Рихард Вагнер и архитектура. К 200-летию композитора
А.В.Анисимов
Памятник Рихарду Вагнеру в Байрейте
«Если это воистину чудо, то оно не опровергает результата моих размышлений, но давайте будем радоваться и отметим праздник, коли все складывается действительно так», - писал Фидрих Ницше в послании к Э. Роде. О литературных трудах композитора умнейший Игорь Стравинский заметил, что они «хороши, как экспонат, демонстрирующий пропасть, которая пролегла между гением человека и аксессуарами его мышления». Первая же (то есть музыка) самим автором характеризовалась как «беспрестанные мистические передвижения материи в нужном нам направлении». Они и сегодня не перестают впечатлять радикализмом и действенностью простых, казалось бы, приемов [10].
Яркая личность Рихарда Вагнера отразилась не только в музыке, но и в театральной архитектуре. Одна из ветвей
театральной архитектуры ХХ века развивалась из темы, которую реализовал композитор. Здание фестивального театра в небольшом городке Баварии Байрейте - произведение, созданное по программе Вагнера архитектором Готфридом Земпером, автором концептуального проекта нового театра, и архитектором Отто Брюквальдом, спроектировавшим реализованный вариант и руководившим строительством. Это было первое здание в мире, созданное под исполнение произведений определенного композитора. Впоследствии в ХХ веке театральные архитекторы в содружестве с режиссерами и музыкантами будут часто создавать оригинальные здания и проекты под определенную постановочную школу (Г.Пельциг и М.Рейнгардт, В.Гропиус и Э.Пискатор, Ф.Шехтель и К.Станиславский, М.Бархин с С.Вахтанговым и В.Мейерхольд, Г.Шарун и Г.Караян, В.Красильников с А.Великановым и Н.Сац и др.). Но это здание было первым, и тем оно особенно интересно. Оно интересно еще и тем, что работает вот уже около 140 лет без особых архитектурных реконструкций. Несмотря на ряд планировочных неудобств, сооружение в отдельных деталях до сих пор является предметом для подражания и использования технологических находок. Исторический интерес к нему неисчерпаем.
Идея создания своего театрального пространства вынашивалась Вагнером в течение многих лет, когда он работал в Кенигсберге, Риге, Лондоне, Париже, Швейцарии и Германии. Но для реализации не было средств и места. Особое внимание композитора привлек старый деревянный театр в Риге с маленьким залом, построенный рижским архитектором Кристофером Хаберландом, где Вагнер был дирижером в 1837-1839 годах. Композитора восхитили расположенные амфитеатром места для зрителей. Он также по достоинству оценил несколько утопленную в пол яму для оркестра и затемненный во время представлений зрительный зал. Столь непривычное для того времени затемнение имело вполне разумное объяснение: расчетливые рижские купцы, управлявшие театром, пытались таким образом сэкономить на свечах. Кроме того, деревянный интерьер здания, побудивший композитора окрестить рижский театр «сараем», способствовал прекрасной акустике зала, что наверняка отметил тренированный слух капельмейстера. Как бы там ни было, но эти четыре принципа построения театра Вагнер взял с собой, спешно покидая Ригу [7]. И вспомнил о них при строительстве собственного театра.
Идейным другом Вагнера еще в молодости стал знаменитый архитектор и теоретик архитектуры Готфрид Земпер.
Борясь за свободу и конституцию Саксонии, они сблизились с группой интеллектуалов-анархистов, представлявших «Молодую Германию». Позже Вагнер написал публицистическую статью «Искусство и революция». Более того, они с Земпером приняли участие в числе организаторов в дрезденском антиправительственном мятеже и после его поражения в 1849 году бежали: Вагнер к Ф.Листу в Веймар, а затем через Париж в Швейцарию; Земпер сложным путем через два года попал в Лондон и участвовал там в создании Всемирной промышленной выставки 1851 года. Ему не могли простить баррикад, на строительство которых он, будучи членом дрезденского муниципалитета, дал разрешение, чтобы остановить вызванные прусские войска. Оба были объявлены государственными преступниками в числе «главных зачинщиков». В Англии Земпер создает свои теоретические труды «О четырех элементах архитектуры» и основы книги «Практическая эстетика».
Новое правительство Саксонии издало декрет о розыске «демократов первого класса», и Вагнер 13 лет не пересекал границы Германии, а Земпер и позже не смог участвовать в строительстве байрейтского театра, перепоручив это дело Брюквальду. Более того, свой знаменитый дрезденский театр, который носит его имя («Опера Земпера»), он поручил отстроить после пожара своему сыну Манфреду Земперу. Чертежи своих проектов он пересылал через границу и продолжал активную профессиональную деятельность архитектора и ученого в Цюрихе и Вене. В 1862 году Вагнер после покаянных просьб получил полную амнистию и право на беспрепятственный въезд в Германию. По приглашению юного баварского короля Людвига II, поклонника его музыки, он поселился в Баварии, где написал оперу «Тристан и Изольда», вдохновленный бурным романом с Матильдой Везендок, двадцатилетней красавицей, женой своего спонсора и друга Отто Везендока.
