УДК 327.5; 327.8
DOI: 10.18384/2310-676X-2019-2-202-209
РИК (РОССИЯ - ИНДИЯ - КИТАЙ) В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ
Го Чанчао
Институт стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 11, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматривается концепция политического взаимодействия трех стран - России, Индии и Китая, составляющих стратегический треугольник региона. Цель исследования заключается в выявлении существующих проблем и противоречий между странами - участницами РИК, а также в определении возможных способов их урегулирования. Используя системный, исторический, политологический и другие современные подходы к исследованию международных отношений, международной безопасности, автор анализирует динамику развития отношений этих стран в рамках становления новой системы международной безопасности. Основываясь на современных тенденциях в сфере международных отношений, а также экспертных оценках, автор выделяет основные направления политического взаимодействия Россия - Индия - Китай в рамках трехстороннего формата и на уровне двусторонних отношений. Выводы исследования могут использоваться для прогнозирования направлений развития взаимоотношений между данными государствами.
Ключевые слова: Россия, Китай, Индия, политическое взаимодействие, стратегический треугольник, современные международные отношения, полицентричность, геополитическое влияние
RIC (RUSSIA - INDIA - CHINA) IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL RELATIONS: ACHIEVEMENTS AND CHALLENGES
Go Changchao
Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University 11 ul. Mokhovaya, Moscow 125009, Russian Federation
Abstract. The article deals with the concept of political interaction between three countries - Russia, India and China, which make up the strategic triangle of the region. In this work, the author sets out to identify existing problems and contradictions between the countries participating in the RIC, as well as to determine possible ways of resolving them. Using modern approaches to the study of international relations and security (systemic, historical, political science, etc.), the author analyzes the dynamics of the relations between these countries in the framework of the formation of a new international security system. On the basis of current trends in international relations, as well as expert assessments, the author outlines key directions of political cooperation between Russia, India and China within the framework of triangular cooperation and at the
© CC BY Го Чанчао, 2019.
level of bilateral relations. The findings of the study can be used to predict the directions of the development of relations between these countries.
Keywords: Russia, China, India, political interaction, strategic triangle, modern international relations, polycentrism, geopolitical influence.
Современные международные отношения предполагают глобальное противоборство великих держав с целью получения контроля над торговыми путями и крупнейшими международными рынками. Решение этого вопроса даст возможность той или иной стране занять центральное положение в системе мировой экономики, что предполагает лидерство в политическом аспекте. Сегодня мы отмечаем тенденции к перераспределению сфер влияния между мировыми державами, на что также претендуют небольшие государства, не желающие оставаться сырьевыми придатками экономически развитых стран. Следует отметить, что в данном аспекте мир никогда еще не был столь динамичным. На международной арене отмечается появление новых акторов, прежние крупные игроки переживают упадок. По этой причине внешняя политика государств помимо внутренних факторов, во многом определяется принципами, на основе которых развивается современный мир с учетом складывающихся центров силы. Главный вызов для каждой из стран состоит в том, как реагировать на все эти изменения, заботясь о продвижении собственных национальных интересов.
В данной связи отдельный интерес представляет для Евразийского региона идея создания блока России, Индии и Китая (РИК), которая выдвигалась Е. М. Примаковым еще более 20 лет назад. Создание такого «Евразийского треугольника» с определенной стра-
тегией впервые прозвучала в декабре 1998 г. в ходе официального визита тогдашнего Министра иностранных дел России Е. М. Примакова в Индию. Это произошло по причине готовящейся военной интервенции НАТО в Союзную Республику Югославию, против которой выступала Россия, призывая все страны к взаимодействию [5].
Нужно отметить, что вопрос о новом «треугольнике» активно дискутировался в международной и региональной политике того периода [7]. Данное предложение было воспринято весьма сдержанно в политических кругах Нью-Дели и Пекина. Изменившаяся международная ситуация позволяет позиционировать объединение БРИКС как реализацию примаковской идеи в формате «3+». Первая официальная встреча представителей стран, входящих в диалог РИК, прошла во Владивостоке в 2005 г. Многие политики считают, что именно с этого момента началось сближение трех стран. Тогда и была провозглашена главная цель альянса - сделать мир многополярным и демократизировать миропорядок1.
