УДК 902
Куцерубова Ксения Михайловна
магистрант II курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КЕРАМИКИ ВОЛГО-КАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ksenia M. Kucerubova
II year Master of the Faculty of History
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
RESULTS OF TECHNICAL-TECHNOLOGICAL ANALYSIS OF CERAMICS OF VOLGA-KAMA CULTURE
Аннотация. В статье представлены результаты анализа керамических коллекций волго-камской культуры на территории Среднего и Верхнего Прикамья. Анализ выполнен в рамках историко-культурного подхода, разработанного А.А. Бобринским.
Ключевые слова: керамика, неолит, волго-камская культура, технико-технологический анализ, историко-культурный подход.
Abstract. The results of analysis of ceramic collections of Volga-Kama culture in the Middle and Upper Kama region performed on the basis of the historical and cultural approach developed by A.A. Bobrinsky.
Keywords: Ceramics, Neolithic, Volga-Kama culture, technical-technological analysis, historical and cultural approach.
В неолите Среднего Предуралья выделяют две группы памятников. Одна из них связана с керамикой, орнаментированной наколами. Накольчатый элемент орнамента возникает в результате вдавлений инструментов с различной формой рабочей части (овальной, каплевидной, треугольной, трапециевидной). Эти отпечатки характеризуются небольшими размерами и глубиной, наносились перпендикулярно или чаще под углом к поверхности сосуда. Их отличительной особенностью является то, что инструмент погружался в глину и извлекался наружу по одной и той же оси. Положение рабочей части инструмента легко реконструируется по направлению наклона отпечатка [4, с. 27].
© Куцерубова К.М., 2017
В своих работах О.Н. Бадер предложил называть культуру, связанную с керамикой с накольчато-прочерченной орнаментацией, волго-камской. В культуре выделяется 2 этапа - ранненеолитический и развитый.
Для волго-камской культуры характерны плоскодонные сосуды баночной формы, орнаментированные как в технике «отступающей палочки», так и отдельными наколами треугольной, овальной, округлой и ногтевидной формы.
Данная работа посвящена технико-технологическому анализу керамики волго-камской культуры. В частности, исследованию исходного пластичного сырья (ИПС) и формовочных масс (ФМ).
Технико-технологическому анализу подверглись фрагменты 57 сосудов со следующих памятников: Чашкинское Озеро VIII, Чернушка, Чашкинское Озеро VI, Чашкинское Озеро IV, Чашкинское Озеро III (а), Чашкинское Озеро IX. Анализ проводился при помощи микроскопа МБС-9 на базе лаборатории археологической трасологии, антропологии и экспериментальной археологии ПГГПУ. Аналитические исследования осуществлялись в рамках историко-культурного подхода, разработанного А.А. Бобринским, и выделенной им структуры гончарного производства [3, с. 5-109].
Керамика изученных памятников имеет следующие внешние характеристики:
1) толстостенность - почти вся посуда имеет толщину от 0,7 см и более, исключением являются коллекции стоянок Чашкинское Озеро IX и Чернушка, на них зафиксированы более тонкостенные фрагменты (0,5-0,6 см);
2) основные формы венчиков: скошенный внутрь с наплывом и без него, прямой с уплощенным или округлым торцом;
3) орнаментация керамики волго-камской культуры представлена различными композициями. Наколы могли наноситься, как только по венчику или насечками по торцу сосуда, так и по всей поверхности.
Основными элементами орнамента являлись овальные, округлые, треугольные, подквадратные или ногтевидные насечки. Почти во всех изученных коллекциях присутствует техника отступания при нанесении орнамента, исключением является только стоянка Чашкинское Озеро IX.
Анализ исходного пластичного сырья (ИПС) керамики волго-камской культуры показал преобладание глин в общем объеме ИПС (65 %), при наличии определенной доли сосудов из илистых глин (35 %). В ходе изготовления посуды из глин жирное сырье использовалось в 3,5 раза чаще, чем тощее (78 % : 22 %). Использование глины во влажном состоянии преобладало над использованием сухих смесей (59 % : 41 %). Памятники Чернушка и Чашкинское Озеро VI показали использование только глин в качестве ИПС, при этом чаще всего они использовались в незапесоченном состоянии (табл. 1).
Для керамики волго-камской культуры изученных памятников характерно преобладание несмешанного двухкомпонентного состава «ИПС + шамот» - 96 % с использованием крупных фракций шамота (табл. 2).
Только в 2 случаях отмечено использование смешанного многокомпонентного состава «ИПС + шамот + органический раствор» с крупными фракциями шамота на памятниках Чашкинское Озеро VI и Чашкинское Озеро IX [1, с. 94; 2, с. 126-131].