Во второй половине 1860-х годов Вагнер сблизился с дочерью Ференца Листа, женой своего ученика и дирижера
Рихард Вагнер у Ференца Листа (за роялем). Козима Лист -в кресле рядом с роялем
Ханса фон Бюлова. Этот союз продлился до конца жизни композитора и был связан со строительством, финансированием и судьбой театра после его смерти.
Вагнера не удовлетворяла парадная обстановка позолоченных ярусных театров. Композитор мечтал увидеть свои оперы в особом своем помещении. Но нужны были деньги и место. «Помощником Вагнера в этом предприятии был его друг, талантливый пианист, ученик Листа Карл Таузиг, взявшийся раздобыть необходимые средства для постройки театра. Таузиг задумал учредить специальное общество на паях. Ранняя смерть помешала ему довести это дело до конца, но инициатива Таузига была подхвачена: в Мангейме поклонники Вагнера создали "Общество Рихарда Вагнера"». Этому примеру последовали в других городах, не только в Германии, но и за ее пределами - в Англии, Америке, Бельгии, Венгрии. Таким образом, нужная сумма была собрана» [1]. В 1870 году Вагнер оформил законный брак с Козимой фон Бюлов, а ее бывший муж дирижировал в Мюнхене премьерой «Тристана и Изольды». К 1872 году было найдено место для строительства нового театра на окраине небольшого городка Байрейта, где в этом же году в торжественной обстановке заложили фундамент. С этого времени все интересы Вагнера были заняты Байрейтом, куда он переселился, выстроив предварительно для себя недалеко от театра виллу, названную им «Ванфред» (ШаИг^п'е^. По сравнению со скромной архитектурой театра интерьер дома и его обстановка отличались роскошью. Здесь теперь находится вагнеровский музей.
Байрейтский театр проектировался как временное сооружение для фестиваля новых опер композитора, в первую очередь для первой постановки всех четырех опер, составляющих «Кольцо нибелунга», которые Вагнер не пожелал исполнять в тех же залах, где исполнялись произведения «этого Мейербера» (оперного композитора, еврея по происхождению). Театр, запроектированный Земпером и Брюквальдом под непосредственным надзором композитора,
Старый театр в Риге, где Вагнер работал дирижером в 1837-1839 годах
имел существенные особенности: массив зрительских мест строился в форме трапеции с крутым амфитеатром со слегка изогнутыми (по очень большому радиусу) ступенями рядов. Такой сектор, как бы вырезанный из античного »амфитеатра, вписывался в прямоугольную конструкцию зала, форма которой была замаскирована выступающими из боковых стен поперечными разной длины декоративными пилонами
Театр в Байрейте. Разрез. Архитекторы Г.Земплер и О.Брюквальд [2]
с увеличением к сцене, так что ширина зала у задней стены достигала 35 м, а у оркестра - 15,5 м. Зал вмещал 1650 зрителей в партере-амфитеатре, ложах за ним и галерее под перекрытием. Длина зала до лож - 29 м, с задними местами - 31 м, что соответствует самым большим оперным залам. Высота зала -15,5 м - уменьшалась к задней части за счет амфитеатра до 10 м [2]. «К изначальной идее композитора
Театр в Байрейте. План: 1 - балкон, 2 - фойе, 3 - салон, 4 - уборные артистов, 5 - хористы, 6 - декорации [2]
Зрительный зал. Видны увеличивающиеся к сцене пилоны Сцена. Веревочные приводы для подъема декораций (справа). Потолок - раскрашенное полотно
58 2 2013
восходит и минималистское внутреннее обустройство театра, действительно "сколоченного из досок" и лишь снаружи обложенного кирпичом. До самого недавнего времени публика сидела на жестких деревянных стульях - лишь пару лет назад их заменили чуть более удобными сиденьями (учитывая продолжительность опер Вагнера, это следует расценивать как акт высокого гуманизма). Впрочем, байрейтские завсегдатаи до сих пор приходят на спектакли с подушками, а элегантные дамы даже подбирают этот "аксессуар" в тон к платью» [3].