Диалог РИК - это механизм взаимодействия трех лидирующих стран по таким наиболее важным вопросам, как угроза терроризма, наркотрафик из Афганистана, обеспечение безопасности в регионе, установление торго-
1 См., например, мнение индийского Institute for Defence Studies and Analyses (перевод: Дас Р. Н. Треугольник Россия - Китай - Индия в поисках идеального равновесия, 15.11.2010 г. URL: http://inosmi.ru/world/20101116/164263096.html (дата обращения: 04.12.2018).
вых отношений с Центральной Азией, обеспеченность энергоресурсами, влияние стран на мировую политику и предотвращение гегемонии США в регионе. Входящие в это неформальное объединение Россия, Индия и Китай (РИК) представляют собой реальный потенциал, способный влиять коренным образом на современные глобальные процессы. В переговорном формате РИК в конце 2017 г. министром иностранных дел РФ С. В. Лавровым было подчеркнуто, что развитие сотрудничества по линии РИК является важной составной частью процесса переформирования архитектуры мироустройства на более демократичную, полицентричную, основаннную на принципах международного права1.
Высокую оценку деятельность РИК получает в китайских научных кругах. Так, профессор Гуань Гуйхая отмечает, что, «будучи ключевыми игроками в мировой политике, Россия, Индия и Китай достойны и обязаны играть более существенную роль. Но возможно это только при условии их координации». РИК - это уникальный современный механизм2.
Анализ развития данного объединения позволяет допустить наличие проблем во взаимодействии трёх стран. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) за годы своего существования состоялась как орга-
1 Выступление Министра иностранных дел России С. В. Лаврова в ходе встречи министров иностранных дел России, Индии и Китая (РИК), Нью-Дели, 11 декабря 2017 года. URL: http://www.mid.rU/foreign_policy/news/-/asset_ publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2983906 (дата обращения: 04.12.2018).
2 Цит. по: Тарасенко П. У России, Индии и
Китая не складывается тройка // Коммерсантъ. 2017. 12 дек.
низация и даже расширилась, активно выполняя свои задачи. К ней присоединились Индия и Пакистан. Сегодня активно обсуждается концепция «континентального партнерства», предложенная российской и китайской сторонами как план развития Евразии через совместные инфраструктурные проекты и трансграничные связи. Таким образом, как считает заведующий отделом Института России, Восточной Европы и Центральной Азии (Китай), главный научный сотрудник Китайской академии общественных наук Чжао Хуэйжун, организация активно противодействует внешнему вмешательству во внутренние дела стран-участниц ШОС, борется с попытками замены правящих режимов в странах ШОС по сценарию Афганистана, Сирии и Ирака3. Всё это повышает роль организации в деле обеспечения безопасности и сохранению национального суверенитета.
Вместе с тем, как заметил вице-президент исследовательского фонда Observer (Индия) Нандан Унникриш-нан, между странами РИК существуют внешнеполитические проблемы. В качестве примера эксперт называет «плохие» отношения России и Запада, выражающиеся во введенных санкциях, которые имеют долгосрочный характер. Также исследователь считает, что взаимодействие России и Китая
3 См. интервью «Чжао Хуэйжун: Если расширение ШОС способно нарушить внутреннее единство, то такая «игра не стоит свеч» от 17.05.2016 г., данное Центральноазиатскому бюро Института по освещению войны и мира (IWPR, Великобритания-США-Нидерланды, URL: https://cabar.asia/ru/chzhao-huejzhun-esli-rasshirenie-shos-sposobno-narushit-vnutrennee-edinstvo-to-takaya-igra-ne-stoit-svech (дата обращения: 04.12.2018).
достигло уровня «стратегической координации», в то время как между Китаем и Индией существует недоверие, обусловленное проблемой с Пакистаном1. Можно говорить и о конкретных территориальных претензиях, осложняющих отношения Нью-Дели и Пекина. Одновременно с этим индийский эксперт отмечает согласованную позицию стран треугольника по будущему Центральноазиатского региона, проблеме нераспространения ядерного оружия, создания необходимых транспортных евразийских проектов и др. Подобная потребность совместных усилий в интересах национального развития будет способствовать развитию отношений «треугольника».
