеркнул бессмысленность и жестокость войны и в особенности воздушных бомбардировок. Его целью было не допустить авиационных налетов на Рим и Ватикан. Папа опасался этого, поскольку в предыдущие годы войны многим старинным и крупным европейским городам был причинен серьезный ущерб.
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что начиная с 1942 г. и в основном в 1943 г. Пий XII фактически подводит базу под новый
6 Энциклика Льва XIII (понтификата в 1878—1903 гг.) "О новых вещах" 1891 г., в которой Святой престол впервые признал права рабочих.
7 Bakhmatova M. La Chiesa Cattolica e il "modernismo": dal "non expedit" alla De-mocrazia cristiana. \ferona, 2011.
геополитический проект, рассуждает подробно о принципах формирования этого нового мирового порядка. Новый порядок должен основываться на принципах христианства. Нельзя не заметить, что было бы крайне странно, если бы Папа Римский не утверждал господство и приоритет христианства во всем мире. Однако он говорил также о необходимости создания наднационального органа, деятельность которого способствовала бы поддержанию и упрочению мира между всеми странами и народами. Необходимо отметить, что эта идея понтифика нашла свое воплощение — была создана Организация Объединенных Наций.
В результате очевидна переориентация Святого престола во внешней политике относительно США, что само по себе было новым для Ватикана, так как традиционно у него не было сильных позиций в Соединенных Штатах. В 1943 г. и особенно в 1944 г. папа призывал международное сообщество, и прежде всего США, помочь Италии в восстановлении. Понтифик направлял свои призывы именно к Соединенным Штатам в первую очередь потому, что ни у какой другой мощной страны на завершающем этапе войны не было достаточных ресурсов для оказания помощи другим государствам. Таким образом, речь идет о так называемом "Атлантическом выборе" Пия XII8.
На заключительном этапе войны Пий XII в своих воззваниях подтверждал важнейший для политики Святого престола поворот к демократии и к внешнеполитической ориентации на США. При этом необходимо уточнить, что риторика папы по вопросам отношения к социализму, важности религии и религиозного воспитания не изменилась. Примечателен при этом и тот факт, что с того момента, когда стало очевидным доминирование союзников на фронтах, в риторике Пия XII по проблеме военных действий наметилось явное изменение в сторону осуждения жестокости войны и неприятия бесчисленного количества жертв.
В вопросах, касающихся религии, папа Пий XII в течение всего исследованного периода призывал к возрождению и укреплению христианских традиций в общественном сознании. Прежде всего, — и это прослеживалось на протяжении всего исследования — понтифик говорил о необходимости особого внимания к воспитанию молодежи, поскольку молодежь — основа будущего.
В вопросах, касавшихся внутренней политики Италии, в позиции Святого престола к 1945 г. произошли фундаментальные изменения. Изначально идеалом государственного устройства для Пия XII была монархия, все остальные формы государства он расценивал как опасные и неверные по своей сути. Однако в ходе войны произошли заметные изменения во взглядах понтифика по этому
8 См.: Григулевич И.Р. Папство. Век ХХ. М., 1974.
вопросу, что в итоге привело к тому, что папа стал рассуждать о пользе демократии, призывать паству создать в Италии после завершения войны демократическое государство. Если говорить о причинах подобных изменений в позиции Святого престола, то в силу особенностей папской риторики трудно выявить явную причину. Однако можно предположить, что к столь фундаментальному изменению точки зрения понтифика толкнул острейший политический кризис в Италии после свержения Муссолини, когда король Виктор Эммануил III бежал из страны.
На протяжении всего исследования наблюдается постепенное изменение позиции понтифика — от осуждения войны и признания страданий жертв в начале конфликта до крайне эмоциональных призывов к прекращению войны и установлению мира. Можно предположить, что это связано с успехами Красной армии на фронтах и с ее приближением к Европе. Подтверждением данной точки зрения является упоминание в папских обращениях идеи о "темных временах" в будущем начиная со второй половины 1943 г., когда наметилось заметное стратегическое превосходство Красной армии в противостоянии с Гитлером.
Говоря об анализе таких источников, как церковные документы, необходимо особо отметить, что понтифик, озвучивая свою позицию, предпочитал общие слова, не говорил об определенной стране или об определенном учении. Таким образом, в большинстве случаев задача заключалась в том, чтобы понять, на что намекает понтифик, из контекста и в сопоставлении с событиями на войне. Можно также предположить, что подобная сдержанность папы была связана с достаточно тяжелым внешнеполитическим положением католической церкви: во всех воюющих государствах были католики, таким образом, открыто поддержав или осудив одну из сторон, папа мог бы лишиться части паствы. Кроме того, данная специфика риторики папских документов обусловлена также и особенностями гомилетики как исторического источника.
Список литературы
Григулевич И.Р. Папство. Век ХХ. М., 1974.
Bakhmatova M. La Chiesa Cattolica e il "modernismo": dal "non expedit"
alla Democrazia cristiana. Verona, 2011. Bellocchi U. Tutte le encicliche e i principali documenti pontifici emanati dal 1740. Vol. 1: Benedetto XIV (1740—1758). Citta' del Vaticana, 1993. Официальный сайт Ватикана: URL: http://www.vatican.va/archive/aas/
index_it.htm (дата обращения: 25.11.2011). Официальный сайт информационной службы Ватикана: URL: http:// www.vis.va/vissolr/index.php?vi=it&dl=ca77dae6-7bb8-76cc-cfd4-4f1fcb7a8c2a&dl_t=text/xml&dl_a=y&ul=1&ev=1 (дата обращения: 30.03.2012).