По настоянию Вагнера, оркестровая яма была сделана непривычно большой глубины и имела ступенчатый пол в пяти уровнях, уходя глубоко под авансцену как продолжение ступенчатого амфитеатра. Оркестр от зрителей отделялся изогнутым козырьком. Иногда (по настоянию Вагнера) его закрывали черной сеткой, чтобы мелькающие белые манжеты дирижера и музыкантов не отвлекали от сценической романтики. При этом предусматривался огромный состав
Оркестровая ступенчатая яма. Козырьки нависают как со стороны зала, так и со стороны сцены
«Фойе» перед театром в Байрейте во время первых
оркестра - до 115 человек, для чего ширина оркестровой ямы была увеличена почти до 11 м [2]. Обычно в оперных театрах того времени она не превышала 6-7 м. В силу такой особенности байрейтский оркестр звучит слегка приглушенно, «из мистической глубины», создавая удивительный баланс между оркестром и певцами, голоса которых оказываются «на равных» с музыкой, - к чему и стремился Вагнер. «Звук из ямы распространяется вверх по амфитеатру и, только отразившись от задней стенки с ложами, возвращается к сцене и смешивается с голосами певцов. Такие акустические особенности зала создают совершенно своеобразное звучание, отмечаемое восторженными зрителями, хотя и сопряжены с дополнительными трудностями для исполнителей» [2]. (Любопытно, что при реконструкции Большого театра в Москве в 2006 году от архитекторов потребовали в верхнем репетиционном зале предусмотреть такую оркестровую яму, в которой поместился бы «вагнеровский оркестр».) Сцена больших размеров имела ширину 28 м и глубину - 23 м при очень узком портале в 13 м высотой в 12 м. С самого начала была построена большая арьерсцена глубиной 14х12 м при высоте 14 м. Глубокий трюм был оборудован подъемно-опускными машинами и имел три уровня. Такое решение предвосхищало проекты ХХ века.
Сцена в Байрейте отделялась от зала двойным порталом над оркестром («мистическая бездна»), подчеркивающим дистанцию между земной публикой и высоким смыслом происходящего на сцене. Для оперативной смены живописных декораций была построена высокая сценическая коробка (28,5 м - высота до колосников), вмещавшая в себя несколько десятков штанкетных подъемов. При очень скромном декоративном оформлении здания некоторые технические решения до сих пор остаются уникальными, сохраняя вот уже почти полтора столетия неослабевающий интерес публики к фестивалю, проводимому в этих стенах.
В театре отсутствует фойе. Перед началом спектакля и во время часовых антрактов публика прогуливалась на свежем воздухе, что возможно, поскольку фестивали проходили
летом, а на случай плохой погоды вдоль продольных стен театра сооружались легкие навесы, под которыми можно было спрятаться от дождя. И вообще Вагнер утверждал, что театр - это отнюдь не место отдыха и развлечения, а храм искусства, «прихожанам которого не следует расслабляться», и поэтому им не нужен излишний комфорт.
В 1874 году была закончена музыкальная драма «Гибель богов», завершившая труд Вагнера над «Кольцом нибелунга». В 1875-м начались репетиции в здании с неоконченной отделкой и неотлаженным оборудованием, а в августе 1876 года в новом театре был проведен первый летний вагнеровский фестиваль.
Вопреки расхожему мнению, байрейтский фестшпильхауз был возведен не на деньги короля Людвига II, а на заем, официально предоставленный Вагнеру баварской казной (этот кредит, кстати, был полностью погашен вдовой композитора к 1906 году). Также на строительство пожертвовали немалые средства музыканты. Среди них Ференц Лист и Ханс фон Бю-лов. Впоследствии Бюлов стал одним из первых дирижеров фестиваля.
Строился Байрейтский театр три с половиной года при постоянных перебоях с деньгами и даже без заранее утвержденного проекта исключительно благодаря безрассудной решительности и невероятной энергии Вагнера, «взявшегося просто из досок сколотить подобие большой конюшни». Даже верная Козима с некоторым ужасом писала в своем дневнике: «Они вырыли на холме яму, и из нее растет театр!» [3].
Похоже, что Вагнера не очень волновали вопросы внешней архитектуры здания. Театральное пространство создавалось так, чтобы ничто не мешало демонстрации философских и музыкальных идей автора, а напротив, помогало донести их до зрителей. Вагнера не устраивали королевские театры Мюнхена, Дрездена и Байрейта с их шикарными, перенасыщенными золотом и лепниной интерьерами, приспособленными для встреч и общения аристократической публики. Скромные краснокирпичные стены и ненавязчивые белые детали вполне устраивали автора музыки. Более того, он считал, что сооружение должно быть временным, сезонным, фестивальным и потому «неповторимым».
Первое торжественное представление тетралогии продолжалось четыре дня и затем было повторено три раза подряд - всего 12 дней. В грандиозной композиции соединилось все, что было дорого Вагнеру, - музыка, легенда, философическая мифология, героизация истории, личная драма героев и «гибель богов» на фоне эмоционально не давящей архитектуры.