Для большей объективности восприятия отношений стран в рамках РИК следует привести мнение руководителя программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги Александра Габуева, который выражает недоверие к повышенной значимости отношений данного формата: «РИК - это лишняя сущность, поскольку все проблемы между странами проговариваются и эффективно решаются в двустороннем или более широком многостороннем формате»2. По его мнению, существующие социокультурные отличия и политические особенности этих стран не позволят формату объединения трансформироваться в необходимый работоспособный союз. Вступление Пакистана и Индии в ШОС эксперт
1 Цит. по: Сутырин В. Треугольник «Россия-Индия-Китай»: мифы и реальность, 31.05.2016 г. // Информационно-аналитическое издание «Евразия. Эксперт». URL: http://eurasia. expert/treugolnik-rossiya-indiya-kitay/?sphrase_ id=4635 (дата обращения: 04.12.2018).
2 Цит. по тому же ист.
оценивает как риск для данной организации, что может осложнить принятие решений государствами. Также, по его мнению, объединенные усилия России, Индии и Китая могут послужить серьезным основанием для столь необходимого пересмотра мировой системы, финансовой институализа-ции. В данном случае имеется в виду инициатива трех стран по созданию финансовых организаций, начиная от Банка развития БРИКС и заканчивая Азиатским банком инфраструктурных инвестиций и другие.
Следует отдельно остановиться на факторах, которые позитивно и негативно влияют на развитие данной организации. Это факторы внутреннего и внешнего характера. Так, следует отметить, что стремление США занимать геополитическое лидирующее положение в современных условиях порождает у других государств желание противостоять этим усилиям и сформировать новый миропорядок. К факторам влияния на данный процесс формирования следует отнести экономический рост Китая, Индии, в сочетании с высокой рождаемостью в этих странах, а также новые место и роль России на международной арене. В качестве дополнительного фактора следует рассматривать появление новых игроков в лице Бразилии и Ирана. Перечисленные обстоятельства исключают дисбаланс сил, гегемонию США и требуют новых принципов в формировании современного миропорядка. Безусловно, процесс формирования нового мирового устройства -весьма продолжительный и таит в себе множество проблем и рисков.
Но Россия, Китай и Индия убеждены, что их главной политической
международной задачей является формирование многополярного мира. Они всецело поддерживают центральную роль ООН в обеспечении международной безопасности и поддерживают консолидацию коллективных действий по борьбе с вызовами и угрозами.
Следует отметить, что процесс дальнейшего сближения России, Индии и Китая - также продолжительный, сложный и противоречивый. Его сложность обусловлена вовлечением в процесс проблем, противоречий и национальных интересов сразу трех государств в сочетании с быстро меняющейся международной ситуацией. Также следует учитывать и интересы внешних игроков. В качестве примера можно привести отношения Китая и США, которые являются определяющими для мировой стабильности, но на современном этапе скатывающиеся к торговой войне. Данный фактор влияет на внутреннюю и внешнюю политику [2].
Проблемы энергетической обеспеченности, транспортировки и поставки энергоноситетелей представляют основу индо-китайского интереса в Центральной Азии [1]. На данном этапе невозможно дать рецепт существования и развития «треугольника». Экономический рост азиатских стран, высокая численность населения, новые угрозы и вызовы делают важным евразийский вектор в отношениях треугольника, увязывая в себе многие трудности экспорта и импорта при реализации проектов ЕАЭС.
Имеющиеся внутренние противоречия треугольника делают уязвимым и малопродуктивным данное объединение. Однако современные политические условия диктуют новые принци-
пы сближения. Рассмотрим основные противоречия в треугольнике. Сохраняется территориальный спор между Дели и Пекином, создавая угрозу безопасности каждой из сторон. При этом КНР является крупнейшим торговым партнером Индии, что заставляет стороны идти к сближению, вырабатывать специальный политический курс. Политические элиты стран пытаются в современных международных условиях с учетом новых тенденций определить концептуальные подходы для решения стратегических задач.