Подводя итог, стоит отметить, что керамика волго-камской культуры изученных памятников имеет много схожих черт, не только по внешним характеристикам, но и в том, что касается способов изготовления сосудов (ИПС и ФМ). Таким образом, для волго-камской культуры по исследованным материалам можно выделить такие традиции, как:
1) изготовление сосудов из глин во влажном состоянии с добавлением в формовочную массу шамота;
2) изготовление сосудов, орнаментированных в основном отдельными овальными наколами и «отступающей палочкой»;
3) изготовление сосудов с толстыми стенками от 0,7 см и более;
4) изготовление сосудов с венчиками прямыми с уплощеным/округлым торцом или скошенными внутрь.
На наш взгляд, керамику волго-камской культуры также можно разделить на два этапа:
К раннему неолиту можно отнести керамические комплексы памятников Чашкинское Озеро VIII, Чернушка, часть коллекции поселения Чашкинское Озеро VI. К характерным чертам данного этапа можно отнести: распространение венчиков с уплощенным или округлым торцом, овальные или треугольные ряды наколов и присутствие «отступающей» палочки, сосуды изготовлены из глин/илистых глин с добавлением в формовочную массу шамота.
К развитому этапу неолита стоит отнести керамические комплексы памятников Чашкинское Озеро IV, Чашкинское Озеро III (а), Чашкинское Озеро IX и часть коллекции поселения Чашкинское Озеро VI. Для керамики этих памятников присущи следующие черты: венчики с уплощенным торцом или скошенные внутрь (с наплывом или без него), получают распространение ногтевидные насечки, а «отступающая» палочка не является ведущим способом орнаментации, сосуды изготавливались из глин или илистых глин, в формовочную массу, помимо шамота, замешиваются шамот с органическим раствором [5, с. 68-73].
По данным радиоуглеродного анализа керамические комплексы обоих периодов не имеют большого хронологического разрыва, поэтому на некоторых памятниках, в частности Чашкинское Озеро VI, присутствуют две хронологически разные группы керамики.
Список литературы
1. Батуева Н.С. Куцерубова К.М. Технико-технологический анализ накольчатой керамики стоянки Чашкинское Озеро IX // Геолого-археологические исследования в Тимано-Североуральском регионе. Доклады 18-й научной конференции. Сыктывкар: Геопринт, 2015. Т. XVIII. С. 94-95.
2. Батуева Н.С., Куцерубова К.М., Лычагина Е.Л. Сравнительные анализ керамики неолитической стоянки Чашкинское Озеро VI // Геолого-археологическое исследование в Тимано-Североуральском регионе. Доклады 18-й научной конференции. Сыктывкар: Геопринт, 2015. Т. XVIII. С. 126-131.
3. Бобринский А.А. Гончарная технология как объект историко-культурного изучения // Актуальные проблемы изучения древнего гончарства. Коллективная монография. Самара: СамГПУ, 1999. С. 5-109.
4. Жукова О.В. Орнаментация керамики Пермского Предуралья в эпоху неолита и энеолита. Черновик дис. ... канд. ист. наук // Архив МАЭ ПГГПУ. Пермь, 2012.
5. Лычагина Е.Л. Каменный и бронзовый век Предуралья: учебное пособие. Пермь: ПГГПУ, 2013. 153 с.
Таблица 1
Результаты изучения исходного пластичного сырья (ИПС) керамики
Исходное пластичное сырья (ИПС)
Илистые глины Глины Ито-
Памятники жирные тощие жирные тощие го:
увл. др. с/с увл. др. с/с увл. др. с/с увл. др. с/с
Накольчатая керамика
1. Чашкинское - - - - 4 1 4 - 9
Озеро VI
2. Чашкинское 2 3 - 2 - 1 - - 8
Озеро IV
3. Чашкинское - - 3 - - - 1 - 4
Озеро VIII
4. Чашкинское 1 - - - 3 - 1 - 5
Озеро IX
5.Чернушка - - - - 2 2 1 - 5
6. Чашкинское 6 3 - - 6 10 - 1 26
Озеро III (а)
ВСЕГО: 9 6 3 2 15 14 7 1 57
15 5 29 8
20/35 % 37/65 % 100
%
Таблица 2
Результаты изучения формовочных масс (ФМ) керамики
Памятники Формовочные массы (ФМ) Итого:
Л О.Р. + Ш О.Р.
Ш<2 мм Ш<3-5 мм Ш<2 мм Ш<3-5 мм
Накольчатая керамика
1. Чашкинское Озеро VI 2 6 - 1 - - - 9
2. Чашкинское Озеро IV 1 7 - - - - - 8
3. Чашкинское Озеро VIII - 4 - - - - - 4
4. Чашкинское Озеро IX - 4 - 1 - - - 5
5. Чернушка 5 - - - - - - 5
6. Чашкинское Озеро III (а) 6 20 - - - - - 26
ВСЕГО: 14 41 2 — — 57
55 2
55/96 % 2/4 % 100 %
Сокращения: Ш - шамот, ОР - органический раствор.