На открытие фестиваля приехали знаменитые деятели культуры: Огюст Роден, Огюст Ренуар, Марк Твен, Бернард Шоу, Фридрих Ницше, бывший ученик и друг Вагнера. Среди прочих в первый год фестиваля Байрейт посетили император Вильгельм Второй и австрийская императрица Сиси. Приехали виднейшие музыкальные деятели разных стран: из Веймара - Лист, из Парижа - Сен-Санс. От газеты «Русские ведомости» на премьеру «Кольца нибелунга» был командирован
Первоначальный вид зала до установки кресел. Слева видна лестница в оркестр, над которым еще нет козырька. Над высокой галереей принцев только один балкон. Кесонированный потолок - роспись на холсте -впоследствии был изменен
корреспондент Петр Ильич Чайковский. Свои впечатления он увлекательно описал в нескольких развернутых очерках, объединенных в цикл «Байрейтское музыкальное торжество» - бесценное свидетельство очевидца не только о музыке, но и об архитектуре театра и города с его социальными просчетами. Чтобы передать атмосферу фестиваля и впечатление от байрейтского театра, имеет смысл привести фрагменты этих статей.
Чайковский с увлечением описывает начало многолетней традиции: «Супруга прусского министра Шлейница и умерший пять лет тому назад пианист Карл Таузиг, оба восторженные поклонники композитора, придумали весьма остроумный план добыть нужную Вагнеру для постройки временного театра со всеми приспособлениями сумму в 300 тысяч талеров посредством организации Общества на паях... Смерть помешала Таузигу быть учредителем этого Общества, но мысль его не осталась бесплодною. В Мангейме несколько поклонников музыки Вагнера составили из себя, по мысли Таузига, Общество, получившее название "Общество Рихарда Вагнера". В начале 1871 года надежды Вагнера уже настолько стали близки к осуществлению, что он начал искать город, в котором бы наицелесообразнее мог быть построен его театр.
Выбор Вагнера пал на Байрейт, небольшой город, бывшую столицу маркграфа байрейтского, лежащий среди прелестной местности и вполне подходивший под требования нашего композитора. Городские власти Байрейта приняли искреннее участие в деле Вагнера и подарили ему нужный участок земли. Нашелся искренно увлеченный делом архитектор, и 22 мая 1872 года фундамент проектированного театра уже был торжественно заложен. Празднование закладки театра сопровождалось торжественным концертом, в котором под управлением Вагнера была исполнена девятая симфония Бетховена, банкетом и речью героя праздника, в которой он
горячо благодарил друзей своего искусства за их деятельную и энергическую поддержку... Особенность устройства байрейтского театра заключается в том, что громадный по составу оркестр будет невидим. Вагнер, исходя из той идеи, что слишком реальная техническая обстановка оркестра мешает идеальному впечатлению сценической иллюзии, пришел к заключению, что в оперном театре оркестр должен помещаться в углублении между сценой и зрительной залой. Места для зрителей устроены в виде постепенно расширяющегося амфитеатра. Лож не будет вовсе. Зрительный зал освещаем не будет. Вагнер хочет, чтоб его слушатель не был развлекаем от сцены решительно ничем и чтоб ему казалось, что будто кроме его и сцены в минуту слушания не существует ничего в мире» (Очерк 1) [5].
В одном из очерков Чайковский касается непосредственно архитектурных особенностей театра и дома самого Вагнера: «В настоящее время вагнеровский театр, построенный на довольно высоком холме, вне пределов города, обращает на себя исключительное внимание съехавшихся сюда иностранцев. История возникновения этого громадного здания, имеющего 48 метров высоты и вмещающего в себе свободно около двух тысяч зрителей (на самом деле около 1700 мест. - А.А.), была уже изложена мной в первой статье о "Перстне нибелунгов". Он построен по плану архитектора Брюквальда и, надо сознаться, обращает на себя внимание зрителя не изяществом форм, а исключительно своими колоссальными размерами. Это скорее огромный балаган, как будто наскоро выстроенный для какой-нибудь выставки промышленности, чем здание, долженствующее вместить в себе массу людей, пришедших со всех концов мира искать художественных наслаждений. В том гармоническом сочетании всех искусств, к которому стремится Вагнер, архитектуре отведено слишком скромное место. Не будучи знатоком зодчества, позволю себе, однако ж, заметить,
Свыше 15 000 мест
Сопоставительные схемы театральных зданий Европы
3000 мест 2300 мест (XIX век)
1645 мест
Театр в Эпидавре. Греция. IVвек до н.э.
Театр Ла Скала в Милане. Архитектор Дж.Пьермарини. 1776
Большой театр в Москве. Архитекторы А.Кавос и О.Бове. 1825/ реконструкция 1856
Театр в Байрейте. Архитекторы Г.Земплер и О.Брюквальд. 1872-1876
что можно было бы, удовлетворив практическим требованиям вагнеровского замысла, обратить также некоторое внимание и на художественные условия. Нововведения, придуманные Вагнером, полагаю, нисколько не могли заставить архитектора Брюквальда пожертвовать красотой здания в пользу его удобства и целесообразности.