В индийской политической элите можно выделить два основных направления в подходах: первый определяет КНР как только угрозу и по этой причине ее сторонники выступают за военный союз с Вашингтоном. Представители другого подхода выступают за союз с КНР, прежде всего экономический, за привлечение китайских инвестиций в индийскую экономику. Сторонники подобного подхода видят во взаимодействии двух стран возможность повышения обеспеченности безопасности и стабильности. Следует отметить, что основной проблемой в отношениях Дели-Пекин остается проблема политического недоверия, раздуваемая сторонниками первого подхода для достижения собственных политических целей1. Определенной стабильности в отношениях двух стран способствует их взаимодействие в формате международных организаций, прежде всего это ШОС и БРИКС. При всех различиях нужно отметить, что Индия и Китай демонстрируют согласованную позицию по поводу ре-
1 См. Коростиков М. Индия и Китай стоят на границе войны // Коммерсантъ. 2017. 28 июля
формирования существующего миропорядка, они выступают против доминирования одного государства.
Также важным моментом в отношениях двух стран представляются двусторонние отношения с Россией. Индия и Россия не имеют сегодня серьезных стратегических разногласий. Уровень отношений принято считать беспрецедентным для международных отношений. Россия и Индия взаимодействуют в различных сферах как в двустороннем, так и в многостороннем формате [6]. Следует отметить согласованную позицию Дели и Москвы по проблемам глобального управления и реформирования миропорядка. Радикальные изменения в современном мире вносят изменения и в международные отношения, формируют новые подходы в данной сфере. Российско-индийские отношения также должны соответствовать современным тенденциям. Прежде всего необходимо расширение экономических связей, которые создадут прочную основу многовекторных отношений. Укрепление стратегического партнерства Китая и России вызывает у Индии обеспокоенность и недоверие.
События последних лет на международной арене существенно изменили расстановку геополитических сил, изменили систему международной и региональной безопасности. Для РФ, например, последствия изменений в основном негативные, т.к. привели к ухудшению ситуации в сфере безопасности, усилению угроз, падению экономических показателей. Интересы КНР также задеты угрозой торговой войны с США. Но в целом изменения, происходящие в современных международных отношениях, создали пред-
посылки для усиления взаимодействия трех стран в сфере безопасности.
Все государства, претендующие сегодня на лидирующую роль в международных отношениях, наращивают военную мощь. Это и США, и Россия, и Китай, и Индия, и ЕС. Россия в настоящий момент становится лидером по целому ряду вооружений и военной техники и технологиям, что также обеспечивает баланс сил на международной арене и в треугольнике стран.
Среди факторов влияния на отношения трех стран следует назвать и решение России на интеграцию Евразийского экономического союза с китайским проектом «Один пояс, один путь», что обеспечивает приоритетность интересов Китая в Центральной Азии1. Экономический подъем Индии и новый этап в экономическом развитии Китая создают проблемы для России. Важными экономическими задачами для России остаются диверсификация экономики, уменьшение зависимости от природных ресурсов, привлечение иностранных инвестиций, что особенно важно в условиях продолжающихся санкций и может отразиться на стабильности отношений в «треугольнике». Несмотря на сложность современного этапа в отношениях трех стран, все же можно говорить об укреплении торговых отношений России, Индии, Китая. Особенно наблюдается расширение торговли России с Индией [4].
Союз России, Китая и Индии является одним из важных союзов мирового
1 См. мнение независимых экспертов, опубликованное на сайте агентства Al Jazeera 12 марта 2014 г.: Beshimov B., Satke R. The struggle for Central Asia: Russia vs China. URL: https://www. aljazeera.com/indepth/opimon/2014/02/struggle-central-asia-russia-vs-201422585652677510.html (дата обращения: 04.12.2018).
сообщества, который имеет реальную силу и возможности в свете настоящих мировых проблем, а также имеет возможности стать новым центром геополитического влияния. Вместе они могут представлять потенциальную угрозу для интересов западных стран, увеличивая возможности роста экономического, политического и социального уровня в каждой из этих стран1.
Также в качестве фактора, дестабилизирующего «треугольник», следует отметить различные геостратегические интересы составляющих его государств. Каждое из трех государств стремится к региональному лидерству. Именно поэтому Россию, Индию и Китай можно рассматривать, в том числе,
и как стратегических конкурентов [3]. Но понимание необходимости консолидированной позиции в интересах стабильности и дальнейшего развития может выступить объединяющей государства тенденцией.