Места для сидения устроены в подражание древним амфитеатрам; ряды идут один за другим, постепенно возвышаясь до самой вершины, на которой устроена галерея для царствующих особ. Лож в театре нет. Выше царской галереи еще находятся даровые места для байрейтских жителей, оказавших даровые услуги громадному предприятию. Оркестр, как я говорил уже, невидим: он помещается в углублении между сценой и амфитеатром. Машины находятся в ведении придворного театрального машиниста из Дармштадта Бранд-
Дом Вагнера в Байрейте. Садовый фасад
та, знаменитого знатока своего дела. Декорации написаны братьями Брокнер из Кобурга по рисункам венского художника Гофмана. Превосходное газовое освещение устроено фирмою Штаудт из Франкфурта. Костюмы исполнены берлинским профессором Деплером, которого в Германии считают гениальным по этой части художником.
Другая первостепенная замечательность Байрейта есть дом Вагнера, построенный в 1874 году. Он стоит среди разрастающегося сада, имеет квадратную форму и украшен по фасаду следующею надписью: Hier, wo mein Woehnen Frieden fand, Wahnfried Sei dieses Haus von mir benannt (Здесь, где мечты мои нашли покой, "Покой мечты" - я назову тебя, мой дом).
Над этою надписью красуется фреска, исполненная художником Крауссе из Дрездена. Она изображает Вотана в виде странника (как в Зигфриде) с его двумя воронами, как бы рассказывающего свою таинственную историю двум соседним фигурам. Одна из них греческая трагедия, другая -музыка, а под этой последней изображен стремящийся к ней юноша Зигфрид, воплощающий в себе искусство будущности.
Дом выстроен по указаниям самого Рихарда Вагнера архитектором Вельфелем. В подвальном этаже находятся помещение для прислуги, кухня и печи. Выше помещаются приемные покои, столовая и высокая зала, освещаемая сверху. В верхнем этаже находятся жилые покои. Кабинет Вагнера устроен, как, впрочем, и весь остальной дом, с необычайной роскошью. Перед домом поставлена статуя короля Людвига Баварского» (Очерк 4) [5].
Обстановку открытия фестиваля и театра Чайковский передал довольно подробно: «Я приехал в Байрейт 12 августа, накануне первого представления первой части тетралогии. Город представлял необычайно оживленное зрелище. И туземцы, и иностранцы, стекшиеся сюда в буквальном смысле
Фото П.И.Чайковского 1876года. В этом Дом Вагнера в Байрейте. Главный фасад. Перед входом - бюст году он посетил Байрейт и написал Людвига II Баварского очерки о Байрейтском фестивале
62 2 2013
со всех концов мира, спешили к станции железной дороги, чтобы присутствовать при встрече императора Вильгельма. Мне пришлось смотреть на эту встречу из окна соседнего дома. Перед моими глазами промелькнуло несколько блестящих мундиров, потом процессия музыкантов вагнеровского театра со своим диригентом Гансом Рихтером во главе, потом стройная и высокая фигура аббата Листа с прекрасной типической седой головой его, столько раз пленявшей меня на его везде распространенных портретах, потом в щегольской коляске сидящий бодрый маленький старичок с орлиным носиком и тонкими насмешливыми губами, составляющими характеристическую черту виновника всего этого космополитически художественного торжества Рихарда Вагнера < ... > Какой подавляющий напор горделивых чувств наступившего наконец торжества над всеми препятствиями испытывал, должно быть, этот маленький человек, добившийся силою воли и таланта воплощения своих смелых идеалов!..
Я отправился бродить по маленькому городу. Все улицы переполнены суетливой толпой чего-то ищущих с беспокойным выражением лиц посетителей Байрейта. Через полчаса эта черта озабоченности на всех лицах объяснилась для меня очень просто и без всякого сомнения появилась на моей собственной физиономии. Все эти торопливо снующие по улицам города люди хлопочут об удовлетворении сильнейшей из всех потребностей всего на земле живущего, потребности, которую даже жажда художественного наслаждения заглушить не может, - они ищут пищи. Маленький городок потеснился и дал приют всем приехавшим, но накормить их он не может. Таким образом, я в первый же день приезда по опыту узнал, что такое борьба из-за куска хлеба. Отелей в Байрейте немного; большинство приезжих поместилось в частных квартирах. Имеющиеся в отелях табльдоты никак не могут вместить в себя всех голодающих. Каждый кусок хлеба, каждая кружка пива добывается с боя, ценою невероятных усилий, хитростей и самого железного терпения. Да и добившись места за табльдотом, нескоро дождешься, чтобы до тебя дошло не вполне разоренным желанное блюдо. За столом безраздельно царит самый хаотический беспорядок. Все кричат разом. Утомленные кельнеры не обращают ни малейшего внимания на ваши законные требования. Получение того или другого из кушаний есть дело чистой случайности. Существует при театре громадный балаганный ресторан, обещающий хороший обед в два часа для всех желающих, но попасть туда и достать что-нибудь в этом омуте голодающего человечества есть дело высочайшего героизма и необузданной смелости. Я нарочно так много распространяюсь об этом обстоятельстве, чтоб указать читателям на наиболее выдающуюся черту байрейтского общества меломанов. В течение всего времени, которое заняла первая серия представлений вагнеровской тетралогии, еда составляла первенствующий общий интерес, значительно заслонивший собой интерес художественный. О бифштексах, котлетах и жареном картофеле говорили гораздо больше, чем о музыке Вагнера...
Я сказал уже, что в Байрейт съехались представители всех цивилизованных национальностей. Действительно, в первый же день моего приезда я имел возможность увидеть целую массу известных представителей музыкального мира Европы и Америки. Впрочем, нужно оговориться. Самые веские музыкальные авторитеты, первостепенные знаменитости, блистают полнейшим отсутствием. Верди, Гуно, Тома, Брамс, Антон Рубинштейн, Рафф, Иоахим, Бюлов - в Байрейт не приехали. Из очень знаменитых виртуозов, не говоря о Листе, который находится с Вагнером в отношениях ближайшего родства и долголетней дружбы, можно указать только на нашего Н.Г.Рубинштейна. Кроме него, из русских музыкантов я видел здесь господ Кюи, Лароша, Фаминцына, а также профессоров нашей консерватории: г-на Клиндворта, как известно, сделавшего фортепианное переложение всех четырех опер, составляющих тетралогию Вагнера, и г-жу Вальзек, преподавательницу пения, хорошо Москве известную...
Представление "Рейнгольда" состоялось, согласно объявлению, в воскресенье, 1 августа, в 7 часов вечера. Оно продолжалось без перерыва два с половиною часа. Следующие три оперы "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов" шли с получасовыми перерывами и занимали время от 4 до 10 часов. Начиная с трех часов пестрая толпа приехавших в Байрейт артистов и любителей предпринимала свое движение по направлению к театру, который, как я сказал выше, находится в значительном отдалении от города. Это была едва ли не самая тяжелая минута дня, даже и для тех немногих, которым удавалось пообедать. Дорога не защищена от лучей палящего солнца, да вдобавок идет в гору. В ожидании начала представления толпа ищет тени или добивается кружки пива в одном из двух ресторанов. Тут возобновляются старые и делаются новые знакомства; со всех сторон слышатся жалобы на неудовлетворенный голод, идут разговоры о предстоящем или состоявшемся накануне представлении. Ровно в четыре часа раздается громкая фанфара. Вся толпа устремляется в театр. Через пять минут все уже заняли свои места. Снова слышится фанфара, говор и шум умолкают, газовые лампы, освещающие залу, внезапно тухнут, весь театр погружается в глубокий мрак, из глубины сидящего в яме оркестра раздаются красивые звуки прелюдия, занавес раздвигается и начинается представление. Каждое действие длится полтора часа. Затем следует первый антракт, довольно мучительный, так как, выйдя из театра, очень трудно найти местечко в тени: солнце еще высоко на небе. Второй антракт, напротив, составляет одну из лучших минут дня. Солнце уже спустилось к горизонту; в воздухе начинает чувствоваться вечерняя свежесть, кругом лесистые холмы и вдали хорошенький городок представляют отдохновительное зрелище. В 10-м часу представление кончается, и тут начинается самая упорная борьба из-за существования, то есть из-за места за ужином в театральном ресторане. Потерпевшие неудачу стремятся в город, но там разочарование еще ужаснее. В отелях все места
заняты. Слава богу, если найдешь кусок холодного мяса и бутылку вина или пива.
Итак, скажу в заключение, что в конце концов я вынес из выслушания "Перстня нибелунгов". Вынес я смутное воспоминание о многих поразительных красотах, особенно симфонических, что очень странно, так как менее всего Вагнер помышлял писать оперу на симфонический лад; вынес благоговейное удивление к громадному таланту автора и к его небывало богатой технике; вынес сомнение в верности вагнеровского взгляда на оперу; вынес большое утомление, но, вместе с тем, вынес и желание продолжать изучение этой сложнейшей из всех когда-либо написанных музык. Пусть "Перстень нибелунгов" кажется местами скучен; пусть многое в нем на первый раз неясно и непонятно; пусть гармония Вагнера подчас страдает запутанностью и изысканностью; пусть теория Вагнера ошибочна; пусть в ней немалая доля бесцельного донкихотства; пусть громадный труд его обречен на то, чтобы покоиться вечным сном в опустелом байрейт-ском театре, оставив по себе сказочную память о гигантском труде, сосредоточившем на себе временно внимание всего мира, - все же "Нибелунгов перстень" составит одно из знаменательнейших явлений истории искусства. Как бы ни относиться к титаническому труду Вагнера, но никто не может отрицать великости выполненной им задачи и силы духа, подвигнувшей его довести свой труд до конца и привести в исполнение один из громаднейших художественных планов, когда-либо зарождавшихся в голове человека» (Очерк 5) [5].