Таким образом, китайско-индийско-российское взаимодействие имеет долгосрочный и стратегический характер, что дает основание предполагать сохранение тенденции к всестороннему развитию отношений трех стран. Готовность к сотрудничеству этих государств демонстрирует и встреча руководителей государств на площадке 0-20.
Статья поступила в редакцию 19.02.2019
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаджиев К. С. Геополитические горизонты России: контуры нового миропорядка. М.: Экономика, 2011. 479 с.
2. Кузык Б. Н., Титаренко М. Л. Китай - Россия, 2050: стратегия соразвития. М.: Институт экономических стратегий, 2006. 656 с.
3. Мареева Ю. А. Стратегический треугольник «Россия-Индия-Китай» в международных отношениях (теория и историческая практика) // Вестник МГИМО - Университета. 2012. № 5 (26). С. 240-249.
4. Фомичёва В. В. Взаимодействие России, Индии и Китая в формате РИК в азиатско-тихоокеанском регионе. Проблемы и перспективы // Научные труды Северо-Западного института управления. 2015. Т. 6. № 1 (18). С. 214-223.
5. Чужие войны / под ред. Р. Н. Пухова. М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2012. 272 с.
6. Юртаев В. И., Рогов А. С. ШОС и БРИКС: особенности участия в процессе евразийской интеграции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 3. С. 469-482.
7. Яшкова Т. А. Появление «новой» оси развития // Потенциал современной науки. 2016. № 1 (18). С. 146-148.
REFERENCES
1. Gadzhiev K. S. Geopoliticheskie gorizonty Rossii: kontury novogo miroporyadka [Geopolitical horizons of Russia: contours of the new world order]. Moscow, Ekonomika Publ., 2011. 479 p.
2. Kuzyk B. N., Titarenko M. L. Kitai - Rossia: strategia sorazvitia [China - Russia 2050: strategy of co-development]. Moscow, Institute for Economic Strategies Publ., 2006. 656 p.
1 См., например, изложение экспертной дискуссии клуба «Валдай» 16 ноября 2017 г. на его
сайте: «Экономическое сотрудничество между Россией, Индией и Китаем: новые возможности»;
URL: http://ru.valdaiclub.com/events/posts/articles/ekonomika-rossiya-indiya-kitai/ (дата обращения:
04.12.2018).
3. Mareeva Yu. A. [Russia-India-China strategic triangle in international relations (theory and historical practice)]. In: Vestnik MGIMO - Universiteta [MGIMO Review of International Relations], 2012, no. 5 (26), pp. 240-249.
4. Fomicheva V. V. [Interaction of Russia, India and China in the RIC format in the Asia-Pacific region. Problems and prospects]. In: Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta up-ravleniya [Scientific works of North-West Institute of Management], 2015, vol. 6, no. 1 (18), pp. 214-223.
5. Chuzhie voiny, pod red. R. N. Pukhova [Foreign wars, ed. by R. Pukhov]. Moscow, Centre for Analysis of Strategies and Technologies Publ., 2012. 272 p.
6. Yurtaev V. I., Rogov A. S. [SCO and BRICS: participation in the Eurasian integration process]. In: Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye ot-nosheniya [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. International Relations], 2017, vol. 17, no. 3, pp. 469-482.
7. Yashkova T. A. [The emergence of a "new" development axis]. In: Potentsial sovremennoi nauki [The Potential of Modern Science], 2016, no. 1 (18), pp. 146-148.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Го Чанчао - аспирант кафедры политологии Востока Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Gou Changchao - postgraduate student at the Department for Politology of Oriental countries, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Го Чанчао. РИК (Россия - Индия - Китай) в системе международных отношений: достижения и проблемы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019. № 2. С. 202-209. Б01: 10.18384/2310-676Х-2019-2-202-209
FOR CITATION
Gou Changchao. RIC (Russia - India - China) in the System of International Relations: Achievements and Challenges. In: Bulletin of the Moscow Regional State University. Series: History and Political Sciences, 2019, no. 2, pp. 202-209. DOI: 10.18384/2310-676X-2019-2-202-209