Много лет спустя автор «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» скажет: «...Он был, можно сказать, гением, стоящим в германской музыке наряду с Моцартом, Бетховеном, Шубертом и Шуманом. Но, по моему глубокому и твердому убеждению, он был гением, следовавшим по ложному пути. Вагнер был великим симфонистом, но не оперным композитором... Все, что нас восхищает в Вагнере, принадлежит, в сущности, к разряду симфонической музыки... Нет! Уважая высокий гений, создавший Вступление к "Лоэнгрину" и "Полет валькирий", преданно склоняясь перед пророком, я не исповедую религии, которую он создал».
Первый фестиваль оказался разорительным для его организаторов. Второй раз такое удалось повторить только в 1882 году. На следующий год Рихард Вагнер умер в Венеции на Большом канале в знаменитом палаццо Вендрамин-Кол-лерджи (он любил хорошую архитектуру, когда она не мешала сцене) и был похоронен в саду своей виллы «Ванфред». А еще через несколько лет фестивали стали достаточно регулярными и проводились под руководством вдовы Вагнера Козимы, которая пережила мужа на 47 лет. Ей удалось совершенствовать и его организацию, и само здание. Именно тогда в театре появилось электрическое оборудование. Пели на фестивале поначалу исключительно немецкие певцы, однако в 1904 году в балетной сцене «Тангейзера» принимала участие, например, знаменитая танцовщица Айседора Дункан, а автором эскизов к костюмам и декорациям для постановки
«Парсифаля» был русский художник Павел Жуковский (сын поэта В.А.Жуковского), познакомившийся и сблизившийся с Рихардом Вагнером в последние годы его жизни.
С 1908 года предприятие возглавил сын Рихарда и Козимы Зигфрид. В юности он успел поучиться не только музыке, но и архитектуре, однако в итоге все-таки стал композитором и до официального принятия руководства фестивалем уже участвовал в нем в качестве дирижера и режиссера. За время своего байрейтского главенства «музыкальный архитектор», помимо хорошего дирижирования, сильно продвинул сценографическую сторону дела, используя в постановках особую сценическую технику и освещение, весьма новаторские для того времени [7]. В 1915 году Зигфрид, которому тогда было уже 46, женился на восемнадцатилетней Винифред Вильямс. Байрейту были нужны наследники, а Зигфриду - социальное алиби: гомосексуальные склонности, которых сын Вагнера никогда не скрывал, сделали его персона нон грата в некоторых мюнхенских и берлинских кругах [3]. После смерти Зигфрида Вагнера в 1930 году до 1944 года всем заведовала его жена Винифред, чрезмерно политизировавшая фестиваль в соответствии со своими воззрениями, принесшая большой вред репутации Байретского театра сотрудничеством с Гитлером. Винифред с детских лет бредила зигфридами и лоэнгринами и, впервые попав в Байрейт, незамедлительно влюбилась в обнаруженного там Зигфрида Вагнера. Счастливым брак по вполне понятным причинам не был, несмотря на рождение четверых детей. Ее большой юношеской любовью - кроме оперного Лоэнгрина - был живой Адольф Гитлер, который, по некоторым свидетельствам, отвечал Винифред взаимностью. Во всяком случае, Винифред Вагнер и Адольфа Гитлера связывали тесные дружеские отношения, укрепившиеся на почве общего преклонения перед Рихардом Вагнером. Еще в 1920-е годы Винифред Вильямс стала членом НСДРП. В 1924 году, когда Гитлер сидел в австрийской тюрьме, она организовала активный сбор средств в пользу заключенного. «Я спросила его, что ему больше всего нужно, - вспоминала Винифред. - Он ответил: "Бумага!" И я стала присылать ему кипы бумаги». После войны Винифред упрекали в том, что на ее бумаге была написана «Майн кампф» [3].
С середины 1920-х годов Зигфрид Вагнер начал устраняться от руководства фестивалем из-за давления со стороны «друзей Байрейта». В 1930-е годы Байрейт объявляется «памятником культуры национального значения» и заваливается субсидиями. Планируется даже строительство нового театра на Зеленом холме, рядом со старым, над которым собирались соорудить подобие саркофага. Намечался помпезный проект с нагромождением античных колонн, египетских стелл и византийских куполов. После крушения нацистской Германии Винифред Вагнер была признана судом «причастной к преступлениям нацизма», однако сумела добиться смягчения приговора, доказав, что спасла от концлагеря нескольких неарийских сотрудников фестиваля. Внучка Р.Вагнера Фриде-линда порвала с семьей, уехала в США, где ее удочерил Артуро
Тосканини. До самой смерти в 1991 году она не восстановила отношений ни с матерью, ни с остальной байрейтской родней. Большую лояльность к семейным традициям проявили ее братья - Виланд (1917 г.р.) и Вольфганг (1919 г.р.) Вагнеры, выступавшие как режиссеры и организаторы. В 1950-х они восстановили до какой-то степени репутацию байрейтских фестивалей, которые были запрещены союзниками антигитлеровской коалиции до 1951 года.
Байрейт сегодня - это тридцать спектаклей, проходящих примерно в последней декаде июля и первых двух декадах августа в помещении театра, открытого в 1876 году. Вольфганг, внук Рихарда Вагнера, весной 2008 года оставил пост директора Байрейтского фестиваля. «Нынешние руководители фестиваля - Катарина Вагнер и Ева Вагнер-Паскье - остановили свой выбор в качестве дирижера на новой восходящей звезде Кирилле Петренко, который вместе с известным радикальным режиссером Франком Касторфом представит публике новое байрейтское "Кольцо нибелунга". И можно не сомневаться, что, в отличие от многих одинаково скучных, "новаторски-обличительных" фестивальных спектаклей последних лет, свою долю жарких дискуссий и ломания копий эта постановка получит - просто потому, что это Байрейт, это "Кольцо нибелунга" и это юбилейный вагнеровский 2013 год» [3].
Внук Рихарда Вагнера Вольфганг Вагнер (19192010) - руководитель Байрейтского театра в 1960-2000-х годах с дочерью Катариной Вагнер, руководителем и режиссером Вагнеровского фестиваля в Байрейте сегодня
Литература
1. ЛевикБ.В. Театр в Байрейте // www.wagner.su >пс^е/184.
2. Бархин Г.Б. Архитектура театра. М.: Академия архитектуры СССР, 1947.
3. Рахманова А. «Валгалла» на Зеленом холме // Вокруг света. 2007. №12.
4. Муравьева И. Взорванная пастораль. Байрейтский фестиваль накануне 200-летия Рихарда Вагнера проходит в нервной атмосфере // Российская газета. 20.08.2012.
5. ЧайковскийП.И. Байрейтское музыкальное торжество // Музыкально-критические статьи. М., 1953.
6. Вагнер Р.В. Моя жизнь. Мемуары. СПб., 1911.
7. www.wagner.su/book/export/html/183.
8. Ницше Ф. Казус Вагнера. Туринское письмо в мае 1888 года // Собрание сочинений. Т. 2. М.: Мысль, 1990.
9. Манн Т. Страдания и величие Рихарда Вагнера// Собрание сочинений. Т.10. М.,1961.
10. Попкова Л. Хроника «звездной дружбы» Ф.Ницше и Р.Вагнера // Музыкальная жизнь. 1990. № 17.
Literature
1. LevikB.V. Teatr v Bajrejte // www.wagner.su >node/184.
2. Barhin G.B. Arhitektura teatra. M.: Akademija arhitektury SSSR, 1947.
3. Rahmanova А. «Valgalla» na Zelenom holme // Vokrug sveta. 2007. №12.
4. Muravjeva I. Vzorvannaja pastoral. Bajrejtskij festival nakanune 200-letija Riharda Vagnera prohodit v nervnoj atmosfere // Rossijskaja gazeta. 20.08.2012.
5. Chajkovskij P.I. Bajrejtskoe muzykalnoe torzhestvo // Muzikalno-kriticheskie statji. M., 1953.
6. VagnerR.V. Moja zhizn. Memuary. SPb.,1911.
8. Nicshe F. Kazus Vagnera. Turinskoje pismo v maje 1888 goda // Sobranie sochinenij. T. 2. M.: Mysl, 1990.
9. Mann T. Stradanija i velichie Riharda Vagnera// Sobranie sochinenij. T.10. M.,1961.
10. Popkova L. Hronika «zvezdnoj druzhby» F.Nicshe i R.Vagnera // Muzykalnaja zhizn. 1990. № 17.
Richard Wagner and the Architecture. To the 200th
Anniversary of the Birth of the Composer. By A.V.Anisimov
Wagner theatre in Bayreuth became the first attempt to create a theatrical building in cooperation with an architect and an art director. Before this time there was no such profession as a stage director and no composers who would be able to arrange their own theatre in accordance with their staging conception.
The strong creative character of the composer dictated him the main features of this building: the form of main hall, Stage structure, unusual location of the huge orchestra, the absence of a foyer, boxes and circles, quiet finishing of the interiors and elevations. The theatre itself caused a great interest in architectural and musical circles throughout the world. P.I.Tchaikovsky paid special attention to this building. Except the theatre building Wagner worked out the conception of his own house in Bayreuth which architecture and interiors reflecting the artistic taste of the composer.
Ключевые слова: театральное здание, архитектура, пространство, зал, оркестр, портал, партер, амфитеатр, сцена, акустика, композитор, концептуальный проект.
Key words: theatre building, architecture, space, theatre hall, orchestra, portal, stalls, amphitheater, scene, acoustics, composer, concept project.